Мировоззрение это целостная совокупность взглядов на мир и место в нем человека. Философия выступает как теоретическая основа мировоззрения.
Скачать 1.72 Mb.
|
Бессознательное как философская проблема. Одной из важнейших проблем философии сознания является проблема бессознательного. Идея существования неосознаваемой сферы ментального с древнейших времен присутствовала в различных философских традициях. Учение о бессознательной части сознания можно найти в индийской веданте, у древнегреческого философа Плотина, христианских мистиков, в натурфилософии Ф. Шеллинга, учении о мировой воле А. Шопенгауера. Особая роль в развитии представлений о бессознательном принадлежит идее Готфрида Вильгельма Лейбница (1646 – 1716) о «малой перцепции». Лейбниц в отличие от Декарта и Локка предлагает различать между двумя видами восприятий: просто восприятием (перцепцией) и осознаваемым восприятием (апперцепцией). Деятельностью малых перцепций, которые не в состоянии преодолеть порог сознания, т.е. стать апперцепциями, он объясняет природу бессознательных состояний человека, например, обморока или глубокого сна, во время которых ментальная жизнь с одной стороны, не угасает полностью, а с другой не осознается. Это спекулятивное учение Лейбница стало основой для теорий бессознательного, разработанных в рамках динамической психиатрии, направления, изучавшего феномен психических отклонений, неимеющих явных органических причин. В исследованиях 19 века бессознательному приписывались 4 главных функции: 1. консервирующая; 2. отделяющая; 3. творческая; 4. мифопоэтическая. Консервирующая функция выражается в сохранении большого числа воспоминаний и восприятий, которые не осознаются актуально. Под отделяющими функциями понимались, с одной стороны, различные автоматизмы, проявляющиеся в привычках; а с другой, – такие паранормальные явления, как раздвоение личности. Творческая функция соотносила бессознательное с источником вдохновения. Мифопоэтическая функция объясняла вклад бессознательного в возникновении различных фантазий, галлюцинаций и т.п. Среди теорий динамической психиатрии наибольшее распространение получила психоаналитическая концепция бессознательного. Психоаналитическая концепция бессознательного подробно разработана в трудах Зигмунда Фрейда (1856 - 1939) и Карла Густава Юнга (1875 – 1961) и др. Основная идея психоаналитической теории сознания состоит в том, что многие (патологические) феномены человеческого сознания можно объяснить конфликтом между его сознательной и бессознательной частью. Австрийский врач-психиатор и философ З. Фрейд полагал, что человеческое сознание делится на три основные сферы: Я, Сверх-Я и Оно. Эти сферы находятся между собой в динамическом отношении. Взаимодействие сфер сознания может регулироваться несколькими парами принципов, например, либидо, энергия инстинкта, и контроль за ней со стороны Я; Эрос (стремление к жизни) и Танатос (стремление к смерти); принцип удовольствия и принцип реальности. Именно динамика взаимодействия элементов определяет состояние индивидуального сознания. В особенности это касается причин генезиса психических заболеваний, например, неврозов, причинами которых не являются явные органические повреждения. В течение жизни Фрейд неоднократно менял свой взгляд на структуру сознания и принципы, регулирующие его деятельность. Если З. Фрейд говоря о бессознательном, всегда подразумевал при этом сферу сознания отдельного человеческого индивида, то швейцарский психоаналитик и философ К.Г. Юнг выдвинул гипотезу о существовании коллективного бессознательного. Важную роль в учении Юнга играет понятие психической реальности. Еще З. Фрейд, изучая неврозы, постепенно осознал невозможность в психическом опыте пациентов отделить воспоминания о действительно произошедших событиях от фантазий. Юнг также отстаивал тезис о существовании независимой психической реальности, которую составляют сны, фантазии, галлюцинации, спиритический опыт и т.п. С его точки зрения, психическая реальность должна изучаться с помощью научных методов. Исследуя «психическую реальность» своих пациентов, Юнг заметил, что в ней часто встречаются образы, сходные с образами мифов или литературных произведений, неизвестных пациентам. Этот факт натолкнул его на мысль, что эти образы существуют объективно, составляя коллективное бессознательное, психические же образы в сознании отдельного человека – это проявления коллективного бессознательного. Юнг считал необходимым различать между универсальными и объективными сущностями, архетипами, являющимися источниками психической энергии, и порождаемыми ими в сознании человека архетипическими образами. Универсальность и объективность коллективного бессознательного ученики Юнга объясняли либо как следствие структуры головного мозга, либо как проявление мировой души. Сам Юнг утверждал, что хотя онтологическая природа архетипов неизвестна, их существование следует признать эмпирическим фактом. 