Билеты по Методике для филологов. методика билеты. Методика обучения и воспитания в области филологического образования русский язык и литература
Скачать 136.06 Kb.
|
Программа В.Я. Коровиной. Пояснительная записка. ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 5—11 классы Базовый уровень Пояснительная записка. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Цель изучения литературы в школе — приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования — чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже — вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. Анализ текста, при котором не нарушается особое настроение учащихся, возникающее при первом чтении, несомненно, трудная, но почетная задача. То же можно сказать и о формировании вдумчивого, талантливого читателя. Содержание школьного литературного образования концентрично — оно включает два больших концентра (5—9 и 10—11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы (5—6, 7—8 классы и 9 класс). Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая — владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, со второй — активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений. В 9 классе изучение литературы идет на принципиально новой основе — подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями («Слово о полку Игореве», Грибоедов, Карамзин, крупные произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя и др.), углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература. В 10—11 классах предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной. Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне. Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи». Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX и XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и литература» в старших классах; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом; от знакомства с отдельными сведениями по истории создания и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков и в каждом из классов (горизонталь). В содержании самой литературы именно эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т. д. Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.). В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (например, в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории; в 9 классе — литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы. В 10 и 11 классах — линейный курс на историко-литературной основе (русская литература XIX и XX веков). Чтение и изучение произведений зарубежной литературы желательно в конце курса в каждом классе, но возможна и некоторая перестановка в изучении того или иного текста (например, как это сделано в учебнике 6 класса). Авторы программы избегают жесткой регламентации, предоставляя право творческому учителю определить, какие произведения следует читать и изучить, какие — читать самостоятельно и обсуждать в классе, какое количество часов отвести на каждую тему. Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). В решении этой важной задачи особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы , обращение к другим видам искусства, к традициям внутри определенной литературной школы, направления, выявление литературных и общекультурных ассоциаций и аллюзий. Художественные тексты во всех учебниках-хрестоматиях данной программы сопровождаются рисунками лучших художников-иллюстраторов. Очень важно, чтобы у школьников год от года накапливались опыт работы с иллюстрациями, сведения о выдающихся русских художниках, об их творчестве. Расширению представлений о биографии писателя, истоках его творчества, жизненной основе его произведений послужат материалы о литературных местах, помещенные в учебниках и учебниках-хрестоматиях, в линии книг под общим заголовком «Читаем, думаем, спорим...». Аннотации тем программы составлены так, чтобы учитель мог верно определить ориентиры, необходимые аспекты изучения произведения, подготовить план, конспект урока. Авторы программы считают необходимым «вернуть» важные для учащихся произведения (А. Пушкин. «Дубровский», «Сказка о мертвой царевне...»; И. Тургенев. «Бежин луг»; В. Короленко. «В дурном обществе» и др.), незаслуженно исключенные из многих альтернативных программ. В то же время предлагаются для изучения ранее не входившие в программы произведения писателей Русского зарубежья расширяющие их читательский кругозор и обогащающие их представления о художественном наследии русской и зарубежной литературы. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно поэтому формирование навыков выразительного чтения должно проводиться учителем в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом, от упражнений на уроках к конкурсному чтению (в классе, школе, районе, городе). Именно поэтому в учебники-хрестоматии включены рубрики о художественном чтении, содержащие рекомендации известных актеров (Василий Лановой) и воспоминания о чтении произведений русскими писателями-классиками XIX—XX веков (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь и др.). Примерные списки стихотворных и прозаических произведений для заучивания наизусть даны в Приложениях к программе. Серьезным результатом плодотворной работы учителя на уроках литературы является умение учащихся верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа. Обобщение результатов этой работы может быть выражено в форме устной или письменной рецензии, сочинения (очерка, доклада, статьи, ученической исследовательской работы в профильном классе и пр.), в учебниках и учебниках-хрестоматиях даны специальные рубрики, обращающие внимание учащихся на работу со словом («Совершенствуем устную речь»,. «Будьте внимательны к слову»). Программа первого концентра (5—9 классы) рассчитана на 2 часа в неделю (5—8 классы) и 3 часа в неделю (9 класс). Примерное планирование (см. Приложение 3) дает еще один вариант расчасовки (3 часа в неделю в 5— 8 классах) для школ, которые добавляют один час на литературу из школьного компонента. Планирование в 10—11 классах соответствует Базисному учебному плану на базовом уровне обучения. Маранцман В.Г. ЦЕЛИ И СТРУКТУРА КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ. Школа России, вступая в новое тысячелетие, сознает ответственность перед исторической ситуацией и сложность задач, которые предстоит выполнить. В 90-е годы прошлого века произошла полная смена социальных и нравственных ориентиров в обществе, которая изменила точки опоры в сознании подрастающего поколения. Отброшенная идеология страны социализма образовала пустоты, которые разрушают личность. Уход от гуманистической культуры стал, к сожалению, характерной приметой времени не только в России, но и во всем мире. В диапазон достоинств не входят ни интеллект, ни глубина и сила чувств, ни порыв, ни социальный протест. Отказ от чтения и замена его зрелищем продиктованы не только желанием комфорта или пассивностью. Чтение по природе созидание, сотворение мира из букв и собственного воображения. Охлаждению читателя способствовала и слабость литературы в 90-е годы, и безликость, вторичность литературы последнего десятилетия, что объясняется растерянностью писателей перед бурно меняющейся жизнью и примитивностью вкусов массовой культуры, которая вне социального принуждения перестала скрывать свое лицо. В русской культуре литература всегда занимала ведущее место. Было ли это предпочтением внутреннего мира внешнему или следствием мечтательности славянского характера, отсутствия политических свобод, как думал А. И. Герцен? Так или иначе, традиция верховности литературного образования в нашем обществе до последнего времени была прочна. …Терроризм не внешняя, а внутренняя опасность для так называемых цивилизованных стран. Мы постоянно сталкиваемся с актами вандализма, немотивированных убийств, жестоких пыток, перед которыми бледнеют «изобретения» инквизиции. Выход из кризисной ситуации, очевидно, состоит в выравнивании уровней развития людей в современном обществе, во внутреннем, а не только в информационном приобщении к культуре каждого человека. Современное общество одержимо потребительской жаждой удовольствий и следования моде, обретения комфорта и власти. Гуманитарное образование в школе, будь это изучение языка, родного или иностранного, литературы, музыки, изобразительного искусства, кино, МХК, помогает растущему человеку обрести ценностные ориентации, найти противоядие хаосу в гармонии, избавиться от агрессии. Для того чтобы это произошло, необходимы стройные программы, ориентированные на возраст ученика, развивающие его творческую активность, учебники, способные увлечь школьника и учителя, не только дающие поток информации, но помогающие ученикам личностно освоить ее. …Художественная интерпретация, так же как читательская, носит личностный, индивидуальный характер, но в отличие от читательской стремится «заразить чувствами» (Л. Н. Толстой) собеседников… Знакомясь с научной, литературно-критической, художественной интерпретацией, ученики только в старших классах пытаются мотивировать их социальными, историческими, эстетическими причинами. Изучение литературы в основной школе подчинено целям воспитания читателя и гражданина и направлено на формирование свободы общения с искусством слова, понятий о родах и жанрах литературы и представлений об основных эпохах развития словесного искусства. Развивая чувства и воображение читателя-школьника, глубину понимания содержания литературных произведений и мотивированную оценку художественной формы, изучение литературы в школе призвано сформировать ценностные ориентации ученика, его отношение к Родине, общественному долгу, труду, семье, религии, любви, искусству, природе, собственной личности. Интерпретация литературного произведения, в которой личностное отношение к тексту соотнесено с его объективным смыслом, сопоставление литературного произведения и его художественных интерпретаций в изобразительном искусстве, музыке, театре, кино может стать существенным направлением школьной работы по литературе. Художественное развитие школьников не ограничивается знакомством с искусством разных эпох и стран. Диалоговое обучение, вовлекая во взаимодействие музыкальную пьесу, скульптуру, архитектуру, живописное полотно, литературный текст, театральный спектакль, фильм, помогает школьникам осознать своеобразие структуры каждого художественного явления и историческую эволюцию стилей искусства.…Исследования педагогов, психологов, методистов выделяют четыре возрастные стадии отношения школьника к искусству. В начальной школе мы должны овладеть языком общения, ребята должны почувствовать, что искусство дает им силу, радость, учит сострадать. И это можно делать даже на самых ранних ступенях образования, потому что ребята в начальной школе очень непосредственны и они заряжаются ритмом стиха, музыки, ощущают яркое сочетание тонов в картине. Для начальной школы характерно отношение к искусству как к волшебной игре, которая в привычном позволяет увидеть незнакомое. Искусство в этом возрасте становится для детей способом свободного, ассоциативного открытия мира и приносит радость преодоления обыденности впечатлений. Обыденность — враг ребенка, тянущегося к первозданности, яркости, событийности жизни и реализующего себя в игре. Наивный реализм, который при нормальном развитии характерен для учеников 5—6-го классов, ведет к слиянию искусства и действительности в сознании школьников. Наделенные эмоциональной активностью, силой переживания, целостностью впечатления, предметностью воображения, ученики в этом возрасте довольно объективны по отношению к смыслу событий, идее художественного произведения. Но у них отсутствует внимание к форме, интерес к авторской точке зрения на изображаемое, и это затрудняет логическую аргументацию впечатлений от прочитанного или увиденного. Свое отношение как к жизни, так и к искусству детям этого возраста легче передать в образе, нежели в силлогизме. Ролевые игры, эмоциональное присвоение художественного текста и размышление над ним становятся основными формами деятельности. 5—6-й классы, знакомя учеников с художественными произведениями различных жанров, принадлежащих в основном к эпосу и лирике, побуждают школьников осознавать своеобразие мировоззрения и художественного стиля каждого писателя. Сопоставительный анализ произведений, близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции и эмоционально оценивать ее. Путь читателя-школьника в этот период его эстетической и нравственной эволюции — от сопереживания к оценке, от сюжета к образам героев и авторскому отношению к ним. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5—6-м классах, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции (сравнение, метафора, олицетворение, сюжет и композиция, конфликт, образ литературного героя, его портрет, диалог, пейзаж, тема, идея, система образов произведения, ритм, рифма, строфа, звукопись, двусложные и трехсложные размеры стиха, аллегория, гипербола, гротеск, архаизм, неологизм, образ-символ). В теорию литературы, изучаемую в этих классах, включены и вопросы, проясняющие авторскую позицию: жанры литературных произведений (сказка, легенда, миф, летопись, былина, басня, рассказ, повесть, баллада, поэма), начальное понятие о прозе и поэзии, юморе, иронии, сатире, авторе и герое художественного произведения. Система творческих работ учащихся включает сочинение загадок, небылиц, сказок, диалогов, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад, пейзажных зарисовок, написание сочинений разных типов: рассказ об интересном событии, портрет литературного героя и реального лица, сопоставление эпизодов произведения, размышление над событиями или героями произведений, отзыв о прочитанной книге. В 7—8-м классах наступает пора нравственного самоуглубления. Отношение к художественному произведению становится личностным и субъективным. Сосредоточенность подростка на себе часто мешает ему видеть объективный смысл произведения. Авторская идея заслоняется его собственными личностными проблемами. Стремительный рост творческого воображения учащихся в этом возрасте ведет к произвольному истолкованию ими текста. Самое интересное и в истории, и в литературе для данного периода — человеческое проявление, мотивы поступка героев. Это время бурного овладения школьниками лексикой арго, в которой стилевые потоки речи позволяют вести своего рода социальную игру, пробу сил личности, выходя из общепринятой традиции языковых норм. Психологический анализ произведения, дискуссии по его нравственным проблемам и литературное творчество ребят, связанное с проявлением собственной оценки произведения, оказываются на первом плане деятельности школьников на этом этапе. В 7—8-м классах основной задачей литературного образования становятся актуализация нравственной проблематики литературного произведения и систематизация представлений о родах и жанрах литературы. Читательская интерпретация литературного произведения сопоставляется с научным его истолкованием и художественными интерпретациями текста в музыке, изобразительном искусстве, театре и кино. Теория литературы включает в себя изучение литературных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла, памфлет, стихотворение в прозе, послание, хокку, эпиграмма, ода, сонет, элегия, комедия, трагедия, водевиль). Понятия, изученные в 5—6-м классах (сюжет, композиция, конфликт, образ и т. д.), индивидуализируются в зависимости от рода и жанра. Вводятся понятия о творческой истории произведения, взаимодействии жизненного материала и художественного сюжета, биографии писателя и его мировоззрения. Творческие работы учеников предполагают сочинение стилизаций в духе изученных литературных жанров (народная лирическая песня, ода, послание, эпиграмма, элегия, письмо литературного героя, дневник героя, стихотворение в прозе, путевые заметки, проект памятника литературному герою). Сочинения усложняются по объему и проблематике: сравнительная характеристика героев, сопоставление близких сюжетов в произведениях разных авторов, автор и герой в произведении, сравнение редакций текста, сравнение переводов текстов зарубежных писателей, сопоставление актерских трактовок роли, рецензия на спектакль, фильм, телепередачу, концерт, художественную выставку, эссе на тему одной из волнующих нравственных проблем. В 9—11-м классах заметен интерес школьников к проблеме «Я и мир» — центральной проблеме этого возраста, времени познания связей, осознания причин и следствий. У школьников расширяется горизонт видения жизни: не только нравственные, но и социальные, эстетические проблемы занимают теперь их, возникает потребность понять целостную картину мира, его историческое развитие. Углубляется внимание к художественной форме произведения искусства, идет поиск внутренних связей текста, живописной картины, музыкальной пьесы. Сопоставление реальной жизни и литературы, разных видов искусства, сравнение исторических периодов развития искусства и художественных индивидуальностей более всего привлекают школьников в этот период. 9-й класс, завершающий литературное образование в основной школе, посвящен историческому осмыслению классической литературы в диалоге с современным литературным процессом. Прослеживание взаимосвязей произведений, принадлежащих разным историческим эпохам, готовит учеников к историко-литературному курсу старших классов. Теория литературы в 9-м классе помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров и подчеркивает связь мировоззрения и художественного стиля писателя, выявляет формы выражения авторской позиции в произведениях различных искусств. Усложняются понятия о структуре произведения (хронотоп, сказ, фантастическое и реальное, антитеза и симметрия в композиции, реминисценции и заимствования, пародии, средства создания образа в литературе и кино и т. д.), о стихотворной речи (акцентный стих, пиррихий, спондей, перенос), о национальном и индивидуальном началах в художественном стиле. Сочинения и творческие работы настойчивее предлагают сравнивать художественные стили, жанры произведений, принадлежащих разному времени. Сопоставление произведений разных авторов обостряет внимание школьников к проблеме традиций и новаторства. Сравнение режиссерских трактовок фильма, спектакля и литературного произведения формирует у учеников умения, необходимые для интерпретации художественного произведения. Очерки и эссе по нравственным, социальным, эстетическим проблемам выявляют ценностные ориентации учеников, заканчивающих основную школу. Историко-литературный курс старших классов дает системное представление об эпохах развития литературы, сопоставляя произведения русских и зарубежных авторов и выделяя лейтмотивы искусства определенного времени, следя за национальными и индивидуальными вариациями проблем в творчестве писателей. Античная литература Греции и Рима, литература Средневековья, Возрождения, Просвещения и литература XIX и XX веков предстают как смена противостоящих и взаимодействующих художественных стилей. Литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм) изучаются в национальных вариациях как выражение исторически мотивированного мироощущения, органически связанного с определенными художественными формами. В школе возможно дать представление лишь о рельефах литературного процесса, но совершенно необходимо, чтобы в сознании учеников сложилась целостная картина развития искусства слова и возникло законченное представление о смене исторических эпох. Вместе с тем в курсе литературы старших классов достаточно сохранить только те литературные явления, которые стали поворотными в литературном процессе и перешагнули границы своего времени, оставшись доступными и содержательными для читателей следующих поколений. Отбирая произведения зарубежной литературы, мы руководствуемся следующими принципами: степень популярности произведений зарубежного писателя среди русской читательской публики в разное время и характер взаимодействия с русской литературой. Историко-литературный курс в школе подчинен задаче исторической систематизации представлений о развитии искусства слова и призван соотнести основные периоды истории литературы с современным литературным процессом. Сравнение литературы прошлого с литературой XX и XXI веков открывает школьнику живое значение исторических традиций в искусстве и новаторство, своеобразие современных стилей. Сочинения и творческие работы учащихся становятся все более разнообразными по жанрам и эволюционируют в сторону эссе, проблемных статей, обзоров, не ослабляя внимания к развитию образного мышления учеников. Жанры сочинений на новом литературном материале в старших классах повторяют письменные работы предшествующего периода, но все более расширяются по кругу литературного материала и глубине, сложности поставленных проблем: сравнение эпизодов; сравнительная характеристика героев; сопоставление замысла произведения и его осуществления писателем; сопоставление произведений одного писателя, принадлежащих разным периодам его творчества; сопоставление произведений одного жанра у разных писателей; сопоставление мировоззрения и художественного стиля писателя; историческое сопоставление произведений писателей на близкую тему или проблему; размышления над нравственной проблемой, несходно решенной в произведениях разных писателей и эпох; сопоставление литературного текста и театрального спектакля или экранизации. Цель литературного образования не только интеллектуальное освоение, но и эмоциональное присвоение гуманистического потенциала искусства и науки, отработка эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, наукой, людьми. Не решив эту задачу, образование не может влиять на ценностные ориентации личности и тем более направлять ее реальное поведение.… В основе новой программы лежат пять принципов, определяющих ее структуру. 1. Соответствие литературного материала возрастным интересам ученика, проблематике возраста. 2. Ориентация содержания программы и характера работы по литературе на развитие ученика с опорой на ведущий тип деятельности на каждом этапе. 3. Выделение в программе основных эпох исторического развития искусства для формирования целостного мировоззрения, системного взгляда на мир. 4. Учет социальных потребностей времени, общественной психологии поколения.5. Развитие литературных способностей школьника, позволяющих воспринимать искусство слова и выражать себя в устной и письменной речи. К собственно литературным способностям мы можем отнести качества, в разной степени развитые у читателя и писателя. 1. Способность выразить в слове чувство, представление, мысль и добиться адекватного их соотношения. Диапазон проявления этой способности очень широк. Если читатель испытывает эстетическое удовлетворение от верно найденного художником выражения, то в писателе живет страсть к поиску слова. 2. Способность образной конкретизации слова, прорастание слова в зрительные, слуховые и иные ассоциации. Однако писатель и читатель, необходимо наделенные «воображением мятежным», производят разные действия. Читатель преображает словесный материал, созданный писателем. Писатель из материала жизни творит действительность искусства. 3. Эмоциональная чуткость к слову, интонации и стилям речи, которая проявляется в игре словом, цепкости памяти на слово и фразу, способности по отдельному выражению угадать собеседника, опробовании речевых потоков — от жаргона до литературного языка. Однообразие речевых потоков, как правило, является признаком отсутствия литературных способностей. 4. Целостное отношение к литературному произведению, общий взгляд на его архитектонику, улавливание связей между частями текста, концепционное восприятие композиции. 5. Различение индивидуальных художественных систем и исторически несходных стилей в искусстве слова. Быстрота и точность узнавания писателя и эпохи по фрагменту текста…. Задачи литературного образования меняются на каждом этапе обучения. В программе не только предлагается определенный материал, перечень содержательных проблем каждого класса и темы, но и намечаются система действий ученика и учителя, способы освоения материала. Они, как, впрочем, и сам перечень произведений, не являются строго обязательными, однако открывают реальные способы развития читателя. В зависимости от уровня литературного развития класса, индивидуальных склонностей учеников учитель может варьировать программу, меняя количество часов в темах, переводя некоторые произведения в раздел внеклассного чтения. Но эта свобода не должна снимать задачи, поставленные перед курсом класса в целом. Начальная школа (1—4-й классы) отрабатывает элементарные механизмы общения ученика с литературным текстом, стимулируя эмоциональную отзывчивость на художественное слово, способность в читательском воображении реализовать слово писателя, охватить единым взглядом содержание литературного произведения, оценить некоторые элементы его формы. На втором этапе литературного образования (5—6-й классы) основной задачей обучения становится формирование способности видеть отличие одного писателя от другого, понимать своеобразие мироощущения и художественной манеры писателя в рамках анализа отдельного произведения. На третьем этапе литературного образования (7—9-й классы) необходимо открыть ученикам законы литературы как особого вида искусства. Поэтому теория литературы и нравственно-исторический аспект изучения словесного искусства выдвигаются на первый план, и настоятельно необходимым становится системное сопоставление литературы с другими видами искусства — живописью, скульптурой, архитектурой, музыкой, театром, кино. Согласованные с возрастными особенностями развития задачи обучения подготавливают изучение исторических эпох развития искусства в 10—11-м классах. Суммарное представление о каждой из них, поддержанное подробным изучением одного-двух текстов, создает системный взгляд на развитие искусства в исторически далекие эпохи Античности, Средневековья, Возрождения, Просвещения и т. д. Чтобы открыть учащимся каждый класс как новую ступень литературного образования и объединить литературный материал общей проблемой, в каждом классе выделяется лейтмотив, обоснование которого дается перед таблицами распределения часов. Таковы общие контуры программы, опирающейся на периоды возрастного движения читателя-школьника и способствующей прогрессу в его литературном развитии. Рассмотрим теперь критерии литературного развития ученика, которые во многом должны определять формы и направленность процесса изучения литературных произведений. Эти критерии разнообразны, но, только примененные комплексно, они могут дать целостную картину отношений ученика с искусством слова. Выделим важнейшие, на наш взгляд, критерии литературного развития, определенные целями школьного курса литературы. 1. Начитанность учащегося, направленность его читательских интересов, круг литературных явлений, значительных для него, активность их оценки, любовь к чтению, постоянство потребности в книге. 2. Умение выделить в тексте нравственно-идеологические проблемы и определить социально-нравственную позицию автора произведения. 3. Объем историко- и теоретико-литературных знаний и способность применять их в анализе художественного текста, определять ценность его в общем потоке литературы. 4. Уровни развития разных сторон читательского восприятия: эмоциональная отзывчивость (активность читательских чувств и точное улавливание авторских чувств, сопереживание ситуации, герою произведения, автору); активность и объективность читательского воображения — воспроизводящего и творческого; постижение содержания произведения на уровнях репродуктивном (пересказ), аналитическом (вопросы к тексту, размышление над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев), синтезирующем (концепция произведения в целом); осмысление художественной формы на уровне детали и композиции. 5. Умения, связанные с анализом художественного произведения: а) находить эмоциональный лейтмотив (общий тон, настроение), основную проблему произведения; б) проследить развитие сюжета в эпическом произведении, конфликта в драме, смену чувств в лирическом стихотворении; в) мотивировать слово-образ и определить стилистическую окрашенность повествования; г) сопоставлять героев и ситуации разных произведений, выделяя общность и отличия авторской позиции; д) видеть движение мысли писателя от замысла произведения к художественному его осуществлению и сравнивать фрагменты вариантов текста; е) выделять общие свойства произведений одного жанра и различать индивидуальное своеобразие писателей в его пределах. 6. Способности и умения, связанные с литературно-творческой деятельностью учащихся: а) умение выразить чувства, возникшие при чтении, и найти в собственном жизненном опыте аналог ситуации произведения; б) умение видеть обстановку действия и мысленно рисовать портрет персонажа; в) умение передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении; г) умение оценить игру актеров в отдельной сцене, сравнить эпизод эпического произведения с его экранизацией или иллюстрацией к нему; д) умение составить киносценарий и подготовить инсценировку по фрагменту литературного текста и т. д. В программе выделен особый раздел — «Литературное творчество», который предлагает осваивать в эстетическом действии опыт знакомства учеников с классическими текстами и, овладевая разными стилями, пластически передавать собственные впечатления о жизни и об искусстве. В старших классах предстоит овладеть новыми умениями (среди них основное — оценка художественных интерпретаций текста и создание собственной интерпретации): а) умением эмоционально откликнуться на произведения разных жанров, в выразительном чтении передать стиль, характерный для писателя; б) умением сравнить трактовку роли разными актерами; в) умением, сопоставив иллюстрации к тексту, определить общую трактовку художником литературного произведения; г) умением написать отзыв о театральном спектакле, инсценировке, экранизации изучаемого произведения; д) умением написать рецензию на произведение современной отечественной и зарубежной литературы. Соответственно выделенным критериям литературного развития должны быть изменены формы опроса и учета знаний и умений учащихся. В 1—4-м классах выразительное чтение произведения наизусть, основание выбора и общая оценка читателем произведения, различение в диктанте на слух текстов, принадлежащих разным писателям, рассказ об интересном событии являются достаточными свидетельствами литературного развития. В 5—6-м классах читательские качества учеников могут быть проявлены в анализе отдельного произведения, раскрывающем его тему, идею, сюжет, образы, композицию. Литературно-творческие способности учеников проверяются сочинениями типа описания эпизода произведения по жизненным впечатлениям. В 7-м классе необходимыми формами зачетной работы по литературе становятся сравнение произведений разных писателей, сочинения типа характеристики героя. По жизненным впечатлениям ученики пишут очерк о человеке интересной судьбы, эссе. В 8-м классе проверочными формами письменных работ могут стать сочинения по нравственным проблемам на основе литературных произведений и жизненных впечатлений, сочинения на тему биографии писателя, сочинения типа сравнения литературных героев и произведений в целом, рецензии на театральный спектакль по изученному в школе драматическому произведению, на экранизацию эпического произведения, рецензии на произведения современной отечественной и зарубежной литературы. Для проверки литературно-творческих способностей школьников в 7-м и 8-м классах следует практиковать сочинения в жанре письма, дневника. В 9—11-м классах пишутся сочинения на историко-литературную тему (эволюция писателя, сравнение творческих индивидуальностей писателей, писатель и литературный процесс, писатель и его эпоха). Сочинения, сопоставляющие произведения классической и современной литературы, позволяют поставить проблему традиций и новаторства в литературном процессе. Литературно-творческие способности учеников могут быть проверены сочинениями типа диалога, написанием рассказа-сценки, лирического стихотворения, рецензии на сборник современного поэта, на ряд спектаклей в одном театре. Историко- и теоретико-литературные факты и знания проверяются как прямо (устно), так и путем переноса (применения их в анализе незнакомого ученикам текста). Круг чтения учащихся выявляется путем проведения викторин, читательских конференций, изучения читательских дневников. Умения и читательские свойства, как правило, проверяются с помощью переноса их на анализ нового текста. Программа рассчитана на творческую инициативу учителя, которая может проявиться в перенесении книг из круга внеклассного чтения в основной ряд текстуального изучения произведений (и наоборот), в расширении круга внеклассного чтения соответственно читательским устремлениям учеников, в перестановке, сжатии и расширении отдельных тем программы, в замене видов деятельности. Программа намечает основное русло обучения, в пределах которого учитель свободно избирает темы и масштаб их освоения. |