Главная страница
Навигация по странице:

  • §20. Превосходную характеристику вавилонской религии дал

  • §21. «Энума Элиш» переводили часто. Самые недавние переводы

  • [ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей. Мирча Элиаде история веры и религиозных идей


    Скачать 4.43 Mb.
    НазваниеМирча Элиаде история веры и религиозных идей
    Анкор[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей.pdf
    Дата27.12.2017
    Размер4.43 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей.pdf
    ТипДокументы
    #13210
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница33 из 47
    1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   47
    §15. Об открытии металлов и развитии металлургической техники см Об открытии металлов и развитии металлургической техники см ТА. Rickard.
    Man and Metals: A History of
    Mining in Relation to the Development of Civilization (N.Y., 1932);
    R.L Forbes.
    Metallurgy in Antiquity (Leiden,
    1950);
    Charles Singer, B.J. Holmyard, and A.R. Hall.
    A History of Technology (Oxford, 1955), vol. 1. См. библиографию в
    Eliade.
    Forgerons et Alchimistes (P., 1956), pp. 186-187; The Forge and the Crucible: A
    Postscript. —
    HR,
    8, 1968: 74-88, p. О горняках и кузнецах
    Eliade.
    Forgerons et Alchimistes, pp. 57-88; A Postscript, pp. 78-80. рус. изд M.
    Элиаде. Азиатская алхимия. M., 1998]. О божественных кузнецах и культурных героях ср.: ibid., pp. 89-112. О началах алхимии
    A.M. Leicester.
    The Historical Background of Chemistry (N.Y., 1956), vol.1;
    I.R. Partington.
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    177
    History of Chemistry (L., 1961), vol. 1;
    Alien G. Debus.
    The Significance of the History of Early Chemistry. —
    Cahiers d'histoire mondiale,
    9 (1965): 39-58;
    Robert P. Multhauf.
    Origins of Chemistry (L., 1966).
    §16. Для общего ознакомления с шумерской историей, культурой и религией см Для общего ознакомления с шумерской историей, культурой и религией см
    A. Parrot.
    Sumer (P., 1952) и особ. сл. труды
    S.N. Kramer.
    The Sumerians: Their History, Culture, and Character (Chicago, 1963); From the
    Tablets of Sumer (Indian Hills, 1956), переизд. под заглавием History Begins at Sumer (N.Y., 1959);
    *
    113
    Mythology of Sumer and Akkad. —
    S.N. Kramer,
    ed.
    Mythologies of Ancient World
    (N.Y., 1961), pp. 93-137;
    *
    114
    Sumerian Mythology (Philadelphia, 1944; rev. ed., 1961). Все эти работы содержат многочисленные и почти полные переводы шумерских текстов. См. также
    Adam Falkenstein and W. von Soden.
    Sumerische und akkadische Hymnen und Gebeten (Zürich, 1953);
    G.R. Castellino.
    Mitologia sumero-accadica (Turin, 1967). Монография
    Charles F. Jean.
    La religion sumérienne (P.,1931) все еще полезна. Достойный внимания свод представлен в
    Raymond Jestin.
    La religion sumérienne. — Histoire des religions, éd.
    Henri-Charles Puech
    (P.,
    1970), vol. 1, pp. 154-202. См. также
    Thorkild Jacobsen.
    Formative Tendencies in Sumerian Religion. —
    Ernest
    Wright,
    ed. The Bible and the Ancient Near East (N.Y., 1961), pp. 267-278;
    T. Jacobsen.
    Early Mesopotamian
    Religion: The Central Concerns.—
    Proc. Amer. Philos. Soc,
    107 (Анализ шумерской религии вместе с аккадской
    Edouard Dhorme.
    Les religions de Babylonie et d'Assyrie, coll.
    Mana (P., 1954), pp. 1-330 (богатая критическая библиография. См. также V.
    Christian.
    Die Herkunft der
    Sumerer. —
    Sitzungsberichte der Akademie in Wien,
    236, nr. 1 (1961);
    A. Falkenstein.
    La cité-temple sumérienne.

    Cahiers d'histoire mondiale,
    1 (1954): 784-814;
    F.R. Kraus.
    Le rôle des temples depuis la troisième dynastie d'Urjusqu'à la première dynastie de Babylone. — ibid., pp. 518-45;
    A. Sjöberg and E. Bergmann.
    Sumerian Temple
    Hymns (1969). См. также
    J. van Dijk.
    Les contacts ethniques
    355
    dans la Mésopotamie les syncrétismes de la religion sumérienne. — Syncretism, ed.
    Sven S. Hartman
    (Stockholm,
    1969), pp. Еще в 1944 г. Б. Ландсбергер показал, что шумерская терминология культуры (те. слова, связанные с земледелием, металлургией, торговлей, как и названия реки городов, имеют дошумерское происхождение.
    Ср.:
    Kramer.
    The Sumerians, p. 41 Прежде чем поселиться в нижней Месопотамии, все шумеры почитали одних и тех же богов среди наиболее значительных были Ан, Энлиль, Энки, Инанна. Но позднее каждый имел своего покровителя например, Энлиль был богом Ниппура, Энки правил в Эриду, Инанна — в Уре и т.д.
    Миф о Тильмуне был переведен Крамером в
    ANET,
    pp. 34-41 ив
    Морисом Ламбертом: Maurice Lambert. La naissance du monde à Sumer. —
    Naissance du Monde: Sources
    orientales
    (P., 1959), vol. 1, p. 103 sq.; Кастеллино в Mitologia sumero-accadica, p. 50 О боге Ане
    Dhorme.
    Religions, pp. 22-26, 45-48; см. также
    D.O. Edzard.
    Die Mythologie der Sumerer und
    Akkader. —
    WdM,
    vol. 1, pp. О боге Энки:
    Dhorme.
    Religions, pp. 31-38, 50-51;
    J. Bottéro.
    Les divinités sémitiques en Mésopotamie ancienne.

    Studi Semìtici,
    1 (Rome, 1958): 17-63, особ. 36-38.
    §17. Для сопоставления мифов о сотворении человека см Для сопоставления мифов о сотворении человека см
    Theodor Gaster.
    Myth, Legend and Custom in the Old
    Testament (N.Y., 1969), p. 8 sq. Месопотамские тексты переведены в
    Alexander Heidel.
    The Babylonian
    Genesis (Chicago, 1942), pp. В соответствии с преданием, рассказанным Беросом (III в. до н.э.), Бел (=Мардук) приказал богам отрезать его голову и сделать человека из земли, смешанной сего кровью. Если верить этому преданию, тело человека сотворено из божественной и демонической субстанции (ибо земля происходит от Тиамат).
    В мифе, известном под названием Создание лопаты, Энлиль отделяет Небо от Земли для того, чтобы люди могли появляться из почвы перевод
    Castellino.
    Mitologia sumero-accadica, p. 55 О значении термина те В. Landsberger.


    Islamica,
    2 (1926): 369;
    T. Jacobsen.

    JNES,
    5 (1946): 139, пи К. Oberhuber.

    Der numinose Begriff
    ME
    in
    Sumerischen (Innsbruck, 1963). См. также
    Yvonne Rosengarten.
    Sumer et le sacré: Le jeu des prescriptions
    (me),
    des dieux, et des destins (P., Об обряде священного брака верховного бога с Инанной:
    S.N. Kramer.
    The Sacred Marriage Rite: Aspects of
    Faith, Myth, and Ritual in Ancient Sumer (Bloomington, Ind., 1969); idem. Le Rite du Mariage sacré Dumuzi-
    Inanna. —
    RHR,
    181 (1972): О концепции небесных образцов городов и храмов
    Eliade.
    Le Mythe de l'éternel retour (1949), p. 17 Значимость царского списка показана в
    Tliorkild Jacobsen.
    The Sumerian King List (Chicago, 1939). Новый перевод предоставлен Крамером: The Sumerians, pp. 328-31. Предание, согласно которому древнейшие цари спускались с неба и восходили туда после смерти, сохранилась в Тибете цари использовали чудесную веревку ср. некоторые примеры в
    Eliade.
    Méphistophélès et l'Androgyne, pp. 208-209; рус. перевод в кн M.
    Элиаде. Азиатская алхимия. М, 1998, р. 324 и сл.]
    *
    116
    См. также
    Erik Haarth.
    The Yar-Lum Dynasty
    (Copenhagen, 1969), p. 138 sq. Миф о царе-мессии, спускающемся с небес, станет очень популярным в эллинский период.
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    178
    §18. Существенную библиографию мифа о потопе см Существенную библиографию мифа о потопе см Т. Gaster.
    Myth, Legend, and Custom, p. 353, дополненная библиография в кн
    Eliade.
    Aspects du mythe, p. 71 sq.
    Шумерийские фрагменты были переведены Крамером:
    ANET,
    pp. О потопе в Эпосе о Гильгамеше»:
    Alexander Heidel.
    The Gilgamesh Epic and the Old Testament Parallels
    (Chicago, 1946). p. 224 sq.;
    A. Schott and W. von Soden.
    Das Gilgamesch-Epos (Stuttgart, 1958), pp. 86-99;
    W.G.
    Lambert.

    JSS,
    5 (I960): 113-123;
    E. Sollberger.
    The Babylonian Legend of the Flood (L., 1962);
    Ruth E.
    Simeons-Vermeer.
    The Mesopotamian Flood-Stories: A Comparison and Interpretation. —
    Numen,
    21 (1974): 17-
    34. О версии, данной Беросом, см Р. Schnabel.
    Berossus und die hellenistische Literatur (1923), p. 164 sq.;
    A.
    Heidel.
    The Gilgamesh Epic, p. 116 Как говорится водном из фрагментов Эпоса о Гильгамеше» (табл. XI, строка 14), великие боги замыслили в сердце своем учинить потоп. Из слов Эйа, обращенных к Энлилю (XI, 179 sq.), можно понять, что грешники существовали, но никаких подробностей не приводится. Фрагмент из произведения, известного как Эпос об Атрахасисе», объясняет, что гнев Энлиля был вызван гвалтом людей, которые стали процветать ср.:
    Heidel.
    The Gilgamesh Epic, pp. 107 et 225 sq. В соответствии с недавно опубликованными текстами, потоп рассматривался как божье наказание люди восстали против своей участи, заключавшейся в том, чтобы служить богам своим трудом и поклонением ср.:
    G. Pettinato.
    Die Bestrafung des
    Menschengeschlechts durch die Sintflut. —
    Orientalia,
    n.s. 37 (1968): 156-200;
    G. Lambert.
    Atrahasis: The Story of the Flood (Oxford, 1969).
    §19. Об Инанне существует обширная библиография существенные работы отмечены Е.О. Эдзардом (Е.О. Edzard) в Об Инанне существует обширная библиография существенные работы отмечены Е.О. Эдзардом (Е.О.
    Edzard) в
    WdM,
    vol. 1, pp. 81-89. См. также
    W.W. Hallo and J. van Dijk.
    The Exaltation of Inanna (New Haven and L., 1968);
    Wolfgang Heick.
    Betrachtungen zur Grossen Göttin und den ihr verbundenen Gottheiten (Munich,
    1971),
    357
    pp. 71-89; и труды С.Н. Крамера:
    S.N. Kramer.
    The Sacred Marriage Rite (1969); Le Rite du Manage sacré
    Dumuzi-Inanna. —
    RHR,
    181 (1972): Об Иштар как гермафродите
    J. Bottéro.
    Les divinités sémitiques. —
    Studi Semitici,
    1 (1958): 40 sq. Об Иштар как богине войны МЛ. Barrelet.
    Les déesses armées et ailées: Inanna-Ishtar.—
    Syria,
    32 (1955): О Думузи-Таммузи см. библиографию в
    WdM,
    vol. 1, pp. 51-53. Наиболее важные из включенных в нее работ
    Louis van den Berghe.
    Réflexions critiques sur la nature de Dumuzi-Tammuz. —
    La Nouvelle,
    6 (1954):
    298-321;
    T. Jacobsen.
    Toward the Image of Tammuz. —
    HR,
    1 (1961): 189-213; и
    O.R. Gurney.
    Tammuz
    Reconsidered: Some Recent Developments. —
    JSS, 1
    (1962): О роли Гештинанны в возвращении Думузи: А. Falkenstein

    Bibliotheca Orientalis,
    vol. 22, p. 281 sq. Различия между аккадской и шумерской версиями анализируются в А. Falkenstein.
    Der sumerische und der akkadische Mythos von Inannas Gang zur Unterwelt. —
    Festschrift W. Caskel
    (1968):. 96 sq.;
    Jean Bottéro.

    Annuaire de l'École des Hautes Études,
    1971-72, sec. IV: 81-97. Наиболее значительны следующие различия в шумерской версии нет подробного описания подземного мира (Великого Низа как антипода Неба — Великого Верха Bottéro, p. 86); в аккадской версии Иштар угрожает, что если ее немедленно не допустят в подземный мир, то она разрушит его врата и освободит мертвых, которые уничтожат живущих (Bottéro, p.
    86); в шумерской версии вода жизни находится в подземном мире (в мехе для вина, куда налит напиток аккадских богов Bottéro, p. 89); в аккадской версии Эрешкигаль будто бы приказала своему посланцу омыть
    Таммуза, умастить его благовониями и одеть в роскошные одежды таким образом, именно она несет ответственность за гнев Иштар ив конечном счете, за гибель Таммуза (Bottéro, p. 91 Антон Муртгат (Anton Moortgat) в своей книге Tammuz: Der Unsterblichkeitsglaube der altorientalischen
    Bildkunst (Berlin, 1949), предложил новую интерпретацию Думузи-Таммуза на основе иконографической документации, но лишь очень немногие фигуры можно идентифицировать суверенностью ср.:
    van den
    Berghe.
    Réflexions critiques.
    §20. Превосходную характеристику вавилонской религии дал
    J. Nougayrol в Превосходную характеристику вавилонской религии дал
    J. Nougayrol в Histoire des religions (P., 1970), vol.
    1, p. 2; см. также
    J. Bottéro.
    La religion babylonienne (P., 1952), idem. Les divinités sémitiques anciennes en
    Mésopotamie. —
    S. Moscati,
    ed. Le antiche divinità semitiche
    (=Studi Semitici
    1. Rome, 1958): 17-63. G.
    Furlani в
    1928-1929 гг. выпустил двухтомную работу «La religione babilonese e assira», a затем суммировал свои исследования в La religione dei Babilonesi e Assiri. — Le Civiltà dell'Oriente (Rome, 1958), vol. 3:
    358
    73-112. См. также
    R. Follet.
    Les aspects du divin et des dieux dans la Mésopotamie antique. —
    Recherches des
    sciences religieuses,
    38 (1952): 189-209. Скептицизм А.Л. Оппенгейма
    (A.L. Oppenheim.
    Why a 'Mesopotamian
    Religion' Should Not Be Written. — Ancient Mesopotamia: Portrait of a Dead Civilization (Chicago, 1964), p. 172 sq.) как будто бы не разделяют его коллеги. См. также
    M. David.
    Les dieux et le destin en Babylonie (P., 1949) и блестящий синтез в
    Thorkild Jacobsen.
    Treasures of Darkness: A History of Mesopotamian Religion (New
    Haven, 1976).
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    || Об Эрешкигаль и Нергале:
    Dhorme.
    Les Religions de Babylonie et d'Assyrie, pp. О Мардуке:
    Dhorme,
    pp. 139-150, 168-170;
    W. von Soden в Zeitschrift für Assyriologie n.s. 17 (1955): 130-166. О боге Ассуре см
    G. van Driel.
    The Cult of Assur (Assen, О храмах
    Dhorme,
    pp. 174-197;
    H.J. Lenzen.
    Mesopotamische Tempelanlagen von der Frühzeit bis zum zweiten
    Jahrtausend. —
    Zeitschrift für Assyriologie,
    n.s. 17 (1955): 1-36;
    G. Widengren.
    Aspetti simbolici dei templi e luoghi di culto del vecino Oriente antico. —
    Numeri
    7 (I960): 1-25;
    A. L. Oppenheim.
    Ancient Mesopotamia, pp.
    106 sq., 129 Об обрядности
    G. Furiant
    Il sacrificio nella religione dei Semiti di Babilonia e Assiria. —
    Memorie della
    Accademia dei Lincei,
    6, nr. 3 (1932): 105-370;
    G. Furlani.
    Riti babilonese e assiri (Udine, 1940);
    F. Thureau-
    Dangin.
    Rituels akkadiens (P., 1921); общее изложение с богатой библиографией см
    Dhorme,
    pp. 220-257. О богах — посредниках между верующими и божествами, к которым они взывали, ср.:
    Dhorme,
    pp. 249-250. О молитвах см А. Falkenstein and W. von Soden.

    Sumerische und akkadische Hymnen und Gebeten (Stuttgart,
    1953);
    Dhorme,
    p. 247 Об исповеди грешников
    R. Pettazzoni.
    La confessione dei paccati (Bologna, 1935), vol. 2, pp. О светоносности богов
    A.L. Oppenheim.
    Akkadian
    pul(u)h(t)u
    and
    melammi.

    JAOS,
    63 (1943): 31-34;
    Oppenheim.
    The Golden Garments of the Gods.—
    JNES,
    8 (1949): 172-193; и особ
    Elena Cassin.
    La splendeur divine (P. et La Haye, 1968), p. 12 sq. (критика гипотезы А.Л. Оппенгейма); р. 26 sq. (свети хаос божественная власть р. 65 sq.
    (melammu и функция царя. Ср. выше (§104): об иранской О магии
    Meissner.
    Babylonien und Assyrien, vol. 2, p. 198 sq.;
    Dhorme,
    p. 259 sq.;
    G. Contenau.
    La Magie chez les Assyriens et les Babyloniens (P., 1947);
    Erica Reiner.
    La magie babylonienne. —
    Le monde du sorcier. Sources
    Orientales,
    7 (P., 1966): 67-98;
    J. Nougayrol.
    La religion babylonienne, pp. 231-234. Приведем несколько строк из его заключения Вавилонское воображение, несколько отойдя от шумерских "историй о богах, вроде бы находит удовольствие в "историях о дьяволах. В этих весьма многочисленных и пространных композициях магов вполне может быть элемент литературы, предназначенной прельщать профанов. Нов них, несомненно, ощущается также чувство тревоги, о которой нам дает представление то, что связано с нашими страхами перед "атомной войной. Народ Месопотамии более, кажется, чем какой-либо другой народ, окруженный варварами, которые угрожали ему и периодически вторгались на его территорию, чувствовал, что цивилизация и "хорошая жизнь" хрупки и постоянно ставятся под вопрос (р. 234).
    §21. «Энума Элиш» переводили часто. Самые недавние переводы
    «Энума Элиш» переводили часто. Самые недавние переводы
    R. Labat.
    Le poème babylonien de la création (P.,
    1935) et Les religions du Proche-Orient asiatique, pp. 36-70;
    E.A.Speiser.
    The Creation Epic. —
    ANET,
    pp. 60-72;
    A. Heidel.
    The Babylonian Genesis (Chicago, 1942; 2d ed., 1951);
    Paul Garelli et Marcel Leibovici.
    La naissance du monde selon Akkad. —
    La naissance du monde,
    Sources Orientales 1 (P., 1960): В книгу А. Хейделя включены также переводы и других вавилонских космогонических текстов, а также исследование, сравнивающее их с космогонией Ветхого Завета. См. также
    W. von Soden в
    Zeitschrift für
    Assyriologie
    47 (1954): 1 sq.;
    F.M.T. de Liagre.
    Opera minora (Groningen, 1953), pp. 282, 504 sq.;
    W.G. Lambert,
    P. Walcot.
    A New Babylonian Theogony and Hesiod.—
    Kadmos,
    4 (1965): 64-72 (см. ниже, гл. VI, Анализ «Энума Элиш» как выражения месопотамской мысли см Т. Jacobsen.

