Главная страница

[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей. Мирча Элиаде история веры и религиозных идей


Скачать 4.43 Mb.
НазваниеМирча Элиаде история веры и религиозных идей
Анкор[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей.pdf
Дата27.12.2017
Размер4.43 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей.pdf
ТипДокументы
#13210
КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
страница25 из 47
1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   47
§98. Можно ли проникнуть в тайну?
В попытках проникнуть в тайну
teletai и
epopteia ученые обращались не только к произведениям античных авторов, но также и к сведениям, сообщенным христианскими апологетами. Данные, представленные последними, надо тщательно проверять тем не менее, их не следует игнорировать. Со времен Фукарта часто обращаются к отрывку из Фемистия, цитируемому Плутархом и сохраненному Иоанном Стобеем. В этом отрывке испытания души, через которые она проходит непосредственно после смерти, сравниваются с тяжкими испытаниями обряда посвящения Великих мистерий вначале душа блуждает в темноте и переживает всевозможные страхи, затем неожиданно она освещается чудесным светом и видит прекрасные поля и луга, слышит голоса, видит танцы. Мист, с венком на голове, присоединяется к чистыми святым людям он видит непосвященных, теснящихся в грязи и тумане, гибнущих в своей скверне из-за того, что поддались страху смерти и не поверили в загробное блаженство
(Стобей.
4, стр. 107). Фукарт полагает, что обряды
(dromena) включали в себя и странствия в темноте, и разнообразные ужасные зрелища, и неожиданный выход на залитый светом луг. Довольно позднее свидетельство Фемистия отражает орфические представления Раскопки святилища Деметры и телестериона показали, что там не было подвальных помещений, в которые посвящаемый мог бы ритуально спускаться, как будто в Аид.
7
Были также попытки реконструировать ритуальное посвящение на основе секретной формулы,
synthema пароля, переданной Климентом Александрийским (Protrepticus, 2, 21, 2): Я постился, я пил кикеон; я взял корзину и, после определенных манипуляций, положил ее в сундук, затем, вынув из сундука, я опять положил в корзину. Некоторые авторы полагают, что только два первых действия относятся к Элевсинской формуле — пост Деметры и ее питье кикеона. Остальные слова формулы загадочны. Некоторые ученые считают, что им удалось определить содержимое корзины и сундука там находится либо подобие утробы, либо фаллос, либо змея, либо булки в форме гениталий. Ни одна из гипотез неубедительна. Возможно, указанные вместилища содержали в себе реликвии из архаичных времен, связанные с типичной для земледельческих общин сексуальной символикой. Нов Элевсине Деметра раскрыла иное религиозное измере-
6
Foucart.
Misteres, p. 392 sq. В «Федоне» Платон утверждает, что наказание грешников в аиде и образ луга праведников были введены Орфеем, которого вдохновили египетские похоронные обряды Это не исключает наличия адской символики, потому что там была пещера, храм Плутона, которая отмечала вход в другой мири там. скорей всего находился омфал; см
Kerenyi.
Eleusis, p. 80.
272
ние, отличное оттого, которое свойственно ее публичному культу. Кроме того, трудно допустить, чтобы в таких ритуалах участвовали дети, тоже проходящие инициацию. Помимо этого, если обряд, о котором свидетельствует найденная у Климента Александрийского формула, символизировал мистическое рождение или возрождение, ритуал посвящения должен был на этом заканчиваться. В таком случае трудно понять значение и необходимость последнего испытания,
epopteia. В любом случае, свидетельства освященном предмете, спрятанном во вместилище, указывают на его торжественный показа не на какие-то манипуляции с ним. Поэтому скорее правдоподобны утверждения Д.Х. Прингшема, Нильссона и Милона: формулу надо отнести скорее к священнодействиям в честь Деметры, происходившим намного позже, в эллинистический период.
