Главная страница
Навигация по странице:

  • §114. Яхве и творение

  • §115. Иов: испытание праведника

  • [ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей. Мирча Элиаде история веры и религиозных идей


    Скачать 4.43 Mb.
    НазваниеМирча Элиаде история веры и религиозных идей
    Анкор[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей.pdf
    Дата27.12.2017
    Размер4.43 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей.pdf
    ТипДокументы
    #13210
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница28 из 47
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   47
    Глава XIV. РЕЛИГИЯ ИЗРАИЛЯ ВО ВРЕМЕНА ЦАРЕЙ И ПРОРОКОВ. Царская власть апогей синкретизма
    «Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем. Но сыновья его не ходили путями его, и старейшины пришли к нему и сказали Поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов (1 Цар 8:1-5). Таким образом, институт царской власти израильтяне заимствовали у других народов. Несогласные не жалели критики для его ниспровержения, потому что в их глазах единственным царем Израиля был Яхве. Однако с самого начала монархия пришлась по душе Яхве. На
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    153
    Саула, помазанного Самуилом, нашел дух Господень (10:6), ибо царь был помазанником
    (mâśiah) Господа (24:7,11; 26:9, 11,16,23 и т.д.); он становился приемышем Яхве, в некотором смысле сыном последнего Я буду ему отцом, ион будет Мне сыном (2 Цар 7:14). Но Яхве не производит царя на света лишь своим заявлением признает его, делает законным Яхве дарует ему власть над всем миром (Пси царь восседает натроне рядом с Богом (Пс 109:1; 1 Пари т.д.). Царь представляет Яхве на земле, следовательно, принадлежит сфере божественного. Однако положение Яхве как единственного бога делает обожествление царя невозможным царь прежде всего — раб Яхве (по отношению к Давиду это слово употреблено шестьдесят раз).
    *
    102
    Церемония вступления на царство включает, в числе других обрядов, помазание, введение в царское достоинство и возведение натрон В качестве представителя Яхве царь Израиля, в точности так Ср.:
    Fohrer.
    History of Israelite Religion, p. 147. Народ Израиля тоже был сыном Яхве (ibid., р. 185 sq).
    2
    Даже в текстах, где больше всего говорится о монархии — в Псалмах, центральная роль все-таки отдается
    Яхве, а не царю
    (Fohrer.
    History, p. 150).
    3
    См. тексты, приведенные и рассмотренные Ринггреном:
    Ringgren.
    La religion d'Israël, p. 236 sq.;
    Fohrer.
    History, p. 142 же, как древние восточные правители, обязан поддерживать космический порядок (Пс 2:10-12), насаждать справедливость, защищать слабых (Пси сл.), обеспечивать плодородие земли Он сойдет, как дождь на скошенный луг, Будет обилие хлебана земле, наверху гор (Пс 71:6, 16). Мы узнаем традиционные образы, ассоциируемые с райским правлением, образы, которые пророки Мессии отполируют до блеска. (С идеологией царской власти тесно связано и само ожидание идеального царя, Мессии. Монархия стала пониматься как новый завет между Яхве и Давидовой династией, продолжение синайского завета. Заимствованный институт был облечен смыслом и ценностью, как новый акт священной истории

    — в этом и состоит оригинальность идеологии царской власти у израильтян.
    4
    Соломон строит в Иерусалиме, вблизи царского дворца, Храм, обозначая таким образом связь между культом святилища и наследственной монархией. Храм становится обителью Яхве у израильтян. Ковчег Завета, который до этого всегда сопровождал войска израильтян, устанавливается в темной глубине Святая Святых
    (debir). Но из этого места святость Яхве иррадиирует нагороди на всю землю (Пс 14:1; 23:3; 45:5;
    Ис 31:4; 48:2 и др. Гора Сион, на которой сооружен Храм, есть Центр Мира Иерусалимский Храм становится святыней народа, а культ царя отождествляется с официальной религией. Службы состоят из умилостивительных и искупительных ритуалов, исполняемых от имени всей общины, нов них входят и коллективные молитвы во славу царя, за нерушимость его справедливости, которая обеспечивает мир людям и всеобщее процветание (Пс 71). В конечном счете это означает, что литургическая практика воспринимается как средство обновления основ мироздания.

    Иерусалимский Храм построен по иноземной модели в соответствии стой же тенденцией, и культ включает в себя внешние заимствования, в частности, ханаанские. Процесс синкретизации достигает невиданных до той поры масштабов, потому что для монархии слияние религиозных идей и практики обеих частей общества, израильтян и ханаанеев, благотворно. Кроме того. Соломон не отказал своим женам-иноземкам вправе исповедовать культы своих народов и позволил построить святилища в честь своих богов (3 Цар 11:6-
    8). Цари считали себя религиозными главами государства правда, нам мало известно об их священнической функции. Когда Ковчег переносился в Иерусалим, Давид выступал в качестве священника он исполнил танец перед Ковчегом и принес всесожжения пред Господом и жертвы мирные (2 Цар 6:16-18). Соломон благословил все собрание Изра-
    4
    Von Rad.
    Old Testament Theology, vol.1, p. 319 sq.:
    Ringgren.
    La religion, p. 252.
    5
    О значении этой символики для позднейшего развития религиозной мысли см
    Eliade.
    Le Mythe de l'éternel retour, cap. 1.
    307
    ильтян» при освящении Храма (2 Цар 8:14). А в Псалме 109 (стих 4) царь провозглашается священником вовек почину Мельхиседека». Но иной раз царей осуждали зато, что они брали на себя исполнение церемоний, которые положено было исполнять только священникам. Вполне вероятно, что цари участвовали в искупительных ритуалах по случаю празднования Нового Года. С другой стороны, в некоторых псалмах есть упоминания обрядов, в которых можно увидеть символическую смерть и воскресение царя. Это позволяет предположить связь между празднованием Нового Года, сего символическим воспроизведением Творения, и ритуалом смерти и воскресения царя.
    6
    По смерти Соломона царство разделилось на две части — Северное Царство, Израиль, и Южное Царство, Иудею. Так как Ковчег остался в Иерусалиме, и у северных племен не было больше доступа к общей святыне, Иеровоам, первый царь Израиля, основал святилища в Вефиле ив Дане ив каждом поставил для поклонения Яхве по золотому тельцу (3 Цар 12:28-29). Возможно, эти тауроморфные статуи служили местопребыванием незримого Бога. Здесь есть, однако, ханаанское влияние, из-за которого был нарушен запрет на сотворение идолов, и это новшество, граничащее с отступничеством, усугубило разногласия между двумя царствами.
    7
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    154
    §114. Яхве и творение
    Среди псалмов есть целая группа, в которой прославляется Яхве-царь. Ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами (94:3); Господь царствует да трепещут народы И могущество царя любит суд. Ты утвердил справедливость суди правду Ты совершил в Иакове» (99:1,4). Нов основе идеи царственности божества лежит не институт монархии. Это древняя концепция Бог — властелин мира, потому что он его сотворил. Яхве победил изначальное чудовище (Раава, Левиафана, дракона Таннина), символ хаоса. Как космократ, Бог обитает на небесах и являет свое присутствие или свою волю в атмосферических феноменах — молнии, громе, дожде. Мы уже говорили о противоречивости его свойств
    (§59), составляющих, по известной формуле, некое единство. Яхве раздает добро и зло, он дарует жизнь и посылает смерть, он уничижает, они возвышает См
    Ahlström.
    Psalm 89: Eine Liturgie aus dem Ritual des Leidendes Königs, p. 143 sq.;
    Widengren.
    Sakrales
    Königtum, p. 15 sq.;
    Ringgren.
    La religion, p. 249 sq.;
    Fohrer.
    History, p. 142 sq.
    7
    Важно помнить, что если на юге продолжалась наследственная монархическая традиция Давидовой династии, тов северной части цари были скорее харизматическими см
    Ringgren.
    La religion, p. 76 sq.
    308
    (1 Цари сл.). Гнев его ужасен, но Яхве и милостив. Главное же, он свят
    (qâdoś), те. недосягаем и грозен, но при этом несет спасение.
    8
    Творец и царь мира, Яхве также и судья своему творению. Когда изберу время, Я произведу суд по правде Пс 74:3). Он судит по правде (Пс 95:10). Его правда, охватывающая мораль, космос и общество, составляет фундаментальную для всей вселенной норму
    Яхве — живой Бог, он отличается и от идолов, которые не говорят и которых носят, потому что ходить не могут (Иер 10:5), и от людей, которые как трава, которая всходит. Человек — тоже живое существо
    (nèfèś), потому что Бог вдунул в него дыхание или дух
    (rûah); но век его короток. Кроме того, если Бог дух, то человек — плоть
    (basar). Эта оппозиция не означает религиозного неприятия тела она подчеркивает непрочность и эфемерность человеческого существования в противоположность всемогуществу и вечности Господа. Несопоставимость этих двух модусов бытия объясняется тем, что человек есть творение Божие. Но все же он отличается от других тварей, потому что создан по образу Божию и господствует над природой.
    Человек смертен из-за первородного греха, особенно из-за желания Адама сделаться как Бог (§59). Библейские тексты толкуют о тщете человеческого существования. Человек создан из праха ив прах возвратится (Быт 3:1). Долгая жизнь есть самое большое благо человека. Как и во многих других традиционных культурах, смерть унизительна она низводит человека до состояния червя в могиле или в
    ше-
    оле
    — темной и страшной области в глубине земли. Яхве не властен над шеолом, так как смерть есть, по существу, отрицание его трудов. Поэтому умершие лишаются общения с Богом, а для верующих это самое ужасное испытание. Но Яхве сильнее смерти он может поднять человека из мертвых, если таково будет его желание. Об этом говорится в некоторых псалмах Ты вывел из ада душу мою и оживил меня, чтобы я не сошел в могилу (Пс. 29:4); Не умру, но буду жить. Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня (Пс 117:17, 18). Это все, что говорится о воскресении мертвых в текстах, относящихся ко времени до вавилонского пленения (587-538 до н.э.), в период которого часть населения испытает влияние иранской эсхатологии (см. том Человек, слуга или раб Яхве, должен жить в страхе перед своим Господом. Повиновение — вот идеальное религиозное состоя.

    La religion, p. 86.
    9
    Правда сопоставима с вавилонскими египетским та at: см
    Ringgren.
    Word and Wisdom, p. 49 sq.
    10
    Но идея воскресения уже зрела в теологии (всемогущество Яхве) ив некоторых ханаанских верованиях и обрядах см
    Riesenfeld H.
    The Resurrection in Ez. XXXVII, p. 5 sq.;
    Widengren.
    Sakrales Königtum, p. 46;
    Ringgren.
    La religion, p. 262.
    309
    ние. И напротив, грех — это непослушание, нарушение заповедей. Сознание непрочности бытия не исключает, тем не менее, ощущения крепкой уверенности в Яхве или радости, приносимой Божьим благословением. Но взаимоотношения между Богом и человеком не идут дальше этого для ветхозаветной теологии
    unio mystica души со своим творцом немыслимо. Признавая Бога творцом и абсолютным властителем, человек тем самым приходит к знанию по меньшей мере некоторых из его установлений. Поскольку Закон
    (tôrâh) подробно излагает Божью волю, главным делом верующего становится следование Заповедям, те. поведение в соответствии со справедливостью
    (sedhek). Религиозный идеал человека — быть праведным, знать и уважать Закон, божественный порядок. Как напоминает своим слушателям Пророк
    Михей (6:8): О, человек сказано тебе, что добро и чего требует от тебя Господь действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим. Из-за своих грехов человек теряет благословение
    (berâkhâh). Но так как греховность есть одна из составляющих человеческой природы итак как Яхве при всей своей строгости милостив, наказание никогда не бывает окончательными бесповоротным.
