[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей. Мирча Элиаде история веры и религиозных идей
Скачать 4.43 Mb.
|
439 Вритра, 55, 183, 187, 190, 192, 197, 209, Г Гагарино, Галла, демоны, 65 Гаты, Гера, 42, 129,232,241,244, Геракл. 129, Герасимов ММ, Гермес §92, 136, Герои греческие, 260 магико-религиозная сила их останков, Гефест, 55, 243, 244, 245 бог-колдун, 245 Гештинанна, Гигантомахия, 231 Гиксосы, 82, 99, 100 Гильгамеш, поиски бессмертия, 76 Гиляки (нивхи), Голова как вместилище души, 36 Гоминиды,10 Гор, 55, 89, Д Дактили, 124 Даэна, Двойной топор, лабрис, 48, 124, Дворец как церемониальный центр, Дева и асуры, 185, 189 Девкалион, 236, Дельфы, 129, 249 Деметра, 129,266,268,271, 274, 336, критское происхождение культа, 129 Демофонт, 267 Десана, Десять заповедей откровение Яхве, 168 Дзули, 24 Дикша, 201,204, Дионис, праздники §123, происхождение, Дифирамб, 338, Достоевский Ф.М., 7 Драхенлох, Древо Жизни, Древо Познания добра и зла, 155 Думузи, 61,64, Дух vs плоть в ветхозаветной теологии, Духовное vs материальное в маздеизме, 287, Е Ева, 154, Ж Жезлы командования, Женщина антропокосмический символизм, Жертвоприношение Авраам и его вера, в брахманах религиозный кризис, в ведийской религии, как акт творения, костей животных, осуждение ветхозаветными пророками, отождествление с Праждапати, совмещение с мясной трапезой, сомы, в ведийской религии, у библейских патриархов, у палеоантропов, холокост, человека, 41, 201, 205 пурушамедха, эсхатологическая концепция у иранцев, 289 эсхатологическое, в маздеизме, 297, З Загрей, 328, 338 Залмоксис сопоставление с Дионисом, 334 Заратустра дуализм теологии, проблема добра и зла, экстатический опыт, 282 захоронение натуфийское, 36 Зевс, гл. X, 55, 129, 136, 139, 176, 191,229,231,233,237, 238, 241, 243, 245, 249, 257, 292, 325, борьба с чудовищем Тифоном, 231 Диктейский, повелитель богов и вселенной, 233 Идейский, элементы мистерий в культе, 232 Земледелие и мифология, 39, 42 культивация злаков, 39 Зиккурат, 49, 119, 159 Зиусудра и шумерский потоп, Змей Апоп, 88 Змей Ахи Будхнья, невидимая модальность Агни, 189 Золотая веревка, 234 Золотой зародыш, И Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || yanko.lib.ru@rambler.ru || http://yanko.lib.ru || 222 Иезекииль, 66, 149, 320, 322 Иезекииль §120, 21, 320, 323 Иеремия, Иерихон, 46 Иерогамия, 42, 72, 74, 272 Иерофания, небесная, в индоевропейской религии, 176 Иерусалимский Храм как Центр Мира, символ нации, 320 Изначальное убийство источник некоторых обрядов, как жизненная необходимость, 10 Израиль выбор Яхве, 321 Иллуянка, дракон, 136, 137, 191 Инанна, 61, 64, 65, 66 Инд, доисторическая цивилизация §§38-39, 119 Индоевропейцы, 38, 174, 177, 179, история и миграции, мифология, общая религия, 176 Индоиранцы, 44 Индра, 55, 181 и сл., битва с трехглавым чудовищем, Инициация в Элевсинских мистериях §97, 269 Заратустры, 281 несостоявшаяся «иммортализация» Адама, неудача Гильгамеша, 78 обряды, дарующие бессмертие, 337 подвиги греческих героев, подростков, 28, 262 упанаяма, 200 шаманистская, 245 Иов §115,309 441 Ипуер, 96, 97 Иштар, 64, 65, 133, Й Йамму, 55, 143, 144, 146, 147, 149, 150, К Каин и Авель, противопоставление земледельцев и пастухов, 157 Камень как заместитель тела, Каннибализм, 41. 146 Карма как ритуальная деятельность, 213, 221 Карнак, 109, 110, 112 Кибела, 139 Кикеон, 266, 271 Книга Мертвых, 84, 87, 105, Ковчег Завета, 170, 306 Коги, 16 и сл. Колива, 52 Корибантизм, 333 Космическая религия, 43 Космогония в Бытии, в гимне X «Ригведы», египетская, 85, месопотамская, мотив акватического животного, обновление мира через воспроизведение, 44, 73 Красная охра как ритуальный субститут крови, 15, 16 Кратофания, 12 Крит доэллинские религии §§40-42, Крон, 139,229,234,408 Круговое время, 44 Культ мертвых на Крите, Культ огня в маздеизме, 288 Культ предков в палеолите, мегалитические верования, мегалитические цивилизации, 118 Культ черепов на Ближнем Востоке, 47 Кумарби и хуррито-хеттская теогония, 137 Курганная культура, 175 Куреты, 124, 232 Кусар-и-Хусас, 55, 145 Кэсчьоареле, Л Лабиринт, инициатическое испытание, 124 Луна в архаических мифологиях, М Маат, 88, 99, 102, Магии зороастризм, 294 Мадленская эпоха, 23, Мальта, Мальта (Сибирь, 24, Мания, 333 Ману, 210, 214 Мардук, 68, 70, 72, 74, 137, 140, 147, 153 Мас-д'Азиль, 15, 34 Мать-Земля, 42, 54, 111, 177, 249, 255, 325 Me, 60 Мегалитический культурный круг, 118 Медвежий празднику гиляков и айнов, 20 Мезин (Украина, 24 Менгиры, их сексуальный смысл, 112 Менес, основатель Египта, 83 Металлурги кузнец «хозяева огня, Металлургия мифология металлов, 53 Мировая Ось, 206 Мировое Древо, 43, 51 Мировой Столп, 45, 51 Мистерии Орфей и Дионис, 338 Мистическая солидарность между охотником и добычей, 11, между человеком и растительностью, 42, Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || yanko.lib.ru@rambler.ru || http://yanko.lib.ru || 223 126 Митра, возвеличение в маздеизме, 296 Митра-Варуна, взаимодополняющие оппозиции, 180, 190,296 Мифология копий и стрел, 12 Моисей и исход евреев из Египта, 165 Монтеспан, 19, 22, 28 монтеспанский хоровод, 28 Мост, связь с иным миром, 30 Мохенджо-Даро, 119, 120 Мужские союзы, 28 Мустьерская эпоха, 14 Муту, 143 Мясоедение, Н Насатья, 179 Нагуализм, 13 Намму, 58, Наскальная живопись, 21 Натуфийская культура, Негритосы, Неолит, духовный строй и его преемственность §14, 52 Нингирсу, 59 Новый Год «конец света и греховного человечества, 63 акитиль, 61 акиту, 72, 74 ашвамедха, 202 Навруз, 292, 303 празднование как обновление мира, 192 празднование как повторение космогонии, 73,89 пурулли, 134, 136 Ной, О Обейдская культура, 49 Овладение временем, огнем, пространством, 12 Огдоада, группа из восьми богов, 85 Оджибве, 23 Одомашнивание животных, пищевых растений, 39 Орфей, параллели с шаманизмом, Осетины, 294 Осирис, 85,91,92,93,95, 105, Острова Блаженных, 235 Охотник мистическая солидарность с добычей, 11, наследие палеолитических охотников, 38, 39 Очеловечение, 10 П Падшие ангелы в Библии, аналогия с героями древней Греции и Индии, 157 Палеоантропы, 11, 15, 19,23, религия, 13 Палеогоминиды, 39 Палеолитические знаки и фигуры, их ритуальная функция, 27 Пасха, Периодическое обновление мира связь с жизнью растений и земледелием, 43, 44 Персеполь, священная столица, 292 Пеул, Пещера Трех братьев, 20, 21 Пещеры на Крите §40, 123 хранилища костей, 18 Пигмеи, 13,28 Пифия, 250 Пифон, 246, 247 Плодородие земли связь с плодовитостью женщины, 42 Плутон, 266 Поле Подношений, небесная обитель фараонов, 91 Половое разделение жилища, 26, 45 труда, 10, 40 Посейдон, 129, 243 Гиппий, бог лошадей, 243 посмертный суд в Египте, 105, 106 Мост Чинват, 282, 285 Потоп в Библии, 158 его причины, 63 месопотамский миф, 62, 158 универсальность мифа, 63 Появляющийся и исчезающий бог Дионис, 327 Думузи-Таммуз, 66 Праджапати, §77, 189, 192, 194, 197,202,206,208,210, 216,220,223 Пракрити, Природа, 228 Прометей, 41, 234, 236, 237, 411 тип мифологии, у Эсхила, 237, 239 Противопоставление земледельцев и скотоводов Угарит, 141 Пруст М, 7 Птах, 55, 85, 86, 108 Пуруша, 207, 209, 210, 214, 224 пуруша, 227 пурушамедха, 202, 203 Пуэбло, 23 Ра, отождествление с Осирисом, 104 Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || yanko.lib.ru@rambler.ru || http://yanko.lib.ru || Р Ра-Атум-Хепри, 85 Рай, в иранской традиции, в Книге Бытия, Острова Блаженных, у австралийских охотников, 35 Элизий у греков, Революция Амарны, Религиозная ценность жилища и поселения, земной жизни, истории, науки, радости жизни, слова, смерти, экстатического опыта, эротики и телесной красоты, 242 Рудра-Шива воплощение демонических сил, С Сабазий, 274, 334, Сакральное и профанное в «авраамической» вере, Самоеды, 13 Сансара, 221,222, 223,227 444 Саошьянт, Свет атрибут божественности, 58, 68,74, в маздеизме, основной атрибут атмана и брахмана, Священное, термины для обозначения, Сексуальность, ее сакральный аспект, 220, Сет, Символический смысл погребений §3, 14 Синкретизация религиозных идей Анатолия и Вавилон, в Израиле, 306 Шумер и Аккад §20, Скифы, Слово как магико-религиозная сила, Сома божество, 189, напиток «не-смерти», Сотворение человека из первоматерии, Сошествие в преисподнюю, ритуальная смерть, 66, 124 Спента-Майнью, 284, 295 Староевропейская цивилизация, Статуэтки женские месопотамские, неолитические, палеолитические, палестинские, 47 Стонхендж, 113, Судьба в древней Греции, месопотамская концепция, Существование после смерти «демократизация» загробной жизни в Египте, в Ветхом Завете, в упанишадах, египетские представления, иранские представления, мегалитические верования, 117, палеолитические представления, 15, у греков, Т Тайна жизни, смерти и возрождения ассоциация с жизнью растений, Дионис, египетские представления, схождение в подземный мир, 335 Таммуз, 65, 66 Тантризм, сравнение с мегалитическим комплексом, 118 Тапас вид аскезы, космический жар, 208 и сл. Тваштар, 55, Тексты пирамид, 91, 92, 93, 95, 96, 365, Тексты саркофагов, 85 Телепинус, скрывающийся бог, 134, Теллурическая сакральность, 54 Телль-Халаф, 48 Тешик-Таш, 15 Тиамат, 69, 70, 71, 74, 136, 137, 138, 147, 153, 190,208 Тиасы, Тифон, Транс, 23,251,289, 313 Траэтаона, сражение с драконом Ажи-Дахака, Трехчастная индоевропейская идеология, 179 тюрко-монголы, У Упанишады, 211,215,220, Ф Фараон воплощение бога, воплощение маат, 88 Фраваши, 303, 431 Фрейд 3., 7, Х Хаджилар, 47, 48 Хаинувеле, тип мифологии, 41 Хаммурапи, 67, 74 Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || yanko.lib.ru@rambler.ru || http://yanko.lib.ru || 225 Хаома культ напиток, 285, божество, 295 Хараппа, культура и религия §§38-39, 120 Хатшепсут, Хозяйка Диких Зверей, potnia theron, 125 Ц Царская власть в ведийской Индии, 205 в древнем Иране, 293 в Египте, 87 в Израиле, 305, 306 в Иране, 291 Царь, религиозная роль в Израиле, 306 в Месопотамии, 74 в Шумере, 73 у хеттов, 134 Царь, символ Мировой Оси, 206 Центр Мира, 43, 44, 52, 96, 113, 120, 155, 195,302 Ч Чатал Хююк, 47, 48, 132 Человек — слуга или раб Я Яхве, 308 Ч Чжоу-Коу-Тянь, 10, 14, 19 Чуринга, 34 Ш Шаманизм, 16, 17,23,24,30, 250, 294 Шамаш, 68, 80 Шестов ЛИ, 165 Штелльмор, 32 Шумер, 57, 74, 154 Э Эа, 67, 68, 69, 138 Эйя, 69, 70, 80 Эл, 139, 140, 142, 162, 168 Элевсинские мистерии, 5 происхождение, 267 роль в греческой религиозности, 276 Элохим, 152, 153 Энки, 58, 59, 60, 67 Энлиль, 58, 62, 64, 67, 68, 74 Энума элиш, 5, 60, 69, 71, 73, 78,140,153,359 Эпифания, 30, 127, 328 Эпос о Гильгамеше, 75 Эрешкигаль, 64, 66, 68 Эскимосы, 32 Этиологические мифы связь с одомашниванием растений, 40 Эхнатон, 101, 102, 103 Ю Юга, 44, 235 Я Яйцо первичное (Египет, 85 Яхве аналогия с Атоном, 166 ассоциация с Ваалом, 172, 312,315 вмешательство в историю, 317 как судья, 308 Яхве и Бог отца, 168 Послесловие Во Введении к I тому Истории веры Мирча Элиаде поделился сокровенным замыслом — уложить в небольшую книгу всю историю религиозных идей, чтобы читатель мог одним духом получить представление о фундаментальном единстве религиозных феноменов — при всей разноликости их форм и образов. Можно изумляться бесконечному стремлению этого великого ученого к совершенствованию своих