Главная страница
Навигация по странице:

  • Иллюстративно-аналитическая наглядность

  • Графическая наглядность

  • 19. Специфика изучения литературы в 5-6 на примере изучения фольклора (малые жанры, сказки, былины). Модель урока с использованием технологии игры.

  • 20. Цель, задачи, особенности и структура уроков развития устной и письменной речи в системе литературного образования в средних и старших классах.

  • Билеты по Методике для филологов. методика билеты. Методика обучения и воспитания в области филологического образования русский язык и литература


    Скачать 136.06 Kb.
    НазваниеМетодика обучения и воспитания в области филологического образования русский язык и литература
    АнкорБилеты по Методике для филологов
    Дата15.12.2019
    Размер136.06 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файламетодика билеты.docx
    ТипДокументы
    #100351
    страница9 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    18. Наглядность на уроке литературы: графическая и иллюстративно-аналитическая. Приемы работы с наглядностью на уроке.

    Художественная литература воспроизводит действительность в живых картинах, образах, и по существу, сама является наглядным изображением действительности. Однако, бывают случаи, когда усвоению литературного текста могут помочь изобразительное искусство, музыка, кино, телевидение и т.д. Смежные виды искусства на уроке литературы, а также разнообразные графические материалы принято называть наглядными средствами обучения. Применение наглядности на уроке и во внеклассной работе носит принципиально разный характер и преследует разные цели. На уроке наглядность полезна лишь тогда и в той мере, в какой она помогает углубить восприятие учащимися литературного произведения. Одним из действенных методов преподавания литературы в школе традиционно является наглядность. Главная функция наглядности на уроке литературы - помочь учащимся в постижении литературного произведения и творчества писателя в целом, в овладении теоретико-литературными знаниями, в развитии речи учащихся. Вопрос о необходимости использования наглядности на уроках, видах и приемах подобного рода деятельности достаточно часто оказывается в центре внимания ученых - методистов. На уроках литературы, где подавляющий поток информации идет в устной форме, для повышения качества усвоения материала наглядность приобретает особую значимость. В.В. Голубков в монографии «Методика преподавания литературы» выделяет три вида наглядности: «1) наглядность словесно-образная: умелое использование стихотворений и отрывков из художественной прозы, из мемуаров – средствами выразительного чтения, декламации и художественного рассказывания; 2) наглядность художественно-изобразительная: демонстрация портретов, снимков с картин, с рукописей и т.п. Учитель может принести эти картины в класс, может в соответствующих случаях организовать экскурсию в местный музей, может воспользоваться проектором; 3) графическая наглядность: запись на доске словесного и цифрового материала, показ схем, диаграмм, а еще лучше – создание этих схем преподавателем тут же, в классе, на глазах аудитории и при активном ее участии». Данная классификация наглядных средств на уроках литературы остается актуальной и на современном этапе.Вместе с тем наряду с традиционными видами наглядности в практику преподавания литературы в школе активно внедряются информационные технологии, различные виды работы с персональным компьютером, обеспечивающие появление новых форм, методов и приемов. Иллюстративно-аналитическая наглядность Современный учитель располагает рядом учебных фильмов. Прежде всего это фильмы биографического и обзорного характера, содержащие достаточно богатый иллюстративный материал - портреты писателей и их современников, фрагменты писем, хроникальные кадры, запечатлевшие писателей (например, Л. Толстого, В. Маяковского, А. Фадеева и др.). Эти фильмы не без основания критикуют за иллюстративность, разноплановость и растянутость (некоторые из них имеют 4 и даже 6 частей), поэтому их целесообразно использовать не целиком, а лишь фрагментарно, например, хроникальные кадры или редкие портреты писателей и т.д. Другой вид учебных фильмов - киноэкскурсии по памятным местам. Экран как бы переносит учеников в Михайловское, Ясную поляну, Спасское-Лутовиново и т.д. Конечно, кинофильм не заменяет экскурсии, но в какой-то мере создает эффект присутствия. Во всей системе уроков по теме и даже иногда на одном уроке целесообразно использовать разные виды наглядности комплексно. Например, на вступительном уроке по теме «Творчество В.