Главная страница
Навигация по странице:

  • §74. Об инициатическом символизме дикши

  • [ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей. Мирча Элиаде история веры и религиозных идей


    Скачать 4.43 Mb.
    НазваниеМирча Элиаде история веры и религиозных идей
    Анкор[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей.pdf
    Дата27.12.2017
    Размер4.43 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей.pdf
    ТипДокументы
    #13210
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница40 из 47
    1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   ...   47
    §69. Гимны, обращенные к Агни, переведены с комментариями:
    Гимны, обращенные к Агни, переведены с комментариями
    L. Renou.
    Etudes védiques et panindiennes, vols.
    12-14 (P., 1964-1965). Об Агни см. соответствующие главы в трудах ученых Bergaigne, Oldenberg,
    Hillebrandt, A.B. Keith, Macdonell (Vedic Mythology), Об индоевропейских концепциях святости домашнего очага
    Schräder-Nehring.
    Reallexicon, vol. 1, p. 495; vol.
    2, pp. 239, 475 О культе священного огня у индоиранцев:
    Stig Wikander.
    Feuerpriester in Kleinasien und Iran (Lund, 1946).
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    || Об Агни как эротическом огне, особенно в постведийский период
    Wendy Doniger О.
    Asceticism and Eroticism in the Mythology of Śiva (Oxford, 1973), pp. 90-110.
    §70. Гимны, посвященные Соме, переведены с комментариями Гимны, посвященные Соме, переведены с комментариями
    L Renou. Etudes védiques et panindiennes,
    vols. 8 et
    9 (P., 1961). См. также
    S.S. Bhawe.
    The Soma-Hymns of the Rgveda, 2 vols. (Baroda, 1957-1960). Всю информация о растении сома, от «Ригведы» до наших дней, см
    Hillebrandt.
    Vedische Mythologie, 2 ed., vol.
    1, pp. 193-498; ср.:
    Wendy Doniger О.
    Post-Vedic History of the Soma Plant;
    R. Gordon Wasson.
    Soma:
    Divine Mushroom of Immortality (N.Y., 1968), pp. 95-147. В этой работе автор пытается доказать, что первоначальное растение сома было грибом
    Amanita muscaria; см. рецензию Кейпера. —
    IIJ.
    12 (1970): 279-285, и ответ Вэссона. — ibid., pp. 286-298. См. также критику
    John Brough.
    Soma and Amanita muscaria.—
    BSOAS,
    34 (1971): 331-362, и статью
    Paul Demiéville.— T'oung-pao,
    56 (1970): 298-302, о данных, относящихся к распространению сомы в добуддийском Китае.
    О боге Сома ср. соответствующие главы в работах ученых Bergaigne, Oldenberg, A.B. Keith и Gonda. Ср. также
    N.J. Shende.
    Soma in the Brahmanas of the Rgveda. —
    JAS
    (Bombay), 38 (1963): 122 sq;
    J. Gonda.
    Soma, amrta and the Moon. — Change and Continuity in Indian Religion (La Haye, 1965), pp. О краже сомы David M. Knipe.

    The Heroic Theft: Myths from Rg Veda IV and the Ancient Near East. —
    HR,
    6
    (1967): 328-360, богатая библиография. См. также
    Ulrich Schneider.
    Der Somaraub des Manu: Mythus und
    Ritual (Wiesbaden, Об общем характере индоиранской литургии
    сома/хаома: V. Henri.
    Esquisse d'une liturgie indo-iranienne.—
    Caland.
    Agnistoma (1907), p. 469 sq.;
    J. Duchesne-Guillemin.
    La religion de l'Iran ancien (1962), p. 95 sq.; англ. перев., Religion of Ancient Iran (Bombay, 1973), p. 73 sq; idem. Symbols and Values in Zoroastrianism (N.Y.,
    1966), p. 84 sq.
    A.E. Йенсен сравнил жертвенное убийство Сомы другими богами с таким же убийством божества типа
    Дема его товарищами (сугубо
    400
    креативное жертвоприношение
    A.E. Jensen.
    Myth and Cult among Primitive Peoples (англ. перев., Chicago,
    1963), p. 175.
    §71. Об Ушас:
    Об Ушас:
    L. Renou.
    Etudes védiques et panindiennes, vol. 3: Les hymnes à l'Aurore du Rgveda (P., 1957);
    A.K.
    Coomaraswamy. The Darker Side of Dawn. —
    Smithsonian Miscellaneous Collections,
    vol. 94, nr. 1 (Washington,
    D.C., 1935), p. 4 sq.;
    G. Montesi.
    Il valore cosmico dell'Aurora nel pensiero mitologico del Rig-Veda. —
    SMSR,
    24-
    25 (1955): О Вайю:
    Stig Wikander.
    Vayu (Uppsala-Leipzig, О Сурье и Ашвинах:
    D.P. Pandey.
    Surya (thesis. Leiden, 1939);
    Gonda.
    Religion de l'Inde, vol. 1, p. 116 О Рудре:
    E. Arbman.
    Rudra (Uppsala, 1922);
    J.W. Hauer.
    Glaubensgeschichte der Indo-Germanen, vol. 1, pp. 174-
    298;
    W. Wust.
    Rudra (München, 1955);
    J. Gonda.
    Religion de l'Inde, vol. 1, pp. 106-112;
    J. Gonda.
    Visnuism and
    Sivaism: A Comparison (L., 1920), pp. О Вишну в ведийский период
    J. Gonda.
    Aspects of Early Visnuism (Utrecht, 1954);
    J. Gonda.
    Religion de l'Inde, vol. 1, p. 112 sq.;
    F.B.J. Kuiper.
    The Three Strides of Visnu. — Indological Studies in Honor of W. Norman Brown
    (New Haven, 1962), pp. 137-151. В статье
    Dumézil.
    Visnu et les Maruts á travers la réforme zoroastrienne. —
    JA,
    241 (1953): 1-25 — автором отмечаются соответствия между Вишну и иранским божеством Рашну, с одной стороны, и между марутами и фравашами, с другой. Об Аримане:
    Dumézil.
    Le troisième souverain (P., 1949), vol. 1.
    §72.
    Ясное и краткое описание ведийских ритуалов:
    Ясное и краткое описание ведийских ритуалов
    L. Renou, J. Filliozat.
    L'Inde classique (1949), vol. 1, pp. 345-
    372. Развернутое изложение
    A. Bergaigne.
    La religion, vol. 1, p. 121 sq.;
    A.B. Keith.
    Religion and Philosophy of the Veda (1925), vol. 1, pp. 252-379;
    J. Gonda.
    Les religions de l'Inde (1962), vol. 1, pp. 129-209.
    Albert
    Hillebrandt.
    Ritualliteratur (Strasbourg, 1897); эта книга еще остается незаменимой. См. также
    K.R. Potdar.
    Sacrifice in the Rig-Veda
    (Bombay, 1953), и особ.
    R.N. Dandekar,
    ed., Śrautokoşa: Encyclopedia of Vedic
    Sacrificial Ritual (Poona, 1962). См. также
    Ganesh Umakant Thite.
    Sacrifice in the Brahmana Texts (Poona,
    1975);
    Madeleine Biardeau et Charles Malamoud.
    Le sacrifice dans l'Inde ancienne (P., 1976). О жертвоприношении сомы W. Caland

    et
    V. Henry.
    L'Agnistoma, 2 vols. (P., 1906-1907). О жертвоприношении животных
    E.
    Mayrhofer und Passler.
    Haustieropfer bei den Indo-iraniern und den anderen indogermanischen Völkern. — АО
    праварджъя: J.A.B. van Buitenen.
    Pravargya, an Ancient Indian Iconic Ritual (Poona, О церемонии
    упанаяма в современном индуизме
    J. Gonda. Change and Continuity,
    pp. 264, Рассматривая некоторые аналогии между ритуалом агникаяна и местной культурой, для которой характерна черно-красная керамика (сооружение жертвенника из 10800 кирпичей, хотя арии ведийского периода еще не использовали кирпичи техника сожжения упоминание о восточных людях, родственных ассурам, и т.д.), ГС. Конверс заключает, что эти виды жертвоприношений небыли заимствованы у ариев.
    H.S. Converse.
    The
    agnicayana
    Rite: Indigenous Origin? —
    HR,
    14 (1974): 81-95.
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    || Домашние обычаи
    (gèhya) представляют структуру индуистского культа их ведийский характер является сравнительно поверхностным
    L. Renou.
    Religions of Ancient India, p. О
    дакшине, дарах, подносимых жрецам при жертвоприношениях
    J.C. Heesterman.
    Reflections on the
    Significance of the
    daksina.

    IIJ,
    3 (1959): 241-258. Автор отмечает (р. 257), что
    дакшина
    — это материальное проявление циклической очередности во Вселенной, отраженное в ритуале. См. также
    J. Gonda.
    Gifts and Giving in the Rgveda. —
    Vishvesh Varanand Indological Journal 2
    (1964): 21-30, и об иранской аналогии Н. Lommel.

    Zarathustras Priesterlohn. —
    Festschrift für Willibald Kirfel
    (Bonn, 1955), pp. 187-196.
    §73.
    Об
    ашвамедхе:
    Об
    ашвамедхе: P.E. Dumont.
    L'Aśvamedha: Description du sacrifice solennel du cheval dans le culte védique (P.,
    1927);
    J. Gonda.
    Les religions de l'Inde, vol. 1, p. 203;
    J. Gonda.
    Ancient Indian Kingship from the Religious Point of View (Leiden, 1966); —
    Numen,
    3-4 (1956-1957): 110;
    C.D. d'Onofrio.
    Le nozze sacre della regina col cavallo.

    SMSR,
    24-25 (1953-1954): 133-162, особ. О жертвоприношениях лошадей у индоевропейцев:
    W. Koppers.
    Pferdeopfer und Pferdekult der Indo-Germanen.

    Wiener Beiträge zur Kulturgeschichte und Linguistik,
    4 (1936): 279-409;
    Jaan Puhvel.
    Aspects of Equine
    Functionality. —
    J. Puhvel,
    ed.,
    Myth and Law among the Indo-Europeans
    (Berkeley, 1970), pp. О
    пурушамедхе: W. Kirfel.
    Der Aśvamedha und der Puruşamedha, Festschrift W. Schumbring (Hamburg, 1951), pp. 39-50;
    James L. Sauvé.
    The Divine Victim: Aspects of Human Sacrifice in Viking Scandinavia and Vedic India.

    J. Puhvel,
    ed. Myth and Law among the Indo-Europeans, pp. 173-191.
    §74. Об инициатическом символизме
    дикши:
    Об инициатическом символизме
    дикши: Eliade.
    Naissances Mystiques, p. 113 Описание церемонии
    A. Hillebrandt.
    Ritualliteratur, p. 157 sq.;
    A.B. Keith.
    The Religion and Philosophy of the
    Veda and Upanishads, vol. 1, p. 300 sq. Гонда дал превосходный анализ
    дикши от ведийского периода до современного индуизма
    J. Gonda.
    Change and Continuity in Indian Religion (La Haye, 1965), pp. О
    раджасуйе: A. Hillebrandt.
    Ritualliteratur, p. 143 sq.;
    A.B. Keith.
    Religion and Philosophy, vol. 1, p. 340 sq.;
    P.
    V. Kane.
    History of
    402
    Dharmaśastra (Poona, 1941), vol. 2, p. 1214 sq.;
    J. Gonda.
    Ancient Indian Kingship from the
    Religious Point of
    View,
    p. 79 sq.; и особ.
    J.C. Heesterman.
    The Ancient Indian Royal Consecration (The Hague, 1957). В протоисторические времена
    раджасуйя была, возможно, ежегодным празднеством, которым отмечалось обновление мира. Построю это напоминает проведение индийских сезонных торжеств
    утсава. Возможно также, что в древние времена народ принимал в них более широкое участие.
    Исследование
    Ananda Coomaraswamy.
    Atmayajña: Self-Sacrifice. —
    HJAS,
    6 (1942): 358-398, заслуживает внимания благодаря смелому и глубокому истолкованию материала. В Индии миф о космогоническом погружении вводу сохранился в сравнительно архаической форме, В Индии миф о космогоническом погружении вводу сохранился в сравнительно архаической форме, поскольку в нем указывается, что Великий Бог опустился на дно первичных води принес землю. В брахманах отмечается, что погружался Праджапати, превратившийся в вепря, в «Рамаяне» — Брахма в
    «Вишну-пуране» — Брахма-Вишну ив «Бхагават-пуране» —
    аватара
    Вишну:
    Eliade.
    Zalmoxis, pp. 117-118. Но только с периода эпоса и пуран этот космогонический миф становится популярным. Более того, возможно, что он содержит доарийские элементы, от мундов или протомундов:
    Eliade.
    Zalmoxis, p. 119 Из обширной литературы об индийских космогониях упомянем лишь следующие публикации
    Norman W.
    Brown.
    The Creation Myth of the Rig Veda. —
    JAOS,
    62 (1942): 85-98;
    Stella Kramrisch.
    The Triple Structure of
    Creation in the Rig Veda. —
    HR, 2
    (1962-1963): 140-175, 256-291;
    F.B.J. Kuiper.
    Cosmogony and Conception: A
    Query. —
    HR,
    10 (1970): 91-138;
    Hans Penner.
    Cosmogony as Myth in the Vishnu Purana. —
    HR,
    5 (1966): 283-
    299. См. также сборник санскритских текстов La naissance du monde (P., 1959), переведенных и откомментированных Anne Marie Esnoul, pp. О термине
    taks, плотник, в аспекте космогонической мысли
    L. Renou.
    Études sur le vocabulaire du Rgveda:
    Première série (Pondicherry, 1958), p. О Пурушасукте.-
    W. Norman Brown.
    The Sources and Nature of
    purusa
    in the
    Purusasukta. — JAOS,
    51 (1931):
    108-118;
    Ananda Coomaraswamy.
    Rgveda 10, 90, 1:
    aty atisthad daśangulam.

    JAOS,
    66 (1946): 145-161;
    A.W.
    Macdonald.
    A propos de Prajapati —
    JA,
    240 (1953): 323-338;
    Paul Mus.
    Où finit Purusa? — Mélanges d'Indianisme à la mémoire de Louis Renou (P., 1968), pp. О Пурушасукте как парадигматической модели
    J. Gonda.
    Visnuism and Śivaism (L., 1970), p. Об индоевропейских параллелях
    Güntert.
    Der arische Weltkönig und Heiland (Halle, 1923), pp. 315-343;
    F.R.
    Schröder.
    Germanische Schöpfungsmythen.—
    Germanisch-Romanisch Monatsschrift,
    19 (1931)
    403
    1-26, 81-99;
    Bruce Lincoln.
    The Indo-European Myth of Creation. —
    HR,
    15(1975): О рождении ведийских богов и обретении бессмертия
    A.B. Keith.
    Religion and Philosophy, p. 82 sq. Сравнительное исследование
    G. Dumézil. Le Festin d'immortalité
    (P., О происхождении человека и мифическом Предке
    Arthur Christensen.
    Les types du premier homme et du premier roi dans l'histoire légendaire des Iraniens, 2 vols. (1917, 1934);G.
    Dumézil.
    Mythe et Épopée (1971), vol. 2,
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    202
    p. 234 sq.;
    O. Höfler.
    Abstammungstraditionen.— Reallexicon der germanischen Altertumskunde, vol. 1, pp. В Индии потеря бессмертия
    in corpore в пользу духовного бессмертия также имела последствия для отношений между богами и людьми согласно некоторым традициям, вначале боги спускались на землю ив телесной форме встречались с людьми («Тайттирия-самх.» III 5.2; «Катака-самх.» XXXVII 17;
    «Панкавимша-бр.» XV 5.24). Это довольно распространенная архаическая концепция Согласно другой традиции, Праджапати сам был произведением

    тапас
    Согласно другой традиции, Праджапати сам был произведением
    тапас; вначале Небытие
    (асат) стало мыслью
    (manas); став горячим, оно породило дым, свет, огонь и, наконец, Праджапати («Тайттирия- брахмана II 2.9.1-10). В «Шатапатха-брахмане» (XI 1. 6.1) Небытие представляют первичные воды.
    В «Ригведе» (X 61.7) имеется упоминание об инцесте Небесного Отца сего дочерью, Утренней Зарей. В брахманах свою дочь возжелал Праджапати (ШБ I 7.4). Он приблизился к ней в образе оленя («Айтарейя- брахмана III 33.34); он даже попытался овладеть ею, но боги помешали ему, и семя Праджапати, пролившись на землю, произвело озеро («Айтарейя-брахмана» XIII 1-10). О важности этой мифической темы см
    Wendy D. O'Flaherty.
    Asceticism and Sexuality in the Mythology of Siva, Part II. —
    HR,
    9 (1969): 9 Тему истощения и распада Праджапати после сотворения можно сравнить с легендами юго-восточного европейского фольклора, в которых говорится об утомлении бога после завершения его космического деяния
    Eliade.
    Zalmoxis, p. 94 О Праджапати тексты и комментарии
    Sukumari Bhattacharji.
    The Indian Theogony (Cambridge, 1970), p. 322 sq. и наблюдения
    J. Gonda.
    Les religions de l'Inde, vol. 1, p. 227 sq. Сравнительный анализ мифа
    A.W.
    Macdonald.
    A propos de Prajapati. —
    JA,
    240 (1952): О жертвоприношениях в эпоху брахман
    Sylvain Lévi.
    La doctrine du sacrifice dans les Brahmanas (1898). Эта книга остается незаменимой. См. также
    А.К. Coomaraswamy.
    Hinduism and Buddhism (N.Y., 1943), p. 19.
    §77.
    О
    брахмане:
    О брахмане L. Renou, L. Silburn.

