Главная страница
Навигация по странице:

  • 23. Симфоническая музыка, ее жанры.

  • 24.Характеристика инструментов симфонического оркестра, их классификация

  • 1.. Струнно-смычковые

  • 3. Медно-духовые

  • 5. Клавишные

  • 3.Медные духовые

  • 5.Клавишные инструменты

  • 25. Характеристика хоровой музыки, ее основные жанры.

  • 26. Характеристика камерной музыки, ее основные жанры.

  • 27. Становления музыкального образования на территории современной БЕЛАРУСИ в период до 1917 года

  • методика музо шпоры_4 курс ЭКЗАМЕН(1). Методика музыки экзамен


    Скачать 79.84 Kb.
    НазваниеМетодика музыки экзамен
    Дата14.02.2023
    Размер79.84 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файламетодика музо шпоры_4 курс ЭКЗАМЕН(1).docx
    ТипДокументы
    #936781
    страница3 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    22. Характеристика основных музыкальных театральных жанров (опера, балет и др.)

    ОПЕРА – музыкальнодраматическое произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. В Германии 18 века благодаря творчеству Христофа Виллибальда Глюка (опера «Орфей и Эвридика»), опера насыщается более глубоким и правдивым содержанием, в связи с чем Глюк считается реформатором оперного жанра. Одновременно формируется новый жанр комической оперы, более близкой к жизни, берущей сюжеты из обыденной действительности. В разных странах появляются особые разновидности этого жанра: балладная опера в Англии, операбуффа в Италии, опера-комик во Франции, зингшпиль в Германии и Австрии; Существенному обновлению подвергается опера в эпоху романтизма: уничтожаются жѐсткие границы между различными еѐ жанрами, обогащаются средства музыкально-драматической выразительности, в частности за счѐт усиления самостоятельной роли оркестра. Романтизм способствовал окончательному оформлению национальных школ в оперном творчестве. Во 2-й пол. 19 в. в оперном творчестве повсеместно усиливаются реалистические тенденции. е оперы Джузеппе Верди («Риголетто», «Травиата»). На рубеже 19 и 20 вв. в опере господствующее положение приобретает веризм (Пьетро Масканьи – «Сельская честь», Руджеро Леонкавалло – «Паяцы», отчасти Джакомо Пуччини – «Тоска», «Мадам Баттерфляй») с его вниманием к жизни и переживаниям простых людей. Развитие оперы на протяжении 20 в. проходило сложными путями. Значительно изменяются еѐ образно-выразительный строй и драматургическая структура под воздействием новых художественных течений - импрессионизма, экспрессионизма, неоклассицизма. Возникают новые виды оперы - джазовая , во 2-й пол. 20 в. - рок-опера . БАЛЕТ- вид сценического искусства, содержание которого выражается в музыкально хореографических образах. В конце 18-начале 19 вв. наряду со становлением симфонических и оперных жанров происходило развитие музыки балета. В 19 в. стабилизировалась структура балета. Качественно новый этап в развитии балетного искусства ознаменовало творчество Петра Ильича Чайковского, который внѐс глубокое образное содержание, принципы симфонического развития и конфликтной драматургии ("Лебединое озеро" , "Спящая красавица", "Щелкунчик" способствовали значительному обогащению танцевальной лексики и драматургии.
    23. Симфоническая музыка, ее жанры.

    СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА - музыка, предназначенная для исполнения симфоническим оркестром. СИМФОНИЯ - ведущий жанр оркестровой музыки, сформировавшийся в сер. 18 в. Свой классический облик симфония приобретает у представителей венской классической школы - Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена. В их творчестве откристаллизовался 4-частный сонатно-симфонический цикл, включающий Allegro в сонатной форме, медленную часть, менуэт и финал. СИМФОНИЕТТА - появились в 19 в. - жанр симфонической музыки, отличающийся от симфонии меньшим масштабом цикла и оркестровым составом. СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА- жанр симфонической музыки, созданный венгерским композитором Ференцом Листом и выражающий романтическую идею синтеза искусств, представляет собой одночастное оркестровое произведение, допускающее разнообразные источники программы. СИМФОНИЧЕСКАЯ КАРТИНА - жанр симфонической музыки. Обычно представляет собой одночастное программное произведение, характеризующееся свободной формой, созерцательностью или неторопливой повествовательностью, обилием живописных деталей. Образы часто связаны с пейзажем или жанровобытовыми, сказочно-фантастическими и батальными сценами. СИМФОНИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ - жанр симф. музыки, отличающийся свободой развития, яркими контрастами, сочетанием принципов формообразования. Как правило, одночастное сочинение, имеющее какую-либо программу или основанное на разработке народных, песеннотанцевальных тем. дно-европейской ("Дочь Севера" Яна Сибелиуса). КОНЦЕРТ - 1) произведение, в основе которого лежит контраст звучания полного исполнительского состава и отдельных групп или соло либо контраст групп инструментов, вокального или вокально- инструментального состава. 3-частную структуру концерта (соотношение частей: быстро-медленно - быстро) установил Антонио Вивальди. СЮИТА - 1) циклическое инструментальное произведение из нескольких самостоятельных пьес, для которого характерны свобода в количестве, порядке и способе объединения частей, наличие жанрово-бытовой основы или программного замысла. 2) Музыкально-хореографическая композиция из нескольких, как правило, характерных танцев, которая представляет собой целостный фрагмент или картину балета.


    24.Характеристика инструментов симфонического оркестра, их классификация

    В современном симфоническом оркестре инструменты делятся на следующие группы:

    1.. Струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
    2. Духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы.
    3. Медно-духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы.
    4. Ударные:а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, тамтам, барабаны (большой и малый). Их партии записываются на одной нотной линейке  “нитке”.
    б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.


    5. Клавишные: фортепиано, орган, клавесин, клавикорд.
    6. Добавочная группа: арфа.

    1.Cтрунно-смычковые-это инструменты, сходные по виду и окраске звука , звук у них извлекается смычком. Скрипка. По звучанию она напоминает голос певца. Она отличается нежным, поющим тембром. Скрипке обычно поручают главную мелодию произведения. В оркестре есть I и II скрипки. Альт по виду напоминает скрипку, но по размеру он не много больше и имеет более приглушённый, матовый звук. Звук виолончели низкий, но вместе с тем мягкий, бархатный, благородный. Контрабас-звук его самый низкий, гудящий в этой группе.

    2. Деревянные духовые.Духовыми они называются потому, что звук у них получается путём вдувания воздуха в инструмент.
    Флейта (с итальянского означает – “ветер, дуновение”). Звук флейты – прозрачный, звонкий, холодный.
    Певучим, насыщенным, тёплым, но несколько гнусавым звуком обладает гобой.
    Разнообразным тембром обладает кларнет. Это качество позволяет ему исполнять драматические, лирические, скерцозные картины
    Басовую партию исполняет фагот – инструмент с густым чуть хрипловатым, тембром.
    Самый низкий фагот имеет название контрафагот.
    Группа духовых деревянных инструментов широко применяется для зарисовки картин природы, лирических эпизодов.

    3.Медные духовые Звонким “голосом” обладает труба. Валторна (“лесной рог”) может звучать в пасторальной музыке.
    В момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении, особенно драматического характера, наряду с трубами, играют 
    тромбоны.
    Самый низкий медно-духовой инструмент в оркестре – 
    тубаОна часто звучит в сочетании с другими инструментами.

    Задача ударных инструментов – усилить звучность оркестра, сделать её более красочной, показать выразительность и разнообразие ритма.

    4.Ударные инструменты Их главное назначение – подчёркивать ритм, усиливать общую звучность оркестра и дополнять, украшать её различными эффектами. 

     5.Клавишные инструменты Фортепиано – это инструмент, в котором с помощью молоточков извлекались как громкие (форте), так и тихие (пиано) звуки. Орган – самый большой музыкальный инструмент. Играют на нем, как и на фортепиано, нажимая клавиши.

    6.Частым участником в симфоническом оркестре является струнно-щипковый инструмент – арфа, представляющий собой позолоченную раму с натянутыми струнами. Арфа обладает нежным, прозрачным тембром. 
    25. Характеристика хоровой музыки, ее основные жанры.

    ХОРОВАЯ МУЗЫКА - музыка, предназначенная для исполнения хором. Различают хоровую музыку народную и профессиональную, светскую и культовую. МЕССА - центральный обряд суточного богослужебного цикла католической церкви, в котором, как правило, важная роль отводится музыке. Одна из разновидностей мессы – реквием. МОТЕТ – многоголосное произведение полифонического склада, один из центральных жанров западноевропейского Средневековья и Возрождения. Появился в 13 веке во Франции. Важнейшее отличие – многотекстовость. СТРАСТИ - жанр известен с 4 века как месса, исполняемая на страстной неделе. В 17 веке в жанр включались арии, вокальные ансамбли, инструментальное сопровождение. МАДРИГАЛ- песня на родном (материнском) языке] - светский музыкально поэтический жанр эпохи Возрождения. ШАНСОН – французская многоголосная песня 15-16 века, обобщившая национальные песенные традиции. КАНТАТА- один из жанров вокальной музыки, произведение, исполняемое певцами-солистами и (или) хором в сопровождении инструментов, в большинстве случаев многочастное. ОРАТОРИЯ - крупное музыкальное сочинение для певцов-солистов, хора и оркестра, имеющее драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения. Большее значение имеет не само действие, а рассказ о нѐм. Основные источники сюжетов - Библия, житийная литература. Преобладают героические и мистически-отрешѐнные, аскетические образы. КАНТ - род бытовой многоголосной песни, распространѐнный в России, на Украине и в Белоруссии в 17-18 вв.; первоначально создавались на религиозные тексты. ХОРОВОЙ КОНЦЕРТ - жанр русской православной духовной музыки. ПЕСНЯ. В годы первой русской революции 1905 - 1907, а также Октябрьской революции 1917 огромное значение приобрѐл жанр революционной песни. В 20-х гг. начал формироваться жанр советской массовой хоровой песни. В годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. военная и патриотическая песня была могучим духовным оружием на фронте и в тылу.
    26. Характеристика камерной музыки, ее основные жанры.

    КАМЕРНАЯ МУЗЫКА (от лат. camera - комната; итал. musica de camera; франц. musique de chambre; англ. chamber music; нем. Kammermusik) - вид музыкального искусства, предназначенный для исполнения в небольших помещениях или для домашнего музицирования. Она обладает большими возможностями передачи эмоций и самых тонких градаций душевных состояний человека. ие камерной и музыки концертной (оркестровой и хоровой). Особым жанром являются КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МИНИАТЮРЫ. В 19- 20 вв. они нередко объединяются в циклы. В их числе: пьесы , вальсы, ноктюрны, прелюдии и этюды. СОНАТА - один из основных жанров инструментальной музыки. В 16 в. утвердилось понятие сонаты как сочинения, предназначенного для инструментального исполнения. ТРИО - 1) ансамбль исполнителей из трѐх человек. 2) Музыкальное произведение для трѐх инструментов или певческих голосов. КВАРТЕТ - ансамбль из 4 исполнителей. ПРЕЛЮДИЯ- небольшая инструментальная пьеса. В творчестве композиторов 20 в. трактуется многопланово: может выполнять вступительную функцию, являться самостоятельной пьесой или развѐрнутой композицией.ЭТЮД- инструктивная музыкальная пьеса, первоначально предназначенная только для совершенствования технических навыков игры на инструменте. С конца 18 в. и особенно в 19 в. видное место в искусстве заняла ВОКАЛЬНАЯ КАМЕРНАЯ МУЗЫКА (в жанрах песни и романса). РОМАНС - камерное вокальное произведение для голоса с инструментом. Романсы подразделяются на жанровые разновидности: балладу, элегию, баркаролу и др. ВОКАЛИЗ - 1) исполняющееся на гласном звуке упражнение для развития вокальной техники, специально сочинѐнное или импровизируемое певцом. 2) Концертное произведение, чаще для сопрано с инструментальным сопровождением.

    27. Становления музыкального образования на территории современной БЕЛАРУСИ в период до 1917 года.

    Становление муз. обр-ния и воспитания во многом было связано с развитием хоровой культуры С конца 16 века центрами музыкального образования, церковной и светской музыки в Беларуси стали братские школы – Виленская, Кричевская, Могилевская. В 17-18 веках музыка изучалась в школьных театрах и музыкальных бурсах при иезуитских коллегиях в Орше, Новогрудке, Полоцке, Витебске, Несвиже и др., а к 18 веку относится создание системы профессионального музыкального образования в Беларуси. К концу 18 века на белорусских землях действовали 26 частновладельческих оперно-балетных театров и 30 симфонических капелл. Самостоятельной отраслью музыкальное образование в Беларуси стало в первой половине XIX века, В Гомеле (1830) и Минске (1837) возникли первые городские музыкальные школы. В этот период музыкальное воспитание осуществлялось в народных училищах, гимназиях, пансионах. Музыкальное образование можно было получить в учительских семинариях, у частных учителей музыки, на музыкальных курсах, в классах при многочисленных музыкально-драматических и других товариществах. В Минске в 1871-1897 гг. действовало училище органистов, а в 1907-1915 гг. – музыкальное училище Натана Рубинштейна. С 1904 года белорусская молодежь получала музыкальное образование и в Виленском музыкальном училище, в профессиональных музыкальных заведениях Петербурга и Москвы. Значительный вклад в развитие методики музыкального воспитания дошкольников внесла работа физиолога В.М. Бехтерева «Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства» (1916). В данной работе указывается на определяющую роль внешних воздействий в процессе музыкального развития ребенка. Ценный опыт музыкально-просветительской работы с детьми и подростками был накоплен В.Н. Шацкой и С.Т. Шацким (товарищества «Сетлемент» и «Детский труд и отдых», колония «Бодрая жизнь») и разработана система общего музыкального воспитания. Продуктивным для дальнейшего развития методики музыкального воспитания было распространение в России системы музыкально-ритмического воспитания швейцарского композитора и педагога Эмиля Жака-Далькроза.. В начале XX века началось проникновение белорусской музыкальной культуры в сферу образования, стали издаваться первые сборники белорусских народных песен.которые практически до 20-ых годов были единственными изданиями такого рода.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта