Главная страница
Навигация по странице:

  • §33. To, что Edouard Naville назвал Молебствием Солнцу

  • [ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей. Мирча Элиаде история веры и религиозных идей


    Скачать 4.43 Mb.
    НазваниеМирча Элиаде история веры и религиозных идей
    Анкор[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей.pdf
    Дата27.12.2017
    Размер4.43 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей.pdf
    ТипДокументы
    #13210
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница35 из 47
    1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   ...   47
    §27. О божественности египетских царей О божественности египетских царей
    A. Moret.
    Du caractère religieux de la royauté pharaonique (P., 1902) книга в большой степени устарела
    H. Jacobsohn.
    Die dogmatische Stellung des Königs in der Theologie der alten Ägypter (Glückstadt, 1939);
    H. Frankfort.
    Kingship and the Gods, pp. 15-215; G.
    Posener.
    De la divinité du pharaon (P., 1960);
    H. Goedicke.
    Die Stellung des Königs im Alten Reich (Wiesbaden, 1960);
    H. Brunner.
    Die
    Geburt des Gottkönigs (Wiesbaden, О Менесе как создателе объединенного Египта
    Frankfort.
    Kingship and the Gods, p. 17 sq. Царская власть появилась уже к концу додинастического периода. Франкфорт подчеркивает идеологическое происхождение двойного правления (те. власти над Верхними Нижним Египтом. Эта политическая формула выражает тенденцию египетского мышления воспринимать мир в дуалистических терминах, как ряд
    367
    контрастных пар, балансирующих в неизменном равновесии (Kingship, p. 19). Дуалистические формы египетского царства небыли результатом исторических событий. Они воплощали особую близкую египтянам мысль о том, что целостность включает противоположности (ibid.)
    Франкфорт приводит некоторые африканские параллели, могущие объяснить происхождение дуалистической идеологии. Мы встретим и другие примеры парности и полярности см
    Eliade.
    La nostalgie des origines (P., 1971), p. 249 sq. О значении а см
    Bonnet.
    Reallexicon, pp. 430-434
    Frankfort.
    Ancient Egypt. Religion, pp. 53 sq., 62 sq.;
    Posener.
    Littérature et politique dans l'Egypte de la XII
    e
    Dynastie (P.,
    1956);
    Morenz.
    Egyptican Religion, pp. 113-130 (с библиографией).
    О тенденции обезличивания
    A. de Buck.
    Het Typische en het Individueele by de Egyptenaren (Leiden, 1929);
    Ludlow Bull.
    Ancient Egypt. — The Idea of History in the Ancient Near East, ed.
    Robert СО культах и празднествах
    Vandier.
    La religion égyptienne, pp. 165-203;
    Morenz.
    Egyptian Religion, pp. 81-109 превосходный сравнительный анализ и библиография. Книга
    Moret.
    Le rituel du culte divin journalier en
    Egypte (P., 1902) еще не устарела. См. также
    H. Kees.
    Das Priestertum im ägyptischen Staat vom NR bis zur
    Spätzeit (Leiden, 1953); J.Garnot Sainte-Fare,
    L'hommage aux dieux dans l'ancien Empire égyptien d'après les
    textes des Pyramides
    (P., 1954);
    S. Sauneron.
    Les prêtres de l'ancienne Egypte (P., 1967) (англ. перев.
    Ann
    Morrisett.
    The Priests of Ancient Egypt. N.Y., Существенное о празднестве сед

    Vandier, pp. 200-202 (превосходный анализ сопровождается в этой работе ссылками на литературные и иконографические источники, см. также
    Frankfort.
    Kingship, p. 79 sq.
    §28. Вознесение фараона на небеса, о котором рассказывается в Текстах пирамид, описано в Вознесение фараона на небеса, о котором рассказывается в Текстах пирамид, описано в Н. Breasted.
    Development of Religion and Thought in Ancient Egypt (N.Y., 1912), pp. 70-141;
    R. Weill.
    Le champ des roseaux et le champ des offrandes dans la religion funéraire et la religion générale (P., Не очевидно, что эпитет
    maa-kheru
    («co справедливым голосом, который следовал за именем каждого умершего со времени Среднего Царства, следует переводить как благословенный, счастливый. Скорее он выражает идею, что умерший принимал участие в ритуалах Осириса
    (J. Yoyotte.
    Le jugement des morts dans l'Egypte ancienne (см. библиографические ссылки к §33).
    §29. Существует обширная литература об Осирисе. Существует обширная литература об Осирисе. Назовем лишь существенные исследования
    Bonnet.
    Reallexicon, pp. 568-576;
    Vandier.
    La religion égyptienne, pp. 58 sq., 134 sq.;
    Frankfort.
    Kingship, p. 181 sq.;
    Rundal Clark.
    Myth and Symbol, pp. 97 sq.;
    E. Otto und M. Hirner.
    Osiris
    368
    und Amun (Munich, 1960). См. также
    A. Scharff.
    Die Ausbreitung des Osiriskulte in der Frühzeit und während des
    Alten Reiches (Munich, 1948);
    J.G. Griffiths.
    The Origins of Osiris. —
    Münchener Aegyptologische Studien,
    9
    (Berlin, 1966). Работа
    E.A. Wallis Budge.
    Osiris: The Egyptian Religion of Resurrection, 2 vols. (L., 1911; rev. éd.
    N.Y., 1961) все еще полезна благодаря собранным в ней документам, иконографии и африканским параллелям. По толкованию, предложенному Фрэзером, Осириса рассматривали только как аграрного бога эта интерпретация, которую отстаивал во Франции А. Море (A. Moret), была отвергнута другими учеными,
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    || см. в частности посмертную работу
    Emil Chassinat.
    Le Mystère d'Osiris au mois de Khoiac (Cairo,1966), vol. 1, p. 30 sq. Что представляется определенным, так это сложный характер Осириса; он бог одновременно и космический, и похоронный, представляет и всеобщее плодородие, и царскую власть, глава судилища над мертвыми, а позже — божество Мистерий.
    Мифы об Осирисе периодов Среднего царства и Империи суммированы в
    Vandier.
    La religion égyptienne, pp. Тексты саркофагов были изданы
    A. de Buck.
    The Egyption Coffin Texts, 6 vols. (Chicago, 1935-1950). Они также переводились P.O. Фолкнером:
    R.O. Faulkner.
    The Ancien Egyptian Coffin Texts, vol. 1 (Warminster, О культе Осириса: Е. Chassinat.
    Le Mystère d'Osiris au mois de Khoiac, vols 1-2;
    Rundle Clark.
    Myth and
    Symbol, p. 132 sq. (установка колонны
    джед, символа спинного хребта бога) р. 157 sq.;
    Frankfort.
    Kingship, p.
    181 О Горе и Сете
    Bonnet.
    Reallexicon, pp. 307-318, 702-715, с существенной библиографией. См. также
    H. de
    Velde.
    Seth, God of Confusion (1967).
    §30. О Первом Междуцарствии О Первом Междуцарствии
    H.Stock.
    Die erste Zwischenzeit Aegyptens (Rome, 1949);
    Wilson.
    The Culture of
    Ancient Egypt, p. 104-24;
    Drioton et Vandier.
    L'Egypte, p. 213 Литературные источники, рассматриваемые в этом параграфе, переведены Адольфом Эрманом в
    Adolf
    Erman.
    The Literature of the Ancient Egyptians, trad. A.M. Blackman (L., 1927; второе изд. в серии Harper
    Torchbook. N.Y., 1966, под заглавием The Ancient Egyptians, с ценным предисловием У.К. Симпсона), р. 75 sq.: The Instruction for King Meri-ka-Re; p. 92 sq.: Ipuwer; p. 132 sq.: Song of the Harper; p. 86 sq.: Dispute of a
    Man Weary of Life. Мы использовали, главным образом, переводы Уилсона —
    ANET,
    pp. 405 sq., 441 sq., 467.
    P.O. Фолкнер предложил новый перевод Совета отчаявшегося. —
    Journal of Egyptian Archeology,
    42
    (1956): 21-40 (The Man Who Was Tired of Life). Р.Дж. Уилльямс (R.J. Williams) рассмотрел последние работы об этом тексте — ibid., 48 (1962): 49-56. Опубликовано несколько работ о Речениях Ипувера»; см. библиографию в предисловии У.К. Симпсона к
    369
    изданию книги А. Эрмана (в серии Harper Torchbook, pp. xxix-xxx; см. также ibid.. p. xxviii, анализ последних исследований о Поучении царевичу Мерикара» (текст пространный и не всегда понятный).
    О литературе Двенадцатой династии (Первое Междуцарствие
    G. Posener. Littérature et politique dans
    l'Egypte de la XII
    e
    dynastie
    (P., 1956).
    §31. О Среднем царстве О Среднем царстве
    H.E. Winlock.
    The Rise and Fall of the Middle Kingdom in Thebes (N.Y., 1947);
    Wilson.
    The
    Culture of Ancient Egypt, pp. 124-153;
    Drioton et Vandier.
    L'Egypte, p. 234 sq. При фараонах были произведены масштабные работы (27000 акров земли близ Файюма превратились в пахотные и т.д.). Хотя Египет и не придерживался политики завоеваний, его уважали и опасались в Средиземноморье, в Эгейском регионе и на Ближнем Востоке.
    О гиксосах:
    Robert M. Engberg.
    The Hyksos Reconsidered (Chicago, 1939);
    H.E. Winlock две последние главы
    Wilson,
    pp. 154-163;
    T. Säve-Söderbergh.
    The Hyksos Rule in Egypt. —
    Journal of Archeology,
    37 (1951): 53-72;
    Theodore Burton-Brown.
    Early Mediterranean Migrations (Manchester, 1959), p. 63 sq. Что касается ксенофобии египтян, то следует иметь ввиду, что в течение долгого времени они не признавали иноземцев за людей и поэтому приносили их в жертву (Wilson, р. 139 sq.). По этой проблеме см. также
    F. Jesi.
    Rapport sur les recherches relatives à quelques figurations du sacrifice humain dans l'Egypte pharaonique. —
    JNES,
    17 (1958): 194-
    203. Еще в Первое Междуцарствие азиатов обвиняли в том, что из-за них воцарялась анархия, хотя их численность в это время была незначительной (Wilson, р. 110 sq.). Лишь после завоевания гиксосов азиаты в большом количестве расселились в регионе Дельты.
    О роли верховного жреца Амона:
    G. Lefebvre.
    Histoire des Grands Prêtres d'Amon de Karnak jusqu'à la XX
    e
    Dynastie (P.. 1929);
    Vandier.
    La religion égyptienne, p. 170 sq.;
    Wilson.
    Culture, p. 169 Большой гимн Амону-Pa переводился несколько раз см Wilson —
    ANET:
    365-367;
    A. Erman.
    The Ancient
    Egyptians, pp. 283-287. В гимне ощущается влияние мемфисской теологии
    (Erman.
    Die Religion der Ägypter, p. 119), что свидетельствует о тенденции египетской религиозности перенимать и перетолковывать традиционные доктрины. Не менее важна роль того, что получило название Всеобщий гимн Солнцу он опубликован и переведен А. Варийем (A.Varille) в
    Bulletin de l'Institut français d'archéologie orientale
    41
    (Cairo, 1942): 25-30; см. также перевод Wilson —
    ANET:
    367-369.
    §32. О «Амарнской» революции О «Амарнской» революции
    J.D.S. Pendlebury.
    Tell-el-Amarna (L., 1935);
    Drioton et Vandier.
    L'Egypte, pp. 86 sq., 334 sq.;
    Wilson.
    The Culture of Ancient Egypt, p. 212 sq.;
    Rudolph Anthes.
    Die Maat des Echnaton von
    Amarna.—
    JAOS,
    suppl. 14 (1952);
    Cyril Andred.
    New
    370
    Kingdom Art in Ancient Egypt during the Eighteenth Dynasty (L., 1951), особ. р. 22 Большой гимн Атону переведен в
    Erman.
    The Ancient Egyptians, pp. 288-291;
    Breasted.
    The Dawn of
    Conscience (New York, 1953), pp. 281-286;
    Wilson — ANET:
    369-371.
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    || О преемственности Амона-(Ра)-Атона:
    Alexandre Piankoff.
    The Shrines of Tut-Ankh-Amon (N.Y., 1955), p. 4 sq.
    §33. To, что Edouard Naville назвал Молебствием Солнцу,
    To, что Edouard Naville назвал Молебствием Солнцу, является одним из самых важных текстов периода Империи. Мы используем перевод
    A. Piankoff. The Litania of Re
    (N.Y., 1964). См. также переведенные этим автором тексты в его книге The Tomb of Ramesses VI (N.Y., Существует несколько переводов Книги мертвых мы воспользовались переводом Т. СО других похоронных книгах (Книга о тех, что в загробном мире, Книга врат, Книга ночи, см
    Vandier.
    La religion égyptienne, pp. 107 sq., 128-29. Книгу двух путей мы использовали в переводе А. Piankoff.

    The Wandering of the Soul (Princeton, 1974), pp. 12-37. См. также S.
    Morenz.
    Altägyptischer Jenseitsführer: Papyrus Berlin 3127 (Frankfurt a. M., Подземный мир мертвых,
    дуат, упоминается уже в Текстах пирамид см. примеры, цитируемые в
    Breasted.
    Development of Religion and Thought in Ancient Egypt, p. 144, n. 2. О представлениях об аде см
    Eric
    Hornung.
    Altägyptische Höllenvorstellungen (Berlin, 1968). Описание и перевод текстов см
    Е.А. Wallis Budge.
    The Egyptian Heaven and Hell, 3 vols (собрано в однотомник, L., 1925).
    *
    119
    Негативные элементы смерти, как главного врага человека, подробно анализируются в
    J. Zandee.
    Death as an Enemy according to Ancient
    Egyptian Conceptions (Leiden, 1960), pp. 5-31 (общее представление) и pp. 45-111 (словарь, отражающий различные аспекты смерти полное разрушение, разложение, заточение и т.д.). Книга Не) остается лучшим обобщающим исследованием, несмотря на некоторые слишком субъективные интерпретации. Существенные сведения о культе мертвых (мумификация, похороны, могилы,
    мастаба, пирамиды, гипогеи) см. в
    Vandier.
    La religion
    égyptienne, pp. 111-130 (с обширной библиографией).
    Для египтян, как и для других народов древности (Индия, Китай, Греция и др, смерть означала не только отделение души от тела она обнаруживала различия между тремя духовными принципами
    akh, ba и ка. Первое по сути, означает божественную, сверхъестественную силу (Vandier, p. 131). Значение слова — просветленный, славный — определяет небесную природу умершего. (Действительно, когда мертвых называют
    akhu, они рассматриваются, как сверхъестественные существа, обитатели небес ср.:
    Frankfort.
    Royauté, p. 104).
    Ва представлялся, как ив форме птицы, он обозначает собственно душу.
    «Ва нуждается в теле, или, в крайнем случаев статуе, чтобы сохранить свою идентичность. Полагали, что он возвращается в тело, находящееся в могиле, после блужданий по полями рощам
    (Frankfort,
    Royauté, p. 103; ср.:
    Frankfort.
    Ancient Egyptian Religion, p. 96 sq.). В определенном аспекте
    ba
    — это сам умерший. Ка, напротив, не индивидуализирован и не имеет изображений сам термин можно перевести как жизненная сила. Ка принадлежит индивидууму вовремя его жизни, но также следует за ним в загробный мир.
    (Frankfort.
    Royauté, p. 104,). На памятниках изображается только царский ка. Рожденный одновременно с царем, как его близнец, он сопровождает его всю жизнь, как охранительный гений, он действует, как его двойники покровитель, ив смерти (ibid., р. Важно отметить, что тексты Древнего царства говорят только о
    ba фараонов. Иными словами, в древний период египтяне, очевидно, не обладали
    ba» (Morenz.
    Egyptian Religion, p. 206). Лишь с Первого Междуцарствия обладание
    ба стало всеобщим. Очевидно, это только литературная ситуация мы не знаем, какова была историческая реальность. Но существенно, что ив этом случае пример фараона становился образцом, которому стремились подражать менее привилегированные люди. См. также
    L. Greven.
    Der Ka in
    Theologie und Königskult der Ägypter des Alien Reiches (Glückstadt, 1952);
    Louis Zabkar.
    Study of the Ba
    Concept in Ancient Egyptian Texts (Chicago, О судилищах:
    E. Drioton.
    Le jugement des âmes dans l'ancienne Egypte (Cairo, 1949);
    Vandier.
    La religion
    égyptienne, p. 134 sq.;
    J. Spiegel.
    Die Idee vom Totengericht in der aegyptischen Religion (Glülckstadt, 1935);
    J.
    Yoyotte.
    Le jugement des morts dans l'Egypte ancienne. —
    Sources Orientales,
    4 (P., 1961), pp. 16-80 (переводы текстов, комментарии и библиография. См. также
    M. Guilmot.
    L'espoir en l'immortalité dans l'Egypte ancienne du Moyen Empire à la basse époque. —
    RHR,
    166 (1964): О декларации невиновности см Е. Drioton.

    Contribution à l'étude du chapitre CXXV du «Livre des Morts»: Les confessions négatives. —
    Recueil d'études égyptiennes dédiées à la mémoire de J.F. Champollion
    (P., 1922), pp.
    545-564. Некоторые идеи и верования, о которых идет речь в гл. 125, очень древние они восходят, по меньшей мере, к периоду пирамид. В негативном и позитивном этическом коде, включенном в гл. 125, есть следы, относящиеся еще к Пятой и Шестой династиям
    (Yoyotte.
    Le jugement, p. 63). P. Петаццони отметил некоторые этнографические параллели к негативному признанию
    R. Pettazzoni.
    La confessione dei peccati (Bologna, 1935), vol. 2, pp. 21, В похоронной Книге божественной коровы особенно подчеркивается магическая ценность ее содержания. В ней говорится, что тому,
    372
    кто будет знать ее текст, не придется склоняться перед судом. и все беззакония, которые он совершит на земле, не будут засчитаны (trans. Yoyotte, p. 66; см. полный перевод Книги божественной коровы в
    A.
    Piankoff.
    Shrines of Tut-Ankh-Amon, pp. 27-34). Возвышение знания над моралью — это лейтмотив индийского мышления от брахман и упанишад до тантризма.
    Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || yanko.lib.ru@rambler.ru
    || http://yanko.lib.ru
    ||
    186
    §34. О мегалитических культурах существует обширная библиография О мегалитических культурах существует обширная библиография. Мы проанализировали наиболее ценные труды в своей книге, которая вскоре должна быть опубликована Megaliths and History of Превосходное введение в проблему см
    Glyn Daniel.
    The Megalith Builders of Western Europe (L., 1958); во втором издании (Pelican Books, 1962) имеется приложение (pp. 143-146), в котором представлена новая хронология на основе анализов, полученных с помощью радиоуглерода 14; новая хронология во многом лишает убедительности тезисы автора, см. ниже, §36. См. также
    Fernand Niel.
    La civilisation des mégalithes
    (P., 1970) и библиографию в
    Glyn Daniel and J.D. Evans.
    — Cambridge Ancient History, vol. 2:. The Western
    Mediterranean (1967), chap. 37, pp. 63-72.
    Мегалиты Испании и Португалии исчерпывающе изучены в
    Georg und Vera Leisner.
    Die Megalithgräber der
    Iberischen Halbinsel: Der Süden (Berlin, 1943); Der Westen, 3 vols. (Berlin, 1956, 1959, 1960). См. также
    L.
    Pericot.
    ed.. Corpus de sepulcros megaliticos, fascs. 1 and 2 (Barcelona, 1961); fasc. 3 (Gerona, 1964);
    L Pericot.
    Los sepulcros megalíticos Catalanes y la cultura pirinaica, 2 éd. (Barcelona, О мегалитах Франции см Z.
    Le Rouzic.
    Carnac (Rennes, 1909);
    Le Rouzic.
    Les monuments mégalithiques de
    Carnac et de Locmariaquer (Carnac, 1907-53);
    Glyn Daniel.
    The Prehistoric Chamber Tombs of France (L., 1960);
    Daniel.
    The Megalith Builders, pp. 95-111;
    E. Octobon.
    Statues-menhirs, stèles gravées, dalles sculptées. —
    Revue
    Anthropologique
    (1931), pp. 291-579;
    M. and J. Pequart and
    Z.
    Le Rouzic.
    Corpus des signes gravés des monuments mégalithiques du Morbihan (P., 1927). О мегалитических культурах Британских островов см
    G.
    Daniel.
    The Prehistoric Chamber Tombs of England and Wales (1950); idem. The Megalith Builders, 112-217; см. также библиографию, указанную в ссылках к Популярное изложение, иллюстрированное большим количеством превосходных фотографий, см
    Sibylle
    von Cles-Reden.
    The Realm of the Great Goddess; The Story of the Megalith Builders (L., 1961) (перевод книги
    Die Spur der Zyklopen, 1960).
    Доменик Вольфель (Domenik Wolfel) посвятил большую часть своего исследования «Die Religionen des vorindogermanischen Europa (в Christus und Religionen der Erde, vol. 1, 1950, pp. 161-537) религии строителей мегалитов (pp. 163-253 passim). Но к этой работе следует
    373
    подходить осторожно. Сжатое изложение, написанное до появления радиоуглеродного анализа, см
    J.
    Maringer.
    The Gods of Prehistoric Man, pp. О менгирах весьма поучительную работу опубликовал Хорст Кирхер:
    Horst Kircher.
    Die Menhire in
    Mitteleuropa und der Menhirgedanke. —
    Abhandlungen der Akademie in Mainz, Geistes- und
    Sozialwissenschaftliche Klasse
    (1935), pp. 609-816.
    1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   ...   47


    написать администратору сайта