АМО ОБЖ (pdf.io). Методов обучения в проце
Скачать 2.5 Mb.
|
иалектики-материалистического мышления школьников, как основы их коммунистического мировоззрения. Кроме того, проблемные методы имеют специальные функции: воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение логических приемов или отдельных способов творческой деятельности); воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умения решать учебные проблемы; формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решения практических проблем и художественного отображения действительности) [15, c.20]. Результатом учения школьника является изменение в структуре его знаний, формирование умений и навыков самостоятельно учиться. Степень познавательной самостоятельности ученика определяется тем, сформированы ли у него умения: видеть проблему и осознавать ее; сформулировать или переформулировать проблему; предположения и гипотезы; обосновывать и доказывать выдвинутые гипотезы; 22 применять на практике найденный способ решения учебной проблемы [15, c.23]. Наиболее эффективным методом для развития критического, творческого, диалектического мышления на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» является проблемная ситуация (вопрос). Использование проблемных методов предполагает, что учащиеся получают знания путем анализа ошибок в конкретной ситуации и на основе полученных результатов, разрабатывают единственно верный порядок действий. Ученики должны не только научиться предвидеть опасности, но и уметь оценивать и прогнозировать их развитие, принимать целесообразные решения и действовать с целью предупреждения возникновения экстремальных ситуаций или смягчения их последствия. Данный метод используется при изучении таких разделов из курса «Основы безопасности жизнедеятельности» как: безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи, современный комплекс проблем безопасности и другие. III. ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ. По определению, игра — это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции: развлекательную (это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); коммуникативную: освоение диалектики общения; самореализации в игре как полигоне человеческой практики; игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; 23 диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей; социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития. Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову): свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие); творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»); эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»); наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; в качестве технологии урока (занятия) или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); 24 как технология внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орлёнок»). Спектр целевых ориентации: Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение знаний, умений и навыков в практической деятельности; формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков. Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определённых подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности. Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия [20, c.128]. Игровой метод активно используется на протяжении всего курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Это обусловлено тем, что игровая деятельность опирается на такие потребности человека как: самовыражение, самоутверждение, самоопределение, саморегуляция и конечно же самореализация. Способность включиться в игру не связана с возрастом человека, поэтому данная технология эффективна применяется на всем протяжении учебного процесса. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ученик руководствуется личностными установками и мотивами. Для наиболее эффективного усвоения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» данный метод 25 ценен тем, что игра представляет собой проигрывание отношений и ситуаций, существующих в реальной жизни. Тем самым, учащиеся узнают что-то новое, закрепляют материал, развивают творческий потенциал, формируют общеучебных умения, изучают учебный материал с различных позиций. IV. МЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ. Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Так что же такое учебный проект? Это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта. В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. В работе над проектом проявляется максимальная самостоятельность учащихся в формулировании цели и задач, поиске необходимой информации, анализе, структурировании и синтезе, исследовании и принятии решения, 26 организации собственной деятельности и взаимодействия с партнерами. От ученика требуется самостоятельное применение уже известного и «добывание» новых знаний. Полезность проекта как раз в том и заключается, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится «добывать» знания, а затем соединять разрозненные сведения, «нанизывая» их на некую свою цель. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна. Соответственно, задача учителя — помочь ему это сделать. Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить: проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы); целеполаганию и планированию деятельности; самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта); презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов; умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования; поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля; 27 практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях; выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования; проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению). В работе над проектом проявляется максимальная самостоятельность учащихся в формулировании цели и задач, поиске необходимой информации, анализе, структурировании и синтезе, исследовании и принятии решения, организации собственной деятельности и взаимодействия с партнерами. От ученика требуется самостоятельное применение уже известного и «добывание» новых знаний. Итак, метод учебного проекта характеризуется как: личностно ориентированный; деятельностный; обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности; построенный на принципах проблемного обучения; развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии; формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах; воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу; здоровьесберегающий. Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе 28 проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики [19, c.37-39]. Знания полученные учащимися на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» применяются на практике каждый день. Задача педагога помочь ученику овладеть определенными знаниями, умениями и навыками наиболее эффективно и качественно. Поэтому очень часто метод учебного проекта используется при изучении таких тем как: «Безопасность на транспорте», «Пожарная безопасность», «Чрезвычайные ситуации техногенного характера», «Основы здорового образа жизни» и т.д. Данный метод поможет учащимся самостоятельно изучить тему, проанализировать проблемы появившиеся в результате исследования, решить поставленные задачи и самое главное, презентовать свое исследование на публике. При подготовке проекта у школьника активизируется познавательная, мыслительная и творческая деятельность, а также развиваются такие качества как самостоятельность, целеустремленность, инициативность, организованность. В настоящее время существуют множество активных методов обучения, которые могут и должны использоваться на уроках ОБЖ. V. ДИСКУССИЯ. Дискуссия – это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы. Ее существенными чертами являются сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения спора, столкновение различных точек зрения, позиций [18, c.39]. Данный метод эффективно используется на уроках ОБЖ, поскольку позволяет учащимся: проанализировать собственный жизненный опыт, при этом поясняя свою позицию и умению ее защищать; проявить инициативу; рассмотреть вопрос (проблему) со всех «сторон»; 29 понимать и уважать мнения других участников обсуждения. VI. МОЗГОВАЯ АТАКА. Данный метод также широко используется в курсе ОБЖ, в связи с тем, что помогает проявлять свои творческие способности, обрести уверенность в собственных силах, развить наблюдательность, а также умение кратко и четко излагать свою позицию. Мозговая атака (брейншторминг) — метод обучения, направленный на активизацию мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы. Предложен этот метод американским психологом А. Осборном. Суть его состоит в том, что участники выдвигают свои идеи, предложения по проблеме. Все идеи, даже самые неожиданные, принимаются и проходят групповую экспертизу, подвергаются обсуждению. Этот метод учит культуре совместного обсуждения идей, преодолению стереотипов и шаблонов в мышлении; раскрывает творческий потенциал человека [10, c.284]. VII. БАСКЕТ-МЕТОД. Данный метод практически не используется на уроках ОБЖ, но он также эффективен и интересен для усвоения знаний, умений и навыков. Баскет-метод – метод обучения, который предполагает выполнение учениками роли сотрудников, которым нужно разобрать накопившиеся отчеты, письма, служебные записки, отчеты и по каждому принять решение. Он основан на работе с документами и бумагами, относящимися к повседневной деятельности какого-либо учреждения. Методика проведения такого занятия предполагает несколько этапов. 1. Преподаватель описывает определенному ученику его роль: сферу ответственности, должностную инструкцию, общий контекст и т.д. 2. Затем школьникам предоставляют материал, изучив и, проанализировав который, они должны принять решение по определенным вопросам и решить, в каком порядке и что именно говорить. 30 3. В заключении, преподаватель проводит завершающую беседу, анализирую правильность решения поставленных перед ними задач. Особенность метода состоит в том, что ученик получает весь объем документов единовременно и вынужден, для принятия решения, пообщаться с множеством людей, чтобы собрать нужную информацию. Его цель – занять позицию человека, ответственного за работу с документами, и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает. Баскет-метод позволяет развить такие компетенции, как умение принимать решения, анализировать информацию, коммуникационные навыки межличностного общения, прогнозирование результатов своей деятельности [3, c.82] . Данный метод можно эффективно использовать на уроках ОБЖ именно в старших классах. Например, урок на тему «Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе». Когда в процессе урока ученик может стать: врачом-инфекционистом, министром здравоохранения, будущей мамой и примерить на себя множество других ролей. Таким образом, рассмотрев поподробнее характеристику активных методов обучения, можно сделать вывод о том, что любой из этих методов может быть использован на протяжении изучения всего курса ОБЖ. |