Посвящаемые, предположительно, съедали священную пищу, и это вполне вероятно. В этом случае пищу принимали вначале, выпив кикеон, те. перед самим
teletai. На другой ритуал указывает Прокл (К Тимею»,
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
||
137 с мисты смотрели на небо и кричали Дождь Они обращали свой взор к земле и восклицали
«Зачни!» Ипполит (Philosophoumena, V, 7, 34) утверждает, что эти два слова составляли великую тайну мистерий. Мы определенно имеем здесь ритуальную формулу, связанную с иерогамией, типичной для культа плодородия но если эту формулу и произносили в Элевсине, то секретной она не была, поскольку те же слова фигурировали в надписи на стене у Дипилонских ворот в Афинах.
Весьма неожиданная информация была передана нам епископом Астерием. Он жил около 440 г. н.э., когда христианство уже стало официальной религией в империи и автор мог не бояться опровержений со стороны языческих писателей. Астерий говорит о подземном проходе, окутанном тьмой, где происходила торжественная встреча верховного жреца со жрицей, о погашенных факелах и об огромной толпе, которая верила, что ее спасение зависит оттого, что делают эти двое в полной темноте Нов телестерионе не было найдено подземной комнаты
(katabasion), хотя разрыли и раздробили всю скалу. Скорей всего, Астерий говорит об Элевсинских мистериях, проводившихся в Александрии в эллинистический период. В любом случае, если эта иерогамия действительно воссоздавалась входе мистерий, трудно понять, почему Климент
— после описания Элевсина — называет Христа истинным иерофантом».
В III в. Ипполит добавил два других эпизода (Philosophoumena, V, 38-41). Он утверждал, что посвящаемым показывали в торжественной тишине колос пшеницы. Ипполит добавляет, что в течение ночи, окруженный сверкающим огнем, празднуя великие и неописуемые Engomion pour les Saints Martyrs. — Patrologia graeca, vol. 40, cols. мистерии, верховный жрец выкрикивает Святая Бримо родила священное дитя, Бримоса!», что означает Могущественная подарила жизнь Могущественному. Торжественный показ пшеничного колоса кажется сомнительным, так как посвящаемые должны были приносить с собой именно пшеничные колосья, и к тому же эти колосья были выгравированы на многочисленных памятниках в самом Элевсине. Конечно, Деметра была богиней зерна, и Триптолем присутствовал в мистико-ритуальном сценарии Элевсина. Но трудно поверить, что открытие колоса является одной из великих тайн
epopteia, если только не принять интерпретацию Вальтера Отто, который говорит о чуде, происходящем вовремя Элевсинских мистерий. Пшеничный колос, растущий и зреющий со сверхъестественной быстротой, является такой же неотъемлемой частью таинств Деметры, как виноградная лоза, вырастающая за несколько часов вовремя дионисийского пира (The Homeric Gods, стр. 25). Ипполит, однако, утверждает, что срезанный колос считался фригийцами таинством, позже заимствованным афинянами. Поэтому возможно, что христианский автор перенес на Элевсин то, что он знало мистериях Аттиса, бога, которого, согласно Ипполиту, называли свежий пшеничный колос».
Что касается слов «Бримо» и «Бримос», то они, вероятно, фракийского происхождения. «Бримо» обозначает царицу мертвых, следовательно, этим именем можно назвать Кору и Гекату, а также Деметру. Согласно
Кереньи,
*
88
верховный жрец провозглашает, что богиня мертвых родила сына в огне В любом случае, известно, что последнее видение,
epopteia, происходило при ослепительном свете. Некоторые древние авторы говорят об огне, который горел в маленьком здании, анактороне, и пламя и дым, выходящие через отверстие в крыше, были видны издалека. В папирусе времен Адриана Геракл обращается к жрецу Я был посвящен давно (или где-то в другом месте. (Я видел) огонь. (и) я видел Кору. Согласно Аполлодору Афинскому, когда верховный жрец призывает Кору, он ударяет в бронзовый гонги по контексту ясно, что царство мертвых отзывается. Тайны и «таинства»

Можно допустить, что явление Персефоны и ее воссоединение с матерью составляют центральный эпизод
epopteia и что решающее религиозное испытание вдохновлялось именно присутствием богинь. Мы не знаем, как этот эпизод воссоздавался и что происходило впоследствии. Не знаем и почему присутствие при нем должно было вне Известны другие похожие случаи например, Дионис или Асклепий, родившийся в погребальном костре
Коронии и взятый из чрева матери Аполлоном ср.:
Kerenyi.
