Главная страница

[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей. Мирча Элиаде история веры и религиозных идей


Скачать 4.43 Mb.
НазваниеМирча Элиаде история веры и религиозных идей
Анкор[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей.pdf
Дата27.12.2017
Размер4.43 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей.pdf
ТипДокументы
#13210
КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
страница23 из 47
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   47
§92. Гермес, спутник человека»
Сын Зевса и нимфы Майи, Гермес — менее всего олимпиец. Он сохраняет определенные свойства, характерные для догомеровских божеств его представляют в фаллических формах он имеет магический жезл и шапку, делающую его невидимым чтобы защитить Одиссея от чар Кирки, он открывает ему тайну волшебной травы
moly Одиссея, X, 302-306). Более того, Гермес любит быть среди людей. Зевс говорит ему Сын мой, Гермес Тебе от богов наипаче приятно в дружбу вступать с человеком («Илиада», XXIV,
334-335). Нов своих отношениях с людьми Гермес ведет себя одновременно и как боги как плут, и как умелый ремесленник. Он — непревзойденный даритель благ (Одиссея, VIII, 335): любая удача считается даром Гермеса. С другой стороны, он — воплощение хитрости и плутовства. Только родившись, он крадет корову своего брата Аполлона. Из-за этих своих наклонностей он становится товарищем и покровителем воров. Еврипид называет его господином тех, кто промышляет по ночам («Рес», 216 и сл.).
Но, покровительствуя воровству и ночным любовным приключениям, он в тоже время является защитником стад, пастухов и путников на ночных дорогах. По словам Павсания, ни один другой бог так не заботится о стадах и их приумножении (2, 3,4). Гермес — бог дороги его имя произошло от груд камней
(liermaion), лежавших на
253
обочинах, куда каждый прохожий бросал свой камень Вначале Гермес был, вероятно, покровителем кочевников, может быть, даже повелителем зверей. Но греки переосмыслили архаические атрибуты и способности Гермеса в более глубоком смысле. Быстроногий, он правит дорогами (у него золотые сандалии) и не сбивается ночью с пути, потому что все пути ему известны. Поэтому он одновременно поводырь и покровитель стад и помощник воров. И по той же причине он — вестник богов.
*
81
Вероятно, те же свойства сделали Гермеса «психопомпом», проводником душ в царство мертвых он помогает умершим попасть в потусторонний мир, потому что знает дорогу и может ориентироваться в
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| темноте. Но он не бог мертвых, хотя умирающие говорят, что их забирает Гермес. Он беспрепятственно передвигается по всем трем космическим уровням. Он провожает души в Аид, но он же и выводит их обратно на землю (Персефону, Эвридику или, в Персах Эсхила (629), тень Дария). Отношениям Гермеса с душами умерших помогают также и его духовные способности. Его хитрость, проницательность, практичность, изобретательность (именно он открывает огонь, свойство делаться невидимыми в мгновение ока переноситься в любое место уже говорят о мудрости, особенно же — об овладении оккультным знанием, что позже, в эллинский период, станет особой привилегией Гермеса. Тот, кто находит путь в темноте, провожает души умерших и передвигается со скоростью молнии, будучи то видимым, то невидимым, в конечном итоге отражает возможности духане только разум и хитрость, но также гнозис и магию.
Блестяще проанализировав чудесные свойства Гермеса, В. Отто признает, что его мир — это не героический мири заключает, что если его мир неблагороден, он все же отнюдь не вульгарен и не отвратителен Это так, ноне совсем точно. Ибо фигуру Гермеса уже в классический период характеризует его общность с миром людей, миром по определению открытым, находящимся в постоянном процессе становления, те. улучшения, совершенствования. Главные свойства Гермеса ловкость и изобретательность, владычество над темнотой, интерес к деятельности людей, проводы душ умерших, — будут постоянно переосмысливаться ив конце концов сделают из Гермеса чрезвычайно сложную фигуру — культурного героя, покровителя науки образцовое воплощение оккультного знания.
Гермес — один из немногих олимпийских богов, которые не потеряют своей религиозной актуальности после кризиса классической религии и не пропадут после триумфа христианства. Превра-
22
Этот обычай до сих пор встречается у многих народов, чаще — в связи с путешествием.

The Homeric Gods, p. 122 sq.
254
тившись в Тота и Меркурия, он вновь войдет в моду в эллинистический периода как Гермес Трисмегист трижды величайший) просуществует с помощью алхимии и герметизма до XVII в. Уже греческие философы видят в Гермесе персонификацию мышления. Он обладает всеми формами знания, особенно тайного это делает его главой чародеев, победившим силы тьмы, ибо он знает все и может все».
24
Эпизод в Одиссее с магической травой
moly получит различные аллегорические толкования как у греков, таки у христианских авторов. В этом растении, которое спасло Одиссея от участи его товарищей, превращенных Киркой в свиней, будет усматриваться дух, противостоящий инстинкту, или образование, очищающее душу. А Гермеса, отождествленного философами с Логосом, отцы церкви будут сравнивать с Христом, потом же, во времена Возрождения, появятся бесчисленные алхимики, по-своему толкующие Гермеса. Богини. I: Гера, Артемида

Тем высоким положением, которое ей обычно отводится, Гера во многом обязана Гомеру, именно он подчеркнул тот факт, что она — супруга Зевса. Первоначально Гера была богиней Аргоса, и оттуда ее культ распространился по всей Греции. Виламовиц объясняет ее имя как женскую форму
héros и имеющую смысл
despoina, Наша Госпожа Вряд ли можно однозначно ответить на вопрос, принесли ли ахейцы с собой саму богиню или только ее имя. Вероятно, под впечатлением от могущества и величия Госпожи Аргоса они возвели ее в положение жены своего главного бога и, вероятно, именно по этой причине Гера стала символом и покровительницей брачных союзов. Бесчисленные измены Зевса вызывали ее ревность и приводили к ссорам, которые подробно описаны поэтами и мифографами. Зевс вел себя по отношению к Гере так, как не позволил бы себе ни один ахейский начальник он бил ее, а один раз даже подвесил с грузом, привязанным к ногам (такая пытка применялась потом к рабам).
27
Согласно Гесиоду (Теогония, 923-924), Гера родила Зевсу троих детей — Гебу, Ареса и Илифию и породила без мужа Гефеста (там же, 926). Партеногенез, способность к самооплодотворению подчеркивает, что даже богиня из богинь Олимпа сохранила свой специфически См. источники, цитируемые Хьюго Ранером: Greek Myths and Christian Mystery, pp. 191-192. См. также том
II настоящей работы.

Glaube der Griechen. t.l, p. 237.
26
Rose.
Handbook, 52;
Guthrie.
The Greeks and Their Gods, p. 72.
27
«Илиада», I, 567.587; XV, 18 sq. Ср.:
Плавт.
Asinaria (Ослы, р. 303-304;
Rose.
Handbook. p. 106 и прим.
15. Насколько возможно рассмотреть в этих сценах исторические реалии, очевидна отнесенность к сравнительно раннему периоду, предшествующему приходу ахейцев на полуостров. Важно, что Гомер и его слушатели могли воспринимать подобные рассказы как занимательное чтение.
255
средиземноморский и азиатский характер. Трудно определить изначальный смысл традиции, согласно которой Гера восстанавливала свою девственность каждый год, купаясь в источнике Канф.
28
Символизирует ли это патриархальное понимание брака (ибо мы знаем, что девственность высоко ценилась и уважалась в обществах патриархального типа Как бы тони было, греки радикально изменили облик аргосской богини. И все же можно различить некоторые ее первоначальные черты. Как большинство эгейских и азиатский
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| богинь, Гера была божеством не только брака, но и всеобщего плодородия. Хотя гипотеза о Гере как
Матери-Земле отвергалась некоторыми учеными, по-другому трудно объяснить тот факт, что во многих местах (Платеи, Эвбея, Афины, Самос и др) сохранились упоминания освященном браке Геры и Зевса мифических или воссоздаваемых в ритуалах. Это типичный союз громовержца, бога-оплодотворителя и
Матери-Земли. К тому же Гере поклонялись в Аргосе как богине ярма и богатой волами. (В «Илиаде»
Гомер называет ее волоокой) Наконец, она считалась матерью ужасных чудовищ, таких как Лернейская Гидра. Рождение же чудовищ характерно для богинь земли. Мы видели (§83), что, согласно Гесиоду, матерью Тифона была Гея (Земля. Но все это хтонические атрибуты постепенно забылись, и со времен
Гомера Гера являла себя такой, какой осталась до конца в первую очередь богиней брака.
*
82
Имя Артемиды (сохранившееся водной лидийской надписи как Артимида), указывает на ее восточное происхождение. Архаический характер богини очевиден она прежде всего — Зверей Господыня»
(potnia
theron, как ее называют в «Илиаде», XXI, 470 и сл.), те. она и охотница, и защитница диких зверей. Гомер называет ее также
Agrotera, дева диких зверей, а Эсхил (фрагмент 342) Госпожой диких гор. Она предпочитала охотиться ночью. Ее любимыми и геральдическими животными были лев и медведь это указывает на азиатские прототипы. Гомер («Илиада», V, 49) рассказывает, как Артемида научила
Скамандрия искусству охотиться на любого зверя. Но она приходит в ярость, когда два орла разрывают и пожирают зайчиху, имеющую в своем чреве зайчат (
Эсхил.
«Агамемнон», 133 и сл.).
Артемида прежде всего — богиня-девственница. Первоначально это могло означать, что она свободна от брачных уз. Но греки усматривали в ее вечной девственности равнодушие к любви. Гомеровский гимн К Афродите (I, 17) признает холодность этой богини. В трагедии Еврипида Ипполит (строка 1301) Артемида сама открыто говорит о своей ненависти к Афродите.
28
Павсаний.
II, 36, 2; он также упоминает о тайных культах Геры в Аргосе, что кажется исключительным Розу
(Rose.
Handbook, p. 128, прим. 11). Но см
Jeanmaire.
Dionysos. p. 208 И все же у нее есть черты Богини-Матери. В Аркадии, наиболее древнем месте ее культа, Артемида ассоциировалась с Деметрой и Персефоной. Геродот (II, 156) говорит, что Эсхил считал Артемиду дочерью
Деметры, те. отождествлял ее с Персефоной. Некоторые греческие писатели уверяют, что на Крите ее называли Бритомартис,
29 что указывает на ее связь с древней минойской богиней. Возможно, что среди ее имен на других языках были и Кибела во Фракии, ив Каппадокии. Неизвестно, когда и где она стала называться Артемидой. На Эфесе ее материнство в пластическом выражении было представлено так гротескно, что ученые не спешили признать в нем греческое божество. Женщины поклонялись Артемиде как Лохее, повитухе. Она также была известна как
kurotrophos, кормилица и учительница мальчиков. В некоторых связанных с нею обрядах, записанных в исторические времена, можно заметить следы обрядов посвящения девушек в эгейских обществах II тыс. до н.э. Танец в честь Артемиды Алфейской, как и танцы в честь этой богини на всем Пелопоннесе, носили оргиастический характер. Пословица гласила Где не танцевала Артемида Другими словами где нет танцев в честь Артемиды?
30
Под ее различными и иногда противоречивыми ипостасями мы усматриваем множественность архаических божественных форм, переоцененных и объединенных греческим гением в обширную структуру. Госпожа Гори Хозяйка Диких Зверей доисторического Средиземноморья быстро усвоила свойства и привычки богинь-матерей, не утратив своих более древних и более специфических свойств она покровительствует и охотниками диким зверями молодым девушкам. Со времен Гомера ее облик начинает обретать четкость Артемида управляет сакральностью дикой жизни, которой свойственны плодородие и материнство, ноне любовь и брак. Она всегда сохраняла свой парадоксальный характер, объединяя противоположные мотивы например, девственность и материнство. Греческие поэты, мифографы и теологи интуитивно угадывали, что такое сосуществование противоположностей выражает одну из тайн божества. Богини. II: Афина, Афродита

Афина безусловно является второй по важности греческой богиней после Геры. Греческая этимология не может объяснить ее имени. Что же касается ее происхождения, то гипотеза Нильссона, принятая большинством ученых, кажется довольно убедительной Афина была Хозяйкой Дворца, защитницей укрепленных дворцов микенских ца-
29
Ср.:
Rose.
Handbook, p. 131, п. 59.
30
Jeanmaire.
Dionysos, p. 212 рей она была домашней богиней, покровительницей мужских и женских ремесел, но ее присутствие в крепости вовремя войн и набегов придавало ее образу свойства богини войны. Она появилась на свет из головы Зевса, облеченная в доспехи, потрясая копьем и испуская воинственный клич. Многие из ее названий свидетельствуют о ее воинственном характере Защитница, Могучая, Воительница и т.д.
Однако, как показывают многие эпизоды «Илиады», Афина — непримиримый враг Ареса, которого она побеждает в знаменитой битве богов (XXI, 390 и сл.).
31
С другой стороны, она восхищается Гераклом, истинным героем. Она помогает ему в его сверхчеловеческих подвигах ив конце концов вводит на небо
(Павсаний,
III, 18,11 и сл.). Афина также восхищалась Тидеем и даже хотела сделать его бессмертным, но
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| когда она увидела, как герой, тяжело раненный, расколол череп своего врага и проглотил его мозг, она удалилась в омерзении Богиня своим присутствием сдерживает Ахилла, готового с мечом в руках ответить на оскорбления Агамемнона («Илиада», I, 194 и сл.).
Но в поэме, созданной для слушателей, любящих ратные подвиги, Афина являет себя отнюдь не как богиня войны. Она принимает участие в войне, потому что это сугубо мужское занятие. Она сама говорит Мужское все мне ближе и дороже. Только брак мне чужд
(Эсхил,
«Эвмениды», 739-740). Гомеровский гимн К Афродите (I, 7-11) признает, что богиня любви невластна над Афиной. Гомер и Гесиод называют ее Палладой, девой, а в Афинах она — Девственница
(Parthenos). Но она — совсем другой тип девственной богини, чем Артемида она не избегает мужчин, не держит их на расстоянии. Афина становится другом и защитницей Одиссея, сильная личность и мудрость которого ее восхищают он «многоумный», советами равный Зевсу («Илиада», II, 169,407,636). В Теогонии (896) Гесиод считает ее равной отцу Зевсу) по силе и мудрости. Афина — единственная из олимпийцев, не имеющая матери. В Гомеровском гимне (строки 4-5) упоминается, что Зевс родил ее из собственной головы, но Гесиод рассказывает весь миф Зевс проглотил свою беременную супругу Метиду, богиню мудрости, и Афина явилась в мир из головы своего отца (Теогония, 886 и сл.; ср. §84). Этот эпизод считается поздним добавлением первоначальный миф описывал бы просто появление Афины на вершине Олимпа. Но Отто справедливо подчеркивает архаическую и варварскую природу мотива проглатывания 31
Все боги презирают Ареса, называя его безумцем, поскольку он чужд всякой справедливости
(«Илиада», V, 761). Сам Зевс говорит ему Ты ненавистнейший мне меж богов, населяющих небо Только тебе и приятны вражда, да раздоры, да битвы («Илиада», V, 890).
32
Вакхилид, фрагмент 41;
Аполлодор. Библиотека, 3.6.8.3.
33
См
Otto.
Homeric Gods, p. 51. Гомер не упоминает этот миф (он также ничего не говорит об истории с
Кроном), но называет Афину дочерью могущественного отца Каково бы ни было происхождение Афины, миф о ее чудесном рождении иллюстрирует и подтверждает ее теснейшую связь с Зевсом. Отцова дочь я, и отцу я предана, — говорит она сама
(Эсхил,
«Эвмениды»,
741). В Одиссее (XIII, 297) она признается герою Я первая между бессмертных мудрым умом
(metis) и искусством на хитрые вымыслы. И действительно, мудрый ум — ее наиболее характерная черта. Афина
— не только покровительница типично женских искусств прядения и ткачества. Более всего она — покровительница всяческих ремесел. Она учит кузнеца делать плужный лемеха гончары призывают ее Приди к нам, Афина, держи руку свою над нашей печью Это она, укротительница лошадей, изобретает удила и научает использованию колесниц. Мореплавание, казалось бы, относится к области действия Посейдона, но Афина и здесь раскрывает сложность ив тоже время единство своей мудрости. Сначала она вмешивается во многие технические вопросы, связанные со строительством корабля, а потом помогает кормчему верно вести судно.
35
Хочется отметить необычность этого примера, примера того, что можно назвать сакрализацией технического изобретения и мифологией интеллекта. Другие божества иллюстрируют сакрализацию жизни, плодородия, смерти, социальных институтов и т.п. в бесчисленном множестве форм. Афина же раскрывает сакральный характер или божественное происхождение определенных ремесел и занятий, которые требуют не только ума, технических навыков, практической изобретательности, но и самообладания, стойкости в испытаниях, уверенности в логичности мироздания и, следовательно, в возможности понять его. Именно поэтому покровительница мудрости станет, в период философов, символом божественных знаний и человеческой мудрости.
Афродита — не менее примечательное создание греческого гения, хотя она и насовсем другом уровне. Богиня эта определенно восточного происхождения, на что постоянно указывает традиция.
(Геродот,
I, 105;
Павсаний,
I, 14, 7). В «Илиаде» она защищает троянцев. Кроме того, в ней много схожего с божествами типа
Иштар. Однако ее личность начинает приобретать свои характерные черты именно на Кипре, в тысячелетнем центре эгейско-азиатского синкретизма (Одиссея, VIII, 362 и сл.). Процесс эллинизации зашел уже достаточно далеко ко времени написания «Илиады» (V, 365), где Гомер провозглашает ее дочерью Зевса и Дионы и женой Гефеста Но Гесиод сохранил более древний вариант ее рождения она родилась из крови оско-
34
Ср. Гомеровскую эпиграмму, цитир. в
Otto.
Homeric Gods, p. 58.
35
См
M. Détienne.
Le navire d'Athena.
36
Apec, бог войны, становится ее мужем гораздо позже в Одиссее (VIII, 266-366) он ее возлюбленный.
259
пленного Кроном Урана, которая попала в море и образовала пену
(aphros). Мы уже видели (§46), что тема кастрации великого божества имеет восточное происхождение.
В ее культе заметен ряд азиатских элементов (например, прислуживающие в ее храмах рабы, которые соседствуют со средиземноморскими (голубь. С другой стороны, гомеровский гимн К Афродите показывает ее как истинную Госпожу диких зверей За ней шли серые волки, ласкающиеся к ней, и львы с суровым взглядом, и медведи, и быстрые леопарды, алчущие оленей. Но добавлена новая черта, типичная для образа Афродиты богиня вложила вожделение в их грудь, так что они спаривались в тенистых оврагах.
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| Афродита вкладывает вожделение в зверей также, как в людей и богов. Она «затуманиБает даже разум Зевса, это именно она легко вынуждает его идти на связь со смертными женщинами назло Гере (строки
36, 40). Таким образом, гомеровский гимн К Афродите определяет сексуальную потребность как элемент, общий для трех уровней бытия — животного, человеческого и божественного. С другой стороны, подчеркивая непреодолимый и иррациональный характер вожделения, гимн оправдывает любовные похождения Зевса (которые в дальнейшем будут подхвачены богами, героями и людьми. Короче, здесь мы видим религиозное оправдание сладострастия, ибо даже на сексуальные излишества и извращения, если они побуждаются Афродитой, надо смотреть, как на имеющие божественное происхождение.
Так как Афродита правит на трех космических уровнях, она одновременно небесная (Астерия, Урания), морская (Анадиомена, Вышедшая из моря и земная (под ее ногами дороги покрываются цветами, и это именно она является первопричиной растительного плодородия
(Эсхил. Данаиды, фрагмент 44). Однако Афродита никогда не станет богиней только лишь плодородия. Она вдохновляет, воспевает и защищает физическую любовь, плотские союзы. В этом отношении можно сказать, что благодаря Афродите греки заново открыли сакральный смысл изначальной сексуальной потребности. Над безграничными духовными ресурсами любви будут властвовать другие божественные фигуры, в первую очередь Эрос. Но именно тема иррационального и неуемного вожделения будет эксплуатироваться писателями и художниками, так что в период эллинизма прелести Афродиты станут литературным клише. Большой соблазн — расценить этот художественный расцвет под знаком Афродиты, как радикальную десакрализацию физической любви. На самом деле — это уловка, камуфляж, неподражаемый и многозначный, такой же, как в стольких других произведениях греческого гения. Под внешностью фривольно Раковина, символ одновременно водный и сексуальный, — один из ее священных предметов.
260
го божества скрывается один из наиболее глубоких источников религиозных переживаний — откровение сексуальности как таинства и трансцендентной категории. Мы встретим и другие формы камуфляжа этого типа, когда будем анализировать процесс десакрализации современного мира (см. том III).
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   47


написать администратору сайта