В. Маяковского» вполне уместно показать кинокадры, запечатлевшие поэта, и послушать запись воспоминаний современников о нем, а на уроке о жизни А.А. Фадеева - рассмотреть его портрет и послушать голос писателя. Однако и перенасыщение урока наглядностью не только не приносит пользы, но даже может оказаться вредным. Содружество искусств на уроке должно быть тактичным, а используемые произведения смежных искусств обладать высоким художественным уровнем. Если на уроке проводятся спорные трактовки, то нужно, чтобы им сопутствовал серьезный анализ. При изучении, например, «Евгения Онегина» оправдало себя привлечение музыки П.И. Чайковского, причем не только арии Татьяны, где литературная и музыкальная трактовки образа едины, но и арии Онегина и Ленского, героев, которые существенно переосмыслены в опере Чайковского. Привлекая на уроке литературы другие виды искусства, словесник должен считаться с тем, что перед ним произведения, имеющие свои средства выражения и живущие по своим законам. Согласно школьной программе при изучении литературы необходимо обращать внимание и на такой важный аспект литературного образования и нравственно-эстетического воспитания, как использование произведений смежных видов искусства на уроке. Произведения смежных видов искусства, которые используются на уроках литературы, можно сгруппировать следующим образом: 1. Произведения живописи  2. Музыкальные произведения  3. Произведения графики (рисунки А.С. Пушкина). 4. Фотографии или цветные иллюстрации скульптурных или архитектурных памятников. 5.Театр или киноискусство. Наглядность оказывает значительное действие на совершенствование и умножение методов развивающего обучения и является весьма перспективной областью методики. Не случайно в последние два десятилетия в связи с интенсивным развитием технических средств и смежных искусств (особенно кино и телевидения) заметно активизировалось включение в урок иллюстраций, музыки, кино и т.д. Графическая наглядность Литературу невозможно уложить в какую-то строго определенную схему, ведь выразить схематично чувства, настроения нельзя. У словесника, разумеется, главное – это язык, который должен стать для учащихся искусством слова, учитель вводит ученика в особый образно-эмоциональный мир, где должно цениться мнение ученика, его восприятие художественного произведения, а не обезличивание ребенка и произведения. Вводить схему в ткань урока нужно очень продуманно: ей на уроке должен быть отведен строго нормированный отрезок времени. Слово заменить схемой недопустимо! Схемы по литературе должны помочь разобраться в содержании, проблематике, философии художественного текста, ни в коем случае не заменяя работы над самим произведением. Литературная схема должна быть “живой”. Что это значит? Схема не должна быть статичной, нужно через схему, шаг за шагом вести ученика к логичному убедительному выводу. Это, разумеется, возможно при использовании компьютерных технологий: мультимедийной презентации Power Point, компьютерной графики, рисования и т. д. Схема на уроке литературы выполняет еще и роль наглядного материала, представляющего собой особую организацию текстового материала художественного произведения в виде графического изображения. Она должна быть емкой по содержанию, краткой, четкой по оформлению, понятной по восприятию и воспроизведению. Для лучшего восприятия схемы детьми желательно составлять ее в цвете, но количество цветов должно быть минимально. В процессе работы необходимо учитывать степень подготовленности учащихся к восприятию и анализу схемы. Постепенно нужно детей учить не только читать схемы, но и самим составлять их. Опорная схема в отличие от конспекта включает более узкий по объему, содержанию литературный материал, и может быть использована или включена в урок на любом его этапе. Схемы на уроках литературы могут быть самыми разными по содержанию: графические, словесные, смешанные. Еще один вид работы на уроке литературы – составление таблицы. Таблицы на уроке литературы являются результатом аналитической деятельности. Используемые в практике преподавания литературы таблицы по своемуназначению делят на 3 группы: 1.Таблицы, которые содержат информацию (сведения из истории и теории литературы, биографии и творчества); 2. Таблицы, которые содержат сравнительно-сопоставительную характеристику двух источников (двух текстов одного автора или разных, двух героев); 3. Таблицы, которые содержат результаты аналитического прочтения текста.

    19. Специфика изучения литературы в 5-6 на примере изучения фольклора (малые жанры, сказки, былины). Модель урока с использованием технологии игры.

    Фольклор - художественное  народное  искусство,  художественная творческая деятельность народа.В Фольклоре, сложившемся в  ходе общественной трудовой практики, воплощены  воззрения,  идеалы  и  стремления народа,  его  поэтическая   фантазия,   богатейший   мир   мыслей,   чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнёта, мечты о  справедливости  и счастье. Впитавшее  в  себя  многовековой  опыт  народных  масс,   фольклор отличается глубиной художественного освоения действительности,  правдивостью образов, силой творческого обобщения. Малые жанры фольклора появились не в одно время. Одни из них зародились в эпоху родового строя (сказка, загадка), другие возникли и развились в классовом обществе (былины, исторические и лирические песни и частушки). Устное бытование фольклора обусловило один из важнейших его признаков - коллективность. В селах и городах, на бескрайних просторах русской земли всегда было много талантливых певцов и сказочников, мастеров меткого и живого слова. Однако не одни они участвовали в творческом процессе. Созданный однажды текст былины или сказки не оставался неизменным. В исполнении других людей он изменялся, переделывался. Каждое поколение вносило в произведения что-то новое. В устах различных исполнителей изменения были неодинаковы, поэтому возникали варианты одной песни, сказки. Но чтобы произведение получило распространение среди рода или племени, а затем среди отдельных социальных слоев или всего трудового народа, оно должно соответствовать их вкусам, выражать их мысли. Малые жанры фольклора  - это небольшие по размеру фольклорные произведения.Существуют разные классификации  малых фольклорных жанров. Несколько из них мы осветим в этой главе. К малым фольклорным жанрам относятся небольшие по объему произведения: пословицы, поговорки, приметы, загадки, прибаутки, присловья, скороговорки, каламбуры. Эти жанры в научной литературе называют паремии (от греч. paroimia - притча). Малые жанры фольклора  — это небольшие по объёму фольклорные  произведения. В некоторых работах  встречается определение детский  фольклор, поскольку  такие  народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью. Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, на что  указывает тот факт, что в нем  сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм. Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая: Потешка — элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая  игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие  стишки и песенки позволяют в  игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребенку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу. Заклички — один из видов  заклинательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления  крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.
    Заклички представляют собой  обращение к солнцу, радуге, дождю  и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются. Считалка — небольшой  стишок, форма жеребьёвки, с помощью  которого определяют, кто водит в  игре. Считалка — элемент игры, который  помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм. Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют развитию речи ребёнка. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные. Пословица — короткое предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым народным языком, часто обладает рифмой и ритмом. Поговорка — это устоявшаяся  фраза или словосочетание, образное выражение, метафора. Самостоятельно не употребляется. Загадка, как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она  даёт это определение в иносказательной, нарочито затемненной форме. В программе Т.Ф. Курдюмовой глава называется «Малые жанры фольклора». В ней рассматривается самое понятие «малые жанры фольклора». Для изучения школьникам предлагаются песни (частушки), считалки, анекдоты, загадки, пословицы и поговорки.  Пословицы - это краткие изречения, в которых выражены жизненные наблюдения и правила житейской мудрости. Поговорка - меткое народное выражение, краткое по форме, острое по мысли. Загадки - это поэтическое описание какого-либо предмета, явления, живого существа, которое нарочно усложнено для того, чтобы испытать сообразительность человека, но и помочь ему увидеть необычное в обычном, поэзию в том, к чему мы давно привыкли. Анекдоты - короткий устный рассказ с остроумной концовкой.  Песни - стихотворные произведения, предназначенные для пения. Частушки - короткая рифмованная песенка, исполняемая в быстром темпе. В последующих классах  учащиеся изучают малый фольклор в контексте разных произведения.
    Во всех программах представлены для изучения малые  жанры фольклора.  Наиболее полно  они рассматриваются в программе  Курдюмовой. В ее учебнике дается толкование понятию «малые жанры фольклора», его разновидностям. Также именно в ее учебнике рассматриваются пословицы и поговорки не в контексте произведений. Для школьников очень важно изучать такие жанры. Они активно обогащают нашу речь. Разработка урока по теме  «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки».

