Главная страница
Навигация по странице:

  • 38. Комплексный подход как основа системы музыкального воспитания дошкольников Н.А. Ветлугиной.

  • 39. Современные концепции, программы, технологии музыкального воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста.

  • 40.Подходы к опред понятия «муз-ть» (ислед Ревеша, Сишора и др.)

  • 41. Определение и структура музыкальности в исследованиях Б.М. Теплова.

  • 42. Определение и структура музыкальности в исследованиях Н.А. Ветлугиной.

  • 43. Определение и структура музыкальности в исследованиях К.В. Тарасовой.

  • 44. Теории детерминации музыкальных способностей.

  • 45. Диагностика музыкальных способностей и контроль за их развитием в дошкольном возрасте

  • 46.Общедидактические и специфические м-ды муз восп , развит. и обучения.

  • 47. Использование наглядных, словесных и практических методов в музыкальном воспитании дошкольников.

  • методика музо шпоры_4 курс ЭКЗАМЕН(1). Методика музыки экзамен


    Скачать 79.84 Kb.
    НазваниеМетодика музыки экзамен
    Дата14.02.2023
    Размер79.84 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файламетодика музо шпоры_4 курс ЭКЗАМЕН(1).docx
    ТипДокументы
    #936781
    страница5 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    37. «Метод элементарного музицирования» - основа системы музыкального воспитания К.Орфа

    Игра на детских музыкальных инструментах, так называемый «метод элементарного музицирования» лежал в основе педагогической системы австрийского композитора педагога, драматурга и актера Карла Орфа. В музыкально-театрализованных играх широко использовались и пение, речь, жест, пантомима, танец, игра на музыкальных инструментах. Основные положения : активизация творческого начала каждого ребенка; нет музыкально неодаренных детей; важна коллективная деятельность, совместное музицирование; используются первоэлементы музыки: щелчки, хлопки, притопы, голосовые звуки; результат начального музыкального образования - импровизационный спектакль.Им было создано 5-ти томное пособие для занятий с детьми «Шульверк» , в котором предлагались разнообразные народные песни , широко представлены пословицы, поговорки, дразнилки, считалки.


    38. Комплексный подход как основа системы музыкального воспитания дошкольников Н.А. Ветлугиной.

    Ветлугиной доказано уникальное значение музыкальной деятельности в развитии дошкольника, заложен фундамент музыкальной педагогики от теоретических основ до практических технологий. Музыкальное воспитание рассматривалось ею как музыкально-эстетическое, способствующее воспитанию эстетического отношения к окружающей действительности, было призвано влиять на нравственный облик, умственную и физическую активность ребенка. Основные принципы: связь музыкального воспитания с жизнью и современностью; постепенность и последовательность развития музыкальности ребенка; преемственность музыкального развития на разных возрастных этапах; сочетание музыкальной и деятельности с другими видами детской деятельности; качественность музыкального репертуара для детей. Автор программ и методических пособий для детских садов, педагогических училищ и вузов («Музыкальный букварь», «Музыкальное развитие ребенка» Музыкальные занятия в детском саду», «Детский оркестр»). Исследованиями Ветлугиной заложен комплексный подход к музыкальному воспитанию, который актуален и в современной практике.

    39. Современные концепции, программы, технологии музыкального воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста.

    О.П. Радынова. Программа «Музыкальные шедевры» Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Возраст – 3-7 лет. Ведущий вид музыкальной деятельности – восприятие. Задачи: 1.Накапливать опыт восприятия мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей, народной музыки. 2. Вызывать сопереживание музыкальным образам. 3. Развивать музыкальное мышление детей (осознание эмоций, языка музыки, жанров и форм). 4.Развивать творческое воображение. 5. Побуждать выражать свои впечатления в исполнительстве, творчестве, рисунках, инсценировках и др.) 6.Расширять знания о музыке. 7. Развивать интерес к музыке, начала вкуса, умения оценивать произведения. Принципы построения программы: Тематический. Суть его в том, что восприятие музыки организуется с учетом следующих тем: «Чувства в музыке», «Песня, танец, марш», «Музыка рассказывает о животных и прицах», «Природа и музыка», «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты и игрушки». Концентрический. Он предполагает повторяемость тем на новом музыкальном материале во всех возрастных группах Контрастного сопоставления произведений. Суть в том, что в каждой теме музыкальные произведения подобраны с учетом возможности их сравнения: произведения с похожими названиями, одного жанра, в различном исполнении. Синкретизма. Суть во взаимосвязи разных видов музыкальной и художественно-эстетической деятельности при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки. Адаптивности. Суть в гибком применении содержания и методов развития детей в зависимости от индивидуальных особенностей. А.И.Буренина. Программа по ритмической пластике детей «Ритмическая мозаика». Цель: развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. Ведущий вид деятельности – движение под музыку. Возраст – 3-9 лет. Задачи: Развитие музыкальности и интереса к музыке (эмоциональной отзывчивости, музыкальной памяти и мышления, музыкального слуха и чувтва ритма) 1. Развитие двигательных качеств и умений (развитие ловкости, точности, координации движений, гибкости, силы, выносливости, правильной осанки и походки, умения ориентироваться в пространстве, обогащение двигательного опыта различными видами движений). 2. Развитие творческих способностей. 3. Развитие и тренировка психических процессов (умения выражать эмоции в движении, тренировка лабильности нервных процессов, развитие воли, внимания). 4. Развитие нравственно-коммуникативных качеств (умение сопереживать, действовать в коллективе).