    Sur la notion du bráhman. —
    JA,
    237 (1949): 7-46 и библиография
    M. Eliade.
    Yoga, p. 376. Дополнения к библиографии
    L. Renou.
    Le passage des Brahmana aux
    404
    Upanisad. —
    JAOS,
    73 (1953): 138-144;
    Lilian Silburn.
    Instant et cause (P., 1955), p. 50 sq.;
    J. Gonda.
    Notes on
    Brahman (Ultrecht, 1950);
    J. Gonda.
    Les religions de l'Inde, vol. 1, pp. 45, 37;
    G. Tucci.
    Storia della filosofia indiana (Bari, 1957), p. 279 О понятии брахман в истории индийской мысли см. труды по истории
    Surendranath Dasgupta, S.
    Radhakrishnan, E. Frauenwalder и др, а также
    Karl H. Potter.
    Bibliography of Indian Philosophies (Delhi—
    Patna—Varanasi, Об
    араньяках: А. В. Keith.
    Religion and Philosophy, p. 490 sq.;
    J.N. Farquahar.
    An Outline of the Religious
    Literature of India (Oxford, 920), p. 30;
    J. van Buitenen.
    Vedic and Upanishadic Bases of Indian Civilization. —
    J.
    Elder,
    ed.
    Chapters in Indian Civilization
    (Dubuque, Iowa, 1970), vol. 1, p. 6 sq.
    §78.
    О О
    manac: Eliade.
    Yoga, pp. 113-118 и библиографию, р. 377. См. также
    Chauncey Y. Blair.
    Heat in the Rig
    Veda and Atharva Veda (New Haven, 1961);
    DJ. Hoens.
    Santi: A Contribution to Ancient Indian Religious
    Terminology (La Haye, 1951);
    M. Eliade.
    Chamanisme, p. 323;
    J. Gonda.
    Les Religions de l'Inde, vol. 1, pp. 223,
    309, 338;
    W.D. O'Flaherty.
    Asceticism and Eroticism in the Mythology of Siva (L., 1973), p. 40 sq.
    §79.
    Об аскете (
    муни) с длинными волосами
    Об аскете (
    муни) с длинными волосами
    (кесин): М. Eliade.
    Yoga, p. 110 sq.;
    J. Gonda. Religions,
    vol. 1, p. 223 sq.;
    W. Wust.
    Múni. —
    PHMA: Mitteilungen zur indo-germanische, vornehmlich indo-iranische Wortkunde
    7
    (München. 1961): О
    вратья: J.W. Hauer.
    Der Vratya: Untersuchungen über die nichtbrahmanische Religion Altindien (Stuttgart,
    1927);
    Eliade.
    Yoga, p. 112-113.;
    W. Wust.
    Vratá. —
    PHMA,
    66-73. Хауэр полагает, что вратья практиковали тайные обряды инициации сродни древнеарийским. Как полагает Дж.К. Гистерман, вратья использовали тип жертвоприношений, который предвосхитил ритуалы
    шраута; см
    J.C. Heesterman.
    Vratya and Sacrifice. —
    IIJ,
    6 (1962-1963): Об аскетах в Древней и Средневековой Индии
    David N. Lorenzen.
    The Kāpālikas and Kālāmukhas (Berkeley and Los Angeles, 1972), p.187 sq.
    1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   ...   47


    написать администратору сайта