Главная страница

[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей. Мирча Элиаде история веры и религиозных идей


Скачать 4.43 Mb.
НазваниеМирча Элиаде история веры и религиозных идей
Анкор[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей.pdf
Дата27.12.2017
Размер4.43 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла[ Мирча Элиаде ] Том 1 - История веры и религиозных идей.pdf
ТипДокументы
#13210
КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
страница22 из 47
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   47
§86. Последствия первого жертвоприношения
Таким образом, Прометей отнюдь не стал благодетелем человечества, а напротив, повинен в его нынешнем
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| упадке. Последствие мошенничества в Меконе — разрыв между богами и смертными. Затем, похитив огонь, Прометей еще больше прогневал Зевса, наславшего на человечество Пандору, те. первую женщину, ставшую причиной множества скорбей, тревоги злосчастий. Для Гесиода миф о Пандоре служит объяснением вторжения в мироздание зла, как мести Зевса человеку.
19
Но все же «плутня» титана не обернулась для смертных окончательным приговором. Согласно версии
Эсхила, которому история человечества видится восхождением, а не деградацией, Прометей — величайший из культурных героев. Первые люди, по утверждению Титана, ютились в глубине пещер подземных, не различали примет зимы, весны. и лета плодоносного, не строили домов из кирпича не знали земледелия (Прикованный Прометей, 484-490). Именно Прометей обучил их всем ремеслами наукам. Это он принес людям огонь и спас их от гибели. Ревнивый Зевс уничтожить вздумал не им созданный род людской, чтоб новый насадить. При этом никто за бедных смертных не вступился, кроме Прометея (там же, 233-36). Чтобы объяснить ярость Зевса и твердость титана, Эсхил позаимствовал у Пиндара (или из какого-то другого источника) выразительную деталь Прометей не беззащитен перед Властителем Миро Тщетно Прометей убеждал братане принимать даров от Зевса. Простоватый Эпиметей женился на Пандоре, которая впоследствии открыла таинственный ларец, откуда изошли и распространились по земле все несчастья. Когда Пандора захлопнула крышку, в ящике оставалась только Надежда. Сешан и Левек объясняют присутствие последней в ларце с невзгодами тем, что, гневаясь на человечество, Зевс хотел, чтобы приговоренные к пожизненному тяжкому труду люди (Труды, 91) тешили себя напрасной надеждой
(Симонид,
I, 6)». (Les grandes divinités de la Grèce, p. 54).
19
Гесиод категоричен «Быв обманут прометеевой плутней, Зевс тотчас замыслил горькие беды Теогония, Согласно Эсхилу, в отличие от Гесиода, Прометей не похищает его у богов. «Эсхил обходит молчанием жертвоприношение в Меконе, поскольку плутовство титана снижает пафос произведения и образ его героя
L. Séchan.
Le mythe de Prométhée», p. 102, n. здания, так как владеет тайной, которую ему сообщила его мать Фемида. Зевса ждет неминуемое падение,
21
и единственная возможность отвратить катастрофу, как выспренно декларирует Титан, — это избавить его от цепей. Поскольку остальные части тетралогии не сохранились, мы не знаем, как именно божества достигли примирения. Но уже в V веке в Афинах справляется ежегодный праздник, посвященный Прометею, к тому же его образ ассоциируется с Гефестом и Афиной. Впрочем, возможно, под влиянием духовных течений, воспринятых равно интеллектуальной элитой и простонародьем (см. томна некоторое время утвердилось представление о мудрости и добросердечии Зевса. Верховный Властелин простил не только Крона, поставив его царем Элизия, но и титанов. Пиндар восхваляет Бессмертного Зевса, вернувшего волю титанам (IV Пифийская ода, которые также составляют хор в Освобожденном
Прометее».-
22
Раздел жертвенного животного в Меконе послужил причиной и разрыва между богами и смертными, и мучений Прометея. Нов тоже время негодование Зевса видится чрезмерным. Карл Мейли
23
показал, что подобное распределение добычи традиционно для первобытных охотников Сибири и скотоводов Центральной Азии, которые приносили в жертву Высшим Небесным Божествам кости и головы животных. Иными словами, то, что на первобытной стадии считалось выражением высшего почтения к божеству неба, в поступке Прометея предстает оскорблением величества. Нам неизвестно, когда изменился смысл древнейшего ритуала. Подчас кажется, что гнев Зевса был вызван не разделом самим по себе, а тем, что его произвел именно Прометей, божество предшествующего поколения, титан, неожиданно принявший сторону человека против олимпийцев. Пример Прометея мог иметь пагубные последствия вдохновленные его успехом люди чего доброго вступили бы в союз с титаном. Зевсу жене нужно было могучее и гордое человечество. Люди обязаны всегда помнить о собственных недолговечности и бессилии, те. знать свое место.
*
73
Характерно, что когда позже Девкалион, единственный смертный, уцелевший после вызванного Зевсом потопа, разделил жертвенную тушу точно также, как его отец Прометей в Меконе, жертва была благосклонно принята. Зевс снизошел к мольбе Девкалиона, однако миф отмечает, что бог только лишь смягчился С тех пор жертвоприно-
21
О происхождении и развитии данного мотива см
Séchan.
Ор. cit., р. 23 sq., 42 sq.;
J.P. Vernant.
Métis et les mythes de souveraineté.
22
Ср.:
Séchan,
p. 44.
23
K. Meuli.
Griechische Opferbräuche (1946). См. также
W. Burken.
Homo necans, p. 20 sq.
24
J. Rudhardt.
Les mythes grecs relatifs à l'instauration du sacrifice, p. 14. Впрочем, Зевс помедлил с ответом, сначала направив к Девкалиону Гермеса, чтобы уяснить его желания
Аполлодор- Библиотека, I. 7, 2.
239
шение, ставшее коллективным (
thisia), воспроизводило данный мифологический сюжет часть туши, включая жир, сжигалась на жертвенном огне, другую съедали сами жертвователи вместе с присутствующими При этом считалось, что боги принимают участие в трапезе («Илиада», I, 423-24; VIII, 548-52) или насыщаются благовонным дымом (1, 66-67 и др.).
Таким образом, Девкалион смягчил конфликт между богами и смертными. Степень почтения сына Прометея
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| к богам удовлетворила Зевса. (Впрочем, потоп уже погубил генерацию, современную роковому жертвоприношению. Показательно, что, согласно Эсхилу, Прометей играет достаточно скромную, даже неприметную роль в мироздании, тем самым, возможно, делая тетралогию приемлемой для современников. Превознося великий подвиг культурного героя, покровителя человечества, Эсхил одновременно славит великодушие Зевса и подчеркивает духовную ценность конечного примирения божеств, как истинный образец мудрой терпимости. Лишь у европейских романтиков образ Прометея вновь предстанет символом безвинной жертвы тирании.
В Индии рефлексии на тему жертвоприношения формируют особую космогонию, породившую метафизику и практику йоги (
§78
). У евреев кровавые жертвоприношения будут постепенно переосмысливаться и переоцениваться, особенно после их осуждения пророками. Что же касается христианства, то его истоком стало добровольное принесение себя в жертву Христом. Орфики и пифагорейцы, настаивая на полном вегетарианстве, втайне признавали прегрешение человека, согласившегося на мошенничество в Меконе
(ср. том II). В тоже время кара, постигшая Прометея, была лишь второстепенным мотивом в размышлениях греков на тему правосудия Зевса, тревожившую умы, начиная с Гомера, поскольку божественная справедливость судьбоносна для человека. Человек и судьба. Значение радости бытия»

С иудео-христианской точки зрения, греческая религия выглядит пессимистической человек недолговечен, и его жизнь полна невзгод. Гомер уподобляет людей листьям в дубравах древесных, которые ветер. по земле развевает («Илиада», 146-47). Метафору подхватывает поэт Мимнерм Колофонский (VII в, составивший длинный перечень человеческих несчастий бедность, болезни, смерть близких, старость и т.д. Не отыскать человека, на которого Зевс не наслал многие беды. Для его современника Семонида люди суть эфемерные создания, подобно домашней скотине, не ведающие, какую Бог Наиболее близкий аналог —
zèbah
y евреев (ср. им участь назначит Гречанка заклинала Аполлона вознаградить ее набожность наивысшим даром, который бог способен преподнести ее детям. Аполлон внял мольбе матери дети умерли мгновенно и без мучений (
Геродот,
I, 31). Феогнит, Пиндар, Софокл утверждают, что лучшее для человека — вовсе не родиться, а если родился, то умереть как можно скорее.
27
Но и смерть ничего не разрешает, поскольку не приводит к полному и окончательному исчезновению. Современникам Гомера загробная жизнь виделась тягостными жалким существованием в подземном царстве Аида, населенном бледными тенями, бессильными и лишенными памяти. (Тень Ахилла, которую вызвал Одиссей, сетует, что лучше быть рабом у последнего бедняка, чем царствовать над тенями усопших Притом загробное существование не вознаграждает прижизненных заслуги не карает за преступления. К вечным мукам были приговорены только Иксион, Тантал и Сизиф, нанесшие Зевсу личные оскорбления. Менелай взамен Аида обрел Элизий только в качестве мужа Елены, соответственно — зятя Зевса. По версии Гесиода (ср. §85), того же удостоились и другие герои, но их участь была недоступна иным смертным.
Греки укрепились в своем пессимизме, осознав неверность человеческого существования. С одной стороны, не будучи
stricto sensu в строгом смысле слова божьей тварью (представление, разделяемое многими архаическими религиями и тремя монотеистическими, человек не смеет надеяться, что боги снизойдут к его мольбам. С другой стороны, его участь изначально предопределена судьбой
(moira или aisa), тес рождения до смерти человек ведом роком Соответственно, и срок существования ему также назначен изначально. Человеческую жизнь символизировала нить, которую прядет богиня В тоже время, такие выражения, как
«мойра богов (Одиссея, III, 261)
26
Создается впечатление, что ионийские поэты окончательно запуганы перспективой нищеты, старости, болезней. Единственное утешение они видят в радостях, доставляемых воинской славой и богатством.
27
Феогнит,
425-28;
Пиндар, фр. 157;
Софокл.
Эдип в Коллоне, 1219 sq.
28
Одиссея, II, 489-91. Это знаменитое высказывание впоследствии вызвало беспощадную критику Сократа см Платон. Государство, III, 386а-387б; 387д-388б.
29
Значение понятий
moira и
aisa со времен Гомера изменилось. Эти могучие, почти демонические силы, способные ввергнуть человека в безумие, были впоследствии персонифицированы в трех богинях. О трех
Мойрах впервые упоминает Гесиод (Теогония, 900), называя их дочерями Зевса и Фемиды Первоначально в качестве прядильщиков могли выступать не только
мойра Одиссея, 24, 209) или
айса
(«Илиада», 20, 128), но и боги (Одиссея, 20, 196 и др, и демон (Одиссея, 16, 64). Однако со временем, как ив других индоевропейских (а также и восточных) традициях, обязанность прясть нить судьбы перешла исключительно к Пряхам (Клотам) или Мойрам.
*
75
Ср.:
Volospa,
p. 20;
Eliade.
Traité, §58. Нить судьбы способна связать, иначе говоря, обездвижить до неспособности изменить свое положение.
241
или «айса Зевса («Илиада», XVII, 322; Одиссея, IX, 52), допускают толкование, что Зевс самолично решал судьбы. По идее, он на это способен — так, он собирался продлить жизнь своему сыну Сарпедону
(«Илиада», XVI, 433). Но Гера напомнила ему, что это приведет к отмене вселенских законов, те.
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| правосудия
(dike), и бог отменил свое решение.
Данный пример показывает, что Зевс признает верховенство закона впрочем, дике — нечто иное, как конкретное проявление вселенского порядка, те. Божественного правосудия
(themis), в человеческом сообществе. Зевс наделил людей чувством справедливости, утверждает Гесиод, чтобы они отличались от животных. Главный долг человека — быть справедливыми отдавать честь
(time) богам, особенно в форме жертвоприношений. Разумеется, представление о дике изменилось за века, отделяющие Гомера от
Еврипида. Последний решительно заявляет Когда бессмертные свершают злое дело, они уже не боги
(«Беллерофон», 292). Но и его старший современник Эсхил был уверен, что Зевс не карает невинных
(«Агамемнон», 750). Уже ив «Илиаде» Зевс в какой-то мере предстает блюстителем дике, поскольку наказывает за клятвопреступление и нарушение закона гостеприимства.
31
Согласно подобным взглядам, боги способны проявить долготерпение и карают смертных, лишь когда те нарушат предустановленные границы поведения. Однако их трудно не нарушить, учитывая стремление человека к превосходству
(arete). А чрезмерное превосходство рискует обернуться гордыней и дерзостью
(hybris), как это произошло с Аяксом, похвалявшимся, что он избежал смерти вопреки воле богов, за что был убит Посейдоном (Одиссея, IV, 499-511).
Hybris порождает временное помешательство
(ate), которое ослепляет гордеца и приводит к гибели Таким образом,
hybris и, как его результат,
ate, могут выступать орудиями мойры, настигающей смертных (героев, царей, удальцов и др, обуянных гордыней или слишком увлеченных стремлением к «превосходству».
Выходит, что возможности человека ограничены его природой и у каждого в отдельности — собственной мойрой. Исток человеческой мудрости — осознание бренности и ненадежности существования. Следовательно, имеет смысл наиболее полно пользоваться такими его благами, как молодость, здоровье, удовольствия плоти или радости,
31
Н. Lloyd-Jones.
The Justice of Zeus, p. 6 (возражение
Доддсу,
The Greeks and the Irrational, p. 52. n. 18). Зевс, кроме всего прочего, образец царя радея о благополучии своих подданных,
басилевс тем самым обязан блюсти закон и обычай, иначе говоря,
дике.
32
Геродот (I, 32), приписывая Солону следующее высказывание Я знаю, что бог подвержен гневу и зависти, — в первую очередь предостерегает тех, кто забывает о несовершенстве своей природы, впадая в даруемые добродетелью. Таковы уроки Гомера: жить исключительно — но и благородно — настоящим. Разумеется, этот идеал, порожденный безысходностью бытия, имеет варианты, важнейшие из которых мы впоследствии рассмотрим (том II). Нов каждом из них присутствует мотив ограниченности и бренности бытия. Отнюдь не сдерживая творческой мощи греческого религиозного гения, столь трагический взгляд на человеческую природу парадоксальным образом привел к ее возвышению. Поскольку боги положили предел его возможностям, человек в конце концов начал превозносить и даже обожествлять чисто человеческие свойства. Иными словами, он вновь открыл для себя сакральный смысл радости бытия, религиозную ценность эротики и телесной красоты, сакрализовав все коллективные развлечения — игры, процессии, танцы, песнопения, спортивные состязания, драматические действа, застолья и т.д. Освящение телесного совершенства — красоты телосложения, гармонии движений, выражения покоя и просветленности, — формирует канон прекрасного. Антропоморфность греческих богов, каковыми они предстают в мифах, позже вызывавшая резкое неприятие философов, вновь обретает религиозный смысл в скульптурных изображениях. Странным образом, религия, прилагающая пропасть между мирами богов и смертных, считает должным изображать богов согласно канону человеческого телесного совершенства.
Но в первую очередь стоит подчеркнуть религиозную ценность сиюминутного, самого факта существования в мире, во времени. Сакральность земной жизни не всегда осознается, поскольку она, можно сказать, закамуфлирована в повседневном, сиюминутном и обыденном. Познанная греками радость бытия отнюдь не профанная: ее порождает блаженное чувство следования, пускай скоротечного, вселенскому закону и причастности к величию мироздания. Греки, как и другие народы дои после них, осознали, что самое надежное средство одолеть всевластие времени — это наиболее полно проживать каждое мгновение, стараясь использовать все открываемые им возможности.
Освящение человеческого несовершенства и обыденности повседневного существования — феномен достаточно распространенный в истории религий. Нов Китае и Японии I тысячелетия нашей эры сакрализация положенных природой пределов и обстоятельств, ограничивающих человеческие возможности, оказала наиболее глубокое влияние на данные культуры. Подобное преображение природного дара, как ив Древней Греции, нашло воплощение в светской эстетике 33
См. том III настоящего издания.
243
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| Глава XI. ОЛИМПИЙЦЫ И ГЕРОИ. Великий павший боги кузнец-колдун: Посейдон и Гефест

Великий древний бог Посейдон по многим причинам утратил свое первоначальное мировое владычество.
1
Следы его былого величия мы находим повсюду, начиная сего имени, которое Виламовиц совершенно правильно объясняет как означающее супруг Земли
(Posis Das). В «Илиаде» (XV, 204) Зевс представлен старшим братом, но Гесиод определенно следует более древней традиции, когда говорит о Зевсе как о младшем (Теогония, 456). В любом случае, только один Посейдон осмеливается противиться Зевсу, злоупотребляющему властью, и напоминает ему, что его владения ограничиваются небесами В этой детали мы можем уловить воспоминания о противлении древнего верховного бога воцарению более молодого и удачливого. Получив при разделе Вселенной власть над морями, Посейдон стал настоящим гомеровским богом ввиду важности моря в жизни эллинов, ему была гарантирована неизменная религиозная актуальность. Однако его первоначальный образ претерпел радикальное изменение, и северное мифо- религиозное наследие, которое он принес в Грецию, было почти полностью утеряно или переосмыслено.
Индоевропейские народы, поклонявшиеся Посейдону, не знали моря, пока не поселились в Южной Греции. Некоторые характеристики Посейдона ничего общего с морем не имеют. Как Посейдон Гиппий он — бог лошадей, ив нескольких местах, особенно в Аркадии, ему поклонялись в образе коня. В Аркадии Посейдон встретил Деметру, блуждающую в поисках Персефоны. Пытаясь убежать от него, богиня превратилась в кобылицу, но Посейдон в облике жеребца настиг В Пилосе в ахейский период Посейдон находился на более высокой ступени в религиозной иерархии, чем Зевс «Илиада», XV, 195. В «Илиаде» (I, 400) говорится, что Посейдон когда-то вступал в заговор с другими богами с целью заковать своего брата.
244
ее. От этого союза у них родились дочь и конь Арейон (Антимах, в
Павсаний,
8, 25. 9). По числу своих любовных приключений Посейдон близок к Зевсу, однако в тоже время эти приключения выявляют его первоначальные характеристики как супруга Земли и «колебателя земли. Согласно Гесиоду, он женился на Медузе, которая также была древней богиней земли. Другая традиция сообщает, что Антей родился от союза Посейдона с Геей.
Связь Посейдона с лошадьми свидетельствует о том важном месте, которое занимало это животное в жизни индоевропейских завоевателей. Посейдон предстает творцом, отцом или дарителем лошадей. Лошадь же связана с потусторонним миром, и это вновь указывает на образ Посейдона как хозяина Земли. О его изначальном могуществе свидетельствует и то, что его дети либо гиганты, либо чудовища Орион, Полифем, Тритон. Антей, Гарпии и т.д. В качестве
Posis Das, мужского духа плодородия, живущего на земле, как понимал его Виламовиц, бог, которого принесли в Грецию индоевропейцы, может сравниться с верховными богами-оплодотворителями, хозяевами Земли из средиземноморских и восточных религий Став исключительно морским божеством, Посейдон смог сохранить лишь те свои первоначальные атрибуты, которые имели отношение к морю владычество над стихией и власть над судьбами мореплавателей.
Гефест занимает особое место в греческой религии и мифологии. Само его рождение было необычным согласно Гесиоду, Гера родила его не в результате любовного союза, а в отместку своему мужу К тому же Гефест отличается от всех остальных олимпийцев своим безобразием и физическим уродством. Он хром на обе ноги, кривоног, и не может ходить без поддержки. Он покалечился при падении. Зевс сбросил Гефеста с вершины горы Олимп на остров Лемнос, потому что тот принял сторону матери — Геры («Илиада» I, 590 и сл.). Подругой версии, его сбросила в море сама Гера сразу же порождении, устыдившись его безобразия
(«Илиада», XVIII, 394 и сл.). Две нереиды, Фетида и Эвринома, приняли его в глубокую пещеру посреди океана, и там в течение девяти лет Гефест обучался кузнечному и ремесленному делу.
Указывалось на аналогии стемами преследуемого ребенка и злотворного младенца в обоих случаях ребенок выходит победителем из испытаний. Речь, несомненно, идет об испытаниях посвятительного типа, сравнимых с прыжками в волны Диониса или Тесея.
6 3
См
Leonard Palmer.
Mycenaeans and Minoans, p. 127 sq.
4
Теогония, 927; ср.:
Аполлодор. Библиотека. I, 3, 5-6. Нов «Илиале» (I, 578) Гефест признает отцовство Зевса См
Marie Delcourt.
Hephaistos ou la legende du magicien, p. 42 sq.
6
Именно нырнув в море, Тесей завладевает кольцом и волшебной короной, сделанными Гефестом. которые помогают ему войти в лабиринт и выйти из него см
Delcourt,
p. Но то, что Гефест выходит из этих испытаний калекой, говорит в пользу того, что это — шаманские или магические инициации. Мари Делькур сравнила перерезанные сухожилия Гефеста или его вывернутые назад ступни с увечьями, которые получал кандидат в шаманы Как и другие боги-колдуны, Гефест заплатил за знание кузнечного и ремесленного дела физическими увечьями.
Работы Гефеста — водно и тоже время произведения искусства и волшебные предметы. Кроме колец,
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| ожерелий, застежек («Илиада», XVIII, 400-401), он создает знаменитый щит Ахилла (XVIII, 369 и сл.), золотых и серебряных собак, сидящих по сторонам двери дворца Алкиноя (Одиссея, VII, 92), блистающие дома богов и механизмы, наиболее известными из которых являются золотые самодвижущиеся треножники и две прислужницы из золота («Илиада», XVIII, 417 и сл.), прекрасные девы, которые помогают ему при ходьбе. По просьбе Зевса он творит из глины Пандору и оживляет ее. Но превыше всего Гефест — умелый вязальщик. Своими изделиями — тронами, цепями, сетями — он связывает богов и богинь, как и титана Прометея. Он дарит Гере золотой трон, и, сев на него, она оказывается скована невидимыми цепями. Поскольку ни один бог не мог ее освободить, за Гефестом послали Диониса ему удалось напоить Гефеста и доставить его на Олимп, где тот в конце концов вынужден был освободить свою мать (
Павсаний,
1, 20, 2). Самая известная проделка Гефеста — она же и самая бурлескная Гефест застает свою супругу Афродиту, когда она изменяет ему с Аресом, заключает их в невидимую сеть и приглашает олимпийцев посмотреть на этот незаконный союз (Одиссея, VIII, 266 и сл.). Боги хохочут, нов тоже время испуганы изобретением, автор которого проявляет себя непросто как мастер на все руки, но и как опасный колдун.
Как бог-колдун, Гефест и связывает, и развязывает, и потому является также богом-акушером (именно он помогает Афине появиться на свет из головы Зевса. В мифологии Гефеста равнозначность магии и технологического совершенства показана лучше, чем где бы тони было. Некоторые верховные боги
(Варуна, Зевс) — тоже мастера пут. Сила вязать и отпускать свойственна и другим божественным или демоническим фигурам (например, в Индии — Вритре, Яме, Ниррити). Узлы, сети, веревки, шнурки, нити встречаются среди ярких образов, выражающих магико-религиозную силу, необходимую для того, чтобы повелевать, управлять, наказывать, сковывать, убивать, короче говоря, это — тонкое отображение, парадоксально,

p. 110 sq. К шаманской традиции и рассказам о кузнецах-колдунах относится и то, что Гефест обучается своему искусству в пещере Эвриномы (Смерти) или в подземной кузнице Кедалиона.
246
деликатное, ужасной, необычной, сверхъестественной силы В мифологии Гефеста сконцентрирован источник магической силы, подобной секретам мастерства металлургов, кузнецов и ремесленников, те. технологическому и ремесленническому совершенству. Но все технические приемы имеют своим источником и точкой опоры владычество над огнем, принадлежность шаманов и колдунов, лишь после них ставшее секретом гончаров, металлургов и кузнецов.
*
76
Происхождение Гефеста неизвестно. Попытки найти его в доэллинском наследии или в индоевропейских традициях ничего не дали. Его архаическая структура несомненна. Гефест больше, чем просто бог огня, он
— божественный покровитель работ, предполагающих владычество над огнем, те. особую и довольно редкую форму магии. Аполлон примирение противоречий
Может показаться странным, что имя бога, считающегося наиболее совершенным воплощением эллинского гения, не имеет греческой этимологии. Не менее странно и то, что его самые знаменитые мифические деяния никак не свидетельствуют о тех добродетелях, которые ассоциируются с Аполлоном о безмятежности, уважении к закону и порядку, божественной гармонии. Бог часто грешит местью, ревностью и даже злопамятством. Но эти слабости скоро потеряют свой антропоморфный характер и останутся лишь одним из многих измерений божества, как его понимали греки.
Тот, кто, после Зевса, наиболее ярко иллюстрирует дистанцию, разделяющую людей и богов, испытал судьбу низшего из смертных ему даже отказывали вправе нарождение. Титанида Лето, нося в себе детей Зевса, тщетно искала место, чтобы родить. Ни одна страна не осмеливалась принять ее, боясь Геры, которая к тому же отправила преследовать ее змея Пифона (Дельфиния). В конце концов Лето принял остров Делос, где она и родила близнецов — Артемиду и Аполлона. Одним из первых поступков младенца было наказание
Пифона. Согласно другой, более ранней версии, Аполлон отправился в Дельфы, свой будущий дом. Дорогу преградила самка дракона, и Аполлон убил ее своими стрелами Этот поступок можно оправдать — также, как убийство великана Тития, пытавшегося похитить его мать. Но своими стрелами Аполлон поразил семь сыновей Ниобы (а Артемида — семь ее дочерей) зато, что гордая мать унизила Лето, хвастаясь своим многочисленным потомством. Он убил также свою возлюблен-
8
См. нашу работу Le "dieu lier" et le symbolisme des noeuds. — Images et Symboles, pp. Гомеровский гимн Аполлону, 300 sq.;
Аполлодор.
Библиотека 1.4.1. sq.
247
ную, нимфу Корониду, за измену со смертным Ион же нечаянно убил своего лучшего друга, прекрасного юношу Гиацинта.
Эта агрессивная мифология, в течение многих веков вдохновлявшая литературу и изобразительные искусства, отражает историю проникновения Аполлона в Грецию — историю замещения, более или менее жестокого, доэллинских местных божеств, процесс, характерный для греческой религии в целом. В Беотии бог отождествлялся с Птойосом, как Аполлон Птойос, но примерно в IV в. Птойос стал его сыном или внуком. В Фивах Аполлон занял место Исмения.
*
77
Но наиболее яркий пример — воцарение его в Дельфах после убийства хозяина этого священного места, змея Пифона. Этот мифический поступок был очень важен,
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| и не только для Аполлона. Победа над змеем, символом «автохтонии» и изначальной власти теллурических сил — один из наиболее распространенных в мире мифов (ср. §45). Применительно к Аполлону отличительными чертами этого мифа является, во-первых, то, что Аполлон должен был искупить это убийство и таким образом стал богом очищения, ас другой стороны — сам воцарился в Дельфах. И именно как Аполлон Пифийский он занял положение бога панэллинской значимости. Этот процесс закончился уже к VIII веку.
11
Что же касается его происхождения, то его искали в северных регионах Евразии или в Малой Азии. Первая гипотеза основывается главным образом на его отношениях с гипербореями, которых греки считали жителями страны поту сторону Борея, те. северного ветра. Согласно дельфийскому мифу Зевс решил, что Аполлон должен жить в Дельфах и дать законы эллинам. Но юный бог улетел на колеснице, запряженной лебедями, в страну гипербореев, где провел целый год. Однако, поскольку дельфийцы беспрестанно призывали его песнями и танцами, Аполлон вернулся. После этого он каждый год проводил три зимних месяца у гипербореев и возвращался вначале лета. Вовремя его отсутствия в Дельфах правил Дионис как хозяин оракула.
Согласно Пиндару, никто ни на земле, ни на морене мог найти тот путь, который ведет к гипербореям (X
Пифийская ода, 29 и сл.).
10
Но Аполлон спас ребенка, которого она носила, Асклепия, ставшего знаменитым врачом целительская сила последнего была столь велика, что однажды, вняв мольбе Артемиды, он даже вернул к жизни Ипполита. Это чудо противоречило законам, установленным Зевсом, и царь богов поразил Асклепия перуном. Аполлон отомстил за смерть сына, убив циклопов, выковавших Зевсу перун. Виновный в преступлении против родственников (циклопы были титаны, как и Лето, Аполлон был в наказание послан на год жить среди смертных и работать пастухом у царя Адмета.
11
См
Wilamowitz.
Der Glaube der Hellenen, t.2, p. 34;
Marie Delcourt.
L'oracle de Delphes, p. 215 sq.
12
Более раннее упоминание встречается в поэме Алкея (прим. 600 до н.э.), пересказанной поздним ритором
Гимерием (IV век н.э.).
248
Другими словами, страна и ее жители принадлежат к мифической географии. Это священная раса, свободная от болезней и старости. Пин-дар говорит, что гипербореи могут жить до тысячи лет, они не знают ни работы, ни войны и проводят время в танцах и игре на лире и флейте (фрагмент 272). Вакхилид (3, 58) рассказывает, что в награду за их благочестие Аполлон перенес в страну гипербореев Кресса и его дочерей. Таким образом, мы имеем дело с райской страной, сравнимой с Островами Блаженных, куда попадают души героев.
Геродот (IV, 32-35) передает рассказы жителей Делоса о дарах, получаемых Аполлоном от гипербореев: определенные предметы, завернутые в солому, передавались от человека к человеку и из страны в страну, вплоть до самого Делоса. Было бы бесполезным искать исторические воспоминания в этой традиции, которая, среди всего прочего, помещала оливу, дерево сугубо средиземноморское, в страну гипербореев.
В тоже время северные края — от Фракии до Скифии — играли немаловажную роль в сказочных традициях, связанных с Аполлоном. Некоторые из его легендарных учеников и служителей (Абарис, Ари- стей) считались выходцами из страны гипербореев, а Орфей всегда был связан с Фракией. Но это тот север, который, хотя постепенно осваивался и изучался, сохранял мифологическую атмосферу. Особенно же — воображаемый север, который вдохновляли питал мифологическое творчество.
