Главная страница

Министерства здравоохранения россии телешев в. А., Резайкин а. В., Соколов с. Ю., Крохалев в. Я., Андреева а. В., Динисламова о. А


Скачать 5.62 Mb.
НазваниеМинистерства здравоохранения россии телешев в. А., Резайкин а. В., Соколов с. Ю., Крохалев в. Я., Андреева а. В., Динисламова о. А
АнкорPolnaya_metodichka_med_13.docx
Дата25.06.2018
Размер5.62 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаPolnaya_metodichka_med_13.docx
ТипУчебно-методическое пособие
#20714
страница2 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


О Г Л А В Л Е Н И Е



Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Глава 1. Операционные системы Windows. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Глава 2. Текстовый редактор Word . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Глава 3. Электронные таблицы Excel . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
Глава 4. Система управления базами данных Access . . . . . . . . . . . . 80
Глава 5. Редактор презентаций Power Point . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
Глава 6. Основы Internet. Поиск информации . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125


ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы информатики
В цифровых устройствах, в том числе и в компьютерах, приходится иметь дело с различными видами информации. Это может быть, к примеру, в чистом виде двоичная информация, такая как включен прибор или выключен, исправно устройство или нет. Информация может быть представлена в виде текстов, и тогда приходится буквы алфавита кодировать при помощи двоичных уровней сигнала. Достаточно часто информация может представлять собой числа. Числа могут быть представлены в различных системах счисления. Форма записи в них чисел существенно различается между собой, поэтому, прежде чем перейти к особенностям представления чисел в цифровой технике, рассмотрим их запись в различных системах счисления.

Система счисления - это совокупность правил записи чисел цифровыми знаками. Системы счисления бывают позиционные и непозиционные. В настоящее время и в технике и в быту широко используются как позиционные, так и непозиционные системы счисления. Рассмотрим сначала примеры непозиционных систем счисления.

В качестве классического примера непозиционной системы счисления можно привести римскую форму записи чисел. Сейчас, как и в глубокой древности, для записи числа используются так называемые “палочки”. Эта форма записи чисел наиболее понятна и требует для записи числа всего один символ. Число образуется суммой этих “палочек”. Однако при записи больших чисел возникают неудобства. Число получается громоздким и его трудно читать.

Однако чем большее число требуется представить в такой системе счисления, тем большее количество цифр требуется для этого. Позиционные системы счисления были придуманы относительно недавно для того, чтобы сэкономить количество цифр, используемое для записи чисел.

Значение цифры в позиционной системе счисления зависит от её позиции в записываемом числе. В позиционной системе счисления появляются два очень важных понятия - основание системы счисления и вес цифры. Дело в том, что в позиционной системе счисления число представляется в виде формулы разложения:

Ap=anpn+an-1pn-1+...+a2p2 +a1p1+a0p0+a-1p-1+a-2p -2+...+a-kp-k

где p - основание системы счисления
pi - вес единицы данного разряда
ai - цифры, разрешённые в данной системе счисления.

При этом количество цифр в системе счисления зависит от основания. Количество цифр равно основанию системы счисления. В двоичной системе счисления две цифры, в десятичной – десять, а в шестнадцатеричной – шестнадцать. Число в любой позиционной системе счисления записываются в виде последовательности цифр:

A=anan-1...a2a1a0,a-1a-2 ...a-k,

где ai – цифры данной системы счисления, а цифра, соответствующая единицам определяется по положению десятичной запятой (или десятичной точки в англоязычных странах). Каждая цифра, использованная в записи числа, называется разрядом.

Какие же системы счисления применяются в настоящее время? Первый ответ, который ожидается – это десятичная система счисления. А ещё? Достаточно посмотреть себе на левую руку. Там мы увидим часы. Сколько минут помещается в часе? Шестьдесят. Сколько секунд помещается в минуте? Шестьдесят. Налицо признаки шестидесятеричной системы счисления. Это наследование древней вавилонской системы счисления, которую вместе с компасом и часами европейцы заимствовали от арабов.

Еще примеры. Картушка компаса делится на восемь румбов. Чем не восьмеричная система счисления?

Рассмотрим подробнее системы счисления, наиболее часто используемые в цифровой технике.

Десятичная система счисления

Основание этой системы счисления p равно десяти. В этой системе счисления используется десять цифр. В настоящее время для обозначения этих цифр используются символы 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Число в десятичной системе счисления записывается как сумма единиц, десятков, сотен, тысяч и так далее. То есть веса соседних разрядов различаются в десять раз. Точно также записываются и числа, меньшие единицы. В этом случае разряды числа будут называться как десятые, сотые или тысячные доли единицы.

Рассмотрим пример записи десятичного числа. Для того чтобы показать, что в примере используется именно десятичная система счисления, используем индекс 10. Если же кроме десятичной формы записи чисел не предполагается использования никакой другой, то индекс обычно не используется:

247,5610=2*102+4*101+7*100+5*10-1 +6*10-2=20010+4010+710+0,510+0,0610

Здесь самый старший разряд числа будет называться сотнями. В приведённом примере сотням соответствует цифра 2. Следующий разряд будет называться десятками. В приведённом примере десяткам соответствует цифра 4. Следующий разряд будет называться единицами. В приведённом примере единицам соответствует цифра 7. Десятым долям соответствует цифра 5, а сотым – 6.

Двоичная система счисления

Основание этой системы счисления p равно двум. В этой системе счисления используется две цифры. Чтобы не выдумывать новых символов для обозначения цифр, в двоичной системе счисления были использованы символы десятичных цифр 0 и 1. Для того чтобы не спутать систему счисления в записи числа используется индекс 2. Если же кроме двоичной формы записи чисел не предполагается использования никакой другой, то этот индекс можно опустить.

Число в этой системе счисления записывается как сумма единиц, двоек, четвёрок, восьмёрок и так далее. То есть веса соседних разрядов различаются в два раза. Точно также записываются и числа, меньшие единицы. В этом случае разряды числа будут называться как половины, четверти или восьмые доли единицы.

Рассмотрим пример записи двоичного числа:

101110=1*25+0*24+1*23+1*22 +1*21+0*20=3210+8 10+410+210=4610

При записи во второй строке примера десятичных эквивалентов двоичных разрядов мы не стали записывать степени двойки, которые умножаются на ноль, так как это привело бы только к загромождению формулы и, как следствие, затруднение понимания материала.

Недостатком двоичной системы счисления можно считать большое количество разрядов, требующихся для записи чисел. В качестве преимущества этой системы счисления можно назвать простоту выполнения арифметических действий (таблица умножений в двоичной системе состоит всего из трех строк), а также существенно упрощается техническая реализация вычислительного устройства, основанного на двоичной системе счисления, так как каждый разряд двоичного числа может принимать только два значения – 0 (нет сигнала) и 1 (есть сигнал). Все современные компьютеры используют в своей работе двоичную систему счисления.

Восьмеричная система счисления.

Основание этой системы счисления p равно восьми. Восьмеричную систему счисления можно рассматривать как более короткий вариант записи двоичных чисел, так как число восемь является степенью числа два. В этой системе счисления используется восемь цифр. Чтобы не выдумывать новых символов для обозначения цифр, в восьмеричной системе счисления были использованы символы десятичных цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7. Для того чтобы не спутать систему счисления в записи числа используется индекс 8. Если же кроме восьмеричной формы записи чисел не предполагается использования никакой другой, то этот индекс можно опустить.

Число в этой системе счисления записывается как сумма единиц, восьмёрок, шестьдесят четвёрок и так далее. То есть веса соседних разрядов различаются в восемь раз. Точно также записываются и числа, меньшие единицы. В этом случае разряды числа будут называться как восьмые, шестьдесят четвёртые и так далее доли единицы.

Рассмотрим пример записи восьмеричного числа:

125,468=1*82+2*81+5*80+4*8-1+6*8-2=6410+1610+510+410/810+610/6410= 85,5937510

Во второй строке приведённого примера фактически осуществлён перевод числа, записанного в восьмеричной форме в десятичное представление того же самого числа. То есть мы фактически рассмотрели один из способов преобразования чисел из одной формы представления в другую.

Так как в формуле используются простые дроби, то возможен вариант, что точный перевод из одной формы представления в другую становится невозможным. В этом случае ограничиваются заданным количеством дробных разрядов.
Шестнадцатеричная система счисления

Основание этой системы счисления p равно шестнадцати. Эту систему счисления можно считать ещё одним вариантом записи двоичного числа. В этой системе счисления используется шестнадцать цифр. Здесь уже не хватает десяти цифр, поэтому приходится придумать недостающие шесть цифр.

Для обозначения этих цифр можно воспользоваться первыми буквами латинского алфавита. При записи шестнадцатеричного числа неважно буквы верхнего или нижнего регистра будут использоваться в качестве цифр. В качестве цифр в шестнадцатеричной системе используются символы 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F.

Так как здесь появляются новые цифры, то приведём таблицу соответствия этих цифр десятичным значениям.

Таблица соответствия шестнадцатеричных цифр десятичным значениям

Шестнадцатеричная цифра

Десятичный эквивалент

0

0

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

8

8

9

9

A

10

B

11

C

12

D

13

E

14

F

15

Число в этой системе счисления записывается как сумма единиц, чисел шестнадцать, двести пятьдесят шесть и так далее. То есть веса соседних разрядов различаются в шестнадцать раз. Точно также записываются и числа, меньшие единицы. В этом случае разряды числа будут называться как шестнадцатые, двести пятьдесят шестые и так далее доли единицы.

Рассмотрим пример записи шестнадцатеричного числа:

2AF,C416=2*162+10*161+15*160+12*16-1+4*16-2 =

=51210+16010+1510+1210/1610+410/25410 = 687,76562510

Из приведённых примеров записи чисел в различных системах счисления вполне очевидно, что для записи одного и того же числа с одинаковой точностью в разных системах счисления требуется различное количество разрядов. Чем больше основание системы счисления, тем меньшее количество разрядов требуется для записи одного и того же числа.

Перевод числа в любую систему счисления из десятичной

Выше мы привели примеры перевода чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную. Теперь рассмотрим, как можно произвести обратную процедуру. Для простоты будем рассматривать перевод только целых чисел.

Мы знаем, что целое число A в системе счисления с основанием p можно представить в виде

A=anpn+an-1pn-1+...+a2p2 +a1p1+a0p0

Таким образом, чтобы найти представление числа в конкретной системе счисления, нам надо определить коэффициенты ai. Число A можно записать в виде A=A1p+a0, где A1= anpn-1+an-1pn-2...+a2p1+a1p0 – результат целочисленного деления исходного числа A на основание p. Таким образом, a0 – это остаток деления A на p. Аналогично коэффициент a1 находится как остаток деления A1 на p. Применяя последовательно процедуры целочисленного деления на основание p и записывая остатки деления, мы сможем определить все коэффициенты ai, соответствующие представлению числа A в системе счисления с основанием p. Проиллюстрируем этот алгоритм на конкретном примере – переведем число 25 в двоичную систему счисления:

  • 25 / 2 = 12, остаток 1;

  • 12 / 2 = 6, остаток 0;

  • 6 / 2 = 3, остаток 0;

  • 3 / 2 = 1, остаток 1;

  • 1 / 2 = 0, остаток 1,

Получим результат: 2510=110012. Для проверки проведем обратное преобразование.

110012=1·24+1·23+0·22+0·21+1·20=16+8+1=2510.

  1. 1. Запустите программу susteminfo.exe, ярлык которой находится на рабочем столе.

  2. Практическое задание

2. В левой части окна программы выберите пункт «Системы счисления-практика». В правой части окна программы ответьте на вопросы 9, 13-15.

3. В левой части окна программы выберите пункт «Перевод чисел в п.с.с.-практика». В правой части окна программы ответьте на вопросы 1 и 2.
2. Общие представления о компьютере
Компьютер – это устройство для автоматического сбора, хранения и переработки информации.

Каждый день люди разных профессий накапливают, видоизменяют, преобразовывают и получают новую информацию с помощью различных устройств. Эти устройства необходимы для более рационального и быстрого достижения определенных целей. Например, бухгалтер получает определенные цифры (это числовая информация), накапливает их, преобразует (складывает, вычитает, умножает и др.) и получает в итоге новые цифры – это новая информация. Секретарь-машинистка печатает текст на печатной машинке. Она преобразует рукописный текст в машинописный, следовательно, видоизменяет способ представления информации и т.д.

По сравнению с другими, более простыми устройствами, компьютер обладает огромной мощностью и большими ресурсами в плане обработки информации, кроме того, он очень надежен и удобен в работе. Именно поэтому применение компьютера дает колоссальный прирост производительности. Это первая особенность компьютера.

Второй особенностью компьютера является его универсальность. В зависимости от желания пользователя, компьютер может выполнять любые операции с информацией. Компьютер может быть печатной машинкой, калькулятором, системой сбора, хранения, анализа данных, графопостроителем, диагностом, аниматором и др., но только умелое применение компьютера позволяет получить максимальную отдачу.

Работа с любой информацией на компьютере делится на три этапа:

1. Ввод информации.

2. Обработка информации.

3. Получение результатов обработки (вывод полученной информации).

Рассмотрим все этапы подробно.
3. Устройства ввода информации
Первый этап работы с информацией – это ввод её в память компьютера. Существует несколько методов ввода данных, каждый из которых связан с определенными компонентами компьютера и с определенными этапами работы программы. Рассмотрим три основные метода:

Ввод данных с помощью клавиатуры. Клавиатурой снабжены практически все компьютеры, это универсальное устройство для ввода алфавитно-цифровых данных и разнообразных команд. Сейчас практически везде применяется расширенная или улучшенная клавиатура со 101-102 клавишами. На клавиатуре персонального компьютера различают восемь групп клавиш:

  • Функциональные клавиши. Они образуют самую верхнюю строку клавиатуры и имеют обозначения с F1 до F12. За этими клавишами нет строго закрепленных функций, каждая программа определяет им свои значения. Тем не менее, клавише F1 почти всегда традиционно соответствует вызов меню помощи или справки.

  • Клавиши ALT и CTRL расположены в самом нижнем ряду клавиатуры справа и слева от клавиши пробела. В среде Windows эти клавиши самостоятельного значения не имеют, а используются в сочетании с другими клавишами. Например, для закрытия активного окна существует сочетание ALT+F4, для переключения между выполняемыми задачами – ALT+TAB и т.д.

  • Клавиша ТАВ. Это клавиша табуляции, расположенная в левом углу клавиатуры под цифровыми клавишами. Она служит для перехода между управляющими элементами. Клавиша ENTER – ввод, клавиша SPACEBAR – пробел и клавиша BECKSPASE – удаление символа, стоящего слева от курсора.

  • Клавиша ESC. Это самая верхняя левая клавиша, за ней также не закреплено определенного значения, но в большинстве программ нажатие на нее соответствует нажатию мышкой на кнопку «отмена» в контекстных меню.

  • Клавиши управления курсором. Они расположены в правом нижнем поле и расположены в виде перевернутой буквы Т. На них нарисованы стрелки. Эти клавиши служат для управления курсором в различных программах.

  • Буквенно-цифровая клавиатура. Это самая большая группа клавиш, служащая для набора текста. На клавишах этой группы нанесены буквы, причем в зависимости от выбранного языка каждая клавиша соответствует букве русского или латинского алфавита. К этим клавишам относится и клавиша Shift (сдвиг), при нажатии на которую совместно с буквенной клавишей набираются строчные (большие) буквы.

  • Группа служебных клавиш, расположенная над клавишами управления курсором. Это Delete, Insert, Home, End, Page up и Page down. Эти клавиши используются при наборе текста в редакторах. Delete стирает символ справа от курсора, Insert в текстовых редакторах включает режим замены текста при наборе.

  • Самую правую часть клавиатуры занимает группа дополнительных цифровых клавиш. Эти клавиши дублируют основную цифровую клавиатуру и включаются нажатием клавиши NumLock, расположенной в верхнем левом углу цифровой клавиатуры.

Некоторые функции в среде Windows вызываются нажатием комбинации из нескольких клавиш. Например, Ctrl+Esc имитирует щелчок левой кнопкой мыши по кнопке “Пуск” на рабочем столе, однократное нажатие Ctrl+Alt+Del вызывает окно диспетчера задач со списком запущенных приложений, в котором можно, например, выбрать «зависшее» приложение и закрыть его. Двойное нажатие Ctrl+Alt+Del приводит к немедленной перезагрузке системы. Alt+Tab позволяет переключаться между запущенными процессами. Alt+F4 вызывает закрытие активного окна.

Ввод данных с помощью «мыши». Манипулятор «мышь» – это наиболее удобное и распространенное устройство для работы в среде Windows. Свое название манипулятор получил за внешнее сходство с мышкой. Двигая манипулятор по поверхности стола, пользователь перемещает по экрану курсор, обычно имеющий вид небольшой белой стрелки, а нажимая на кнопки мышки, он отдает ОС или выполняемым программам определенные команды. В среде Windows за правой и левой кнопками мыши закреплены различные функции: щелчок левой кнопкой служит для нажатия на какой-либо объект управления, щелчок правой кнопкой вызывает различные контекстные меню.

Практически каждый объект в среде Windows, будь то файл, папка или окно, обладает рядом свойств и над ним можно произвести какие-либо действия - копирование, удаление, создание ярлыка и т.д. Щелкая правой кнопкой мыши по объекту, пользователь вызывает контекстное меню, открывающее набор свойств и действий, возможный для данного объекта.

Кроме того, для запуска файлов или ярлыков программ применяется двойной щелчок (double click), осуществляемый быстрым двойным нажатием левой кнопки мыши при наведенном на объект запуска курсоре. Интервал между нажатиями при двойном щелчке не должен быть большим, иначе система опознает это как два простых щелчка.

Перетаскивание объектов – это реализация принципа drag’n’drop (буквально «перетащи и брось»). Оно позволяет перемещать по экрану и между окнами файлы, папки с файлами и ярлыки программ. Для того, чтобы перетащить объект, на него нужно навести курсор мыши, нажать левую кнопку и, удерживая ее нажатой, передвинуть курсор по экрану туда, куда нужно переместить объект, после чего отпустить кнопку.

Ввод данных с жесткого диска. Все данные, введенные в компьютер, можно сохранить на диске. Хранящиеся неопределенно долго на диске данные в любой момент можно вновь извлечь для дальнейшей оперативной обработки, пополнения или просмотра.

Обслуживание жесткого диска осуществляется полностью на программном уровне. Поэтому от пользователя для загрузки данных с диска требуется выполнить специальную функцию работающей программы, обычно «Открыть» или «Загрузить».
4. Центральный процессор –

устройство обработки информации
Второй этап работы с информацией – это её обработка и преобразование. Обработкой входных данных занимается Центральный Процессор (ЦП). ЦП – это микросхема, способная выполнять определенный набор (несколько сотен) команд, направленных на преобразование данных.

ЦП выполняет арифметические действия, логические операции и осуществляет управление всем компьютером. Команды, адресованные ЦП для автоматизации процесса обработки входных данных, объединяются в блоки и хранятся в памяти компьютера или на диске. Эти блоки называются программами. Таким образом, входные данные, введенные в память компьютера пользователем, обрабатываются центральным процессором по заранее составленной программе. Результаты обработки сохраняются в памяти компьютера, после чего начинается третий этап работы с информацией.
5. Устройства вывода информации

(монитор, диски, принтер)
Третий этап работы с информацией – это получение результатов обработки информации (вывод информации).

Существует несколько методов представления выходных данных. Каждый метод связан с определенными компонентами компьютера и с определенными этапами выполнения программы. Рассмотрим три основных метода вывода информации:

Вывод данных на монитор. Монитор присутствует у всех персональных компьютеров. На экране монитора можно воспроизводить информацию в двух режимах: графическом и текстовом.

Текстовый режим позволяет выводить на экран только текст из различных символов (буквы, цифры, специальные символы). Вывод символов возможен только в ячейки матрицы, обычно 80 столбцов и 25 строк. Размер ячеек строго фиксирован. На ранних этапах развития компьютеров (70-80 годы), в основном, применялся именно этот режим.

Графический режим позволяет рассматривать экран как множество точек (например, 800 на 600 точек). Вся выводимая информация складывается из наборов точек разного цвета. Графический режим более универсален и удобен, т.к. позволяет легко воспроизводить не только текст, но и любые изображения, менять шрифты и др. В графическом режиме работают большинство игровых программ, Windows и др.

Вывод информации на диски. Все данные, введенные в компьютер, или результаты обработки можно записать на диск с целью продолжительного хранения. Обслуживание диска осуществляется полностью на программном уровне. Поэтому для сохранения данных пользователю необходимо выполнить определенную функцию работающей программы. Обычно это «Сохранить» или «Закрыть». В дальнейшем информация, сохраненная на диске, может быть вновь извлечена для обработки или просмотра.

Вывод информации на принтер. В некоторых случаях необходимо получить твердую (бумажную) копию результатов обработки данных. Для вывода информации на бумагу существует принтер. Печать изображения или текста на бумаге может осуществляться разными методами. В зависимости от метода печати различают матричные принтеры (их работа основана на механических ударах игл по красящей ленте), струйные принтеры (разбрызгивание жидких чернил через сопла), лазерные (распределение тонера с помощью лазера и намагниченного барабана).
6. Программы и данные
Из рассмотренного выше следует, что информация – это основная точка приложения в работе компьютера. Поскольку компьютер – это только сложная машина, информация внутри неё должна быть строго структурирована, иметь определённый формат. Мы не будем разбираться в тонкостях представления информации на самом низком, машинном уровне. Вполне достаточно для понимания и работы остановиться на понятии файл.

Файл – это поименованный блок однородной информации, хранящейся на диске или другом запоминающем устройстве. Файл можно сравнить с упаковкой для информации. Информация, упакованная в оболочку файла и названная уникальным именем, очень удобна для использования в работе компьютера.

Всю информацию, используемую в компьютере, необходимо разделять на два класса: программы и данные.

Данные – это информация, предназначенная для обработки, либо являющаяся результатом обработки другой информации. Любые однородные данные упаковываются в файлы, такие файлы называются файлами данных. Например, текст, набранный в текстовом редакторе, хранится на диске в специальном файле данных – текстовом файле или, как его часто называют, текстовом документе.

Программа – это информация, предназначенная для центрального процессора. ЦП способен выполнять различные операции обработки данных, но для этого ему необходимо постоянно давать команды. Команды для ЦП можно давать в диалоговом режиме, но это занимает очень много времени и требует глубоких знаний от пользователя. Поэтому, для удобства, последовательность команд, адресуемых ЦП и отражающих алгоритмы обработки данных, упаковывают в файл и сохраняют на диске. Такой файл называется программным файлом.

Вывод: ЦП может обработать данные, причем разными путями, но он не знает, как именно нужно обработать конкретные данные в конкретный момент времени. Данные – это сырье для работы ЦП и получения результата. Программа – это последовательность команд для работы ЦП над данными с целью получения искомого результата. Только слияние всех трех компонентов: ЦП, программы, данных – обеспечивает целенаправленность работы компьютера.

7. Классификация программ
Для компьютеров существует огромное количество программ. Все программы следует разделять на два принципиально различных класса: операционные системы и прикладные программы или приложения.

Операционная система (ОС) – это программа, загружаемая при включении компьютера. Она полностью обеспечивает управление всеми компьютерными компонентами и распределением ресурсов компьютера. Операционная система запускает прикладные программы и обеспечивает их связь с компьютером и пользователем. Основная причина необходимости операционных систем состоит в том, что команды, отдаваемые ЦП и другим компонентам компьютера, – это команды очень низкого уровня (например, команда указания номера дорожки на диске, куда будет записываться информация, команда позиционирования магнитной головки дисковода и т.п.), а для действий пользователя или прикладной программы их необходимы тысячи. Операционная система скрывает от пользователя и от прикладных программ эти сложные подробности и предоставляет удобный интерфейс для работы. Другими словами, ОС облегчает взаимодействие компьютера и пользователя.

Прикладные программы или приложения – это программы, запускаемые из операционной системы и содержащие алгоритмы, служащие для обработки конкретных данных. Приложения тесно связаны с ОС, т.к. используют её для связи с компьютером, поэтому все они классифицируются по принадлежности к определенным операционным системам. Например, приложения для Windows, для Mac X, для DOS и др.

ГЛАВА 1

Операционные системы Windows

Одними из самых популярных и перспективных операционных систем сегодняшнего дня являются программы семейства Windows. Их существует несколько версий. Основные черты этих ОС:

  1. Графический интерфейс, ориентированный на мышь в качестве основного устройства ввода информации, что предоставляет дополнительные удобства для пользователя.

  2. Многозадачный режим работы (т.е. обеспечивает возможность одновременной работы нескольких программ).

  3. Единообразный (стандартный) интерфейс всех приложений Windows, благодаря чему каждый, кто знаком с основными принципами общения с Windows, сможет освоить управление Windows-приложениями без особых усилий.

  4. Стандартный способ обмена данными между различными прикладными программами (через буфер обмена).

  5. Полное использование ресурсов современных компьютеров.

При разработке Windows основной упор сделан на полноценную реализацию простой идеи: компьютер – это система для хранения и обработки информации, причем эта система должна быть доступна широкому кругу людей. Для достижения этой цели нужно максимально упростить способ общения человека и компьютера, т.е. как можно дальше «спрятать» от пользователя не только команды низкого (о них речь шла во введении), но и высокого уровня, такие как: копирование файлов, обращение к дисководам, вывод информации на печать и пр. Все эти действия выполняются с помощью, так называемых драйверов – специальных программ, обслуживающих различные устройства (принтеры, монитор, дисководы, мышь и др.). Эти программы хранятся на дисках в виде файлов, точно так же, как и любая информация в компьютере. Чтобы запустить такую программу, например, драйвер жесткого диска, достаточно просто «кликнуть мышью» на значке, соответствующем этому устройству (в данном случае, на значке «Локальный диск (С:)»).

При включении компьютера с жесткого диска в оперативную память автоматически загружается операционная система – специальный комплекс программ, предназначенный для управления работой компьютера и организации взаимодействия с пользователем. Операционная система обеспечивает функционирование всех компонентов компьютера, работу прикладных программ, взаимодействие компьютера с другими компьютерами через локальную сеть и Интернет.

Операционных систем существует довольно много, но за последние 20 лет на большинстве компьютеров во всем мире устанавливаются операционные системы компании Майкрософт. Такой успех ОС от Майкрософт связан с удобством и простотой работы с ними для конечного пользователя, хотя они и не лишены недостатков. Прообразом первой ОС Майкрософт, завоевавшей огромную популярность, стала программа-оболочка Windows 3.0 Она предлагала полноценный оконный графический интерфейс, многозадачность и требовала не слишком много системных ресурсов. Вслед за ней быстро вышла ее обновленная версия Windows 3.1, под которую самой компанией и сторонними производителями программного обеспечения в короткие сроки было выпущено огромное количество приложений. Но настоящий успех ждал полноценную ОС от Майкрософт – Windows 95, выпущенную в 1995 г. По данным исследований некоторых аналитиков, уже в 1997 г. Windows 95 устанавливалась на 7 из 10 проданных компьютеров во всем мире. По словам самих разработчиков, основная цель, которую они преследовали при разработке интерфейса Win’95 – сделать работу с ней максимально простой и удобной для всех категорий пользователей. Следующая ОС этого семейства - Windows 98, выпущенная в 1998 г. В основе разработки этой ОС лежит идея интеграции персонального компьютера во всемирную сеть Интернет. В ней слегка изменился интерфейс, повысилась устойчивость к сбоям, обновился список поддерживаемых периферийных устройств. В 1999 г. компания Майкрософт выпустила Windows Millenium (МЕ). В состав WinMe включены новые программы для работы с рисунками, просмотра видеофайлов и прослушивания аудиозаписей. WinMe может работать с новыми видами оборудования, такими как: приводы DVD, устройства с интерфейсом USB и т.д.

Следует отметить, что семейство ОС Win9x (сюда входят Win95, Win98, WinMe) основано на MS-DOS – первой ОС компании Майкрософт, выпущенной в 80-х годах и имевшей примитивный по современным меркам текстовый интерфейс командной строки. Параллельно с разработкой ОС семейства Win9x компания Майкрософт выпускала операционные системы Windows NT, ориентированные на работу компьютера в сети. Эти ОС отличает высокая устойчивость к сбоям, повышенная надежность и, как следствие, высокие требования к аппаратной части компьютера. Требования к высокой устойчивости работы ОС вынудили Майкрософт отказаться от дальнейшей разработки ОС Win9x, поэтому WinMe стала последней в этой линейке. Все последующие операционные системы (Windows 2000, Windows XP) основаны на ядре NT.

Начиная с 2001 г., выходит Windows XP с обновленным дизайном, ориентированным на удобство использования, и единым центром справки и поддержки. Операционная система доступна на 25 языках. Для Microsoft версия Windows XP станет одним из самых популярных продуктов начала 2000-х г. Она оказалась быстрой и стабильной. Навигация в меню «Пуск», на панелях задач и управления стала более понятной. Растет осведомленность пользователей о компьютерных вирусах и злоумышленниках, однако загрузка из Интернета обновлений для системы безопасности позволяет до некоторой степени сократить эти опасения. Пользователи начинают понимать предупреждения о подозрительных вложениях и вирусах. Больше внимания уделяется центру справки и поддержки.

Не затрагивая промежуточную версию Windows Vista, перейдем к последней доступной операционной системе Windows 7. Эта версия операционной системы появилась в 2009 г., на волне популярности ноутбуков и беспроводных сетей. Windows 7 раскрывает широкие возможности по работе в сети. Дополнительным преимуществом Windows 7 можно считать более тесную интеграцию с производителями драйверов. Большинство из них определяются автоматически, при этом в 90 % случаев сохраняется обратная совместимость с драйверами для Windows Vista. Так же стоит отметить повышенную безопасность новой операционной системы. Для удобства пользователей был доработан графический интерфейс Aero. На данный момент активно идет работа над созданием новой операционной системы, под кодовым именем Windows 8.

Лабораторная работа № 1

Графический интерфейс Windows

Запуск Windows

Операционная система запускается автоматически после включения компьютера. Если на компьютере установлено несколько ОС, после включения появляется загрузочное меню, в котором пользователь может выбрать нужную ОС. Процесс загрузки Windows занимает 1-5 мин и зависит от быстродействия компьютера, количества установленной на нем оперативной памяти и конфигурации самой ОС. Если ОС настроена на работу с несколькими пользователями, после загрузки система предложит ввести имя пользователя и пароль, после чего для конкретного пользователя будут загружены все персональные настройки (рисунок рабочего стола, цветовые темы оформления и т.д.).

Существует несколько вариантов загрузки Windows. Чаще всего пользователю нужен обычный режим загрузки, но иногда система может загружаться со сбоями и работать нестабильно. Обычно это происходит после некорректной установки нового оборудования или новых программ. Для исправления подобных ошибок предусмотрен вариант загрузки, называемый «режим защиты от сбоев» (Безопасный режим). В этом режиме ОС стартует с минимальным набором драйверов устройств, с низким разрешением экрана и без автозапуска пользовательских программ, за счет чего достигается более стабильная работа и пользователь может выявить и исправить существующие ошибки. Для выбора варианта загрузки ОС нужно нажать и удерживать клавишу F8. Клавишу F8 необходимо нажать до того, как появится логотип Windows. Если появилась эмблемаWindows, дождитесь появления приглашения Windows для входа в систему, затем завершите работу и перезагрузите компьютер. В появившемся меню можно выбрать нужный режим загрузки.

Завершение работы Windows

Никогда не завершайте работу с Windows простым выключением питания компьютера! Во время своей работы операционная система создает много открытых служебных файлов, обращается к жесткому диску, и отключение питания в неподходящий момент может привести к неработоспособности ОС или даже поломке оборудования! В Windows предусмотрена специальная команда «Завершение работы», найти которую можно в меню  Пуск,

После нажатия на эту команду в появившемся меню надо выбрать пункт «Завершение работы». Компьютер выключится автоматически.

После нажатия кнопки Завершение работы происходит закрытие всех открытых программ вместе с самой системой Windows, а затем полное отключение компьютера и дисплея. При выключении компьютера результаты работы не сохраняются, поэтому, необходимо, сначала сохранить свои файлы.

Кнопка «Завершение работы» может выглядеть и по-другому. При настроенном автоматическом получении обновлений, если обновления готовы к установке, кнопка «Завершение работы» будет выглядеть следующим образом.
Кнопка «Завершение работы»

(установка обновлений и

завершение работы)
При нажатии кнопки «Завершение работы» происходит установка обновления в системе Windows, а затем выключается компьютер.

После загрузки Windows перед глазами пользователя предстает экран, в котором принято выделять следующие части:

Рабочий стол

Это основное рабочее пространство пользователя, занимающее почти всю поверхность экрана. Если отвлечься от некоторых удобных дополнительных возможностей Windows, то при включении компьютера его экран выглядит, как пустой рабочий стол, на котором «стоит» Мой компьютер. Двойной щелчок мыши на нем открывает папку «Мой компьютер», в которую вложены например папки «Диск А:», «Диск С:», двойной щелчок мыши, например, на папке «Диск C:» открывает содержимое этой папки и т.д. Однако, стоит отметить, что многие папки обозначаются специальными значками, представляющими собой небольшие картинки, как правило, иллюстрирующие назначение или тип соответствующего объекта и некоторые файлы или папки можно «выложить» из Моего компьютера прямо на рабочий стол (на самом деле это чаще всего ярлыки-указатели. Ярлык – особый тип значка. В левом нижнем углу такого значка присутствует изогнутая стрелка. Ярлык обеспечивает быстрый доступ к объекту непосредственно с рабочего стола. Тогда рабочий стол может выглядеть, например, так (рис. 1.1.). На рабочем столе также открываются рабочие окна программ. Фоном рабочего стола можно сделать любую картинку.

Панель задач

Это узкая полоска, расположенная по умолчанию в нижней части экрана. В левой части панели задач находится кнопка «Пуск», в правой – окошко системной панели с часами. Размеры и положение панели задач на экране можно менять. Все открытые окна рабочего стола дублируются на панели задач в виде кнопок с надписями, соответствующими открытым программам. Нажатие на любую из них левой кнопкой мыши делает соответствующее ей окно активным, что позволяет быстро переключаться между несколькими запущенными программами. Кроме того, в окошке системной панели некоторые программы оставляют свои значки, что позволяет, например, быстро запускать их или следить за их состоянием. Справа от кнопки «Пуск» на панели задач располагается панель быстрого запуска программ. Сюда пользователь может поместить несколько ярлыков к наиболее часто используемым программам.

Кнопка «Пуск»

При нажатии на нее открывается меню кнопки «Пуск». В этом меню можно выполнять следующие действия: запуск программ, открытие файлов, настройка системы с помощью панели управления, получение справки с помощью команды Справка и поддержка, поиск элементов на компьютере и в Интернете с помощью команды Поиск и другое. Рядом с некоторыми пунктами меню кнопки «Пуск» отображается направленная вправо стрелка. Это означает наличие еще одного меню. Если поместить указатель на пункт меню со стрелкой, появится другое меню. Все установленные программы также становятся доступны через меню «Пуск».

Папка «Компьютер»





20





Гаджеты рабочего стола

Рабочий стол




Папки, вынесенные на Рабочий стол из «Компьютера»


Кнопка «Пуск»




Панель задач


Рис. 1.1. Пример рабочего стола сразу после включения компьютера
Общие принципы построения окна
В основу взаимодействия программ с пользователем в Windows положен оконный интерфейс. Каждая запущенная пользовательская программа отображается на экране в виде окна – отграниченного рамками прямоугольника. Любое окно состоит из следующих элементов:

  1. Рамка. Это узкая полоска, отграничивающая окно с четырех сторон. Размеры рамки можно менять, поставив на нее указатель мыши, и когда он изменит вид на двойную стрелку, передвинуть мышь, держа нажатой левую кнопку.

  2. Заголовок окна. Это самая верхняя панель окна, на которой слева отображается его название, а справа расположены кнопки закрытия окна, сворачивания его на панель задач и разворачивания на весь экран. Когда окно активно, заголовок имеет синий цвет, когда оно неактивно – серый. Поместив курсор мыши на заголовок окна, и удерживая нажатой левую кнопку мыши, можно двигать окно по рабочему столу.

  3. Рабочая область – все оставшееся пространство окна, его содержимое зависит от программы, выполняемой в этом окне.


Элементы управления
Активным, то есть тем, с которым работает пользователь, в любой момент времени может быть только одно окно. Оно располагается поверх остальных окон. Переключение между окнами осуществляется нажатием соответствующих им кнопок на панели задач.

Рабочая область




Заголовок окна


Строки меню




Панель задач

Кнопки-значки открытых окон



Рис. 1.2. Рабочий стол, на котором открыто одновременно два окна,

причем окно «Проводник» активно.
Управление окнами

  1. Сворачивание окна. Чтобы окно не занимало пространство на рабочем столе, его можно свернуть на панель задач. Для этого в правой части заголовка окна надо нажать кнопку с изображением черточки. Окно исчезнет с рабочего стола, но останется открытым на панели задач.

  2. Разворачивание окна во весь экран. Перевести окно в полноэкранный режим можно, нажав левой кнопкой мыши на кнопку заголовка с изображением прямоугольника или дважды щелкнув левой кнопкой мыши на свободном месте заголовка. Для того, чтобы перейти обратно в оконный режим, нужно опять нажать на эту же кнопку или дважды щелкнуть по свободному месту заголовка окна.

  3. Закрытие активного окна. Для того чтобы закрыть окно, надо нажать на кнопку с изображением крестика в заголовке окна. При этом программа, работавшая в этом окне, полностью закроется.

  4. Изменение размеров активного окна. Для изменения размеров окна необходимо поместить курсор мыши на горизонтальную или вертикальную рамку окна и, после того, как он примет вид двунаправленной стрелки, перемещать мышь, держа нажатой левую кнопку. Размеры окна будут изменяться.

Практическое задание

Найдите на "Рабочем столе" папку "Компьютер". Сделайте двойной щелчок левой кнопкой мышки на этой папке. На экране появится прямоугольник - это окно.

1. Изменение размеров окна:

1. Наведите указатель мышки на левый или правый край рамки окна (указатель меняет вид на двунаправленную стрелку). Нажмите левую кнопку мышки и не отпускайте ее. Перетащите рамку мышкой на новое место. Отпустите левую кнопку мышки.

2. Измените высоту окна с помощью верхнего или нижнего края рамки окна.

3. Измените размеры окна, перетащив угол рамки окна.

2. Перемещение окна на рабочем столе:

1. Наведите указатель мышки на свободную часть заголовка окна. Нажмите левую кнопку мышки и не отпускайте ее. Перетащите окно на новое место. Отпустите левую кнопку мышки.

2. Самостоятельно переместите окно на новое место. Обратите внимание на то, что окно может выходить за пределы рабочего стола.

3. Разворачивание окна на весь экран, восстановление размеров окна:

1. С помощью кнопки "Развернуть" (это маленькая квадратная кнопка с изображением прямоугольника, в правой части заголовка окна), разверните окно на весь рабочий стол.

2. С помощью кнопки "Восстановить" (эта кнопка с изображением двух прямоугольников появляется на месте предыдущей), восстановите первоначальный размер окна.

3. Самостоятельно разверните окно и восстановите его размеры с помощью двойного щелчка левой кнопкой мышки на свободной части заголовка окна.

4. Сворачивание окна, восстановление размеров окна:

1. С помощью кнопки "Свернуть" (это маленькая квадратная кнопка с изображением полоски, в правой части заголовка окна), сверните окно в кнопку на панели задач.

2. С помощью кнопки на панели задач, соответствующей нужному окну, восстановите окно на рабочем столе.

5. Закрытие (уничтожение) окна:

1. С помощью кнопки "Закрыть" (это маленькая квадратная кнопка с изображением креста, в правой части заголовка окна), закройте окно. Обратите внимание на то, что на панели задач исчезает кнопка соответствующая закрытому окну.

2. Откройте новое окно и закройте его самостоятельно с помощью сочетания клавиш Alt+F4.

6. Переключение между окнами:

1. Двойным щелчком левой кнопки мышки откройте на рабочем столе системные папки "Мой компьютер", "Сетевое окружение", "Корзина", "Мои документы". Обратите внимание на то, что у каждого открытого окна на панели задач есть своя кнопка.

2. Используя кнопки открытых окон на панели задач, сделайте активным поочередно каждое открытое окно.

Самостоятельно повторите все пункты первого упражнения на нескольких открытых окнах.

7. Работа с графическим интерфейсом Aero (если установлена ОС Windows 7):

1. Убедитесь, что активное окно имеет первоначальный размер (кнопка в правой части заголовка окна имеет изображение прямоугольника), если нет, то восстановите его.

2. Используя комбинацию клавиш Alt+Tab, переключитесь на следующее активное окно.

3. Используя комбинацию клавиш Windows+Tab ("Эргономичное пролистывание") переключитесь на следующее окно.

4. Реализуйте функцию интерфейса Shake (сворачивание всех неактивных окон), для этого захватите левой кнопкой мыши заголовок окна и немного "потрясите" его.

5. Реализуйте функцию интерфейса Snap (разворачивание окна на пол-экрана, весь экран или только по вертикальной оси), для этого захватите левой кнопкой мыши заголовок окна и по очереди поднесите его к границам экрана.


Лабораторная работа № 2
Общие принципы организации файловой системы

Файловая система — это базовая структура, предоставляющая средства именования, хранения и упорядочения файлов.

Современные компьютеры используют файловый способ хранения информации. Файл – это завершенный именованный набор данных, такой как программа, используемый программой набор данных или созданный пользователем документ. Файл является основной единицей хранения информации, позволяющей компьютеру отличать один набор данных от другого.

Пользователь может извлечь данные, собранные в файле, изменить их, удалить, сохранить или отправить на устройство вывода, такое как принтер или программа электронной почты.

У каждого файла есть имя и расширение, разделенные точкой. Имя файла может содержать любые буквы, но не должно содержать точек, вопросительных знаков, слешей (наклонных черточек), кавычек. Имя файла может быть произвольным, длиной до 255 символов. Расширение файла описывает его содержимое. Операционная система именно по расширению файла определяет, какой программой его следует открывать. Например, файлы рисунков имеют расширение .bmp, .jpg, .tif и будут открыты программой для просмотра изображений, файлы с расширением .doc создаются текстовым редактором Microsoft Word и открываются им же. Если расширение файла системе неизвестно, при попытке открыть его она спросит, какой программой следует открывать такой тип файлов, после чего пользователь должен вручную указать программу для открытия всех файлов такого типа. Отдельно выделяют так называемые исполняемые файлы. Это тип файлов с расширениями .exe и .com Они содержат в себе самоисполняемый код, то есть для их открытия не требуются никакие программы.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта