Главная страница
Навигация по странице:

  • Число комнат Расстояние до города, км 10

  • Параметры позиционирования, цена и прибыль

  • Первый этап: позиции и цены

  • Фирма Позиция Цена

  • Корнейчук Б.В. - Микроэкономика. Деловые игры (учебное пособие). Микроэкономика деловые игры


    Скачать 1.36 Mb.
    НазваниеМикроэкономика деловые игры
    Дата08.04.2018
    Размер1.36 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКорнейчук Б.В. - Микроэкономика. Деловые игры (учебное пособие) .doc
    ТипКнига
    #40639
    страница19 из 20
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20

    Спрос на позиционированные товары

    Число комнат

    Расстояние до города, км

    10

    20

    30

    40

    50

    60

    70

    80

    8

















    7











    С

    С

    С

    6












    с

    С

    с

    5







    А

    А

    А

    с

    с

    4







    А

    А

    А

    с

    с

    3







    А

    В

    В

    в

    в

    2







    А

    В

    В

    в

    в

    1










    В

    В

    в

    в


    Примечание. Клетки, не отмеченные буквами А, В или С в табл.16.2, отвечают неудовлетворенным потребительским позициям, поскольку хотя бы один параметр у этих клеток лучше, чем в предложенных фир­мами позициях. Мы исходим из того, что эти потребители не снизят уровень своих требований к товару и в данном случае вообще откажут­ся от его приобретения.

    Пример 2. Рассмотрим случай, когда одна фирма объявляет цено­вую войну другой фирме. Предположим, что фирма В предлагает 5-комнатные коттеджи на расстоянии 50 км от города по цене $32 тыс. Фирма А знает о параметрах позиционирования и цене фирмы В и при этом начинает предлагать 6-комнатные коттеджи на расстоянии 30 км от города по цене $31 тыс. Позиция фирмы А сильнее, чем у фирмы В (все параметры лучше), а цена меньше. Понятно, что все покупатели с потребительскими позициями, близкими к позиции фирмы В, пред­почтут тем не менее товар фирмы А (он лучше и дешевле). Фирма В лишится спроса на свой товар и покинет рынок (рис. 16.1).


    AAAA

    AAAA
    AAAA
    AAAA

    3
    AAAA

    AAAA

    AAAA
    0 тыс. дол. Фирма А (6;30)

    31 тыс. дол. Фирма В (5;50)

    Рис. 16.1. Объявление ценовой войны
    Итак, если фирма выбирает сильную позицию по отношению к дру­гой фирме и устанавливает при этом более низкую или такую же цену, то такая ситуация трактуется как объявление ценовой войны. В ре­зультате «потерпевшая поражение» фирма разоряется и временно ухо­дит с рынка.
    Правила игры

    1. Каждый студент представляет фирму, которая стремится макси­мизировать прибыль. Рассматривается рынок коттеджей, пред­ставленный в табл. 16.1.

    2. Фирмы последовательно, друг за другом, сообщают участникам рынка свою позицию и цену коттеджа. Параметры позициониро­вания: число комнат коттеджа и его расстояние до города. Цена должна выражаться целым числом.

    3. Фирма не может выбрать позицию, занятую ранее другой фир­мой, и установить цену, объявленную ранее другой фирмой.

    4. Фирма, ставшая «жертвой» ценовой войны, выбывает из игры: до начала второго этапа — на первом этапе игры, и окончательно — на втором этапе игры.

    5. Минимальная цена, которую может установить фирма, равна средним издержкам (себестоимости) строительства коттеджа с выбранными параметрами позиционирования. Так, при позиции (8; 10) минимально возможная цена равна $40 тыс.

    6 Максимальная цена, которую может установить фирма, равна удво­енным средним издержкам строительства коттеджа с выбранными параметрами позиционирования. Так, при позиции (8; 10) макси­мально возможная цена равна $80 тыс.

    7. Фирмы выходят на рынок в соответствии с номерами карточек, которые произвольно раздаются студентам. На карточке также указано название фирмы: А, В, С и т. д.

    8. Игра проводится в два этапа. На первом этапе номер карточки по­казывает прямую очередность входа на рынок, на втором этапе — обратную очередность. Так, если номер карточки 8, а игроков 10, то на первом этапе фирма входит на рынок восьмой, а на втором этапе — третьей (после десятой и девятой).

    9. По завершении каждого этапа игры рассчитывается прибыль каждой фирмы. Затем для каждой фирмы оба значения прибыли складываются. Итоги игры подводятся на основе суммарных зна­чений прибыли.

    10. Прибыль рассчитывается после того, как последняя фирма вошла на рынок. Объем спроса, который предъявляют потребители на позиционированный товар каждой фирмы, определяется в соот­ветствии с алгоритмами, описанными в пункте «Теория» (см. при­меры 1 и 2).

    11. Для подведения итогов игры рассчитывается средняя прибыль на рынке. Она равна суммарной прибыли всех фирм (за два этапа), деленной на число фирм.

    12. Баллы присуждаются по следующим правилам:

    * пять баллов. Присуждаются фирме, получившей максималь­ную прибыль;

    * четыре балла. Присуждаются фирмам, получившим прибыль не ниже среднего, но меньше максимального значения;

    * три балла. Присуждаются фирмам, получившим прибыль ниже среднего, но больше минимального положительного зна­чения;

    * два балла. Присуждаются фирме, получившей минимальную положительную прибыль;

    * один балл. Присуждается фирме, получившей нулевую при­быль. Она дважды разорилась: либо стала «жертвой» ценовой войны, либо установила цену на уровне издержек при мини­мальном спросе на свой товар.
    Подготовка игры

    1. Подготовить таблицу, в которой каждому возможному набору параметров позиционирования соответствуют средние издержки производства товара (см. табл. 16.1). Начертить эту таблицу на доске.

    2. Подготовить карточки, в которые студенты будут вписывать па­раметры позиционирования и цены на обоих этапах игры, а пре­подаватель — значения прибыли (табл. 16.3).
    Таблица 16.3

    Параметры позиционирования, цена и прибыль

    Студент




    Фирма А1

    этап

    комнат

    расстояние

    цена

    прибыль

    1









    2









    Итого:




    3. Начертить на доске таблицу для подведения итогов игры (табл. 16.8).
    Порядок проведения игры

    1. Повторить понятия и теоретические положения, необходимые для проведения игры. Разобрать на доске примеры расчета объе­ма спроса и прибыли конкурирующей фирмы.

    2. Объяснить студентам цели и правила игры.

    3. Объявить начало первого этапа игры, произвольно раздать сту­дентам карточки (см. табл. 16.3).

    4. Дать студентам 5 минут на анализ рынка.

    5. Предложить игроку А (его порядковый номер здесь равен едини­це в соответствии с латинским алфавитом) вслух сообщить ауди­тории параметры позиционирования и цену товара. Предложить ему также вписать эти значения в карточку, взять у него запол­ненную карточку.

    6. Выбранную фирмой А позицию зафиксировать, написав букву «А» в соответствующей клетке таблицы (на доске). Рядом с бук­вой указать установленную фирмой цену.

    7. Предложить следующему игроку В вслух сообщить аудитории свои параметры позиционирования и цену товара и т. д. Если воз­никла ситуация ценовой войны, то фирма, ставшая «жертвой на­падения», немедленно вычеркивается из таблицы и далее на этом этапе игры не участвует. Ее прибыль на этом этапе равна нулю.

    8. После того как последняя фирма объявила свою позицию, опре­деляются клетки таблицы, близкие к той или иной предложенной позиции. Эти клетки отмечаются буквой — названием соответ­ствующей фирмы (см. табл. 16.2).

    9. Рассчитать прибыль каждой фирмы, записать ее в карточку и в табл. 16.8.

    10. Подвести итоги первого этапа игры, обсудить реализованную маркетинговую политику каждой фирмы, определить «промежу­точных» лидеров и аутсайдеров, наметить возможные варианты поведения фирм на втором этапе игры.

    11. Начертить на доске новую таблицу для внесения данных второго этапа (см. табл. 16.1).

    12. Объявить начало второго этапа игры, раздать студентам их кар­точки.

    13. Предложить игроку с самым большим порядковым номером вслух сообщить аудитории параметры позиционирования и цену товара и т. д.

    14. После того как последний игрок (А) объявит свою позицию, оп­ределить объем спроса и прибыль каждой фирмы на втором эта­пе, занести результаты в карточки и таблицу 16.8. Подвести итоги второго этапа игры.

    15. Суммировать прибыль, полученную каждой фирмой на обоих этапах игры, выставить баллы игрокам, назвать победителя игры.

    16. Провести анализ действий игроков, исследовать особенности по­зиционирования товара фирм, вышедших на рынок в разные пе­риоды времени, сделать вывод о том, когда выгоднее входить на рынок позиционированного товара: в числе первых или в чис­ле последних.
    Пример игры

    1. Исходные данные:

    а) студентов — 6;

    б) этапов игры — 2;

    в) таблица «позиция-издержки» — см. табл. 16.1;

    г) максимальный спрос на позиционный товар — 160 коттеджей.

    2. Первый этап. Студенты последовательно выбрали следующие позиции и установили такие цены на свой товар (табл. 16.4):

    Таблица 16.4

    Первый этап: позиции и цены





    Фирма



    Позиция

    Цена



    комнат

    расстояние

    1

    А

    8

    10

    80

    2

    В

    8

    20

    75

    3

    С

    7

    10

    74

    4

    D

    8

    50

    64

    5

    Е

    5

    40

    50

    6

    F

    6

    40

    49
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20


    написать администратору сайта