Главная страница

[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей. Мирча Элиаде история веры и религиозных идей


Скачать 4.43 Mb.
НазваниеМирча Элиаде история веры и религиозных идей
Анкор[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей.pdf
Дата27.12.2017
Размер4.43 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей.pdf
ТипДокументы
#13210
КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
страница18 из 47
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   47
Глава IX. ИНДИЯ ДО ГАУТАМЫ БУДДЫ: ОТ КОСМИЧЕСКОГО ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ДО ВЫСШЕГО ТОЖДЕСТВА «АТМАН-БРАХМАН»
§72. Морфология ведийских ритуалов
Ведийская религия не знала святилища все ритуалы исполнялись либо непосредственно в доме приносящего жертву, либо на близлежащем участке, покрытом травой, где складывали три костра. Из не- животной пищи в жертву приносили молоко, масло, злаки и выпечку из животной — коз, коров, быков, баранов и коней. Однако, начиная с эпохи «Ригведы», наиболее значимым стало считаться жертвоприношение сомы.
Все ритуалы можно разделить на две основные категории домашние
(грихья) и торжественные ш. Первые исполнялись хозяином дома (грихапати); считалось, что они основываются на традиции
(смрити, букв. память. Торжественные ритуалы, напротив, обычно исполнялись жрецами Их авторитет основан на непосредственном откровении
(шрути, букв. слух, те. они считаются хранителями вечной истины. Важнейшими из частных ритуалов, помимо поддержания домашнего огня и сельскохозяйственных праздников, являются так называемые посвящения
(санскара) при зачатии и рождении детей, представлении мальчика его наставнику-брахману
(упанаяма), при женитьбе и похоронах. Речь здесь идет об относи Число жрецов не было фиксированным. Важнейший из них —
хотар, букв. бросающий жертву (ср. авест.
zaotar жрец позже в его исключительное ведение переходит декламация священных текстов.
Адхварью отвечает за собственно процесс принесения жертвы он перемещается с места на место, поддерживает огонь, отвечает за жертвенную утварь и т.д. Брахман, олицетворяющий священную силу, обозначенную самим его именем (те. силу брахман
— среднего рода, молчаливо следит за обрядом. Сидя в самом центре, этот куратор жертвоприношения вмешивается лишь в случае какой-нибудь ошибки, совершая необходимый ритуал искупления. Брахман получает половину положенного жрецам вознаграждения, что подчеркивает его особую важность.
200
тельно простых церемониях как правило, они сводятся к принесению в жертву неживотной пищи а также при посвящениях) к ритуальным жестам, которые хозяин дома сопровождал произнесением священных
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
||
102
формул.
Из всех посвящений, бесспорно, выделялась упанаяма, обряд, аналогичный инициации подростков в архаических обществах. В «Атхарваведе» (XI 5.3), где мы впервые сталкиваемся с упанаямой, говорится, что таким образом наставник превращает мальчика в зародыши трое суток носит его в своем чреве.
«Шатапатха-брахмана» (XI 5.4, 12-13) вносит некоторые уточнения наставник зачинает в тот момент, когда он кладет руку на плечо ребенку, и тот на третий день возрождается уже в звании брахмана. «Атхарваведа»
(XIX 17) называет прошедшего упанаяму «дваждырожденным» (двиджа); именно здесь впервые появляется этот термин, которому была впоследствии уготована столь исключительная судьба.
Второе рождение, очевидно, носит духовный характер, и более поздние тексты подчеркивают особую важность этого факта. Согласно Законам Ману (II 144), тот, кто передает послушнику слова Веды (те. брахман, должен почитаться как отец и мать именно она не родитель ребенка, есть его настоящий отец (II
146); истинное рождение или рождение для бессмертия, происходит при произнесении формулы
савитри
(II 148). В течение всего периода учебы у наставника ученик
(брахмачарин) обязан соблюдать определенные правила он выпрашивает пищу для себя и для учителя, соблюдает целомудрие и т.п.
Торжественные ритуалы представляют собой чрезвычайно сложные, нов целом однообразные, литургические системы. Подробное описание даже одной такой системы потребовало бы нескольких сотен страниц с другой стороны, попытаться хоть как-то вкратце обобщить все жертвоприношения
шраута также не имеет смысла. Простейшее из них —
агнихотра бросание в огонь, когда в жертву Агни приносят молоко это совершается на восходе и на закате. Некоторые ритуалы тесно связаны с космическими циклами так называемые жертвоприношения дождя и новой луны, сезонные церемонии
(чатурмасъя) и обряды, связанные с жертвованием первых плодов
(аграяна). Но наибольшее значение имеют жертвоприношения сомы, свойственные исключительно ведийской религии.
Агнистома хвала Часть жертвы бросали в огонь, считая, что Агни таким образом передает ее богам. Остальное съедали жрецы, которые таким образом приобщались к божественной трапезе Речь здесь идет об общеиндийской концепции, позже взятой на вооружение буддизмом. Отказываясь от своей фамилии, послушник становился сыном Будды
(сакьяпутто).
Ср. примеры в
Eliade.
Naissances
Mystiques, p. 114 sq.;
Gonda.
Change and continuity, p. 447 sq.
201
Агни») совершается разв год, весной обряд состоит из ряда предварительных действий и трех дней почитания
(упасад). Самое важное предварительное действие —
дикша, священный акт, в процессе которого приносящий жертву как бы рождается заново. Истинную значимость этого ритуала мы раскроем ниже. Сому выжимают утром, в полдень и вечером. Вовремя полуденного выжимания распределяют жертвоприношения
(дакшину)
— 7, 21, 60 или 1000 коров, иногда даже все достояние жертвователя. На праздник приглашены все боги они принимают в нем участие сначала по отдельности, затем все вместе.
4
Есть и другие жертвоприношения сомы одни длятся не более дня, другие не менее двенадцати дней, некоторые могут длиться целый год, теоретически иногда даже двенадцать лет. Помимо этого, существовали системы ритуалов, включавшие связанные с сомой церемонии, например,
махаврата великое наблюдение, состоявшая из музыки, танцев, театральных жестов, диалогов и непристойных сцен (жрец балансирует на качелях, происходит половое сношение и пр)
Ваджапейя напиток победы) — это целый мифо-ритуальный сценарий, исполнение которого занимает от семнадцати дней до года. В него, в частности, входят гонки на семнадцати колесницах, восхождение на солнце (когда приносящий жертву и его супруга торжественно взбираются на священный столб) и т.д. Посвящение на царство
(раджасуйя)
— это тоже элемент ритуальной системы, в центре которой находится сома. Здесь также можно наблюдать множество ярких эпизодов, например, когда царь разыгрывает набег на стадо коров, или когда он выигрывает у жреца в наперстки по сути, однако, этот ритуал способствует мистическому перерождению Владыки (§74). С жертвоприношением сомы была, хотя и факультативно, связана также
агничаяна, букв. складывание кирпичей для алтаря) огня. Священные тексты уточняют, что некогда в жертву при этом приносили четырех животных и одного человека, после чего их головы замуровывали впервой кладке. Подготовительные церемонии занимали целый год. Сам алтарь, составленный из 10800 кирпичей, уложенных в пять кладок, иногда имел форму птицы, что символизировало мистическое восхождение жертвующего на небо.
Агничаяна послужила отправным пунктом для некоторых спекулятивных рассуждений на космогонические темы, впоследствии оказавших решающее влияние на индийскую философскую мысль. Принесение в жертву человека как бы повторя-
4
В церемонию
агнистомы довольно рано был включен другой ритуал,
праваргья; он, однако, носил автономный характер, будучи посвященным укреплению солнца после сезона дождей.
Праваргья скорее интересна своими мистическими особенностями, а также тем, что она представляет собой древнейшую разновидность
пуджи, те. поклонения божеству, олицетворяемому каким-либо изображением. Ср.:
J.A. van
Buitenen.
The Pravargya, p. 25 sq., 38, passim.
202
ло самопожертвование Праджапати, а строительство алтаря символизировало сотворение мира (
§75
).
§73. Высшие жертвоприношения
ашвамедха и
пурушамедха
Наиважнейший и самый знаменитый ведийский ритуал — жертвоприношение коня,
ашвамедха. Жертва
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| эта могла исходить лишь от царя-победителя, который таким образом получал титул Владыки мира. Впрочем, жертвенная благодать распространялась на все царство в целом ведь на самом деле ашвамедха была призвана очистить всю страну от греха и обеспечить для нее плодородие и процветание. Предварительные церемонии растягиваются на целый год, в течение которого жертвенный скакун гуляет на свободе в окружении еще сотни коней при этом четыреста юношей следят, чтобы он не приближался к кобылицам. Собственно ритуал длится всего три дня. На второй из них, после выполнения определенных церемоний (нужно показать коню кобылиц, запрячь его в колесницу, сын царя должен отвести его в стойло и т.д.), приносят в жертву много домашних животных. Наконец, посредством удушения умерщвляют и самого скакуна, который отныне считается живым олицетворением бога Праджапати, предлагающего самого себя в жертву. Труп обходят кругом четыре царицы, каждая в сопровождении сотни служанок главная жена ложится рядом сними, накрывшись плащом, имитирует совокупление. Одновременно жрецы и остальные женщины, стоящие рядом, обмениваются непристойными шутками. Как только царица встает, коня и другие жертвы разделывают на части. На третий день исполняются все оставшиеся ритуалы, после чего жрецам раздают вознаграждение (дакшину), причем помимо всего прочего, им достаются также и четыре царицы, или, по крайней мере, женщины из их окружения.
Жертвоприношение коня, несомненно, имеет индоевропейское происхождение. Следы этого ритуала можно найти у германцев, иранцев, греков, латинян, армян, массагетов и далматинцев.
*
63
Но лишь в Индии этот мифо-ритуальный сценарий занял столь значительное место в религиозной жизни и теологической мысли.
По-видимому, изначально ашвамедха была весенним праздником, точнее, ритуалом, связанным с празднованием Нового Года. В его структуре видны элементы космогонического характера во-первых, конь отождествляется с Космосом (=Праджапати) и его жертвоприношение символизирует (те. воспроизводит) акт творения, во-вторых, в текстах «Ригведы» и брахман подчеркивается связь коня с водой, а вода в Индии рассматривалась как по преимуществу космогоническая субстанция. С другой стороны, этот весьма сложный ритуал одновременно можно считать и эзотерической мистерией. На самом деле ашвамедха — это все, и тот. кто, будучи брахманом, не знает ничего об
203
ашвамедхе, не знает ничего ни о чем, это не брахман, ион заслуживает того, чтобы его лишили достояния
(ШБ, XIII, 4, 2, 17). Жертвоприношение коня призвано возродить весь космос в целом, восстановив все общественные классы и всю общественную иерархию в их изначальном совершенстве Сам конь, олицетворяющий царскую силу
(кшатра) и, помимо этого, отождествляемый также с Ямой, Адитьей Солнце) и Сомой (тес верховными богами, в каком-то смысле может считаться субститутом царя. Эти уподобления и субституции следует учитывать при анализе такого параллельного сценария, как
пу-
рушамедха жертвоприношение человека, который, кстати, имеет почти такую же структуру, как ашвамедха. В этом случаев жертву, помимо животных, приносили брахмана или кшатрия, которого покупали за цену в тысячу коров и сто коней. Он тоже целый год до жертвоприношения находился на свободе, а после убиения рядом сего трупом ложилась царица. С помощью пурушамедхи надеялись достичь всего того, чего не удавалось достичь с помощью ашвамедхи.
Не вполне ясно, совершалось ли это жертвоприношение хоть когда-нибудь на самом деле. Оно описывается в целом ряде шраутасутр, но лишь в «Санкхаяне» и «Вайтане» жертву предписывается умерщвлять. В прочих литургических трактатах говорится, что в последний момент человека отпускают, а вместо него убивают животное. Особо следует отметить, что вовремя пурушамедхи декламируют знаменитый космогонический гимн Пурушасукту (PB X 90). Поскольку жертва отождествляется с Пурушей-Праджапати, то, соответственно, приносящий жертву уподобляется самому Праджапати. Указывалось на то, что мифо- ритуальный сценарий пурушамедхи имеет поразительные аналогии в германской традиции Так, будучи ранен копьем и провисев на Мировом Древе в течение девяти ночей, Один приносит себя в жертву самому себе, чтобы достичь мудрости и овладеть магией («Hávámál», 138). Согласно Адаму Бременскому, автору
XI в, такое жертвоприношение устраивалось в Уппсале каждые девять лет в жертву при этом приносили животных и девять человек, умерщвляемых через повешение. Такая индоевропейская параллель наводит на мысль, что пурушамедха действительно могла претворяться в жизнь. Однако в Индии, где практика и теория жертвоприношения Вовремя жертвоприношения один из жрецов произносит такие слова Да возродится брахман в его святости. Да возродится царевич в царском величии, как герой, лучник, воитель, искусный в стрельбе, непобедимый на колеснице. Пусть возродится полной молока корова, могучим тягловый бык, быстрым конь, плодоносящей женщина, победоносным солдат, красноречивым юноша Да будет героем сын приносящего эту жертву Да благословит нас Парджанья вовсе времена обильным дождем Да произрастет для нас в изобилии хлеб и т.д. («Ваджасанейи-самхита» XXII 22).
6
Ср.:
James L. Sauvé.
The Divine Victim, где цитируются отрывки из всех германских и санскритских источников, имеющих отношение к человеческим жертвоприношениям.
204
постоянно подвергались пересмотру, принесение в жертву людей в конечном итоге стало носить метафизический и даже сотериологический характер. Инициатическая структура ритуалов посвящение

(дикша),
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| посвящение на царство (

раджасуйя)
Чтобы точнее оценить ритуалы шраута, необходимо сначала выяснить, на каких «инициатических» предпосылках они основаны. Любая инициация предполагает смерть и возрождение того, кто через нее проходит, те. его реинкарнацию в более совершенном виде. Ритуальная смерть требует либо умерщвления, либо символического
regressus ad uterum возвращения в лоно. Эквивалентность этих методов означает, что жертвенная смерть отождествляется с зачатием. «Шатапатха-брахмана» (XI 2.1.1) утверждает, что человек рождается три раза первый раз — от родителей, второй — когда приносит жертву. третий — когда он умирает и его кладут на костер, после чего он вновь обретает существование. На самом деле, смертей гораздо больше, так как любой «дваждырожденный» за свою жизнь совершает определенное количество жертвоприношений шраута.
Посвящение
(дикша) обязательно предваряет любое жертвоприношение сомы, нов принципе этот обряд может совершаться ив других случаях Не следует забывать, что жертвователь, принимающий дикшу, уже считается «дваждырожденным», поскольку он ранее прошел упанаяму, те. инициатический
regressus ad
uterum. Точно такой же возврат в состояние зародыша происходит и вовремя дикши. Действительно, жрецы превращают в зародыша того, кому они даруют дикшу. Они окропляют его водой вода — это семя мужчины. Они вводят его в специальный загон загон — это матка для дикшы. Они облачают его в одежды одежды — это амнион... Кулаки его сжаты таки у зародыша кулаки сжаты до тех пор, пока он в утробе, и т.д. (Айтарейя-брахмана I.3). Параллельные тексты также подчеркивают эмбриологические и акушерские черты этого ритуала. «Дикшита (те. осуществляющий дикшу) — это семя («Майтраяни- самхита» III 6.1). «Дикшита — это зародыш, одеяние его — оболочка зародыша и т.д. («Тайттирия- самхита» I 3.2). Постоянно напоминается о причинах необходимости такого
regressus ad uterum: Человек на самом деле Ср.: Eliade. Naissances mystiques, p. 115 sq.;
Gonda.
Change and continuity, p. 315 sq. В «Ригведе» дикша не упоминается, ноне стоит забывать, что литургические тексты не охватывают ведийскую религию в полном объеме ср.:
Gonda,
p. 349. С другой стороны, о ней говорится в «Атхарваведе» (XI 5.6), где брахмачарин называется
«дикшита», те. совершающий дикшу».
205
нерожденный. Лишь через жертвоприношение он рождается («Майтраяни-самхита» III Такое мистическое перерождение, которое имеет место при каждом жертвоприношении, открывает для жертвователя возможность сравняться с богами. Жертвующему суждено по-настоящему возродиться в небесном мире (ШБ VII 3.1.12). Прошедший посвящение сближается с богами и сам становится одним из них (III 1.1.8). Там же говорится, что в процессе перерождения жертвователь, возрастая, покрывает собой все четыре стороны света, те. покоряет Вселенную (VI 7.2.11 и сл.). Одновременно с этим дикша также символизирует смерть проходя посвящение, он (жертвующий) умирает во второй раз («Джайм.- упанишада брах.» HI 11.3).
9
По другим источникам, «дикшита — это жертва («Тайттирия-самхита» VI
I.45), поскольку жертвователь наделе приносит в жертву самого себя («Айтарейя-брахмана» II 2). Таким образом, прошедший посвящение — это жертва, которую предлагают богам (ШБ III 6.3.19).
10
Пример подают сами боги О Агни, принеси в жертву свое тело (PB VI 2.2); Принеси самого себя в жертву, увеличив свое тело (X 81.5). Ибо через жертву принесли боги Великую Жертву (X 90. Таким образом, ритуальная смерть дает как возможность достичь божественного состояния после смерти реальной, таки гарантии более благополучного существования в этом мире. В ведийскую эпоху такое обожествление через принесение жертвы носило временный характер и нив коем случае не обесценивало жизнь и человеческое существование. Напротив, через ритуальное восхождение к богам на небо приносящий жертву, ас ним все общество и природа в целом, получали благословение и обновлялись. Мы уже видели, каких результатов можно было достичь с помощью ашвамедхи (см. выше, сн. 5). Очевидно, что человеческие жертвоприношения в языческой Уппсале также ставили целью возрождение космоса и укрепление королевской власти. И все это достигалось через ритуал, который воспроизводил акт творения и означал одновременно смерть, зачатие и возрождение приносящего жертву.
Посвящение на царство индийских правителей
(раджасуйя) носило более или менее аналогичный характер. Главные церемонии со Естественно, у всех этих инициатических ритуалов есть параллели в мифологии так, Индра, чтобы предотвратить рождение ужасного чудовища от союза между Речью (Вач) и Жертвой (Яджна), превратился в зародыша и проник в утробу Вач (ШБ III 2.1.18 sq.).
9
Ср. также тексты, цитируемые вор, р. 385.
10
Жертвующий бросает самого себя, как семя (олицетворяемое песчинками) в домашний очаг, чтобы обеспечить свое перерождение на земле, после чего бросается на священный алтарь ради перерождения на Небе ср. тексты, цитируемые в
A. Coomaraswamy.
Atmayajña: Self-Sacrifice, p. 360.
206
вершались в период новогодних праздников. Помазанию предшествовал год дикши, а после него еще целый год длились завершающие церемонии. По всей видимости, раджасуйя — это набор ежегодных церемоний, призванных восстановить Вселенную в ее исходном виде. Центральная роль в этих церемониях принадлежала царю, поскольку, как любой человек, приносящий жертву-шраута, он в каком-то смысле заключал в себе космос. Различные фазы ритуала последовательно олицетворяли возвращение будущего
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| правителя в зачаточное состояние, его созревание (в течение года) и мистическое возрождение в роли космократа, олицетворяющего одновременно как Праджапати, таки Вселенную в целом. Зачаточный период правителя соотносился с процессом созревания Вселенной весьма вероятно, что первоначально он был связан с периодом созревания урожая. Во второй фазе ритуала формировалось новое тело правителя, те. символическое тело, которое правитель обретал либо посредством мистического бракосочетания с кастой брахманов или с народом (что позволяло ему вновь родиться из их чрева, либо через союз мужских и женских водили союз золота (символизирующего огонь) и воды.
Третья фаза состояла из серии ритуалов, благодаря которым царь получал владычество над тремя мирами иначе говоря, он воплощал собой Вселенную и одновременно утверждался в роли Творца. Когда Владыка поднимает руку, это носит космогонический смысл, поскольку символизирует воздвижение Мировой Оси. В момент помазания царь стоит натроне с воздетыми руками он олицетворяет космическую ось, выходящую из пупа земли (те. из трона — Центра Вселенной, и касается неба. Окропление водой — это Вода, спускающаяся с Неба по Мировой Оси (царю, чтобы оплодотворить Землю. Далее царь делает по одному шагу к каждой из четырех сторон света и символически обращается к зениту. Таким образом он получает в свое владение четыре стороны света и времена года, иначе говоря, становится повелителем всего пространственно-временного континуума Вселенной.
11
Прослеживается, с одной стороны, тесная связь между ритуальной смертью и перерождением, ас другой — между космогонией и возрождением мира. Все эти идеи заключены в космогонических мифах, которые будут проанализированы ниже. Идеи эти будут разрабатываться в дальнейшем авторами брахман в свойственном им ключе, те. в форме неиссякаемой хвалы Жертвоприношению Ср.:
J.C. Heesterman.
The Ancient Indian Royal Consecration, pp. 17 sq., 52 sq., 101 sq.
207
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   47


написать администратору сайта