Eleusis, p. 92 sq.
274
сти радикальное изменение в состояние посвящаемых после смерти. Нонет сомнения, что неофит причащался божественной тайне, и это позволяло ему сродниться с богиням, он в некотором роде усынов- лялся Элевсинскими божествами Посвящение обнаруживает как близость к божественному миру, таки тесную связь жизни и смерти. Эти идеи разделяли все архаические аграрные религии, и отвергала лишь религия Олимпа. Откровение о таинственном перетекании жизни в смерть примиряет неофита с неизбежностью собственной смерти.
Посвященные в элевсинские мистерии не образовывали ни церковь, ни тайную секту, сопоставимую с теми, что существовали в эллинистический период. Возвращаясь в свои дома, мисты и неофиты продолжают участвовать в общественных культах. В сущности, не раньше, чем после смерти, посвященные снова собираются вместе, отдельно от толпы непосвященных. С этой точки зрения элевсинские мистерии, после
Лисистрата, можно рассматривать как религиозную систему, которая дополнила религию олимпийцев и общественные культы, не противопоставляя себя, однако, традиционным религиозным институтам города.
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| Главный вклад Элевсина был по своей природе сотериологическим, вот почему таинства так быстро получили покровительство Афин.
Деметра была наиболее популярной из богинь, почитаемых во всех районах Греции и греческих колониях,
— и наиболее древней морфологически она является продолжением Великих Богинь неолита. Античность знает и другие таинства Деметры, наиболее знаменитые из которых — анданские и ликосурские мистерии. Мы можем также добавить, что Самофракия (инициатический центр северных стран — Фракии, Македонии,
Эпира) была знаменита мистериями кабиров и что, начиная с V века, афиняне ввели культ фрако- фригийского бога Сабазия — первый из восточных культов, который проник на запад. Другими словами, элевсинские мистерии, несмотря на их ни с чем несравнимый престиж, небыли уникальным созданием греческого религиозного духа они нашли свое место в большой системе, о которой мы, к сожалению, плохо осведомлены. Тайны этих мистерий, как, впрочем, и других мистерий эллинистической эпохи, строго охранялись

(The Greeks and Their Gods, pp. 292-293) обращается к эпизоду из «Аксиоха». диалога, ошибочно приписываемом Платону, в котором Сократ уверяет Аксиоха, что тот не должен бояться смерти напротив, поскольку он был посвящен в элевсинские мистерии, он стал родственником
(gennetes) богов. Гутри относится к тексту как к доказательству божественного усыновления, но термин
gennetes скорее указывает на преданность ты, кто предан богиням. Что, впрочем, не исключает идеи духовного родства.
275
Религиозная и собственно культурная ценность тайны до сих пор еще недостаточно изучена. Все великие открытия и изобретения — в сельском хозяйстве, металлургии, различных технологиях, искусстве и т.д. — предполагали в самом начале сохранение тайны, потому что только посвященные в секреты ремесла могли, как тогда верили, гарантировать удачу операции. Со временем посвящение в тайну определенных архаических техник стало доступным всей общине. Тем не менее, эти техники не совсем утратили свой сакральный характер. Пример с сельским хозяйством особенно поучителен и тысячи лет спустя после распространения в Европе сельское хозяйство все еще сохраняло ритуальную структуру, но тайны ремесла, те. церемонии, обеспечивающие обильный урожай, стали доступным всем посредством элементарной инициации.