штудий, ибо Элиаде уже создал несколько небольших книжек, открывающих читателю глубины религиозного сознания, — от мифов австралийских аборигенов до аграрных культов румынских крестьян, близких сердцу румынского автора это и Аспекты мифа (1964, русский перевод — Ми Миф о вечном возвращении (1969, русский перевод — СПб., 1998), и другие небольшие по объему книги. Однако мечта об идеале, о возвращении рая, поиски начальной и (одновременно) конечной религиозной истины не оставляли Элиаде до конца его долгого созидательного пути. Попытку создать такой компендиум попытался предпринять, после смерти учителя, его ученик Ион Петре Куляно (1950-1991), составив однотомный Словарь религий (Dictionnaire des religions. Рус. изд. М.Элиаде, Ион Кулиано. Словарь религий, обрядов и верований. М, 1997), в большой мерена основе материалов данного трехтомника и томной Энциклопедии религий (The Encyclopedia of Religion), вышедшей под редакцией Элиаде в 1987 г. в Нью-Йорке. Но хотя Элиаде сетует во Введении, что ему пришлось растянуть краткую историю религиозных идейна три тома, у издателей русского перевода есть все основания надеяться, что читатель будет читать все тома на едином дыхании, ибо книга написана не только в едином ключе, как и все научные книги Элиаде, но действительно демонстрирует непрерывность человеческой истории, точнее — истории тех поисков смысла человеческого существования, без которых и сама история была бы невозможна. Исторический пафос, в целом присущий всем трудам Элиаде, тем не менее отличает именно эту книгу такое развитие Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || yanko.lib.ru@rambler.ru || http://yanko.lib.ru || исследовательской мысли можно считать закономерным, если вспомнить, что другое — более раннее — фундаментальное сочинение Элиаде Трактат по истории религий, 1949 (с французского — СПб., 1999); Очерки сравнительного религиоведения, с английского — М, 1999); посвящено в большей мере морфологии религиозных культов и идей, чем их истории. Еще одно существенное отличие от прочих религиоведческих сочинений делает Историю веры и религиозных идей историчной в том смысле слова, которое привычно для наследников древних традиций — античной и библейской в книге почти нет упоминаний о культах первобытной периферии Старого света, о религиозных идеях примитивных народов, на тысячелетия оказавшихся как бы вне истории. Как уже говорилось, Элиаде отдал дань исследованию этих культов, особенно религии австралийцев, и продемонстрировал не только живую связь мифологической фантазии примитивных народов с религиозными представлениями народов цивилизованных, но и открытость первобытных традиций для воздействия традиций исторических. В данном трехтомнике Элиаде сосредоточился по преимуществу на религиозных идеях великих цивилизаций Средиземноморья, Передней Азии и Индостана, по-разному, но чрезвычайно остро переживавших историю — жизнь и смерть человека, народа, страны ив эсхатологической перспективе — целого мира. Поиски смысла и конечных итогов этой истории запечатлены в древних текстах, которые и стали главным объектом исследования в книге Элиаде. Следует с удовлетворением отметить, что нынешнему читателю русского издания можно осуществить желание Элиаде и приобщиться к этим древним текстам, которые изданы в прекрасных русских переводах. Это касается не только традиционно интересной для отечественной филологии и литературы античной эпохи. К достижениям отечественной индологии можно отнести недавно изданный полный перевод гимнов «Ригведы», подготовленный и подробно прокомментированный Т.Я. Елизаренковой (М, Литературные памятники, 1989-1999). Классическим можно считать перевод древнеиндийских «Упанишад», выполненный еще в е гг. А.Я. Сыркиным (переиздание водном томе — М, Памятники письменности Востока, 2000). Изданы тексты Авесты (СПб., 1997) и других древних иранских книг (Зороастрийские тексты, М, Памятники письменности Востока, 1997), продолжается давняя традиция переводов мифологических текстов Месопотамии (начиная с Эпоса о Гильгамеше» в переводе ИМ. Дьяконова), включающая древнейшие шумерские тексты (От начала начал перевод В.К Афанасьевой. СПб., 1997), изданы древнеегипетские, угаритские, хеттские тексты, растет число критических и комментированных изданий Библии. Многие книги зарубежных специалистов, в том числе и те, которые рекомендует сам Элиаде, недоступные в прошлом широкому читателю, изданы по-русски. Автор комментариев сосредоточился по преимуществу на том, чтобы указать известные ему отечественные издания, особенно те, что вышли в свет после двухтомной энциклопедии Мифы народов мира (М, 1980-82). Редакция стремилась привести упомянутые в книге имена мифологических персонажей в соответствие стем же энциклопедическим изданием. Издатели приносят особую благодарность ГС. Старостину, давшему транскрипцию китайских реалий и проверившему индийские, и НЮ. Чалисовой за консультации по иранскому разделу. Комментарии * 1. См Очерки сравнительного религиоведения ( перевод с английского издания. М, 1999, послесловие и комментарии В.Я. Петрухина; с французского — Трактат по истории религий. СПб., 1999). * 2 . См. русский перевод Религии Австралии. СПб., 1998. * 3. См. о принципах ориентации Подосинов A.B. Ex oriente lux! Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии. М, 1999. * 4. Чжоу-Коу-Тянь — палеолитическая стоянка вблизи Пекина. См Трактат по истории религий, глава VI. * 6. Homo faber (лат) — человек, производящий орудия, homo ludens — человек играющий, homo sapiens — человек разумный, человек современного вида действительно, археологические свидетельства о homo sapiens подтверждают то обстоятельство, что человеку современного вида исходно были присущи все перечисленные виды творческой деятельности — производство орудий, способность к ритуальной игровой) практике (см. ниже о палеолитических погребениях, создание произведений искусства. Попытки обнаружить безрелигиозный период в истории человечества, присущие некоторым исследователям в советскую эпоху, малоосновательны. * 7. Образцы верхнепалеолитической пластики известны также в Сибири — на стоянках Мальта и Буреть. Речь идет о Каповой пещере на Южном Урале, где известны наскальные изображения мамонта, лошади, носорога. Отечественный историк религии С.А. Токарев предполагал, что женские статуэтки, находимые возле очагов палеолитических жилищ, воплощали образы хранительниц семейного очага (Токарев С.А. Ранние формы религии. МС. Ср. также Столяр АД. Происхождение изобразительного искусства. МС и сл. * 10. См. критический обзор теорий Леруа-Гурана и др. в кн Столяр АД. Указ. соч. Семиотическая Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || yanko.lib.ru@rambler.ru || http://yanko.lib.ru || интерпретация палеолитических живописных композиций предложена в статье Топоров В.Н. К происхождению некоторых поэтических символов (Палеолитическая эпоха Ранние формы искусства. МС. Из последних работ по искусству палеолита см Первобытное искусство. Под общей редакцией Я.А. Шера. Кемерово, 1998. * 11. Ср. те же мотивы в румынских работах Элиаде: Вавилонская космология и алхимия Миф о воссоединении (М. Элиаде. Азиатская алхимия. М, 1998). * 12. См. также указанную в сноске 10 статью В.Н. Топорова о космологической символике верхнепалеолитических знаков. Время первотворения, или время сновидений, в австралийской мифологии — завершенное мифологическое время деятельности пер- |