Главная страница
Навигация по странице:

  • §65. О дева и

  • [ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей. Мирча Элиаде история веры и религиозных идей


    Скачать 4.43 Mb.
    НазваниеМирча Элиаде история веры и религиозных идей
    Анкор[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей.pdf
    Дата27.12.2017
    Размер4.43 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей.pdf
    ТипДокументы
    #13210
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница39 из 47
    1   ...   35   36   37   38   39   40   41   42   ...   47
    §61. История исследований — в частности, история гипотез о первоначальной родине индоевропейцев и их миграциях обобщена в История исследований — в частности, история гипотез о первоначальной родине индоевропейцев и их миграциях обобщена в
    P. Bosch-Gimpera.
    Les Indo-Européens, trad.
    R. Lantier (P.,
    1961), pp. 21-96, и
    G.
    Devoto.
    Origini indeuropee (Florence, 1962), pp. 8-194. Обе работы содержат важную библиографию. Книга О.
    Schrader.
    Reallexikon der indogermanische Altertumskunde, 2 ed. (Berlin und Leipzig, 1917-1932) остается незаменимой. См. также
    A. Nehring.
    Studien zur indogermanischen Kultur und Urheimat in W. Koppers et al.,
    Die Indogermanen- und Germanenfrage
    (Salzburg und Leipzig, 1936), pp. Сведения о самых последних раскопках см. в ряде работ
    Marija Gimbutas:
    The Prehistory of Eastern Europe
    (1956); Bronze Age Cultures in Central and Eastern Europe (La Haye, 1965); Proto-Indo-European Culture: The
    Kurgan Culture during the Fifth, Fourth and Third Millennia B.C. —
    George Cordona,
    ed. Indo-European and Indo-
    Europeans (Philadelphia, 1970), pp. 155-197; The Beginning of the Bronze Age in Europe and the Indo-Europeans:
    3500-2500 B.C. —
    JIES,
    1 (1973): 163-214; The Destruction of Aegean and East Mediterranean Urban Civilization around 2500 B.C. —R.Crossland, A. Birchall, eds. Bronze Age Migrations in the Aegean (1973), pp. 129-139;
    Homer L. Thomas.
    New Evidence for Dating the Indo-European Dispersal in Europe (Indo-European and Indo-
    Europeans, pp. 199-251) в своей работе предлагает отодвинуть вглубь истории даты экспансии индоевропейцев (радиоуглеродный анализ свидетельствует об их присутствии в Голландии ок. 2470 или 2600 гг. до н.э.).
    Ward H.
    Goodenough
    The Evolution of Pastoralism and Indo-European Origins (ibid., pp. 253-265) считает, что родиной индоевропейцев были восточные регионы Польши и Западная Украина. См. также
    Paul Friedrich.
    Proto-
    Indo-European Trees. — ibid., pp. 11-34;
    T. Burrow.
    The Proto-Indoaryans. —
    JRAS
    (1973): 123-140;
    M.M. Winn.
    Thoughts on the Question of Indo-European Movements into Anatolia and Iran. —
    JIES, 2
    (1974): 117-142 (об индоевропейских группах, живших в Анатолии и Иране ок. 3000 дон. э. Критическую библиографию об индоевропейцах в Передней Азии см М. Mayrhofer.
    Die Indo-Arier im Alten Vorderasien (Wiesbaden, 1966);
    M. Mayrhofer. — IIJ,
    7 (1964): 208 sq; Die Arien im Vorderen Orient. — Ein Mythos? (Vienna, 1974). Религиозная функция курганов свидетельствует о развитом культе предков, сравнимом стем, который существовал в мегалитических цивилизациях (ср. §35);
    R. Ghirshman.
    L'Iran et la migration des Indo-Aryens et des Iraniens (Leiden, 1977).
    §62. О теориях Макса Мюллера (Мах Müller): О теориях Макса Мюллера (Мах Müller):
    Richard M. Dorson.
    The Eclipse of Solar Mythology. —
    Myth: A
    Symposium,
    ed.
    Thomas A. Sebeok
    (Philadelphia, 1955), pp. 15-38. Исследование
    Leopold von Schröder.
    Arische
    Religion, 2 vols. (Leipzig, 1914, 1916), еще можно использовать. В первом томе автор рассказывает об индоевропейских высших существах, во втором — о космических божествах (Земля, Солнце, Огонь и т.д.), третий том предполагалось посвятить понятию души и культу предков. Из обширной литературы, прямо или косвенно проникнутой национал-социалистской идеологией, упомянем для примера
    Friedrich
    Cornelius.
    Indogermanische Religionsgeschichte (München, 1942). Первый (единственный пока опубликованный) том работы
    J.W. Hauer.
    Glaubensgeschichte der Indogermanen (Stuttgart, 1937) включает ряд несвязанных друг с другом исследований. Критика расистских интерпретаций индоевропейской духовности содержится в различных материалах, собранных подзаголовком, ив, (особ. pp. Об индоевропейском религиозном словаре
    G. Devoto.
    Origini indeuropee, p. 295 sq, и
    E. Benveniste.
    Le vocabulaire des institutions indo-européennes, vol.2 (P., 1969).
    *
    124
    Глубокий анализ термина
    theos см
    G.
    Gallavotti.
    Morfologia di
    theos.

    SMSR,
    33 (1962): 25-43. Об иранском божестве огня ср.:
    Stig Wikander.
    Der arische Männerbund (Lund, 1938), p. 76 sq, и ниже, §104.
    Эрик Хэмп (выступающий против Бенвениста, vol. 2, р. 223 sq) недавно отметил наличие общего индоевропейского термина для обозначения жертвоприношения
    Eric Натр.
    Religion and Law from Iguvium. —
    JIES,
    1 (1973): Позднее божественная энергия стала ассоциироваться с душами умерших, особенно у германцев, где начальный корень
    ghav, ghuto, вызванный, стал обозначать, в конце концов, идею бога. Столь же поздно, как кажется, появился термин
    welo, душа, который означает тот, кто освобождается в воздухе, те. освобождается при кремации
    Devoto.
    Origini, pp. Важно отметить характерное различие между индоевропейцами и семитами ценность, придаваемая письму.
    Геродот (I. 136) сообщает, что персы обучали своих сыновей только трем вещам ездить верхом, стрелять из лука и говорить правду. Как свидетельствует отрывок из Анналов ассирийского царя Ассурбанипала V, семитский властитель учил сыновей ездить верхом (и управлять повозкой, стрелять из лука, а также мудрости наби и искусству письма в традициях мастеров
    G. Widengren

    Numen,
    1 (1954): 63, п. 311;
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    197
    idem. Religionsphänomenologie (Berlin, 1969), p. 570 sq. См. также
    G. Dumézil.
    La tradition druidique et l'écriture: Le Vivant et le Mort. —
    RHR,
    122 (1940): 125-133. Это радикальное различие между индоевропейскими религиями, основывавшимися на устной традиции, и на религиях Книги, где книжники имели высокий престиж, создало большие трудности, когда зороастрийское духовенство решило обнародовать свою священную книгу Авеста, ибо даже в эпоху Сассанидов (Ш вв.) письменность рассматривалась как деяние демонов см А. Bausani.

    Persia religiosa (Milan, 1959), p. 20 sq;
    G. Widengren.
    Holy Book and Holy Tradition in Iran: The Problem of the Sassanid Avesta. — F.F. Bruce and E.G. Rupp, eds.
    Holy Book and Holy Tradition (Manchester, 1968), pp. 36-53.
    §63. Самое лучшее введение в труды Жоржа Дюмезиля: Самое лучшее введение в труды Жоржа Дюмезиля:
    Georges Dumézil.
    L'Idéologie tripartie des Indo-Européens
    (Bruxelles, 1958). Библиография его работ дог. дана в Hommages à Georges Dumézil (Bruxelles, 1960), pp. XI-XXIII. Хронология трудов Дюмезиля и анализ критики, направленной в его адрес, см С. Scott

    Littleton.
    The New Comparative Mythology: An Anthropological Assessment of the Theories of Georges Dumézil
    (Berkeley and Los Angeles, 1966). Несколько работ о концепциях Дюмезиля опубликовано в Myth and Law among the Indo-Europeans, ed.
    Jaan Puhvel
    (Berkeley and Los Angeles, 1970); Myth in Indo-European Antiquity, ed.
    G.I. Larson
    (Berkeley and Los Angeles, 1974); см. также
    J.F. Richards, Alf Hiltebeitel, J. Gonda, С. Scott
    Littleton, David M. Knipe.

    Journal of Asian Studies,
    34 (1974): 127-168.
    Richard Bodéus.
    Société athénienne, sagesse grecque et idéal indoeuropéen. —
    L'Antiquité Classique,
    41 (1972): 453-486. Автор блестяще анализирует концепцию Дюмезиля о трехчастности в свете греческих данных.
    394
    В ожидании новых изданий трехтомника Дюмезиля: Jupiter, Mars, Quirinus (P., 1941-1945) и его работы
    Mitra-Varuna: Essai sur deux représentations indo-européennes de la souverainté (1940; е éd. 1948), — можно прочесть его книги Heur et malheur du guerrier (P., 1969), переработку его труда Aspects de la fonction guerrière chez les Indo-Européens (1956), англ. перев.: The Destiny of the Warrior (Chicago, 1970); L'héritage indo-européen a Rome (P., 1949); Servius et la Fortune (P., 1943); Mythe et Épopée, 3 vols. (P., 1968-1973). В первом томе Mythe et Épopée (pp. 31-257) Дюмезиль развивает доказательства Стига Викандера о существовании трехчастной схемы в «Махабхарате». См
    Stig Wikander.
    La légende des Pandava et le fond mythique du Mahābhārata (на шведском языке опубликована в Religion och Bibel, vol. 6, pp. 27-39); переведена
    Дюмезилем: Jupiter, Mars, Quirinus (1948), supplementary vol. 4, pp. 37-53. О богах Митаннии:
    G. Dumézil.
    Les
    «trois fonctions» dans le Rig Veda et les dieux indiens de Mitani. —
    Académie royale de Belgique, Bulletin de la
    Classe des Lettres,
    5-e ser. 47 (1961): Как полагает V.M. Apte, со времени составления первых девяти книг «Ригведы» считалось, что общество образуют жрецы, воины и скотоводы и если эти группы еще не имели названий брахманы, кшатрии и
    вайшьи), то абстрактные понятия, от которых эти названия были производными, уже сформировались в иерархическую систему, определившую принципы трех видов деятельности брахман
    (ср. род, "знание и использование мистических соотношений между частями реального, видимого или невидимого
    кшатра, сила и
    виш, одновременно "крестьянство" и "организованная среда" и — во множественном числе —
    вайшья, совокупность народа в его локальных и социальных группах. (G.
    Dumézil.
    L'idéologie tripartie, p.
    8, где резюмируется статья
    V.M. Apte.
    Were Castes Formulated in the Age of the Rig Veda? —
    Bulletin of the
    Deccan College Research Institute, 2:
    34-46). Дюмезиль считает, что трехчастная система напоминает чередование первых римских царей 1) Ромул, грозный властитель (тип Варуны); 2) Нума Помпилий, мудрый, учредитель культа и законов (тип Митры 3) Тулл Гостилий, воитель (Индра, с 4) Анк
    Марций, мирный царь, при котором процветали богател римский народ (Квирин). (G.
    Dumézil.
    Heur et malheur du guerrier, p. 15 sq.).
    §64. О проникновении ариев в Индию О проникновении ариев в Индию К. Jettmar.

    Zur
    Wanderungsgeschichte der Iranien —
    Die Wiener Schule der
    Völkerkunde, Festschrift zum 25 jährigen Bestand
    (Vienna, 1956), pp. 327-349;
    P. Bosch-Gimpera.
    The Migration
    Route of the Indo-Aryans. —
    JIES,
    1 (1973): 3-17. См. также
    East and West,
    21 (1971): 14 Самая древняя культура ариев в Индии рассматривается в работе
    R.C. Majumdar.
    The Vedic Age, vol. 1 of
    History and Culture of the Indian People (L., 1951, превосходная библиография).
    395
    О роли ариев в окончательном разрушении индской цивилизации
    Sir Mortimer Wheeler.
    The Indus
    Civilization, 3 ed. (Cambridge, 1968), p. 132 sq.;
    R
    Heine-Geldern.
    The Coming of the Aryans and the End of the
    Harappa Culture. —
    Man,
    56 (1956): 136-140;
    Bridget and Raymond Allchin.
    The Birth of Indian Civilization
    (Baltimore, 1968), p. 154 sq;
    Walter A. Fairservis, Jr.
    The Roots of Ancient India (N.Y., 1971), p. 345 sq. См. также
    G.D. Kumar.
    The Ethnic Components of the Builders of the Indus Valley Civilization and the Advent of the
    Aryans. —
    JIES,
    1 (1973): О ритуалах, связанных с захватом территорий
    Ananda Coomaraswamy.
    The Rig Veda as Land-náma-Bόk (L., Сравнительная хронология гимнов, школ и обзор четырех собраний текстов
    Ригведы, Яджурведы,
    Самаведы, Атхарваведы,
    — кратко изложена в
    L. Renou.
    L'Inde classique (P., 1947), vol. 1, p. 270 sq. Переводы различных ведийских текстов указаны Нурвином Дж. Гей-ном
    (Nurvin J. Hein) в
    Charles J. Adams,
    ed. A Reader's Guide to the Great Religions (N.Y. and L., 1965), pp. 49-50 (е éd., 1977, pp. 110-111).
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    || Французские переводы упомянуты в
    Jean Varenne.
    Le Véda, premier livre sacré de l'Inde (P., 1967), vol. 1, pp.
    36-38. Наиболее важные переводы выполнены
    L. Renou.
    Hymnes et prières du Véda (1938), La poésie religieuse de l'Inde antique (1942), Hymnes spéculatifs du Véda (1956); см. опубликованные переводы
    Jean
    Varenne.
    Le Véda, vols 1, 2. См. также
    Victor Henry.
    Les livres VII a XII de l'Atharva Véda (P.,1892-1896);
    P.E.
    Dumont.
    L'agnihotra (Baltimore, Незаменимы переводы К. Geldner.

    Der Rig-Veda, 3 vols. (Cambridge, Mass, Об истории интерпретаций ведийской религии
    L. Renou.
    Religions of Ancient India (L., 1953), p. 7 sq. Все еще нет равных работе
    A. Bergaigne.
    La religion védique d'après les hymnes du Rigvéda, 3 vols (P., 1878-1897). Также заслуживают внимания труды
    Mauris Bloomfield.
    The Religion of the Veda (N.Y., 1908);
    A.A.
    Macdonell.
    Vedic Mythology (Strassbourg, 1897);
    H. Oldenberg.
    La religion du Véda (фр. перев., 1903);
    A.
    Hillebrandt.
    Vedische Mythologie, 2 ed. (Breslau, 1929);
    A.B. Keith.
    The Religion and Philosophy of the Veda and
    Upanishads, 2 vols. (Cambridge, Mass., 1925); G.
    Fussman.
    Pour une problématique des religions indiennes anciennes. —
    JA,
    265 (1977): Луи Рену изложил краткую историю ведийской религии
    L. Renou.
    Religions of Ancient India, pp. 1-45. См. также его труды L'Inde classique, pp. 314-372; Vedic India (Calcutta, 1957); Le destin du Véda dans l'Inde
    (=Etudes védiques, vol. 6, 1960); англ. перев.:
    Dev Raj Chanana.
    The Destiny of the Veda in India (Delhi, Самая последняя работа (сочень богатой библиографией
    J. Gonda.
    Les religions de l'Inde, vol. 1: Védisme et hindouisme ancien (фр. перев. P., 1962); см. также
    J. Gonda.
    The Vision of the Vedic Poets (La Haye,
    396
    1965);
    J. Gonda.
    Loka: World and Heaven in the Veda (Amsterdam, 1966);
    P. Horsch.
    Die vedische Gatha- und
    Sloka-Literatur (Bern, 1966).
    §65. О дева и
    асурах в ведический период О дева и
    асурах в ведический период
    T. Segerstedt.
    Les Assuras dans la religion védique. —
    RHR,
    55 (1908):
    157-203, 293-316. К этой работе еще можно обращаться но ее главный постулат — отождествление асуров с первоначальными обитателями Индии — спорен. См. также
    P. von Bradke.
    Dyaus Asura, Ahura Mazda, und die Asuras (Halle, 1885). По подсчетам П. фон Брадке, слово
    асура употребляется в «Ригведе» 71 разв единственном числе, 4 в двойственном и 10— во множественном. Во множественном числе оно имеет враждебный смысл по отношению к дева в 8 случаях изв единственном — лишь 4 раза. Р. von Bradke,
    p.
    22). См. также
    Herman Güntert.
    Der arische Weltkönig und Heiland (Halle, 1923), p. 101 Конфликт между дева и асурами, боровшимися за всеобщую власть, был впервые детально представлен в брахманах см
    Sylvain Levi.
    La doctrine du sacrifice dans les Brahmanas (P., 1898), pp. О космогоническом значении этого конфликта
    F.B.J. Kuiper.
    Basic Concept of Vedic Religion. —
    HR,
    15
    (1975): 107-120. Об идентификации Варуна-Вритра:
    Bergaigne.
    Religion védique, vol. 3, pp. 113, 128, 147. О метафизической интерпретации пары дева-асуры: А. КО Варуне:

    О Варуне:
    Eliade.
    Traité, pp. 68 sq., 108; Images et Symboles, pp. 124-130;
    G. Dumézil.
    Mitra-Varuna, (éd. 1948), особ. pp.83, 116;
    J. Gonda.
    Les religions de l'Inde, vol. 1, pp. 93-106;
    H. Lüders.
    Varuna (Göttingen, 1951-1959), особ. vol. 2: Varuna und das Ŗta. О
    puma см. библиографию
    Gonda.
    Les religions de l'Inde, vol. 4, p. 98, n. 3.
    Puma противопоставляется в этическом плане
    anŗta беспорядку, лжи, а в космическом плане —
    nirŗti, разъединению. См. также
    H. de Glasenapp.
    La philosophie indienne ( trad. fr., Payot, 1951), p. Об отступлении Варуны на второй план ввиду возвышения Индры:
    L.Renou.
    Religions of Ancient India, p. 20 О майя в ведический период
    G. Dumézil.
    Ordre, fantaisie, changement dans les pensées archaïques de l'Inde et de
    Rome. —
    Revue des Latines
    32 (1954): 139-162, особ. pp. 142-150, с богатой документацией.
    J. Gonda.
    Four
    Studies in the Language of the Veda (La Haye, 1959), pp. 119-194, и
    J. Gonda.
    Change and Continuity in Indian
    Religion (1965), pp. 164-197.
    A. Bergaigne
    (La religion védique, vol. 3, p. 80 sq.) изучил другие божественные существа, имевшие свою майя

    Agni, Soma, Tvastri и др см. также
    Eliade.
    Images et symboles, p. 130 О мифическом происхождении
    дхармы: Paul Horsh.
    Vom Schöpfungsmythos zum Weltgesetz. —
    Asiatische
    Studien,
    21 (1967): О структурной близости Варуна-Вритра и вообще о единосущности богов
    Eliade.
    Images et symboles, p. 128;
    Méphistophélès et Г Androgyne, p. 111 sq.; Д.
    Coomaraswamy.
    Angel and Titan: An Essay a Vedic Ontology.

    JAOS.
    55 (1935): 373-419. Кейпер
    (Kuiper) показал, что Варуна, который, по «Ригведе», поддерживал небо и землю с помощью космической оси, выполнял функцию, которая позже перейдет змею Шеша; ср.: —
    IIJ,
    8
    (1964): 108, 116, 118.
    *
    125
    Об уподоблении Варуны змеям в «Махабхарате» ср.:
    Gösta Johnsen.
    Varuna and
    Dhrtarastra. —
    IIJ, 9
    (1966): 245-265, особ. 260-261.
    §67. Амбивалентность Варуны — не исключение ср.:
    L. Renou.
    L'ambiguïté du vocabulaire du Rgveda. —
    JA,
    231 (1939): 161-235; idem. Religions of Ancient India, p. 20 sq. Об амбивалентности Сомы
    Eliade,
    Méphistophélès et l'Androgyne, p. 110. См. ниже, §68, о братстве Индра-Врирта.
    О Митре Нс библиографией
    J. Gonda.
    Les religions de l'Inde, vol. 1, p. 103 sq., с библиографией
    J. Gonda.
    The
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    199
    Vedic God Mitra (Leiden, Об Аримане:
    P. Thieme.
    Der Fremdling im Rg Veda (1938);
    P. Thieme.
    Mitra and Aryaman. —
    Transactions of the
    Connecticut Academy of Arts and Sciences,
    41 (1957): 1-96;
    G. Dumézil.
    Le troisième souverain: Essai sur le dieu indo-iranien Aryaman (P., 1949); Les dieux des Indo-Européens (1952), pp. 40-59; L'idéologie tripartie des Indo-
    Européens (Brussels, 1958), pp. 68, Об Адити и Адитья: G.
    Dumézil
    Déesses latines et mythes védiques (1956), p. 90 sq;
    J. Gonda.
    Some Observations on the Relations between «Gods» and «Powers» in the Veda (La Haye, 1957), p. 76 sq; idem. Les religions de l'Inde, vol. 1, p. 104 sq., с библиографией Для краткого ознакомления с фигурой Индры:

    Для краткого ознакомления с фигурой Индры:
    J. Gonda.
    Les religions de l'Inde, vol. 1, pp. 70-81 (с библиографией
    H. Lommel.
    Der arische Kriegsgott (Frankfurt a.M., 1939);
    G. Dumézil
    Heur et malheur du guerrier (1969), особ. pp. 63, 112; Destiny of the Warrior, pp, 65, 123;
    E. Benveniste et L. Renou.
    Vŗtra et
    Vŗthragna, étude de mythologie indoiranienne (О космогонической роли Индры:
    Norman W. Brown.
    The Creation Myth of the Rig Veda. —
    JAOS,
    62 (1942):
    85-98;
    Eliade.
    Le Mythe de l'éternel retour, p. 40 sq.;
    Stella Kramrisch.
    The Triple Structure of Creation in the Rg
    Veda. —
    HR,
    2 (I960): 140-175, 256-285, особ. pp. 140-148;
    F.B.J. Kuiper.
    Cosmogony and Conception: A Query.

    HR,
    10 (1970): 91-138. особ. pp. О борьбе между богом-победителем и драконом
    Eliade.
    Le Mythe de l'éternel retour, p. 64 sq.;
    Theodor H.
    Gaster.
    Thespis (N.Y., 1950), p. 141;
    J. Fontenrose.
    Python (Berkeley and Los Angeles, 1959);
    F.R. Schröder.
    Indra, Thor und Herakles. —
    Zeitschrift für deutsche Philologie,
    76 (1957):
    398
    1-41;
    V. Ivanov et V. Toporov.
    Le mythe indo-européen du dieu de l'orage poursuivant le serpent: reconstruction du schéma. —
    Echange et communication: Mélanges C. Lévi-Strauss
    (P., О парадигматической функции борьбы Индры-Вритры:
    F.B.J. Kuiper.
    The Ancient Aryan Verbal Contest. —
    IIJ, 4
    (1960): 217-281.
    *
    127
    О марутах:
    Stig Wikander.
    Der arische Männerbund (Lund, 1938), p. 75. Об оплодотворяющем аспекте Индры:
    J.J. Meyer.
    Trilogie altindischer Mächte und Feste der Vegetation (Zürich,
    1937), особ. vol. 3, p. 154; .
    J
    Gonda.
    The Indra Festival according to the Atharvavedins. —
    JAOS,
    87 (1967): Мы не рассматриваем некоторые параллельные мифы, которые противопоставляют Индру Трехглавому чудовищу (сыну Тваштара) или Намучи. Дюмезиль обнаружил схожий сюжету римлян, в Греции и Скандинавии см
    G. Dumézil.
    Heur et malheur du guerrier, pp. 33, 63. (Destiny of the Warrior, pp. 29, 65). Парадигматическая борьба между Индрой и Вритрой позже стала поводом для смелой интерпретации, впрочем, подготовленной ведической концепцией двойственности и биполярности божества. Бог- победитель становится братом дракона, поскольку последний был создан Тваштаром, отцом Индры. Согласно мифу, Тваштар не пригласил своего сына на жертвоприношение сомы. Но Индра, придя к месту жертвоприношения, захватил сому силой. Разгневанный отец вылил остаток божественной жидкости в огонь, воскликнув Расти, и стань врагом Индры!». Из этого брошенного в огонь остатка сомы родился
    Вритра («Тайттирия-самхита» II 4.12, 5.1 sq.; «Каушитаки-брахмана» 15 2-3). Однако он быстро проглотил богов Агнии Сому, и другие божества заволновались. Встревоженный Тваштар передает молнию Индре, обеспечив тем самым свою конечную победу. В «Шатапатха-брахмане» (I 6.3) приводится очень значительная деталь побежденный Вритра обращается к Индре с такими словами Не бей меня, ибо ты теперь тот, кем был я».
    Такие мифы и их теологическое истолкование выявляют менее известный, ибо он не столь очевиден, аспект божественной истории. Можно даже сказать, что это тайная история божеств, ибо она понятна только посвященным, те. тем, кто знаком с преданиями и понимает доктрину. Тайная ведийская история свидетельствует, с одной стороны, о кровном родстве дева и асуров, о том, что оба этих класса сверхчеловеческих существ имеют одну и туже начальную основу с другой стороны, о том, что
    coincìdentia
    oppositorum лежит в самой природе божеств, которые поочередно или одновременно были благожелательными и ужасными, созидательными и разрушительными, солярными и змеееподобными. В этих мифах можно увидеть усилие индийского духа открыть единственный принцип, который объяснит мир, найти точку зрения, которая позволит уладить все расхождения и устранить противоречия
    (Eliade.
    Méphistophélès et l'Androgyne,
    399
    p. 115). Об этой проблеме см. также
    Conrado Pensa.
    Considerazioni sul tema della bipolarita nelle religioni indiane. —
    Gururajamanjarika: Studi in onore di Giuseppe Tucci
    (Napoli, 1974), pp. 379-409.
    1   ...   35   36   37   38   39   40   41   42   ...   47


    написать администратору сайта