[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей. Мирча Элиаде история веры и религиозных идей
Скачать 4.43 Mb.
|
§114. О Псалмах на восшествие на престол §114. О Псалмах на восшествие на престол S. Mowinckel. Psalmenstudien, vol. 2: Das Thronbesteigungsfest Jahwäs und der Ursprung der Eschatologie (Christiania, 1922). О культовой функции псалмов S. Mowinckel. The Psalms in Israel's Worship, 2 vols. (N.Y. and Oxford, 1962); H. Ringgren. Faith of the Psalmist (Philadelphia, 1963); H. Zirker. Die kultische Vergegenwärtigung der Vergangenheit in den Psalmen (Bonn, 1964); С. Westermann. The Praise of God in the Psalms (Richmond, 1965). См. также О. Keel. Feinde und Gottesleugner: Studien zum Image des Widersacher in den Individualpsalmen (Stuttgart, О Яхве как Боге живом H. Ringgren. La religion d'Israël, p. 99; Fohrer. History, p. 164 sq.; Ringgren. World and Wisdom: Studies in the Hypostatization of Divine Qualities in the Ancient Near East (Lund, 1947). Об израильских концепциях живых существ и о «дыхании-духе» см О. Eissfeldt. The Old Об идее воскресения H. Riesenfeld. The Resurrection in Ezekiel XXXVII and in the Dura-Europas Paintings (Uppsala, 1948); Widengren. Sakrales Königtum, p. 45 sq. §115. Книга Иова имеет прологи эпилог в прозе и основную часть в стихах §115. Книга Иова имеет прологи эпилог в прозе и основную часть в стихах, включающую диалоги между Иовом и его друзьями. Между частями, написанными в стихах ив прозе, существует определенное различие. Из огромной литературы об Иове отметим О. Eissfeldt. The Old Testament, p. 454 (библиография G. Fohrer. Studien zum Buche Hiob (1963); S. Terrien. Job (Neuchâtel, 1963); J Pedersen. Scepticisme israëlite. — RHPR, 10 (1930): 317-370; P. Humbert. Le modernisme de Job. — VT, suppl. 3 (1955): 150-161; H.H. Rowley. The Book of Job and Its Meaning (= From Moses to Qumran, 1963, pp. 141-183). 433 §116. Об Илии: §116. Об Илии: G. von Rad. Old Testament Theology, vol. 2, pp. 14-31; G. Fohrer. History of Israelite Religion, p. 230 (n. 15, библиография L. Bronner. The Stones of Elijah and Elisha as Polemics against Baal Worship (1968), и два тома Etudes Carmélitaines: Elie le Prophète, vol. 1: Selon les Ecritures et les traditions chrétiennes; vol. 2: Au Carmel, dans le Judaïsme et l'Islam (P., 1956); см. особ P. Marie-Joseph Stiassny. Le Prophète Elie dans le Judaïsme, vol. 2, pp. О культе пророков A. Haldar. Associations of Cult Prophets among the Ancient Semites (Uppsala, 1945); H. H. Rowley. Worship in Ancient Israel, pp. 144-175; J. Jeremias. Kultprophetie und Gerichtsverkundigung in der späteren Königzeit Israels (Neukirchen and Vluyn, Об отношениях между царями и пророками J. Petersen. Israel, vol. 1/2, p. 124 sq.; F.M. Cross. Canaanite Myth and Hebrew Epic, pp. 217, Литература о пророчествах в Ветхом Завете анализируется в H.H. Rowley. The Nature of Old Testament Prophecy in the Light of Recent Study. — Harvard Theological Review, 38 (1945): 1-38; G. Fohrer. Neuere Literatur zur Alttestamentlichen Prophétie— Theologische Rundschau (1951): 277-346; ibid. (1952): 192-197, 295- 361; G. Fohrer. Zehn Jahre Literatur zur altestamentlichen Prophétie. — Ibid. (1962): 1-75, 235-297, 301-374. Краткое изложение G. von Rad. Theology vol. 2, p. 50 sq.; Fohrer. History of Israelite Religion, p. 230 sq. См. также S. Mowinckel. The «Spirit» and the «Word» in the Pre-Exilic Reforming Prophets. — Journal of Biblical Literature, 53 (1934): 199-227; André Neher. L'essence du prophétisme (P., 1955), pp. 85-178 (еврейская структура пророчества) и 179-350 (опыт пророчества Claudi Tresmontant. La doctrine morale des prophètes d'Israël (P., 1958). * 131 О символическом смысле деяний пророков G. Fohrer. Die symbolischen Handlungen der Propheten, е éd. (1968). §117. Об Амосе и Осии: §117. Об Амосе и Осии: G. von Rad. Theology, vol. 2, pp. 129-146; Ringgren. La religion d'Israël, p. 278 sq.; Fohrer. History of Israelite Religion, pp. 243-261; H.S. Nyberg. Studien zum Hoseabuche (Uppsala, 1935); A. Caquot. Osée et la royauté.— RHPR, 41 (1961): 123-146; E. Jacob. L'héritage cananéen dans le livre du prophète Osée. — RHPR, 4 (1963): 250-259. §118. Об Исаие: §118. Об Исаие: О. Eissfeldt. The Old Testament, pp. 303-346 (библиография, pp. 303-304); von Rad. Theology, vol. 2, pp. 147-169; Fohrer. History, pp. 251-257. Ср. также S. H. Blank. Prophetic Faith in Isaiah (1958). Михей из Моресхета, младший современник Исаии, возможно, проповедовал между 725 и 711 гг. до н.э. Восемь его речей входят впервые три главы его книги. Некоторые пассажи (1:16; 2:4-5, 10, 12-14), как и другие разделы, — это добавления, сделанные после изгнания. Михей не касается международной политики, а выступает против внутренних беззаконий и моральной развращенности иудеев. Наказание не замедлит последовать. Страна будет опустошена (5:10; 434 ние не замедлит последовать. Страна будет опустошена (5:10; 6:16), и «Сион распахан будет как поле, и Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || yanko.lib.ru@rambler.ru || http://yanko.lib.ru || Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом (3:12). В этих добавлениях есть и мессианский отрывок из Священного Писания. В Вифлееме родится Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, затем будет завоевана Ассирия, и Он будет великим до краев земли. И будет Он мир ( Мих 5: 2, 4-5). См Fohrer. History, p. 257, п. 20, библиография Михея. В последней трети VII в. продолжили свое служение три второстепенных пророка Софония, Аввакум и Наум. Первый заслуживает внимания, поскольку именно он возвестило неизбежном наступлении дня Яхве»: Близок великий день Господа. День Гнева — день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения и т.д. (Соф 1: 14-15). §119. О Иеремии: §119. О Иеремии: G. von Rad. Theology, vol. 2, pp. 188-199; Eissfeldt. Old Testament, pp. 346-64, 717-718 (с богатой библиографией Fohrer. History, pp. 188-199. §120. О Иезекииле: §120. О Иезекииле: G. von Rad, vol. 2, pp. 230-237; Eissfeldt, pp. 365-381 (богатая библиография, pp. 365-369, 758); G. Fohrer. Die Hauptprobleme des Buches Ezechiel (1952); Fohrer. History, pp. 316-321. См. также J. Steinmann. Le prophète Ezéchiel et les débuts de l'exil (1953); T. Chary. Les prophètes et le culte à partir de l'exil (1955). §121. О понятии день Яхве»: §121. О понятии день Яхве»: G. von Rad. The Origin of the Concept of the Day of Yahweh. — JSS, 4 (1959): 97- 108, idem. Old Testament Theology, vol.2, О царе будущего, Мессии S. Mowinckel. He That Cometh (N.Y., 1954), pp. 96, О религиозной оценке истории у пророков Eliade. Le Mythe de l'éternel retour, p. 122 sq. §122. История трактовок Диониса — предмет еще неопубликованной докторской диссертации §122. История трактовок Диониса — предмет еще неопубликованной докторской диссертации Mark McGinty. Approaches to Dionysos: A Study of the Methodological Presuppositions in the Various Theories of Greek Religion as Illustrated in the Study of Dionysos (University of Chicago, December 1972). McGinty обсуждает интерпретации Фридриха Ницше: Die Geburt der Tragödie, 1871; Erwin Rohde. (Psyche, 1894, англ. перев., N.Y., 1925); Jane Harrison. (Prolegomena, 1901; Themis, 1912); Martin P. Nilsson. особи, англ. перев. R.B. Palmer. Dionysos: Myth and Cult (Bloomington, Ind., 1965); E.R. Dodds. and W.K. Guthrie. The Greeks and the Irrational, 1951. На фр. языке, см. прекрасную работу H. Jeanmaire. Dionysos: Histoire du culte de Bacchus (P., 1951), с богатой библиографией (pp. Об этимологии Семелы: Р. Kretschmer. Aus der Anomia (1890), p. 17 sq. Автор связывает фрако-фригийскую вокабулу «семело», документируемую во фригийских погребальных надписях периода империи и обозначавшую богиню Земли, со славянским словом земля и литовским именем подземной богини Земина. Эту этимологию приняли Нильссон (Minoan-Mycenaean Religion, p. 567), Виламовиц (Der Glaube der Hellenen, vol. 2, p. 60). Но ее отверг, как и некоторые другие ученые, Отто (Dionysos, р. 69 В течение целого столетия ученые пытались объяснить преследование Диониса историей проникновения его культа в Грецию бог рассматривался как чужеземец, пришедший из Фракии (см. Rohde) или из Фригии (см Nilsson). После того, как его имя было обнаружено в микенских надписях, некоторые авторы выступили с гипотезой о критском происхождении Диониса Karl Kerényi. Die Herkunft der Dionysosreligion nach dem heutigen Stand der Forschung. — Arbeitsgemeinschaft für Forschung des Landes Nordrhein Westfalen (Cologne, 1956): 5 sq.; Kerényi. Der Frühe Dionysos (1960). Ср.: Pestalozza. Motivi matriarcali in Etolia éd Epiro. — Rendiconti Ist. Lomb. di Scienze Lettere, 87 (Milan, 1957): 583-622; переизд.: Nuovi saggi di religione mediterranea. Florence, 1964, pp. 257-295, sp. 272-273, n. 3. См. также T.B.L. Webster. Some Thoughts on the Prehistory of Greek Drama. — Bull. 1st. Classical Studies, University of L, 5 (1958): 43-48; G. van Hoorn. Dionysos et Ariadne. — Mnemosyne, 12 (1959): 193-197, и особ. J. Puhvel. Eleuther and Oinoâtis. — Mycenaean Studies, éd. E.L. Bennett, Jr. (Madison, Wis., 1964): 161-170. §123. Празднества в честь Диониса анализируются в §123. Празднества в честь Диониса анализируются в Jeanmaire. Dionysos, p. 25 sq. (библиография. См. также о Ленеях: М.Р. Nilsson. Griechische Feste (Leipzig, 1906), p. 275; L. Deubner. Attische Feste (Berlin, 1932). p. 125. Об Анфестериях: Jeanmaire, pp. 48-56, 486 (библиография). О религиозных функциях соревнований и ритуальных боев Eliade. La nostalgie des origines, p. 315 О мифо-ритуальной теме периодического возвращения мертвых Eliade. Méphistophélès et l'Androgyne, p. 155 sq.; V. Lanternari. La Grande Festa (Milan,1959), p. 411 sq. §124. E.P. Додд провел сравнительный анализ некоторых специфически дионисийских черт, описанных в Вакханках §124. E.P. Додд провел сравнительный анализ некоторых специфически дионисийских черт, описанных в Вакханках oreibasia скитания по горам, неистовые пляски, нападения менад на деревни — и показал, что эти обычаи и нравы документировались повсюду в Греции, дои после Еврипида; см E.R. Dodd. Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || yanko.lib.ru@rambler.ru || http://yanko.lib.ru || 219 Maenadism in the Bacchae. — Harvard Theological Review, 33 (1940): 155-176. Жанмэр продолжил исследование за пределы Греции Jeanmaire. Dionysos, p. 119 sq. зари бури в Северной Африке, Аравии и Абиссинии. В Греции известны примеры мании, насылаемой другими богами, p. 109; Farnel (Cults, vol. 5, pp. 167-171) собрал воедино упоминания о человеческих жертвоприношениях и ритуальном каннибализме. О корибантизме: Jeanmaire, p. 123 sq. и сравнительное исследование. О ритуальной интерпретации эпизода с Пенфеем: Clara Gallini. Il travestismo rituale di Penteo. — SMSR, 34 (1967): 211 Обычаи разрывания на куски (sparagmos) и поедания сырого мяса (omophagia) характерны для мусульманской секты Айссава ('Isawiyya); см R. Eissler. Nachleben dionysischen Mysterienritus. — ARW (1928): 172-183. Автор первым использовал книгу Rene Brunei. Essai sur la confrérie religieuse des Aissäoua au Maroc (P., 1926); cp. также Eisler. Man into Wolf (L., 1951), p. 112 sq.; Jeanmaire. Dionysos, p. 259 О пережитках жертвоприношений быков во Фракии: C.A. Romaios. Cultes populaires de la Thrace (Athènes, 1949), p. 50 sq. §125. Мы вернемся к дионисийским мистериям в главе о религиях эллинистического периодатом. Мы вернемся к дионисийским мистериям в главе о религиях эллинистического периодатом, ив главе об орфизме будут рассмотрены некоторые значения мифа о расчленении ребенка Диониса-Загрея. Об игрушках, которыми титаны завлекли ребенка Диониса-Загрея: Jane Harrison. Themis, p. 61; R. Pettazzoni. I Misteri (Bologna, 1924), p. 19; Jeanmaire. Dionysos, p. 383 (о папирусе