Главная страница

[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей. Мирча Элиаде история веры и религиозных идей


Скачать 4.43 Mb.
НазваниеМирча Элиаде история веры и религиозных идей
Анкор[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей.pdf
Дата27.12.2017
Размер4.43 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей.pdf
ТипДокументы
#13210
КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
страница38 из 47
1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   ...   47
§53. В главе о древней истории Израиля мы использовали, в основном, следующие работы В главе о древней истории Израиля мы использовали, в основном, следующие работы М. Noth.
Geschichte
Israels (Göttingen, 1950; 2 rev. ed., 1954); /.
Bright.
A History of Israel (Philadelphia, 1959);
R. de Vaux.
Histoire ancienne d'Israël: Des origines à l'installation en Canaan (P., 1971). См. таже:
W.F. Albright.
Archaeology and the
Religion of Israel, 2d ed. (Baltimore, 1946); idem. The Biblical Period from
386
Abraham to Ezra (N.Y., 1963);
R. de Vaux.
Les institutions de l'Ancien Testament, 2 vols., е éd. (P., 1961,1967) англ. перевод
John McHugh.
Ancient Israel: Its Life and Institutions, N.Y., 1961);
Otto Eissfeldt.
The Old
Testament: An Introduction (N.Y., 1965) (перев. с третьего нем. изд. 1964, с дополнительной библиографией, pp. 722-785);
J. Pedersen.
Israel: Its Life and Culture, 4 vols. (Copenhagen, 1926, 1940);
G. von Rad.
Old
Testament Theology, vol. 1 (N.Y., 1962) (немецкий оригинал опубликован в 1957);
M. Noth.
Die Ursprünge des alten Israel im Lichte neuer Quellen (Köln-Opladen, 1961); The Bible and the Ancient Near East: Essays in Honor of W.F. Albright, ed. С. Ernest Wright
(N.Y., 1968), pp. 85-139 (об археологии Палестины
E. Wright),
pp. 265-
299 (о проблемах хронологии).
Множество книг посвящено религиозной истории Израиля см. наиболее полезные из публикаций последних 10-12 лет Т. Kaufmann.
The Religion of Israel, перевод с иврита M. Greenberg (Chicago, 1960);
H.
Ringgren.
La religion d'Israël (P., 1966; нем. изд Stuttgart, 1963; англ. перевод D.E. Green. Israelite Religion
(Philadelphia, 1966);
W. Eichrodt.
Religionsgeschichte Israels (1969);
G. Fohrer.
History of Israelite Religion
(Nashville, 1972; нем. изд Космогонические тексты с комментариями переведены Жаном Боттеро:
Jean Bottéro.
La naissance du monde selon Israel. —
Sources Orientales,
1, pp. 187-234 (= La naissance du monde, P., 1959). О библейской космологии см
H. Gunkel.
Schöpfung und Chaos in Urzeit und Endzeit, е éd. (Göttingen, 1921), особ. p. 29 sq;
V. Maag.
Jahwäs Begegnung mit der Kanaanäische Kosmologie. —
Asiatische Studien/Etudes Asiatiques,
18-19
(1965): Среди самых последних переводов Книги Бытия с комментарием наиболее доступен для неспециалистов
Е.А. Speiser.
Genesis (N.Y., Библиографию мифа о сотворении человека см. выше, §17.
§54. Об Эдеме и мифах о рае ср.: Об Эдеме и мифах о рае ср.:
P. Humbert.
Etudes sur le récit du Paradis et de la chute dans la Genèse (1940);
W.
Andrae.
Der cultische Garten—
Die Welt des Orients,
6 (1952): 485-494;
G. Widengren.
The King and the Tree of
Life in Ancient Near Eastern Religion (1951);
A. Dammron.
La mythologie sumérienne et les premiers chapitres de la Genèse,(1959);
Theodor H. Gastet:
Myth, Legend and Custom in the Old Testament (1969), pp. 24-37, 332-334 библиография
F.F. Hvidberg.
The Canaanite Background of Genesis Ш. —
Vetus Testamentum,
10 (I960): 285 sq;
J. Coppens.
La connaissance du bien et du mal et le péché du Paradis. —
Analecta Lovanesis Biblica et
Orientalia О Древе Жизни и Древе Познания
Eliade.
Traité, p. 246 sq;
T. Gaster.
Myth, Legend, and Custom, pp. О Каине и Авеле
Т.Н. Gaster,
pp. 51-55 (библиография pp. О ритуалах и символизме, связанных с металлургией
Eliade.
Forgerons et Alchimistes, p. 57 sq; о социальной организации и магической силе кузнецов
ibid., р. 81 О Каиновой печати (Быт 4:15), см. сравнительные материалы цитируемые в
Т.Н. Gaster.
Myth, Legend, and Custom, pp. 55-65 (библиография, pp. 344-345).
§55. О союзе сынов божиих» с дочерьми человеческими О союзе сынов божиих» с дочерьми человеческими
C.E. Closen.
Die Sünde der «Söhne Gottes», (Rome,
1939), Быт 4: 1-4;
Gaster,
pp. 351-352 (библиография В. Childs.

Myth and Reality in the Old Testament
(Naperville, Ill., 1960), p. 49 sq;
G.A. Cooke.
The Sons of (the) God(s). —
Zeitschrift für die Alttestamentliche
Wissenschaft,
76 (1964): О Потопе см. примечание к §18;
Т.Н. Gaster. р. 352 (библиография
A. Parrot. Déluge et Arche de Noé
(l952); СО Вавилонской башне
Т.Н. Gaster,
pp. 360-361 (библиография
A. Parrot.
La Tour de Babel (1953). О символизме зиккурата см
Eliade.
Le Mythe de l'éternel retour, p. 25 sq;
G. Widengren.
Aspetti simbolici dei templi e luoghi di culto del vecino Oriente antico. —
Numen, 1
(I960): 1-25. О мифе о вознесении на небеса
Eliade.
Religions Australiennes, p. 40 sq;
Eliade.
Notes on the Symbolism of the Arrow, p. 468 sq. — Religion in
Antiquity: Essay in Memory of Erwin R. Goodenough, edited by Jacob Neusner (Leiden, Книга
A. Borst.
Der Turmbau von Babel: Geschichte der Meinungen über Ursprung und Vielfalt der Sprache und
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
||
194
Völker, 6 vols. (Stuttgart, 1957-1963) — это чрезвычайно богатая энциклопедия генеалогических легенд из истории Запада. О кочевых семитах II тыс О кочевых семитах II тыс
Joseph Henninger.
Zum Frühsemitischen Nomadentum. —
Viehwirtschaft und
Hirtenkultur: Ethnographische Studien
(Budapest, 1969), pp. 33-68, особ. pp. 44-50 (патриархи 50-53 кочевники в текстах Мари).
О Хабиру и их отношениях с евреями см. обобщение исследований и библиографию
R. de Vaux.
Histoire ancienne d'Israël, pp. 202-208 («"Хабиру-Апиру" — этнический термин, обозначавший западные семитские группы "амореев" или "протоамореев", с которыми мы связываем патриархов, р. 208). См. также
Albright.
From the Stone Age, p. 238 sq;
Albright.
Yahweh and the Gods of Canaan, p. 75 sq;
Fohrer.
History of Israelite
Religion, p. 30 (прим. 8-10, библиография).
Сведения о патриархах
R. de Vaux.
Histoire, pp. 245-253. О боге отца
Albrecht Alt.
Der Gott der Väter (1929;
=Kleine Schriften zur Geschichte des Volkes Israel (1953), vol. 1, pp. 1-78); Essays on Old Testament History and
Religion, англ. перев.. R.A. Wilson (N.Y., 1968), pp. 1-100. Тезисы Альта обсуждались
Fohrer,
p. 36;
de Vaux,
p. 256;
388
Ringgren.
La religion d'Israël, p. 29. Отношения между богом отца и Элом, и между Элом и Яхве анализировались в
RM. Cross.
Canaanite Myth and Hebrew Epic (Cambridge, Mass., 1973), pp. Интерпретация имени Эл-Шаддаи все еще спорна. Предполагалось, что это имя производное от слова, относящегося к аккадскому
šadū, гора тогда оно означает «Эл горы ср.:
Ringgren,
pp. 34-35. Но поскольку предпочтительнее стало искать этимологию этого слова в семитском языке северо-запада, недавно было предложено еврейское
šaday/sadèh, и имя будет означать «Эл долины, или поля, или степи
(de Vaux,
p. 264, с библиографией).
Примечательно, что в рассказах о патриархах, где фигурирует Эл, не упоминается Ваал. Это означает, что предки израильтян, вступив в Ханаан до нашествия гиксосов, не нашли там культа Ваала; этот бог приобрел значение к середине II тыс, или, возможно, немного ранее — в угариттский период см
de Vaux,
p. 266. Однако, как мы уже отмечали (§48, прим. 26), существовал местный бог грозы и плодородия, чье имя было забыто после утверждения культа Ваала.
Нет никаких признаков существования культа идолов у патриархов, но когда Рахиль готовится покинуть дом своего отца Лавана, она тайком уносит у него
teraphim, домашних идолов (Бытие 31:19), которых Лаван называет мои боги (31:30). О значении
teraphim см
A.R. Johnson.
The Cultic Prophet in Ancient Israel, 2d ed. (1962), p. 32 sq, и
Rowley.
Worship in Ancient Israel, p. 19. Во всяком случае, поступок Рахили не может служить указанием на религию Иакова. См
Ringgren,
pp. Что касается обряда обрезания, то он, вероятно, практиковался во времена патриархов. Его происхождение неизвестно ср.:
R. de Vaux.
Les Institutions de l'Ancien Testament (P., 1961), pp. 78-82;
E. Isaac.
Circumcision as a Covenant Rite. —
Anthropos,
59 (1964): 444-456. Считалось, что обрезание заимствовано у египтян, но оно не было общепринятым в Египте. С другой стороны, этот обычай засвидетельствован в северной Сирии сначала тыс. Следовательно, предки израильтян могли быть знакомы с ним еще до того, как они пришли в
Ханаан. В то время он мог просто означать вступление в браки в общую жизнь в клане, как об этом написано в Книге Бытия (34: 14-16); лишь позже он стал знаком соглашения между Богом и его народом, которое автор Книги Бытия относит ко времени Авраама»
(de Vaux.
Histoire ancienne d'Israël, vol. 1, p. 273; библиография дана в примечаниях 94 и 96). Об обрезании как обычае инициации в архаических обществах
Eliade.
Naissances Mystiques (P., 1959), p. 54 sq.
§57. О кровавых жертвоприношениях О кровавых жертвоприношениях
R. de Vaux.
Les sacrifices de l'Ancien Testament (P., 1964), pp. 7-27 (англ. перев.: Studies in Old Testament Sacrifice, Cardiff, 1964); idem. Histoire ancienne d'Israël, p. 270 sq. Об обычаях Центральной Аравии
J. Henninger.
La religion
389
bédouine préislamique.—
L'antica societa beduina,
ed.
F. Gabrieli
(Rome, 1959), pp. 135-136, и Les fêtes de printemps chez les Arabes et leurs implications historiques. —
Revista do Museu Paulista
(San Paulo), n.s. 4 (1950):
389-432. См. также
J. Henninger.
Les fêtes de printemps chez les Sémites et la Pâque israélite (P., 1975; обширная библиография. Фигура Моисея в последнее время стала предметом ряда оригинальных интерпретаций

§58. Фигура Моисея в последнее время стала предметом ряда оригинальных интерпретаций
E. Auerbach.
Moses (Amsterdam, 1953);
H. Cazelles.
Moïse, l'homme de l'Alliance (1955);
H.H. Rowley.
From Joseph to Joshua
(Oxford, 1950);
H.H. Rowley.
Moses and the Decalogue.—
BJRL,
34 (1951): 1-118;
R. Smend.
Das Mosebild von
Heinrich Ewald bis Martin Noth (1959). О миссии Моисея
de Vaux.
Histoire ancienne, p. 305 sq. О различных традициях, связанных с исходом из Египта и Пасхой
Fohrer.
History of Israelite Religion, p. 68 sq;
R. de Vaux.
Institutions, vol.
2,
pp. 383-394 (библиография, pp. 467-468); idem. Les sacrifices de l'Ancien Testament, p. 7 Влияние Пасхи, отмеченное в Исходе 1-15, было специально подчеркнуто
J. Pedersen.
Israel: Its Life and
Culture (1940), vol. 3, pp. 384-415; vol. 4, pp. 728-737. Его теория была подвергнута критике и
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| модифицирована Г. фон Радом, С. Мовинкелем и Форером (History, р. 68 Празднование Пасхи первоначально было пастушеским весенним праздником и объяснялось воспоминанием об исходе из Египта иными словами, периодическая церемония, отражающая космическую религиозность, в конце концов становится исторической. С другой стороны, сказочные события Исхода, те. переход через Чермное море и гибель египетского воинства, получили стечением времени две различные интерпретации. В самой древней документации (Исх 15: 1-10) говорится о том, что войска фараона были поглощены волнами, поднятыми дуновением Яхве. Лишь позднее, в Псалмах, упоминается о разделении моря Разделил море, и провел их чрез него, и поставил воды стеною (Пс 78:13; ср. Пс 77: В этом случае чудо на Чермном море поставлено в связь с Творением, тес победой Яхве над морскими чудовищами Раавом и Левиафаном Не ты ли мышца Господня сразила Раава, поразила крокодила Не ты ли иссушила море, воды великой бездны, превратила глубины моря в дорогу, чтобы прошли искупленные
(Исаия 51:9-10). Исход, как и завоевание Ханаана (и, позже, возвращение изгнанников, упомянутые в тексте Книги Пророка Исаии», который мы цитировали выше, — это в некотором роде повторение космогонического деяния. См
Cross.
Canaanite Myth and Hebrew Epic, p. 100 sq. Нов конечном счете обе точки зрения
— историческая и космологическая — взаимно друг друга дополняют завоевание Ханаана — скорее всего историческое событие ив тоже самое время божественное деяние, ибо это Яхве обеспечил победу израильтян. В своей книге «Law and Covenant in Israel and the Ancient Near East» В своей книге «Law and Covenant in Israel and the Ancient Near East» (Pittsburgh, 1955),
B.E. Mendenhall сравнил Моисеев закон с договорами, которые хеттские цари заключали со своими вассалами в Малой Азии. Эти договоры после преамбулы (где называется имя и титулы царя и напоминается о существующих доныне отношениях между сторонами, определяют требования, предъявляемые вассалам, указание хранить документ в Храме и периодически устраивать его торжественное прочтение, приводят список богов- свидетелей и, наконец, формулировки проклятий и благословений. Олбрайт, соглашаясь с идеями этой книги, подчеркивает необходимость договоров для древних евреев, большинство из которых были караванщиками ср.:
Albright.
Yahweh and the Gods of Canaan, p. 107 sq, с библиографией. Тезисы
Менденхолла подверглись критике
R. de Vaux.
Histoire, p. 410, п. 141. Де Во спрашивает, каким образом полукочевые группы, возглавлявшиеся Моисеем, могли знать договоры хеттских царей. Имеются различия ив композиции текстов например, в Моисеевом законе отсутствуют заключительные проклятия и благословения. Кроме того, хеттские требования обычно выражены в сослагательном наклонении, а в Законе употребляется императив. Де Во отмечает, что договоры хеттских царей с полуварварскими народами не следуют никакой классической формуле. Значит, существует несколько типов формулы Завета (De Vaux, p. 413 О роли оазиса Кадеш Барнеа в формировании яхвистических традиций
T.J. Meet
Hebrew Origins (N.Y., 1936; reprint, 1960), p. 119 sq.;
R. de Vaux.
Les Institutions de l'Ancien Testament, vol. 2, p. 228 sq.;
Ringgren,
p. 49 sq. Вулканические элементы явления Яхве на Синае анализируются в
J. Koenig.
Le Sinaï, montagne de feu. —
RHR,
167 (1964): 129-155;
Koenig.
Aux origines des théophanies iahvistes. —
RHR,
169 (1966): 1-36. Но Кросс показал, что явление на Синае — это «теофания через грозу, сравнимая с явлением Ваала; ср.:
Cross.
Canaanite Myth and Hebrew Epic, p. 147 sq. См. также
G.E. Mendenhall.
The Tenth Generation: The Origins of the Biblical Traditions (Baltimore, 1973), p. 56, p. 105 (битва при Ваал-Фегоре).
§60. Некоторые недавние теории о поселении израильтян в Ханаане Некоторые недавние теории о поселении израильтян в Ханаане (Y. Kaufmann, A. Alt, M. Noth, W.F. Albright и G.E. Mendenhall) анализируются в
R. de Vaux.
Histoire ancienne, pp. 444-454. См. также
R. Smend.
Jahvekrieg und Strämmebund (Göttingen, 1963), англ. перев. Мах G. Rogers. Yahweh War and Tribal
Confederation (Nashville, Tenn., О конфликте между иудаизмом и ханаанейской религией
R. Hillтап.
Wasser und Berg: Kosmische
Verbindungslinien zwischen dem Kanaanäischen Wettergott und Jahve (Diss., Halle, 1965);
J. Maier.
Die
Gottesvorstellung Altisraels und die Kanaanäische Religion. —
Bibel und zeitgemässer Glaube
(1965), vol. 1, pp.
135-158;
T. Worden.
The
391
Literary Influence of the Ugaritic Fertility Myth on the Old Testament. —
VT,
3 (1953): 273-297;
Fohrer.
History, p. 103 sq.;
de Vaux.
Histoire, p. 147 (в п. 9 есть библиография. О синкретизме
G.W. Ahlström.
Aspects of
Syncretism in Israelite Religion (Lund, До сих пор актуальна книга
R. Dussaud.
Les Origines cananéennes du sacrifice israélite, е éd. (1921; 1941). См. также
Rowley.
Worship in Ancient Israel, p. 61 sq., и библиографию (р. 65, n. 1). Человеческие жертвоприношения отвергались израильтянами жертвоприношения детей, отмеченные в VII в это внешнее влияние см de Vaux; Eissfeldt. Материалы этих ученых обобщены
Rowley,
p. 65, п. О профетизме на Ближнем Востоке и среди израильтян
A. Haldar.
Association of Cult Prophets among the
Ancient Semites (Uppsala, 1945);
J. Lindblom.
Prophecy in Ancient Israel (Philadelphia, 1965); в обеих работах имеется богатая библиография. См. также
J. Pedersen.
The Role Played by Inspired Persons among the Israelites and the Arabs. —
Studies in Old Testament Prophecy
(Robinson Festschrift) (1950), pp. 127-142;
A. Lods.
Une tablette inédite de Mari, intéressante pour l'histoire ancienne du prophétisme sémitique.— ibid., pp. 103-110;
A.
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
||
196
Malamat.
Prophetic Revelation in New Documents from Mari and the Bible. —
Vetus Testamentum,
suppl., 15
(1966): 207-227;
G. Fohrer.
Studien zur alttestamentlichen Prophetie, 1949-1965 (1967).
1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   ...   47


написать администратору сайта