    The Cosmos as a State в
    H.
    Frankfort
    et al. Before Philosophy: The Intellectual Adventure of Ancient Man (Chicago, 1946; Penguin Books,
    1949), pp. 137 sq., особ. pp. 182-199.
    *
    117
    В ряде исследований Т. Якобсен показал демократичный характер шумерского правительства и — шире — вавилонского пантеона (например, как отмечено в «Энума Элиш»,
    Мардук был возведен в ранг верховного бога ассамблеей всех божеств см
    T. Jacobsen.
    Early Political
    Development in Mesopotamia. —
    Zeitschrift für Assyriologie,
    52 (1957): 91-140; idem.—
    JNES, 2:
    159 sq.; The
    Battle between Marduk and Tiamat. —
    JAOS,
    88 (1968): Освященном характере царской власти на древнем Ближнем Востоке давно спорят. Некоторые ученые видели в царе представителя бога, центр мифо-ритуальной системы, типичной для всех религий древнего Ближнего Востока. Это методологическое направление, известное как школа мифа и ритуала или следование образцу (patternism), породило множество трудов, из числа которых достаточно назвать две книги
    S.H. Hooke.
    Myth and Ritual (1933) и The Labyrinth (1935), а также труды И. Энгнелла (I. Engnell) и Г.
    Виденгрена (G. Widengren). Следование образцу было подвергнуто критике, особенно Г. Франкфортом в
    The Problem of Similarity in Ancient Near Eastern Religions. — Frazer Lecture (Oxford, 1951). Этот выдающийся ученый полагал, что различия между соответствующими формами были более важны, чем сходство. Например, он привлек внимание к тому факту, что фараон считался богом или становился им, в то время как в Месопотамии царь был лишь представителем бога. Во всяком случае, очевидно, что различия и сходство одинаково важны, когда мы имеем дело с исторически соотносящимися культурами. См. также
    S.H. Hooke.
    Myth and Ritual: Past and Present. —
    Hooke,
    ed. Myth, Ritual, Kingship (Oxford, 1958), pp. 1-21;
    S. G.F. Brandon.
    The Myth-and-Ritual Position Critically Considered. — ibid., pp. 261-91 (богатая критическая библиография. Об

    akitu:
    Об
    akitu: H. Zimmern.
    Zum babylonischen Neujahrsfest, 2 vols. (Leipzig, 1906, 1918);
    S.A. Pallis.
    The Babylonian
    akitu
    Festival (Copenhagen, 1926) (ср. критику этой работы ГС. Нюбергом (H.S. Nyburg). —
    Le Monde
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    180
    orientale,
    23 (1929): 204-211);
    R. Labat.
    Le caractère religieux de la royauté assyro-babylonienne (P., 1939), p. 95 sq.;
    H. Frankfort.
    Kingship and the Gods (Chicago, 1948), p. 313 sq.;
    W.G. Lambert.

    JSS,
    vol. 13, p. 106 sq. победа Мардука воспроизводилась на каждом праздновании Нового Года. Об этом празднестве, рассматривавшемся как повторение космогонии, см
    A.J. Wensinck.
    The Semitic New Year and the Origin of
    Eschatology. —
    Acte Orientalia,
    1 (1923): 158-199;
    Eliade.
    Le Mythe de l'éternel retour, pp. О празднестве судеб
    Dhormt.
    Les religions de Babylonie, pp. 244 sq., 255 Освященном характере царской власти в Месопотамии
    R. Labat.
    Le caractère religieux de la royauté assyro- babylonienne;
    Dhorme.
    Les religions de Babylonie, p. 20 (обожествление царей
    H. Frankfort.
    Kingship and the
    Gods, p. 215 sq.; /.
    Engnell.
    Studies in Divine Kingship in the Ancient Near East (Uppsala, 1943), p. 18 sq.;
    G.
    Widengren.
    The King and the Tree of Life in Ancient Near Eastern Religion (Uppsala, 1951);
    Sidney Smith.
    The
    Practice of Kingship in Early Semitic Kingdoms. —
    S.H. Hooke,
    ed. Myth, Ritual, and Kingship, pp. 22-73;
    A.L.
    Oppenheim.
    Ancient Mesopotamia, p. 98 sq.;
    J. Zandee.
    Le Messie: Conceptions de royauté dans les religions du
    Proche-Orient ancien. —
    RHR,
    180 (1971): 3-28. См. также Rencontre Assyriologique Internationale: Le palais et la royauté, éd.
    P. Garelli
    (P., 1974).
    1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   47


    написать администратору сайта