из Фаюма). Важно отметить, что некоторые детали этого эпизода отражают архаические идеи и верования. В частности, одна из игрушек — трещотка — использовалась в обрядах инициации подростков у первобытных народов. Eliade. Naissances mystiques, p. 56 sq; О. Zerries. Das Schwirrholz (Stuttgart, 1942) pp. 84, 188, a практика покрывания лица мелом или гипсом засвидетельствована во многих первобытных тайных обществах. Harrison. Prolegomena, p. 491; Pettazzoni. La religion dans la Grèce antique, p. Вальтер Отто (Dionysos, p. 191 sq) показал, что некоторые данные, содержащиеся в сравнительно поздних работах, заимствованы из старых источников. О проблеме, приписываемой Аристотелю L. Moulinier. Orphée et l'orphisme a l'époque classique (P., 1955), p. Мистерии Диониса стали поводом для длительных споров. Мы вернемся к этой проблеме во втором томе данной работы. См P. Boyancé. L'antre dans les mystères de Dionysos. — Rendiconti della Pontificia Accademia di Archeologia, 33 (1962): 107-27; R. Turcan. Du nouveau sur l'initiation dionysiaque.— Latomus, 24 (1965): 101- 119; P. Boyancé. Dionysiaca: À propos d'une étude récente sur l'initiation dionysiaque. — Revue des Études Anciennes, 68 (1966): 33-60. Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || yanko.lib.ru@rambler.ru || http://yanko.lib.ru || Указатель Archon-basileus, 270 Axis mundi, 51, 127 Dāenā, 301 Descensus ad inferos, 148 Deus otiosus, 58, 101, 143, 185, 187,230,298,366 Dike, 241 Epopteia, 269, 270, 272, 273 Frašò-kereti, 286 Gētik, 288, 304 Hybris, 241,264,412 Illud tempus, 264 Imago dei, 154 Imago mundi, 45,52,61,80,147 Karapan, 279 Kavi, 279 Männerbünde, 28, 38 Maga, 288, 289 Massebah, 162 Mâyâ, 186 Mēnōk, 288, 304 Nâbi, 311 Omophagia, 332 Omphalos, 249 Orientatio, 9 Posis Das, 243 Regressus ad uterum, 204 Rō c êh, 172,311 Ŗta, 186 Sparagmos, 332 Tehôm, 153 Teletai, 269, Тер Zepi, 84 Tôrâh, 152, 309 Usig, 279 Varna, 183 Xvarenah, А Авидья, 222, 227 Агдитис, чудовище-гермафродит, 139 Агиа-Триада, 112 Агни, 176, 184, 189, 193, 194, 196, 200, 207, 210, 216, сакральность огня, 192 Агнихотра, 200 Агничаяна, Аграрные ритуалы, преемственность, 46 Адити, 184, 188, 190,210 Айны, 13, 20 Айссава, 39, 333 Акиту, 61 Аккадцы, 57 Амеша Спента, 283, 287, 290, 294, 295 Амон, 99, 101, 104 Амон-Ра, 99, Ан, 58, Анат и характерные черты архаических богинь плодородия, 146 Андрогинность 438 как выражение целостности, первичных божеств, 138, 146 Тиамат, 69 Анфестерии, Аполлон параллели с шаманизмом, 251 Апсу, 69, 71 Аранда, Арии, 121, 182, образ жизни и социальная организация, протоистория, Артемида, potnia theron, Аскеты муни, вратьи, Астральная триада — Син, Шамаш и Иштар, 67 Асуры, 189,211,290 Атман, 194,211,213,221,225, 227, 228 Атман-брахман, 223, 226 Атон аналогия с Яхве, Афина покровительница ремесел и мудрости, Афродита религиозное оправдание сексуальности, 259 эгейско-азиатский синкретизм, 258 Ахемениды, 291 Ахурамазда в гатах Заратустры, выбор между добром излом, 287 Ашвамедха, Б Баал, 55,99, 142, 143, 144, 146, 147, 150, 151, 191,292 Бамбути, Бог отца, культ в религии библейских патриархов, 161 Богиня-Мать, 48, 91, 115, 120, 128, 133,256 Богиня-Мать с Ребенком, Божественные кузнецы Кусар-и-Хусас, Птах, Гефест, Тваштар, Борьба бога с драконом Баал и Йамму, 145 Индра и Вритра, как мифо-ритуальная тема, 136, Борьба богов с чудовищами Мардук и Тиамат, 70 Яхве и Левиафан, 307 Брахмачарин, Будда, 6 Ваал, 172, 173,318,388 Ваал, сопоставление с Яхве, Вавилон, 80, Вавилонская башня и попытка людей добраться до небес, 159 Варуна как Высшее Божество в Ведах, 186 Вегекультура, 39 Великая Богиня Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || yanko.lib.ru@rambler.ru || http://yanko.lib.ru || в индуизме, в мегалитических религиях, у хурритов, Верховное Существо, 13, 18 Вишвакарман, Вселенский Ремесленник, 209 Вишну, Владыка диких зверей, 18, Воскресение плоти, индоиранская концепция §112,303 |