Главная страница
Навигация по странице:

  • §36. Гордон Чайлд суммировал свои взгляды по проблеме распространения мегалитической религии в кн

  • [ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей. Мирча Элиаде история веры и религиозных идей


    Скачать 4.43 Mb.
    НазваниеМирча Элиаде история веры и религиозных идей
    Анкор[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей.pdf
    Дата27.12.2017
    Размер4.43 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей.pdf
    ТипДокументы
    #13210
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница36 из 47
    1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   ...   47
    §35. Из обширной литературы о Стонхендже упомянем лишь несколько недавних работ Из обширной литературы о Стонхендже упомянем лишь несколько недавних работ
    R.J.C. Atkinson.
    Stonehenge (Harmondsworth: Penguin 1960);
    A. Thorn.
    Megalithic Sites in Britain (Oxford, 1967);
    G.S. Hawkings.
    Stonehenge Decoded (L., 1966) (но см. критические замечания
    R.J.C. Atkinson. — Nature,
    210, 1966: 1320 sq.);
    *
    120
    Colin Renfrew.
    Before Civilization (L. and N.Y., 1973), pp. 120 sq., 214 Важно упомянуть, что огромное количество мегалитических могил (три тысячи) найдено в Южной Франции — более шестисот водном только департаменте Авейрон. Это вдвое больше, чем обнаружено в Англии и Уэльсе. См
    Daniel and Evans.
    The Western Mediterranean, p. 38. Дольмены в департаменте Эро
    (l'Hérault) исчерпывающе изучены Ж. Арналем
    (J. Arnal).

    Préhistoire,
    15 (1963). Только в Южной Франции найдены единственные известные пока менгиры-статуи.
    О древней истории Мальты
    J.D. Evans.
    Malta (L., 1959); idem. Prehistoric Antiquities of the Maltese Islands (L.,
    1971);
    Günther Zuntz.
    Persephone: Three Essays on Religion and Thought in Magna Graecia (Oxford, 1971), pp. 3-
    58;
    Colin Renfrew.
    Before Civilization, pp. 147 sq;
    Цунц (ср. р. 25 sq.) показал значение символа спирали в убранстве мальтийских храмов и выявил дунайские влияния (фигурки в Карне).
    §36. Гордон Чайлд суммировал свои взгляды по проблеме распространения мегалитической религии в кн
    Гордон Чайлд суммировал свои взгляды по проблеме распространения мегалитической религии в кн
    Gordon Childe.
    The Prehistory of European Society (Pelican Book, 1958), pp. 124-134: Missionaries of Megalithic Как полагает Глин Даниел, начало сооружений мегалитического типа непосредственно связано с прибытием минойцев или эгейцев в центральное и западное Средиземноморье
    (Glyn Daniel.
    The Megalith Builders of
    Western Europe, p. 135). Этот процесс имел торговую и колонизаторскую направленность, но он осуществлялся народом, у которого была сильная религия и сложная погребальная практика. Даниел задается вопросом почему в мегалитических памятниках находится так мало металлических предметов, несмотря на то, что их строители эксплуатировали рудники и занимались торговлей металлами. Он считает, что пришельцы нарочито воздерживались от вкладывания в монументы металлических предметов и заменяли их каменными имитаторами (р. Подзаголовок книги Колина Ренфрю «Before Civilization» значителен The Radiocarbon Revolution and
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    187
    Prehistoric Europe. См. также Renfrew.
    Wessex without Mycenae. —
    Annual of the British School of Archaeology at Athens,
    63 (1968):
    277-85; Malta and the Calibrated Radiocarbon Chronology.—
    Antiquity,
    46 (1972): 141-45; New Configurations in
    Old World Chronology. —
    World Archaeology, 2
    (1970): 199-211.
    §37. Некоторые авторы, в противовес экстравагантным теориям Г. Эллиота Смита Некоторые авторы, в противовес экстравагантным теориям Г. Эллиота Смита (G.Elliot Smith) и У.Дж. Перри
    (W.J. Perry), рассмотрели совокупность мегалитических культур древности см. например
    A. Serner.
    On Dyss
    Burial and Beliefs about the Dead during the Stone Age, with Special Regard to South Scandinavia (Lund, 1938);
    H.G. Bandi.
    La répartition des tombes mégalithiques. —
    Archives Suisses d'Anthropologie Générale,
    12 (1946): 39-
    51; V.
    Gordon Childe.
    Megaliths.—
    Ancient India,
    4 (1947/48): 4-13. Кроме Р. Гейне -Гельдерна (R. Heine-
    Geldern), лишь один ученый предпринял попытку изучить сразу две группы мегалитических культур — доисторическую и находившуюся на этнографической стадии, — хотя он ограничил свое исследование только менгирами мы имеем ввиду работу
    Joseph Röder.
    Pfahl und menhir: Eine vergleichend vorgeschichtliche volks- und völkerkundliche Studie (= Studien zur westeuropäischen Altertumskunde, vol. 1.
    Neuwied am Rhein, Наиболее важные из работ Р. Гейне-Гелъдерна:
    Die Megalithen Südostasiens und ihre Bedeutung für die Klärung der Megalithenfrage in Europa und Polynesien.—
    Anthropos,
    13 (1928): 276-315; Prehistoric Research in the
    Netherlands Indies. — Science and Scientists in the Netherlands Indies, ed.
    P. Honig and F. Verdoorn
    (Cambridge.
    Mass., 1945): 129-67; Zwei alte Weltanschauungen und ihre kulturgeschichtliche Bedeutung/—
    Anzeiger der phil.-
    hist. Klasse der Oesterreichischen Akademie der Wissenschaften
    94 (1957): 251-62; Das Megalithproblem. —
    Beiträge Oesterreichs zur Erforschung der Vergangenheit und Kulturgeschichte der Menschheit.—
    Symposion, 1958
    (1959): 162-182. Библиография Р. Гейне-Гельдерна приведена и проанализирована в
    Н.Н.Е. Loofs.
    Elements of the Megalithic Complex in Southeast Asia: An Annotated Bibliography (Canberra, 1967), pp. 3-4, 14-15, 41-42,
    48, Гипотезы Р. Гейне-Гельдерна и возражения его критиков обсуждаются в
    Eliade.
    Megaliths and History of
    Religions.
    §38. Общую библиографию по Хараппе и Мохенджо-Даро см Общую библиографию по Хараппе и Мохенджо-Даро см
    Eliade.
    Yoga (изд. 1975), р. 417. Существенным исследованием все еще остается
    Sir John Marshall.
    Mohenjo-Daro and the Indus Culture, 3 vols. (L., 1931), но эту работу следует дополнить некоторыми последними изданиями, представляющими результаты раскопок после 1930 г. См
    E.J. Маскау.
    The Indus Civilization (L., 1935); idem. Further Excavation at Mohenjo-Daro
    (Delhi, 1938); idem. Chanhudaro Excavations 1935-36 (New Haven, 1943);
    M.S. Vats.
    Excavations at Harappa
    (Delhi, 1940);
    S. Piggott.
    Prehistoric India (Pelican Books, 1950);
    375
    J.M. Casai.
    Le civilisation de I'Indus et ses énigmes (P., 1969) (об этой работе см. замечания
    Maurizio Tosi.

    East and West,
    21, 1971, 407 sq);
    Bridget and Raymond Allchin.
    The Birth of Indian Civilization (Pelican Books,
    1968) (с богатой критической библиографией
    Sir Mortimer Wheeler.
    The Indus Civilization, е éd.
    (Cambridge, 1968) (полностью пересмотренное издание книги, опубликованной в 1953 г
    Walter A.
    Fairservis.
    The Roots of Ancient India: The Archaeology of Early Indian Civilization (N.Y., 1971); в этом обобщающем исследовании автор суммирует результаты своих раскопок в западном Пакистане и особенно в долине Кветты, Цхобском и Лоралейском регионе и Сейстанском бассейне. См. также
    D.H. Gordon. The
    Prehistoric Background of Indian Culture (Bombay, 1960);
    Ahmad Hasan Dani.
    Prehistory and Protohistory of
    Eastern India (Calcutta, 1960);
    Robert H. Brunswig.
    Radiocarbon Dating and Indus Civilization: Calibration and
    Chronology. —
    East and West,
    25 (1975): Пол Уитли в своей значительной книге
    Paul Wheatley.
    The Pivot of the Four Quarters: A Preliminary Inquiry into the Origins and Character of the Ancient Chinese City (Chicago, 1971) изучил также хараппские церемониальные центры (р. 230 О символизме Центра Мира ср.:
    Eliade.
    Le Mythe de l'éternel retour (изд. 1969), p. 13 sq; Centre du Monde,
    Temple, Maison.— Le symbolisme cosmique des monuments religieux (Rome, 1957): О космологическом символизме традиционных городов
    Werner Müller.
    Die heilige Stadt: Roma quadrata, himmlisches Jerusalem und der Mythe vom Weltnabel (Stuttgart, 1961),
    §39. Об индуистской религии Об индуистской религии
    Eliade.
    Yoga, p. 348 sq;
    Sir John Marshall.
    Mohendjo-Daro, vol. 1, p. 50 sq;
    Piggott.
    Prehistoric India, p. 200 sq;
    Wheller.
    The Indian Civilization, p. 108 sq;
    Allchin.
    The Birth of Indian Civilization.
    311 sq;
    W.A. Fairservis.
    The Roots of Ancient India, p. 292 Все эти авторы признают индуистский характер хараппской религии и подчеркивают преемственность некоторых культовых объектов, символов и божественных фигур от предыстории вплоть да настоящего времени — единодушие весьма значимое, ибо эти археологи руководили раскопками в Индии иными словами, их научная компетенция счастливо сочетается с непосредственным знанием страны.
    «Преемственность» была подтверждена изысканиями
    Mario Coppieri.
    Ist die Induskultur und ihre Bevölkerung wirklich verschwunden? —
    Anthropos,
    60 (1965): 719-762. У. Копперс отметил отдельные точные аналогии
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    || между некоторыми ритуалами плодородия, практикуемыми в Центральной Индии, и хараппской иконографией. Со своей стороны, Йозеф Гакель изучал церемонии, связанные с
    376
    «садами Адониса, в некоторых деревнях Гуджарата. Австрийский ученый объясняет существование здесь этого специфического средиземноморского ритуала тем, что индуистскую цивилизацию принесли из Ирана доарийские земледельцы те. носители протоисторической цивилизации Среднего Востока и Средиземноморья см
    Josef Haekel.
    «Adonis-gärtchen» im Zeremonialwesen der Rathwa in Gujarat
    (Zentralindien): Vergleich und Problematik. —
    Ethnologische Zeitschrift Zurich,
    1 (1972): Продолжили обсуждение (наряду с другим учеными
    H.P. Sullivan.
    A Re-examination of the Religion of the
    Indus Civilization. —
    HR,
    4 (1964): 115-125 и
    J. Gonda.
    Change and Continuity in Indian Religion (La Haye,
    1965), pp. 19-37.
    Р.Л. Райкес
    (R.L. Raikes) отметил решающую роль сейсмических колебаний и наводнений в разрушении
    Мохенждо-Даро; см. его труды The Mohenjo-daro Floods. —
    Antiquity,
    39 (1965): 196-203; The End of the
    Ancient Cities of the Indus Civilization. —
    American Antropologist,
    65 (1963): 655-659 и 66 (1964): 284-299 и, особ Water, Weather and Archaeology (L., 1967). Несомненный экономичий и культурный упадок в финальной стадии Мохенджо-Даро обострился из-за деморализации, вызванной серией наводнений. Но смертельный удар был, по-видимому, нанесен захватчиками, вторгшимися с Востока, возможно иммигрантами-ариафонами. Раскопки выявили следы резни, после которой Мохенджо-Даро прекратил существование, см
    Wheeler.
    Indus Civilization, p. 129 sq. и библиографию, данную в сносках к §64.
    §40. Фундаментальным исследованием предыстории и протоистории Крита остается Фундаментальным исследованием предыстории и протоистории Крита остается
    Sir Arthur Evans.
    The Palace of Minos, 5 vols. (L., 1921-1950); см. также
    A.J. Evans and J.L Myres.
    Scripta Minoa, vol. 2 (1952);
    P.
    Demargne.
    La Crète dédalique (P., 1947);
    L. Cottrell.
    The Bull of Minos (1956);
    L.R. Palmer.
    Mycenaeans and
    Minoans (L., 1961);
    R.W. Hutchinson.
    Prehistoric Crete (Baltimore, 1962) (с богатой библиографией, pp. 355-
    368);
    J.W. Graham.
    The Palaces of Crete (Princeton, О критских религиях см. особ
    Charles Picard.
    Les religions préhelléniques: Crète et Mycènes (P., 1948) превосходная библиография,
    M. P. Nilsson.
    The Minoan-Mycenaean Religion and Its Survival in Greece
    Religion, 2d ed. (Lund, 1950). См. также
    A.W. Persson.
    Religion of Greece in Prehistoric Times (Berkeley, 1950);
    M. Ventris and J. Chadwick.
    Documents in Mycenaean Greek (Cambridge, 1956);
    L.A. Stella.
    La religion greca nei testi micenei. —
    Numen,
    5 (1958): 18-57;
    S. Luria.
    Vorgriechische Kulte. —
    Minos,
    5 (1957): 41-52;
    M. Lejeune.
    Prêtres et prêtresses dans les documents mycéniens. —
    Hommages à Georges Dumézil
    (Brüssel, 1960): 129-139;
    R.F. Willetts.
    Cretan Kults and Festivals minoenne (N.Y., 1962);
    H. van Effenterre.
    Politique et religion dans la
    Crète minoenne. —
    Revue historique,
    229 (1963): Освященных пещерах см. сн. 42 и
    P. Faure.
    Spéléologie crétoise et humanisme. —
    Bulletin de l'Association
    Guillaume Budé
    (1958): 27-50;
    P. Faure.
    Fonction des cavernes crétoises (P., 1964), p. 62 sq., о Скотейнской пещере как месте проведения инициаций.
    О лабиринте и его функциях в инициации
    W.A. Matthews.
    Mazes and Labyrinths: A General Account of Their
    History and Development (L., 1922);
    W.F. Jackson Knight.
    Cumaean Gates: A Reference of the Sixth Aeneid to the
    Initiation Pattern (Oxford, 1936);
    K. Kerényi.
    Labyrinth-Studien (Zurich, 1950);
    Oswald F.A. Menghin.
    Labirinthe,
    Vulvenbilder und Figurenrapporte in der Alten und Neuen Welt: Beiträge zur Interpretation prähistorisches
    Felsgraphik — Beiträge zur Alten Geschichte und deren Nachleben: Festschrift Franz Altheim (Berlin, 1969), vol.
    1, pp. 1-13;
    Philippe Borgeaud.
    The Open Entrance to the Closed Palace of the King: The Greek Labyrinth in
    Context. —
    HR,
    14 (1974): Важно отметить полное отсутствие строений, напоминающих то, что позже будет классическим храмом. Единственный пример открытого для публики святилища найден в Гурнии, но оно, как полагает Нильссон, связано с домашним культом. Даже ритуалы аграрного типа проводились во дворах дворцов. Об обнаженных богинях см Об обнаженных богинях см
    Picard.
    Rel. préhell., pp. 48, 111;
    Nilsson.
    Minoan-Mycenaean Religion, p. 397 О растительных культах
    Persson.
    Religion of Greece, p. 25 sq;
    Picard.
    Rel. préhell, p. 191 О религиозной роли быка и священных боях быков
    Persson,
    p. 93 sq. и критическая библиография
    Picard, р.
    199, к которой следует добавить
    J.W. Graham.
    The Palaces of Crete, p. 73 О двойном топоре
    Picard,
    pp. 200-201;
    Hutchinson.
    Prehistoric Crete, p. О могиле жреца-царя Кносса:
    C.F. Lehman-Haupt.
    Das Tempel-Grab des Prieterkönigs zu Knossos. —
    Klio,
    25
    (1932): 175-176;
    Picard,
    p. О саркофаге из Агиа-Триады:
    R. Paribeni.
    Il sarcofagio dipinto di Haghia Triada. —
    Monumenti Antichi publicati
    per cura della reale Accademia dei Lincei,
    vol. 19, pp. 5-86, pls. Ш и репродукции
    J. Harrison.
    Themis
    (Cambridge, 1912; 2d ed., 1927), pp. 159, 161-177, figs. 31-38;
    F. von Duhn.
    Der Sarkophage aus H.Triada. —
    ARW,
    12 (1909): 161-185;
    Nilsson.
    Minoan-Mycenaean Religion, pp. 426-443; Picard, pp. 107, 168.
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    189
    §42. О преемственности доэллинских структур О преемственности доэллинских структур
    Charles Picard.
    Les religions préhelléniques, pp. 201, 221;
    Nilsson.
    Minoan-Mycenaean Religion, p, 447 sq;
    Hutchinson.
    Prehistoric Crete, p. 199 В общем, мы видим более или менее консервативное продолжение. минойского пантеона и мира сверхъестественных существ, предшествовавших микенскому периоду
    (Picard,
    p. 252). Видный археолог замечает, что устройство «мистериальных» храмов вело свое
    378
    происхождение от сооружений, засвидетельствованных на доэллинистическом Крите там есть барьеры,
    abata, adyta; гробницы (углубленные в землю) «храмов-хранилищ» в Кноссе были прелюдией к
    Элевсинским
    kistai: священным сундукам, переносным, нов которых могли обитать богини. В Малии среди плит дворца был установлен, в непосредственном контакте с землей, круговой
    kernos с чашами для жертвоприношений. Аналогия таких сооружений с теми, что находились в царском дворце в Малии, частично уже отмечалась здесь мы имеем дело с важными предметами культа, одновременно и аграрного, и похоронного, со священным оснащением церемоний, вероятно, мистических, в честь Матери-Земли, хранительницы и мертвых, и живых (р. 142). Cf. П. Фор полагает, что Бритомартис — это богиня-покровительница Скотейно; таким образом, можно считать фактом культ, засвидетельствованный здесь, включая современные его аспекты, такие, как празднование Параскевы», см
    P. Faure.
    Spéléologie crétoise et humanisme, p. 40;
    Willetts.
    Cretan Cult and
    Festivals, p. О египетских влияниях (психостаз, частичная мумификация тел, использование золотых масок и т.д.):
    Picard,
    pp. 228, 279. Золотые маски были предназначены для того, чтобы превратить умершего в сверхъестественное существо с лицом, не подверженным разложению, как у статуй бессмертных
    (Picard,
    p.
    262).
    §43. Об истории и культуре хеттов: Об истории и культуре хеттов: А. Goetze.

    Kleinasien, е éd. (1957);
    O.R. Gurney.
    The Hitties (Harmondswoth,
    1952; 1954; последнее издание 1972). О хурритах:
    Е.А. Speiser.
    The Hurrian Participation in the Civilisation of Mesopotamia, Syria, and Palestine. —
    Cahiers d'Histoire Mondiale,
    1 (1953): 311-327;
    F. Imparati.
    1 Hurriti (Florence, 1964);
    R. de Vaux.
    Les Hurrites de l'histoire et les Horites de la Bible. —
    Revue Biblique,
    74: О хеттских клинообразных текстах и их переводах дог Е. Laroche.

    Catalogue des textes hittites. —
    Revue Hittite et Asianique,
    14 (1956): 33-38, 69-116; 15 (1957): 30-89; 16 (1958): Наиболее важные тексты были переведены
    A. Goetze.

    ANET:
    pp. 120-128, 201-211, 346-364, 393-404 и Ни другими авторами, чью библиографию см. в
    O.R. Gurney.
    The
    Hitties, p. 224. Самый последний перевод на французский выполнен
    M. Vieyra.
    Les religions du Proche-Orient:
    Textes et traditions sacrés babiloniens, ougaritiques, hittites, éd.
    R
    Labat
    (P., 1970), pp. В числе обзорных трудов, посвященных хеттской религии, отметим
    R. Dussaud.
    La religion des Hittites et des
    Hourites —
    Dhorme and R. Dussaud.
    La religion de Babylonie, pp. 333-353;
    Güterbock.
    Hittite Religion.—
    Forgotten Religions, éd.
    V. Perm
    (N.Y., 1950), pp. 81-109;
    379
    idem. Hittite Mythology—
    Mythologies of the Ancient World,
    ed.
    S.N. Kramer
    (1961), pp. 141-179;
    *
    122
    H. Otten.
    Die Religionen des alten Kleinasien,—
    Handbuch der Orientalistik
    (1964), vol. 8, pp. 92-116;
    Maurice Vieyra.
    La religion de l'Anatolie antique.— Histoire des religions, ed.
    H.-Ch. Puech,
    vol. 1, pp. 258-306. Книга
    Giuseppe
    Furlani.
    La religione degli Hittiti (Bologna, 1936) не устарела, хотя ее автор, как сообщает Гютербок («Hittite
    Religion», p. 109), мог пользоваться только переводами, очень немногочисленными в то время, хеттских текстов. См. также
    O.R. Gurney.
    Some Aspects of Hittite Religion, 1976. —
    Schweich Lectures of the British
    Academy
    (Oxford, 1976), с богатой библиографией.
    См. также
    E. Laroche:
    Recherches sur les noms des dieux hittites (P., 1947); Teššub, Hebat et leur cour. —
    Journal of Cuneiform Studies,
    2 (1948): 113-136; Le panthéon de Yazilikaya. —
    ibid.
    6(1952): Краткое изложение сведений о хеттских богах и мифах Einar von Schuler. —
    WdM,
    vol. 1. pp. 172-176 (боги и богини, 196-201 (солярные божества, 208-213 (боги грозы).
    О религиозной роли царей
    O.R. Gurney.
    Hittite Kingship. — Myth, Ritual and Kingship, ed.
    S.H. Hooke
    (Oxford,
    1958): О ритуалах В. Schwartz.
    The Hittite and Luwian Ritual of Zarpia of Kizzuwatha. —
    JAOS,
    58 (1938): 334-353;
    M.
    Vieyra.
    Rites de purifications hitties. —
    RHR,
    119 (1939): 121-153;
    H. Otten.
    Hethitische Totenrituale (Berlin,
    1958). О праздновании Нового года
    (purulli) см
    Volkert Haas.
    Der Kult von Nerik: Ein Beitrag zur hethitischen
    Religionsgeschichte (Rome, 1970), p. 43 Очистительный ритуал для войска после поражения примечателен своим архаизмом он включает жертвоприношение человека, козла, щенка и поросенка. Эти жертвы разрезают надвое, и войско проходит между двумя половинами. См АО. Masson.

    A propos d'un rituel hittite pour la lustration d'une armée. —
    RHR,
    137 (1950): 5-25;
    O.R.Gurney.
    The Hittites, p. 151. Отмечалась аналогия с жертвоприношением, которое велел сделать Яхве, когда заключил соглашение с Авраамом (Быт 15:9-18). Ритуал прохождения между двумя половинами жертвы известен у многих народов см
    J.G. Frazer. Folk-lore in the Old Testament
    (L., 1919), vol.
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    190 1, pp. 393-425, ср.: Th.
    Gaster.
    Myth, Legend and Custom in the Old Testament (N.Y., 1969), p. 363 sq., дополнительная библиография См. также
    J. Henninger.
    Was bedeutet die rituelle Teilung eines Tieres in zwei Hälften?—
    Biblica,
    34 (1953): 344-53;
    A.E. Jensen.
    Beziehungen zwischen dem Alten Testament und der nilotischen Kultur in Afrika. —
    Culture in History,
    ed.
    S. Diamond
    (N.Y., 1960): 449-466. О молитве см
    O.R.
    Gurney.
    Hittite Prayers (1940), и подробные объяснения в
    E. Laroche.
    La prière hittite: Vocabulaire et typologie,

    Annuaire, École Pratique des Hautes Études, V Section,
    72 (1964-65): 3-29.
    380
    1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   ...   47


    написать администратору сайта