Главная страница

[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей. Мирча Элиаде история веры и религиозных идей


Скачать 4.43 Mb.
НазваниеМирча Элиаде история веры и религиозных идей
Анкор[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей.pdf
Дата27.12.2017
Размер4.43 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей.pdf
ТипДокументы
#13210
КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
страница26 из 47
1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   47
§102. Шаманский экстаз?
Возвращаясь к теме главного послания Заратустры, зададим себе естественный вопрос надо ли искать это послание только в гатах, или можно обращаться и к более поздним авестийским писаниям Утверждать, что все учение Заратустры уместилось в гатах, нет оснований. К тому же некоторые концепции, отраженные в гатах, развиваются в целом ряде более поздних текстов, даже весьма поздних. Но ведь хорошо известно, что если какая-либо религиозная идея впервые развивается в позднем тексте, это совсем не значит, что она новая.
Важно уяснить, что именно было характерно для религиозного опыта Заратустры. Нюберг полагал возможным говорить в этой связи об экстатичности, типичной для шаманизма Центральной Азии. Эту гипотезу многие не приняли, но Виденгрен вновь обратил на нее внимание специалистов, представив ее в более умеренной и более убедительной форме Он ссылается на предание, согласно которому Виштаспа для достижения состояния экстаза применял гашиш
(bhang), и пока он спал, душа его отправлялась в рай. Авестийская традиция утверждает, что и сам Заратустра предавался экстазу. В состоянии транса слышал он голос Ахурамазды и созерцал свои видения С другой стороны, не исключено, что большую роль в культе играли песнопения, если считать, что название рая,
«garô demânâ», означало дом песни. Известно, что многие шаманы вызывали у себя состояние транса долгим пением, однако не следует любой культ, где используются песнопения, объявлять шаманистским. Близкие к шаманизму элементы можно различить ив сценарии, связанном с Мостом Чинват (см. ниже,
§111
), а также в путешествии Арда-Вирафа на небеса ив ад Но все-таки немногочисленные примеры чисто шаманистских инициаций — связанных с расчленением тела и заменой внут-
9
Widengren,
p. 88 sq.
10
См. источники, на которые ссылается Виденгрен, р. 91. В Индии также было известно явление наркотического транса см PB 10. 136 и комментарии в
Eliade.
Chamanisme, p. 407 sq.
11
См. ссылки на работы Нюберга и Виденгрена в Chamanisme, p. 396 sq.
283
ренностей — встречаются только в поздних текстах и могут быть лишь отражением внешних влияний идущих из Центральной Азии или же от эллинистического синкретизма, особенно мистериальных религий).
12
Можно допустить, что Заратустра был знаком с индоиранскими шаманистскими техниками (известными также скифами индийцам ведийского периода, и, похоже, нет оснований верить преданию об употреблении Виштаспой гашиша. Нов гатах ив других частях Авесты экстатические и визионерские
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| эпизоды непохожи на шаманские. Заратустра сего визионерским пафосом ближе к другим типам религий. Кроме того, нив отношениях Пророка с Господом, нив его послании, которое он не устает повторять, нет ничего шаманского. Заратустра мог вырастив какой угодно религиозной среде, экстатичность могла сыграть какую-то роль в его собственном обращении и приобретении им своих первых учеников, однако шаманистская экстатичность не занимает центрального места в маздеизме. Как мы вскоре увидим, маздеитский мистический опыт есть результат ритуальной практики, освещенной эсхатологической надеждой. Откровение Ахурамазды: человек волен выбирать между добром и

злом
Заратустра получает откровение новой религии прямо от Ахурамазды. Принимая эту религию, он имитирует изначальный акт Господа — выбирает Добро (см Ясна 32. 2) и не просит иного от своих учеников. Суть зороастрийской реформы заключается в
imitatio dei. Человека призывают последовать примеру Ахурамазды, однако в своем выборе он волен. Он не чувствует себя рабом или слугой Бога (каким признает себя верующий в Варуну, Яхве или Аллаха).
В гатах Ахурамазда — на первом плане. Он добр и свят
(spenta). Он создал мир своей мыслью (Ясна 31.7), что равноценно
creatio ex nihilo.
Заратустра заявляет, что узнал Ахурамазду мыслью как первого и последнего (31.8), те. как начало и конец. Господа сопровождает свита из существ божественной природы
(Амеша Спента): Аша (Справедливость, Boxy Мана (Благая Мысль, Армайти (Преданность, Хшатра Царство, Власть, Хаурватат и Амертат (цельность/здоровье и Бессмертие Заратустра призывает и восхва-
12
Так, например, в «Затспраме» есть упоминание инициации Заратустры Ахмарспандом (авестийским Амеша
Спента); ему также лили на грудь раскаленный металл, который становился там холодным, его тело разрезали ножами, показалась внутренность его живота, полилась кровь но он провел по животу рукой, и рана закрылась (Zatspram, 22. 12-13) — все это специфически шаманистские испытания Эти сущности — или, каких также называли, Архангелы — связаны с определенными космическими стихиями (огнем, металлами, землей и т.д.).
284
ляет эти сущности водном ряду с Ахурамаздой, как, например, в следующей гате: Премудрый Господь всемогущий, Преданность, Справедливость, исходящие от Тебя во процветание жизни, Благая Мысль, Господи, услышьте меня Сжальтесь надомной тогда, когда придет час расплаты для каждого (33.11 и сл.).
Ахурамазда — отец некоторых сущностей (Аши, Boxy Мана, Армайти) и одного из духов-близнецов,
Спента-Майнью (Духа-Благодетеля). Но это значит, что он породили другого близнеца, Ангро-Майньго
(Духа-Разрушителя). Вначале всего, как гласит знаменитая гата, эти два духа выбрали для себя один — добро и жизнь, другой — зло и смерть. Вначале существования Спента-Майнью заявляет Духу-
Разрушителю: Ни наши с тобой мысли, ни учения, ни способности ни решения наши, ни слова, ни действия ни совести наши, ни души не находятся в согласии (45.2). Очевидно, что эти духи — праведный и порочный — таковы скорее по собственному выбору, чем по
природе.
Теологию Заратустры нельзя считать дуалистической в строгом смысле этого термина, ибо Ахурамазде не противостоит никакой анти-Бог; вначале оппозиция возникает между двумя Духами. С другой стороны, по неоднократным указаниям можно понять, что Ахурамазда и Дух Святости едины (Ясна 43. 3 и др. Коротко говоря, и Добро и Зло, и святой духи демон разрушения исходят от Ахурамазды; но так как
Ангро-Майнью по собственной воле избрал свое злодейское призвание и свой способ существования, то Премудрого Господа нельзя считать ответственным за появление Зла. С другой стороны, о том, какой выбор сделает Дух Разрушения, всеведущий Ахурамазда знал с самого начала, ноне препятствовал ему это может означать, что либо Бог превыше всех противоположностей, либо — что существование зла составляет предварительное условие существования человеческой свободы.
Где нам искать предысторию такой теологии, понятно — в различных мифо-ритуальных системах, где присутствуют полярные противоположности, деления на две части, чередования и дуальности, антитетические пары ив системах, объясняющих одновременно и космические ритмы, и негативные стороны реальности, прежде всего — существование зла. Заратустра же эту извечную проблему возводит в ранг новой религии и придает ей новое нравственное значение. Гаты — это всего лишь несколько гимнов, нов них заложены зерна, из которых произросли впоследствии бесчисленные побеги своеобразной иранской духовности.
Изначальное разделение между добром излом есть следствие выбора, заданного Ахурамаздой и сделанного
Духами-Близнецами, которые и избрали, соответственно, Аша (Справедливость) и Друг (Ложь. Поскольку дэвы, божества традиционной иранской религии,
285
выбрали Ложь, Заратустра требует от своих учеников, чтобы те больше не поклонялись дэвам и, главное, перестали приносить им в жертву быков. Почтительное отношение к быкам играет важную роль в маздеитской религии, в каковом факте исследователи видят отражение антагонизма между двумя образами жизни — оседлым земледельческими кочевым. Но антиномия Заратустры, хотя и охватывает собой сферу
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| социальных отношений, идет дальше. Отрицается лишь часть арийской религиозной традиции. Заратустра ставит вряд грешников Йиму, сына Вивахванта, который, чтобы польстить нашим людям, заставил их съесть куски говядины (Ясна 32. 8). Мы видели также, что Пророк спрашивал Ахурамазду, когда тот покарает тех, кто приносит жертвы хаомой (Однако недавние исследования установили, что маздеизм не отвергал полностью ни ритуал хаомы, ни культ Митры даже в гатах хаома не осуждается бесповоротно К тому же практика жертвоприношения животных не прерывалась, принося, по крайней мере, какую-то пользу мирянам Можно предположить поэтому, что Заратустра выступал главным образом против неистовства оргиастических обрядов сих многочисленными кровавыми жертвоприношениями и неумеренным поглощением хаомы. Что же касается названия пастух, относящегося к Заратустре, то оно не говорит в пользу общепринятого утверждения, что долг каждого маздеита — беречь животных и заботиться о них. Пастухи и стада, встречающиеся в древних документах по всему Ближнему Востоку и Индии, представляют собой метафорические образы вождей и их подданных. Скот, который пасет Заратустра, — это люди, исповедующие Благую
Религию.
16
Приведенные уточнения помогают лучше понять вклад маздеизма в религиозную историю Ирана. В самом деле, известно, что Заратустра, реформируя религию, не отвергал многие из традиционных религиозных верований и идейно придавал им новый смысл. Так, он вновь обращается к индоиранской идее путешествия мертвых, но подчеркивает значение суда каждый будет судим по выбору, который сделал на земле. Праведников допустят в рай, в Дом Песни, а грешники останутся навеки гостями Дома Зла Ясна 46. 11). Дорога в мир иной проходит по Мосту Чинват, и именно на нем происходит отделение праведников от грешников. Заратустра сам объявляет о переходе роковой черты, к которой он приведет за собой поклонников См. работы Molé, Zaehner, M. Воусе (Haoma, Priest of the Sacrifice и др) и Gnoli
(inter alia:
Lichtsymbolik in
Alt-Iran).
15
Ср.:
M. Boyce.
Ātas-zohr and Ab-zohr;
Gnoli.
Questioni sull'interpretzione della dottrinagathica, p. 350.
16
См
G.G. Cameron.
Zoroaster, the Herdsmen, passim;
Gnoli.
Questione, p. 351 sq.
286
Ахурамазды: Сними со всеми я перейду через Мост Того, Кто Разделяет. «Трансфигурация» мира

Пророк не сомневается, что дэвы будут истреблены и что праведники возьмут верх над грешниками. Но когда произойдет эта победа Добра, которая обновит мир Он умоляет Ахурамазду: Преподай мне то, что знаешь ты, Господи. О Премудрый, победят ли достойные недостойных еще до того, как начнут исполняться замысленные тобой кары Ибо именно в этом, как мы знаем, и состоит преображение существования (Ясна 48. 2). Заратустра ждет именно трансформации существования Подай мне этот знак
— полное преображение существования. Чтобы, поклоняясь тебе и восхваляя тебя, я достиг величайшей радости (34.6). Открой средство, каким излечить существование восклицает он (44.16). Какое воздаяние предуготовляешь ты двум сторонам, о, Премудрый, твоим ярким огнем и расплавленным металлом подай душам знак, чтобы нанести вред нечестивым, а праведным дать преимущество (Возможно, Заратустра надеялся на близкое преображение
(frašō-kereti) мира. Да будем мы теми, кто обновит это существование восклицает он (Ясна 30. 9).
17
Несколько раз он называет себя спасителем, саошьянтом (48.8; 46.3; 53.2 и т.д.), вводя понятие, породившее впоследствии баснословно богатую мифологию. Объявленное им эсхатологическое испытание огнем и раскаленным металлом (см. также 30.7;
32.7) имело целью и наказание нечестивых, и возрождение творения. Как не раз случалось в истории, ожидание суда и обновления мира проецируется в эсхатологическое будущее, срок наступления которого может быть вычислен по-разному. Но важно подчеркнуть ту новую интерпретацию, которую Заратустра дал идее обновления. Мы уже говорили (
§21
) и еще вернемся (
§106
) к тому, что различные мифо-ритуальные сценарии обновления мира были известны на Ближнем Востоке и индоиранцам, и другим народам. Ритуал, повторявший космогонию, отправлялся по случаю наступления Нового года. Но Заратустра отвергает этот архаический сценарий, по которому мир возрождается ежегодно, и провозглашает радикальную и окончательную «трансфигурацию», происходящую рази навсегда. Далее, обновление не будет больше достигаться путем исполнения космогонического ритуала, но совершится по воле Ахурамазды. При этом обновлении каждое существо предстанет перед судом, и злые будут наказаны, а добрые вознаграждены
(
§122
). Если гаты — дейст-
17
Моле и Ньоли доказывают, что немедленное обновление мира может представляться результатом жертвоприношений
(yasna), сотворенных жрецами.
287
вительно создание Заратустры — а в этом почти единогласно сходятся все исследователи, — тогда можно считать, что Пророк сделал всевозможное для упразднения древней идеологии периодического обновления космического цикла и провозгласил неминуемый и бесповоротный
eschaton, предрешенный и совершающийся Ахурамаздой.
Говоря коротко, отправная точка учения Заратустры — это откровение всемогущества, святости и доброты
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
||
144
Ахурамазды. Пророк получает откровение прямо из рук Господа, но оно не становится основанием монотеистической религии. Выбирать Бога и другие божественные сущности — вот чему учит Заратустра и что предлагает сделать своим ученикам. Выбирая Ахурамазду, верующий выбирает добро в противовес злу, истинную религию в противовес религии дэвов. Таким образом, каждый маздеит обязан сражаться против зла. Никакого попустительства демоническим силам, воплощенным в дэвах. Эта напряженность вскоре перерастет в дуализм. Добро будет противостоять злу в мире, который на всех космических и человеческих уровнях станет олицетворением противостояния между добродетелями и их противоположностями. Еще одна оппозиция едва намечена, нов иранской философии ее ожидает большое будущее, — оппозиция между духовными материальным, между мыслью и миром костей (Ясна 28. Поразительна духовная, в некотором смысле философская природа религии Заратустры.
18
Трансмутация основных арийских божеств в Амеша Спента (Благословенных Святых, составляющих свиту Ахурамазды, а также тот факт, что каждая из этих сущностей заключает в себе абстрактную ценность (Порядок, Власть, Набожность и т.д.) и одновременно управляет одной из космических стихий (огнем, металлами, землей и т.д.), открывают путь и творческому воображению, и религиозной рефлексии. Ассоциируя Амеша Спента с
Ахурамаздой, Заратустра определяет путь, каким Господь входит вдела мира, и проясняет, как он через архангелов оказывает помощь и поддержку своим приверженцам. То, что Пророк называет своего Бога премудрым, что он поднимает значение истины, что он постоянно превозносит благую мысль, лишь подчеркивает новизну его послания Заратустра ставит на первый план функцию и религиозную ценность мудрости, те. науки, точного и полезного знания. Разумеется, это не абстрактная наука в современном понимании речь идет о творческом мышлении, раскрывающем и одновременно создающем структуру мира и коррелятивную ей сферу ценностей. Увиденная таким образом, деятельность Заратустры-мыслителя может быть сравнена с Этот аспект религии Заратустры соответствует представлению о нем в греческой античности философ
(Аристоксен называл Пифагора его учеником, маг, магистр инициации, автор трактатов о мистике и алхимии.
288
медитациями мудрецов, описанных в упанишадах, которые радикально трансформировали ведийскую картину мира и представление о человеческом существовании (Но сравнение с риши из упанишад становится еще более убедительным, когда нам открывается инициатическая и эсхатологическая природа маздеитской мудрости. Конечно, приватный характер маздеизма (как и ведизма и брахманизма) позволил развиться в нем эзотерическому направлению, которое, не будучи запрещено, все жене было доступно всем без исключения верующим. Ясна (48) говорит о тайных учениях инициатический и эсхатологический характер проявляется ив культе, которым
Заратустра предлагает заменить традиционные буйные и кровавые обряды. Этот культ настолько духовен, что даже термин жертвоприношение
(yasna) в гатах по своему смыслу эквивалентен термину «мысль»
19
Когда Ахурамазда обратился к Заратустре как к Благой Мысли испросил На кого направишь ты свое поклонение, тот ответил На твой огонь, добавив Принося тебе свое благоговение, я желаю изо всей силы думать о Справедливости (Ясна 43. 9). Жертвоприношение — это момента вернее опора теологической медитации. И как бы впоследствии ни толковали все это священнослужители, важно, что центром маздеизма стали поныне остается огненный алтарь. Эсхатологический же огонь Заратустра понимал так, что, несмотря на свою карающую силу, он очищает и одухотворяет мир.
Но функция культа еще шире. Водном из исследований высказано предположение, что посредством жертвоприношения исполняющий его священнослужитель приобретает состояние
maga, те. испытывает экстаз, приносящий озарение
(čisti). Вовремя этого озарения ему удается отделить свою духовную сущность
(mēnōk) от телесной природы
(gētik); другими словами, он возвращается в состояние чистоты и невинности, которое предшествовало смешению этих двух сущностей. А смешение это произошло в результате нападения Ахримана. Таким образом, приносящий жертву вносит свой вклад в восстановление изначального состояния, в преображение
(frašō-kereti) мира ив дело искупления, те. в работу, начатую парадигматическим священником Заратустрой. Можно даже сказать, что приносящий жертву уже пребывает в трансформированном мире Ниже мы рассмотрим (см. том II) значение
mēnōk и Состояние
maga достигается главным образом жертвоприношением хаомы — этого напитка бессмертия, который жрец пьет вовремя См. работы Ньоли, особи Ср.:
Gnoli.
Questioni sull'interpretazione, p. 349 церемонии Хаома же богата хварэной — священной жидкостью, горящей, светящейся, оживляющей и оплодотворяющей одновременно. Ахурамазда есть по преимуществу владелец хварэны, но это божественное пламя извергается также изо лба Митры («Яшт» 10.127) и исходит от голов монархов, как свет от солнца Однако своя хварэна есть у любого человеческого существа, ив день трансфигурации, те. конечного Обновления, великий свет, по видимости исходящий от тела, будет постоянно гореть на этой земле Совершая ритуальный прием хаомы, верующий выходит за пределы человеческого существования, приближается к Ахурамазде и предчувствует
in concreto всеобщее Обновление.
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| Трудно определить, была ли эта эсхатологическая концепция полностью сформулирована уже во времена
Заратустры. Но она определенно была заложена в функции жертвоприношения у иранцев. Они считали, что авторы брахман придерживались подобной же концепции мир был периодически обновляем,
«пересотворяем» безграничной силой жертвоприношения. Нов эсхатологической функции культа в маздеизме соединяются, так сказать, высшая экзальтация жертвоприношения, отраженная в брахманах, и знание посвященных и визионерское озарение упанишад. В Иране, также, как в брахманистской Индии, техники жертвоприношения и эсхатологический гнозис культивировались религиозной элитой и составляли эзотерическую традицию. Если упоминания немногочисленных эпизодов употребления гашиша учениками
Заратустры соответствуют действительности,
25
то их можно уподобить аналогичным случаям в Древней Индии, где, наряду с аскетами, визионерами, йогинами и созерцателями, также встречались экстатики, прибегавшие к вызывавшими транс веществам (см. §78 и сл.). Нов индийской религии транс и экстаз, наступавшие в результате приема одурманивающих субстанций, не играли большой роли. Таки ранний зороастризм, чьи контуры лишь намечены в гатах, похоже, первейшее значение придавал мудрости, внутреннему озарению, посещавшим человека в присутствии жертвенного огня.
Согласно преданию, Заратустра был убит в возрасте семидесяти семи лет Тур-и-Братарвахшем в святилище огнепоклонников. В более позднем источнике есть уточнение, что убийцы явились, наряженные Ср.: М. Воусе.

Haoma, Priest of the Sacrifice;
Gnoli.
Lo stato di "maga", pp. 114-115 и Questioni, p. 366.
23
См
Duchesne-Guillemin.
Le xvarenah. См. также библиографию в нашем очерке «Spirit, Light, and Seed», p.
13 sq. Следует упомянуть еще зародившуюся в Месопотамии концепцию пламенеющего великолепия,
melammu;
ср. §20 критической библиографии Zatspram, перев.
Molé.
Culte, myth et cosmogonie, p. 98; см. также ibid., p. 475 и другие примеры в
Gnoli.
Questioni, pp. 367-368.
25
Ср.:
Widengren.
Les religions de l'Iran, p. 88 волками В этой легенде как бы заключена судьба Заратустры, потому что волками были члены арийских мужских союзов, которые Пророк столь бесстрашно клеймил.
Но процесс мифологизации продолжался по меньшей мере пятнадцать веков. Мы уже говорили об обожествлении Заратустры в маздеитской традиции (
§101
). В эллинском мире Заратустра прославляется как парадигматический Мага в философии итальянского Ренессанса о нем всегда говорится именно как о Маге. Наконец, отголоски самого прекрасного мифа о нем мы находим в «Фаусте» Гете.
1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   47


написать администратору сайта