6. Индивидуальное и общественное сознание. Существует ли что-либо кроме индивидуальных сознаний? На этот вопрос положительно отвечает не только Юнг со своим учением о коллективном бессознательном. В античности многие философы признавали существование объективного нематериального мира, «населенного» идеями. Аристотель учил о мировом уме, который постоянно мыслил формы всех вещей. Частицы этого мирового ума, по его мнению, составляли разумную часть человеческой души. Именно благодаря их присутствию люди способны постигать объективную сущность вещей внешнего мира. Вслед за Платоном Декарт утверждал необходимость существования пребывающих в Боге врожденных идей, которые, если душа мыслит их ясно и отчетливо, гарантируют достоверность человеческого познания. В немецкой классической философии надындивидуальная природа сознания нашла свое отражение в кантовской идее трансцендентальности познающего субъекта, объективности гегелевского духа для себя. В марксистской философии для выражения надындивидуальности сознания была разработана категория общественного сознания, которое понимается как целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (теоретическое и обыденное сознание, идеология и общественная психология) и формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, философия, наука). Хотя, с точки зрения марксизма, общественное бытие и определяет общественное сознание, последнее обладает относительной самостоятельностью и имеет обратное влияние на общественное бытие. В аналитической традиции идея о надындивидуальности сознания проявилась так называемом аргументе против возможности частного языка, приписываемого Людвигу Витгенштейну (1889 – 1951). Суть этого аргумента заключается в следующем:
Следовательно,
Несмотря на то, что большинство философов являются сторонниками существования надындивидуального сознания, некоторые отвергают такую возможность. С их точки зрения, надындивидуальное сознание (номинализм) либо не существует вовсе, либо может быть сведено к деятельности индивидуальных сознаний (концептуализм). Основной аргумент в пользу такового мнения состоит в том, что не ясно, что могло бы быть субъектом надындивидуального сознания, и в каком месте должны находится сущности, подобные врожденным идеям. Кроме того, кажется, что сама природа сознания требует его приватности, недоступности для других, поэтому трудно себе представить, как сознание может обладать общественным характером? 54.познание Познание есть специфический вид духовно-практической деятельности людей по постижению и освоению окружающего мира. Познание есть также процесс получения и накопления знаний обществом. Знание является человеческой информацией о мире. Эта информация существует в виде некоторой субъективной реальности. Любая практика базируется на знании о свойствах и закономерностях внешнего мира. Для того, чтобы действовать в соответствии с поставленной целью, необходимо хотя бы минимальное знание о преобразуемом в практике предмете, о возможностях и путях получения желаемого результата. Следовательно, знание с самого начала встраивается в практическую деятельность, составляя ее необходимую предпосылку и условие осуществления. Знание всегда является идеальным образом действительности. Знать что-либо – означает иметь некоторое идеальное представление о данном объекте. При этом познание и знание различаются как процесс и его результат. Из миллионов познавательных усилий отдельных личностей складывается общественно-значимый процесс познания. Передача и трансляция знаний от поколения к поколению и обмен знаний между современниками возможны благодаря материализации и объективизации субъективных образов, выражению их в языке. Таким образом, познание – это общественно-исторический, аккумулятивный процесс получения и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек. I типология познания и знания по глубине и уровню профессионализма: 1) обыденное познание – не является результатом профессиональной деятельности и в принципе присуще любому индивиду. 2) научное знание возникает в результате глубоко специализированной, требующей профессиональной подготовки деятельности. II типология – по предмету: 1) естествознание – познание материального мира вокруг человека; 2) гуманитарное познание – это познание самого человека и общества; 3) художественное познание – это образно-эмоциональное познание, слитое с преобразованием мира по законам красоты; 4) религиозное познание – это постижение таинств и догматов религии. 55-60. познание Субъект познания – это тот, кто его реализует, т.е. творческая личность, формирующая новое знание. Разумеется, познает мир, в принципе, общество, удовлетворяющее свои потребности. Однако научное познание, возникшее на определенном историческом этапе, осуществляется все же не обществом в целом, а его отдельными представителями, которые в своей совокупности образуют научное сообщество. Таким образом, с гносеологической точки зрения субъект познания является общественно-историческим существом, реализующим общественные цели и осуществляющим познавательную деятельность на основе исторически развивающихся методов научного исследования. При этом понимающий субъект – не пассивное созерцательное существо, механически отражающее природу, а активная творческая личность, реализующая в познании свою свободу. Творчество есть специфически человеческий вид деятельности, в котором реализуется воля, цель, интересы и способности субъекта. Творчество есть созидание нового, того, что еще не было в наличном бытии. С кибернетической точки зрения, творчество есть постановка и решение нестандартных задач. Объект познания – это фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя. Проще говоря, объектом познания является то, что исследуется ученым: электрон, клетка, семья. Им могут быть как явления и процессы объективного мира, так и субъективный мир человека. Но в любом случае объект познания существует автономно, как нечто дистанцированное и не зависящее от субъекта познания. Это значит, что ученый, даже если он изучает субъективный мир личности, всегда отдает себе отчет в том, что он должен выявить нечто присущее самому объекту, но не может произвольно навязывать объекту свои собственные мнения. В этом плане объект объективен в отличие от собственных представлений о нем исследователя. Объект опосредуется предметом познания, который представляет его с определенной точки зрения, в определенном теоретико-познавательном ракурсе. Предмет познания – это определенное видение и понимание объекта исследования. В системе связи субъекта и объекта познания центральная роль принадлежит познавательному образу. Познавательный образ– это результат отражения какого-либо объекта в сознании человека. Знание – это достоверная, проверенная информация о предмете. Вера – это мнение, представление, принимаемое без обоснования, без доказательств. Поэтому именно вера всегда противостояла знанию. Однако отношения между верой и знанием гораздо сложнее. Прежде всего, следует различать два типа веры. Первый тип – вера как верность богу. Второй тип – вера психологическая уверенность в правильности своих мыслей, в содержании своих высказываний. Такая вера играет важную роль в обыденной жизни, как и в научном познании. Она связана с неоднозначностью разнообразных жизненных ситуаций и с необходимостью принятия волевых решений. В ситуациях выбора человек опирается на свою веру в успех задуманного предприятия, в себя и в свои способности. Следовательно, вера помогает действовать в условиях неопределенности, а также выступает одним из мотивационных механизмов личности. Сложнее обстоит дело с религиозной верой. Она также должна опираться на знание – знание особого типа, со своими традициями, стилем мышления, канонами. Теологическое знание помогает правильной интерпретации религиозных текстов, их адаптации к здравому смыслу, борьбе с еретиками. В рамках союза религиозной веры с разумом и развивается первоначально философская мысль. Эмпиризм и рационализм – это противоположные концепции в гносеологии. Они расходятся в признании источников истинного знания и оценке эффективности существующих форм познания. Эмпирики (Ф. Бэкон, Д. Локк, Д. Дидро, Д. Юм, Д. Беркли) считали, что в основе познания лежит опыт, а чувственные формы познания являются определяющими в получении научной информации. Для них чувство более достоверно, чем логические формы. Рационалисты (Д. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) ставили разум, логическое мышление выше чувств. По их мнению, органы чувств дают лишь поверхностную и иллюзорную информацию, а подлинную научную истину можно установить лишь на основе строго логического анализа. Как видим, и эмпирики, и рационалисты – крайности в гносеологии, возникшие на основе одностороннего и ложного противопоставления в познании чувства и разума. Первая ступень познания – это ступень чувственная, т.е. познание с помощью органов чувств. Чувственные формы играют важную роль в познании. Через чувства человек контактирует с внешним миром, поэтому чувственное знание имеет непосредственный характер. Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие и представление. Ощущение – это элементарный субъективный образ объективной реальности. Оно непосредственно отражает какую-либо одну качественную сторону предмета и возникает на основе воздействия внешнего предмета на органы чувств. Главная особенность ощущений – их односторонность. Любое ощущение дает сведения лишь о какой-то одной качественной стороне предмета (о звуке, цвете, величине и т.п.). Эта односторонность ощущений преодолевается восприятиями. Восприятие – это целостный, синтетический образ внешнего предмета. Представление – это чувственный образ предмета, возникающий на основе предшествующих ощущений и восприятий. Главная их особенность: они активно формируются человеком при отсутствии непосредственного контакта с внешним предметом. Представление – это как бы чувственное припоминание предмета, который в данный момент не действует на человека, но действовал когда-то на его органы чувств. Поэтому образ предмета в представлении, с одной стороны, носит более бедный и отвлеченный характер, чем в ощущениях и восприятиях, а, с другой, в нем более сильно проявляется целенаправленный характер человеческого познания. Все чувственные образы не существуют без человека и вне него. В этом смысле они субъективны. Вместе с тем, по своему источнику и содержанию они объективны, ибо информация, содержащаяся в этих образах, обусловлена отражением соответствующих сторон объекта. Однако с помощью лишь органов чувств человек не способен формировать образы сущности познаваемых объектов. Эту ограниченность человек преодолевает с помощью логического (рационального) мышления. Рациональное познание отличается опосредованностью, а также обобщенным и абстрактным характером. В мышлении человек отвлекается от многих чувственно-конкретных признаков, формирует идеи об общих и типичных свойствах предметов, создает логические абстракции, благодаря которым и становится способен проникать в сущность изучаемого объекта. Рациональный образ существует в форме мысли о предмете. Различают: предмет мысли (то, о чем мы мыслим), содержание мысли (то, что представляется в мысли) и форму мысли (то, как мы мыслим). Основные формы мысли: понятие, суждение, умозаключение. Понятие – это обобщенный рациональный образ предмета, это логическая абстракция, которая лишена чувственности; Суждение – это логическая связь понятий, с помощью которой предмету приписывается (или отрицается) некоторое свойство; Умозаключение – это получение нового знания на основе сопоставления нескольких суждений. Благодаря умозаключениям человеку нет необходимости каждый раз для доказательства своих утверждений прибегать к опытным данным, и он становится в некоторой степени независимым от опыта. Основа единства чувственного и рационального познания является практика. Практика – это чувственно-предметная деятельность человека по познанию и преобразованию окружающего мира. В практике человек формирует цель и программу действий, т.е. поступает осмысленно. Практика включает в себя четыре основных вида деятельности: производственную практику, социальную практику (преобразование и развитие социальных институтов и отношений), эстетическую практику (преобразование мира по законам красоты) и научно-экспериментальную практику. Истина есть единство, тождество объективного и субъективного. Истина – это адекватное, верное знание действительности, но не сама действительность. Истина никогда не дается людям сразу и целиком, поэтому выделяют истину абсолютную и относительную. Абсолютная истина – это исчерпывающее знание, полностью и точно совпадающее по своему содержанию с отображаемым объектом. Относительная истина – это знание, достигаемое в конкретно-исторических условиях познания и характеризующееся относительным соответствием объекту. Иначе говоря, относительная истина – это лишь частично верная истина, ведь она приближенно и неполно соответствует действительности. Это знание, подлежащее изменению и развитию. В каждой относительной истине всегда есть некоторое «зерно», частичка истины абсолютной. Через сумму относительных истин познание устремляется к абсолютной истине как своему пределу. Таким образом, взаимосвязь абсолютной и относительной истины выражает процессуальный, динамический характер познания. Критерий истины – это некий эталон или способ ее проверки. Он должен удовлетворять одновременно двум условиям: 1) он должен быть независим от проверяемого знания; 2) он должен быть каким-то образом связан со знанием, чтобы подтверждать или опровергать его. Таким условиям удовлетворяет практика. Она обладает достоинством объективности, независимости от человеческого сознания. Практика соединяет человека с объективной реальностью. В то же время осуществление практики зависит от знаний. Однако значение практики нельзя абсолютизировать. В каждый конкретный момент практика ограничена по своим возможностям: неразвитость техники, неспособность управлять какими-то природными явлениями и т.п. В результате далеко не все поддается проверке на практике. Вместе с тем известная неопределенность практики как критерия истины, проблематичность и неокончательность подтверждения истинности любого знания – это благо для научного прогресса. Ситуация проблематичности создает предпосылки для критики и развития теории. Пересмотр устоявшегося знания – залог движения науки вперед. К тому же имеются и другие критерии истины, например, логичность и внутренняя непротиворечивость теории и др. На базе всех этих гносеологических конструктов разворачивается познавательная деятельность человека. В силу ее социальности и сложного, многоуровневого характера она невозможна без таких процедур, как интуиция и творчество, объяснение и понимание. В самом сжатом виде понимание– это субъективация какого-либо знания, освоения информации индивидом, которое происходит на базе перекодировки информации, ее упрощения и отсылки к предшествующему опыту. Объяснение– это, наоборот, объективация знания, перевод личностного понимания на общедоступный уровень. Эти процессы дополняют и обосновывают друг друга, содействуют передаче и распространению знаний в обществе. Благодаря им познание приобретает социальный и одновременно глубоко личностный характер. Процесс познания не ограничивается только сбором фактов на чувственном уровне и их рационально-логическим анализом. Мощным и до конца еще неизученным инструментом человеческого познания является интуиция. Интуиция означает неконтролируемый самим человеком процесс мышления, некий скачок в логическом рассуждении, который совершается на подсознательном уровне. Используя данные познания, человек не только адаптируется к миру, но и активно изменяет его, т.е. творит свой собственный мир, мир культуры и человеческого духа. Творчество в самом общем виде означает постановку и решение нестандартных задач. 61.-66наука Наука – основная форма познавательной деятельности, направленная на получение, а затем и практическое использование человеком нового знания. Первая, отчетливо выраженная форма науки появляется в античной культуре. Она возникла в рамках античной философии и занимала подчиненное место. Основной стиль научного мышления данного периода требовал доказательств мысли, логических построений , поиска всеобщих абстрактных понятий. Опыт, эксперимент, технические изобретения стоят намного ниже чем философии. Данную фазу можно назвать латентной фазой науки. Для данного периода характерны: вращенность науки в философию, подчинение целям философии, более низкая социокультурная ценность. В дальнейшем античная наука органически влилась в культуру Ближнего и Среднего Востока. В Европе с возникновением христианства появляется так называемый теологический рационализм. В рамках средневековья были продолжены слабые занятия математикой , механикой, астрономией которые не выходили за рамки античных достижений, многие из которых были к тому же утеряны. Эпоха Возрождения меняет статус науки. Восприятие природы как сферы деловой активности и появление новых античных переводов дает возможность роста новых традиций. Новое время дает возможность для развития естествознания. Складывается новый тип рациональности для которого характерны: установка на объективированное, без личностное знание, признание авторитета опыта и эксперимента, математический способ описания. Первой и главной специальной наукой становится механика. Сама наука становится все более профессиональной отделяясь от философии, теологии и алхимии. В XVIII веке возникают научные академии, которые получают официальный статус, государственное признание, создают уставы. Появляется новый социальный слой – ученые, имеющие собственную идеологию. Она имеет две функции: внешнюю – направленную на укрепление социального статуса и защиту интересов научного общества и внутреннюю – традиции, ценности. В XIX веке наука вступает в зрелую стадию своего развития. Начинается классический этап ее развития, характеризующийся ростом естественно научных теорий: математики, биологии, электродинамики, химии, физики. Появляются специализированные высшие учебные заведения ориентированные на подготовку специалистов технического профиля. Изменяется социальный статус ученых, их профессия становится платной. В конце XIX века начинается подготовка нового этапа в развитии науки – т.н. Большой науки – т.е. слияния науки и государственной политики. Наука становится социально-политической силой определяющей ход современности. Она перестает быть нейтральной, милитаризируется, порождает научную бюрократию. Важнейшая особенность научного познания - ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность человека и их исследование. Вторая отличительна черта научного познания – нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом массового практического освоения в будущем. Хотя наука и образует единую систему знаний, о мире и его законах, она, в то же время, разделяется на множество отраслей знаний, или частных наук. По предмету и методу познания можно выделить науки о природе или естествознание, науки об обществе – обществознание (гуманитарные, социальные), о познании и мышлении (логика, гносеология, диалектика), технические науки.Каждая их этих отраслей знаний может быть подвергнута еще более мелкому делению (естественные – физика, биология, гуманитарные – литература, история и т.д.) При классификации наук можно выделить два крупных типа: 1. Фундаментальные (нет прямой ориентации на практику). 2. Прикладные (применение результатов для решения конкретных производственных и социально-практических проблем) Особую сторону развития науки представляют ее социальные функции: 1. Культурно-мировоззренческая функция включает в себя период становления науки как социального института, оспаривающего у теологии право на формирование мировоззрения. На современном этапе наука стала решающей инстанцией в вопросах мировоззрения человека. Ответы, даваемые наукой на эти вопросы, стали элементами общего образования, а также составной частью культуры общества. 2. Функции науки как непосредственной производительной силы. Процесс превращения науки в производительную силу зафиксирован К.Марксом. Суть ее заключается в том, что происходит постоянное практическое использование научных знаний, появляются новые отрасли деятельности. 3. Наука как социальная сила. В условиях научно-технического прогресса научные данные находят свое применение в разработке масштабных программ социального и экополитического развития. Критерии науки:
Иногда в критерий включают истинное знание и этим ограничивают науку, ведь в науке много гипотез из которых в дальнейшем возможно сформировать максимально достоверное знание – теорию. Такое знание и есть цель науки. В структуре научного знания выделяют два уровня:
Основными методами эмпирического познания являются: наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение. Исходной целью эмпирического уровня научного познания и его основной формой является факт (наше знание о реальности). 2. Теоретический – преобладает рациональное, живое созерцание становится подчиненным аспектом познавательного процесса. Основная форма теоретического научного познания – теория (обобщенное и систематизированное знание о законах некоторого класса объектов).Теории предшествует гипотеза (научно обоснованное предположение о закономерной связи, допускающее принципиальную эмпирическую проверку). Основные методы теоретического уровня научного познания: формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному. Основные функции теории: синтетическая, объяснительная, методологическая, предвидения, практическая. Основания научного знания: идеалы и нормы исследования, научная картина мира, философские основания. Идеалы и нормы исследования выражают ценностные и целевые установки науки. Этот блок включает основные формы, в которых реализуются и функционируют идеалы и нормы доказательности об обоснования знания, объяснения и описания, построения и организации знания. Научная картина мира предполагает реальное изображение Вселенной. Учитывая тот факт, что наука – явление развивающееся, то научная картина мира до настоящего времени дважды претерпела значительные изменения. Первый этап: научная картина мира, основанная на идеях И.Ньютона (1643-1727) и Р. Декарта (1596-1650) , получившая название ньютоновско - картезианской. Мир представлялся как рационально-механистический, единый и единственный, подчиненный строгим законам. Второй этап – начало 20 века, когда были сделаны открытия, в корне изменившие картину мира. К таким открытиям относятся теория относительности Эйнштейна, опыты Резерфорда, работы Бора и др. Эти исследования показали, что мир гораздо разнообразнее и сложнее, чем представлялось механистической науке. Исчезает жесткое различие между материей и пустотой, появляется предположение о том, что время способно замедляться, а пространство – искривляться. Современная картина мира динамична и противоречива, в ней больше вопросов, чем ответов. Философские основания науки – крупнейшие открытия в конкретных науках способствуют интенсивному развитию философии. Однако философия не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама оказывает воздействие на их развитие. Философское мировоззрение воздействует на позиции ученого, его отношение к миру и познанию. Философские идеи обосновывают идеалы и нормы науки, содержательные представления научной картины мира, обеспечивают включение научного знания в культуру. Важнейшей характеристикой науки является ее динамика. Развитие науки предстает как сложный диалектический процесс, имеющий определенные этапы (миф – логос – наука классическая – наука неклассическая – наука постнеклассическая). В современной западной философии проблема развития научного знания наиболее ярко представлена в эволюционной эпистемологии (Ж.Пиаже) и постпозитивизме (К.Поппер). 67.диалектика ДИАЛЕКТИКА (греч. — искусство вести беседу) — теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через свои законы, категории и принципы. Такое разнообразие значений объясняется тем, что хотя диалектика и характеризует развитие природы, но создается людьми. Поэтому целесообразно различать диалектику объективную и субъективную. Диалектика объективная – это процессы развития самого мира. Диалектика субъективная – это диалектическое мышление. Субъективная диалектика вторична по отношению к объективной диалектике и является ее отражением в сознании человека. Однако субъективная диалектика субъективна только по своей форме, как система разрабатываемых людьми принципов, законов и категорий. По содержанию же, которое она черпает из материального мира, она тождественна объективной диалектике, выступая более или менее полным и постоянно развивающимся отражением ее. Иначе говоря, поскольку наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам, то поэтому противоречия между ними быть не может. История. Термин «диалектика» в истории философии употребляется в различных значениях и смыслах. Сократ (который впервые и ввел это понятие) рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий. Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего — идей, движение мысли от низших понятий к высшим. Софисты придали этому термину дурной оттенок, трактуя диалектику как искусство представлять ложное и сомнительное за истинное, мегарцы называли диалектику искусством спора. Диалектика в философии Аристотеля — способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность которых неизвестна. Аристотель различал 3 типа умозаключений: аподиктические, пригодные для научного доказательства; диалектические, применяемые в споре; и эристические. В диалектическом доказательстве исходят из вероятных суждений и приходят к вероятным заключениям. Истину можно обнаружить посредством диалектического умозаключения только случайно. Эристическое умозаключение ниже диалектического, ибо оно приходит к заключениям, которые имеют только кажущуюся вероятность. В средние века в философии термин «диалектика» употреблялся в самых различных значениях. Иоанн Дунс Скотт называл диалектику особым учением о сущем, П. Абеляр — искусством различения истины и лжи, термин диалектика употреблялся в значении «логика», а иногда под диалектикой подразумевали искусство дискутирования. В философии И. Канта диалектикой называется логика видимости, которая не приводит к истине. Когда общая логика из канона превращается в органон для созидания утверждений, претендующих на объективность, она становится диалектикой. Г. Гегель расширил понимание диалектики, вывел ее из рамки движения мысли и придал ей широкое понимание, увидев столкновение и объединение противоположностей в самой действительности, в истории, в культуре. По Гегелю, диалектика — своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный метафизике. Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных определений. Диалектика — метод познания, посредством которого постигается с высшей точки зрения единство противоречий. Идеалистическая концепция диалектики у Гегеля — учение о самодвижении понятий; метод диалектики раскрывает истинное содержание предмета и, следовательно, показывает неполноту односторонних определений рассудка. В марксистской философии термин «диалектика» употребляется в значении теории и метода познания явлений действительности путем постижения самодвижения предмета на основе внутренних противоречий. Открытые Г. Гегелем и идеалистически мистифицированные им законы диалектики были заново выведены К. Марксом и Ф. Энгельсом из социальной и природной действительности. Марксистская диалектика исходит из признания постоянного становления и развития явлений материального мира. Развитие — это не просто движение, под которым разумеется любое изменение, а такое направленное движение, конечным результатом которого является восхождение от простого к сложному, от низшего к высшему. Это восхождение носит сложный характер. Вскрыть объективные законы столкновения, развития различных форм и видов материи – задача диалектика, как науки. Сегодня диалектика как наука и методология представляет собой стройную систему экономических, социально-политических и философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума. Диалектическое мышление – не прирожденная способность человека, это – достижение культуры, требующее тщательного освоения. Исторически сложились два альтернативных способа понимания связей и развития, и, соответственно, два метода философского размышления, – диалектический и метафизический. Определяющей особенностью метафизического способа мышления является односторонность, абсолютизация того или иного момента в составе целого при рассмотрении явлений и процессов. На этой основе сложились следующие отличия метафизики от диалектики:
68.законы диалектики Принципы диалектики. Для раскрытия общей картины развития выработана специальная стратегия исследования, основой которой являются принципы диалектики. Принцип – это сложная, концентрированная форма знания, аккумулировавшая в себе основную направленность исследования, его «дух». К таким принципам обычно относят:
Законы диалектики. Закон – это объективные, существенные, общие, необходимые и повторяющиеся связи и отношения между сущностями и внутри сущностей. Они указывают на определенный порядок, последовательность, устойчивую тенденцию развития явлений. По характеру связей различают законы динамические и статистические. В зависимости от сферы действия законы делятся на частные, общие и всеобщие (универсальные). К универсальным законам относятся прежде всего законы диалектики. В своем происхождении, историческом развитии и внутренней взаимосвязи категории и законы субъективной диалектики представляют собой логическое выражение объективной диалектики мира и его познания в динамике их развития. Эти законы выражают универсальные формы, пути и движущую силу развития материального мира и его познания и являются всеобщим методом диалектического мышления. В законах диалектики конкретизируются ее основные категории в их историческом становлении и соотношении. Законы диалектики представляют собой логичное выражение существенного в развитии. |