    Класс: 6.Цели  урока: - обучающая: обучение умению анализировать смысл пословиц и поговорок; - развивающая: развитие речи учащихся; - воспитательная: воспитание любви к Родине, к природе, своей семье, пропагандирование здорового образа жизни.
    Тип урока: комбинированный. Оборудование: оформленные на доске пословицы и высказывания писателей. I. Знакомство с жанром пословиц и поговорок.1.    Вводная беседа.
      

    20. Цель, задачи, особенности и структура уроков развития устной и письменной речи в системе литературного образования в средних и старших классах.

    Развитие устной и письменной речи школьников — одно из стержневых направлений в методике преподавания литературы. Обогащение словарного запаса учащихся на материале художественных произведений, обучение связной речи и развитие ее выразительности — таковы основные задачи, которые решаются в практической работе словесников и теоретических исканиях методистов. Большой вклад в разработку проблемы внесли Ф.И. Буслаев, В.Я. Стоюнин, В.П. Острогорский, Л.И. Поливанов, В.П. Шереметевский, В.В. Голубков, А.Д. Алферов, М.А. Рыбникова, К.Б. Бархин, Н.М. Соколов, Л.С. Троицкий, С.А. Смирнов, Н.В. Колокольцев, А.А. Липаев, современные ученые К.В. Мальцева, М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, В.Я. Коровина, О.Ю. Богданова, Н.А. Демидова, Л.М. Зельманова, Т.Ф. Курдюмова, Н.И. Кудряшев, М.В. Черкезова и др. Основные направления работы по развитию речи учащихся Методика преподавания литературы выдвигает в качестве основных направлений работы по развитию речи школьников при условии реализации деятельности подхода следующие направления: 1. Словарно-фразеологическая работа с текстом художественного произведения и литературно-критических материалов. 2. Обучение школьников различным видам и жанрам монологических высказываний на литературные темы от пересказов текста до индивидуально-творческих высказываний. 3. Организация речевой деятельности школьников в процессе диалогического общения. 4. Создание речевых ситуаций, стимулирующих развитие речи школьников на деятельностной основе 5. Активизация межпредметных взаимодействий на уроках литературы в аспекте речевой деятельности. Устная речь. Развитие устной речи как социальная и методическая проблема. Проблема развития устной речи школьников приобретает все большее общественное значение, так как речь является убедительным показателем духовной культуры личности. Для трудов М.А. Рыбниковой по вопросам развития устной речи характерно стремление создать стройную систему в обучении. Исследователь подчеркивала важность установления межпредметных связей уроков грамматики и литературы, которые вместе выполняют задачу воспитания в ученике сознательного отношения к слову, как к «серьезнейшему показателю внутренней жизни», призывала «пробудить критическое отношение к употреблению того или иного слова или термина» (Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения). Уроки литературы должны придать языку школьников эмоциональную окраску, сделать их язык более тонким и взыскательным в смысле передачи всякого рода оттенков в окружающей жизни. Устная и письменная речь находятся в тесной взаимозависимости, потому и методика развития устной и письменной речи школьников на занятиях по литературе имеет много общего. Вместе с тем формируя умения письменной речи, следует иметь в виду ее специфические особенности, отличающие от устной речи. Формы письменной речи — монологические, для нее характерна логическая упорядоченность, строгость построения фраз, наличие не только сочинительных, но и подчинительных конструкций, широкое употребление союзов, использование разнообразия синонимов. Письменная речь достаточно трудна для освоения ее школьниками. Методика преподавания литературы уделяла и уделяет значительное внимание работе по развитию письменной речи школьников в процессе изучения художественных произведений. В.В. Голубков, М.А. Рыбникова, С.А. Смирнов, Н.В. Колокольцев Особое внимание как в прошлые десятилетия, так и в современной методической литературе уделено теории и практике школьного сочинения. Виды упражнений по развитию письменной речи учащихся средних классов Работа по развитию письменной речи учащихся многообразна и зависит: а) от возрастных особенностей учащихся, б) уровня их   литературного и речевого развития, в) от рода и жанра художественного произведения, на базе которого проводится речевая работа со школьниками и г) от поставленных учителем познавательных и коммуникативных задач. Упражнения по развитию письменной речи классифицируются на следующие группы, которые учителя обычно включают в планирование уроков в зависимости от названных выше условий. 1. Репродуктивные: изложения подробное, сжатое, выборочное, с заменой лица рассказчика, осложненное грамматическими заданиями. 2. Репродуктивно-оценочные: изложения с элементами сочинения. 3. Сочинения разных жанров: сочинение-миниатюра, сочинение по пословице, загадке, по личным наблюдениям, сочинение по картине и т.д. 4. Сочинения и изложения с элементами художественного творчества: рассказ о герое произведения, сочинение сказки, афоризма, загадки, рассказа (по образцу изученных), домысливание неоконченных историй в соответствии с логикой развития сюжета и характеров героев и т.д., художественные зарисовки, сценки, написание сценариев для постановки произведений в кино и театре (фрагменты). ИЗЛОЖЕНИЕ — это письменный пересказ прочитанного или прослушанного и проанализированного текста. СОЧИНЕНИЕ представляет собой собственные размышления пишущего по поводу прочитанного и разобранного художественного произведения или его отрывка в различных письменных речевых жанрах. В изложении пишущий воспроизводит готовый текст произведения или отрывка из него, в сочинении создается собственный текст. ИДЕЯ (главная мысль) изложения всегда повторяет идею пересказываемого текста. Идея сочинения самостоятельно определяется пишущим в итоге размышлений над художественным   текстом, изучения научно-популярной и критической литературы. КОМПОЗИЦИЯ изложения всегда воспроизводит композицию пересказываемого произведения. Композиция сочинения избирается пишущим самостоятельно в соответствии с темой, позицией автора по данному вопросу, видом и жанром письменной работы. СОДЕРЖАНИЕ изложения представляет собой воспроизведение пересказываемого текста. Содержание сочинения — обоснование собственных рассуждений пишущего, раскрывающих тему и идею сочинения. Разнообразные приемы анализа крупных эпических и драматических произведений в старших классах ведут к разнообразию ученических сочинений на литературную тему. Среди них можно выделить следующие виды сочинений: 1. Сочинения о литературных героях (индивидуальная, групповая, сравнительная характеристика образов-персонажей). В таких темах на первый план выходит образ героя из социальных, нравственных, философских, художественно-эстетических проблем, связанных с образом данного героя или ряда героев одного или нескольких произведений одной эпохи. 2. Сочинения, основанные на анализе произведения в целом, в которых, в свою очередь, выделяются темы, требующие: а) оценки всего произведения б) рассмотрения нравственных, социальных, философских проблем, поставленных в этом произведении в) анализа художественной формы произведения 3. Рассуждения (размышления) учащихся об отношении литературы к жизни («Что мне дало изучение русской классической литературы»,  «В Россию можно только верить (Ф.И. Тютчев). В старших классах речь учеников должна обогащаться и за счет терминов, оборотов книжной речи и слов иностранного происхождения. Словарная работа на уроке литературы полезна в той мере, в какой она опирается на материал лутературного произведения и помогает раскрыть его. Чтобы свободно владеть устной речью, необходимо не только находить слова, но и уметь связывать их друг с другом. Это умение предполагает овладение грамматическим строем языка на уроках русского языка и обогащение к художественной литературе, богатой словесными конструкциями на уроках литературы. В 4-6 классах учитель привлекает внимание учащихся к пословицам, поговоркам, учит ребят понимать их переносный смысл и заботиться о том, чтобы они вошли в речевую практику ученика. В 7-8 классах ученики уже наблюдают идейно-художественную функцию пословиц, поговорок и «крылатых слов» в произведении. В 9-11 классах анализ афоризмов того или иного автора позволяет поставить вопрос о мировосприятии самого писателя. 
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта