Главная страница

Билеты по Методике для филологов. методика билеты. Методика обучения и воспитания в области филологического образования русский язык и литература


Скачать 136.06 Kb.
НазваниеМетодика обучения и воспитания в области филологического образования русский язык и литература
АнкорБилеты по Методике для филологов
Дата15.12.2019
Размер136.06 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файламетодика билеты.docx
ТипДокументы
#100351
страница6 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

8. Пути анализа художественных произведений в школе, взаимосвязь восприятия и анализа. Своеобразие, целостность и проблемность анализа литературного произведения в школе. Литература как искусство слово обращена одновременно и к сфере человеческих чувств и к человеческому разуму, произведение вызывает эстетическую реакцию ученика и требует понимания (анализа).  Восприятие читателем-школьником литературного произведения — это сложный творческий процесс, опосредованный всем жизненным, эстетическим, читательским и эмоциональным опытом ученика Существует несколько основных приемов изучения восприятия учеником прочитанного. Выяснение предварительных впечатлений учащихся о прочитанном, возможно даже прогностических ожиданий (как ты думаешь, каким будет по настроению текст, если у него заглавие «Весенняя гроза») (при этом можно использовать словарь настроений, можно рисовать с помощью цветовых пятен свое настроение, можно составлять палитру настроений, которые вызваны чтением текста). Сопоставление первоначальных впечатлений с теми, которые формируются в ходе анализа и на итоговых занятиях. В этих случаях используются проблемные задания, работа со словарями, анкеты, устные опросы, которые могут быть включены в ход той или иной беседы с учащимися в качестве учебных заданий. Домашние задания опережающего характера: прочти текст, какое настроение он у тебя вызвал? Как ты считаешь, чтобы ученик лучше почувствовал это стихотворение, когда его нужно читать (утром, вечером, у костра, у камина, вдвоем или одному), объясни свое решение. Восприятие художественной литературы имеет ряд особенностей, в том числе возрастных. Школьника младшего возраста интересуют чаще всего отдельные яркие эпизоды, его суждения о поступках героев книг бывают категоричными, иногда односторонними, но, как правило, эмоционально окрашенными. Младшие школьники оказываются захваченными сопереживанием особенно любимым героям. Подростка интересует человек как носитель определенных свойств личности. От «включения» в жизнь произведения он постепенно переходит к его объективному восприятию, у школьников-подростков растет круг осознаваемых моральных свойств личности человека, появляется интерес к формированию его характера, мотивов его поведения. Однако подросток не всегда умеет оценить личность литературного героя в целом, учесть и взвесить различные обстоятельства и мотивы его поведения. Большинство ученых убеждены в необходимости сохранить наивно-реалистический этап восприятия учеников V-VII классов, так как осознание подростками художественной, эстетической ценности произведения наступает, как правило, в VIII-IX классах. Ученики старшего школьного возраста проявляют интерес к сложному внутреннему миру героя, стремятся познать творческое мировосприятие автора. В юношеском возрасте увеличивается стремление понять мировоззрение человека, сущность моральных свойств его личности. Большинство школьников X-XI классов способны оценить художественную значимость произведения, использовав в своих оценках обобщения эстетического характера. В целом старшему школьному возрасту присуще желание систематизировать свои впечатления от прочитанного, поняв его как единое целое. Вопрос о характере восприятия читателя-школьника имеет еще один аспект, связанный с выяснением не только возрастных, но и индивидуальных возможностей учащихся: В первом типе отмечается преобладание наглядных и образных элементов, во втором — преобладание словесных и логических моментов восприятия. Третий тип — смешанный. Этапы восприятия (первичные восприятие, уточненное восприятие после анализа текста) и анализ произведения взаимосвязаны (без первой реакции = восприятия= не будет анализа; без анализа не уточнится восприятие): На первом этапе изучения произведения опасна поспешность, отрыв от непосредственного восприятия, стремление сделать преждевременные выводы, поддаться первому восприятию, но оно же ценно тем, что это восприятие текста искреннее, спонтанное. На втором этапе, когда учащиеся анализируют образы, композицию, опорные эпизоды или комментируют строки поэтических произведений, учитель ведет их к постижению глубины авторского замысла, к пониманию как конкретного, так и обобщенного смысла событий, образов, а также специфики художественной манеры автора, эпохи, в которую творил автор. Основной задачей третьего этапа — заключительных уроков — является воссоздание целостности восприятия произведения искусства слова в соответствии с авторским замыслом и личностным пониманием прочитанного, уточняется восприятие, проверяются догадки ученика. Пример анализа образа персонажа (10 класс): Прочитайте фрагмент из романа «Евгений Онегин», обратите внимание на образ отца Евгения Онегина. Какой образ отца создает автор? Как вы поняли?

Служив отлично благородно,

Долгами жил его отец,

Давал три бала ежегодно

И промотался наконец.

Ответы ребят: он не умеет жить по средствам, он транжира (можно посмотреть слово в словаре). Он не знает цену деньгам, не умеет экономить….Культурно-исторический контекст: дворянин начала XIX века не должен жить по средствам, это крестьянский стиль жизни. Дворянин, соответственно своему аристократическому статусу, должен жить «на широкую ногу», не считая деньги, иначе он для всего света станет скрягой. Какие черты образа выявил этот комментарий, как нужно поправить вашу первую реакцию на образ героя? Поправка при анализе: образ отца Евгения не имеет негативной окраски, отец вел себя, как вели себя все дворяне, аристократы в это время (комментарий Ю.М. Лотмана).Проблемность анализа для подтверждения своего первоначального восприятия текста: необходимость проблемной специфики анализа ярче всего раскрывается при работе над средствами художественной выразительности. Педагог дает задание: какие средства художественной выразительности встречаются в тексте?Дети находят метафоры, сравнения, синекдохи и т.д.Следом за этой статистической работой должна последовать другая: какова художественная задача выбранных автором средств худ. выразительности? Почему автор их использует? Что этими «кодами» он хочет нам сказать? Взаимосвязь восприятия и анализа демонстрирует такой метод анализа, как рецептивный: он предполагает, что у каждого ученика есть свой горизонт ожидания от теста и свое восприятие, обусловленное социальным статусом его и его семьи, современной социальной ситуацией (в революционную пору дети «глухи» к лирике, например), личностными интересами, психологическим складом, общекультурной подготовкой. Приемы работы над активизацией восприятия: словарь настроений (или поначалу рисование цветными пятнами=цветными карандашами, передающими настроение от текста); можно написать слова-эмоции на доске, пусть школьники выберут; можно спросить, в какой ситуации, где (на площади или у камина) и когда ты бы прочел текст, почему… Сегодня работа нал восприятием школьников актуальна по нескольким причинам: во-первых, современные школьники эмоционально неотзывчивы, их порог восприятия очень высок, они ждут эмоций ярких и ярчайших от текста; во-вторых, между культурами лежат «бездны» непонимания: современному человеку сложно понять язык текста века XIX и даже уже XX…

9. Основные этапы изучения литературных произведений в школе, особенности содержания и методов работы (см. учебник Л. Сомовой). Основные этапы изучения литературного произведения в школе Освоение литературного произведения происходит в несколько этапов. Для начала перечислим все этапы, затем раскроем их содержание более подробно. I этап: Вступительный, II этап: Чтение произведения, III этап: Анализ произведения, IV этап: Заключительный. Каждый  этап включает в себя разнообразные  виды деятельности учащихся. Этапы  не являются строго разграниченными. Наоборот, они взаимодействуют друг с другом и переходят один в другой. Основная цель вступительных занятий: создание установки на восприятие и понимание текста, мотивировка последующего анализа и создание ориентиров восприятия. Это ориентировка в жанре и общем характере произведения, в месте и во времени действия, в системе образов и событий, в эмоциональном отношении автора к персонажам, в объеме и образном ядре произведения. Различаются два основных пути подготовки к чтению и анализу текста: на основе изучаемого произведения и на основе личных впечатлений. В содержание вступительных занятий может входить сообщение исторических и биографических сведений, необходимых для понимания текста; социально-бытовой комментарий, объяснение непонятных слов. На вступительных занятиях нужно: сориентировать в жанре, в общем характере произведения, в месте и времени действия, в системе образов и событий, в эмоциональном отношении автора к герою, в объеме и образном ядре произведения. Главное, что является условием и основой всех учебных занятий по литературе, — это чтение произведения. От организации чтения зависит во многом успех всей работы над литературной темой. Захватит  ли книга ученика, погрузится ли он в мир, созданный художником, или мысли и чувства автора оставят его равнодушным, а то и вызовут внутреннее неприятие — об этом всегда думает учитель, готовя первую встречу школьника с произведением. Пока произведение не воспринято душой, свободно и непосредственно, ученик не чувствует потребности в анализе, он может даже сопротивляться всем попыткам заставить его говорить. Книгу нужно сначала просто прочесть, увлекаясь, волнуясь, переживая. Ученики, тонко чувствующие литературу, откликаются первыми, их реакция передается другим, а там уже весь класс слушает с интересом, напряженно. Пока нет такого коллективного отклика, нельзя требовать, чтобы все школьники прочли сложное произведение. Неточности восприятия, даже ошибки могут быть исправлены позднее, а первое впечатление от прочитанного остается надолго, и перестроить его труднее, чем подготовить учеников к восприятию произведения. Но когда эта подготовка проведена, то произведение должно быть прочитано учеником (в классе или дома) полностью. Чтение  может быть домашним или классным. Иногда безоговорочное предпочтение отдают классному чтению. Почему? Прочитав произведение в классе, учитель может быть уверен, что все ребята познакомились с книгой и услышали ее в выразительном звучании. Но нельзя недооценивать и домашнего чтения. Оно более личное, интимное. Анализ произведения - наиболее ответственный момент в работе учителя с классом. В задачу учителя входит преодоление разрыва между восприятием текста и его анализом, разбором. Современное  школьное литературоведение особое внимание уделяет целостности и  избирательности анализа текста, выбору основной линии работы, различным  сопоставлениям, в том числе с  произведениями других видов искусств. Особое значение приобретает отбор, а вернее, выбор материала для  вторичного чтения. Все больше места  в современном уроке литературы занимает интерпретация текста, дающая возможность развивать углубленное личностное восприятие его. Перегруженность программ, особенно для XI класса, диктует направление поисков организации чтения и анализа художественных текстов с использованием усложняющихся заданий, увеличением доли самостоятельности класса, использованием карточек с заданиями, включением в структуру урока групповых и индивидуальных заданий. Заключительный этап. На последнем  этапе работы ученикам предстоит  столкнуться с новыми трудностями, требующими от них активной и напряженной  деятельности. На заключительных занятиях необходимо создавать ситуацию, в  которой школьникам требуется не просто повторить изученное, но и осмыслить его заново. Иногда надо убедить некоторых из них в справедливости сложившегося в классе мнения, защитить выводы, к которым привел совместный анализ. На заключительных занятиях нельзя повторять предыдущий ход разбора произведения. Здесь должен выявиться новый для учащихся угол зрения на произведение. Только в этом случае ученики придут к углубленному осмыслению литературной темы в целом. Заключительные  занятия имеют целью не только подведение итогов и формирование обобщений и выводов. Заключительные занятия ориентируют учащихся на воссоздание целостности произведения, на доведение читательского восприятия до глубокого сочетания образных и понятийных элементов мышления. Заключение всегда несет в себе элемент новизны и сосредоточенности на самом главном. Заключительные  занятия должны также создать  ощущение глубины и неисчерпаемости  произведения. Прощаясь с ним, следует стремиться, чтобы ученик не только охватил его общим взглядом, но и заново пережил и заново осмыслил, понял, как много в нем осталось неизведанного. Заключительные  занятия — это этап анализа, его  завершение, а не просто урок прощания с произведением. Поэтому вопросы, над которыми работал класс в процессе разбора, здесь должны найти свое законченное выражение. Не анализ текста в его деталях, а взгляд на произведение в целом — такова цель заключительных занятий.

10. Выразительное чтение как научно-методическая проблема в контексте школьного курса литературы.

Один из основных инструментов современного учителя – интонация. Интонация основывается на так называемой выразительной триаде. Выразительная триада в свою очередь, состоит из 1. техники речи, 2. логики чтения, 3. эмоционально-образной выразительности. Разрабатывая методические аспекты выразительного чтения, педагоги опираются на работы К. С, Станиславского, Г. В. Артоболевского, В. Н. Аксенова и др. выразительное чтение – основа всякого анализа литературы. С него должно начинаться текстуальное изучение всякого произведения. Этот элемент анализа невозможно заменить ни драматизацией, ни прослушиванием аудиозаписей с голосами авторов или артистов. Однако задача учителя заключается не только в том, чтобы самому овладеть техникой выразительного чтения: крайне важно, чтобы элементами выразительного чтения овладели ученики. Передавая различные эмоции, настроения героев во время чтения вслух или по «ролям», они зачастую стесняются собственного голоса, бывают скованными, слишком сдержанными в передаче интонационного рисунка речи. По мнению В. Г. Маранцмана, обучение школьников выразительному чтению должно проходить в несколько этапов: 1. Пробуждение чувств, 2. Выявление авторской позиции, 3. Вживание в ситуацию произведения,    4. План чтения и техника произнесения Выразительное чтение — один из сложных видов художественной интерпретации текста, призванный «освобождать слова из плена».1. Пробуждение чувств.Всякая эстетическая деятельность оказывается результатом переполненности чувствами, желания открыть их другим и освободиться от той стесненности, которая сопровождает напряжение чувств и кипение мыслей. Чувство, очевидно, в первом случае играет роль разведчика, во втором — судьи, оценивающего услышанное и помогающего совершить выбор. И в том и в другом случае чувство оказывается связанным с действиями на границе интуиции и сознания. Поэтому важно, чтобы произведение, которое мы предназначаем для выразительного чтения учеников, при первой встрече вызвало взволнованность и удивление. Взволнованность может быть поддержана созданием «установки» (Д. Н. Узнадзе) на чтение, развертыванием фона восприятия, который соответствует появлению личных читательских ассоциаций. Вместе с тем произведение искусства, предъявленное классу, не должно оставлять ученика в рамках привычных представлений и служить лишь для воспоминаний читателя. Некая неожиданность, открытая в произведении, именно непривычностью своей должна заинтересовать читателя, пробуждать стремление проникнуть в загадки текста. Пробуждение чувств на первой стадии исполнительского анализа, таким образом, приводит к возникновению вопроса, ведущего к анализу текста произведения.2. Выявление авторской позиции.Поиски авторской позиции в произведении чтецом и родственны, и отличны от научного, литературоведческого анализа. Важно уметь вовремя забыть всю свою историческую эрудицию, чтобы остаться наедине с текстом и извлечь из него максимум возможного… Историки литературы, как правило, дают нам очень мало. Они изучают текст с другой целью, и у них почти невозможно найти ответ на вопрос о том, как прочесть данную строчку». Конечно, литературоведы проявляют авторскую позицию в анализе стиля, композиции произведения, сравнения вариантов текста. Но всестороннее рассмотрение самого течения текста редко, хотя это не природный, а временный недостаток литературоведения. Вместе с тем литературовед не может ограничить своей работы рамками текста. Внетекстовой материал проверяет и контролирует выводы, полученные при анализе произведения, позволяет сопрягать их с историей литературы и общественной жизни. Чтецу же важно выявить логику движения текста «на глазах» публики. Поэтому, не отбросив, а как бы преодолев влияние внетекстовых источников информации, исполнитель черпает свои доводы из самого текста, и в этом совпадает со школьником, которому внетекстовая информация часто недоступна. Школьный анализ литературного произведения в этом своем свойстве, как и во многих других, сходен с художественными интерпретациями литературного текста.3. Вживание в ситуацию произведения.О «ленте» видений много писали, акцентируя необходимость для чтеца не только верно уловить авторский смысл произведений, но и конкретизировать его в собственном воображении, подключая те жизненные свои впечатления, которые уместны в предполагаемых автором обстоятельствах. Однако эта работа бесконечно трудна, так как нахождение в собственном жизненном опыте образных эквивалентов текста бывает заторможено и происходит в стилистически ином и эмоционально отличном от авторской интонации ключе. С. В. Шервинский справедливо писал, что бесконтрольная привычка к актерскому, конкретному изображению вредна чтецу. В лирике же реализация лица, от которого произносится читаемое, принципиально невозможна. «В основе актерского воображения лежит создание иллюзорной реальности». Поэт же, как и чтец, «черпает из запаса памяти, а не живет реальностью мгновенья». Сливаясь с автором, чтец оказывается также в мире памяти. В этом коренное отличие двух воображений: действительность в иллюзии (на сцене) и действительность, реализованная в памяти (у поэта и чтеца). Образы поэтической памяти существуют где-то в пространстве неопределенном…; условная локализация образа памяти имеет место в исполнительском искусстве чтеца». Лирика, действительно, рассчитана на извлечение из памяти чтеца, читателя вообще впечатлений, родственных мотивам стихотворения, но излишняя конкретизация образов лирики обытовляет поэтический текст и грозит подменой автора читателем.4. План чтения и техника произнесения.Раскрытие на предыдущих этапах исполнительского анализа эмоциональных и смысловых основ произведения еще не гарантирует, что чтение будет пронизано ими. Нужна и непосредственная, прямая подготовка к исполнению. Прежде всего, важно определить смену интонаций, продиктованную общим движением мысли произведения. Такую работу мы обычно называем составлением «партитуры чувств». Как в музыкальной партитуре означены мелодии, «их соединенье, сочетанье» (Тютчев), так и в «партитуре чувств» мы намечаем тональность чтения частей произведений, характер интонирования фраз. Наблюдения за ритмикой стиха и расстановка логических ударений, попытка в произнесении фразы осуществить намеченную интонацию составляют существо работы на последнем этапе исполнительского анализа. Выразительное чтение обычно оказывается итогом анализа, попыткой осуществить его результаты в эстетической деятельности, однако выразительное чтение способно выполнять и иные функции. По тому, как ученик прочел текст, можно судить о характере первоначального восприятия. Задача подготовки выразительного чтения может стать, в сущности, приемом анализа произведения. Широкая разработанность этого вопроса в методике преподавания литературы (М. А. Рыбникова, Е. В. Язовицкий, М. Г. Качурин, Р. Р. Майман и др.) позволяет учителю разнообразно использовать выразительное чтение в практике работы. Выразительное чтение, помимо всех его учебных достоинств, важно для нас в широком педагогическом смысле. Чтение вслух, для класса, приучает к культуре выражения чувств, дает ученику радость эстетической формы переживания. Этот прием работы оказывается одним из путей к искусству общения.
1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта