Главная страница

Философия. Мирчеловек. Предмет закономерности бытия, наиболее общие законы и формы движения и развития природы, общества и мышления, пути познания и преобразования бытия человеком


Скачать 240.5 Kb.
НазваниеМирчеловек. Предмет закономерности бытия, наиболее общие законы и формы движения и развития природы, общества и мышления, пути познания и преобразования бытия человеком
Дата18.01.2019
Размер240.5 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФилософия.docx
ТипДокументы
#64211
страница13 из 22
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   22
Второй этап развития философии эпохи Возрождения

Второй этап развития философии эпохи Возрождения (с середины XV в. до первой трети XVI в.) связан с интерпретацией идей платоников и аристотеликов применительно к потребностям обновляющегося мира. В этот период творили Николай Кузанский (1401 — 1464), Марсилио Фичино (1422 — 1495), Леонардо да Винчи (1452 — 1519), Пьетро Помпонацци (1462 — 1525), Пико делла Мирандола (1463-1494), Эразм Роттердамский (1469 — 1536), Николо Макиавелли (1469 — 1527), Николай Коперник (1473 — 1543), Томас Мор (1479 — 1535). Эти деятели эпохи Возрождения внесли значительный вклад в исследование онтологической проблематики, в развитие представлений о всех формах бытия. Принимая во внимание достижение философской мысли Платона и Аристотеля, а так же переосмысливая философию неоплатонизма, они совершенствовали теорию познания и этику.
Так, один из крупнейших философов этого период Николай Кузанский в своих сочинениях “Об ученом незнании” (1440) и “О предположениях” (1444), “Простец” (1450) Бога рассматривает как бытийность, порождающую все сущее. Единство мира, по его мнению, заключается в Боге.
Движение к истине он рассматривает как процесс. Достижение окончательных истин, по мнению мыслителя, проблематично. Человек тем не менее способен созерцать природу в той мере, в какой ему разрешено Богом. Сам же Бог для человека остается непостижимым. И все же человек благодаря разуму соединен с миром и Богом.
Значительную переработку античного наследия и особенно идей Платона осуществил Марсилио Фичино. В его основном труде “Платоновское богословие о бессмертии души” (1469 — 1474) мироздание представлено как иерархически построенное единство. Фичино отождествляет Бога с всеобщей природой вещей. Бог и мир в его философии выступают в единстве. Мыслитель, продолжая гуманистическую традицию возвышения человека, уподобляет его Богу.
Пико делла Мирандола усиливает пантеистическую тенденцию в философии. Согласно пантеистическому представлению, Бог как сущность вещей находится всюду. Бог у Пико рассматривается как совершенство, заключенное в несовершенный мир. Отсюда познание мира есть познание Бога. По его мнению, человеческое совершенство не дано только как следствие того, что человек создан по образу и подобию Божию, а является достижимым.
Особенно яркий пример интерпретации схоластически понимаемого аристотелизма на новый лад, превращающий эту еще раз перетолкованную философию в явление философской мысли Возрождения, представлен в творчестве Пьетро Помпонацци. Особенность его философии заключается в том, что он, признавая необходимость религии, последовательно отстаивал независимость философии от теологии, т. е. от исследований религиозного вероучения. В своем труде “Трактат о бессмертии души”, принесшем ему широкую известность, он доказывал, что душа человека смертна.
Помпонацци считал земную жизнь благом и полагал, что в этой жизни возможно достижение счастья. Земная жизнь, по его мнению, может быть устроена справедливо.
Мыслитель уделил внимание проблеме опосредованности всего сущего. Оно оказывается у него детерминированным законом вечного движения. Однако это движение мира, не знающего ни конца, ни начала, идет по кругу. Закон движения мира в этом случае выступает законом вечного повторения, круговорота.
Помпонацци полагал, что свобода человека обусловлена природной необходимостью, о которой человек должен быть осведомлен. Отсюда признание им ответственности человека за свои поступки. Природная необходимость в понимании Помпонацци не та по содержанию, как ее понимали в последующие времена материалисты. В его текстах природная необходимость — это Бог, но Бог, понимаемый по-философски. Отождествленный с природой, он лишается свободы воли и поступает в соответствии с необходимостью. Поэтому Бог признается невиновным за зло, царящее в мире.
Большой вклад в развитие ренессансной философии внес Эразм Роттердамский. Свое учение он часто называл “Философией Христа”. Сущность этой философии нашла свое отражение уже в первом значительном произведении “Руководство христианского воина” (1501 — 1503). В этом сочинении философ отстаивал мысль о том, что нормальный человек, подражая Иисусу Христу, способен подняться до следования его заповедям. Для этого необходимо вернуться к подлинной христианской морали. Он считал, что такой возврат возможен без реформирования католической церкви.
Эразм сатирически обличал в сочинении “Похвала глупости” (1509 — 1511) пороки феодального общества, самодовольство схоластов. Позже с критикой восхваления прошлого и сатирой на новое своего времени выступил Франсуа Рабле (1494 — 1553) в своем романе “Гаргантюа и Пантагрюэль”. Эразм призывал к миру в сочинении “Жалоба мира, отовсюду изгнанного и повсюду сокрушенного” (1517) и доказывал, что причина войн кроется в недальновидности и глупости людей. В сочинении “О свободе воли”, на которое глава реформации в Германии Мартин Лютер ответил сочинением “О рабстве воли”. Эразм Роттердамский защищает вырабатываемые гуманистами его времени принципы человеческой свободы. По его мнению, наличие божественного провидения не отменяет свободы воли человека, так как без этого теряют смысл призывы Священного писания, утрачивается значение греха и наказания. Этика Эразма основывается на принципе “ничего сверх меры”.
Воззрениям Эразма были близки философские взгляды его великого современника и друга, гуманиста и автора знаменитой “Утопии” Томаса Мора. Т. Мор в “Утопии” изобразил в литературной форме общественное устройство, основывающееся на общественной собственности. Позже появилось знаменитое сочинение Томмазо Кампанеллы “Город солнца”, изображавшее общество, в котором люди владеют собственностью сообща. Эти произведения стали вехами в социальной фантастике, а их авторы отнесены к провозвестникам утопического коммунизма.
Вклад в политическую философию внес Н. Макиавелли. В своем произведении “Государь” он изложил правила политической деятельности для государя, желающего возвышения своего государства. Взгляды Макиавелли критиковались многими философами за то, что он провозгласил принцип “цель оправдывает средства”. Его оппоненты утверждали, что не следует применять аморальные средства для достижения любых целей, так как цели, по их мнению, не оправдывают средства.
Третий этап развития философии эпохи Возрождения

Последний третий этап развития философии эпохи Возрождения — со второй половины XVI в. до начала XVII в. Этот период отмечен творчеством Пьера-Анжело Мандзоли, Мишеля Монтеня (1533 — 1592), Бернардино Телезио (1509 — 1588), Франческо Патрици (1529 — 1597), Джордано Бруно (1548 — 1600), Томмазо Кампанеллы (1568 — 1639), Якоба Беме (1575 — 1624), Галилео Галилея (1564 — 1642). Названные мыслители интересовались разной философской проблематикой. Так, например, Мандзоли и Монтень исследовали вопросы существования человека в мире. М. Монтень написал объемное сочинение “Опыты”, которое вплоть до нашего времени служит образцом нравоучительной литературы. Монтеню в своем сочинении удалось обобщить опыт нравоучительной литературы прошлого и разобрать такие модели нравственных оценок поведения, которые воспринимаются и современным читателем как вполне приемлемые.
Значительное приращение философского знания с середины XVI в. шло по линии развития представления о философии природы.
Синтез натур философских идей был осуществлен в сочинениях Джордано Бруно. Основными его трактатами считаются “О причине, начале и едином” (1584), “О бесконечности вселенной и мирах” (1584).
Центральной категорией его философии является Единое. Оно понимается им как высшая ступень космической иерархии бытия. В диалоге “О причине, начале и едином” Д. Бруно утверждал, что Вселенная едина, бесконечна и неподвижна. В едином материя совпадает с формой, множественность и единство, минимум и максимум. Материю он рассматривает как субстрат и возможность.
Д. Бруно вслед за своими предшественниками полагал, что природа одушевлена и свидетельством тому, по его мнению, является ее самодвижение. Ему принадлежит гипотеза о неразрывной связи пространства, времени и движущейся материи. Мыслитель считал, что Вселенная бесконечна и равна Богу, который отождествляется с миром.
Познание, согласно Д. Бруно, возможно. Конечной целью познания является созерцание божества. Такое созерцание открывается лишь движимым героическим энтузиазмом.
Этическое учение Д. Бруно направлено против средневекового аскетизма и ханжества. Мыслитель стал провозвестником новых нравов, входящих в европейскую жизнь, с формированием в ней буржуазного образа жизни.
Особенность заключительного этапа развития философии эпохи Возрождения заключается в том, что она наращивает свой потенциал вместе с развитием науки. Этот синтез философии и науки, дающий прирост в области методологии, характерен для трудов Галилео Галилея. Примером могут служить такие его труды, как: “Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевской и коперниковой”; “Пробирных дел мастер”.
Разработанное философией эпохи Возрождения диалектически цельное представление о неразрывном единстве человека и природы, Земли и бесконечного космоса было подхвачено философами последующего времени.
Идеи гуманизма, талантливо отстаивавшиеся мыслителями Возрождения, оказали широкомасштабное влияние на все общественное сознание Европы.

Эпоха возрождения - период перехода от Средневековья к новому времени, охватывающая период с 14 по 17 вв. Это эпоха Великих Географических открытий, открытий в естествознании, эпоха зарождения кап. Отношений, глубоких соц. Потрясений, религиозных войн во Фран­ции и Нидерландская буржуазная революция.
Эпоха начинается в Италии. Ренессанс осознает себя как возрождение античной культуры. Ренессанс относится к античности как к идеалу. Это эпоха художест­венно эстетическая, формируется новое искусство, объ­ектом которого выступает ч-к. В эпоху утверждается гуманистическое мировоззрение, когда ч-к выступает как ценность.
В эпоху возрождения происходит реабилитация телесного, характерен культ красоты. Это выражается в деятель­ности известных поэтов, художников и скульпторов. Все эти особенности эпохи находят отражение в особенно­стях фил. : антропоцентризм, тесная связь с развитием естествознания, Новое понимание бога природы. Бог понимается как природа. Природа рассматривается как само­стоятельное явление, Поднимаются вопросы естественной морали, есте­ственного права и естественной религии.


Характерной чертой эпохи Возрождения стало появление специфически ренессансного мировоззрения — гуманизма (Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Лоренцо Валло, Пико де ла Мирандола, Эразм Роттердамский, Себастиан Бранд, Томас Мор, Франсуа Рабле, Мишель Монтень и др.).
Эпоха Возрождения характеризуется бурным развитием науки (естествознания) и значительным ростом ее авторитета. В XV в. шло активное развитие натурфилософии (философии природы). На ранней стадии развития в ней господствовали магические и мистические представления, но уже в XVI в. основным объектом исследования становятся законы самой природы. Натурфилософия, несмотря на ее многочисленные заблуждения, сыграла роль переходного звена от средне- вековой к современной науке и послужила фундаментом для послед- ней. Базировалась натурфилософия чаще всего на идеях гилозоизма и пантеизма. Виднейшие натурфилософы — Парацельс и Бернардино Телезио.
В сфере социально-политических воззрений в эпоху Возрождения особое место занял утопизм, предлагающий человечеству идеальные модели совершенного общества (Томас Мор, Томмазо Кампанелла), и учение Никколо Макиавелли (макиавеллизм), основанное на жизнен- нои практике и предлагающее утилитарно-прагматические решения проблем управления обществом.
Гуманизм — это особое явление в духовной жизни эпохи Возрож- дения. Смысл данного термина в эпоху Возрождения был принципи- ально иным, нежели в современную эпоху, где «гуманизм» близок к «гу- манности» — «человеколюбию».
В XIV — XV вв. было принято деление наук на «науки божествен- ные» и «науки человеческие (гуманитарные)», причем к последним обычно относили грамматику, риторику, литературу и поэзию, историю и этику. Гуманистами называли образо- ванных людей, особенно хорошо знавших именно эти науки.

Первым гуманистом считается Петрарка (1304 — 1374). Анали- зируя причины «испорченности» и «безбожия» своего времени, он ука- зал две их основные причины и способы борьбы с ними. Увлечение натурализмом-необходимо обратится к человеку и чел.душе. Увлечение рационалистическими методами мышления-необходимо возвратится к гуманитарным наукам и их методам.
В центре внимания гуманистов находится человек, но не как «сосуд греха» (что было характерно для Средневековья), а как самое совер- шенное творение Бога, созданное по «образу Божьему». Человек, как и Бог, является творцом, и в этом его высшее предназначение.
Одна из важней- ших идей гуманистов состояла в том, что оценивать человека надо не по его знатности или богатству, не по заслугам его предков, а только по тому, чего достиг он сам. Высокая оценка личности, индивида неизбеж- но вела к индивидуализму.

На основе открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (фи­лософия природы).

Крупнейшими представителями натурфилософии являются Николай Кузанский, Джордано Бруно, Николай Коперник, Леонар­до да Винчи, Галилео Галилей.

Обобщая их взгляды, можно сформулировать основные положения, присущие их учениям.

1. Натурфилософия носила зачастую пантеистический харак­тер, т.е., прямо не отрицая Бога, она отождествляла его с при­
родой. В этом плане глубоко диалектические идеи высказывал Кузанский в его учении о Боге как бесконечности в пространстве — «абсолютном максимуме»;
2. Познание Бога-Вселенной проходит через следующие этапы;
• чувственное восприятие;
• рассудок, разделяющий противоположности;
• разум, их составляющий;
• интуиция.
Чувственное и рациональное при этом сливаются, становят­ся единым в познании окружающей природы.
Согласно натурфилософам Земля — не центр Вселенной, а это лишь одна из планет Солнечной системы (Бруно), которая в свою очередь включается в бесчисленное множество подоб­ных систем во Вселенной. Тем самым была опровергнута тео­логическая версия творения мира Богом.
Натурфилософы отрицали откровение как метод познания и настаивали на выработке научного метода, тесно связанного с практикой. При этом они настаивали на привлечении естествен­ных наук для познания окружающего мира и человека и сами являлись первопроходцами в создании новых технических средств освоения действительности (Леонардо да Винчи, Гали­лео Галилей).

Социально-политические учения эпохи Возрождения пред­ставлены прежде всего такими философами, как Томас Мор и Томазо Кампанелла. Основы их взглядов составляют идеи уто­пического социализма:
1) они резко критиковали формирующееся капиталистичес­кое общество с его духом наживы и священности частной соб­ственности;
2) ликвидацию частной собственности они считали первой необходимостью становления будущего коммунистического об­щества;
3) коммунистическое общество они представляли как обще­ство всеобщего равенства и справедливости, в котором будет отсутствовать эксплуатация человека человеком, рыночные от­ношения, денежное обращение. Труд будет обязателен для всех, а удовлетворение потребностей будет осуществляться по прин­ципу «от каждого по способностям, каждому по потребностям»;
4) общество, по их мнению, должно взять на себя заботу о воспитании и обучении будущих граждан, предоставляя им все средства для всестороннего гармоничного развития. При этом рег­ламентация семейно-брачных отношений отводилась обществу;
5) социалисты-утописты призывали людей к борьбе за луч­шее устройство общества, которое должно быть основано на об­щественной собственности, быть бесклассовым, в котором ут­вердились бы равенство и справедливость.
Идеи социалистов-утоп истов в дальнейшем оказали большое влияние на формирование марксистской философии.

. В философии эпохи Возрождения (XIV - XVII вв.) принято выделять следующие основные направления:
• гуманистическое;
• неоплатоническое;
• натурфилософское;
• реформационное;
• политическое;
• социалистическо-утопическое.
Последние три течения принято объединять под общим на­званием "социально-политические направления". Предметом их исследования являлись проблемы общества, государства и Церк­ви. Более подробно они описаны в вопросе 24 "Социально-политическая философия эпохи Возрождения". Данный же во­прос посвящен гуманистическому, неоплатоническому и натур­философскому направлениям, предметом исследования которых были проблемы человека, бытия и природы.
2. Гуманизм как философское направление получил распростра­нение в Европе в XIV - середине XV вв. Его центром была Италия.
К основным чертам гуманизма относились:
• антицерковная и антисхоластическая направленность;
• стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать само­ценность человека;

• антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей;
• жизнеутверждающий характер и оптимизм.
По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Балла.
Данте Алигьери (1265 - 1321) - автор "Божественной комедии" (им самим названной просто "Комедия", поскольку в то время комедиями именовались литературные произведения с благопо­лучным концом). В своем произведении Данте:
• воспевает христианство, но одновременно между строк вы­смеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения;
• восхваляет человека;
• отходит от трактовки человека исключительно как божест­венного создания;
• признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом;
верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу.

Тем же духом пронизаны иные произведения Данте ("Новая жизнь" и т. д.).
Франческо Петрарка (1304 - 1374) - автор "Книги песен", трак­тата "О презрении к миру" (на лат. языке) и иных трудов. По своим взглядам близок к Данте.
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   22


написать администратору сайта