В пользу азиатского происхождения Аполлона приводят тот факт, что наиболее известные места поклонения этому богу находились в Азии Патара в Ликии, Дидимы, Кларос в Ионии и т.д. Как и многие другие олимпийские боги, Аполлон выглядит пришельцем в своих священных местах — в континентальной Греции. К тому же в хеттской надписи, найденной недалеко от анатолийской деревни, ученые смогли расшифровать имя «Апулунас», бог врат, которым, как напоминает нам Нильссон, Аполлон был в классической Греции.
13
*
78
Но генезис бога интересен лишь настолько, насколько он помогает понять религиозный дух тех, кто ему поклонялся. Как и сам греческий народ, его боги являются плодом грандиозного синтеза. Именно благодаря долгому процессу конфронтации, симбиоза, соединения и синтеза греческие божества смогли выявить свою сущность. Оракулы и очищение
Только что родившись, Аполлон восклицает Дайте мне лиру и изогнутый лук Я объявлю людям твердую волю Зевса (Гомеровский
13
Ср.:
Martin Nilsson.
Greek Folk Religion, p. 79;
Guthrie.
The Greeks and Their Gods, p. 86,n. гимн Аполлону, 132). В «Эвменидах» Эсхила он говорит Эриниям: Ни разу не вещал я в прорицалище — будь то о муже, женщине иль городе — без приказанья Зевса (строки 618-620). Это почтительное преклонение перед отцом олимпийцев объясняет связь Аполлона с идеями порядка и закона. Платон называет его национальным экзегетом»
(patrios exegetes; Государство, IV, 427). Он сообщает свои советы через Дельфийского оракула, а в Афинах и Спарте — через своих экзегетов, которые передают и объясняют
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| то, чего желает бог в отношении храмового служения и, главное, обряда очищения убийц. Ибо Аполлон стал богом, защищающим от зла
(apotropaios) и способным очищать
(katharsios), потому что он сам должен был очиститься после убийства Пифона. Каждое преступление против жизни создавало зловредное загрязнение, силу, почти физическую в своей природе,
miasma, страшное бедствие, угрожающее всему обществу. Аполлон много сделал для того, чтобы смягчить архаические обычаи в отношении убийств Именно он сумел добиться оправдания Ореста, обвиненного в убийстве матери (ср.: «Эвмениды» Эсхила).
Дельфы были местонахождением оракула задолго до Аполлона. Какова бы ни была этимология Дельф, греки связывали их с
delphys, чрево Таинственное отверстие было ртом,
stomios, этим же словом называют и влагалище.
Omphalos пуп земли) в Дельфах также существовал еще в доэллинский период. Пуп был полон детородной символики но прежде всего он был Центром Мира. Согласно легенде, два орла, посланные Зевсом с противоположных концов земли, встретились на омфале. Это старинное место прорицания, где с древнейших времен проявлялись сакральность и силы Матери Земли, под эгидой Аполлона получило новую религиозную ориентацию.
Прорицания давались Пифией (жрицей) и жрецом, который ей ассистировал. Вначале это происходило разв год (вдень рождения бога, потом разв месяц и наконец несколько разв месяц, кроме зимы, когда Аполлон покидал остров. Обряд включал в себя предварительное жертвоприношение козы. Обычно вопрошавшие задавали вопросы-альтернативы: что лучше сделать — это или то Пифия давала ответ, вытягивая жребии в виде белых или черных бобов 14
Обычай требовал, чтобы того, кто совершил даже непреднамеренное убийство, казнила семья жертвы это был единственный способ успокоить душу убитого и избавиться от скверны
(miasma), порожденной преступлением. Драконовские законы заменили вендетту властью государства городской суд теперь рассматривал преступление и передавал виновного семье убитого Змея Дельфина, рожденная Землей, уступает место змею Пифону.
16
Об этом пишет Мари Делькур в L'oracle de Delphes, p. 145 sq.
17
Древнее прорицание, выглядевшее таким простым, следовало почтенной традиции Зевс выбирал из судеб, лежавших на его коленях, и раздавал их по своему усмотрению.
250
В наиболее серьезных случаях Пифия, вдохновленная Аполлоном, прорицала в крипте храма. Употреблялось выражение «пифийский экстаз, но ничто не указывает ни на истерические трансы, ни на беснования дионисийского толка. Платон сравнил бред
(maneisa) Пифии с поэтическим вдохновением, насылаемым Музами, и с любовным экстазом Афродиты. Согласно Плутарху, бог довольствуется передачей Пифии видений и света, освещающего будущее в этом заключается вдохновение На барельефах Пифия выглядит спокойной, безмятежной, сосредоточенной — как бог, вдохновляющий ее.
Какими способами она добивалась такого состояния, остается тайной. Пифия, выбираемая из дельфийских крестьянок, прорицала по определенным дням. Лавровые листья, которые она жевала, благовония лавра, вода из источника Кассотис, которую она пила, не обладают опьяняющими свойствами и не объясняют экстаз. Согласно традиции, ее треножник стоял над трещиной
(chasmà) в земле, из которой поднимались пары, обладающие сверхъестественными свойствами. Однако раскопки не обнаружили ни расщелины, ни пещеры, куда спускалась Пифия (конечно, они могли исчезнуть в результате землетрясений. Было сделано заключение, несколько поспешное, что вся обстановка — трещина с парами, спуск Пифии в коридор
(advton)
— является сравнительно недавним мифологическим образом Однако adyton существовали, как показывает Мари Делькур (L'oracle de Delphes, стр. 227 и сл.), древность и теллурический характер святилища в Дельфах предполагали ритуальный спуск в подземные пространства. Поскольку никаких естественных причин транса обнаружено не было, появились предположения о самовнушении Пифии или о внушении извне, со стороны жреца. Но точно никто ничего не знает. От видения к знанию
Аполлоновский экстаз, в который люди впадали, вдохновленные (те. одержимые) богом, не предполагал, однако, единения, производимого экстазом дионисийским (ср. §124). Вдохновленные или одержимые Аполлоном обладали прежде всего силой очищать и прорицать (те же, кто посвящался в Дионисийские мистерии,
bakkhoi, напротив, никогда не демонстрируют никаких пророческих способностей) Отмечался шаманистский характер некоторых полумифических персонажей, знаменитых ревнителей Аполлона.
Гипербореец Абарис, служитель Аполлона, был наделен пророческими и магическими силами (например, способностью находиться одновременно в двух разных местах. Геродот (IV, 36) пишет, что он мог обойтись без пищи,
18
Плутарх. Пифия, 7. 397 sq.; ср.: Оракулы 40.432d:
Delcourt,
p. 227.
19
Первые свидетельства о трещине относятся к I веку до н.э.
251
пронося свою знаменитую стрелу через всю землю, но со времен Гераклида (фрагмент с) считалось, что
Абарис летал на стреле. Стрела, играющая определенную роль в скифской мифологии и религии,
*
79
присутствует ив сибирских шаманских обрядах она же является главным оружием Аполлона. Похожие
Элиаде Мирча=История веры и религиозных идей. Вт. Т. 1. От каменного века до Элевсинских мистерий. — М, Критерион, 2002. — 464 с

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || yanko.lib.ru@rambler.ru
|| http://yanko.lib.ru
|| легенды — включающие в себя вдохновленный транс, который можно спутать со смертью, нахождение в двух местах, метаморфозы, спуск в подземный мири т.д. — рассказывали и о других сказочных персонажах
Аристии из Проконнеса, Гермотиме из Клазомены, Эпимениде Критском, Пифагоре. Что же касается Орфея, знаменитого жреца Аполлона, то его мифология изобилует шаманскими действиями (см. том Со времен Гомера греки видели в Аполлоне, конечно, нечто большее, чем просто бога-покровителя исступленных. Однако можно разглядеть связь между двумя феноменами — шаманскими Аполлоновским. Считается, что шаманы могут узнавать тайное и указывать будущее видения, даруемые Аполлоном, наделяют служителей бога теми же качествами. Как ив некоторых сибирских шаманских традициях, посылаемые Аполлоном видения будят разум и склоняют к медитации, а в конце концов приводят к мудрости. Получение оккультного знания в любой форме, как замечал Вальтер Отто, всегда сопряжено с духовной экзальтацией что особенно близко экстазу шамана. Это объясняет огромную важность музыки и поэзии в обеих традициях. Шаманы, готовясь к трансу, поют и бьют в барабаны ранняя центральноазиатская и полинезийская эпическая поэзия часто описывает приключения шаманов в их духовных экстатических путешествиях. Главным атрибутом Аполлона является лира когда он на ней играет, он зачаровывает богов, диких зверей и даже камни (
Еврипид.
Алцеста, 579 и сл.; Аполлоний Родосский, I, Лук, второй атрибут Аполлона, также входит в состав шаманских инструментов, но ритуальный смысл его превосходит сферу шаманства символика лука распространена во всем мире. Аполлон — тот, кто посылает стрелы издалека, но тот же эпитет применяется и к Раме, Будде и другим героями сказочным персонажам. Однако греческий гений блистательно переоценил этот архаический мотив, как переосмыслили приемы шаманства, и его символику. Благодаря Аполлону, символика лука и стрельбы из него раскрывает иные духовные ситуации владычество над пространством (и таким образом отстранение от непосредственного, от вязкости конкретного, спокойствие и невозмутимость, невозможные без усиленного интеллектуального сосредоточения. Короче говоря, Аполлон представляет новое богоявле-
20
См
Eliade.
Zalmoxis, p. 44. п. 42-43.
21
W. Otto.
The Homeric Gods, p. 72.
252
ние, выражение религиозного знания о мире и о судьбе человека, знания типично греческого и неповторимого.
Гераклит говорил, что гармония — это результат напряжения между противоположностями, как в луке и лире (фрагмент 51).
*
80 В Аполлоне противоречия включены в новую конфигурацию, более широкую и более сложную. Его примирение с Дионисом является частью того же процесса интеграции, который сделал его покровителем очищений после того, как он сам очистился от убийства Пифона. Аполлон открывает человечеству путь, ведущий от пророческого видения к мысли. Демонический элемент, присущий всем формам оккультного знания, изгоняется. Главный урок Аполлона выражен в знаменитой дельфийской формуле Познай себя Разум, знание, мудрость рассматриваются как божественные качества, даруемые богами, особенно Аполлоном. Его невозмутимость и спокойствие становятся для греков символом духовного совершенства и самого духа. Но важно отметить, что открытие духа венчает собой длинный ряд конфликтов, сменяемых примирениями, и овладение техниками экстаза и прорицательства.
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   47


написать администратору сайта