Главная страница
Навигация по странице:

  • §103. Жорж Дюмезиль увидел в Амеша Спента сублимированных заменителей индоиранских божеств

  • §104. Об обновлении мира

  • §105. О демонизации дэвов: §105.

  • §106. О ритуальной функции Персеполя — священного города, построенного Дарием для празднования Навруза

  • §107. О проблеме магов и их связи с зороастризмом

  • §110. О yazata

  • §111. Источники, используемые в §§111 и 112, написаны большей частью на пехлеви

  • §112. Миф о vara

  • [ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей. Мирча Элиаде история веры и религиозных идей


    Скачать 4.43 Mb.
    НазваниеМирча Элиаде история веры и религиозных идей
    Анкор[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей.pdf
    Дата27.12.2017
    Размер4.43 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей.pdf
    ТипДокументы
    #13210
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница44 из 47
    1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   47
    §102. ГС. Нюберг был первым, кто настаивал на шаманистском характере экстаза Заратустры:
    H.S. Nyberg.
    Die Religionen des alten Irans, p. 177 sq. Г. Виденгрен возвратился к анализу шаманистских элементов
    Заратустры:
    G. Widengren.
    Stand und Aufgaben, p. 90 sq., и Les religions de l'Iran, p. 88. См. также
    Eliade.
    Chamanisme, pp. Превосходный анализ и вдумчивую интерпретацию экстатических элементов у Заратустры см
    Alessandro
    Bausani.
    Persia religiosa (Milan, 1959), p. 38 sq.
    §103. Жорж Дюмезиль увидел в Амеша Спента сублимированных заменителей индоиранских божеств
    §103. Жорж Дюмезиль увидел в Амеша Спента сублимированных заменителей индоиранских божеств
    Georges Dumézil.
    Naissance d'archanges (P., 1945), гл. 2-4; Tarpeia (1947), pp. 33-113; и Idéologie tripartie des
    Indo-Européens (Brussels, 1958), p. 40 sq. См. также
    J. Duchesne-Guillemin.
    La religion de l'Iran ancien, pp. 171,
    193;
    G. Widengren.
    Les religions de l'Iran, p. 28 sq. Ценер и Ньоли принадлежат к тем иранистам, которые отвергают гипотезы Дюмезиля.
    Об Ахурамазде см. соответствующие главы в работах Ж. Дюшен-Гийемена, Виденгрена, Ценера, Моле и др.
    F.B.J. Kuiper.
    Avestan Mazda.—
    IIJ,
    1 (1957): 86-95, автор показал, что значение имени — разумный, сведущий владыка (тот, который знает. См. также
    J
    Gershevitch.
    Zoroaster's Own Contribution. —
    JNES,
    23 (1964): О сотворении
    G. Gnoli.
    Osservazioni sulla dottrina mazdaica della creazione. —
    Annali dell'Istituto Orientale di
    Napoli
    n.s. 13 (1963): Антуан Мейан (
    Antoine Meillent) подчеркнул социальный характер зороастрийской реформы (контраст между земледельцем и кочевником, оппозицию воинственных аристократов земледельцам Trois
    Conferences sur les Gathas de l'Avesta (P., 1925).
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    || О знаменитой Жалобе бычьей души (Ясна 29), см. статью
    G. Dumézil.

    Bulletin de l'Académie royale de
    Belgique, Classe dei Lettres,
    1 (1965): 23-51. Автор отвергает предложенные H.Lommel и M. Molé интерпретации, согласно которым эта жалоба могла быть связана с космогоническим мифом, в котором говорилось об уничтожении первородного быка. В действительности же речь шла о положении быков и об опасностях, постоянно угрожающих им в обществах, которые еще не стали оседлыми, где вместе сих хозяевами — скотоводами и земледельцами — они могли стать жертвами жестокостей со стороны других групп людей (р. О преступлении Йимы» (мясная пища
    Dumézil.
    Mythe et Epopée (1971), vol. 2, p. Что касается культа
    хаомы, то возможно, что нападки Заратустры (Ясна 33. 44) были направлены скорее против оргиастических эксцессов, чем против самого жертвоприношения. О хаоме в гатах и других частях Авесты
    Zaehner.
    Dawn and Twilight of Zoroastrianism, p. 85 sq.;
    Molé.
    Culte, mythe, et cosmologie p. 229 sq.;
    G. Gnoli.
    Licht-
    427
    Symbolik in Alt-Iran: Haoma Ritus und Erlöser-Mythos.—
    Antaios,
    8 (1967): 528-549;
    Gnoli.
    Problems and
    Prospects, p. 74 sq., с библиографией
    M. Воусе.
    Haoma Priest of the Sacrifice. — W.B. Henning Memorial
    Volume (L., pp. О жертвоприношениях животных, осуществлявшихся в пользу мирян М. Воусе.

    Ātaš-zōhr and Āb-zōhr. —
    JRAS
    (1966): 100-118;
    Gnoli.
    Questioni sull'interpretazione della dottrina gathica. —
    Annali dell'Istituto Orientale
    di Napoli,
    31 (1971): 341-370, особ. О названии скотовод
    G. Cameron.
    Zoroaster the Herdsman. —
    IIJ,
    10 (1968): 261-281, и
    Gnoli.
    Questioni sull'interpretazione p. О Мосте Чинват см. ниже, §111.
    §104. Об обновлении мира
    §104. Об обновлении мира
    (frašcō-kereti): Molé.
    Culte, mythe, et cosmologie, О философском характере послания Заратустры:
    A. Pagliaro.
    L'idealismo zarathustriano. —
    SMSR,
    33 (1962): О текстах, в которых описывается ритуал огня
    Duchesne-Guillemin.
    La religion, p. 79 sq.; см. также
    Stig
    Wikander.
    Feuerpriester in Kleinasien und Iran (Lund, 1967). Священных огней было два, три или пять, и это был огонь, который светил перед Владыкой, огни, которые находились в телах людей и животных, в растениях и облаках, и, наконец, огонь, который служил для работы. «Хандогья-упанишада» также различает три жертвенных огня и пять естественных огней
    J. Duchesne-Guillemin.
    Heraclitus and Iran. —
    HR,
    3 (1963):
    34-49, sp. 38-39.
    Герардо Ньоли представил свою интерпретацию жертвоприношения
    (yasna) в нескольких работах Lo stato di «maga». —
    Annali dell'Istituto Orientale di Napoli,
    n.s. 15 (1965): 105-117; La gnosi iranica: Per una impostazione nuova del problema. —
    Le Origine dello Gnosticismo,
    ed.
    Ugo Bianchi
    (Leiden, 1967), pp. 281-290, особ. 187; Questioni sull'interpretazione della dottrina gathica, p. 358 О хварэне:
    J. Duchesne-Guillemin.
    Le
    xvarenah.

    Annali dell'listituto Orientale di Napoli, Sezione Linguistica, 5
    (1963): 19-31;
    G. Gnoli.
    Lichtsymbolik in Alt-Iran p. 99 sq.;
    Gnoli.
    Un particolare aspetto del simbolismo della luce nel Mazdeismo e nel Manicheismo. —
    Annali... di Napoli
    n.s. 12 (1962): 95-128; и
    Eliade.
    Spirit, Light, and Seed.

    HR,
    11 (1971): 1-30, особ. pp. 13-16.
    §105. О демонизации дэвов:
    §105. О демонизации дэвов:
    G. Widengren.
    Les religions de l'Iran, pp. 36, 97, 137;
    Duchesne-Guillemin.
    La religion, p. 189 sq. (англ перевод, p. 133 sq.). Э. Бенвенист показал, что демонизация дэвов была нетипично зороастрийской Е. Benveniste.

    The Persian Religion according to the Chief Greek Texts (P., 1929). p. 39 sq. См. также G.
    Gnoli.
    Problems and Prospects of the Studies on Persian Religion, p. 75 О дуализме иранской религии
    Ugo Bianchi.
    Zaman i Ohrmazd (Turin, 1958), по мнению автора, нельзя считать, что тотальный дуализм появился после Заратустры (р. Об отношениях между религией Ахеменидов и зороастризмом см. историю споров
    Duchesne-Guillemin.
    The
    Western Response to Zoroaster, p. 52 sq. и La Religion de l'Iran antique, p. 165. Существование зороастризма при Ахеменидах допускается и другими учеными, в том числе Kaj Barr, G. Cameron, Ilya Gershevitch. См. критику этой позиции
    Widengren.
    Les religions de l'Iran, pp. 166-174. M. Моле отвергает проблему существования зороастризма при Ахеменидах, так как считает, что все формы иранской религии сосуществовали одновременно
    M. Molé.
    Culte, mythe et cosmologie, особ. pp. 26-36. Ср.
    G. Gnoli.
    Considerazioni sulla religione degli Achemenidi alla luce di una recente teoria. —
    SMSR,
    35 (1964): 239 sq. Критику зороастрийского календаря см
    E. Bickerman.
    The «Zoroastrian» Calendar. —
    Ar Or,
    35 (1967): Лучшее издание ахеменидских надписей с переводами —
    R. G. Kent.
    Old Persian: Grammar, Texts, Lexicon, 2d ed. (New Haven, Новые надписи Ксеркса I, открытые в 1967 г. близ Персеполя, переведены с комментариями в
    Manfred
    Mayrhofer.
    Xerxes König der Könige. —
    Almanack der Oesterreichischen Akademie der Wissenschaften,
    119
    (1969): 158-170. См ibid., p. 163, n. 14, о вкладе в библиографию зороастризма. См. также Une statue de
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    215
    Darius découverte a Suse. —
    JA
    (1972): 235-266 — работа нескольких авторов.
    О проблеме иранской царской власти
    G. Widengren.
    The Sacral Kingship in Iran. —
    La regalita sacra
    (Leiden,
    1959), pp. 242-257; La légende royale de l'Iran antique. —
    Hommage à Georges Dumézil
    (Brussels, 1960), pp. 225-
    237 и Les religions de l'Iran, pp. 73, 117, 266. Месопотамское влияние на иранскую концепцию царской власти, выявленное Виденгреном и другими учеными, отмечает и Г. Ньооли: Ex Orbe Religionum, Studia Geo
    Widengren oblata (Leiden, 1972), vol. 2, p. 94 См. также
    J. Wolski.
    Les Achémenides et les Arsacides, contributions à la formation des traditions iraniennes. —
    Syria,
    43 (1966): О сценарии инициации, который можно расшифровать в саге о Кире:
    Gerhard Binder.
    Die Aussetzung des
    Königskindes: Kyros und Romulus, Beiträge zur klassischen Philologie, nr. 10 (Meisenheim am Glan, 1964), sp. pp.
    17-39, 58, 116.
    §106. О ритуальной функции Персеполя — священного города, построенного Дарием для празднования Навруза,
    §106. О ритуальной функции Персеполя — священного города, построенного Дарием для празднования
    Навруза, — см
    R. Ghirshman.
    A propos de Persépolis. —
    Artibus Asiae,
    20 (1957): 265-278;
    A.U. Pope.
    Persepolis, a Ritual City.—
    Archeology,
    10 (1957): 123-130; и КО связях между индоевропейским мифом о брошенном младенце и ритуальной битве с драконами, обосновании городов и о космогонии
    Gerhard Binder.
    Die Aussetzung des Königskindes, p. 58 О Наврузе:
    Eliade.
    Le Mythe de l'éternel retour, p. 80 sq.;
    Widengren.
    Religion de l'Iran, p. 58.
    §107. О проблеме магов и их связи с зороастризмом
    §107. О проблеме магов и их связи с зороастризмом
    G. Messina.
    Die Ursprung der Magier und die zarathustrische Religion (Rome, 1930);
    Widengren.
    Religion de l'Iran, pp. 134, 147, 156, 221;
    Zaehner.
    Dawn and
    Twilight, pp. 160, 189. По мнению некоторых ученых, маги первоначально были жреческой кастой в Мидии. После их обращения в маздеизм они эмигрировали в западную часть империи. Как полагает Виденгрен (р.
    136), трактат «Видевдат» (=Vendidad) отражает идеи, верования и ритуальные взгляды магов. Он же считает р. 175), что Зурван (см. том II данной работы) был божеством, почитаемым магами.
    Новое изложение протоистории скифов
    S.P. Tolstov.
    Les Scythes de l'Aral et le Khorezm. —
    Ironica Antiqua, 1
    (1961): О трехчастной идеологии скифов
    Dumézil.
    Mythe et Épopée, vol. 1, pp. 439-575 (синтез более ранних работ. О шаманизме
    Karl Meuli.
    Scythica. —
    Hermes,
    70 (1935): 121-179 и
    Eliade.
    Chamanisme, p. 310 sq.
    §108. В отличие от стихотворных гат Заратустры, Ясна семи глав написана в прозе. Об этом тексте
    §108. В отличие от стихотворных гат Заратустры, Ясна семи глав написана в прозе. Об этом тексте
    O.G.
    von Wesendonk.
    Die Religionsgeschichtliche Bedeutung des Yasna haptanhaiti (Bonn, 1931);
    Nyberg.
    Die
    Religionen des alten Irans, p. 275;
    Zaehner.
    Dawn and Twilight, p. 62;
    Duchesne-Guillemin.
    La religion, p. 215.
    Яшты переведены Н. Lommel. Die

    Yäśts des Awesta (Göttingen and Leipzig, 1927). «Хом Яшт» переведен
    J.M.
    Unvala.
    Neryosangh's Sanskrit Version of the Hōm Yast (Yasna IX-X1) with the Original Avesta and Its Pahlavi
    Version (Vienna, 1924). В своей книге Vayu (Uppsala, 1941), vol. 1, pp. 1-95, Стиг Викандер дал немецкий перевод «Яшта» 15 с историко-религиозным комментарием. «Яшт» 10 переведен с полным комментарием

    §109. «Яшт» 10 переведен с полным комментарием
    Gershevitch.
    The Avestan Hymn to Mithra (Cambridge.
    1959). Ср.
    F.B.J. Kuiper.
    Remarks on the Avestan Hymn to Mithra. —
    IIJ, 5
    (1961): 36-60, и
    Ugo Bianchi.
    La stella Sirio e l'influenza dell'astrologia caldea nell' Iran antico. —
    SMSR,
    34 (1963): 237 sq.
    §110. О
    yazata
    Tištrya (персонификация звезды Сириус) и жертвоприношении ей
    Ахурамазды:
    §110. О
    yazata
    Tištrya (персонификация звезды Сириус) и жертвоприношении ей Ахурамазды:
    G. Gnoli,
    Note sur Yasht VIII, 23-52. —
    SMSR,
    34 (1963): 91-101.
    §111. Источники, используемые в §§111 и 112, написаны большей частью на пехлеви
    §111. Источники, используемые в §§111 и 112, написаны большей частью на пехлеви. Нет нужды подробно останавливаться на всех нерешенных проблемах хронологии. Читатель найдет их ясное изложение в
    J.
    Duchesne-Guillemin.
    La religion de l'Iran ancien, p. 40. Почти полный перевод пехлевийских книги. Перевод устарел, но есть и более поздние переводы «Бундахишна», некоторых частей «Денкарта» и других пехлевийских книги особ. .
    J
    Duchesne-Guillemin.
    La religion, pp. 52-63, здесь даны резюме каждой работы и указаны издания переведенных фрагментов. См. также составленную Кольпе библиографию
    Colpe.
    Altiran:
    Einleitung. —
    WdM,
    12 (1 974): 197 Верования, относящиеся к посмертному существованию, анализируются в
    Nathan Söderblom.
    La vie future
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    216
    d'après le mazdéisme (P., 1901);
    J.D.C. Pavry.
    The Zoroastrian Doctrine of a Future Life (N.Y., 1926); см. недавнее рассмотрение этой темы
    Widengren.
    Les religions de l'Iran, pp. 52, 124, 192. Работа
    W. Bousset.
    Die
    Himmelsreise der Seele. —
    ARW,
    4 (1910): 136-169, 229-273 (переизд. 1960 г, все еще остается незаменимой.
    «Хадохт Наск» переводился и комментировался после Сэдорблома несколько раз, см
    Söderblom.
    La vie future, pp. 82-88. См
    Karl F. Geldner.
    Die Zoroastrische Religion (=Religionsgeschichtliches Lesebuch.
    Tübingen, 1926, vol. 1, pp. 42-44);
    Carsten Colpe.
    Die religionsgeschichtliche Schule (Göttingen, 1961), pp. 126-
    129;
    G. Widengren.
    Iranische Geisteswelt (Baden-Baden, 1961), pp. 171-177. В противовес сдержанности Карстена
    Кольпе (Die Religionsgeschichtliche Schule, p. 121), Виденгрен показал
    (OLZ,
    cols. 533-548), что это древний текст, язык которого примыкает к языку гат; см. также
    G. Widengren.
    Le Origines du gnosticisme et l'histoire des religions. —
    Le Origini dello gnosticismo,
    ed.
    Ugo Bianchi
    (Leiden. 1964). pp. 28-60, sp. 49, и Les religions de l'Iran, p. 124;
    LH. Gray.
    A Suggested Restoration of the
    Hadoxt Nask. —JAOS,
    67 (1947): Интерпретация
    даэна вызвала возражения G.
    Gnoli.
    Questioni sull'interpretazione p. 361 sq. Термин, который в конце концов стал означать религию, возможно, происходит от корня
    day, видеть, и может быть сравним с ведийским
    dhin, видение см
    Humbach.
    Die Gāthās des Zarathustra, vol. 1. pp. 56-58;
    J. Gonda.
    The Vision of the Vedic Poets (La Haye, 1963), pp. 259-265. Первоначальное значение связано с индоиранской концепцией внутреннего видения
    G. Gnoli.
    Questioni, p. 363. В своем частном значении
    даэна рассматривается как власть, одновременно человеческая и божественная (персонифицированная в
    paredros
    Ахурамазды); в общем значении — это совокупность всех индивидуальных
    даэна, те. тех верующих, которые разделяют общие доктрины, общие обычаи, духовное коллективность, религию или
    «маздеитскую церковь в смысле общности верующих, см
    Gnoli,
    p. Об инициатическом символизме Моста Чинват и значении
    даэна: H. Corbin.
    Terre céleste et Corps de
    Résurrection (P., 1960), p. 68 sq.;
    431
    M. Molé.
    Daena, le pont Činvat et l'initiation dans le Mazdéisme. —
    RHR,
    158(1960): О параллелях к Чинвату:
    Eliade.
    Chamanisme, p. 375 sq. (Le Pont et le «Passage difficile»); ср.
    Duchesne-
    Guillemin.
    Religion, p. 333.
    §112. Миф о
    vara
    Йиму и о катастрофической зиме
    §112. Миф о
    vara
    Йиму и о катастрофической зиме
    Söderblom.
    La viefuture, pp. 169-182;
    A. Christensen.
    Les types du premier Homme et du premier Roi dans l'histoire légendaire des Iraniens, 2 vols. (Leiden and Uppsala,
    1917-1934), vol. 2, p. 16 sq., passim;
    Dumézil.
    Mythe et Épopée, vol. 2, pp. 246, Для сравнительного изучения конца мира
    A. Olrik. нем. перев. W. Ranisch. О
    фравашах: N. Söderblom.
    Les Fravashis: Étude sur les traces dans le mazdéisme d'une ancienne conception sur la survivance des morts (P., 1899) (выдержка из
    RHR,
    vol. 39). Термин не документирован в гатах (которые упоминают о
    даэна). Фраваши возвращаются на землю в последние дни года ср. «Яшт» 13. 49;
    al Biruni.
    Chronology of Ancient Nations, trans. II. Sachau (L., 1879), p. 210;
    Windengren.
    Religions, p. 38. Это верование архаично и распространено повсюду ср.:
    Eliade.
    Le Mythe de l'éternel retour, p. 80 Что касается воинственного аспекта фравашей, то Дюмезиль выявил некоторые аналогии с марутами:
    Dumézil.
    Visnu et les Marut à travers la réforme zoroastrienne. —
    JA,
    242 (1953): 1-25, особ. Но фраваши были также небесными двойниками людей в прошлом, настоящем и будущем (Ясна 24. 5); согласно некоторым источникам, ср. «Яшт» 13. 82-84, Амеша Спента также имели своих фравашей. В отрывке из «Видевдат» (19. 46-48) Заратустра учит Ахурамазду вызывать фравашей. Это смелая и загадочная концепция, но, как замечает Баузани, она нуждается в углубленной разработке.
    Bausani.
    La Persia religiosa, p. 68
    §113. О царской власти и монархии в Израиле см
    J. Pedersen.
    Israel: Its Life and Culture, 4 vols. (L. and
    Copenhagen, 1926, 1940), vol. 1/2, p. 41;
    G. von Rad.
    Old Testament Theology (N.Y., 1926), vol. 1, p. 306 sq.;
    G.
    Fohrer.
    History of Israelite Religion (Nashville, 1972), p. 22, 122-123, 139-140 (с богатой библиографией
    H.
    Ringgren.
    La Religion d'Israël, p. 235 sq. (критический материал школы Уппсалы»);
    J. de Fraine.
    L'aspect religieux de la royauté israélite (Rome, 1954);
    Geo Widengren.
    Sakrales Königtum im
    Alten Testament und im
    Judentum
    (Stuttgart, 1955);
    Widengren.
    King and Covenant. —
    JSS, 2
    (1957): 1-32;
    M. Noth.
    Gott, König und Volk im Alten Testament (= Gesammelte Studien, 1957, pp. 188-229);
    G. von Rad.
    Das judäische Königsritual.—
    Gesammelts Schriften
    (1958), pp. 205-213;
    R. de Vaux.
    Le roi d'Israël, vassal de Yahvé.—
    Melanges E. Tisserant
    (1964), vol. 1, pp. 119-133;
    A.R. Johnson.
    Sacral Kingship in Ancient Israel, 2d ed. (1967). Для сравнительного изучения
    Sidney Smith.
    The Practice of Kingship in Early
    432
    Semitic Kingdoms. —
    Myth, Ritual, and Kingship,
    éd.
    S.H. Hooke
    (Oxford, 1958), pp. 22-73; и особ КН.

    Bernhardt.
    Das Problem der altorientalischen Königsideologie im Alten Testament (Leiden, 1961); /.
    Seibert.
    Hirt-
    Herde-König (Berlin, О Давиде и Соломоне
    Fohrer.
    History of Israelite Religion, p. 25 sq.;
    R.A. Carlson.
    David the Chosen King
    (1965);
    G.W. Ahlström.
    Solomon the Chosen One. —
    HR,
    8 (1968): О символизме Храма в Иерусалиме и о значении культа царя
    N. Poulssen.
    König und Tempel im
    Glaubenszeugnis des Alten Testament (Stuttgart, 1967);
    G.W. Ahlström.
    Psalm 89: Eine Liturgie aus dem Ritual des
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    217
    leidenden Königs (Lund, 1959);
    T.A. Busink.
    Der Tempel von Jerusalem. I: Der Tempel Salomos (Leiden, 1970). См. также
    J. Schreiner.
    Sion-Jerusalem: Jahwes Königssitz (München, 1963);
    F. Stolz.
    Strukturen und Figuren im
    Kult von Jerusalem (Berlin, 1970);
    E.L. Ehrlich.
    Die Kultsymbolik im Alten Testament und im nachbiblischen
    Judentum (Stuttgart, 1959);
    H. J. Hermisson.
    Sprache und Ritus im altisraelitischen Kult (Neukirchen and Vluyn,
    1965).
    1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   47


    написать администратору сайта