[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей. Мирча Элиаде история веры и религиозных идей
Скачать 4.43 Mb.
|
§118. Исаия: остаток Израиля вернется У всех великих ветхозаветных пророков было одно призвание, но все они жили по-разному и при разных обстоятельствах принимали на себя свою миссию. Исаия узрели услыхал Господа в Иерусалимском Храме вили г. Пророчицей была и его жена и, подобно профессиональным nâbîim, он имел учеников Его лучшие речи произнесены в 701 г. Вначале Исаия критикует, главным образом, моральную и социальную ситуацию в царствах Иудее и Израиле. Он бесстрашно атакует Ср.: Fohrer. History, p.250 и прим. 17 (библиография. Это парадокс, но брачная символика, к которой прибегает Осия, пришла как раз из тех ханаанских обрядов плодородия, с которыми они борется см Ringgren. La religion, p.283). Но см Andre Neher. L'essence du prophétisme, p. 247 sq. , где автор пишет об экзистенциальном смысле брачного символизма в древнееврейской религиозной мысли. Христианство и иудаизм вновь воспользуются образностью супружеского союза для интерпретации мистического опыта в Песни Песней и особенно в мистической теологии Контрреформации. В противоположность этому, в вишнуитском мистицизме мистическое единение души с Богом иллюстрируется свободным любовным союзом Радхи и Кришны Важно отметить, что только первые тридцать девять глав Книги Пророка Исаии» принадлежат его перу. Остальные состоят из разнородных частей, появившихся не ранее VI века самые значительные из них — это так называемые «Второ-Исаия» (гл) и «Третье-Исаия» (гл. 55-66). Некоторые фрагменты вошли в Книгу Исаии итого позднее, например, апокалипсис в главах даже царя и его высших чиновников (Ис 3:12-15). Он заявляет, что суд Божий не пощадит никого (2:12-17). Как и его предшественники, он считает, что простого исполнения обрядов недостаточно К чему мне множество жертв ваших говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота и крови тельцов, и агнцев, и козлов не хочу (1:11). Напрасно молитесь, ибо ваши руки полны крови (1:15). Истинная набожность состоит в праведной жизни и добрых деяниях Научитесь делать добро ищите правды спасайте угнетенного защищайте сироту вступайтесь за вдову (Нападение Ассирии на Сирию и Палестину добавляет новую черту к учению Исаии. В этих важных военно- политических событиях пророк видит вмешательство Яхве в историю Ассирия — лишь орудие Господа. Совершается божественное возмездие Яхве карает за богоотступничество, пышно расцветшее вследствие социальной несправедливости и гибели нравственных ценностей. Поэтому они выступает против внешней политики царя. Коалиции и политические маневры — это все химеры есть лишь одна надежда вера в Яхве, Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || yanko.lib.ru@rambler.ru || http://yanko.lib.ru || доверие к нему (7:9). Надеяться надо на Яхве, а не на Египет (31:1-3). Чтобы вселить надежду в царя, Исаия объявляет о знамении Господа Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» (7:14). До того, как младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, Господь явит множество чудес (7:16 и сл.). Это пророчество породило бесчисленные интерпретации Христианская теология увидела в имени младенца Еммануил (Господь снами) весть о рождении Христа. В любом случае, здесь очевиден мессианский смысл из рода Давидова Яхве взрастит справедливого властителя, который одержит победу и будет царствовать вовеки веков. Когда царь Ассур нападает на Палестину, Исаия произносит, что тот не является более орудием Яхве, а лишь тираном, снедаемым неутолимой жаждой власти (10:5-15). Следовательно, ион будет истреблен (14:24-25). Пророк постоянно возвращается к теме власти и всемогущества Яхве, он говорит о дне Господа, когда Он произнесет свой суд над миром (2:12-17). Поэтому они осуждает не только самонадеянность Ассура, но и социальные и политические прегрешения Иудеи притеснение бедных (3:12- 15), роскошь (3:16-24) и разврат (5:11-13), несправедливость (5:1-7, 23), алчность в накоплении собственности грехи, рассматриваемые им как акты неповиновения Яхве (1:2-3). Он осуждает также плохих правителей (28:14-22) и священников и пророков, осмеивающих его (28:7-13). Исаия верит в нерушимость Сиона: Яхве защищает и будет защищать священную гору от нападения всех врагов (9:24-32, 24:23, 28:16, 27 Основную библиографию см. в Ringgren. La religion d'Israël, p. 286, n1; к этому можно добавить A. Neher. L'essence du prophétisme, p. 228 sq. 318 29:8 и др. Он надеется также, что остаток Израиля обратится к Богу сильному (10:20-21). 28 Ноне вняли люди пророку, ион не скрывает своего разочарования. Его последняя речь предрекает гибель прекрасных полей и виноградной лозы плодовитой на земле народа моего будут расти терны и волчцы, равно и на всех домах веселия в ликующем городе. Ибо чертоги будут оставлены шумный город будет покинут (32:12-14). §119. Обет, данный Иеремии Выходец из семьи священников, Иеремия начал свое служение в 626 г. и с перерывами следовал поэтому пути в течение сорока лет. В знаменитых стихах первой главы своей книги он рассказывает, как Господь сделал его пророком. Страшась этой миссии, он ссылается на свою молодость я не умею говорить, ибо я еще молод (Иер 1:6). Но Господь касается уст его и укрепляет его духи сл). В первых речах Иеремии превалирует одна особенно драматичная тема — неминуемая катастрофа, которую вызовет народ, идущий от страны северной эти люди держат в руках луки копье они жестоки и немилосерды» (6:22- 23). Не стоит искать исторического прототипа для этих диких всадников. Народ, идущий от страны северной, — один из мифологических образов полного разрушения. Ибо вторжение их принесет стране окончательный крах Смотрю на землю и вот, она разорена и пуста, на небеса, и нет на них света (4:23). Возвращение к хаосу станет ниспосланным сверху наказанием за религиозное отступничество и все же оно есть подготовка нового творения, Нового Завета, который позже предречет Иеремия. Ибо Яхве милостив, и пророк передает его призыв Возвратитесь, мятежные дети Я исцелю вашу непокорность (3:22; ср.: По смерти царя Иосии в 609 г. натрон взошел его сын Иоаким. Он оказался настоящим деспотом, и Иеремия без колебаний обрушивается на него. Стоя у ворот Храма, он клеймит всех тех священников, пророков, мирян, кто, совершая злодеяния и поклоняясь другим богам, обольщается иллюзией безнаказанности (7:1-15; 26:1 и сл.). Не надейтесь на обманчивые слова "здесь храм Господень (7:4). Напрасно крадущие, убивающие, прелюбодействующие и кадящие Ваалу бегут в храм и говорят "Мы спасены, чтобы впредь делать все эти мерзости (7:9-10). Яхве не слеп (7:11). Он напоминает им о судьбе святилища в Силоме, разрушенного филистимлянами там Я прежде назначил пребывать имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля (7:12-13). Иеремию схватили и, если бы не заступничество некоторых высоких чинов, приговорили Своего первого сына Исаия называет Şear-jaşub — остаток обратится». 319 бы к смерти (26:10 и сл.). Долгое время пророк не мог говорить публично. 29 Последний период деятельности Иеремии начался в 595 г, когда Навуходоносор захватил Иерусалим и изгнал часть иудейской элиты. В то время как новый царь, Седекия, с помощью Египта подготавливал мятеж, Иеремия пытался успокоить народ. Его посадили в тюрьму как предателя, но позже он был освобожден вавилонянами. Вскоре после этого он отправился в Египет вместе с другими покидавшими страну соотечественниками (37-39). Свою последнюю речь он обратил ко всем Иудеям, живущим в земле египетской (44:1). Устами своего пророка Яхве напомнил им обо всех недавних катастрофах Вы видели все бедствие, какое Я навел на Иерусалим и на все города Иудейские вот, они теперь пусты, и никто не живет в них (44:2). Напрасно Господь посылал туда своих рабов, пророков люди упорствовали в своем нечестии (44:4 и сл.). Напоследок Яхве объявляет о том, что никто не избежит и не уцелеет из остатка Иудеев, пришедших в землю Египетскую (44:12 и сл.). Одной из характерных особенностей пророчеств Иеремии является обилие исповедальных речей и Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || yanko.lib.ru@rambler.ru || http://yanko.lib.ru || обращений автора к своим собственным чувствам Он смело вопрошает Бога Неужели ты будешь для меня как бы обманчивым источником, неверною водою (15:18). Подобно Иову, он спрашивает Почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют (12:1). Он хочет познать пути Господни И однако, несмотря на предрекаемые им катастрофы, которые действительно происходят, Иеремия не теряет веры в искупление и даже в новое Творение. Яхве сравнивает себя с горшечником, который может разрушить свое творение, чтобы создать другое и лучшее (18:6 и сл.). Ив самом деле, Бог через своего пророка объявляет о Новом Завете Вот, наступают дни, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет. вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом (31:31, 33). Амос ждал искупления как нового акта любви со стороны Яхве, который позволил бы Израилю вернуться к дням своей юности. Иеремия же надеется на радикальное преображение человека. Ибо, Знаю, Господи, что не в воле человека путь его (10:23). Вот почему Господь говорит о грядущем возрождении своего народа. И ядам им По приказанию Яхве Иеремия собрал все свои пророчества о несчастьях водном книжном свитке. Однажды его слуга Варух захотел прочитать некоторые из них в Храме, но был схвачен и доставлен к царю, который свиток сжег. Однако под диктовку Иеремии была написана новая книга (36). 30 См. особ гл. 11:18-23; 12:1-6; 15:10-12; 17:12-18; 18:18-23 и 20:7-18. См. также Ringgren. La religion, p. 295 и библиографию в прими Ср.: von Rad. Old Testament Theology, vol.2, p. 203 одно сердце и один путь, чтобы боялись меня вовсе дни жизни, ко благу своему и благу детей своих после них. И заключу сними вечный завет, по которому я не отвращусь от них, чтобы благотворить им (32:39- 40). Это равноценно новому сотворению человека — идея, которая будет иметь значительные последствия среди прочего, христианскую концепцию Нового Обета, явленную в Новом Завете. Падение Иерусалима. Миссия Иезекииля «Не верили цари земли и все живущие во вселенной, чтобы враги неприятель вошел во врата Иерусалима ( Плач 4:12). Так восклицает анонимный автор Плача, видевший падение Иерусалима в 587 г. «Воззри, Господи, и посмотри кому Ты сделал так, чтобы женщины ели плод свой, младенцев, вскормленных ими чтоб убиваемы были в святилище Господнем священники пророк (2:20). Этот крах имел решающие последствия для истории Израиля и для развития религии Яхве. Падение политической и религиозной столицы означало исчезновение государства и конец Давидовой монархии. Храм был сожжен и разрушен, что прекратило практику жертвоприношений. Значительная часть населения попала в изгнание. Но Вавилон был нечистой страной, и там нельзя было практиковать культ. Место Храма заняла религиозная школа, превратившаяся стечением времени в синагогу здесь община время от времени собиралась и молилась, исполняла гимны, слушала проповеди. Однако разрушенный храм был постоянным напоминанием об исчезновении нации. Поэтому и молитва о возвращении государственной независимости сливалась воедино с молитвой о восстановлении Храма. 33 Немало было в Иерусалиме и за его пределами тех, кто усомнился во всемогуществе Яхве и принял богов победителей. Кое-кто засомневался даже в самом существовании Яхве. Но для многих катастрофа стала высшим свидетельством гнева Господня, о котором неустанно твердили пророки. «Пророков-оптимистов» с возмущением отвергали. С другой стороны, великих ветхозаветных пророков стали чтить и почитать, чего те были лишены при жизни. И все же в Вавилоне изгнанная элита станет искать в религиозной традиции другую опору, способную обеспечить сохранение Израиля (см. том Именно в Вавилоне исполнял свою миссию последний из великих пророков — Иезекииль, который прибыл туда вместе с первой группой изгнанников-израильтян в 597 г. Он был священником — отсюда та важность, какую он придавал обрядовой чистоте. Иезекииль счи- 32 В ожидании идеального царя — та же надежда на Новый Завет (Иер 20:21) 33 Автор Псалма 51 молит Господа очистить и освободить его и одновременно воздвигнуть стены Иерусалима. Тогда благоугодны будут Тебе жертвы (Пс тал, что Израиль сделали нечистым грехи, ив первую очередь идолопоклонство. Яхве принесет искупление своему народу очищением его чистой водой (Иез 36:25). 34 Вначале Иезекииль считал свою задачу неблагодарной, но необходимой работой по демистификации — нужно было разрушить надежды первых изгнанных иудеев на то, что Иерусалим не пострадает, а после падения священного города утешить их В первый период своей деятельности Иезекииль возвещал скорый конец Иерусалима — неизбежное следствие неверности Израиля. В аллегорической истории (гл. 23) Израиль и Самария (Иудея) сравниваются с двумя сестрами, которые, несмотря на любовь Яхве, с ранней юности стали блудницами в Египте и продолжали это низкое занятие также с ассирийцами и вавилонянами. Иезекииль постоянно возвращается к теме нечестивой женщины, которую Яхве из уважения к ее имени все жене спешит отторгнуть (см, например, гл. 20). Свое привилегированное положение Израиль получил отнюдь не за заслуги — Яхве просто выбрал его среди других народов. Историческая катастрофа Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || yanko.lib.ru@rambler.ru || http://yanko.lib.ru || рассматривается как кризис брачного союза Яхве и Израиля, но значительно важнее тут оказывается идея вездесущности Господа. Бог не ограничивает свое присутствие каким-то особым пространством. Поэтому не имеет значения, поклоняется верующий Яхве в своей стране или жена чужой земле. Важна лишь внутренняя жизнь верующего и его поведение по отношению к ближнему. Иезекииль больше всех других пророков обращается именно к индивидууму. 36 С падением Иерусалима в пророчествах Иезекииля появляется новое содержание — надежда на восстановление Израиля. Для Господа нет ничего невозможного. В экстатическом видении перед Иезе- киилем предстает поле, и оно было полно костей от прикосновения святого духа останки ожили и стали на ноги свои. Так Господь поступит с Домом Израилевым (37:1-14). Иными словами, хотя Израиль и мертв, он может быть воскрешен чудесным образом. В другом пророчестве (гл) Яхве обещает высланным возращение домой, восстановление и умножение народа. Но главное — он возвещает спасение Израиля И окроплю вас чистою водою, ивы очиститесь от всех скверн ваших. И дам вам сердце новое и дух новый дам вам. выбудете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. И будете жить на земле, которую Я дал отцам вашими будете моим народом, и Я буду вашим Богом (36:25-28). Он утверждает, как и Иеремия, что будет Новый Завет, который есть нечто См Fohrer. Die Hauptprobleme des Buches Ezekiel, passim; idem. History of the Israelite Religion, p. 317 sq. 36 Ср.: Fohrer. History, p. 319 и библиографию в прим.4. 322 иное, как новое Творение. Но поскольку из-за рассеяния Израиля возник вопрос о всемогуществе и доброй славе Господа, Иезекииль объясняет это новое творение желанием Яхве вернуть святость своему имени, которое обесславил дом Израилев у народов, куда пришел (36:21). Давид, князь и пастырь, примерный раб Божий, воцарится над новым Израилем (37:25 и сл.; 34:23 и сл.). Ив последних главах (40-48) Иезекииль подробно описывает будущий Храм (являющийся ему в экстатическом видении) и ту обрядность, которую будут практиковать в новом Израиле. Религиозная ценность ужаса истории» Пророки не исчезают в заключительные годы Исхода ив последующий период (см. том II). Нов их посланиях теперь развивается намеченная Иеремией теология спасения. Правомерно поэтому на данном этапе попытаться оценить роль пророков в религиозной истории Израиля. Прежде всего нас поражает в пророках их критическое отношение к культу и та ярость, с которой они обрушиваются на синкретизм, на ханаанское влияние, именуемое ими блудом. Но этот блуд, вызывающий у них такой гнев, есть одна из самых распространенных форм космической религии. В космических религиях, характерных для земледельческих народов, сохранялась простейшая диалектика сакрального, в особенности вера в то, что божественное воплощается или проявляется в космических объектах и ритмах. С самого прихода израильтян в Палестину приверженцы Яхве клеймили эту веру, как наихудшую из возможных форм идолопоклонства. Никогда еще космическая религиозность не осуждалась столь яростно. В конце концов, пророкам удалось освободить природу от любого божественного присутствия. Целые категории предметов из мира природы возвышенности, камни, источники, деревья, некоторые злаки и цветы — будут объявлены нечистыми, потому что их осквернило поклонение ханаанским божествам плодородия По-настоящему чиста и свята лишь пустыня, потому что только там Израиль оставался верным своему Богу. Священные свойства растений и вообще яркие природные эпифании будут вновь открыты только позже, в средневековом иудаизме. Культ, и прежде всего, кровавые жертвоприношения, тоже осуждался. Дело не только в том, что он был осквернен ханаанейскими элементами, но ив том, что и священники, и миряне считали его иде- 37 Экстатическое видение Иезекииля положило начало богословию Храма, которое найдет замечательное развитие как в иудаизме, таки в христианстве По этой же причине христианские миссионеры в Индии допускали в своих церквях только те цветы, которые не использовались в индуистских церемониях, те. самые некрасивые. 323 альной формой поклонения Богу. Однако пророки утверждали, что бесполезно искать Яхве в святилищах Господь ненавидит, отвергает жертвоприношения, праздники и обряды (см, например, Ам 5:4-6, 14-15, 21-23); он требует от человека честности и справедливости (5:24). До изгнания пророки никогда не говорили о том, чем должен быть культ для верующего. Эта проблема даже не вставала, поскольку народ не возвращался к Яхве. Пророки хотели преобразить не культ, но человека. 39 Десакрализация природы, обесценение культа, те, коротко говоря, резкое и полное отвержение космической религиозности, а главное — придание первостепенного значения духовному возрождению индивидуума через окончательное возвращение к Яхве — вот ответ пророков на исторический кризис, угрожавший самому существованию обоих еврейских царств. Опасность была грозная и совсем близкая. Радость жизни, неотделимая от любой космической религии, — это не только богоотступничество, но и просто иллюзия, которая тут же исчезнет, когда разразится неминуемая национальная катастрофа. Традиционные основы космической религии тайна плодородия, диалектическое единство жизни и смерти, Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || yanko.lib.ru@rambler.ru || http://yanko.lib.ru || 162 — отныне сулили лишь ложное чувство безопасности. Действительно, космическая религия вселяла уверенность, что жизнь никогда не прекращается, а значит, и нация и государство смогут выжить, несмотря на тяжесть исторического кризиса. Другими словами, не только народи высокопоставленные чиновники, но и священники, а также пророки-оптимисты были склонны уподоблять исторические беды природным катаклизмам (засухам, наводнениям, землетрясениям, эпидемиями т.п.). Но такие катастрофы никогда не бывают тотальными или последними. А пророки периода до изгнания предрекали не только развал страны и падение государства, но говорили и об опасности полного исчезновения нации. Такова была реакция пророков на официальный политический оптимизм и на поощрение Давидовой монархией религиозного синкретизма взамен объявления яхвизма государственной религией. То будущее, которое они предсказывали, было на самом деле неизбежным. Пророки непрестанно говорили о нем, стремясь изменить настоящее через преображение внутреннего мира верующих. Их страстный интерес к политике имел религиозную природу. В действительности, ход событий был таков, что он мог привести нацию к чистосердечному покаянию и, следовательно, спасению, и это была бы единственная возможность для Израиля сохраниться в истории. Исполнение произнесенных пророками предсказаний подтвердило их правоту и особен- 39 См Forher. History, p. 278. И только после падения Иерусалима Иезекииль пророчествует о новой обрядности. |