[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей. Мирча Элиаде история веры и религиозных идей
Скачать 4.43 Mb.
|
§105. Религия Ахеменидов Противостояние между Ахурамаздой и дэвами намечалось уже в индоиранский период, поскольку ведийская Индия тоже противопоставляла друг другу дева и асуров. Разница состояла в том, что в Индии и Иране религиозные ценности обеих групп развивались в противоположных направлениях дева стали в Индии истинными богами, взявшими верх над более древними асурами, которые в ведийских текстах считаются демоническими фигурами ( §65 ). Аналогичный процесс, хотя и направленный в обратную сторону, имел место в Иране там были демонизированы древние божества, дэвы ( §65 ). Мы можем определить направление, в котором происходила трансмутация дэвами стали в первую очередь боги- воители Индра, Саурва, Вайю. Ни один из асуров не приобрел демонических черт. То, что в Иране соответствовало великому протоиндийскому асуру Варуне, превратилось в Ахурамазду. Возможно, Заратустра сыграл свою роль в этом процессе. Но восхождением на свое высокое положение Ахурамазда обязан не Заратустре. Считавшийся Верховным Богом или просто Великим Богом среди остальных великих богов, Ахурамазда был почитаем в иранских странах прежде Заратустры. Под этим именем он встречается в письменах царей династии Ахеменидов. Долгие годы ученых разделяет спор по поводу приверженности Дария и его преемников зороастризму. * 93 Против зороастризма Великих Царей приводятся, среди прочих, следующие аргументы Заратустра не упоминается нив одной надписи такие важные термины, как спента, Ангро-Майнью и Амеша Спента, не встречаются (за исключением понятия Арта); да ив религии персов времен Ахеменидов, по описанию Геродота, нет ничего зороастрийского. В пользу же зороастризма Ахеменидов, как считается, говорит прославление в надписях Rivayat 47.23 (на пехлеви), на который ссылается Жан де Менас: Jean de Меnasce. — Anthropos, vol.35/36, p. 452 (ср.: Duchesne-Guillemin. La religion de l'Iran ancien. p. 341, великого бога Ахурамазды, а также то, что при Артаксерксе (465-425) введение нового календаря с представленными в нем именами зороастрийских сущностей не встретило никакого сопротивления. 27 Как бы тони было, если Ахемениды и не исповедовали зороастризма, то их теология все же находилась в том же русле, что и гаты: в текстах много абстрактных выражений в духе гати они нагружены соображениями морального плана Кроме того, как указывает Маржан Моле, не следует ожидать, что царь будет действовать и формулировать свои идеи, как священник он не совершает литургий, но делает конкретные дела это есть fraša — то, что хорошо, что составляет счастье человека, что позволяет царю осуществлять свои полномочия Впервой надписи, которую Дарий приказывает высечь на Накш-и- Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || yanko.lib.ru@rambler.ru || http://yanko.lib.ru || 146 Рустаме вблизи Персеполя, Ахурамазда восхваляется как великий бог, который сотворил эту землю, кто сотворил небо, кто сотворил человека, кто сотворил счастье для человека, кто сделал Дария царем, царем над многими, господином над многими Надпись говорит о творческой природе Ахурамазды и — как следствие — о религиозной ответственности суверена. Дарий и царем был сделан именно для того, чтобы поддерживать творение Ахурамазды и обеспечивать счастье человека». Эта особая религиозная ситуация находит объяснение в мифе обосновании династии Ахеменидов. Согласно Геродоту, Астияг, царь Мидии, увидя в толковании своих двух снов магами плохое предзнаменование, выдал свою дочь замуж за перса (те. представителя низшей расы) по имени Камбис, и когда она родила сына, Кира, Астияг приказал его убить. Но ребенка спасла и вырастила жена пастуха Митрадата. 31 Кир до отроческого возраста жил среди пастухов, но царское происхождение скрыть было невозможно, и его узнали. В конце концов, после многих приключений, прогнав своего деда с трона, он стал править Мидией и основал империю Ахеменидов. 27 См Duchesne-Guillemin, p. 167; но этот автор недавно заявил, что после статьи Бикермана от аргумента с зороастрийским календарем следует отказаться. Dumézil. Naissances d'archanges, p. 62 sq. См. также Dawn and Twilight, p. 157 sq. 29 Molé. Culte, mythe et cosmologie, p. 35. Ньоли (Considerazioni sulla religione degli Achemenidi, p. 246 sq.) замечает, что в инскрипциях frasa означает превосходительный и не несет религиозного смысла однако религиозный смысл может присутствовать в «превосходительности» любого королевского деяния. Kent. Old Persian, p. 3 (translation); ср.: Widengren. Les religions, p. 140, n.l. Эта формула, возможно, мидийского происхождения (Nyberg. Die Religionen des alten Irans, S.349), и Виденгрен (р.4О) полагает, что она испытала влияние семитских концепций Бога-Творца. 31 Согласно Justin (1.4), пастух нашел брошенного ребенка, когда тот кормился из сосцов суки (характерная черта мифов о героях-правителях). Геродот же говорит, что жену Митрадата звали Spako, что по-мидийски значит сука ср.: Widengren. La legende royal, p. Мифическая тема героя, брошенного и преследуемого, есть у многих народов. Нам в данном случае важно выделить следующие мотивы а) испытания, пережитые Киром с того момента, как его бросили в детстве, эквивалентны инициации военного типа б) будущий царь является — или становится — сыном бога Митры (Митрадат, имя его приемного отца, значит дар Митры в) после победы над царем Мидии Кир основывает империю и новую династию г) это равноценно созданию нового мира и открытию новой эры — те. он осуществил микрокосмогонию; д) так как космогония ритуально повторяется с приходом каждого нового года, правомерно предположить, что мифо-ритуальный сценарий основания династии стал частью обрядов Навруза. * 94 §106. Иранский царь и празднование Нового Года Дарий замыслили построил Персеполь как священную столицу, где предполагалось проводить празднование Нового Года — Навруз. 32 В самом деле, Персеполь не был политической столицей, не имел стратегического значения, каким обладали Пасаргада, Экбатана, Сузы и Вавилон, и не упоминается нив каких западных или восточных источниках Навруз, подобно любому другому празднованию Нового Года, обновлял мир символическим повторением космогонии. Эта концепция была знакома индоиранцам; однако возможно, что при Ахеменидах сценарий испытал месопотамское влияние Как бы тони было, празднование Нового Года происходило под эгидой Ахурамазды, изображенного как святыня на некоторых воротах Персеполя. Начиная с определенного исторического момента, на очень широком географическом пространстве в космогонический миф (впрочем, и вовсе другие формы творения и основания) стало входить победоносное сражение бога или героя с морским чудищем или драконом (Индра — Вритра, Баал — Йамму, Зевс — Тифон и др. Можно доказать, что аналогичный сценарий существовал у ведийских индийцев ив Древнем Иране хотя в последнем случае источники, указывающие на это, принадлежат более позднему времени и представляют миф в историзированной форме. В самом деле, об упоминаемом в Авесте сражении героя Траэтаоны с драконом Ажи-Дахака 32 R.Girshman. À propos de Persepolis, pp. 265, 277; см. также A. U. Pope. Persepolis, a Ritual City. 33 Даже Ктесий, проведший тридцать лет при дворе Великого царя, не упоминает Персеполь, что говорит об эзотерическом значении этого священного города ср.: R.Erdman. Persepolis, pp. 46-47. Западный мир вообще не знало существовании Персеполя, пока город не разрушил Александр Великий См Gnoli. Politica religiosa e concezione della regalita sotto i Sassanidi, p. 23 sq. 35 См Wikander. Vayu, p. 128 sq.; G.Widengren. Stand und Aufgabe, p. 51 sq. и Les religions de l'Iran, p. 58 sq. 293 («Яшт» 9.145; 5.34; 19.92 и сл.) Фирдоуси рассказывает как о борьбе царя Фаридуна ( Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || yanko.lib.ru@rambler.ru || http://yanko.lib.ru || приписываются истребления драконов (например, в легенде об Ардашире) — мотив, вообще весьма распространенный, и мы еще вернемся к нему. Добавим, что в Иране, как и повсюду, процесс историзации мифических теми персонажей уравновешивается обратным процессом — реальные враги государства или империи представляются в виде фантастических чудовищ, особенно драконов. 37 В данный момент важно иметь ввиду тот факт, что на иранского царя возлагалась ответственность за сохранение и возрождение мира другими словами, на том уровне, который ему положен, он борется с силами зла и смерти и помогает торжеству жизни, плодовитости и Добра. Заратустра искал всеобщего возрождения через Благую Религию. В конце концов, каждый зороастрийский жрец верил в то, что своими жертвоприношениями он приближает эсхатологическое преображение. Что совершал царь вначале и ежегодно, священник надеялся исполнять каждый года Саошьянт обязательно совершит это в момент окончательного Обновления. Нам неизвестно, существовало ли при Ахеменидах тайное или явное противостояние двух религиозных идеологий — царской и жреческой. Дружба царя Виштаспы с Пророком могла быть парадигматической моделью. Но позже, при Сасанидах, конфронтация выйдет на поверхность. Этот феномен известен всюду принц Сиддхартха стал буддой, и его сотериология заменила сотериологию брахманов. Проблема магов. Скифы По мере распространения на запад зороастризм испытывал на себе влияние религий других типов. Маздеизм Ахеменидов также не оставался неизменным. Ксеркс, сын Дария, запретил культ дэвов в своем царстве, благодаря чему стал еще ближе к Заратустре по религиозным воззрениям. Нов более поздних памятниках, а именно — со времени, которым датируются надписи Артаксеркса II (405-359), рядом с Ахурамаздой мы встречаем Митру и Анахиту. Как мы увидим, похожий. Religions, p. 66. 37 Eliade. Le Mythe de l'étemel retour, p. 37 синкретизм проявляется ив Авесте, где имена этих же богов стоят рядом с именами Ахурамазды и Амеша Спента. 38 Не меньшие споры вызывает и проблема магов и отношение их религии к зороастризму. Одни считают их племенем колдунов и некромантов, виновных в упадке зороастризма, а другие, наоборот, называют верными учениками Заратустры и его миссионерами в западных областях Ирана. В период Мидийской империи (VII век) маги, по-видимому, считались наследственной священнической кастой, наподобие левитов и брахманов При Ахеменидах они занимают высшие позиции в этом классе. По сведениям, донесенным до нас Геродотом, они толковали сны (I, 107 и сл.), делали предсказания в связи с жертвоприношениями белых лошадей (VII, 113), а вовремя самих этих ритуалов излагали в песнопениях генеалогию богов (I, 132); все это говорит о том, что они выступали хранителями традиции религиозной поэзии Во всяком случае, маги восприняли некоторые зороастрийские обряды и обычаи, ив конце концов их стали считать учениками Заратустры; иные греческие авторы и его самого считают магом. Опять-таки Геродоту мы обязаны наиболее ценными сведениями о жителях северной части Ирана, особенно о скифах. Среди божеств их пантеона мы находим бога небес (Папай), Митру (Гелиос-Аполлон), Ареса, бога войны, Богиню Земли и Афродиту Уранию (IV, 59). Геродот передает также местную легенду о происхождении скифского племени и об источнике царской власти (IV, 5 и сл.). Этот миф находит объяснение в индоевропейской идеологии тройственности, и отголоски его прослеживаются в эпосе осетин, потомков скифов и аланов. * 96 Греческий историк заявляет (IV, 59), что у скифов не было ни храмов, ни алтарей, ни изваяний. Но они ежегодно приносили лошадей и овец, а также один процент своих военнопленных в жертву «Аресу», богу, которого символизировал воздвигнутый на насыпанном холме железный меч Похороны царей сопровождались человеческими жертвоприношениями (наложниц, некоторых слуг) (IV, 74). Наконец, важно отметить шаманистский характер одного из обрядов скифы бросали семена конопли на раскаленные докрасна камни, и, добавляет Геродот, не понимавший религиозной природы действа, дым делал их столь счастливыми, что они выли от радости (IV, 75). Скорее всего, речь здесь идет об экстатических переживаниях, параллели которым есть ив зороастрийской традиции (§102). * 98 38 Виденгрен считает, однако, что развитой культ Митры существовал в Персии даже во времена правления Дария (Religions, p. 148). 39 Ср.: Zaehner. Dawn and Twilight, p. 163. 40 Widengren. Religions, p. 139; см. также р. 135 sq. 295 §108. Новые аспекты маздеизма: культ хаомы «Ясна семи глав, написанных в прозе и составляющих гаты 35-42, отражает начало довольно сложного процесса адаптации и интеграции. Начать с того, что в их словаре наблюдаются некоторые значительные Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || yanko.lib.ru@rambler.ru || http://yanko.lib.ru || инновации об Амеша Спента впервые говорится как о группе, и встречается понятие yazata боги, которое впоследствии займет важное место в маздеизме. Можно заметить определенную тенденцию к ресакрализации и космических реальностей. Огонь отождествляется с Духом Святости, Спента-Майнью Ясна 36. 3), и вместе с солнцем ассоциируется с Ахурамаздой. 41 Солнце есть зримая форма Господа, наивысшего из наивысших (36. 6). Аша, Истина, также связана со светом. В «Ясне семи глав можно видеть усиление значения Аши: она упоминается вместе Ахурамаздой, и провозглашается вечный союз Господа и Истины (40.2; 41.6). Аша теперь обозначает больше, чем Истину, Справедливость, Порядок она есть персонификация того, кто соединяет в себе и космическое, и духовное она называется самой благодатной, благотворной, бессмертной, созданной из света (37. 4). Boxy Мана, который в гатах был источником вдохновения Заратустры, низведен до подчиненного положения. Что еще более удивительно — там говорится о благих женах Ахуры (Ahuranis), которыми являются Воды Мы почитаем Ahuranis, Воды (Ясна 38. 3). 43 Важное место в культе получает и Хаома: Мы поклоняемся славному золотому Хаоме, мы поклоняемся сверкающему Хаоме, благодаря которому жизнь процветает, мы поклоняемся Хаоме, которого бежит смерть (42. 5). Некоторые авторы считают это прославление Хаомы доказательством произошедшей после смерти Заратустры синкретизации идей Пророка и традиционной религии. На наш взгляд, если Заратустра и принял культ Хаомы, осуждая одновременно его крайности, то речь скорее идет не о синкретизме, а о возвышении в его учении ценностей древней индоиранской космической религии. Гаты Заратустры и Ясна Семи Глав образуют часть священной литургии, yasna, состоящей в основном из монотонных призываний существ божественной природы. С другой стороны, яшты обращены к разным богам, к каждому по отдельности. Это те божества, которым Заратустра не уделял внимания, например, Митра, а также божествен В более поздних яснах (1.11, 3.13, 7.13) солнце будет названо глазом Ахурамазды, что свидетельствует о возвращении древней индоиранской идеи солнце является глазом Варуны в «Ригведе» (1.50.6) 42 Zaehner. Dawn, p. 64. 43 По замечанию Ценера (Dawn, p. 65), в позднейших текстах Воды более не упоминаются женой Ахурамазды будет Армайти, Благая Мысль из гат, впоследствии отождествленная с Землей. Это определенно пережиток традиционной иранской религии. 296 ные персонажи или персонификации религиозных реалий, такие, как Хаома. В «Хом-Яште» («Яшт» 20) происхождение культа Хаомы объясняется таким дерзким мифом когда Заратустра был занят чтением гати освящением огня, к нему обратился Хаома и предложил собрать и выжать его. Расспросив Хаому, Пророк узнал, что первым выжал его Вивахвант, за что в награду ему был дан сын, царь Йима, самый религиозный из всех людей («Яшт» 20. Мы еще вернемся к смыслу и предыстории этого мифоритуального сценария — обретения потомства после — и силой — жертвоприношения (см. том II). Заметим, что Йима и Хаома прославляются в маздеизме вместе с жертвоприношением животных («Яшт» 11. 4-7). Очевидно, что подобное возвышение индоиранского наследия вызвало сильное сопротивление, жертвоприношения животных были впоследствии окончательно запрещены, а опьяняющий напиток хаома заменила смесь растительных соков, воды и молока. Возвеличение бога Митры Еще более неожиданными более существенным для истории маздеизма является «Михр-Яшт» («Яшт» 10), многословный гимн в честь Митры. Когда я создавал Митру широких пастбищ, — говорит Ахурамазда, — я сделал его столь же достойным почитания и преклонения, как я сам («Яшт» 10.1). Иными словами, все величие, мощь и созидательная сила Митры есть дело рук Премудрого Господа. В этом прологе мы видим стремление маздеитской теологии вновь утвердить всемогущество верховного бога. В «Михр-Яште» возвышение Митры показывается как следствие того величия, которым он обладал до реформы Заратустры. Когда в концовке гимна оба бога соединяются, автор употребляет имя Митра-Ахура («Яшт» 10.145) — точное подобие хорошо известного двойного названия Митра-Варуна в Ведах. 45 Однако возвышенный в «Михр-Яште» и реинтегрированный в маздеизм бог не остался неизменным. В самом гимне мы можем разглядеть элементы дискретной теогонии серия деяний и жестов Ахурамазды направлена специально на прославление и возвеличение Митры. Первое, что надо подчеркнуть, — это его многовалентность. На самом деле он бог договоров, и, обещая поклоняться ему («Яшт» 10.4-6), верующий обязуется впредь не нарушать заключенных соглашений. Но Митра также и бог войны и может быть яростными беспощадным (он жестоко поражает дэвов и нечестивых своей булавой, vazra, что сближает его с Индрой). Они солярный бог, ассоции- 44 Widengren. Religions, p. 131; Duchesne-Guillemin. La religion de l'Iran, p. 96 sq. 45 Дюмезиль показал, что в гатах место Митры занимал Boxy Макан; см. также Widengren. Religions, p. 31. 297 руемый со Светом (10.142). У него тысяча ушей и десять тысяч глаз (10.141), те. он всевидящ и всеведущ, подобно всякому богу-повелителю; к тому же они вселенский податель пищи, обеспечивающий плодородие Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || yanko.lib.ru@rambler.ru || http://yanko.lib.ru || полей и стад (10.61 и сл.). Этот феномен хорошо известен истории религий божество наделяется множеством полномочий и атрибутов, подчас даже взаимоисключающих, для того, чтобы обрести тотальность, необходимую для его возвышения (на мгновение или навечно) в ранг великих богов. Ахурамазда и Амеша Спента строят для Митры дом над Горой Хара, те. в духовном мире, находящемся над небесным сводом («Яшт» 10. 49-52). 46 Тем не менее, Митра жалуется Господу, что, хотя они является защитником всякой твари, ему не приносят молитв, как другим богам (10. 54). Похоже, он получает требуемое, потому что дальше мы видим Митру вместе со Сраошей и Рашну в колеснице, запряженной белыми лошадьми (62 и сл.), едущим сквозь землю по ночами уничтожающим дэвов (95-101), либо преследующим тех, кто не выполняет своих обязательств (104-11). Сначала Ахурамазда посвящает Хаому в жрецы Митры, и Хаома поклоняется Митре, те. приносит ему жертву. Затем Ахурамазда описывает, как должен происходить обряд в честь Митры (119-22), и совершает его сам в раю, в Доме Песни (124). Это апофеоз, после которого Митра возвращается на землю сражаться с дэвами, а Ахурамазда остается в Доме Песни. Воссоединение Ахурамазды и Митры решает судьбу дэвов. Поклонение Митре становится поклонением свету, который озаряет весь мир (142-44). И заканчивается гимн следующими словами С помощью растения barsom мы поклоняемся Митре и Ахуре, славным Повелителям Истины, навеки свободным от тления мы поклоняемся звездам, луне и солнцу. Мы поклоняемся Митре, Повелителю всех земель (Митра выдвинулся в маздеизме именно как бог победитель в борьбе против дэвов и нечестивых. Тот факт, что Ахурамазда полностью передает Митре эту функцию, указывает на некоторую тенденцию кв первом. Однако притом, что борьба с силами зла есть главная задача маздеизма, описанное в гимне можно рассматривать как обращение Митры, а значит как еще одну победу Господа. Ахурамазда и эсхатологическое жертвоприношение Процесс синкретизации древней религии иранского этноса и идей Заратустры прослеживается ив других гимнах. Например, в «Яште» 46 Смысл этого мотива понятен построением храма на небесах члены пантеона приветствуют победу (часто космогонического типа ср. миф о Мардуке) бога и освящают его восхождение на высшую ступень божественной иерархии (ср. миф о Баале). Очевидно, что земным эквивалентом этого эпизода будет построение святилища в честь данного бога (ср. §50). 298 8, посвященном божеству Тиштрийе (персонификации звезды Сириус, Тиштрийа жалуется, что ему не удалось победить демона Апаошу (который запер всю воду и грозил разрушить все Творение, потому что люди не посвящали ему обрядов. Тогда Ахурамазда совершает в его честь жертвоприношение (yasna); в результате Тиштрийа выходит победителем в борьбе с дэвами и обеспечивает плодородие земли. Таким же образом Ахурамазда приносит жертву Анахите и просит даровать ему такую милость Можно мне заставить благочестивого Заратустру думать, говорить и действовать, как велит Благая Религия («Яшт» 5. 17-19). Кроме того, Премудрый Господь приносит жертву Вайю с просьбой даровать ему такую милость, чтобы он мог убить созданий Ангро-Майнью (15. 3). Не менее неожиданно заявление Ахурамазды, что без помощи фравашей — предсуществующих человеческих душ — люди и животные исчезли бы, а материальный мир попал бы под власть Лжи (13. 12). Ценер 47 полагает, что эти тексты противоречат доктрине Заратустры, потому что Ахурамазда в них унижает себя не только своим поклонением существам низшего ранга, но и обращениями к ним с просьбами о помощи. Действительно, тот факт, что помощь фравашей столь необходима Ахурамазде, напоминает о чем- то вроде deus otiosus, когда Творец испытывает душевную усталость, заставляющую его обратиться к некоторым животным или даже к своему сопернику Но поклонение iyaz-) тому или иному богу в форме посвящения ему жертв (yasna) необязательно означает, что Ахурамазда ставит себя в подчиненное положение. Яшты подчеркивают сотворяющую силу обрядов и литургии и представляют Ахурамазду в его жреческой функции Своим приношением жертвы Ахурамазда удесятеряет магико-религиозную мощь того, кто ее принимает. Из гимнов становится особенно очевидной чрезвычайная важность жертвоприношения черта определенно индоиранская, но особенно развитая в брахманах и впоследствии приобретавшая все большее значение в маздеизме. Как и у других индоевропейских народов, ритуальный огонь играет у иранцев центральную роль. Ясна — это по существу жертвоприношение хаомы, совершенное перед открытым огнем (Duchesne-Guillemin. La religion de l'Iran ancien, p. 71). В маздеизме деятельность, связанная со священным огнем поддержание, очищение, закладка, — приобрела небывалый, по сравнению с другими религиями, масштаб. Dawn and Twilight, p. 81. 48 Это пример дуалистического космогонического мотива, довольно хорошо известного в фольклоре Восточной Европы, Центральной Азии и Сибири и зафиксированного также в зурванизме; Eliade. Zalmoxis, p. 84 sq. 49 См Gnoli. Note su Yasht VIII, p. 95 Высшим религиозным актом для каждого царя-маздеита являлась закладка огня, те. построение святилища, Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || yanko.lib.ru@rambler.ru || http://yanko.lib.ru || выделение средств на его поддержание и назначение туда жрецов И хотя Заратустра осуждал некоторые из кровавых жертвоприношений, но очевидно, что не все они вызывали его отрицательное отношение. Во всяком случаев Авесте жертвоприношения животных упоминаются (Ясна И. 4; «Яшт» 8. 58). Кроме того, они в большом количестве зафиксированы при Ахеменидах, в период парфянского царства и при Сасанидах. 51 Мы уже говорили (§104) о том, какую новую ценность Заратустра — который называет себя Саошьянтом и восклицает Да будем мы теми, кто обновит это существование (Ясна 30. 9) — придал древнему мифо- ритуальному сценарию, обновляющему мир путем повторения космогонии в ритуале. В зороастризме постоянно подкрепляется эсхатологическая интенция жертвоприношения, не отменяющая, однако, и космического измерения последнего. Здесь мы можем увидеть аналогию процесса «историзации» космических ритмов и феноменов в культе Яхве (§57). Сражения с чудовищами и другие героико- мифологические темы интерпретируются как эпизоды маздеитской эсхатологической драмы, те. как борьба с дэвами, ожидание и подготовка всеобщего обновления (frašō-kereti). Поскольку мир символически сотворяется вновь и само время обновляется в ритуале празднования Нового Года, то и эсхатологическое Обновление в конце концов получило свое место в этом сценарии. Жертвоприношение, совершаемое зороастрийским жрецом, предвосхищает последнюю жертву, принесение которой Саошьянтом произведет Обновление. Соответственно, исполнитель обряда отождествляет себя с Саошьянтом, а значит и с Заратустрой. 52 Впоследствии оба смысла жертвоприношения, эсхатологический и космогонический, опять сливаются воедино. Тексты на пехлеви сохранили предания, где главное место занимает серия жертвоприношений, посредством которых Ахурамазда сотворил космос, первого человека и Заратустру. 53 Эсхатологическое обновление произойдет вовремя празднования Нового Года, и тогда мертвые вернутся к жизни, будут призваны на суди в конце концов обессмерчены. Важно заметить, что всеобщее обновление совершится, как и первоначальное творение, в результате жертвоприношения. Тексты на пехлеви весьма подробно описывают последнее жертвоприношение, которое произведут Саошьянт и его помощники ив котором примут участие Ормазд 50 Dechesne-Guillemin. La religion, p. 84, n.l (библиография Ibid., p. 100 sq. См. также выше, §103. 52 Molé. Culte, p. 134. Саошьянт — это отождествляемый с Заратустрой последний Спаситель, произошедший, согласно одной из поздних традиций, из семени Пророка, чудом сохранившегося в озере Касаойа. 53 Rivayat, фрагмент 16 В, переведенный с пехлеви Моле, р. 126 и Амеша Спента, после чего люди вернутся к жизни и станут бессмертными, а вся вселенная возродится радикально обновленной. 54 Мы видим, в каком смысле зороастризм использовал древний обряд жертвоприношения. Заратустра объявил священную войну силам зла, и каждый верующий, в силу избрания для себя Благой Религии, оказывался призванным бороться с дэвами, очищать мир от демонов иными словами, человек участвовал во вселенской очистительной работе, исполняемой Ахурамаздой и его архангелами. Искупительная функция Благой Религии приобретала все большее значение, чему способствовало восславление творческой мощи ритуала. Поскольку конечной целью было всеобщее возрождение, постольку и прославлялась фундаментальная, космогоническая сила жертвоприношения в самом деле, эсхатологическое Обновление не только спасает человечество, но и сотворяет его вновь, воскрешая умерших. Грядет новое, нерушимое и нетленное Творение. Как говорится в «Яште» 19. 90, Материальный мир больше не умрет. Погибнет Ложь. Странствия души после смерти Похоронные обряды, мифологии смерти, концепции посмертного существования души изменяются медленно, несмотря на все религиозные реформы и обращения. Это позволяет нам говорить, что многое из собранного в Авесте и пехлевийских текстах обладало действенной силой и во времена до Заратустры. Обряды, зафиксированные на западе Ирана, в частности, сожжение трупов и захоронение пепла в урнах, распространились в других регионах вместе с зороастризмом. По еще более древнему обычаю, типичному для степей Центральной Азии, мертвецов оставляли в специально отведенном месте на съедение собаками стервятникам Среди жителей восточных областей Ирана практиковалось ритуальное оплакивание мертвых и нанесение себе ударов, иногда убивавших самого скорбящего. Но зороастризм строго запрещает слезы и плач, называя их измышлением Ангро-Майнью. 56 Что касается жизни души после смерти, то здесь мы встречаем некоторые знакомые мотивы переход через мост, вознесение на небеса, суда также нечто новое — тему встречи с Самим Собой. Во входящем в «Хадохт-Наск» («Яшт» 21-22) стихотворении говорится, что душа (urvan) праведного мужа находится вблизи его тела в течение трех дней. К концу третьей ночи с юга прилетает благоуханный ветер См. тексты в переводе Моле, pp. 87 sq., 90, 126 sq. и т.д. 55 Nyberg. Die Religionen des Alten Irans, p. 310; Widengren. Les religions, p. 53. Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || yanko.lib.ru@rambler.ru || http://yanko.lib.ru || 151 56 Nyberg. Die Religionen, p. 316 и dāenā умершего предстает в форме прекрасной светящейся белорукой девушки, резвой, прелестного вида, прямой, высокой, с крепкими грудками. пятнадцати лет («Хадохт-Наск», 9). Объясняя, кто она, даэна говорит Как я ни была мила, ты сделал меня еще милее своими добрыми мыслями, своими добрыми словами, своими добрыми делами, своей доброй религией красивую, ты сделал меня еще красивее, желанную — еще более желанной (ibid., 14). Затем душа четырьмя шагами пересекает три небесные сферы и достигает Света, не имеющего начала (15), те. рая. Один из умерших задает вопрос, как перешла она от телесного к духовному существованию, от жизни, полной опасностей, к жизни, где нет опасностей (16), но тут вмешивается Ахурамазда: Не расспрашивай ее, потому что ты напоминаешь ей об ужасной, опасной, ведущей к разлуке дороге, по которой она прошла и которая есть отделение от тела и сознания (17) — намек на драматические трудности путешествия. Ахурамазда приказывает, чтобы ему дали весеннего масла ибо для праведного мужа это пища, которую едят после смерти (18). Напротив, душа злодея встречается в Северном Ветре с ужасной фурией и оканчивает свое путешествие в зоне Извечной Тьмы, где Ангро-Майнью приказывает, чтобы ей дали яду (Попробуем выделить здесь характерные черты 1) душа встречает свою даэну, те. свое собственное Я, 60 которое ей предсуществует (как бы ни былая мила, но которое в тоже самое время есть результат религиозной деятельности души в земной жизни (ты сделал меня еще милее 2) даэна предстает в архетипизированном облике женщины, имея в тоже время конкретный образ 3) перед нами определенно индоиранская концепция, поскольку она встречается в «Каушитаки-упанишаде» I 3-6: душу того, кто пускается в путь по дороге богов (devayāna), приветствуют, среди прочих божеств, Mānāsi (Умная) и Cākshushï (Ясновидящая затем душа переправляется через озеро и поток, входит в городи предстает перед Брахманом, который вопрошает ее Кто ты?» 61 Это сферы звезд, луны и солнца, обозначенные в тексте как Благая Мысль, Благое Слово и Благое Дело см. ссылку на Bossuet. Die Himmelsreise der Seele, p. 25 sq. в Widengren, p. 125. 58 Больше об этих испытаниях рассказывается в позднейших текстах, например, в Меног-и-Храт 2. 115-17 и 151-53; см. также Soederblom. La vie future d'après le mazdéisme, p. 91 sq.; Pavry. Doctrine, pp. 19, 62 sq. 59 О религиозном смысле весеннего масла см Widengren, p. 126. 60 О daena см Gitoli. Questioni, p. 361 sq. 61 См Wikander. Vayu, pp. 47 sq. Виденгрен (р. 57-59) замечает, что в «Датистан-и-Диник» (24.5) молодая девушка называется хранительницей сокровищ добрых деяний подобно этому, в буддистском тексте «Dammapada» (219 sq.) добродетельных принимают по их благим деяниям, как дорогих родственников. Небесное путешествие умершего со всех точек зрения напоминает описанное в позднем тексте «Ардай- Вираз-Наме» экстатическое вознесение души сквозь звездную, лунную и солнечную сферы к Раю В «Хадохт-Наск» нет упоминания Моста Чинват. Тем не менее, Заратустра много говорит о нем (§103). Эта индоиранская концепция известна также другим индоевропейским народам история религий зафиксировала ее ив других регионах. В классическом описании рассказывается, что даэна является со своими собаками и сопровождает душу праведного человека по Мосту Чинват, через Хара Березайти, космическую гору (на самом деле, мост, находящийся в Центре Мира, соединяет землю с небом. Встреченные Boxy Мана, души проходят перед Ахурамаздой и Амеша Спента. Отделение добрых от злых происходит либо перед мостом, либо в его начале. Что до суда над душами, о котором говорят тексты на пехлеви и где судья Митра с помощниками Сраошей и Рашну (с весами, тов гатах он не упомянут. Да они излишен в данном сценарии переход через мост, сопоставимый с инициатическим испытанием, — это уже суд, потому что, по поверью, мост расширяется под ногами праведников и становится не шире лезвия бритвы, когда к нему приближаются нечестивые. Воскресение плоти Еще дальше отдуха зороастризма — эсхатологические мифы и поверья, сложившиеся в связи с образом Йимы. Если в Индии Яма явился вдохновителем, главным образом, мифологии Первого из Мертвых, то иранский Йима стал первым царем и образцом совершенного правителя. Для нас сейчас достаточно вспомнить, что в иранской традиции первоначально рай ассоциировался с царствием Йимы: целую тысячу лет смерти и страдания не было, и люди оставались вечно молодыми Но когда Йима начал лгать, его хварэна оставила его, ив конце концов он тоже лишился бессмертия. 64 В мифологию Йимы зороастрийская теология интегрировала еще один первоначально инородный эсхатологический миф. Ахурамазда предупреждает Йиму, что зима длиной в три года уничтожит все живое на земле, затем просит его построить ограждение (vara), внутри которого намеревается спасти лучших из людей и зародыши всех видов животных. Вара мыслилась как подземное жилище, так как туда не проникали лучи ни солнца, ни луны, ни звезд Это эсхатология архаическая, возможно, индоевропейская (ср. зиму Фимбуль в гер- 62 Videvdat 19. 28-32; Soederblom. La vie future, pp. 89-90. В «Видевдат» (13.19) сказано, что мост охраняют собаки ср. собак Йимы. Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || yanko.lib.ru@rambler.ru || http://yanko.lib.ru || 152 63 Ясна 9.4 sq. См. ссылки в Soederblom. La vie future, p. 175 sq. и A.Christensen. Les Types du premier homme, vol.2, p. 16 sq. 64 См A.Christensen, passim, G.Dumézil. Mythe et Epopée, vol. 2, p. 182 sq. 65 Videvdat 2. 20-32. Ср.: Soederblom. La vie future, p. 172 sq. См. также Bundahišn 39; Menok i Xrat 62. 15; Dumézil Mythe et Épopée, vol.2, p. 147 sq. 303 манской традиции, но абсолютно несоответствующая зороастрийским идеям. Однако понятно, почему Йима оказался включенным в этот мифологический сценарий конца света он ведь царь, принадлежавший легендарному Золотому Веку, а в варе сохранились, вернее были спасены зачатки будущего человечества, готового после эсхатологической катастрофы зажить в райском начале всех начал». Добавилось и еще одно эсхатологическое понятие — воскресение плоти. Сама вера в воскресение сравнительно древняя, но прямо она провозглашается в яштах (19. 11 и 89, см. также 13. 129), которые говорят о воскресении из мертвых в связи с объявленным Заратустрой приходом Живущего, те. Саошьянта. Таким образом, Воскресение составляет часть окончательного Обновления, которое также означает вселенский суд. Теперь в грандиозном эсхатологическом видении находит отражение несколько концепций, иные из них довольно древние радикально и полностью обновленный мир представляет собой новое Творение, которому не будут больше наносить вред своими атаками демоны воскресение из мертвых точнее, новое сотворение тел) эквивалентно космогонии в силу параллели между микро- и макрокосмом — концепция древняя и распространенная у ряда индоевропейских народов, но получившая особое развитие в Индии и Иране. Как мы видели (§104), окончательное Обновление, провозвестником которого выступил Заратустра в исполненной им литургии, предвосхищается в ритуалах Нового Года (Navrōz). В конце концов, традиция помещает рядом с Новым Годом три самых важных события космической и человеческой драмы Творение, откровение Религии и эсхатологическое Обновление Но поскольку год есть некий образ целостности, полноты космического времени, последние десять дней каждого года в некотором смысле составляют период ожидания эсхатологической драмы. Этот тот самый промежуток времени, в который души возвращаются на землю один из яштов (13. 49-52) призывает фравашей, 67 которые в последние десять дней года имеют возможность передвигаться свободно. Это поверье распространено повсеместно но зороастрийцы, как и их предшественники и последователи, помещают его в значительно более широкую систему согласно текстам на пехлеви, Ормазд сотворил человека именно в эти десять дней следовательно, фраваши появляются на земле в момент сотво- 66 Ср.: Molé. Culte, mythe et cosmologie, p. 120. 67 Фраваши — это души праведников и одновременно их небесные архетипы. Ангелы-хранители верных, фраваши сражаются с воплощениями зла но более поздние источники описывают их в виде вооруженных всадников, охраняющих небеса см Widengren. Religions, p. 39. Сложный образ фравашей появился в результате долгого процесса синкретизации в религии. 304 рения человека и вновь возвращаются под конец времен, те. в момент воскресения плоти. 68 Параллелизм между празднованием Нового Года и эсхатологическим Обновлением сего воскресением мертвых развивается в более поздних текстах. По случаю каждого Нового Года дарится новая одежда, а в конце времен Ормазд одарит великолепной одеждой всех воскрешенных Мы уже знаем (§104), что всеобщее Обновление произойдет после жертвоприношения, сотворенного Саошьянтом, независимо оттого, будет Ахурамазда ассистировать ему или нет. Это эсхатологическое жертвоприношение повторяет, в некотором смысле, жертвоприношение космогоническое, и потому оно тоже «сотворяющее». А воскресение и его следствие — нетленность плоти — это смелое развитие эсхатологической мысли Заратустры; оно представляет собой действительно новую концепцию бессмертия 68 См. тексты, приведенные Моле в Culte, p. 109. 69 Saddar Bundeheš 32-37, trad. Mole, p. 111. 70 Оба вида творения — духовное (тēпōк) и материальное (gētik), a также мифология, связанная с первобытным человеком, рассматриваются во И томе. |