[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей. Мирча Элиаде история веры и религиозных идей
Скачать 4.43 Mb.
|
§23. Мы использовали переводы Мы использовали переводы G. Contenau. L'Épopée de Gilgamesh (P., 1939); Alexander Heidel. The Gilgamesh Epic and Old Testament Parallels (Chicago, 1946); E.A. Speiser. — ANET, pp. 72-99; A. Schott, W. v. Soden. Das Gilgamesch Epos (Stuttgart, 1958); Labat. Les religions du Proche-Orient, pp. Сейчас нам известны в шумерских версиях шесть эпизодов из легенды о Гильгамеше: 1) поход в кедровый лес и победа над Хувавой (trad. Kramer. From the Tablets, pp. 204-207; Kramer. The Sumerians, pp. 192-197); 2) Гильгамеш и небесный бык 3) потопи обретение вечной жизни Зиусудрой; 4) смерть Гильгамеша (ANET, pp. 50-52), эпизод, отсутствующий в вавилонской версии 5) Гильгамеш и г (перев, в «Tablets», pp. 29-30; The Sumerians pp. 197-200), один из самых кратких шумерских эпических текстов (115 строк, никаких следов которого не обнаружено в вавилонском эпосе (но некоторые авторы считают, что, поскольку этот эпизод имеет историческое обоснование, его нельзя относить к мифологическим текстам 6) Гильгамеш, Энкиду и подземный мир (перев. в «Tablets», pp. 224- 225; The Sumerians, Этот последний эпизод составляет содержание таблицы XII Эпоса о Гильгамеше» (см. выше гл. III, прим. 50). Гильгамеш срубает гигантское дерево и отдает ствол Инанне-Иштар, чтобы она сделала трон и ложе. Из корней и ветвей он сделал для себя два магических предмета — пушу и мекку, интерпретация которых все еще спорна возможно, это были музыкальные инструменты (барабан и палочки. Из-за ошибки в ритуале эти предметы падают в нижний мир. Тронутый отчаянием своего господина, Энкиду спускается, чтобы посмотреть, где они. Но поскольку он пренебрег наказами Гильгамеша, как не раздражать духов, вернуться наверх ему не удается. Охваченный горем, Гильгамеш молит богов и Нергаля, властителя подземного мира, позволить духу Энкиду вернуться хоть на несколько мгновений на землю. Гильгамеш спрашивает Энкиду об участи мертвых. Его товарищ колеблется Если я расскажу тебе, как устроен нижний мирты сядешь на землю и заплачешь (кол. IV, строки 1-5). Но Гильгамеш настаивает, и Энкиду дает ему краткое и мрачное описание Все там погружено глубоко в землю». См. сл. публикации С.Н. Крамера: S.N. Kramer: Gilgamesh and the Huluppu-Tree. — Assyriological Study, 8, Oriental Institute of Chicago; Gilgamesh: Some New Sumerian Data. — P. Garelli, ed. Gilgamesh et sa légende (P., 1960), pp. 59-68; The Epic of Gilgamesh and its Sumerian Sources.— JAOS, 64 (1944): 7-22; Sumerian Epic Literature.— La Poesia epica e la sua formazione (Accad. Naz. dei Lincei, 1970): 825-837. См. также A. Schaffer. Sumerian Sources of Tablet XII of the Epic Gilgamesh, Dissertation, Department of Oriental Studies, University of Pennsylvania, Philadelphia, 1962. Как полагает А.Фалькенштейн, имя героя читалось на шумерском языке — Бильгамеш; ср.: Reallexicon der Assyriologie (Berlin—Leipzig, 1932), vol. 3 (1968), p. 357 Об Эпосе о Гильгамеше» существует огромная библиография (П. Йенсен видел в нем главный источник мировой литературы, см P. Jensen. Das Gilgamesh Epos in der Weltliteratur, vol. 1. Strasbourg, 1906). Наиболее важный научный вклад сделан в переводах Contenau, Heidel, Kramer, A. Schott, W. v. Soden. См. также материалы, собранные П. Гарелли: Garelli. Gilgamesh et sa légende (pp. 7-30, библиография статьи А. Фалькенштейна и др. — Reallexikon der Assyriologie, 362 vol. 3 (1968): 357-375; В. фон Зодена. — Zeitschrift der Assyr., vol. 53: 209 sq.; Ж. Нугерола — La poesia epica e la sue formazione: 839-858. Курт Яриц интерпретировал некоторые эпизоды (барабан, сны, кедровый лес и т.д.), как иллюстрирующие шаманистские идеи и практику Kurt Jaritz- Schamanistisches im Gilgameš-Epos. — Beiträge zu Geschichte, Kultur und Religion des alten Orients (Baden-Baden, 1971): 75-87. Сходная интерпретация предложена в E.A.S. Butterworth. The Tree at the Navel of the Earth (Berlin, 1970), p. 138 Миф об Адапе повествует об еще одной безуспешной попытке обрести бессмертие, нов этом случае ответственность за нее несет не герой. Адапа был создан Эйя как разумное, но смертное существо. Однажды из-за того, что южный ветер перевернул его лодку, Адапа сломал ему крылья. Это было нарушением космического порядка, и Ану потребовал его на суд. Перед отправлением Эйя дал Адапе точные инструкции, как вести себя на небесах и особенно предупредил, что не следует принимать хлеб смерти и воду смерти, которые будут ему предложены. Адапа не стал скрывать того, что он сломал ветру крылья из Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || yanko.lib.ru@rambler.ru || http://yanko.lib.ru || мести. Под впечатлением от его искренности Ану предложил ему хлеб жизни и воду жизни. Но Адапа отказался и тем самым лишился возможности стать бессмертным. Косвенно, по-видимому, этот мифический эпизод отражает напряженность, которая существовала в отношениях между Ану и Эйя по неизвестным нам причинам. См. новый перевод с комментариями в Labat. Les religions du Proche-Orient asiatique, pp. О концепциях, относящихся к смерти и загробному миру В. Meissner, Babylonien und Assyrien, vol. 2, pp. 143 sq.; A. Heidel. The Gilgamesh Epic, p. 137. sq.; J.M. Aynard. Le jugement des morts chez les Assyro-babyloniens. — Le Jugement des Morts, Sources Orientales, 4 (P., 1961), pp. 81-102. §24. Рассматривая вопрос о литературе мудрости, мы использовали переводы Роберта X. Пфейфера Рассматривая вопрос о литературе мудрости, мы использовали переводы Роберта X. Пфейфера (Robert H. Pfeifer) опубликованные в ANET, pp. 343-440. Другие переводы см W.G. Lambert. Babylonian Wisdom Literature (Oxford, 1960), pp. 21-62 sq.; G.R. Castellino. Sapienza babilonese (Turin, 1962); R. Labat. Les religions du Proche-Orient, p. 320 sq. См. также J.J.A. van Dijk. La sagesse suméro-akkadienne (Leiden, 1953); J. Nougayrol. Une version ancienne du 'Juste Souffrant. — RB, 59 (1952): 239-250; и библиографию в О. Eissfeldt. The Old Testament: An Introduction (1963), p. 83, n. О вавилонском гадании A.L. Oppenheim. Ancient Mesopotamia, pp. 206-227. * " 8 См. также La divination en Mésopotamie et dans les régions voisines. — Travaux du Centre d'Études supérieures spécialisé d'Histoire des Religions de Strasbourg (1966). Наиболее достойные внимания материалы в этом сборнике А. «Wahrsagung» in der Sumerischen Überlieferung; A. Einet. La place du devin dans la 363 société de Mari; J.Nougayrol. Trente ans de recherches sur la divination babylonienne, 1935-1963; A. L. Oppenheim. Perspectives on Mesopotamian Divination; Jean Nougayrol. La divination babylonienne. — La Divination, éd. André Caquot et Marcel Leibovici (P., 1968), vol. 1, pp. 25-81. В этих работах имеется богатая библиография. О вавилонском толковании снов A.L. Oppenheim. The Interpretation of Dreams in the Ancient Near East, with a Translation of an Assyrian Dream Book (Philadelphia, 1956); Marcel Leibovici. Les songes et leur interprétation à Babylone. — Les songes et leur interprétation. — Source Orientales, 2 (P., 1959), pp. О гороскопах A. Sachs. Babylonian Horoscopes. — Journal of Cuneiform Studies, 6 (1952): 49-75. Об астрологии J.Nougayrol. La divination babylonienne. pp. 45-51 (библиография, p. 78); A.L. Oppenheim. Ancient Mesopotamia, p. 308 О научных открытиях О. Neugebauer. The Exact Sciences in Antiquity, е éd. (Providence, 1957); O. Neugebauer. The Survival of Babylonian Methods in the Exact Science of Antiquity and the Middle Ages. — Proceedings of the American Philosophical Society, 107 (1963): 528-535; A.L. Oppenheim. Ancient Mesopotamia, pp. О влиянии месопотамских идей A.L. Oppenheim, p. 67 sq (библиография, p. 356. по влияниях, засвидетельствованных в Ветхом Завете, см. библиографию в W.H.P. Römer. Historia Religionum (Leiden, 1969), vol. l,pp. 181-182. §25. Об общей истории Египта Об общей истории Египта E. Drioton et J. Vandier. L'Egypte, е éd. (P., 1946); John A. Wilson. The Culture of Egypt (=The Burden of Egypt) (Chicago, 1951; 5 éd., 1958); William С. Hayes. The Sceptre of Egypt, vol. 1: From the Earliest Times to the End of the Middle Kingdom (N.Y., 1953); Joachim Spiegel. DAS Werden der altägyptischen Hochkultur (Heidelberg, 1953); F. Damnas. La civilisation de l'Egypte pharaonique (P., 1965). Недавние превосходные обобщения см J.R. Harris. The Legacy of Egypt (Oxford, О доисторических культурах Египта E.J. Baumgartel. The Cultures of Prehistoric Egypt (L., 1955); H. Frankfort. The Birth of Civilization in the Near East (L., 1951), pp.41 sq., 100 sq.; Wilson. The Culture of Ancient Egypt, p. 18 sq.; W.B. Emery. Archaic Egypt (Harmondsworth Pelican Books, Пока еще неизвестно, каким путем пришло в Египет земледелие. Возможно, что оно распространилось из Палестины, ибо следы неолитической культуры (примерно 4500 дон. э) найдены при раскопках в Меримде близ Дельты. Умерших хоронили в жилищах, но без погребальных предметов. Культура Верхнего Египта, именуемая Бадарийской (от названия места — Бадари), включала, кроме земледелия и овощеводства, изготовление черно-красной керамики. Мертвых хоронили в согнутом положении домашних животных также хоронили, обернув в материю. В сравнении с Телль-Халафом и Варкой, неолитическая египетская культура представляется бедной и маргинальной. С появлением Амратской культуры (ранний додинастический период) мы отмечаем попытки естественной ирригации в долине Нила. Обрабатывались камень и медь, но керамика была более грубой, чем в бадарийский период (может быть, потому что начали изготовлять каменные сосуды см Clark. World Prehistory, p. 104). В погребениях найдены приношения пищи и глиняные статуэтки. Лишь в поздний додинастический период (Накада II) появилась металлургия, спустя тысячу лет после ее появления на Ближнем Востоке. Некоторые другие элементы культуры были позаимствованы из Азии, но лишь по Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || yanko.lib.ru@rambler.ru || http://yanko.lib.ru || прошествии значительного времени. Колесные повозки, давно известные в Месопотамии, появились в Египте лишь в период Империи (прим. 1570 г. дон. э. Величие египетской цивилизации начинается с объединения двух земель — Верхнего и Нижнего Египта. Что касается начал городской цивилизации, представляющих значительный интерес для сравнительного исследования, то их следы погребены в иле реки Нил. О Бадарийской и Амратской культурах см Müller-Karpe. — Handbuch der Vorgeschichte, vol. 2, pp. 28-55, 339-345, Библиографию изданий дог. см. в Jacques Vandier. La religion égyptienne, е éd. (P., 1949), pp. 3-10; см. также ibid. pp. 24-29, критическое изложение им мнений К. Sethe (Urgeschichte und älteste Religion der Ägypter. Leipzig, 1930) и H. Kees (Der Götterglaube im alten Ägypten. Leipzig, 1941; е éd., Berlin, 1956) о примитивных религиях Египта. Ср.: R. Weill. Notes sur l'histoire primitive des grandes religions égyptiennes. — Bulletin de l'Institut Français d'Archéologie Orientale, 47 (1948): Из общих исследований истории религии Египта отметим Adolf Erman. Die Religion der Ägypter (Berlin and Leipzig, 1934); Herman Junker. Pyramidenzeit: Das Werden der altägyptische Religion (Einsiedeln, 49); J. Garnot Sainte-Fare. Religions de l'Egypte (P., 1951); S. Donadoni. La religione dell 'Egitto antico (Milan, 1955); H. Frankfort. Ancient Egyptian Religion (N.Y., 1948); H. Frankfort. Kingship and the Gods: A Study of Ancient Near Eastern Religion as the Integration of Society and Nature (Chicago, 1948); R. T. Rundle Clark. Myth and Symbol in Ancient Egypt (L., 1959). Книга С. Моренца (S. Morenz. Egyptian Religion, trans. Ann Keep, Ithaca, N.Y., 1973) — это одновременно и обновление, и замечательный синтез материала, осуществленный под углом зрения всеобщей истории религий. См. также C.J. Bleeker. The Religion of Ancient Egypt — Historia Religionum (Leiden, 1969), vol. 1, pp. 40-114; C.J. Bleeker. Hathor and Thoth: Two Key Figures of the Ancient Egyptian Religion (Leiden. 1973), pp. 10 sq., 159 sq.; P. Derchain. La religion 365 égyptienne.— Histoire des religions, ed. H.-Ch. Puech (1970), vol. 1, pp. Незаменима, благодаря своей богатой документации и библиографическим ссылкам, книга Hans Bonnet. Reallexicon der ägyptischen Religionsgeschichte (Berlin 152). Богатое собрание текстов с чудесными иллюстрациями Günther Roeder. Die ägyptische Religion in Text und Bild, vol.l: Die ägyptische Götterwelt; vol. 2: Mythen und Lengenden um ägyptischen Gottheiten und Pharaonen; vol. 3: Kulte, Orakel und Naturverehrung im alten Aegypten; vol. 4: Der Ausklang der ägyptische Religion mit Reformation, Zauberei und Jenseitsglaube (Zurich, Исторические документы доступны в переводе J.H. Breasted. Ancient Records of Egypt, 5 vols. (Chicago, 1906-7). Тексты пирамид переводились на немецкий язык — Сете (Sethe), на французский — Шпелерсом (Speleers) и на английский — Мерсером (Mercer). Мы используем перевод P.O. Фолкнера: R.O. Faulkner. Ancient Egyptian Pyramid Texts (Oxford, 1969), а также фрагменты из переводов Breasted, Weill, Clark, Sauneron et О религиозном словаре C.J. Bleecker. Einige Bemerkungen zur religiösen Terminologie der alten Aegypten. — Travels in the World of the Old Testament: Studies Presented to Professor M.A. Beek (Assen, 1974), pp. 12-26. §26. Систематическое изложение египетских космогоний, дополненное аннотированными переводами текстов, см Систематическое изложение египетских космогоний, дополненное аннотированными переводами текстов, см S. Sauneron et J. Yoyotte. La naissance du monde selon l'Egypte ancienne. — La naissance du monde (P., 1959): 19-91. См. также переводы Дж. Вильсона (J. Wilson). — ANET: Различные космогонические доктрины обсуждаются в Vandier. La religion égyptienne, p. 57 sq. Ср. их анализ в Rundle Clark. Myth and Symbol, p. 35 sq., и особ. в Morenz. Egyptian Religion, p. 159 sq. О космогонии Гермополиса см 5. Morenz und J. Schubert. Der Gott auf der Blume: Eine ägyptische Kosmogonie und ihre weltweite Bildwikung (Ascona, 1954). О креативной ценности слова см J. Zandee. Das Schöpferwort im alten Aegypten. — Verbum, Studia Theologica Rheno-Traiectina, & (1964): 33 sq. См. также R.B. Finnestad. Ptah, Creator of the Gods. — Numen , 23(1976): Значимость Фив с конца III тыс. способствовала тому, что их бог Амон (который ассоциировался с Ра) выдвинулся на передний план. Но космогония, совершенная Амоном, была заимствована из системы Гелиополя, Гермополиса и Мемфиса см. тексты, переведенные с аннотациями Wilson. — ANET: 8-10, Sauneron et Yoyotte, p. 67 О символизме первичного холма и священного пространства Helmut Brunner. Zum Raumbegriff der Ägypter. — Studium Generale, 10 (1957): 610 sq.; A. Saleh. The So-Called «Primeval Hill» and Other Related Elevations in Ancient Egyptian Mythology. — Mitteilungen des 366 Deutschen Archäologischen Instituts (Abt. Cairo), 25 (1969): 110-20; I.E.S. Edwards. The Pyramids of Egypt (Harmondsworth: Pelican Books, 1961); J. Leclant. Espace et temps, ordre et chaos dans l'Egypte pharaonique. — Revue de Synthèse, 90 (1969); Othmar Keel. Die Welt der altorientalischen Bildsymbolik und das Alte Testament (Zürich and Neukirchen, 1972), p. 100 sq. (сравнительное исследование с превосходными иллюстрациями). О происхождении людей было несколько мифов по одной версии, Птах сотворил свое тело из глины на гончарном круге (см Bonnet. Reallexicon, p. 617); в Верхнем Египте демиургом был Хнум (ibid., р. 137). Неизвестно ни одного мифа о происхождении смерти в краткой ссылке (Тексты пирамид, 1466) упоминается о мифическом времени до того, как существовала смерть». Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || yanko.lib.ru@rambler.ru || http://yanko.lib.ru || Миф об уничтожении людей сравнительно древний см. библиографию в Vandier. Religion égyptienne, p. 53. См The Book of the Divine Cow, переведенную Александром Пьянкоффом: Alexandre Piankoff. The Shrines of Tut-Ankh-Amon (N.Y., 1955), p. 27. Когда Pa узнал, что Хатор готова уничтожить человеческую расу, он изготовил пиво цвета крови Наутро Хатор, перед тем, как продолжить истребление людей, выпила так много этого пива, что отравилась и умерла. Люди решили восстать, потому что Ра стал слишком стар. Ра действительно, после эпизода, приведенного выше, решил отказаться от власти над миром. Сообщив в присутствии богов, что его тело теперь такое же слабое, каким оно было в изначальное время, он попросил свою дочь Нут доставить его на небо (The Book of the Divine Cow, перев. Piankoff . Shrines, p. 29). Его преемником стал Шу или Геб. Старость и бессилие Ра, и, главное, его уход на далекое небо — это обильно документированные мифологические сюжеты превращение небесного бога, творца и космократа в deus otiosus. Тот факт, что в египетской версии солярный бог стал deus otiosus, показывает, что здесь произошла теологическая реинтепретация. |