    Система и методика «Солнышко» Е. Р. Ремизовской. Задачи: Воспитывать интерес, любовь к музыке, художественный вкус; Развивать музыкальные и творческие способности; Приобщать к разнообразным видам музыкальной деятельности; Специфические черты: раннее обучение нотной грамоте , широкое использование метода моделирования , использование сюжетности в занятиях и постановка мини опер и балетов. Игровая продуктивная технология развития музыкального творчества дошкольников (ИПТ) Л. С. Ходонович Задачи: Приобщение детей 3-6 лет к музыкальной культуре; Овладение навыками разных видов музыкальной деятельности; Овладение средствами музыкальной выразительности; Воспитание качеств творческой личности; Формы: занятия, досуги и развлечения, праздники, самостоятельная музыкальная деятельность, музыкальное воспитание в семье. Технология формирования музыкальной культуры старших дошкольников средствами белорусского фольклора О.Н. Анцыпирович Задачи: Приобщение детей 5-6 лет к фольклорной музыкальной культуре белорусов, формирование интереса к ней; Развитие музыкальных и творческих способностей с учетом национальной специфичности музыкального языка; Формирование навыков музыкально-исполнительской и творческой деятельности; Концептуальные положения: музыкальная культура личности – степень присвоения ею музыкальной культуры общества; музыкальный язык – знаковая система и осваивается ребенком рано и в единстве всех компонентов; освоение национальной культуры осуществляется в соответствующих видах детской деятельности; Формы: сюжетные игровые занятия и развлечения.
    40.Подходы к опред понятия «муз-ть» (ислед Ревеша, Сишора и др.)

    Американский исследователь музыкальной психологии К. Сишор, разработавший систему тестирования музыкальности, включающую двадцать пять «музыкальных талантов», которые существуют независимо друг от друга. Если тест показывает, что они есть, то, следовательно, человек музыкален. «Музыкальный талант, – пишет К. Сишор, – не есть единый талант. Поэтому характеристика музыкальности сводится к описанию того, насколько выделяется или отстаёт каждый отдельный талант». Другая трактовка музыкальности: как целостного свойства личности, единой психической функции, основанной на своеобразном комплексе. Приверженцами этого взгляда стали немецкий ученый Г. Ревеш и крупнейший отечественный ученый Б. М. Теплов. Для определения музыкальности Ревеш пользуется целым рядом испытаний, каждое из которых касается того или другого из этих «свойств»: чувства ритма, абсолютного слуха, относительного слуха, анализа созвучий и т. д. Однако ни одно из этих свойств не характеризует, по его мнению, музыкальности; а все они лишь косвенно указывают на наличие её. Определения музыкальности Г. Ревеш не дал, однако высказал ценную мысль, что «понятие музыкальности включает в себя способность эстетически наслаждаться музыкой.

    41. Определение и структура музыкальности в исследованиях Б.М. Теплова.

    Принципиально новым этапом в рассмотрении музыкальности стало исследование советского психолога Бориса Михайловича Теплова. В его определении музыкальность выводиться из категории «музыкальная одаренность». Это комплекс музыкальных способностей, необходимых для успешной музыкальной деятельности, в отличии от всякой другой деятельности и при этом необходим для любого из видов музыкальной деятельности. ТРИ ОСНОВНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ музыкально — ритмическое чувство это способность эмоционально различать и воспроизводить музыкальный ритм. ладовое чувство это способность воспринимать ладовую сторону музыки, слышать характер музыки, узнавать музыку и т.д. это перцептивный и эмоциональный компонент музыкального слуха. музыкально слуховые представления это способность воспроизводить звуковысотное движение музыки. это репродуктивный (воспроизводящий) компонент музыкального слуха. С педагогической точки зрения очень важны идеи Теплова о неравномерности развития способностей одного человека, о компенсации одних способностей другими, о развитии музыкальных способностей в деятельности.

    42. Определение и структура музыкальности в исследованиях Н.А. Ветлугиной.

    Н. А. Ветлугина опираясь на исследования Б.М. Теплова,определила музыкальность как совокупность качеств необходимых ребѐнку для успешной музыкальной деятельности. В структуре музыкальности она выделяла музыкально-сенсорные способности (их 4 -способность воспринимать и воспроизводить высоту звуков, воспринимать и воспроизводить силу звуков,воспринимать и воспроизводить тембр звуков,воспринимать и воспроизводить длительность звуков)на базе которых формируются основные музыкальные способности – их 2 ладовысотный слух и чувство ритма. Кроме этого, Ветлугина выделила способности к различным видам детской музыкальной деятельности: - в восприятии музыки - это способность к целостному и дифференцированному восприятию музыки; - в пении - это чистое интонирование, четкая дикция; - в музыкально - ритмических движениях - слитность движения с музыкой, пластичность, изящность движений; - в игре на детских музыкальных инструментах - развитость мелкой моторики рук, скоординированность движений рук

    43. Определение и структура музыкальности в исследованиях К.В. Тарасовой.

    К 80 годам в работах разных исследователей появилась тенденция к интеллектуализации музыкальности. Эта тенденция отражена в исследованиях музыкальности дошкольников доктором психологических наук Кирой Владимировной Тарасовой («Онтогенез музыкальных способностей».). Она определила музыкальность как комплекс общих и частичных способностей, ответственных за формирование музыкального образа. В группе общих музыкальных способностей наряду с эмоциональной отзывчивостью ею выделена группа познавательных музыкальных способностей, включающих как сенсорные способности (чувство ритма и музыкальный слух: мелодический, динамический, тембровый), так и интеллектуальные (репродуктивное и продуктивное музыкальное мышление, музыкальное воображение). Отдельно от интеллектуальных способностей рассматривается музыкальная память
    44. Теории детерминации музыкальных способностей.

    1. Теория врожденности музыкальных способностей. Основоположники теории – Г. Ревеш и К. Сишор. По их мнению, музыкальность фатально предопределена природой. Это врожденное свойство, которое не поддается развитию, а музыкальное будущее каждого ребенка возможно прогнозировать на основе музыкальных тестов. 2.Социологизаторская теория. Ее приверженцы убеждены, что к музыке способности имеют все. Неспособность к музыке – исключительно редкое явление. Средняя музыкальная способность так же универсальна как и способность к речи, а музыкальные успехи зависят от условий обучения и воспитания. 3.Диалектическая теория опирается на следующие положения: Внутренние предпосылки формирования и развития способностей – задатки; Ведущий фактор формирования музыкальных способностей – социальные условия; Музыкальные способности формируются в деятельности. Следовательно, в музыкальном воспитании необходимо включать всех детей в разнообразную музыкальную деятельность с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка

    45. Диагностика музыкальных способностей и контроль за их развитием в дошкольном возрасте.

    С целью контроля за развитием музыкальных способностей дошкольников у каждого воспитанника необходимо не менее двух раз в году проводить диагностику развития музыкальных способностей. Отнесение ребенка к конкретному уровню развития способностей (В – высокий, Д – достаточный, С- средний, Н - низкий) позволяет наглядно наблюдать динамику изменений. Данный подход предложен отечественным исследователем Л.С. Ходонович.

    1.Диагностика развития музыкальных способностей и музыкального творчества детей дошкольного возраста 3-4 года

    Показатели: различает и воспроизводит звуки разной высоты; различает и воспроизводит сильную долю; различает и воспроизводит звуки разной силы; различает тембр музыкальных инструментов и элементарно действует с ними; различает и воспроизводит контрастное настроение музыки 6 преднамеренно проявляет музыкальное творчество (сжатые синтетические композиции)

    4-5лет:

    Показатели:поет без сопровождения аккомпанемента эмоционально, поддерживая мелодию, в ритме,пропевая слова; двигается пластично, ритмично, один, в паре, передавая характерные особенности образа; музицирует один, в паре на предпочитаемом инструменте; Проявляет музыкальное творчество (однородное: песенное, инструментальное, танцевальное) ; проявляет элементарные знания из области музыкального искусства

    1. Характеристика уровней развития: Музыкальных сенсорных способностей

    3-4 года.

    В–воспринимает, различает и воспроизводит определяемый показатель одновременно со звучанием музыки и показом взрослого, или самостоятельно Д–воспринимает, различает и воспроизводит определяемый показатель, слегка отставая от показа взрослого, или изредка с ошибками действует самостоятельно С – воспринимает, различает и воспроизводит определяемый показатель после показа взрослого, испытывает затруднения при самостоятельных действиях Н – воспринимает и сопереживает образу, но затрудняется в различении и воспроизведении, допускает ошибки после показа взрослого, затрудняется в самостоятельных действиях.

    5-6 лет :

    В – самостоятельно или при косвенном руководстве педагога Д – самостоятельно или при косвенном руководстве с некоторыми неточностями, легко исправляет их; С – самостоятельно или после показа, допуская ошибки; затрудняется в исправлении после подсказки педагога Н – после показа образца педагога допускает ошибки, ошибается после многократного показа взрослого.

    1. Характеристика уровней развития музыкального творчества: Синтетического

    3-4 года

    В –преднамеренно проявляет сжатые синтетические композиции Д –При косвенном руководстве проявляет сжатые синтетические композиции С – преднамеренно проявляет сжатые синтетические композиции после показа взрослым Н –Не проявляет даже после показа взрослым.

    5-6 лет

    В –ярко выраженное эмоциональное сопереживание, перевоплощение в образ; самостоятельная развернутая или сжатая импровизация с новыми и знакомыми элементами; Д – выраженное сопереживание, перевоплощение в образ; самостоятельная или при косвенном руководстве сжатая композиция с фрагментами новых или знакомых элементов С – выраженное сопереживание, «проблески» перевоплощения; Самостоятельная или при косвенном руководстве сжатая композиция с преобладанием знакомых элементов и композиции. Н –слабое проявление сопереживания, отсутствие перевоплощения; после показа педагога сжатая композиция, отсутствие новизны и схематичность композиции


    46.Общедидактические и специфические м-ды муз восп, развит. и обучения.

    В настоящее время в педагогике не существует единого мнения о содержании понятия «методы воспитания и обучения». Нет и единой, общепринятой классификации педагогических методов. Наиболее устоявшейся классификацией является деление методов на наглядные, словесные и практические, т.е деление на основании различных источников передачи и восприятия знаний. В то же время существует классификация, учитывающая степень проблемности изложения материала. Ими выделяются методы прямого воздействия, опосредованного педагогического воздействия и проблемного воспитания и обучения, при этом источники передачи и восприятия опыта остаются теми же (наглядный, словесный, практический). Классификация методов эстетического воспитания и художественного обучения предложила Н.А. Ветлугина. Исходя из своеобразия задач и сущности эстетического воспитания, ею выделены следующие методы: побуждения к сопереживанию, убеждения в процессе формирования эстетического восприятия, упражнения в практических действиях, поисковых ситуаций, побуждающих к творческим действиям. Исходя их специфики основных задач музыкального воспитания дошкольников, методы и приемы музыкального воспитания можно определить как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры дошкольников. Для характеристики методов музыкального воспитания возможно объединение двух классификаций, предполагающее рассмотрение наглядного, словесного и практического методов в сочетании с проблемным.

    47. Использование наглядных, словесных и практических методов в музыкальном воспитании дошкольников.

    Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания. Основное содержание этого метода – исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО. Основное требование по использованию этого метода – качество исполняемой музыки. Придание проблемности наглядно-слуховому методу может происходить с помощью приемов, побуждающих детей к сравнениям, сопоставлениям, поискам аналогий. Это может быть сравнение звучания одного произведения в «живом» исполнении и в записи, в исполнении различных инструментов, сравнение двух-трех произведений контрастных друг другу, либо наоборот, схожих произведений одного жанра. Зрительная наглядность (картины, рисунки, цветные карточки) применяются для ознакомления с неизвестными ранее детям явлениями (какой-либо музыкальный инструмент, персонаж), обогатить и конкретизировать впечатления о музыке. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, ее использование наиболее оправданно в младшем возрасте. Словесный метод носит универсальный характер и в музыкальном воспитании также незаменим. Его назначение: организовать внимание и деятельность детей, углубить и дифференцировать восприятие музыки. Его разновидности: беседа, рассказ, пояснения, инструкции. Практический метод в музыкальном воспитании также очень важен. Показ педагогом исполнительских приемов в пении (приемы правильного звукообразования, дикции, правильного дыхания), музыкально-ритмических

    движениях (используется тактильно-мышечная наглядность), игре не музыкальных инструментах. Одним из основных практических методов является упражнение.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта