Главная страница
Навигация по странице:

  • §10. О ритуальной охоте в Африке О ритуальной охоте в Африке Helmut Sträube. Die Tierverkleidungen der afrikanischen Naturvölker (Wiesbaden, 1955),350

  • [ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей. Мирча Элиаде история веры и религиозных идей


    Скачать 4.43 Mb.
    НазваниеМирча Элиаде история веры и религиозных идей
    Анкор[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей.pdf
    Дата27.12.2017
    Размер4.43 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей.pdf
    ТипДокументы
    #13210
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница32 из 47
    1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   47
    §7. Александр Маршак впервые представил свое открытие в Александр Маршак впервые представил свое открытие в Lunar Notation on Upper Paleolithic Remains. —
    Scientia,
    146 (1964): 743-745. За этой заметкой последовала серия более детализированных сообщений New
    Techniques in the Analysis and Interpretation of Mesolithic
    348
    Notations and Symbolic Art.—
    Actes du Symposium international,
    éd.
    Emmanuel Anati
    (Valcamonica, 1970): 479-
    494; Notations dans les gravures du paléolithique supérieur: Nouvelles méthodes d'analyse. —
    Mémoire no. 8,
    Institut de préhistoire de l'Université de Bordeaux
    (Bordeaux, 1970); Le bâton de commandement de Montgandier
    (Charente): Réexamen au microscope et interprétation nouvelle. —
    L'Anthropologie, 1A
    (1 970): 321-352; Cognitive
    Aspects of Upper Paleolithic Notation and Symbol.—
    Scientia,
    178 (1972): 817-828. Результаты этих изысканий изложены в кн
    Alexander Marshak.
    The Roots of Civilization: The Cognitive Beginnings of Man's First Art,
    Symbol, and Notation (N.Y., 1972); ср. нашу рецензию On Prehistoric Religions. —
    HR
    ,14 (1974): pp. 140-147, особ. pp. Исследование «The Meander as a System: The Analysis and Recognition of сбыло представлено на коллоквиуме Австралийского Института аборигенных исследований (Канберра, май 1974 г. Автор любезно предоставил нам рукопись этой значительной работы.
    О сравнительном изучении хороводов см
    Evel Gasparini.
    La danza circolare degli Slavi. —
    Ricerche
    Slavistiche,
    1 (1952): 67-92; idem. II Matriarcato Slavo: Antropologia Culturale dei Protoslavi (Florence, 1973), p.
    665 sq.; ср. нашу рецензию. —
    HR,
    14 (1974): Тайный миф пастухов пеул, сообщенный Амаду Хампате Ва (который сам вступил в их сообщество, был
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    || опубликован Ж. Дитерлен (Germaine Dieterlen). —
    Коитеп, Cahiers de l'Homme
    (P., 1961); на базе этого мифа Анри Лоту удалось интерпретировать некоторые наскальные рисунки Хоггара и Тассили:
    Henry Lhote.
    Données récentes sur les gravures et les peintures rupestres du Sahara. —
    Simposio de Arte Rupestre:
    273-290, особ. p. 282 sq.
    Г.фон Зикард полагает, что африканское божество Луве все еще отражает веру евро-африканских охотников, живших до VIII тысячелетия до н.э., в Верховного Бога см Н. von Sicard.

    Luwe und verwandte mythische Gestalten. —
    Anthropos,
    63/64 (1968/69): 665-737, особ. р. 720 Мифы о космогоническом погружении выявлены в Восточной Европе, в Центральной и Северной Азии, в аборигенной (доарийской) Индии, в Индонезии, в Северной Америке. См
    Eliade.
    Zalmoxis, chap. 3, pp. Статья
    W. Gaerte.
    Kosmische Vorstellungen im Bilde prähistorischer Zeit: Erdberg, Himmelsberg, Erdnabel und
    Weltströme.—
    Anthropos, 9
    (1914): 956-979, устарела, но еще может быть полезна благодаря имеющемуся в ней иконографическому материалу.
    Бенджамин Рэй дал блестящий анализ магико-религиозной силы слова у динка и догонов:
    Benjamin Ray.
    «Performative Utterances» in African Rituals.—
    HR,
    13 (1973): 16-35. (Термин «performative
    349
    utterances» принадлежит английскому философу Дж.Л. Остину (J.L. Austin).
    §8. А. Руст (A. Rust) опубликовал ряд трудов о раскопках, А. Руст (A. Rust) опубликовал ряд трудов о раскопках, производимых в течение сорока лет в Мейендорофе,
    Штелльморе и Аренсбурге-Хопфенбахе; наиболее значительны
    A. Rust.
    Die alt-und mittlesteinzeitlichen Funde von Stellmoor (Neumünster in Holstein, 1934); Das altsteinzeitliche Rentierjägerlager Meiendorf (Neumünster,
    1937); Die Jungpaläolithischen Zeltanlagen von Ahrensburg (1958); Vor 20.000 Jahren (Neumünster, О религиозном значении этих открытий
    A. Rust.
    Neue endglaziale Funde von kultische-religiöser Bedeutung. —
    Ur-Schweiz,
    12 (1948): 68-71 ;
    A. Rust.
    Eine endpaläolitische hölzerne Götzenfigur aus Ahrensburg. —
    Rom. Germ. Кот. d. deutsch. Arch. Inst.
    (Berlin, 1958): 25-26;
    H. Pohlhausen.
    Zum Motiv der Rentierversenkung der
    Hamburger und Ahrensburger Stufe des niederdeutschen Flachlandmagdalenien. —
    Anthropos,
    48 (1 953): 987-90;
    H. Müller-Karpe. Handbuch der Vorgeschichte,
    vol. 1, p. 225; vol. 2, p. 496 (nr. 347);
    J. Maringer.
    Die Opfer der paläolithischen Menschen. —
    Anthropica
    (St. Augustin bei Bonn), 1968, pp. 249-272, особ. О жертвоприношениях путем погружения вводу О проблеме религиозного значения наскального искусства восточной Испании Н. Obermaier.

    Fossil Man in
    Spain (New Haven, 1924);
    J. Maringer.
    The Gods of Prehistoric Man, pp. 176-86.
    §9. Самое лучшее и наиболее полное рассмотрение проблемы доисторического искусства Палестины см Самое лучшее и наиболее полное рассмотрение проблемы доисторического искусства Палестины см
    J.
    Perrot.
    Préhistoire palestinienne. —
    Dictionnaire de la Bible,
    vol. 8, supplément (1968), cols. 286-446. См. также
    R. de Vaux.
    Histoire ancienne d'Israël (P., 1971), vol. 1, pp. 41-59. О натуфийской культуре см
    D.A.E. Garrod.
    The Natufian Culture: The Life and Economy of a Mesolithic People in the Near East. —
    Proceedings of the British
    Academy,
    43 (1957): 211-27;
    E. Anati.
    Palestine before the Hebrews (N.Y., 1963), pp. 146-78;
    H. Müller-Karpe.
    Handbuch der Vorgeschichte,
    vol. 2:
    Jungsteinzeit
    (München, 1968), pp. 73 sq. О натуфийской религии
    Jacques
    Cauvin.
    Religions néolithiques de Syro-Palestine (P., 1972), pp. О религиозном значении черепов и о ритуальном каннибализме Н. Müller-Karpe. Handbuch,
    vol. 1, pp. 239 sq.;
    Walter Dostal.
    Ein Beitrag zur Frage des religiösen Weltbildes der frühesten Bodenbauer Vorderasiens.

    Archiv für Völkerkunde,
    12 (1957): pp. 53-109, особ. pp. 75-76 (с библиографией
    R.B. Onians.
    The Origins of
    European Thought (Cambridge, 1951; 2d éd. 1954), pp. 107 sq., 530 sq.
    §10. О ритуальной охоте в Африке О ритуальной охоте в Африке
    Helmut Sträube.
    Die Tierverkleidungen der afrikanischen Naturvölker (Wiesbaden,
    1955),
    350
    pp. 83 sq., 198 sq. passim. О сходстве технических приемов войны и охоты у ассирийцев, иранцев и тюрко- монголов
    Karl Meuli.
    Ein altpersischer Kriegsbrauch. — Weltöstliche Abhandlungen: Festschrift für Rudolph
    Tchudi (Wiesbaden, 1954): Добавим, что охота дала повод для появления других тем в мифологии и фольклоре. Вот лишь один пример погоня за оленем приводит героя в мир чар и магии, или же охотник в конце концов встречает Христа или
    Бодхисатву и т.д.; ср.:
    Eliade.
    Zalmoxis, pp. 131-161. Во многих мифах о завоевании территории, основании города, переправе через реку или болото именно животное помогает найти выход из кажущейся безнадежной ситуации см
    Eliade.
    Zalmoxis, pp. 135 sq., 160.
    §11. О культивации растений и приручении животных О культивации растений и приручении животных
    Müller-Karpe. Handbuch der Vorgeschichte,
    vol. 2, pp. 240-
    56;
    Peter J. Ucko and G.W. Dimbley.
    eds., The Domestication and Exploitation of Plants and Animals (Chicago,
    1969);
    Garry A. Wright.
    Origins of Food Production in South-western Asia: A Survey of Ideas. —
    Current
    Anthropology,
    12 (October-December, 1971): 447-479.
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    || Для сравнительного изучения см
    F. Herrmann.
    Die Entwicklung des Pflanzenanbaues als ethnologisches
    Problem. —
    Studium Generale,
    11 (1958): 352-363;
    Herrmann.
    Die religiösgeistige Welt des Bauerntums in etnologischer Sicht. — ibid: Роберт Брейдвуд различает четыре фазы первобытной земледельческой деятельности примитивная культивация, осуществляемая жителями деревень (простейшее земледелие, земледелие в постоянных деревнях (оседлое земледелие, начальная культивация и, наконец, интенсивное сельское хозяйство см
    R. Braidwood and L. Braidwood.
    Earliest Village Communities of South West Asia. —
    Journal of World History,
    1
    (1953): 278-310;
    R. Braidwood.
    Near Eastern Prehistory: The Swing from Food-Gathering Cultures to Village-
    Farming Communities is Still Imperfectly Understood.—
    Science,
    127 (1958): 1419-1430; cp.
    R. Braidwood.
    Prelude to Civilization. —
    City Invincible: A Symposium on Urbanization Cultural Development in the Ancient Near
    East,
    éd.
    Carl H. Kraeling and Robert M. Adams
    (Chicago, 1960), pp. 297-313;
    Carl O. Sauer.
    Agricultural Origins and Dispersals (N.Y., 1952);
    Edgar Anderson.
    Plants, Man, and Life (Boston, О мифах типа Хаинувеле и их религиозном и культурном значении см
    А.Е. Jensen.
    Das religiöse Weltbild einer frühen Kultur (Stuttgart, 1948), p. 35 sq.;
    Jensen.
    Myth and Cult among Primitive Peoples, p. 166 sq.;
    Carl A.
    Schmilz.
    Die Problematik der Mythologeme Hainuwele und Prometheus. —
    Anthropos,
    55 (I960): 215-238;
    Eliade.
    Aspects du mythe, p. 132 sq.;
    T. Mabuchi.
    Tales concerning the Origin of Grain in the Insular Areas of Eastern-
    Southeastern Asia. —
    Asian Folklore Studies,
    23 (1964): 1-92;
    Atsuhiko Yoshida.
    Les excrétions de la Déesse et l'origine de l'agriculture.
    —Annales,
    21 (July-August 1966): 717-728.
    351
    Илеана Хираси (Ileana Chirasi) выявила в греческой мифологии некоторые мифо-ритуальные комплексы типа Хаинувеле, которые могут относиться к дозлаковой фазе Elementi di culture precereali nei miti e riti greci
    (Rome, Как полагает немецкий этнолог Кунц Диттмер (Kunz Dittmer), возделывание корнеплодов и луковичных культур началось уже в Юго-Восточной Азии в эпоху верхнего палеолита. На женщинах лежали обязанности посева, а также уборки урожая, они плели корзины, а позднее изготовляли глиняные предметы. Впоследствии возделанные поля стали собственностью женщин. Супруг приходил жить в дом своей жены, а наследование было матрилинейным. Мужчина, в дополнение к охоте и рыболовству, выполнял задачу по расчистке поля. Этот тип цивилизации, который Диттмер определяет, как сочетание охоты и выращивания растений (охотник-земледелец), распространился на Тропическую Африку, Меланезию и на Северную и Южную Америки.
    Позднее, в Юго-Восточной Азии появилась культура корнеплодов, а также садоводство в тот же период произошло одомашнивание свиней и птицы. Эта цивилизация характеризуется организацией матриархального типа, существованием мужских тайных обществ (чтобы вселять страх в женщин, делением на возрастные группы, экономической и религиозной значимостью женщин, лунной мифологией, оргиастическими культами плодородия, охотой за головами и культом черепов. Регенерация жизни достигалась человеческими жертвоприношениями. Культ предков обосновывался их ролью в наращивании плодородия. Другие характерные элементы шаманизм и развитие искусства (музыка, культовая драма, маски тайных обществ, пластические изображения предков. Этот тип цивилизации (или культурный круг) был распространен в Юго-Восточной Азии уже в мезолитический период (его можно найти и сегодня у некоторых примитивных народов Внешней Индии и Индокитая), в Экваториальной Африке и на островах Тихого океана, за исключением Полинезии.
    Диттмер объясняет культивацию злаков, как эрзац вегекультуры, по необходимости распространенной в степные зоны. Она началась в Индии, с наиболее древнего злака — проса. Из Индии новая техника культивации распространилась в Западную Азию, где были освоены некоторые виды диких злаковых.
    Диттмер различает два специфических цикла в культивации злаковых культура) культивация экстенсивного типа в регионах, где выпадает достаточное количество осадков и б) интенсивная культивация, те. использование террас, ирригации и огородничества. Каждый из этих циклов имеет свои соответствующие социологические, экономические и религиозные структуры см
    Kunz Dittmer.
    Allgemeine
    Völkerkunde (Braunschweig, 1954), pp. 163-90.
    352
    X. Бауманы, наоборот, полагает, что культивация корнеплодов стала результатом имитации и реадаптации техники культивации злаковых культур НО мистическом эквиваленте женщина — возделанная почва О мистическом эквиваленте женщина — возделанная почва
    Eliade.
    Patterns in comparative religion. N.Y.,
    1958, pp. 239-64, 331-366;
    *
    '
    11
    Eliade.
    Mythes, rêves et mystères, (1957), pp. Возражения против поспешных обобщений Альберта Дитриха (Albert Dieterich. Mutter Erde, 3 ed., Berlin,
    1925), см
    Olof Pettersson.
    Mother Earth: An Analysis of the Mother-Earth (Lund, 1967). Ср.:
    P.J. Ucko.
    Anthropomorphic Figurines (L., 1968);
    Andrew Fleming.
    The Myth of the Mother-Goddess. —
    World Archaeology,
    1 (1969): О партеногенезе греческих и средиземноморских богинь см
    liberto Pestalozza.
    Religione mediterranea: Vechi e nuovi studi (Milan, 1951), p. 191 О периодическом обновлении мира
    Eliade.
    Le Mythe de l'éternel retour, p. 65 sq.;
    *
    112
    Aspects du mythe, p. 54 sq.
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    || О символизме Космического Древа см. документы и библиографию в
    Eliade.
    Chamanisme, pp. 49 sq., 145 sq.,
    163 sq., 227 О циркулярном времени и космическом цикле
    Eliade.
    Le Mythe de l'éternel retour, p. 65 О религиозной оценке пространства
    Eliade.
    Traité d'histoire des religions, О символизме жилищ в неолитической культуре Янцзы
    R.A. Stein.
    Architecture et pensée religieuse en
    Extrème-Orient. —
    Arts Asiatiques,
    4 (1 957): 177 sq.; см. также
    Eliade.
    Chamanisme, p. 213 О классификации и ритуальной дихотомии, о различных типах антагонизма и противоположностей
    Eliade.
    La Nostalgie des Origines (1971), pp. 249-336.
    §13. Об археологических свидетельствах из Иерихона и их интерпретации Об археологических свидетельствах из Иерихона и их интерпретации
    Kathleen Kenyon.
    Digging Up Jericho
    (L., 1957); К. Kenyon.
    Archaeology in the Holy Land (L., 1960);
    J. Garstang and J.B.E. Garstang.
    The Story of
    Jericho (L., 1948);
    E. Anati.
    Palestine before the Hebrews, p. 273 sq.;
    R. de Vaux.
    Histoire ancienne d'Israël, p. 41 О неолитических религиях Сирии и Палестины
    J. Cauvin.
    Religions néolithiques de Syro-Palestine, p. 43 sq. раскопки в Иерихоне, Мунхате, Бейдхе, Телль-Рамаде), ро раскопках в Рас-Шамре, Библосе и т.д.); см. также
    Müller-Karpe.

    Handbuch der Vorgeschichte,
    vol. 2, pp. 335 sq., 349 sq.
    Мелларт считает, что докерамическая культура Иерихона (фаза Влет до н.э.) развилась из хаджиларской культуры (7000-6000 лет до н.э.);
    Mellaart.
    Hacilar: A Neolithic Village Site. —
    Scientific
    American,
    205 (August, 1961): 90. Нов своей книге «Earliest Civilization of the Near East» (L. and N.Y., 1965), p. 45, он приводит новые радиоуглеродные датировки для Иерихона (фаза В 6968 и 6918 гг. до н.э.); иными словами, обе культуры существовали одновременно.
    Чатал Хююк — самый крупный неолитический город на Ближнем Востоке. Хотя и не полностью раскопанный (на одну четверть в 1965 гон свидетельствовал об удивительно высоком уровне цивилизации развитое земледелие (несколько сортов зерновых и овощей, скотоводство, торговля и множество богато украшенных храмов. См
    James Mellaart.
    Çatal Hüyük: A Neolithic Town of Anatolia (N.Y., 1967). См. также
    Walter Dostal.
    Zum Problem der Stadt- und Hochkultur im Vorderen Orient: Ethnologische Marginalien.—
    Anthropos,
    63 (1968): Существенную библиографию о Телль-Халафе см
    Müller-Karpe.

    Handbuch,
    vol.
    2,
    pp. 59 sq., Об обейдской культуре
    Müller-Karpe,
    ibid., pp. 61 sq., 339, 351, 423 (библиография раскопок 425 sq. (Белый храм, зиккурат). Ср.:
    M.E.L. Mallowan.
    Early Mesopotamia and Iran (1965), pp. 36 В этой связи заслуживает упоминания и другое святилище — Храм Глаз, раскопанный Маллоуэном в Браке, в долине Хабура (1000 км к северу от Урука) и датированный им ок. 3000 г. до н.э. Среди находок было несколько тысяч идолов из черного и белого алебастра, имеющих пару или несколько пар глаз. Как полагает Маллоуэн, они представляют собой
    ex-voto, пожертвованные всевидящей богине, покровительнице города см
    M.E.L. Mallowan.
    Early Mesopotamia p. 48 sq. и илл. pp. 38-40. Храм был посвящен богине
    Инанне. О.Дж.С. Крофорд изучил распространение этого иконографического типа вплоть до Англии и Ирландии, но некоторые из его примеров выглядят неубедительными. См
    O.G.S. Crawford.
    The Eye
    Goddess (Религиозный символизм статуэток и других объектов, относящихся к доистории Месопотамии изучен в
    B.L.
    Goff.
    Symbols of Prehistoric Mesopotamia (New Haven and L., 1963); см. особ pp. 10-48 (Халафская и
    Обейдская культуры) и илл. pp. 58-234.
    §14. О древнейшей европейской цивилизации О древнейшей европейской цивилизации
    Marija Gimbutas.
    Old Europe, с. 7000-3000 B.C.: The Earliest
    European Civilization before the Infiltration of the Indo-European Peoples. —
    Journal of Indo-European Studies,
    1(1973): О религиозных идеях и культах
    Marija Gimbutas.
    The Gods and Goddesses of Old Europe, 7000-3500 B.C.:
    Myths, Legends and Cult Images. (Berkeley and Los Angeles, 1974);
    J. Maringer.
    Priests and Priestesses in historic
    Europe. —
    HR,
    17 (1977): О святилище в Кэсчьоареле см
    Vladimir Dumitrescu.
    Edifice destiné au culte découvert dans la couche Boian-
    Spanţov de la Station-tell de la Căscioarele. —
    Dacia,
    N.S.14 (1970): 5-24.
    354
    1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   47


    написать администратору сайта