Главная страница
Навигация по странице:

  • §97. Реконструкцию календаря церемоний (на базе надписи, датируемой приблизительно 330 г. дон. э)

  • §99. О культе Деметры

  • Заратустры

  • [ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей. Мирча Элиаде история веры и религиозных идей


    Скачать 4.43 Mb.
    НазваниеМирча Элиаде история веры и религиозных идей
    Анкор[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей.pdf
    Дата27.12.2017
    Размер4.43 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей.pdf
    ТипДокументы
    #13210
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница43 из 47
    1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   47
    §96. Греческий термин, та, мистерия,
    §96. Греческий термин, употребляемый главным образом во множественном числе, та, мистерия, происходит, вероятно, от индоевропейского корня МИ, первоначальное значение которого, закрыть рот, относится к ритуальному молчанию. Ср.: греч.
    мио и
    миео
    — вступать в мистерию,
    миесис, инициация термин, употребляемый только при инициации в мистерии).
    О литературных источниках
    L.R. Farnell.
    Cults of the Greek States (Oxford, 1907), vol. 3, pp. 307-367. Об археологических исследованиях
    F. Noack.
    Eleusis: Die baugeschichtliche Entwicklung des Heiligtums (Berlin and Leipzig, 1927);
    K. Kuruniotis.
    Das eleusinische Heiligtum von den Anfangen bis zur vorperikleische Zeit. —
    ARW,
    33 (1935): 52-78;
    G.E. Mylonas.
    The Hymn to Demeter and Her Sanctuary at Eleusis. —
    Washington Studies
    in Language and Literature,
    13 (Saint Louis, 1942);
    Mylonas.
    Eleusis and the Eleusinian Mysteries (Princeton,
    1961), pp. 23-186;
    E. Simon.
    Neue Deuting zweier eleusinischer Denkmäler des 4. Jh. v. Chr.—
    Antike Kunst, 9
    (1966): 72-92;
    H. Metzger.
    Les représentations dans la céramique attique du IV
    e siècle (P., 1951), pp. 231-265;
    H.
    Metzger.
    Recherches sur l'imagerie athénienne (P., 1965), pp. О гомеровском гимне
    N.J. Richardson,
    ed. The Homeric Hymn to Demeter (Oxford, 1973); см. также К.

    Deichgräber.
    Eleusinische Frömmigkeit und homerische Vorstellungswelt im Homerischen Demeterhymnus
    (Mainz, 1950);
    Francis R. Walton.
    Athens, Eleusis and the Homeric Hymn to Demeter. —
    Harvard Theological
    Review,
    45 (1952): 105-114;
    Ugo Bianchi.
    Saggezza olimpica e mistica eleusina nell'inno omerico a Demeter. —
    SMSR,
    35 (1964): 161-193;
    Mary L. Lord.
    Withdrawal and Return in the Homeric Hymn to Demeter and the
    Homeric Poems. —
    Classical Journal,
    62 (1967): Из огромной литературы, посвященной Элевсинским мистериям, отметим
    L.R. Farnell.
    Cults, vol. 3, pp. 126-
    198;
    Paul Foucart.
    Recherches sur l'origine et la nature des Mystères d'Eleusis (P., 1895);
    Foucart.
    Les Mystères d'Eleusis (P.. 1914);
    Martin P. Nilsson.
    Minoan-Mycenaean Religion and Its Survival in Greek Religion (Lund,
    1927; 2d ed., rev. and enl., 1950), pp. 468, 558;
    Nilsson.
    Die eleusinischen Gottheiten.—
    ARW,
    32 (1935): 79-141,
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    210
    переизд. в
    Opuscula Selecta
    (Lund, 1952), vol. 2, pp. 542-623;
    Nilsson.
    Greek Popular Religion (N.Y., 1940; new ed.. 1961), pp. 42-64; 5.
    Eitrem.
    Eleusis: Les mystères et l'agriculture. —
    Simbolae Osloenses,
    20 (1940): 133-151;
    Victor Magnien.
    Les Mystères d'Eleusis: Leurs origines. Le rituel de leurs initiations (P., 1938) (книга ценна переведенными и цитируемыми текстами
    Walter
    419
    F. Otto.
    Der Sinn der eleusinischen Mysterien. —
    Eranos-Jahrbuch, 9
    (1939): 83-112, переизд.: The Meaning of the Eleusinian Mysteries. —
    The Mysteries: Papers from the Eranos Yearbooks,
    nr. 2 (N.Y., 1955), pp. 14-31;
    Momolina Marconi.
    Sul misterio dei Misteri Eleusini. —
    SMSR,
    22 (1949-1950): 151-154; С. Kerényi.

    Eleusis:
    Archetypal Image of Mother and Daughter (Nev York, 1967);
    Georges Méautis.
    Les Dieux de la Grèce et les
    Mystères d'Eleusis (P., 1959);
    P. Boyancé.
    Sur les Mystères d'Eleusis.—
    REG,
    75 (1962): 460-482;
    Walter Burkert.
    Homo Necans (Berlin, 1972), pp. Следуя мнению Геродота (2.49 sq., 146), Поль Фукар утверждает египетское происхождение Элевсинских мистерий. Но Шарль Пикар замечает До сих пор нигде, даже в хиероне, не обнаружено никакого египетского предмета, датируемого второй половиной II тысячелетия.
    Ch. Picard.
    Sur la patrie et les pérégrinations de Déméter. —
    REG,
    40 (1927): 321-330, особи, 111,
    114, подтвердили критское происхождение мистерий. Однако недавние раскопки обесценили гипотезы о критском или минойском влиянии на сооружения в Элевсине:
    Mylonas.
    Eleusis, p. 16; и ср. — Ibid., pp. 49, 68, sq. П. Нильссон попытался установить микенское происхождение мифо-ритуального комплекса
    Элевсина.
    М.Р. Nilsson.
    Minoan-Mycenaean Religion, p. 558 sq.; см. также
    Opuscula Selecta,
    vol. 2, p. 585 sq.
    Милонас отмечает традиции, свидетельствующие скорее о северном происхождении культа
    (Mylonas.
    Eleusis, p. 19) — из Фессалия или Фракия. Согласно Павсанию (1. 38. 2-3), Евмолп, первый главный жрец и основатель семьи Евмолпидов, был, возможно, уроженцем Фракии. Однако имя Евмолп — доэллинское
    (Nilsson.
    Minoan-Mycenaean Religion, p. 520 sq.). Во всяком случае, каким бы ни было их происхождение, мистерии были доэллинскими и продолжали архаический по своей природе культ. Из другой семьи,
    Кериков, происходили другие служители культа дадухи, носители факела, иерокериксы, вестники церемоний, и жрец, находившийся у алтаря. До разрушения Элевсина Аларихом в 396 г. все главные жрецы и другие служители культа происходили из этих двух семей.
    Что касается генезиса мистерий, то большинство ученых видело его в мифо-религиозном сценарии, связанном с земледелием. Нильссон считает Деметру Матерью-Зерном, а Кору — Девой-Зерном: они символизируют старый и новый урожаи. Поэтому воссоединение двух богинь представляет встречу двух урожаев.
    Nilsson.
    Greek Popular Religion, p. 51 sq.
    *
    129
    Нильссон утверждает, что в Элевсине не было доктрина существовало лишь несколько простых, фундаментальных идей о жизни и смерти, символом которых было возникновение нового урожая из старого
    (ibid., р. 63). Сходное объяснение было предложено и P.M. Корнфордом в
    R.M. Cornford.
    The
    aparchai
    and the Eleusinian Mysteries. —
    Essays and Studies
    presented to William Ridgeway
    (Cambridge, 1913), pp. 153-166. Мы уже критиковали не рази особенно при обсуждении работы Нильссона «Greek Popular Religion», неадекватность подобных генетических псевдо- объяснений религиозных феноменов
    Eliade.
    Mythologie et Histoire des religions. —
    Diogène
    (January 1955):
    108 sq. Связь Элевсинских мистерий с земледелием анализируются также в работах
    R. Pettazzoni.
    I Misteri
    (Bologna, 1924), p. 45 sq.; La religion dans la Grèce antique (P., 1953), p. 73 О мифах и обычаях, связанных с гранатовыми деревьями, в мире Средиземноморья
    Uberto Pestalozza.
    Iside e la Melagrana в его книге Religione Mediterranea (Milan, 1951), pp. 1-70, и
    Ileana Chirassi.
    Elementi di cultura precereali nel miti e riti greci (Rome, 1968), pp. Об освящении огнем
    J.G. Frazer.
    Putting Children on the Fire, приложение 1 к его изд Apollodorus. The
    Library, vol. 2, pp. 311-317;
    CM. Edsman.
    Ignis Divinus (Lund, 1949); и особенно
    Marie Delcourt.
    Pyrrhos et
    Pyrrha: Recherches sur les valeurs du feu dans les légendes helléniques (P., 1965), p. 66 sq. То, что Деметра хотела сделать для Демофонта, Исида пыталась сделать для ребенка Арсиноя, а Фетида — для Ахилла. Но поскольку всякий разим мешали напуганные смертные, никому из богинь это не удалось. О хозяевах огня
    Eliade.
    Chamanisme, pp. 257, 438, 474, и Forgerons et Alchimistes, p. 81 Об эпизоде с Баубо:
    Charles Picard.
    L'épisode de Baubô dans les Mystères d'Eleusis. —
    RHR,
    95 (1927): 1-37;
    V.
    Magnien.
    Les Mystères d'Eleusis, p. 86 Согласно тому, что было названо орфической версией мифа о Деметре:
    Malten.
    Altorphische Demetersagen.

    ARW,
    5 (1909): 417 sq. — в Элевсине жили бедный крестьянин Дисаул и его жена Баубо, у них была только жалкая лачуга, ибо Деметра еще не научила людей возделыванию пшеницы. По аттической традиции, Триптолем был сыном Дисаула
    (Павсаний,
    I. 14. 3). Другой его сын — Эвбулей— был свинопасом, и его свиней закололи тогда же, когда была похищена Персефона. Водном из орфических гимнов
    (41. 6) говорится, что, закончив свой пост в Элевсине, Деметра спустилась в Аид, следуя указаниям, данным ей Эвбулеем: К. Kerényi.

    Eleusis, pp. 43, Древние связывали Элевсин с Элизием, местопребыванием Блаженных.
    A.B. Cook.
    Zeus, vol. 2, p. 36.
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    211
    §97. Реконструкцию календаря церемоний (на базе надписи, датируемой приблизительно 330 г. дон. э)
    §97. Реконструкцию календаря церемоний (на базе надписи, датируемой приблизительно 330 г. дон. э) см
    Sterling Dow and Robert F. Healey.
    A Sacred Calendar of Eleusis (Cambridge, О малых мистериях
    P. Roussel.
    L'initiation préalable et le symbole Eleusinien.—
    Bulletin de correspondance
    hellénique,
    54 (1930): 51-74;
    Mylonas.
    Eleusis, pp. 239-243. Жертвоприношение свиней было повсюду в Греции характерным для культа Деметры:
    W. Burkert.
    Homo Necans, p. 284. С другой стороны, такие жертвоприношения по случаю инициации широко отмечаются у земледельцев островов Полинезии. Буркерт р. 286) отмечает, что греки словом поросенок
    (хойрос) в грубом разговорном языке называли женский половой орган. Символично, что жертвоприношение молодой свиньи представляло убийство девушки.
    О
    гефиризме: E. de Martino.
    Gephyrismi. —
    SMSR,
    10 (1934): О
    кикеоне: A. Delatte.
    Le cycéon, breuvage rituel des mystères d'Eleusis. —
    Bull. Classe des Lettres, Acad. Royale
    de Belgique,
    5-e ser., vol. 40 (1954): Большое количество неравноценных текстов, относящихся к инициациям, цитируется и переведено
    V.
    Magnien.
    Les Mystères d'Eleusis, p. 198 sq., к ним надо подходить с осторожностью. О ритуалах
    Mylonas.
    Eleusis, pp. 43-85;
    Dario Sabbatucci.
    Saggio sul misticismo greco (Rome, 1965), p. 27 sq. См. также
    Charles
    Picard.
    Le prétendu baptême d'initiation éleusien et le formulaire des mystères des Deux-déesses. —
    RHR,
    154
    (1959): 129-145;
    Ugo Bianchi.
    Ο ΣΥΜΟΑΣ ΑΙΩΝ, в Ex Orbe Religionum (Leiden. 1972), vol. 1, pp. 277-286;
    H.
    Ludin Jansen.
    Die Eleusinische Weihe —
    Ibid.,
    pp. 287-298. Жертвоприношения и ритуалы, связанные с инициацией, проводились в огражденных святилищах, что определяет уникальность Элевсинских обрядов. Олимпийские жертвоприношения проводились не в храмах, ау жертвенников, которые устанавливались повсюду — в жилищах, на улицах и на полях.
    О космическом и ритуальном значении двух сосудов,
    plemochoai, наполненных водой и переворачиваемых инициатом, когда он повторяет формулу (может быть, известную формулу, о которой говорит Прокл в Ad
    Timaeum, 293 С, см
    Edward L. Ochsenschlager.
    The Cosmic Significance of the
    plemochoe.

    HR, 9
    (1970): О разоблачении секретов (см. §97, прим. 3) античность дает мало других примеров. В риторическом упражнении, которое дошло до нас под именем Сопатер, рассказывается о молодом человеке, который мечтал пройти инициацию он созерцал
    дромену, но так как не слышал слов главного жреца, его инициация не засчиталась. Андрокид, напротив, был обвинен в том, что он показал
    хиеры не прошедшему инициацию и произнес слова, которые нельзя было оглашать.
    Mylonas.
    Eleusis, p. 272, nn. 194, 195. Алкивиад пародировал тайные церемонии и был отправлен в ссылку некоторые из его сотоварищей были схвачены и казнены.
    Xenophon.
    Hellenika 1.4.14; и др. Синезий сохранил короткий фрагмент из юношеской работы Аристотеля

    §98. Синезий сохранил короткий фрагмент из юношеской работы Аристотеля, относящийся к посвящению в мистерию Аристотель считает, что от тех, кто проходит обряд инициации, не ждут, что они приобретут какие-то знания они должны испытать определенные
    422
    чувства, достичь определенного состояния, как только будут достаточно для этого подготовлены. Dio, ed.
    Krabinger,
    vol. 1, pp. 271-272 = Aristote, frag. 15 Rose; по переводу
    Jeanne Croissant.
    Aristote et les Mystères
    (P., 1932), p. 137. Параллельный текст, переданный Пселием и опубликованный
    J. Bidez.
    Catalogue des manuscrits alchimiques grecs (1928), vol. 6, p. 171,— подробно проанализирован
    J. Croissant,
    p. 145 Об отрывке из Фемистия:
    Mylonas.
    Eleusis, p. 264. Превосходный анализ источников
    Farnell.
    Cults, vol. 3, p. О
    синтеме, или пароле, о котором сообщает Климент Александрийский
    U. Pestalozza.
    Religione
    Mediterranea: Vecchi e nuovi studi (Milia, 1951), pp. 216-234 (Ortaggi, frutti e paste nei Misteri Eleusini);
    Mylonas.
    Eleusis, pp. 294-303;
    W. Burkert.
    Homo Necans, p. 298 Идентификация предметов, которые прятались в сундуке ив корзине, послужила поводом для длительных, все еще продолжающихся споров. А. Корте полагает, что в корзине находится символ матки
    (ктеис); касаясь его, мист верит, что он вновь рожден как дитя Деметры. —
    ARW
    (1915): 116. О. Керн идет еще дальше мисты соединяются с богинями, касаясь
    ктеис своим половым органом О. Kern.
    Die griechische
    Mysterien der classischen Zeit (1927), p. 10. А. Дитерих, наоборот, считает, что мист находит в корзине фаллос, кладя его на грудь, он соединяется с богиней и становится ее ребенком см А. Dieterich.

    Eine
    Mythrasliturgie (1903), p. 123; Mutter Erde, 3d ed. (1925), p. ПО sq. По мнению Шарля Пикара, в корзине находился фаллоса в сундуке матка манипулируя ими, мист соединялся с богинями,
    Ch. Picard.
    L'épisode de Baubô. —
    RHR,
    95 (1927): p. 237 sq. С. Эйтрем предполагает, что фаллос и матку изображали змеи, гранаты и лепешки
    (S. Eitrem.
    Eleusinia, p. 140 sq.). Подобные объяснения отвергали многие ученые Maas, Farnell,
    Roussel, Deubner, Otto, Kerényi и др.
    Mylonas.
    Eleusis, p. 296, п. 22. Но стоит упомянуть эти историко- религиозные толкования они помогают понять дух времени на Западе первой трети XX века.
    Что касается различных данных об инициации в мистерии, о которых сообщают отцы церкви, то ясно, что у них определенная цель атаковать и дискредитировать язычество. Однако отцы церкви не осмеливались
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    || прибегать к измышлениям, в противном случае они получили бы победоносные возражения языческих авторов. Но следует помнить, что они писали в период полного расцвета религиозного синкретизма и что они имели ввиду прежде всего элевсинские мистерии. Действительно, также, как многочисленные авторы, неоплатоники и неопифагорейцы, объявляли о единстве всех мистерий, христианские авторы, принимая их точку зрения, считали Элевсинскими все более поздние мистерии. Кроме того, апологеты разделяли эллинский
    423
    обычай объяснения по аналогии, что делает их свидетельства еще более сомнительными.
    Огонь и кремация в Элевсине. Возможно, что некоторые мисты сжигались на террасе, где стоял храм, между
    1110-700 гг. до н.э.
    (Kerényi.
    Eleusis, p. 93.). С другой стороны, мы знаем историю об одном брахмане,
    Зарманосе или Зарманохегосе, который в 20 г. до н.э., когда Август снова был в Элевсине, пожелал пройти инициацию и, побывав на
    эпоптее, вошел в огонь и сгорел
    (Dio Cassias.
    54.9. 10;
    Strabo,
    15. 1.73; ср.
    Kerényi,
    p. 100). He видим ли мы в этих ритуальных кремациях память об обожествлении огнем Демофонта? См. также
    Marie Delcourt.
    Pyrrhos et Pyrrha (P., 1965), p. 68 sq.
    §99. О культе Деметры:
    §99. О культе Деметры:
    Farnell.
    Cults, vol. 3, p. 38 sq.;
    Nilsson.
    Geschichte, vol. 1, p. 461 О мистериях Деметры в остальной Греции
    Nilsson.
    Geschichte, vol. 1, p. 478;
    R. Stigliti.
    Die grossen Göttinen
    Arkadiens (Vienna, 1967), p. 30 sq.;
    G. Zuntz.
    Persephone (Cambridge, 1971), p. В I в. до н.э. Диодор Сицилийский (V.73.3) сообщил следующее жители Крита утверждают, что мистерии распространились по свету сих острова, приводя в доказательство тот факт, что тайны, сообщаемые на
    Элевсинских инициациях, на самофракийских мистериях ив орфическом культе, стали на Крите известны всем, кто хотел их узнать. В той мере, в какой сведения Диодора верны, возможно, они относятся к обычаями особенно к мифологемам, которые показывают связь между земледельческим циклом (исчезновение зерна в почве, за которым следует появление нового урожая) и похищением Персефоны с последующим ее воссоединением с Деметрой.
    Роль Диониса в мистериях служит предметом споров. В IV в. его приравнивали к Иакху. персонификации издаваемых адептами криков
    (Геродот,
    VIII, 65) или гимнов, распеваемых (комментарии к пьесе
    Аристофана Лягушки 309) вовремя процессии в Элевсине. Софокл в «Антигоне» (1119-1121, 1146-1152) учит, что Иакх— это Дионис в его Элевсинской ипостаси
    (Farnell.
    Cults, vol. 3, p. 149). Но Дионис как будто бы не появляется среди божеств, почитавшихся в мистериях.
    Mylonas.
    Eleusis, p. 238. Его присутствие в
    Элевсине есть следствие синкретизма, движения, которое усилится в эллинский период. История исследований в области иранской религии прекрасно изложена в

    §100. История исследований в области иранской религии прекрасно изложена в
    J
    Duchesne-Guillemin.
    The
    Western Response to Zoroaster (Oxford, 1958). См. также G.
    Widengren.
    Stand und Aufgaben der iranischen
    Religionsgeschichte. —
    Numen,
    1 (1954): 16-83; 2 (1955): 47-134, и
    Gherardo Gnoli.
    Problems and Prospects of the Studies on Persian Religion ив, С. J.
    Bleeker, and A. Bausani (Leiden, 1972), pp. 67-101. Автор этой статьи подробно разбирает работы, опубликованные после 1940 г. Все еще полезны своей богатой документацией
    J.H. Moulton.
    424
    Early Zoroastrianism (L., 1913),
    A. V. William Jackson.
    Zoroastrian Studies (N.Y., 1928), особи) (собрание фактов. Новые направления в интерпретации иранских религий намечаются в следующих работах Е. Benveniste.

    The
    Persian Religion according to the Chief Greek Texts (P., 1929);
    H. Lommel.
    Die Religion Zarathustras nach dem
    Awesta dargestellt (Tübingen, 1930); очень субъективная монография
    H.S. Nyberg.
    Die Religionen des alten Iran
    (Leipzig, 1938);
    G. Widengren.
    Hochgottglaube im alten Iran (Uppsala, 1938); G.
    Dumézil.
    Naissances d'archanges
    (P., 1945), см. также его Tarpeia (P., 1947), pp. 33-113;
    J. Duchesne-Guillemin.
    Zoroastre (P., 1948); и
    Duchesne-
    Guillemin.
    Ormazd et Ahriman: L'aventure dualiste dans l'antiquité (P., 1953). После этого появились еще 4 обобщающие работы
    R.C. Zaehner.
    The Dawn and Twilight of Zoroastrianism (L., 1961), см. критическую рецензию
    Duchesne-Guillemin.

    IIJ,
    7 (1964): 196-207;
    J. Duchesne-Guillemin.
    La religion de l'Iran ancien (P.,
    1962), eng. trans., Religion of Ancient Iran (Bombay);
    Marjan Molé.
    Culte, mythe et cosmologie dans l'Iran ancien
    (P., 1963); и
    G. Widengren.
    Die Religionen Irans (Stuttgart, 1965); фр. перев. Les Religions de L'Iran (P., 1968). В книгах Ж. Дюшен-Гийемена и Г. Виденгрена собрана превосходная библиография. Смелая интерпретация М. Моле породила споры, но книга ценна большим количеством переведенных текстов. Дополнительные библиографические ссылки будут даны ниже, в связи с конкретными темами. В 1975 г. вышла книга
    Mary
    Boyce.
    A History of Zoroastrianism, vol. 1: The Early Period (Leiden und Cologne, 1975).
    *
    130
    . Что касается текстов, то считается, что три четверти Авесты утеряны. См. обобщение сохранившихся частей
    J.
    Duchesne-Guillemin.
    La religion de l'Iran ancien, pp. 32-40 (см ibid., pp. 40-50, детальное изложение структуры Авесты. Единственный полный перевод текста Авесты
    J. Darmsteter.
    Le Zend-Avesta, 3 vols.
    (P., 1892-1893; переизд. 1960). Но он не годится для изучения гат»
    (Duchesne-Guillemin). Из числа более поздних переводов гат после перевода С. Bartholomae,
    Die Gathas des Awesta (Strasbourg, 1905), который остается незаменимым, упомянем
    J. Duchesne-Guillemin.
    Zoroastre, pp. 166-296 (этот перевод упоминается в нашем тексте, и эта часть книги переведена на англ М. Henning.

    The Hymns of Zarathustra (L., 1952);
    H.
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    213
    Humbach.
    Die Gathas des Zarathustra, 2 vols. (Heidelberg, 1959), с парафразами и примечаниями. См. также
    Bernfried Schlerath.
    Die Gāthās des Zarathustra.—
    Orientalistische Literatur-Zeitung,
    57 (1962), 565-589; критический обзор последних толкований частично воспроизведен в В. Schlerath.
    ed., Zarathustra (Darmstadt,
    1970), pp. 336-359; и
    Wolfgang Lenti.
    Yasna 28: Kommentierte Uebersetzung und Komposition-Analyse (Mainz,
    1955). О яштах и пехлевийских текстах см. ниже.
    425
    Острую критику работы археолога Е. Herzfeld.
    Zoroaster and His World (Princeton, 1947) и книги ГС.
    Нюберга см. в
    W.B. Henning.
    Zoroaster, Politician or Witch-Doctor? (Oxford, 1951), (в предисловии к новому изданию своей книги «Religion der alten Iran» Нюберг отвечает на критику Хеннинга и определяет свою позицию).
    Традиционную хронологию Заратустры отвергают
    Molé.
    Culte, mythe, et cosmologie, p. 530 sq. и Gherardo
    Gnoli. Politica religiosa e concezione della regalità sotto i Sassanidi. —
    La Persia nel Medioevo
    (Rome, 1971), pp.
    1-27, особ. р. 9. Критическую библиографию по этой проблеме см. в
    Klima.
    The Date of Zoroaster. —
    Ar Or,
    27 (1959): О мужских союзах у ариев:
    Stig Wikander.
    Der arische Männerbund (Lund, 1938) и G.
    Widengren.
    Religion de l'Iran, p. 39 sq. (обобщенное изложение дозороастрийских идей и верований, с обновленной библиографией. О превращении исторического персонажа в архетип см

    §101. О превращении исторического персонажа в архетип см
    Eliade.
    Le Mythe de l'éternel retour, p. 52 sq. примеры с комментариями. Разработку легенды о Заратустре см. в
    J. Duchesne-Guillemin.
    La religion, p.
    337 sq.
    Маржан Моле в своей работе «Culte, mythe et cosmologie» пытается реконструировать образ Заратустры по Авесте, не используя гаты. Его восхваляют прежде всего зато, что он ввел правильный обряд жертвоприношения, зато, что он произнес действенные заклинания и передал их людям, чтобы они узнали, как надо защищать скот, воду и растения, — а не зато, что он предложил новую доктрину. Этот образ напоминает скорее образы Орфея или Залмоксиса, нежели семитского пророка.
    M. Molé.
    Réponse à M.
    Duchesne-Guillemin. —
    Numen
    (1961): 53. M. Моле признает, что не может ничего сказать об историчности
    Заратустры (ibid., р. 53; ср. Culte, mythe et cosmologie, p. 530). Во всей маздеитской традиции Заратустра является прототипом жреца, в то время как Виштаспа— прототипом инициируемого. Однако все это не исключает историчности персонажа, известного под именем Заратустра.
    Герардо Ньоли придерживается сходной позиции доктрина, переданная в гатах от имени Заратустры, включает лишь один аспект маздеизма, в частности, его эзотерический аспект, те. его жреческую и инициатическую традицию, сохраненную для религиозных элит. Маздеизм при Ахеменидах, по контрасту, представлял собой публичный культ, отправлявшийся и государством, и властителем. См
    G. Gnoli.
    Politica religiosa, p. 17 sq., ион же La Religione persiana. — Storia delle Religioni, 6 ed. (Turin, 1971), pp. 235-292, особ. Убедительный анализ религиозного призвания Заратустры: КГС. Нюберг был первым, кто настаивал на шаманистском характере экстаза
    Заратустры:
    1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   47


    написать администратору сайта