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    155
    §115. Иов: испытание праведника
    Один экзегет утверждал, что во встрече силы и доброты заключена ветхозаветная идея Бога Можно усомниться в том, что все читатели Книги Иова» подписались бы под этим мнением. История трагически проста праведник, которым Яхве очень гордился, испытывает всевозможные бедствия и несчастья. Обратил литы внимание твое на раба Моего Иова?» — спрашивает Бог Сатану, небесного обвинителя. Ибо нет такого, как он, на земле человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла ( Иов 1:8). Но Сатана отвечает, что богобоязненность Иова объясняется его благополучием, а оно — Божьим благословением. И тогда Яхве позволяет обвинителю испытать своего самого верного слугу. Иов теряет детей и богатство и, пораженный проказою лютою от подошвы ноги по самое темя, садится в пепел и, плача, проклинает тот день, когда появился на свет, ноне восстает против Господа. Трое друзей приходят к нему и долго пытаются убедить его, что раз он страдает, те. получает наказание, значит, он виноват. Поэтому он должен признать свои грехи и исповедаться в них. Но Иов отвергает объяснение своих несчастий теорией расплаты за грехи. Он знает, что человек не может.

    Die Psalmen (1950), p. 308, цит. по
    Ringgren.
    La religion, p. 137.
    12
    Датировка ее точно не установлена. Хотя сам текст, похоже, создавался после изгнания, но содержание его очень древнее.
    310
    «оправдаться перед Господом (9:2), что Яхве губит и непорочного и виновного (9:22); однако он осмеливается спросить у Господа Что ты ищешь порока во мне и допытываешься греха во мне, Хотя знаешь, что я не беззаконники что некому избавить меня от руки Твоей (10:7). Иов не может понять, почему Бог так жестоко преследует творение своих собственных рук (10:8-22), ибо он нисколько не сомневается в ничтожности человеческого существования Не сорванный ли листок Ты сокрушаешь, не сухую ли соломинку преследуешь (13:25). Но он не может определить, в чем же он-то лично провинился Сколько у меня пороков и грехов покажи мне беззаконие мое (Один из друзей упрекает егоза такие слова, потому что тварь греховна по определению Что такое человек, чтоб быть ему чистыми чтоб рожденному женщиною быть праведным Вот, Они святым Своим не доверяет, и небеса нечисты в очах Его (15:14-15). Но Иов повторяет, что Яхве решил наказать лично его, хотя с какой целью, он не понимает (19:6-7). Когда другой друг говорит о наказании грешников, Иов отвечает, что нечестивые, не служащие Господу, живут и процветают (21:7-16). Если бы можно было дойти до Яхве, он оправдался бы, рассказал, что злые дела остаются безнаказанными, но Господь далеко, его нет, он невидим (23, 24). Именно потому, что он не оставляет свою веру и надежду на Господа, Иов заявляет Доколе не умру, не уступлю непорочности моей. Крепко держал я правду мою и не опущу ее не укорит меня сердце мое вовсе дни мои (27:5-6). И все же упрек вырывается у него Я взываю к Тебе, и Тыне внимаешь мне. Ты сделался жестоким ко мне (Четвертый друг Иова, Елиуй, молодой летами, возмущается. Как может Иов говорить Чистя, без порока, невинен я, и нет во мне неправды (33:9). Ибо Бог не делает неправды, и Вседержитель не извращает суда (34:12); Он не презирает сильного крепостию сердца (36:5). Ответ Яхве на длинную речь
    Елиуйя
    14
    разочаровывает своей безличностью. Бог говорит из бури (38:1), его слова — истинная иерофания, но он не отвечает на вопль Иова. Яхве довольствуется напоминанием Иову о своем всемогуществе, о своих космических обязанностях, о сложности вселенной и о бесконечном многообразии проявлений жизни. Призвав в свидетели великие космические силы и законы, управляющие небом и землей, Бог говорит с Иовом о львах и диких козах, о других тварях, чью жизнь и размножение он делает Непонимание своей вины — центральная тема жалоб Иова. Не плакал ли я о том, кто был в горе Не скорбела ли душа моя о бедных (30:25). Он не ходил в суете, и его нога не спешила на лукавство
    (31:5). Отказывал ли я нуждающимся в их просьбе, и томил ли глаза вдовы Один ли я съедал кусок мой, и не ел ли от него и сирота (31:16-17; ср.: 31:19-34).
    14
    Эта речь, вероятно, является позднейшей вставкой.
    311
    возможными, потому что сам создал их, каждого со своим особым видом и повадкой. И завершает свою речь обращением Будет ли состязующийся со Вседержителем еще учить (39:32). Иов тщетно пытается скрыться в молчании Вот, я ничтожен что буду я отвечать Тебе Руку мою полагаю на уста мои (Во второй речи к Иову Яхве подробно описывает зверя бегемота и чудовище Левиафана. В ответ Иов дает понять, что ему ясен скрытый смысл урока Яхве: само существование вселенной — это чудо, бытие Творца
    — за пределами человеческого понимания, Его промысел и Его деяния непостижимы. Знаю, что Ты все можешь. Кто сей, помрачающий Провидение, ничего не разумея Так, я говорило том, чего не разумело делах чудных для меня, которых я не знал. Я слышало Тебе слухом уха теперь же мои глаза видят Тебя Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле (42:1-6). В конечном итоге Иов осознал, что виновен перед Господом. Яхве тут же вернул ему потерю его и даже удвоил его имущество, и стал Иов жить и прожил после этого сто сорок лет (И через три тысячелетия эта страстная, загадочная, волнующая книга продолжает завораживать. То, что Господь позволил себе поддаться на искушение Сатаны, до сих пор вносит смятение во многие наивно- религиозные души. Однако Иов хорошо усвоил урок если на все воля Господня, если Он непостижим, если
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    || невозможно судить Его деяния, то нельзя и Его отношение к Сатане судить как-либо. Скрытый смысл урока
    Яхве не ограничивается делом Иова». Он обращен ко всем, кто не в состоянии понять существования и торжества зла в мире. Коротко говоря, Книга Иова» является для верующего объяснением зла и несправедливости, несовершенства и ужаса, царящих в мире. Если все управляется Господней волей, то все, что выпадает на долю верующего, наполнено религиозным смыслом. Но лишь тщеславный нечестивец возомнил бы, будто человек способен без Божьей помощи проникнуть в тайну беззакония. Эра пророков

    «...тот, кого называют ныне пророком
    (nâbi), прежде назывался прозорливцем (1 Цар 9:9). Институт прозорливцев
    (ro
    c
    êh), характерный для номадического периода, действительно, после завоевания модифицировался под влиянием
    nâbîim, которых израильтяне нашли в Палестине. Примерно в 1000 до н.э. еще существовали вместе и прозорливцы Яхве (такие, как Натан), и
    nâbîim
    (1 Цар 10:5). Постепенно оба явления слились, результатом чего явились классические пророчества Ветхого Завета. Подобно
    nâbîim, пророки ассоциировались со святилищами и культом и получали экстатический опыт.
    Илия и Елисей были переходными фигурами, но характер их религиозной деятельности уже предвосхищал появление классических
    312
    пророчеств. Илия оказывается в Северном Царстве, когда там правят Ахав и Охозия (874-850 до н.э.). Он недоволен политикой Ахава, который, чтобы объединить израильтян и ханаанеев, предоставил им равные права и позволил развиваться синкретизму между культом Яхве и культом Ваала, или Малкарта, находившемуся под покровительством царицы Иезавель, уроженки Тира. Илия утверждает, что Яхве — единственный повелитель Израиля. Яхве, а не Ваал распоряжается дождем и делает землю плодородной. В известном эпизоде на горе Кармил, когда он соревнуется с пророками Ваала, пытаясь положить конец трехлетней засухе, Илия доказывает, что бог ханаанеев не в состоянии зажечь огонь в жертвеннике, а значит, и наслать дождь
    Илия гневно осуждает царя Ахава, который убил одного из его подданных, чтобы завладеть виноградником этого человека, и предсказывает, что Ахав умрет насильственной смертью (3 Цар
    21). Посмертная слава помещает Илию рядом с Моисеем. Согласно легенде, Яхве вознес его на небеса в огненной колеснице (4 Цари сл.). Биография Елисея, ученика и последователя Илии, изобилует чудесными событиями (4 Цари сл.). Елисей был не один, как Илия, а собрал вокруг себя группу пророков. Но он также, как Илия, принимал активное участие в политической жизни, сообщал царю предсказания и даже ходил с ним на войну (4 Цар Помимо странствующих гадателей и визионеров, выделяется еще две категории пророков. В первую входят пророки, связанные с культом они живут около храмов, принимают участие в ритуалах вместе со священниками исполняют функции дворцовых пророков при монарших святилищах. Очень часто они лишь предсказывают царю желанную победу в войне (см. например 3 Цар 22). Эта категория профессиональных пророков, довольно многочисленная, включает и тех, кого в Ветхом Завете объявляют лжепророками.
    Более важное место в религиозной истории Израиля принадлежит второй категории — великим пророкам Ветхого Завета, от Амоса до Второ-Исайи. Они вещают народу не по профессии, а по призванию. Они не выступают представителями каких-либо родов, или конкретных святилищ, или царя, а называют себя посланниками Господа Их служение определено прямым призванием самого Яхве. Как говорит Иеремия: И было ко мне слово Господне Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утро Это соревнование было частью религиозной войны Иезавель приказала убить пророков Яхве, а Илия, в свою очередь, выйдя победителем, требует, чтобы люди схватили 450 пророков Ваала. Он отвел их к потоку
    Киссону и заколол их там (3 Цар 18:40).
    16
    Примеры их речей можно найти в Псалмах 2, 21, 81, 110, 132 ив Книгах Пророков Наума и Аввакума.
    17
    Ср.:
    Fohrer.
    History, p. 237 sq. и библиографию на стр. 235 и 238, прим.2.
    313
    бы, Я освятил тебя пророком для народов поставил тебя (Иер 1:4 и сл.). Исаия тоже увидел однажды в Храме Господа, сидящего на престоле высоком, окруженного серафимами, и услышал его голос Кого Мне послать И кто пойдет для Нас. Исаия ответил Вот я, пошли меня. И Господь сообщил ему, что тот должен сказать людям (Ис 6:1-10). Такому призыву повинуются, несмотря на сопротивление аудитории Ос 9:7; Иез 12:21 и сл.), несмотря на то, что иной раз речь проповедника прерывают силой и угрозами (Ам
    7:10 и слили он сам останавливается, если чувствует, что не справляется с возложенной на него миссией
    (Ис Все великие пророки искренне и страстно убеждены в истинности своего призвания ив крайней важности послания, которое они несут людям. У них нет сомнения в том, что это слово самого Господа, потому что чувствуют на себе руку Яхве или его дух (
    rūah
    ).
    18
    Их божественное достояние иногда проявляет себя через экстаз, хотя экзальтация или экстатический транс, похоже, для них необязательны Некоторых пророков даже обвиняли в безумии (например, Осию: безумен выдающий себя за вдохновенного — Ос 9:7), ноу нас нет оснований говорить о настоящей психопатологии. Скорее мы имеем дело с состояниями
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    || эмоционального шока, вызванного вселяющим ужас присутствием Бога и осознанием тяжести взятой на себя пророком миссии. Это широко известное явление, варьирующее от шаманской болезни посвящения до безумия великих мистиков во всех религиях. Кроме того, подобно специалистам по сакральному в архаических и традиционных обществах, пророки умеют гадать и наделены магическими по своей природе способностями возвращают мертвых к жизни, кормят толпы народа малым количеством пищи, насылают болезни и т.п.
    21
    В некоторых деяниях пророков присутствует символический аспект Илия набрасывает свой плащ на Елисея (3 Цар 19:19-21); послушный приказу Яхве, Иеремия разбивает глиняный кувшин так будет сокрушен Израиль (Иер 19:10 и слон надевает на себя ярмо, пытаясь убедить народ подчиниться вавилонскому царю (Иер Но откуда бы ни приходило к ним вдохновение (из сна, видения, слуха, чуда, для пророков оно всегда было словом Яхве. Такие непо-
    18
    См
    S. Mowinckel.
    The «Spirit» and the «Word» in the Pre-exilic Reformic Prophets;
    A.Haldar.
    Associations of
    Cult Prophets among the ancient Semites, p. 115 sq.
    19
    См. библиографию в
    Ringgren.
    La religion, p. 268, n.l и
    Fohrer.
    History, p. 234, n.17. Экстатические опыты более характерны для
    nâbîim (Fohrer.
    History, p. 234).
    20
    Илия предвидит неминуемую гибель Охозии (4 Цари знает, что царь приказал его убить (6:32); ему известны слова, произнесенные сирийским царем в своей спальне (6:12).
    21
    См. примеры, приведенные в
    Fohrer.
    History, p. 233.
    22
    Ср.:
    G.Fohrer.
    Die symbolische Handlungen der Propheten.
    314
    средственные, личные отношения интерпретировались, разумеется, в свете глубокой веры пророков и облекались в некоторые традиционные модели. До изгнания евреев все пророки неизменно говорили прежде всего о недовольстве Яхве Израилем Господь нашлет жестоких завоевателей и разрушит Израиль военные империи станут орудием в руках Господа, который накажет свой собственный народ, предавший его. Но можно ли различить в этом суровом осуждении проблеск надежды На Ближнем Востоке времена несчастий и времена удач часто сменяли друг друга, и ветхозаветные пророчества считаются отражением одного из вариантов такой смены, однако эта схема приложима не ко всем описанным в них ситуациям Как мы увидим ниже (§118), единственная надежда связана с теми остатками избранного народа, которые переживут катастрофу. Именно сними Яхве заключит новый завет. Пастух Амос. Нелюбимый Осия.

    Амос проповедовал в царствование Иеровоама II (782/780-753/46 гг. до н.э.). Он не был профессиональным
    nâbï. Я был пастухи собирал сикоморы. Но Господь взял меня от овец и сказал мне Господь иди, пророчествуй к народу Моему Израилю (Ам 7:14-15). Он заявляет, что Бог будет судить народы соседних областей Дамаска, Газы и земли Филистимской, Тира и Финикии, которые нарушили его моральные установления. То есть все народы находятся под юрисдикцией Яхве. Однако сильнее всего за социальную несправедливость и религиозную неверность Амос обрушивается на Израиль, Северное Царство. Богатые продают правого за серебро и. жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных (2:6-7). Но все их богатство пропадет (4:7-11). Напрасно эти пресыщенные грешники пытаются умножить свои жертвоприношения. Амос слышит и передает им слова Яхве: Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв вовремя торжественных собраний ваших. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Яне приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших (5:21 и сл.). От своих приверженцев Яхве ждет беспорочности и справедливости (Культ извратили также некоторые пришедшие в него от ханаанеев оргиастические элементы (5:26; 8:14). Чисто внешнее поклонение святым местам бесполезно Идите в Вефиль и грешите, в Галгал и умножайте преступления (4:4). Спасти может лишь возврат к вере Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как выговорите. Возненавидьте зло и воз См
    Ringgren.
    La religion, любите добро и восстановите у ворот правосудие может быть, Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов (5:14-15).
    24
    Осия, как и его старший современник Амос, проповедует в Северном Царстве. Вступление его на эту стезю и смысл его пророчеств, возможно, связаны с превратностями его браков но интерпретации некоторых мест в его речах остаются все же весьма спорными. Сначала он рассказывает (Ос 1:2-9), что Яхве повелел ему взять в жены блудницу она родила детей, ион дал им символические имена «Непомилованная» и Не Мой народ, чтобы все поняли, что Яхве больше не любит Израиль и что Израиль больше не его народ. Потом он говорит (3:1-5), что Яхве приказал ему вступить в другой брак на этот раз он велел ему полюбить женщину, любимую мужем, но прелюбодействующую, подобно тому, как любит Господь сынов
    Израилевых, а они обращаются к другим богам. Не исключено, что первая жена Осии была из тех, кто участвовал в ханаанских обрядах плодородия. Что касается второй, то она, несмотря на свое неприглядное прошлое, возможно, послана в знак благожелательного отношения Яхве, готового простить Израиль.
    Как бы тони было, Осия говорит почти единственно о горькой обиде Яхве на свой народ за измену. Израиль
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    158
    — супруга Яхве, оказавшаяся неверной она «блудодействовала», то есть отдавалась ханаанским божествам плодородия. Израиль не знает, что плодовитость — это дар Яхве. Жена говорила пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки" Ане знала она, что Я, Я давал ей хлеб и вино и елей, и умножил у ней серебро и золото, из которого сделали истукана Ваала» (2:6, 8). Вновь мы видим, ив еще более острой форме, непреодолимый конфликт между Ваалом и Яхве, между религией, космической по своей структуре, и верностью одному Господу, творцу вселенной, повелителю истории.
    Осия не прекращает своего противодействия смешиванию культов Ваала и Яхве. и, блудодействуя, они отступили от Бога своего. На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение под дубом и тополем и теревинфом» (4:12-13). Израиль забыл свою историю Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына моего. Звали их, а они уходили прочь от лица их (11:1-2). Гнев, вызванный такой упорной неблагодарностью, вырывается наружу. Наказание будет ужасным И Я буду для них как лев, как скимен буду подстерегать при дороге. Буду нападать на них, как лишен Предсказания восстановления разрушенных городов и возвращения райского изобилия и плодовитости, которыми заканчивается Книга (9:11-15), так резко контрастируют с часто повторяемыми проклятиями, что подлинность первых может вызвать сомнения см
    Ringgren.
    La religion, p. 280; однако фон Рад считает их аутентичными
    (von Rad.
    Old Testament Theology, vol.2, p. 138).
    316
    ная детей медведица, и раздирать вместилище сердца их и поедать их там, как львица полевые звери будут терзать их (13:7, Чисто внешнее исполнение обрядов бесполезно, ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (6:6). Высоты, на которых проводятся синкретические церемонии, будут уничтожены (10:8). Спасение принесет лишь возвращение к Яхве с чистым сердцем. Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему ибо ты упал от нечестия твоего. говорите ему "отними всякое беззаконие и прими во благо (14:2-3). Осия сознает, что падение не даст грешникам обратиться к Богу своему (5:4). Но любовь
    Яхве все равно сильнее его гнева. Не сделаю по ярости гнева Моего. ибо Я Бога не человек среди тебя
    Святый» (11:9). Он желает привести Израиль в пустыню и говорить к сердцу ее. иона будет петь там, как во дни юности своей и как вдень выхода своего из земли Египетской. И будет в тот день, говорит Господь, ты будешь звать Меня "муж мой. И обручу тебя Мне навеки обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии (2:16-21). Это будет возвращением к началу брачного единения Яхве с Израилем. Эта супружеская любовь уже заявляет о себе в искуплении Господь не ждет, пока человек придет к вере, но заранее одаряет его своей милостью Добавим, что к брачному символизму будут обращаться все великие пророки после Осии.
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   47


    написать администратору сайта