[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей. Мирча Элиаде история веры и религиозных идей
Скачать 4.43 Mb.
|
§2. Чтобы понять, почему ученые не решались признать наличие у палеоантропов последовательной и развитой религиозности, Чтобы понять, почему ученые не решались признать наличие у палеоантропов последовательной и развитой религиозности, важно помнить, что во второй половине XIX в. термин религия применялся крайне ограниченно, входу же были разные уничижительные термины магия, суеверие, дикость и пр. Некоторые авторы писали о племенах без религии, потому что не находили у них ничего похожего на многобожие и фетишистские системы. Несогласных обвиняли в идеализации палеоантропов, потому что религия понималась как идеологический комплекс, сравнимый с иудео-христианством, индуизмом или с пантеонами древнего Ближнего Востока. Нет нужды перечислять все работы, посвященные доисторическим религиям большинство представляет лишь библиографический интерес. Богатую документацию или интересные гипотезы см Т. Mainage. Les Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || yanko.lib.ru@rambler.ru || http://yanko.lib.ru || 171 religions de la préhistoire (P., 1921); G.H. Luquet. L'art et la religion des hommes fossiles (P., 1926); С. Clemen. Urgeschichtliche Religion, 2 vols. (Bonn, 1932-33); E.O. James. Prehistoric Religion (L. and N.Y., 1957). См. также Emmanuel Anati, ed. Symposium international sur les religions de la préhistoire.— Valcamonica, 18-23 septembre 1972 (Brescia, 1975) и наши замечания в HP, 16 (1976): Более пространное изложение см Johannes Maringer. The Gods of Prehistoric Man (N.Y., 1960); Étienne Patte. Les hommes préhistoriques et la religion (P., 1960); André Leroi-Gourhan. Les religions de la préhistoire: Paléolithique (P., 1964); Carl J. Narr. Kultur, Umwelt und Leiblichkeit der Eiszeitmenschen (Stuttgart, 1963); idem. Approaches to the Religion of Eariy Paleolithic Man. — HR, 4 (1964): 1-29; idem. Religion und Magie in der jüngsten Altsteinzeit.— Handbuch der Urgeschichte (1966), vol. 1, pp. 298-320. Критический обзор недавно опубликованных работ см Karl Narr. Wege zum Verständnis prähistorischer Religionsformen. — Kairos, 3(1963): Мифологии, возникшие вокруг изготовления орудий труда и оружия, изучены еще недостаточно. Мы анализировали символику и некоторые мифологические темы, связанные со стрелой в Notes on the Symbolism of the Arrow. — Religions in Antiquity: Essays in Memory of E.R. Goodenough, ed. Joseph Neusner (Leiden, 1968), pp. 463-475. 343 §3. Существенные данные о погребениях эпохи палеолита изложены в Существенные данные о погребениях эпохи палеолита изложены в J. Maringer. The Gods of Prehistoric Man (N.Y., 1960), pp. 14-37, 74-89. He устарела документация, имевшаяся дог. в Е.О. James. Prehistoric Religion: A Study in Prehistoric Archaelogy (L., 1957), pp. 17-34. См. также Grahame Clark. The Stone Age Hunters (L., 1967), p. 41 sq. Критический взгляд см Leroi-Gourhan. Les religions de la préhistoire, pp. Более подробный анализ H. Breuil. Pratiques religieuses chez les humanités quaternaires.— Scienza e Civilitá (1951): 45-75; A. Glory and R. Robert. Le culte des crânes humains aux époque préhistoriques. — Bulletin de la Société d'Anthropologie de P. (1948), pp. 114-33; H.L. Movius, Jr. The Mousterian Cave of Teshik-Tash Southeastern Uzbekistan, Central Asia. — American School of Prehistoric Research, 17 (1953): 11-71; P. Wernert. Cultes des crânes: Représentation des esprits des défunts et des ancêtres в M. Gorce et R. Mortier. eds., L'histoire générale des religions (P., 1948), vol. I, pp. О значении черепов, обнаруженных при раскопках в Чирчео: A.C. Blanc. I Paleantropi di Saccopastore e del Circeo. — Quartär (1942): Об эксплуатации золотоносных рудников в древней Южной Африке ив других местах Raymond A. Dart. The Multimillennìal Prehistory of Ochre Mining. — NADA (1967): 7-13; idem. The Birth of Symbology. — African Studies, 27 (1968): 15-27. Обе статьи содержат многочисленные библиографические ссылки. О погребении в позе эмбриона G. van der Leeuw. Das sogenannte Hokerbegräbnis und der ägyptische Tjknw. — SMSR, 14 (1938): 150-167. §4. Эмиль Бахлер сообщает о результатах своих раскопок Эмиль Бахлер сообщает о результатах своих раскопок Emil Bachler. Das alpine Paläolithikum der Schweiz (Basel, О других открытиях К. Hoermann. Die Petershöhle bei Velden in Mittelfranken: Eine altpaläolithische Station (Nuremberg, 1933); К. Ehrenberg. Dreissig Jahre paläobiologischer Forschung in österreichischen Höhlen.— Quartär (1951): 93-108; Ehrenberg. Die paläontologische, prähistorische und paläoethnologische Bedeutung der Salzofenhöhle im Lichte der letzten Forschungen. — Quartär (1954): 19-58. См. также Lothar Zotz. Die altsteinzeitliche Besiedlung der Alpen und deren geistigen und wirtschaftliche Hintergründe. — Sitzungsberichte der Physikalischmedizinische Sozietät zu Erlangen, 78 (1955-1957): 76-101, и особ. Müller-Karpe. Altsteinzeit, pp. 205, Сравнение с жертвоприношениями, характерными для некоторых народов Арктики А. Gahs. Kopf- Schädel- und Langknochenopfer bei Rentiervölkern. — Festschrift für P. W. Schmidt (Vienna, 1928): 231-68. Со своей стороны, Вильгельм Шмидт возвращался к этой проблеме несколько раз. См Die älteste Opferstelle des altpaläolithischen Menschen in den Schweizer Alpen. — Acta Pontificiae Academiae 344 Scientiarum, 6 (Vatican City, 1942): 269-272; Das Primitialopfer in der Urkultur. — Corona Amicorum: Festgabe für Emil Bächler (Saint Gall, 1948): 81-92. См. также J. Maringer. Das Blut in Kult und Glauben der vorgeschichtlichen Menschen. — Anthropos, 71 (1976): Интерпретацию россыпей костей см Karl Meuli. Griechische Opferbräuche. — Phyllobolia für Peter von der Mühll (Basel, 1945): 185-288, sp. pp. О проблеме жертвоприношений в палеолите Oswald Menghin. Der Nachweis des Opfers im Altpaläolithikum. — Wiener Prähistorische Zeitschrift 13 (1926): 14-19; H.C. Bandi. Zur Frage eines Bären- oder Opferkultes im ausgehenden Altpaläolithikum der Alpinen Zone. — Helvetia Antiqua, Festschrift Emil Vogt (Zürich, 1966): 1-8; S. Grodar. Zur Frage der Höhlenbärenjagd und des Höhlenbärenkult in den paläolithischen Fundstellen Jugoslawien.— Quartär 9 (1957): 147-159; W. Wust. Die paläolithischen-ethnographischen Bärenriten und das Altindogermanische. — Quartär, 7-8 (1956): 154-165; Mirko Malez. Das Paläolithikum der Vetemicahöhle und der Bärenkult.— Quartär, 10-11 (1958/59): 171-178. См. также /. Paulson. Die rituelle Erhebungd des Bärenschädels bei arktischen und subarktischen Völke. — Temenos, 1 (ФЕ. Коби высказал сомнение относительно существования россыпей черепов, а также медвежьего культа Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || yanko.lib.ru@rambler.ru || http://yanko.lib.ru || 172 F.E. Koby. L'ours de cavernes et les Paléolithiques.— L'Anthropologie, 55 (1951): 304-308; Les Paléolithiques ont- ils chassé l'ours des cavernes?— Actes de la Société Jurassienne d'émulation, 57 (1953): 157-204); Grottes autrichiennes avec culte de l'ours? — Bul. de la Préhist. française 48 (1951): 8-9. Того же мнения придерживается Леруа-Гуран: Leroi-Gourhan. Les Religions de la préhistoire, p. 31 Более полное критическое обсуждение см Johannes Maringer. Die Opfer der paläolithischen Menschen. — Anthropica (St. Augustin bei Bonn, 1968): В. Копперс предложил несколько интересных этнологических параллелей W. Koppers: Der Bärenkult in ethnologischer und prähistorischer Beleuchtung. — Paleobiologica (1933): 47-64; Künstlicher Zahnschift am Bären im Altpaläolithikum und bei den Ainu auf Sachalin.— Quartär (1938): 97-103. Анализ ритуалов см Alexander Slawik. Zum Problem des Bärenfestes der Ainu und Giliaken. — Kultur und Sprache (Vienna, 1952): Связи между медвежьим культом и шаманизмом в европейском палеолите исследовал Карл Нарр: Bärenzeremoniell und Schamanismus in der älteren Steinzeit Europas. — Saeculum, 10 (1959): О характерных верованиях охотников в то, что животные могут возрождаться из своих костей, см Eliade. Chamanisme, p. 139 sq. Запрет на ломку костей диких или домашних животных подверг анализу 345 в свете недавних исследований Джозеф Хеннингер: Joseph Henninger. Neuere Forschungen zum Verbot des Knochenzerbrechens. — Studia Ethnografica et Folkloristica in honorem Béla Gunda (Debrecen, 1971): 673-702. Особого упоминания заслуживает статья /. Paulson. Die Tierknochen im Jagdritual der nordeurasiatische Völker. — Zeitschrift für Ethnologie, 84 (1959): 270-292. §5. Существует обширная библиография научных трудов, посвященных пещерной и наскальной живописи и резьбе Существует обширная библиография научных трудов, посвященных пещерной и наскальной живописи и резьбе. См, в частности H. Breuil. Quatre cent siècles d'art pariétal (Montignac, 1951) (англ. перев.: Four Hundred Centuries of Cave Art, trans. Mary Boyle. Montignac, 1952); J. Maringer and H. Bandi. Art in the Ice Age (L. 1953); Paolo Graziosi. Palaeolithic Art (L., 1952); A. Leroi-Gourhan. Préhistoire de l'art occidental (P., 1965) англ. перев.: Treasures of Prehistoric Art, N.Y., 1967); A. Laming. Lascaux: Paintings and Engravings (Harmondsworth, Eng., 1959); idem. La signification de l'art rupestre paléolithique (P., 1962), с обширной критической библиографией R.F. Heizer and M.A. Baumhoff. Prehistoric Rock Art of Nevada and Eastern California (Berkeley and Los Angeles, 1962); Peter J. Ucko and Andrée Rosenfeld. Palaeolithic Cave Art (N.Y., 1967). См. также Simposio de arte rupestre, Barcelona, 1966 (опубл. в 1968), особ. Исследования Р. Graziosi. L'art paléo-épipaléolithique de la Province méditerranéenne et ses nouveaux documents d'Afrique du Nord et du Proche-Orient (p. 265 sq.), Emmanuel Anati. El arte rupestre galaico-portuguès (p. 95 sq.), Henri Lhote. Données récentes sur les gravures et les peintures rupestres du Sahara (p. 273 sq.). Условия для обоснованного сравнения художественных созданий древней истории стем, что создают народы, о которых есть этнологические данные, рассмотрены в Karl Narr. Interpretation altsteinzeitlicher Kunstwerke durch völkerkundliche Parallelen. — Anthropos, 50 (1955): 513-545; idem: Zum Sinngehalt der altsteinzeitlichen Höhlenbilder. — Symbolen, 2 (1974): 105-122. Марксистскую интерпретацию представил Г. Шаррьер: G. Charrière. Les significations des représentations érotiques dans les arts sauvages et préhistoriques (P., 1970). Леруа-Гуран выделяет в палеолитическом искусстве — по стилистике и хронологии — пять периодов 1) развитый мустьерский период (ок. 50 тыс. лет дон. э, в котором засвидетельствованы кости и каменные осколки с расположенными в определенном порядке насечками, но еще нет никаких фигурных изображений 2) примитивный период (ориньякский, ок. 30 тыс. лет дон. э, для которого характерны выгравированные или нарисованные на кусках известняка очень абстрактные и очень грубые изображения, представляющие головы или передние части неопознаваемых животных, вперемежку с изображениями гениталий. Позднее (ок. 25-20 тыс. лет до н.э.) появились изображения человеческих фигур, выполненные сочень сходной стилизацией центральная часть тела огромна по сравнению с головой и конечностями, что дало повод выдвинуть идею об особой тучности палеолитических женщин 3) архаический период (поздний солютрейский, ок. 30-25 тыс. лет до н.э.), представленный несколькими весьма важными раскопами (Ласко, Ла Пасьега): техническое мастерство теперь уже вполне развитое, и рисунки, скульптуры или резьба по камню демонстрируют чрезвычайно высокое качество исполнения 4) классический период (мадленский, ок. 15-11 тыс. лет до н.э.), когда географическое распространение декорированных пещер достигло максимума заметно возросла реалистичность изображений 5) поздний период (поздний мадленский, ок. 10 тыс. лет до н.э.), когда пещеры больше не декорировались, и центральной темой искусства стало движение фигуры утратили последние черты древней стилизации, животные изображались реалистично, с поразительной точностью воспроизведения форм и движений. Такое искусство теперь распространяется в северном направлении — к Великобритании, Бельгии, Швейцарии. Около 9 тыс. лет до н.э. внезапным упадком заканчивается верхний палеолит немногие образцы, относящиеся к концу мадленской эпохи, возвращаются к грубости и схематизму (Les religions de la préhistoire, pp. В «Simposio de arte rupestre» включены две статьи Анри Лота, критикующие метод Леруа-Гурана и Лэминга: Henri Lhote. La plaquette dite de «La Femme au Renne», de Laugerie-Basse, et son interprétation zoologique (pp. 79-97); Le bison gravé de Ségriés, Moustiers-Ste-Marie (pp. 99-108). Критику интерпретации Леруа-Гурана см Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || yanko.lib.ru@rambler.ru || http://yanko.lib.ru || 173 Ucko and Rosenfeld. Palaeolithic Cave Art, pp. Обоснованные суждения о символизме доисторического искусства и его стилистических выражениях см Herbert Kühn. Das Symbol in der Vorzeit Europas. — Symbolen, 2 (1961): 160-84, и Walther Matthes. Die Darstellung von Tier und Mensch in der Plastik des älteren Paläolithikum. — ibid., 4 (1964): 244-276. Публикации А. Бегуана (H. Bégouen), H. Кастере (N. Casteret), и Ж. Шаре (J. Charet) обсуждаются в Ucko and Rosenfeld. Palaeolitic Cave Art, pp. 188-198, Гравированный сколок из Лурда воспроизведен в Maringer. The Gods of Prehistoric Man, fig. 27. Сцену, выгравированную на кости из пещеры Ла Ваш (Арьеж), предлагается интерпретировать как изображение посвятительной церемонии см Louis-René Neugier et Romain Robert. Scène d'initiation de la grotte de la Vache a Alliat (Ariège). — Bulletin de la Société de l'Ariège, 23 (1968): 13-98. Четкую репродукцию см Alexander Marshak. The Roots of Civilization (N.Y., 1972), p. 275. fig. 154. Хорст Кирхнер предложил шаманистскую интерпретацию живописи знаменитой пещеры в Ласко: Horst Kirchner. Ein archäologischer Beitrag zur Urgeschichte des Schamanismus.— Anthropos, 47 (1952): 347 244-286. Эта интерпретация была принята Карлом Нарром: Karl Narr. Bärenzeremoniell und Schamanismus in der älteren Steinzeit Europas. — Saeculum, 10 (1959): 233-272, особ. р. 271. См. также Eliade. Chamanisme, p. 390 sq.; A. Marshak. The Roots of Civilization, p. 277 Дж. Маккей дал такую же интерпретацию Великого Волшебника из пещеры Трех братьев в J. Makkay. An Important Proof to the Prehistory of Shamanism. — Alba Regia, 2/3 (Székesfehérvár, 1963): См. также E. Burgstaller. Schamanistische Motive unter den Felsbilder in den österreichischen Alpenländern. — Forschungen und Fortschritt, 41 (1967): 105-110, 144-158; H. Miyakawa und A. Kollantz. Zur Ur- und Vorgeschichte des Schamanismus. — Zeitschrift für Ethnologie, 91 (1960); 161-93 (полезная документация по Японии. О женских статуэтках см. документацию, собранную в О женских статуэтках см. документацию, собранную в E. Saccasyn-Della Santa. Les figures humaines du paléolithique supérieur eurasiatique (Antwerpen, 1947); ее дополняют последующие открытия, представленные в библиографии К.Нарром. — Antaios, 2 (I960): 155, п. 2. Об их интерпретации см F. Hančar. Zum Problem der Venusstatuetten im eurasiatischen Jungpaläolithikum.— Prähistorische Zeitschrift 30/31 39/40): 85-156; Karl J. Narr. Weibliche Symbol-Plastik der älteren Steinzeit.— Antaios, 2 (I960): 131-157; Karl Jettmar в 1. Paulson, A. Hultkrantz et К. Jettmar. Les religions arctiques et finnoises (перев. на фр. 1965), pp. 292-299 (кратко описываются раскопки Герасимова в Мальте. См. также J. Maringer. The Gods of Prehistoric Man, p. 153 sq.; A. Leroi-Gourhan. Les religions de la préhistoire, p. 87 sq. Этот род статуэток (малая пластика, по терминологии Happa) появился, как полагают, в результате влияний, пришедших с восточного Средиземноморья довольно-таки натуралистический стиль преобладал во франко-кантабрийском регионе, в то время как геометрическая схематичность стала правилом на востоке и северо-востоке. Но теперь считают, что поздний палеолит в Сибири испытывал влияния культур Монголии и Юго-Восточной Азии см К. Jettmar. Les religions arctiques et finnoises, p. Интерпретация Леруа-Гурана была подвергнута критике в Ucko and Rosenfeld. Palaeolithic Cave Art, p. 195 sq., ив (ср. ibid., pp. 98-108, критические замечания Мэнинга (О так называемом рентгеновском стиле и его отношению к шаманизму Ireas Lommel. Shamanism: The Beginnings of Art (N.Y. and Toronto), p. 129 sq. Книга обсуждалась несколькими авторами в Current Anthropology 11 (1970): 39-48. |