[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей. Мирча Элиаде история веры и религиозных идей
Скачать 4.43 Mb.
|
§44. Различные версии мифа анализируются в Различные версии мифа анализируются в Н. Often. Die Ueberlieferungen des Telepinu-Mythus. — Mitteilungen der Vorderasiatichaegyptischen Gesellschaft 46 (Leipzig, 1943). Сравнительный комментарий см Th.Gaster. Thespis, 2d ed. (N.Y., 1961). p. 295 sq. См. также анализ в Güterbock. Gedanken über das Werden des Gottes Telepinu. — Festschrift Johannes Friedrich (Heidelberg, 1959): 207-211; Güterbock. Hittite Mythology, pp. 144-48. — Samuel N. Kramer, ed., Mythologies of the Ancient World (Garden City, N.Y., По версии, главным действующим лицом в которой является бог грозы, великий солярный бог приглашает тысячу божеств на пир, но они, хотя едят и пьют, не могут утолить ни голода, ни жажды. После неудачи первых посланцев, бог грозы идет к своему отцу испрашивает его Кто так согрешил, что зерно гибнет и все высохло. Великий отец отвечает ему Никто не согрешил, разве что ты один (Güterbock. Hittite Mythology, pp. Т. Гастер выявил несколько общих элементов в мифо-ритуальных сценариях о Телепине и богах плодородия м Gaster. Thespis, p. 304 sq. §45. Об Иллуянке: Об Иллуянке: A. Goetze. Kienasien, pp. 139 sq.; E. v. Schuler. — WdM, vol. 1: Тексту, в котором описан миф, предпослано следующее введение Таковы слова Келласа, помазанника жреца) бога грозы (города) Нерика: то, что последует, это декламация празднества пурулли в честь небесного бога грозы. Когда настает время произносить слова, те. в тот момент, когда начинается празднество, пусть страна растет и процветает, пусть она будет защищена и если она растет и процветает, пусть будет праздноваться пурулли» перевод M. Vieyra. Les religions de l'Anatolie, p. 288; ср. Goetze — ANET: Сравнительный комментарий см Gaster. Thespis, p. 256 sq. §46. О Кумарби: О Кумарби: H.G. Güterbock. The Hittite Version of Hurrian Kumarbi Myths: Oriental Forerunners of Hesiod. — American Journal of Archaeology, 52 (1948): 123-124; Güterbock. Hittite Mythology, pp. 155-172; H.Otten. Mythen vom Gotte Kumarbi (Berlin, 1950); P. Meriggi. I miti di Kumarbi, il Kronos Hurrico. — Athenaeum, n.s.31 (Pavia, 1953): 101-115; C. Scott Littleton. The Kingship in Heaven Theme.— Myth and Law among the Indo- Europeans, ed. Jaan Puhvel (Berkeley, 1970): Об Улликумме: H.G. Güterbock. The Song of Ullikummi (New Haven, В своей богатой по содержанию, но несколько сбивчивой книге Г. Бауманн рассматривает связи между мегалитическими традициями, андрогинизмом и космогонической темой разделения неба и земли Н. Baumann. Das doppelte Geschlecht (Berlin. Библиографию мифа о людях, рожденных из земли, см Eliade. Traité, p. 205. Эта тема обильно засвидетельствована, особенно на Кавказе АО мифах, в которых представляется рождение божественных существ из petra genetrix Великая Богиня = matrix mundi), ср.: R. Eisler. Weltmantel und Himmelszelt (Munich, 1910), vol. 2, pp. 411, 727; Eliade. Forgerons et Alchimistes, pp. 44 sq., 191. §47. Фрагменты из сочинения Филона Библского Финикийская история, Фрагменты из сочинения Филона Библского Финикийская история, относящиеся к религии, переведены с комментариями Carl Clemen. Die phönikische Religion nach Philo von Byblos (Leipzig, 1939). Клинописный текст, опубликованный и переведенный В.Г. Ламбертом, описывает кровавую смену пяти поколений богов сыновья убивают своих отцов и матерей, женятся на своих матерях и сестрах, и один за другим узурпируют власть. Отмечается некоторое сходство с Теогонией Гесиода; ср.: W.G. Lambert and P. Walcot. A New Babylonian Theogony and Hesiod — Kadmos, 4 (1965): 64-72; см. также С. Scott Littleton. The Kingship in Heaven Theme in Puhvel. — Myth and Law, pp. 112-114. Стиг Викандер выявил иранскую параллель с хеттскими греческим мифами о божественных поколениях. Источник не столь давний (это «Шах-наме» Фирдоуси, эпос, созданный ок. 976 г. н.э.), но его герои — Джамшид, Заххак и Фаридун — в некотором смысле представляют исторические версии мифологических персонажей — Йимы, Ажи-Дахака, Траэтаоны. Таким образом, миф о божественной верховной власти может рассматриваться как составная часть индоевропейской традиции (S. Wikander. Histoire des Ouranides. — Cahiers du Sud, 36 (1952): 8-17). Но этот миф не выявлен у других индоевропейских народов. Скотт Литтлтон склонен видеть в вавилонских традициях (в «Энума элиш» ив фрагменте, переведенном Ламбертом) первоисточник всех мифов о божественных поколениях Littleton. The Kingship in Heaven Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || yanko.lib.ru@rambler.ru || http://yanko.lib.ru || 191 Theme, p. 109 sq. §48. Об истории Палестины по окончании раннего бронзового века см Об истории Палестины по окончании раннего бронзового века см Р. Garelli. Le Proche-Orient asiatique, des origines aux invasions des Peuples de la Mer (P., 1969), p. 45 sq; B. Mazar. The Middle Bronze Age in Palestine. — Israel Exploration Journal, 18 (Jerusalem, 1968): 65-97; R. de Vaux. Histoire ancienne d'Israël, des origines à l'installation en Canaan (P., 1971), pp. 61-121 (превосходные библиографии). Об амореях см S. Moscati. I predecessori d'Israele: Studi sulle più antiche genti semitiche in Siria e Palestina (Rome, 1956); I J. Gelb. The Early History of the West Semitic Peoples. — Journal of Cuneiform Studies, 15 (1961): 27-47; K.M. Kenyon. Amorites and Canaanites (L., 1966); R. de Vaux. Histoire ancienne d'Israël, p. 64 Раскопки в Тель-Харири, древнем Мари, дали тысячи табличек с текстами на древневавилонском диалекте аккадского языка. В них встречаются имена ряда богов, главным образом, Анат, Дагона, Адду. Но поскольку отсутствуют мифологические тексты, мы не можем составить представление о фундаментальных религиозных верованиях и концепциях. Амурру, бог, давший свое имя амореям, — это человек, который не умеет сгибать колени (обрабатывать землю, который питается сырым мясом, у которого за всю жизнь не было жилища, и которого не похоронили после кончины (de Vaux, p. 64). Подобные стереотипы будут применяться в течение трех последующих столетий по отношению к варварам (германцам, аварам, гуннам, монголам, татарам) — угрозе для великих городских цивилизаций, от Римской империи до Китая. Следует иметь ввиду, что эти амореи не имеют ничего общего с амореями, упоминаемыми в Библии. Библия применяет имя Амурру к части доизраильского населения Палестины (de Vaux, p. О ханаанской религии и цивилизации J. Gray. The Canaanites (L., 1964); idem. The Legacy of Canaan, 2 ed. (Leiden, 1965); Margaret S. Drawer. Ugarit. — Cambridge Ancient History, vol. 2 (1968), chap. 21b превосходные библиографии R. de Vaux. Histoire, p. 123 sq; Marvin H. Pope and Wolfgang Rolling. Die Mythologie der Ugariter und Phönizier. — WdM, vol. 1, pp. 219-312; O. Eissfeldt. Kanaanäisch-ugaritische Religion. — Handbuch der Orientalistik (Leiden, 1964), vol. 8, pt. 1, pp. 76-91 ; A. Jirku. Der Mythus der Kanaanäer (Bonn, 1966); J.C. de Moor. The Semitic Pantheon of Ugarit. — Ugarit-Forschungen, 2 (1970): 187- 228; H. Gese — H. Gese, Maria Hofner, K. Rudolph. Die Religion Altsyriens, Altarabiens und der Mandäer (Stuttgart, 1970) pp. 1-232; F.M. Cross. Canaanite Myth and Hebrew Epic (Cambridge Mass., 1973). Угаритские тексты, изданные дог, опубликованы в переложении С. Н. Gordon. Ugaritic Text-book (Rome, 1954); ср. также СЯ. Gordon. Ugaritic Literature: A Comprehensive Translation of the Poems and Prose Texts (Rome, 1949); Canaanite Mythology.— Mythologies of the Ancient World, ed. S.N. Kramer, pp. 183-215. Другие переводы H.L. Ginsberg. Ugaritic Myths, Epics, and Legends. — ANET :129-155; G. R. Driver. Canaanite Myths and Legends (Edinburgh, 1956); A. Jirku. Kanaanäische Mythen und Epen aus Ras Schamra-Ugarit (Güttersloh, 1962); A. Caquot et M. Sznycer. Textes Ougaritiques. — Les religions du Proche-Orient: Textes et traditions sacrés babyloniens, ougaritiques, hittites, ed. R. Labat (P., 1970), pp. Существует значительная литература по угаритской религии и мифологии. Основную библиографию см МН. Pope and W. Rolling. Mythologie; H.H. Rowley. Worship in Ancient Israel: Its Forms and Meaning (L., 1967), p. 11; Georg Fohrer. History of Israelite Religion 383 (1968; English trans., N.Y., 1972), pp. 42-43; R. de Vaux. Histoire, p. 136. См. также L.R. Fischer, ed., Ras Shamra Parallels: The Texts from Ugarit and the Bible (Rome, 1975), vol. Об Эле и его роли в пантеоне О. Eissfeldt. El im ugaritischen Pantheon (Leipzig, 1951); M. Pope. El in the Ugaritic Texts (Leiden, 1955); Ulf Oldenburg. The Conflict between El and Ba'al in Canaanite Religion (Leiden, 1969), особ. pp. 15-45, 101-120, 164-170. F.M. Cross. Canaanite Myth and Hebrew Epic, p. 20 (критикуется работа Ольденбурга в прим. 51). Ср. также CI.F.A. Schaeffer. The Cuneiform Texts of Ras-Shamra-Ugarit (L., 1939), p. 60 sq; Schaeffer. Nouveaux témoignages du culte de El et de Baal à Ras Shamra-Ugarit et ailleurs en Syrie-Palestine. — Syria, 43 (1966): 1-19 статуэтки быков как атрибуты Эла, найденные при раскопках. Об Эле как имени божества J.J. М. Roberts. The Earliest Semitic Pantheon (Baltimore and L., 1972), p. 31 sq: Божество, носящее древнее аккадское имя Эл, имеет образ величественного, но милостивого бога, пекущегося о благополучии человека и любящего даровать детей. Эта характеристика, в главных чертах, совпадает стем, что мы знаем об Эле в остальном семитском мире (р. О Дагане: Е. Dhorme. Les avatars du dieu Dagon.— RHR, 138 (1950): 129-144; Ulf Oldenburg. The Conflict, pp. 47-57. §49. О Баале: О Баале: Arvid S. Kapelrud. Baal in the Ras Shamra Texts (Copenhagen, 1952); Hassan S. Haddad. Baal-Hadad: A Study of the Syrian Storm-God. Ph.D. diss., University of Chicago (1960); U. Cassuto. Baal and Môt in the Ugaritic Texts. — Israel Exploration Journal, 12 (1962): 71-86; W. Schmidt. Baals Tod und Auferstehung.