Можно с большой долей вероятности допустить, что элевсинские мистерии связаны с сельскохозяйственной мистикой, и возможно, что сакральность сексуальной активности, растительного плодородия и пищи, по крайней мере, частично формировала сценарий посвящения. Если это так, то мы можем предполагать существование неких полузабытых таинств, которые потеряли свое первоначальное значение. Если элевсинские посвящения давали возможность переживать такой основной опыт, который раскрывал тайну и сакральность пищи, полового сношения, рождения, ритуальной смерти, то Элевсин заслуживает звания священного места и источника чудес. Тем не менее, трудно поверить, что высшее посвящение ограничивалось припоминанием древних таинств. Элевсин определенно открыл новое религиозное измерение. Мистерии славны прежде всего своими откровениями, касающимися двух богинь.
Откровения же требовали секретности как условия
sine qua non
— также, как в различных обрядах посвящения, известных в древних обществах. Уникальность Элевсинской таинственности — в том, что она стала образцовой моделью мистериальных культов. Религиозная ценность тайны приобретет особое значение в эллинистический период. Мифологизация тайн посвящения и их герменевтика позже вызовут бесчисленное множество домыслов и предположений, которые закончатся формированием стиля эпохи в целом. Таинственность повышает цену изучаемого, — пишет Плутарх (О жизни и поэзии Гомера», 92). Медицина и философия обладают секретами посвящения, которые разные авторы сравнивают с
Элевсинскими.
11
В дни неопифагорейцев и неоплатоников было очень модно писать загадочно, в стиле великих философов, потому что считалось, что мэтры раскрывали свое истинное учение только посвященным Ср. например
Galten.
De usu partium, VII, 14;
Plotin.
Enneaides, VI, 9, 11, Этот поток идей находит наибольшую поддержку в таинственности Элевсина. Большинство современных критиков почти не придают значения аллегорическими герменевтическим истолкованиям, предложенным многими авторами древности. Но, несмотря на их анахронизм, такие истолкования не лишены философского и религиозного интереса. На самом деле, они продолжают попытки более ранних авторов истолковать элевсинские мистерии, в тоже время не выдавая их секретов.
В конечном счете, кроме центральной роли, которую элевсинские мистерии сыграли в истории греческой религиозности, они косвенно сделали заметный вклад в историю европейской культуры и особенно в осмысление таинства посвящения. Их уникальная слава закончилась, когда Элевсин стал символом языческой религиозности. Сожжение святилища и запрещение мистерий отмечают официальный конец язычества Это, конечно, означает исчезновение не язычества, но только его оккультной стороны. Что же касается тайны Элевсина, то она продолжает будоражить воображение исследователей.
12
См. том II.
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| Глава XIII. ЗАРАТУСТРА И РЕЛИГИЯ ИРАНЦЕВ. Загадки

Изучение иранской религии преподносит немало сюрпризов, причем подчас таких, что могут и разочаровать исследователя. Мы приступаем к штудированию предмета с живейшим интересом, подготовленным нашим знанием о роли Ирана в религиозном развитии Запада. Если идея линейного времени, заменившая собой понятие времени циклического, уже была известна древним евреям, то иранцы открыли, либо переосмыслили, либо систематизировали целый ряд других религиозных концепций. Упомянем лишь самое важное разработку нескольких дуалистических систем (космологический, этический, религиозный дуализм миф о спасителе оптимистическую эсхатологию, провозглашающую конечную победу Добра и всеобщее спасение доктрину телесного воскресения некоторые гностические мифы наконец, мифологию магов, которую в эпоху Возрождения развивали как итальянские неоплатоники, таки Парацельс или Джон
Ди.
Однако едва лишь читатель, не являющийся знатоком в данной области, прикасается к первоисточникам, как испытывает разочарование и досаду. Три четверти древней Авесты утеряно. Изо всего, что сохранилось, лишь гаты
(gathas), сочиненные, предположительно, самим Заратустрой, способны увлечь читателя-неспециалиста. Все остальное, особенно книги на пехлеви, переписывавшиеся в течение пяти веков, с IV по IX,
*
89
— удручающе сухо, монотонно и бесцветно. Те, кто читал Веды и упанишады или даже брахманы, не могут не почувствовать себя обманутыми в своих ожиданиях.
И все же идеи, которые иной раз угадываются в гатах или обнаруживаются, уже обработанные и систематизированные, в более поздних писаниях, не могут не захватить воображение. До них, правда, надо еще докопаться сквозь нагромождение ритуальных текстов и комментариев. Лишь чтение гат всегда вознаграждается удовольствием, несмотря на массу неясного в них, в остальных трудах редко
278
встретишь сильное выражение, оригинальный образ или неожиданное проникновение в глубины смысла.
Что же касается личного вклада Заратустры в выработку или переоценку религиозных концепций, то здесь мнения иранистов расходятся и даже порой перечеркивают друг друга. Коротко говоря, в историографии имеется две точки зрения. Согласно одной, Заратустра — это реальная личность, много сделавшая для реформирования традиционной иранской религии, те. религии индоиранцев II тыс. до н.э. Подругой версии, религия Заратустры представляет собой лишь один из аспектов иранской религии — маздеизма сего поклонением Ахурамазде, — и приверженцы этой методологической позиции не только заявляют, что пророк Заратустра не провел никакой реформы, но и отрицают само его существование.
Как мы увидим чуть ниже, проблема исторической реальности Заратустры не должна представлять трудности. Превращение реальной личности по имени Заратустра в парадигматическую модель для поклонников религии маздеизма» — явление нормальное. Уже через несколько поколений факты настоящей биографии выдающегося человека исчезают из коллективной памяти, ион становится архетипом, те. символизирует лишь добродетели своей профессии, иллюстрируемые соответствующими парадигматическими событиями. Так произошло не только с Гаутамой Буддой и Иисусом Христом, но и с куда менее известными персонажами, такими, как, например, Марко Кралевич
*
90
или Дьедонне де Гозон. Нов гатах, которые многие считают созданием Заратустры, есть такие места, где содержатся автобиографические детали, подтверждающие историческое существование автора. Более того, эти детали — единственные, не поддавшиеся процессу активного мифотворчества, характерного для маздеитской традиции, — именно потому, что они заключены в гимнах, сочиненных самим Заратустрой.
Давайте же обратимся к этим немногим биографическим данным, чтобы набросать очерк жизни и религиозного служения Заратустры. Позже мы внесем исправления и дополнения, ставшие возможными благодаря недавним исследованиям.
Предположительно, Заратустра действовал в период между 1000 и 600 гг. до н.э. Если считать верным маздеитское предание, в котором указана веха «258 лет до Александра, — то жизнь Заратустры протекала между 628 и 551 гг. до н.э.
1
Более ранние датировки осно-
1
Вполне вероятно, что формула «258 лет до Александра относится к завоеванию Персеполя (330 г. до н.э.), положившего конец империи Ахеменидов. Первый успех деятельности Заратустры — обращение царя
Виштаспы — пришелся на время, когда пророку было сорок лет. Эти традиционные «258 лет до Александра, принятые большинством исследователей (см
W.B. Henning.
Zoroaster, Politician or Witch-Doctor?, p. 38 sq.:
J.
Duchesne-Guillemin.
La religion de l'Iran ancien, p. 136 sq.) оспаривают М. Моле (Culte, mythe et cosmologie dans l'Iran ancien, p. 531) и Г. Ньоли (Politica religiosa e concezione della regalita, p. 9 вывались на особенностях архаичного языка гат, главным образом, в связи сих ведийскими аналогиями. Лингвистический анализ позволяет сделать вывод, что пророк жил в восточной части Ирана, возможно, в
Хорасмии или Бактрии.
2
Согласно преданию, он был
заотаром
(«Яшт» 33.16), те. жрецом, совершавшим жертвоприношения, и регентом (ср. санскр.
hotŗ), и его гаты вписываются в древнюю индоевропейскую традицию сакральной поэзии. Он принадлежал к клану Спитамидов (блестящих в атаке, занимавшихся разведением лошадей
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| его отца звали Пурушаспа (у кого пегая лошадь. Заратустра был женат, известны и имена двоих его детей, из которых младшей была дочь Пуручиста (Ясна 53.3). Он бедствовал водном из своих знаменитых гимнов он просит помощи и покровительства у Ахурамазды: Я знаю, о, Премудрый, почему я бессилен — у меня мало стад и мало людей (Ясна 46. Община, к которой он обращал свое послание, состояла из оседлых пастухов, чьи вожди звались
kavi,
a жрецы —
karapan
(«шептун») и
usig совершающий жертвоприношение. Именно на этих жрецов, хранителей традиционной арийской религии, Заратустра ополчился от имени Ахурамазды. Реакция не замедлила последовать, и пророку пришлось спасаться бегством. В какую землю бежать мне — восклицает он. Куда бежать, куда идти Я разлучен со своим племенем и со своей семьей ни деревня, ни злые правители не благоволят мне (Ясна 46.1). Он нашел прибежище у Виштаспы, вождя племени фрианов, которого обратил в свою веру и сделал своим другом и покровителем (46.14; 15.16). Однако враждебность к
Заратустре не ослабла, ив гатах он прямо обвиняет своих недругов — Бандву, который всегда стоит на пути главной помехой (49.1-2), и маленького царевича Ваэпиа», который на Мосту Зимы оскорбил
Заратустру, отказав ему в приюте, когда Заратустра и его измученный скот дрожали от холода у порога его дома (В гатах можно увидеть некоторые указания на миссионерскую деятельность Заратустры. Пророк окружен друзьями и учениками, которые называются по-разному: бедными
(drigu), друзьями
(frya), сведущими
(yīdva), конфедератами
(arvatha).
3
Заратустра побуждает своих товарищей взяться за оружие и прогнать врагов, прогнать злого (Ясна 31.18). Сторонникам Заратустры противостоят мужские союзы сих яростью. Теперь установлена См
J. Duchesne-Guillemin.
La religion de l'Iran, pp. 138-140;
G. Widengren.
Les religions de l'Iran, pp. 79-90. Мы цитируем гаты по переводу Ж. Дюшен-Гийемена, Zoroastre (1948).
3
Приведя индийские эквиваленты этих терминов, Виденгрен показывает, что подобный институт, возможно, возник одновременно с самой индоиранской общностью.
280
аналогия между этими иранскими тайными союзами и группами молодых индийских воинов, марутов, чьего лидера называют
adhrigu, те. тот, кто не беден. Жизнь Заратустры: история и миф
Этих немногочисленных и туманных свидетельств, конечно же, недостаточно, чтобы составлять по ним биографию. Маржан Моле попыталась показать, что подобные разбросанные по текстам указания на реально существовавших личностей совсем необязательно отражают историческую правду Виштаспа, например, выступает как образцовый инициат. Однако о реальности Заратустры говорят не только упоминания конкретных людей и событий (царевич Ваэпиа, отказавший автору в приюте на Мосту Зимы, но и та искренность и страстность, с которой написаны гаты. К своему Господу он обращается с горячей настойчивостью, будто от ответов зависит само существование Заратустры: он просит передать ему секреты космогонии, а также открыть ему будущее и судьбу некоторых из его преследователей и всех злых людей. Каждая строфа знаменитой й ясны начинается с одной и той же фразы Вот что я хочу спросить у тебя, Господи, — ответь же мне Заратустра желает знать, кто определил пути солнца и звезд (3), кто поместил землю снизу и закрепил облачное небо, так что оно не падает (4) — и его вопросы о Творении следуют один за другим вовсе более напряженном ритме. Но он также хочет знать, как его душа, пришедшая к Добру, будет восхищена (8) и как нам избавиться от зла (13), как мне отдать зло в руки правосудия (14). Он требует подать ему видимые знаки (16) и, главное, дать ему соединиться с
Ахурамаздой, и чтобы по слову его совершались дела (17). При этом он добавляет Получу ли я по справедливости
(Ana) в оплату десять кобыл и жеребца и верблюда, обещанных мне, о, Премудрый Не забывает он просить Господа и о немедленной каре для того, кто не отдает заработанное заслужившему его, ибо он знает уже о наказании, которое ожидает его в конце (19).
Заратустра одержим идеей наказания порока и вознаграждения добродетели. Еще водном гимне читаем Какая кара ждет того, кто отдает империю
(khshathra) в руки порочных злодеев (Ясна 31.15). В другом месте он восклицает Когда узнаю я, есть ли у тебя, о, Премудрый (Мазда), наделенный справедливостью
(Арта), власть над теми, кто угрожает разорить меня (48.9). Он не может терпеть того, что члены мужских союзов продолжают приносить в жертву бы Wikander.

Der arische Männerbund, p. 50 sq. Заратустра гневно клеймит тех, кто приносит в жертву быков (32.12, 14; 44.20; 48.10), — эти кровавые ритуалы были характерны для культа мужских обществ.
281
ков и безнаказанно упиваться хаомой. Когда же ты изничтожишь этот мерзкий напиток (48.10). Он выражает надежду, что сможет начать сначала эту жизнь, испрашивает Ахурамазду, не в силах ли Справедливого покарать порок сейчас же

(48.2; см. далее. Иногда мы видим Заратустру обеспокоенным, неуверенным в себе, смиренным в желании узнать волю Господа поточнее Что приказываешь ты Что примешь ты как хвалу, как поклонение тебе (Чем оправдать присутствие стольких конкретных деталей в самой благоговейной части Авесты, как не тем, что они представляют собой воспоминания реального человека Верно, что сочиненные позже
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| биографии Пророка изобилуют мифическими элементами, однако это, как мы помним, известный процесс
— превращение исторической личности в парадигматическую фигуру. Один из гимнов («Яшт» 13) воспевает рождение Пророка в таких тонах, будто повествует о появлении на свет мессии При рождении его и пока он рос, воды и растения ликовали, при рождении его и пока он рос, воды и растения поднимались (13.93 и сл.). И возвещает Отныне благая религия Мазды разойдется по семи континентам Поздние тексты подробно освещают небесное предсуществование Заратустры. Он родился посреди истории ив центре мироздания. Когда его мать получила хварэну
(xvarenah)
*
91
Заратустры, ее окружил великий свет. Три ночи стены дома были как будто огненные».
6
Что же до вещества его тела, сотворенного на небесах, то оно выпало с дождем на землю и произвело растения, которые съели две телки, принадлежавшие его родителям вещество перешло в молоко, которое, смешав с хаомой, родители выпили и соединились в первый раз так был зачат Заратустра.
7
Еще до того, как он родился, Ахриман и дэвы
*
92
пытались умертвить его. Затри дня до рождения Заратустры деревня светилась так ярко, что Спитамиды покинули ее, думая, что она горит. По возвращении они нашли младенца, излучавшего свет. Согласно преданию, Заратустра вошел в этот мир, смеясь. Он только-только появился на свет, как на него напали дэвы, но он обратил их в бегство, произнеся священную формулу маздеизма. Он вышел победителем в четырех испытаниях, весьма близких по своему характеру к инициациям (его бросали на погребальный костер, в волчье логово и т.п.).
8 5
Ср.:
Widengren.
Les religions de l'Iran, p. 120 sq.;
J. Duchesne-Guillemin.
La religion de l'Iran, p. 338 sq.
6
Zatspram 5, trans.
Molé.
Culte, mythe et cosmologie, p. 184. О хварэне см. сн.23.
7
Denkart,
7.2. 48 sq., trans. Molé, p. 298 sq. См. также
Widengren.
Les religions de l'Iran, p. 122 sq.
8
Тексты, приведенные Моле, pp. 298 sq., 301 sq. См. также
Widengren.
Les religions, p. 122 Не стоит продолжать. Чудесные деяния, испытания и победы Заратустры вполне соответствуют парадигматическому сценарию обожествления спасителя. Следует подчеркнуть настойчивое повторение двух характерных для маздеизма мотивов — неземного света и сражений с демонами. Опыт соприкосновения с мистическим светом и экстатического прозрения засвидетельствован ив Древней Индии, где впоследствии занял в религии такое большое место. Что касается второго мотива, то сражаться с демонами, те. силами зла, есть, как мы увидим ниже, первейший долг каждого приверженца маздеизма.
1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   47


написать администратору сайта