Главная страница

[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей. Мирча Элиаде история веры и религиозных идей


Скачать 4.43 Mb.
НазваниеМирча Элиаде история веры и религиозных идей
Анкор[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей.pdf
Дата27.12.2017
Размер4.43 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей.pdf
ТипДокументы
#13210
КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
страница30 из 47
1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   47
324
но ту мысль, что исторические события происходят по воле Яхве. Другими словами, исторические события приобрели религиозный смысл, превратились в отрицательные теофании», в гнев Господень. Тем самым раскрылась их внутренняя последовательность они явились конкретным выражением единой божественной воли.
Таким образом, пророки были первыми, кто придал истории ценностное измерение. Отныне исторические события будут иметь свою собственную ценность, поскольку их определяет Божья воля. Теперь исторические факты — это ситуации, когда человек оказывается лицом к лицу с Господом они приобретают такой религиозный вес, какой ничто прежде не могло им придать. Поэтому правомерно утверждать, что именно древние евреи открыли смысл истории как Божественного священноявления, и эта концепция, как и следовало ожидать, была подхвачена и усилена христианством Но следует оговориться, что понимание истории, как теофании, было не сразу и не во всей полноте воспринято еврейским народом. Древние учения будут жить еще очень долго См
Eliade.
Le Mythe de l'éternel retour, p. 122 sq. На тему спасения и валоризации придания ценности времени в рамках священной истории израильтян см ibid., р. 124 Глава ДИОНИС, ИЛИ ВОЗВРАЩЕННОЕ БЛАЖЕНСТВО. Явления и исчезновения дважды рожденного бога

Исследования, продолжавшиеся более столетия, не сняли с Диониса покрова загадочности. По своему происхождению, по способу существования, по типу религиозного опыта, с ним связанного, Дионис стоит особняком среди великих греческих богов. Согласно мифу, он сын Зевса и царевны Семелы, дочери фиванского царя Кадма. Гера из ревности готовит Семеле западню — внушает, чтобы та потребовала от Зевса явиться передней в своем божественном величии. Зевс поражает ее ударом молнии, и дерзкая царевна преждевременно разрешается мальчиком. Но Зевс зашивает ребенка в собственное бедро, а через несколько месяцев выпускает Диониса на свет — он в прямом смысле дважды рожденный. Во многих мифах основатели монарших династий происходят от союзов богов со смертными женщинами. Но второй раз Диониса рождает Зевс. Поэтому-то среди отпрысков подобных союзов один он является богом.
1
Кречмер попытался вывести имя Семелы из фракийско-фригийского слова со значением богиня земли, и сданной этимологией согласились такие крупные ученые, как Нильссон и Виламовиц. Верно это объяснение или нет, но оно не дает ничего для понимания мифа. Во-первых, трудно представить себе иерогамию
Матери-Земли и небесного бога, которая оканчивалась бы гибелью первой в огне. С другой стороны, самые ранние предания, что существенно, подчеркивают именно этот факт смертная женщина,
Семела,
2
произвела на свет бога. И именно эта парадоксальная дуальность Диониса важна для,
fr.85;
Herodotus
II, 146;
Euripides.
Bacchae, 92 sq.;
Apollodorus,
Bibl., III, 4,3. sq.
2
В «Илиаде» (XIV, 323) она называется «фиванкой», а Гесиод в Теогонии, 940 sq. говорит о ней как о смертной женщине».
326
греков, так как лишь ею можно объяснить необычность судьбы этого бога.
У рожденного смертной женщиной Диониса не было права принадлежать к олимпийскому пантеону однако ему удалось утвердиться в нема в конце концов ввести туда и свою мать, Семелу. По многим упоминаниям видно, что Гомеру было известно о Дионисе, но ни поэта, ни его аудиторию чужеземный бог, так непохожий на олимпийцев, не занимал. И все же самыми первыми свидетельствами о Дионисе мы обязаны именно Гомеру. В «Илиаде» (VI, 128-40) сообщается знаменитая история фракийский герой Ликург
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| преследует кормилиц Диониса, и они все разом роняют предметы своего культа на землю, в то время как бог, исполненный ужаса, бросился в волны морские, и Фетида прижала его, дрожащего, к своей груди, потому что дрожь охватила его, когда он услышал воинский крик. Но Ликург вызвал на себя гнев богов, и Зевс ослепил его, ион жил недолго, потому что все бессмертные боги его ненавидели».
В этой истории, где есть бегство от «человека-волка» и прыжок в море, можно различить следы древнего инициатического сценария Однако во времена Гомера смысли интенция мифа были другими. Гомер показывает нам характерный для судьбы Диониса эпизод — его преследование враждебными персонажами. Но миф также свидетельствует о том, что Диониса признают членом семейства богов, потому что не только его отец Зевс, но и все остальные боги чувствуют себя оскорбленными действиями Ликурга.
В этом преследовании находит свое драматическое выражение противление природе Диониса и религиозной нагрузке его образа. Персей направляет против Диониса и сопровождающих его морских обитательниц свое войско согласно одному из преданий, он низверг бога на дно Лернейского озера
(Plutarch.
De Iside, 35). Мы вновь встречаемся с темой преследования при анализе еврипидовских Вакханок. Известны попытки интерпретировать подобные эпизоды как мифологизированные следы неприятия, на которое натолкнулся культ Диониса. Они основываются на той теории, что Дионис, предположительно, является иноземным божеством, так как он появился в Греции сравнительно поздно. После
Эрвина Роде большинство ученых рассматривает Диониса как фракийского бога, явившегося в Грецию либо прямо из Фракии, либо из Фригии. Но Вальтер Отто обращает внимание на древний и панэллинистический характер Диониса, и тот факт, что его имя —
di-wo-nu-so-jo
— есть в микенских памятниках похоже, подтверждает его гипотезу. Тем не менее, Геродот
3
См НО Ликурге и инициациях отроков см Idem. Couroï et Courètes, p. 463 sq.
4
На табличке критского линейного письма Виз Пилоса (X а Ос итал, что Дионис появился поздно и что в Вакханках Еврипида (строки 220-21) Пенфей говорит об этом боге-пришельце: что за бог, не знаю».
Но вне зависимости оттого, какова была история проникновения культа Диониса в Грецию мифы и мифологические фрагменты, указывающие на встреченное им неприятие, имеют более глубокий смысл они дают нам знание и о дионисийском религиозном опыте, и об особой структуре самого божества. Дионис неизбежно вызвал бы сопротивление и преследование, потому что связанный с ним религиозный опыт угрожал всему тогдашнему образу жизни и миру ценностей. Верховенство олимпийской религии и ее институты могли быть поколеблены. Нов неприятии выражала себя и более тонкая драма — из тех, что в изобилии зафиксированы в истории религий, — сопротивление любому абсолютному религиозному опыту из-за того, что такой опыт может быть реализован только за счет отрицания всего остального каким бы термином оно ни обозначалось — равновесие, личность, сознание, разум и т.д.).
Вальтер Отто хорошо почувствовал взаимосвязь между темой преследования Диониса и типологией его многочисленных и разнообразных эпифаний. Дионис — такой бог, который вдруг является, а затем таинственно исчезает. На празднованиях Агрионий
*
104
в Херонее женщины тщетно искали его и объявили, что бог отравился к Музам, которые его спрятали
(Otto.
Dionysos, p. 79). Он ныряет на дно Лерны или в море и исчезает, а потом появляется — как на праздновании Анфестерий
*
105
— в ладье на гребнях волн. Упоминания его пробуждения в плетеной колыбели
(Otto,
p. 82 sq.) указывают на туже мифическую тему. Эти периодические явления и исчезновения ставят Диониса вряд богов растительности Они вправду демонстрирует некоторую солидарность с жизнью растений плющ и сосна почти неотделимы от его образа, а самые популярные праздники в его честь совпадают с земледельческим календарем. Но Дионис — это жизнь во всей ее полноте, что видно потому, как он связан с водой, с кровью, спермой, с процессами роста, и по той буйной витальности, которую демонстрируют его звериные эпифании (бык, лев, козел В его неожиданных появлениях и исчезновениях можно увидеть аналогию зарождения и угасания жизни, те. чередования жизни и смерти ив конечном счете, их единства. Но это не есть объективное наблюдение над космическим явлением, чья обычность не могла бы вы Делались попытки представить Диониса богом дерева, или зерна, или винограда, а миф о его расчленении рассматривался, как иллюстрация приготовления вина или страсти злаков (см. у мифографов, упоминаемых еще Диодором Сицилийским, III, 62).
6
См. тексты и ссылки, приведенные В.Отто:
Otto.
Dionysos, pp. звать к жизни ни одну религиозную идею или породить миф. Своими явлениями и исчезновениями Дионис раскрывает тайну — и святость — соединения жизни и смерти. И это откровение религиозно по своей природе, ибо его производит именно присутствие божества. К тому же явления и исчезновения Диониса не всегда связаны с временами года он может показаться зимой, а скрыться на том самом весеннем празднике, на котором совершает свою самую триумфальную эпифанию.
Исчезновение — это мифологическое выражение схождения в Аид, смерти. И действительно, в Дельфах показывали могилу Диониса также говорили, что он умер в Аргосе. А когда вовремя ритуала в Аргосе Диониса вызывают из глубин моря (
Plutarch.
De Iside, 35), он опять-таки приходит из страны мертвых. В
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| одном из орфических гимнов (
§53
) говорится, что когда Диониса нет, он находится у Персефоны. Наконец, миф о Загрее-Дионисе, который мы обсудим ниже, рассказывает о страшной смерти божества, убитого, растерзанного и съеденного титанами.
Эти разнообразные и взаимодополняющие черты образа Диониса все еще можно различить в посвященных ему публичных обрядах, несмотря на неизбежные поправки и трактовки. Архаичность некоторых народных праздников

Со времен Лисистрата в честь Диониса в Афинах проводилось четыре празднества Сельские Дионисии, происходившие в декабре, были деревенскими праздниками. Процессия несла огромный фаллос, толпы с песнями сопровождали его. Повсеместно распространенная в мире и по существу архаичная, «фаллофория», безусловно, старше культа Диониса. Среди ритуальных развлечений были разного рода состязания, а главное — парад ряженых в масках или в костюмах животных. Сами эти обряды появились до Диониса, нов данном случае нетрудно понять, как бог вина стал предводителем шествия масок.
Мы гораздо меньше знаем о Ленеях, приходившихся на середину зимы. У Гераклита можно прочитать, что слово «Ленеи» и глагол исполнять Ленеи» употреблялись как эквиваленты слова вакханки и глагола играть вакханку. Бог призывался с помощью
daidouchos. Согласно толкованию одного из стихов
Аристофана, элевсинский жрец, держав руке факел, произносит "Зовите бога, и присутствующие восклицают "Сын Семелы, Иакх,
8
податель богатств То, что два из них носят названия соответствующих им месяцев — ленеон и анфестерион, — свидетельствует об их древности и панэллинском характере В Элевсинских мистериях дух шествий Иакх отождествлялся с Дионисом см
W. Otto.
Dionysos, p. 10; ср.:
Jeanmaire.
Dionysos, p. 47.
329
Анфестерии праздновались примерно в феврале-марте, а появившиеся позднее Великие Дионисии — в марте-апреле. Фукидид (II,15,4) рассматривает Анфестерии как самый ранний из известных праздников в честь Диониса, он же и самый важный. В первый день, под названием Пифогия, открывали глиняные кувшины
(pithoi
— пифосы) свином из урожая предыдущей осени. Бочонки переносились в святилище Диониса на Болоте, богу предлагалось возлияние, а затем новое вино опробовалось. Во второй день называвшийся
Choes, кувшины) проводились состязания на быстроту пития участники получали полные кувшины вина и по сигналу должны были выпить их наперегонки. Данное соревнование, подобно некоторым состязаниям на сельских Дионисиях (например,
askoliasmos, где молодые люди пытаются удержать равновесие на намасленном мехе, проходит потому же известному сценарию, что и всякого рода поединки и турниры (в спорте, в ораторском искусстве, смысл которых — способствовать обновлению жизни Но хмельная эйфория этих празднеств говорит об ожидании иной загробной жизни, чем та, которую сулит людям гомерово мрачное подземное царство.
В день
Choes проводилось также шествие, символизировавшее вхождение бога в город. Поскольку считалось, что он является с моря, по городу на четырех колесах от колесницы провозили ладью, в которой восседал Дионис с виноградной лозой в руке, и с ним — два нагих сатира, играющие на флейтах. Многочисленная толпа, возможно, в масках или костюмах, жертвенный бык, шедший первым флейтист и те, кто несли гирлянды, составляли процессию, которая двигалась в Леней, древнее святилище, открытое только в этот день. Там происходили различные церемонии, в которых принимали участие
basilinna, царица, те. супруга царя-архонта, и четыре ее приближенные. С этого момента
basilinna, наследница древних цариц города, считалась супругой Диониса. Она ехала рядом с ним в повозке, и теперь новая процессия, свадебного типа, направлялась в Буколей (буквально — бычье стойло, древнюю резиденцию царей. Аристотель утверждает, что там, в Буколее, и разыгрывался священный брак бога и царицы (Ath.Pol.
3,5). То, что для этого выбирали именно Буколей, говорит о сохранности веры в бычью эпифанию
Диониса.
Предпринимались попытки трактовать этот союз в символическом смысле, и бога, предположительно, изображал архонт. Но Вальтер Отто неслучайно подчеркивает значение свидетельства Аристотеля Это, разумеется, чрезвычайно древний сценарий, распространенный повсеместно будучи одним из самых важных пережитков доисторических времен, он до сих пор сохраняет особое место во всех типах обществ Речь идет о совершенно ином союзе, чем, например, союз Бела в Вавилоне с иеродулой (который совершился, когда бог находился в храме) или Аполлона со жрицей, которая должна была спать в его храме в Патаре, чтобы получить знание прямо от бога
330
Царица принимает бога в доме своего мужа, наследника царей, — следовательно, Дионис выступает как царь. Возможно, этот союз символизирует брак божества с самим городом, брак, сулящий последнему всевозможные блага. Но этот акт характерен для Диониса — божества, чьи эпифании брутальны и кто требует, чтобы его верховенство было провозглашено публично. Нам неизвестен никакой другой греческий культ, в котором бог соединялся бы с царицей.
Но три дня Анфестерий, и особенно второй из них — день триумфа Диониса, — время неблагоприятное, злое, потому что в эти дни на землю возвращаются души умерших, ас ними — керы, носители пагубного
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| влияния Аида. К тому же этим существам прямо посвящался последний день Анфестерий. Произносились молитвы мертвым, из разных злаков готовилась
panspermia
— жидкая каша, которую надо было съесть до темноты. С приходом ночи все кричали хором К воротам, керы! Анфестерии окончены Подобный ритуальный сценарий хорошо известен и зафиксирован почти во всех земледельческих цивилизациях.
*
106
Плодородие и богатство зависят от мертвых и от сил подземного мира От мертвых, — пишет водном трактате Гиппократ, — приходят к нам пища, семена и способность к росту. Во всех церемониях Дионис выступает как бог плодородия и смерти одновременно. Уже Гераклит сказал (фрагм.15), что Аид и Дионис
— это одно и тоже Выше мы упоминали родство Диониса с водой, влажностью, растительными соками. Следует сказать также и о чудесах, которые сопровождают или предвещают его эпифании: из скалы начинает бить ключ, реки наполняются молоком и медом. В Теосе на празднике в честь Диониса вода источника превращается в вино
(Диодор Сицилийский,
III, 66, 2). В Элисе три чаши, оставленные с вечера пустыми в наглухо закрытой комнате, наутро оказываются полны вина
(Павсаний,
VI, 2, 6,1-2). Аналогичные чудеса происходили ив других местах. Самым известным был однодневный виноград, который расцветали давал плоды за несколько часов такое случалось в разных местах, о чем есть свидетельства нескольких авторов. Еврипид и оргиастический культ Диониса
Подобные чудеса характерны для неистово-экстатического культа Диониса, в котором отражен самый оригинальный и, вполне вероятно, самый древний аспект образа этого бога. В Вакханках Еврипида мы имеем бесценную иллюстрацию того, что, возможно, обра- и затем передать его через оракула см
Otto.
Dionysos p. 84.
11
Sophocles.
Thyestes (fr. 234); другие источники приводит В.Отто:
Otto.
Dionysos, pp. 98-99.
331
зовалось от соприкосновения греческого гения с дионисийской оргиастикой. Сам Дионис является главным героем в Вакханках, чего никогда прежде не было в древнегреческой драме. Возмущенный тем, что его культ никак не признают в Греции, Дионис прибывает из Азии со свитой менад и останавливается в Фивах, на родине своей матери. Три дочери царя Кадма отрицают, что их сестра Семела была возлюбленной Зевса и родила бога. Дионис поражает их безумием, и его тетки вместе с другими фиванскими женщинами убегают в горы, где отправляют оргиастические обряды. Пенфей, унаследовавший трон после своего деда
Кадма, запретил такие церемонии и оставался в этом непреклонен, несмотря на полученное предостережение. Диониса, который действовал подвидом жреца своего собственного культа, Пенфей схватили заключил под стражу. Но тот чудесным образом освобождается из тюрьмы и даже ухитряется уговорить Пенфея пойти и подсмотреть за женщинами вовремя их оргиастических церемоний. Менады замечают его и разрывают на части мать Пенфея Агава торжественно вносит в город его голову, думая, что это голова льва.
12
Что бы ни хотел сказать Еврипид, сочиняя в конце жизни Вакханок, этот шедевр греческой трагедии представляет собой самый важный документ, относящийся к культу Диониса. Тема неприятия, преследования и триумфа находит здесь самую блестящую иллюстрацию И все же прежняя оппозиция культу не была забыта, и одной из назидательных идей Вакханок была, безусловно, та, что бога не следует отвергать по причине его новизны. Пенфей не принимает Диониса, потому что тот чужестранец и чародей. Вся в золотистых кудрях голова / И ароматных, сам с лица румяный, / И нега Афродиты у него / В глазах обманщик этот дни и ночи / С девицами проводи учит их / Он оргиям ликующего бога (строки
234 и сл.) Женщины бросают свои дома, убегают по ночам в горы и танцуют там под звуки тимпанов и флейт. А Пенфей боится, главным образом, силы вина Нет, тот обряд, где женам подают / Сок виноградный, чистым не признаю (Однако в экстаз приводит вакханок не вино. Один из слуг Пенфея, набредший на них на рассвете на
Кифероне, рассказывает, что они одеты в козлиные шкуры, головы их украшены плющом, тела обвивают змеи, на руках они держат козлов или волчат, сосущих из их грудей. Происходит множество специфически дионисийских чудес вакханки ударяют в скалу своими тирсами, и оттуда начинает стру-
12
Есть и другие примеры безумия, насланного Дионисом в ответ на непризнание его божественной природы, например, безумие женщин Аргоса
(Apollodoms,
II, 2,2, III, 5,2) или дочерей Миния в Орхомене, которые растерзали сына одной из них
(Plutarch.
Quaest., fr. XXXVIII, 299e).
13
В пятом веке Фивы стали центром культа, так как именно там Дионис был зачат и там находилась могила
Семелы.
332
иться вода или вино они землю поскоблят концами пальцев — польется молоко из увитых плющом тирсов сочится мед. Слуга говорит Пенфею: Хулишь ты Вакха, царь но, раз увидев / Все это, — ты молился бы ему (Обнаруженные Агавой, слуга и его спутники едва избегают гибели. Вакханки бросаются тогда с голыми руками на пасущийся скот. Поверженные тьмою рук девичьих, свирепые быки оказываются разорванными на куски в мгновение ока. После этого менады устремляются в долины. Я видел, как они, детей похитив, / Их на плечах несли, не подвязавши, / И на землю не падали малютки. / Все, что хотели, на
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| руки они / Могли поднять ни меди, ни железа / Им тяжесть не противилась На кудрях / У них огонь горели их не жег. / Крестьяне, видя, что их скарб вакханки / Разносят беспощадно, — попытались / Оружие поднять. И вот-то диво / Их дротик хоть бы раз вакханку ранил Вакханка тирс поднимет, — и бегут / Мужчины сколько раненых осталось (753 и сл.).
Нет смысла вдаваться в различия между этими буйными, дикими ночными оргиями и народными дионисийскими праздниками (см. выше, §123). Еврипид знакомит нас стайным культом, характерным именно для таинств. В каком же роде таинства Скажи, — спрашивает Пенфей. А Дионис отвечает О них нельзя непосвященным знать. А польза в чем поклонникам от них — Узнать тебе нельзя но знать их стоит (Мистерия состояла в участии вакханок в эпифании Диониса от начала до конца. Обряды совершаются ночью, вдали от городов, на склонах гор или в лесах. Единение с богом достигается жертвоприношением животного, которое раздирают на части
(sparagmos) и поедают сырым
(omophagia). Все остальное необыкновенная физическая сила, неуязвимость для огня и оружия, чудеса (вода, вино, молоко, источаемые землей, безбоязненные отношения со змеями и молодняком диких животных — результат экзальтации, отождествления с богом. Дионисийский экстаз означает, прежде всего, преодоление человеческой ограниченности, достижение полного освобождения, обретение свободы и непосредственности, нехарактерных для человеческих существ. То, что среди этих свобод есть свобода от запретов, правили условностей этикета и социального порядка, кажется очевидными это одна из причин массовой приверженности женщин культу Диониса.
14
Но дионисийский опыт охватывали более сокровенные глубины. Пожирая сырую плоть, вакханки делали то, что десятки тысяч лет по-
14
Тиресий все же защищает бога Конечно, женщин скромности учить / Не Диониса дело это дар / Самой природы. Чистая душою / Ив Вакховой не развратится пляске (Вакханки, 317-20).
333
давлялось; подобное неистовство и было соединением с жизненными и космическими силами, которое можно толковать как божественную одержимость. Естественно, что одержимость путали с безумием, манией. И на самого Диониса находило безумие, а вакханки лишь разделяли с ним его испытания и страсти — в конце концов, это был самый верный способ войти с ним в общение.
Грекам были знакомы и другие случаи, когда боги насылали мании. В трагедии Еврипида Геракл сумасшествие героя — дело рук Геры в «Аяксе» Софокла безумие вызывает Афина. Корибантизм, который древние сравнивали с дионисийской оргиастикой, был манией, вызываемой корибантами, и терапия его заканчивалась ничем иным, как инициацией. Но Дионис и его культ отличались не психопатическими кризами, а тем, что этим кризам придавалась ценность религиозного опыта, независимо оттого, был ли он ниспосланным божеством наказанием или знаком благосклонности В конечном счете, и интерес к сравнению внешне похожих обрядов или коллективных действий — например, средневековых танцев, в которых преобладают конвульсивные движения, или ритуальной омофагии айссава, североафриканского мистического братства — объясняется тем, что при таком сравнении выявляется уникальность дионисийской религии.
Очень редко в какой-либо исторический период вдруг появляется божество, столь нагруженное архаическим наследием обрядами с использованием териоморфных масок, фаллофорией,
sparagmos,
омо- фагией, антропофагией, манией, enthousiasmos. Но замечательнее всего то, что, сохраняя это наследство, эти пережитки доисторических времен, культ Диониса, раз попав в духовный универсум греков, уже не переставал порождать новые религиозные ценности. Ив самом деле, исступление, вызываемое божественной одержимостью — безумие, — интересовало многих авторов, причем часто вызывало иронию и насмешку. Геродот (IV, 78-80) рассказывает о приключении скифского царя Скила, который, будучи в
Ольвии, на Борисфене (Днепре, был посвящен в обряды Диониса-Вакха». Входе церемонии
(teletē) он, одержимый божеством, превратился в вакханта и безумца. По всей вероятности, речь идет о процессии, в которой ини-
15
Шамана от психопата отличает способность излечить себя самостоятельно и стать в результате более стойкой и творчески более сильной личностью, чем остальные Роде сравнивает распространение экстатической религии Диониса с эпидемиями конвульсивных танцев в средние века. Р.Айслер
(R.Eisler) привлек внимание к айссава (
c
Isāwiyya), которые практиковали ритуальную омофагию (называвшуюся
frissa, от глагола
farassa, рвать ). Мистически отождествлявшие себя с хищниками, чьи имена они носили (шакалы, пантеры, львы, кошки, собаки, члены братства разрывали, потрошили и съедали быков, волков, баранов, овец и коз. Пожевав сырого мяса, участники пускались в бешеный ликующий танец, чтобы насладиться диким экстазом и снестись с божеством (
R.Brunel).
334
циаты, под влиянием божества, дают увлечь себя исступлению, принимаемому посторонними, а также и самими одержимыми за безумие
(mania).
Геродот ограничивается пересказом истории, услышанной им в Ольвии. Демосфен в знаменитом пассаже
(De corona, 259), пытаясь высмеять своего оппонента Эсхина, по существу, описывает некоторые обряды, отправлявшиеся тиасами
(thiasoi), неофициальными религиозными братствами, в Афинах, в IV в. до н.э., во славу Сабазия — фракийского божества, родственного Дионису. (Древние считали его фракийским
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| Дионисом с местным именем Демосфен упоминает об обрядах, за которыми следовало чтение из книг вероятно, из какого-то письменного текста, содержащего
hieroi logoi); он говорит о
«nebrizo» намек на
nebris, козлиную шкуру возможно, речь шла о жертвоприношении с поеданием сырого мяса животного, о
«kraterizo» (krater
— сосуд, в котором смешивали вино и воду, мистическое питье, об очищении
(katharmos), состоявшем, главным образом, в натирании инициата глиной и мукой. Под конец, рассказывает
Демосфен, служитель поднимал простертого на земле в изнеможении посвящаемого, который повторял формулу Я избежал зла и нашел лучшее. И все собрание разражалось криками
(ologlygé). Наследующее утро проходило шествие посвященных в венках из фенхеля и веток серебристого тополя. Эсхин шел во главе процессии, размахивал змеями, кричал «
Эвоэ, мистерии Сабазия!» и танцевал под выкрики зрителей
«Hyes, Attès, Attès, Hyes».
Демосфен упоминает также корзину, мистическую веялку,
liknon, первую колыбель младенца Диониса.
Центральной частью дионисийского ритуала всегда являлся, в какой-либо форме, экстатический опыт большей или меньшей степени исступленности —
mania. Это безумие служило своего рода доказательством того, что посвящаемый был
entheos
— наполнен богом. Конечно, опыт был незабываемым, потому что давал участнику почувствовать опьяняющую свободу, приобщал к творческой непосредственности, сверхчеловеческой силе и неуязвимости Диониса. Единение с богом на время разбивало оковы человеческой ограниченности, хотя и не могло ее преодолеть нив Вакханках, нив таком позднем произведении, как «Dionysiaca» Нонна
*
108
не говорится о бессмертии. Одного этого достаточно, чтобы увидеть разницу между греческим богом и Залмоксисом
*
109
, с которым, со времени выхода книги Роде, сравнивали, а иногда и смешивали Диониса этот бог гетов «обессмерчивал» посвященных в свои мистерии. Греки же еще не осмели-
17
Согласно древним толкованиям, термин
saboi или
sabaioi) во фригийском языке был эквивалентом греческого
bacchos; Jeanmaire.
Dionysos, pp. вались перебросить мост через бесконечность, разделявшую, в их глазах, состояния божественное и человеческое. Когда греки вновь открывают присутствие Бога
Деятельность неофициальных тиасов определенно носила инициатический и тайный характер (см Вакханки, 470-74),
18
несмотря на то, что какая-то часть церемоний (например, процессии) была публичной. Трудно уточнить, когда и при каких обстоятельствах тайные и посвятительные дионисийские обряды приобрели особые функции мистериальных религий. Некоторые весьма авторитетные ученые
(Нильссон, Фестюжьер) оспаривают существование дионисийских мистерий на том основании, что в них нет ни одного бесспорного указания на эсхатологическую надежду. Но надо учитывать, что мы очень мало знаем о тайных обрядах вообще, а тем более в античную эпоху, не говоря уже об их эзотерическом смысле который наверняка существовал, потому что эзотерическое значение тайных и посвятительных обрядов зафиксировано по всему миру и на всех уровнях культуры).
К тому же морфологию эсхатологической надежды не следует сводить к выражениям, ставшим известными благодаря орфизму или мистериям эллинского периода. Исчезновения и эпифании Диониса, его схождения в Аид (сравнимые со смертью и последующим воскресением, а главное — культ Младенца Диониса с празднованием его пробуждения — даже если оставить в стороне мифо-ритуальную тему Диониса-Загрея, к которой мы обратимся чуть позже, — все это указывает на стремление к духовному обновлению и надежду на него. Повсюду в мире дитя божественной природы наделяется инициатической символикой, за которой стоит тайна мистического нового рождения (сточки зрения религиозного опыта неважно, существует рациональное понимание этой символики или нет. Вспомним, что уже культ Сабазия, отождествляемого с Дионисом, имел строй таинства (Я избежал зла. Конечно, в Вакханках не упоминается бессмертие однако единение, даже временное, с божеством не остается без последствий для посмертного состояния
bacchos. Присутствие Диониса в Элевсинских мистериях позволяет нам думать об эсхатологическом смысле, по крайней мере, некоторых из оргиастических опытов.
Но именно со времени Диониса-Загрея культ определенно приобретает мистериальные черты. Миф о расчленении младенца Диониса В этой связи следует вспомнить, что вовремя Анфестерий некоторые обряды исполнялись исключительно женщинами ив строжайшей секретности Культ Младенца Диониса был известен в Беотии и на Крите и имел тенденцию к распространению по всей
Греции.
336
Загрея известен нам в основном по трудам христианских авторов которым, как и следует ожидать, он не импонировала потому был представлен ими фрагментарно и тенденциозно. Однако благодаря своей свободе от запрета говорить о сакральных и тайных вещах, христианские писатели донесли до нас ряд ценных деталей. Гера посылает к маленькому Дионису-Загрею титанов, которые сначала завлекают его игрушками (погремушками,
crepundia, зеркальцем, бабками, шариком, волчком, трещоткой, а потом убивают, разрезают на части, варят в котле и, по некоторым версиям, съедают. Сердце Диониса-Загрея
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| получает (или ей удается его сохранить) богиня — Афина, Рея или Деметра, — иона прячет его в ларец. Узнав о преступлении, Зевс поражает титанов ударом молнии. Христианские авторы не говорят о воскресении Диониса, но античные авторы о нем знали. Эпикуреец Филодем, современник Цицерона, пишет о трех рождениях Диониса первом — от своей матери, втором — из бедра Зевса, и третьем, состоявшемся, когда Рея сложила куски его растерзанного титанами тела, после чего он вновь вернулся к жизни Фирмик
Матерн заключает свое сочинение рассказом о том, что на Крите (где, в его толковании, происходит действие) это убийство отмечается ежегодными ритуалами, воспроизводящими все, что делало и испытывало дитя в момент смерти в глубине лесов они страшно кричат, изображая яростные метания души — как бы давая понять, что преступление было совершено в момент безумия, — и зубами разрывают на части живого быка».
Мифо-ритуальная тема страданий и воскресения младенца Диониса-Загрея породила бесчисленные споры, особенно в связи с ее орфическими интерпретациями. Мы сейчас ограничимся лишь указанием на то, что сведения, сообщенные христианскими авторами, находят подтверждение в более ранних документах. Впервые имя Загрея встречается в эпической поэме фиванского цикла «Alcmaeonis» (VI в. до н.э.);
22
оно означает великий охотник, что соответствует необузданной, оргиастической природе Диониса. Что касается злодеяния титанов, то о нем кое-что рассказывает Павсаний (VIII, 37,5), и это свидетельство остается для нас ценным, несмотря на скептицизм Виламовица и других исследователей. Павсаний сообщает, что некто Ономакрит, живший в Афинах в VI веке до н.э., при Писистратидах, написал поэму на эту тему Взяв имя титанов у Гомера, он учредил дионисийские оргии, сделав титанов злодеями и мучителями божества Maternus.

De errore profanarum religionum, 6;
Clement d'Alexandria.
Potreptikos, II, 17, 2; 18,2; Arnobus. Adv. Nat., V, 19; тексты воспроизводятся в О. Кеrn. О fragmenta, pp. 110-111.
21
Philodemus.
De piet., 44;
Jeanmaire.
Dionysos, p. 382.
22
Fr. 3,
Kinkel.
vol.1, p. 77;
Euripides.
Fr.472; Callimachos (fr. 171) считает, что Загрей — особое имя Диониса другие примеры см. в
Otto.
Dionysos, p. 191 Согласно этому мифу, титаны, прежде чем приблизиться к младенцу, вымазались алебастром, чтобы их не узнали. Так вот, в проводившихся в Афинах сабазийских мистериях один из посвятительных обрядов состоял в том, что лица инициатов покрывали мелом или алебастром Эти факты связывались вместе со времен античности (ср.:
Nonnus.
Dionys, 27, 228 sq.). Нона самом деле мы имеем здесь одну из форм архаического посвятительного ритуала, хорошо известного в первобытных обществах инициаты натирают лица мелом или золой, чтобы походить на призраков, те. они проходят через ритуальную смерть. Мистические игрушки тоже давно известны в папирусе III века до н.э., найденном в Файюме и, к сожалению, испорченном, упоминаются волчок, трещотка, кости и зеркало (Orphicorum, Самый драматичный эпизод мифа — ив особенности то, что, растерзав ребенка, титаны бросили куски его тела в котел, сварили, а потом зажарили, — был известен еще в IV веке более того, все эти детали
«репетировались» в связи с празднованием мистерий О подобной традиции знал Эвфорион в III веке (ibid., р. 53). Жанмэр убедительно показал, что кипячение в котле и прохождение через огонь — это обряды инициации, дарующие бессмертие (ср. историю Деметры и Демофонта) или омоложение (дочери Пелия зарезали своего отца и сварили в котле).
25
Таким образом, в злодеянии титанов мы можем распознать древний посвятительный сценарий, первоначальный смысл которого оказался забытым. Титаны ведут себя как магистры инициации, те. они умерщвляют посвящаемого, чтобы он заново родился на более высоком уровне существования (в нашем примере они даруют младенцу Дионису божественную природу и бессмертие. Однако в религии, провозгласившей абсолютное верховенство Зевса, титаны могли играть только демоническую роль, за что и были испепелены Зевсовой молнией. По некоторым версиям этого мифа, важного для орфической традиции, люди были созданы из пепла титанов.
Инициатический характер дионисийских обрядов ощущался ив Дельфах, когда женщины чествовали возрожденного бога. Как свидетельствует Плутарх (De Iside, 35), в дельфийской корзине лежал, гото-
23
Demosthenes.
De corona, 259. Для участия в дионисийских праздниках, аргивы покрывали лица мелом или алебастром. Мел
(titanos) подчеркивал связь эпизода с титанами
(Titanes). Но данный мифо-ритуальный комплекс возник из-за путаницы между двумя терминами (ср.:
Farnell.
Cults, vol.5, p. 172)
24
Ср. приписываемую Аристотелю проблему
(Didot.
Aristote IV, 331, 15), которую вслед за Саломоном
Рейнахом обсуждает Мулинье
(Moulinier.
Orphée et l'orphisme, p. 51).
25
Jeanmaire.
Dionysos, p. 387. Другие примеры см. в
Marie Delcourt.
L'oracle de Delphes, p. 153 sq. Эти же два ритуала — расчленение и помещение в кипящую воду или прохождение через огонь — характерны и для шаманистских инициаций.
338
вый к возрождению, растерзанный Дионис-Загрей,
*
110
и этот Дионис, который вновь рождался под именем
Загрея, был в тоже время фиванским Дионисом, сыном Зевса и Семелы»
26
Возможно, и Диодор Сицилийский имеет ввиду дионисийские мистерии, когда пишет, что Орфей перенес растерзание Диониса в мистериальные обряды (V, 75,4). А в другом месте Диодор представляет Орфея как реформатора дионисийских таинств Вот почему посвятительные обряды в честь Диониса называются
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| орфическими (III, 65,6). Для нас сообщение Диодора ценно в той мере, в какой оно подтверждает существование дионисийских мистерий. Нов тоже время вероятно, что уже в V веке до н.э. эти таинства содержали некоторые орфические элементы. Тогда Орфея, действительно, провозгласили пророком Диониса и основателем всех инициаций (см. том гл. Дионис удивляет нас больше всех других греческих богов своими многочисленными и необычными эпифаниями, разнообразием своих трансформаций. Он всегда в движении он проникает всюду — вовсе страны, ко всем народам, вовсе религиозные системы, готовый породниться с самыми разными божествами даже с такими антагонистами, как Деметра и Аполлон. Он в самом деле единственный греческий бог, который своим многообразием поражает воображение и привлекает к себе и невежественных селян, и интеллектуальную элиту, и политиков, и отшельников, и любителей оргий, и аскетов. Опьянение, эротизм, плодородие мира, а еще незабываемые переживания когда периодически являются мертвые, когда человека охватывает
mania, когда он погружается в животную бессознательность, когда испытывает экстаз
enthousiasmes,
— и все эти восхитительные и леденящие душу ощущения имеют один источник — присутствие божества. Самим способом существования это божество выражает парадоксальное единство жизни и смерти. Вот почему Дионис по типу своей божественности так радикально отличался от олимпийцев. Стоял ли он ближе к человеку, чем другие боги Трудно сказать но к нему можно было приблизиться, можно было даже впустить его в себя а экстаз мании служил доказательством того, что человеческая ограниченность преодолима.
Его ритуалы получили неожиданное развитие. Дифирамб, трагедия, сатирическая драма — это, в большей или меньшей степени, дионисийское порождение. Необычайно интересно проследить, как Delcourt,

pp. 155, 200. Рассказав о растерзании и воскресении Осириса, Плутарх обращается к своей подруге Клее, предводительнице менад в Дельфах: Что Осирис — тот же Дионис, кто может знать лучше тебя, которая управляет фиадами, кого отец посвятил в таинства Осириса?»
339
шла трансформация коллективного обряда
dithyrambes, включающего экстатическое неистовство, в спектакль, а затем ив литературный жанр Если одни публичные обряды стали зрелищами и сделали Диониса богом театра, то другие, тайные и посвятительные, превратились в мистерии. Орфизм многим обязан дионисийской традиции, по крайней мере, косвенно. Другие олимпийцы не сравнятся с Дионисом, этим молодым богом, который никогда не переставал радовать поклонников своими новыми эпифаниями, неожиданностью посланий и эсхатологическими надеждами.
27
Дифирамб, круговой танец, ритмические движения которого, ритуальные восклицания и выкрики вызывали вовремя жертвоприношения коллективный экстаз, сумели именно в тот период (VII-VI вв.), когда в греческом мире развивался великий жанр хоровой лирики, — эволюционировать в литературную форму благодаря тому, что в него все шире включались вокальные фрагменты, исполняемые
exarchon,
a также лирические пассажи на темы, более или менее связанные с эпизодами жизни и с личностью Диониса
(Jeanmaire.
Dionysos, pp. Сокращения. Pritchard, Ancient Near Eastern Text Relating to the Old

Testament (Princeton, 1950; е éd., 1955)
Ar Or
Archiv Orientálni (Prague)
ARW
Archiv für Religionswissenschaft (Freiburg-Leipzig)
BEFEO
Bulletin de V Ecole française d'Extrême-Orient (Hanoi)
BJRL
Bulletin of the John Rylands Library (Manchester)
BSOAS
Bulletin of the School of Oriental and African Studies (Lon-
don)
CA
Current Anthropology (Chicago)
ERE
Encyclopaedia of Religion and Ethics, éd. James Hasting
HJAS
Harvard Journal of Asiatic Studies
HR
History of Religions (Chicago)
IIJ
Indo-Iranian Journal (La Haye)
JA
Journal Asiatique (Paris)
JAOS
Journal of the American Oriental Society (Baltimore)
JAS
Journal of the Asiatic Society, Bombay Branch
JIES
Journal of Indo-European Studies (Montana)
JNES
Journal of Near Eastern Studies (Chicago)
JRAS
Journal of the Royal Asiatic Society (London)
JSS
Journal of Semitic Studies (Manchester)
OLZ
Orientalische Literaturzeitung (Berlin-Leipzig)
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
||
170
RB
Revue Biblique (Paris)
REG
Revue des Etudes Grecques (Paris)
RHPR
Revue d'Histoire et de Philosophie religieuses (Strasbourg)
RHR
Revue de l'Histoire des Religions (Paris)
SMSR
Studi e Materiali di Storia delle Religioni (Rome)
VT
Vetus Testamentum (Leiden)
VdM
Wörterbuch der Mythologie (Stuttgart)
ZDMG
Zeitschrift der deutschen morgenländischen Gesellschaft
(Leipzig)
AB
Атхарваведа
PB
Ригведа
ШБ
Шamтапатха-Брахмана
Критическая библиография. Для ориентации в доисторическом периоде см Для ориентации в доисторическом периоде см
Grahame Klark.
World Prehistory (Cambridge, 1962);
Graham
Clark
and
Stuart Piggott.
Prehistoric Societies. (L., 1965; обширная библиография
H. Breuil and R. Lantier.
Les hommes de la pierre ancienne paléolithique et mésolithique (n. éd., Payot, Более полная информация
H. Müllerr-Karpe. Handbuch der Vorgeschichte,
vol. 1: Altsteinzeit (München, 1966);
Handbuch der Urgeschichte
(Bern-München, 1967), vol. I, ed.
Karl J. Narr. Карл Нарр дал превосходное резюме, дополненное обширной библиографией, в Abriss der Vorgeschichte (München, 1957), pp. 8-41. См. также
Karl Narr.
Urgeschichte der Kultur (Stuttgart, 1961);
F.
Bordes.
Old Stone Age (N.Y., 1968); La préhistoire:
Problèmes et tendances (Éditions du CNRS, P., Анализ последних гипотез о происхождении языка и общества
Frank В. Livingstone.
Genetics, Ecology and the Origins of Incest and Exogamy. —
CA,
10 (February 1969): 45-61 (библиография, pp. 60-61). По вопросу о присхождении языка мы придерживаемся концепции, изложенной в
Morris Swadesh.
The Origin and
Diversification of Language (Chicago, Карл Нарр рассмотрел имеющиеся гипотезы о «гоминизации» приматов и попытался восстановить правдоподобный облик палеоантропов: Approaches to the Social Life of Earliest Man. —
Anthropos,
57 (1962):
604-620; Das Individuum in der Urgeschichte: Möglichkeiten seiner Erfassung. —
Saeculum,
23 (1972): О проблемах, связанных с заселением Америки
E.F. Greenman.
The Upper Paleolithic and the New World. —
CA,
4 (1963): 41-91;
Allan Bryan.
Early Man in America and the Late Pleistocene Chronology of Western Canada and Alaska. — ibid., 10 (1969): 339-365;
Jesse D. Jennings
and
Edward Norbeck.
eds. Prehistoric Man in the New
World (Chicago, 1964);
Gordon R. Willey.
An Introduction to American Archaelogy (Englewood Clisqs, N.J.,
1966), vol. 1, pp. 2-72 См. также
Frederick D. McCarthy.
Recent Development and Problems in the Prehistory of Australia.—
Paideuma
14 (1968): 1-17;
Peter Bellwood.
The Prehistory of Oceania. —
CA,
16 (1975): На протяжении десятков тысячелетий последовательность развития палеолитической культуры в Европе, Африке и Азии не изменялась. Такая же последовательность обнаружена в Австралии, в Северной и Южной Америке, хотя диапазон времени здесь был значительно уже. Относительно периода 20—10 тыс. лет дон. э. нельзя сказать, что какой-либо регион имел решающее технологическое преимущество перед другими. Разумеется, существовали вариации в конструкции
342
орудий труда, но эти вариации, возможно, отражали особенности их использования в местных условиях, а не технологический прогресс ср.:
Marvin Harris.
Culture, Man, and Nature (N.Y., 1971), p. 69. Это единство культур палеолита является источником традиций для более поздних культур кроме того, оно дает возможность сравнения с современными охотничьими обществами. Превосходный анализ пережитков палеолита в некоторых греческих мифах и обычаях см
Walter Burkert.
Homo Necans (Berlin, 1972). Об охотничьих культурах см. материалы коллоквиума
Man the Hunter,
eds. Richard В. Lee et Irven Devore
(Chicago, 1968).
1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   47


написать администратору сайта