— ZRGG, 15 (1963): 1-13; Ulf Oldenburg. The Conflict, pp. 57-100, 122-142, 176-177; M. Pope and W. Rolling. — WdM, vol. 1, pp. 253-269 (с библиографией основных переведенных текстов и их интерпретацией, pp. 268-269); J.C. de Moor. The Seasonal Pattern in the Ugaritic Myth of В (= Alter Orient und Altes Testament, vol. 16) (Neukirchen-Vluyn, 1971); и особ. F.M. Cross. Canaanite Myth and Hebrew Epic, p. 112 (Баал и Анат, p. 147 Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || yanko.lib.ru@rambler.ru || http://yanko.lib.ru || богоявление Ваала и Яхве). Распад первой божественной четы из-за того, что Баал увел Асират, обозначено следующей сценой когда Баал посылает Асират к Элу просить у него дворец, Илу дрожит от радости испрашивает Зачем пришла Родительница богов. Побудила ли тебя к этому любовь царя Илу. Но Асират презрительно отвечает Наш царь — Алиййану Баал, он наш Судья, и нет никого выше его (Ugaritic Manual, nr. 51; перевод Oldenburg, p. 118). Лишь позже, когда Баал умертвил 77 сыновей Асират, богиня приходит к Илу и убеждает его отомстить. Йамму идентичен змеевидному дракону (таннину) Латану — Левиафану из Ветхого Завета. Ср. псалом 74:14: Ты сокрушил голову 384 левиафана». Апокалипсис (12:1) описывает выходящего из моря зверя с семью головами. О Йамму см. также Gray. The Legacy of Canaan, pp.26, 86; Oldenburg. Conflict, pp. 32-34, 134-137 и сравнительное исследование T. Gaster. Thespis, p. О Кусар-и-Хусасе см. комментарии в Gaster. Thespis, p. 161. §50. О богине Анат можно прочесть ив работах о Ваале; см. также О богине Анат можно прочесть ив работах о Ваале; см. также Arvid S. Kapelrud. The Violent Goddess Anat in the Ras Shamra Texts (Oslo, 1969); M. Pope.— WdM, vol. 1, pp. 235-241; Wolfgang Helck. Betrachtungen zur grossen Göttin und den ihr verbundenen Gottheiten (München-Vienna, 1971), pp. 152, 200; Joseph Henninger. Zum Problem der Venussterngottheit bei den Semiten. — Anthropos, 71 (1976): Об аналогиях между Анат и Дургой: Walter Dostal. Ein Beitrag zur Frage des religiösen Weltbildes des frühesten Bodenbauer Vorderasiens. — Archiv für Wölkerkunde, 12 (1957): 74 О каннибализме Анат (она ест труп Ваала): Charles Virolleaud. Un nouvel épisode du mythe ugaritique de Baal. — Comtes-rendus de l'Académie des Inscriptions et Belles-Lettres (1960): 180-186, и наблюдения Michael С. Astour. Un texte d'Ugarit récemment découvert et ses rapports avec l'origine des cultes bacchiques grecs. — RHR, 154 (1963): 1-15; Astour. Hellenosemitica (Leiden, 1964; rev. ed. 1967), p. 170 sq.; Albright. Yahveh and the Gods of Canaan (N.Y., 1968), p. 131 Об отношениях между Анат и Астартой ср.: J.J.M. Roberts. The Earliest Semitic Pantheon, p. 37; Wolfgang Helck. Betrachtungen, p. 155. Богиня Астарта кажется двойником Анат и не играет почти никакой роли. Новый мифологический текст восстановил ее значение и подчеркнул ее воинственный характер и ее роль как защитницы справедивости и права, см R. de Vaux. Histoire ancienne d'Israël, p. 145, со ссылкой на текст, опубликованный вина комментарии W. Herrmann. Astart. — Mitteilungen für Orientforschung, 15 (1969): О космологическом символизме дворца-храма: Eliade. Le Mythe de l'éternel retour, (изд. 1969), p. 17 sq; Eliade. Centre du Monde, Temple, Maison. — Le symbolisme cosmique des monuments religieux, Serie Orientale Roma, nr. 14 (Rome, 1957): 57-82; Ananda Coomaraswamy. The Symbolism of the Dome. — Indian Historical Quarterly, 14 (1938): 1-56; Loren R. Fisher. Creation at Ugarit and in the Old Testament. — Vetus Testamentum, 15 (1965): 313-324; см. также U. Cassuto. Il palazzo di Ba'al nella tavola II AB di Ras Shamra. — Orientalia, n.s. 7 (1938): 265-290; A.S. Kapelrud. Temple Building, a Task for Gods and Kings. — Orientalia, 32 (1963): 56-62. §51. О Муту: О Муту: Oldenburg. The Conflict, pp. 35-39; M. Pope.— WdM, vol. 1, pp. 300-302; Cross. Canaanite Myth, p. 116 sq. См. также U. Cassuto. Baal and Môt in the Ugaritic Texts. — Israel Exploration Journal, 12 (1962): Об Атаре: J. Gray. The Desert God 'Attr in the Literature and Religion of Canaan. — JNES, 8 (1949): 72-83; A. Caquot. Le dieu 'Athtar et les textes de Ras Shamra.— Syria, 35 (1958): 45-60; Oldenburg. Conflict, pp. 39-45. §52. О культе Баала в Угарите: О культе Баала в Угарите: Kapelrud. Baal in the Ras Shamra Texts, p. 18 sq; Kapelrud. The Ras Shamra Discoveries and the Old Testament (Norman, Okla., 1963). См. также J. Gray. Sacral Kingship in Ugarit. — Ugaritica (P., 1969), vol. 6, pp. 289-302. Изобилуют типичные для культов фертильности архаические элементы каменные фаллосы изображения нагих богинь тауроморфные изображения Баала; маски животных и рога, которые носили некоторые жрецы (см Schaeffer. Cuneiform Texts, p. 64, pl. X, fig. О публичных жертвоприношениях, совершаемых мужчинами и женщинами (и царем и царицей) во искупление грехов, см A. Caquot. Un sacrifice expiatoire â Ras Shamra. — RHPR, 42 (1962): Как замечает R. de Vaux. Histoire, p. 146, ханаанские и израильские жертвоприношения имели общий ритуал например, пророки Ваала и пророк Илия на горе Кармил готовили всесожжение одинаково (Третья Книга Царств, О ханаанском культе Fohrer. History of Israelite Religion, p. 57 sq., с библиографическими ссылками. О конфликте Яхве с Ваалом, см. библиографию в Об эпических поэмах о Керете и Акхат-Данииле и их греческих параллелях ср.: Cyrus A. Gordon. The Common Background of Greek and Hebrew Civilizations (N.Y., 1965), p. 128 sq. Автор книги видит в поэме о Керете самый древний, из известных нам, пример сюжета о Елене Троянской — сюжет индоевропейского происхождения, засвидетельствованный в Индии и Греции, но неизвестный в Месопотамии и Египте. По этой проблеме см. также Michael С. Astour. Hellenosemitica, 2 ed. (1967). Автор объясняет взаимные Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || yanko.lib.ru@rambler.ru || http://yanko.lib.ru || заимствования и аналогии сиро-палестинского и греческого миров их географическим положением и политическим своеобразием Оба мира были разоренными, географически расчлененными территориями, не имевшими центральной оси. Это обусловило образование сходных государственных формирований и внутренних порядков. Греческий и западно-семитский миры образовали общий круг малых государств, неспособных к унификации и централизации, пока их не завоюют какие-то внешние империи (pp. 358-359). |