Устин учеб. дизайна. Мышленного университета им. С. Г. Строганова
Скачать 25.57 Mb.
|
2. матовая 1. Гладкая 3, шероховатая 4. зернистая 5. пористая 6. плетеная 7. ворсистая волокнистая 9. мелкая штамповка 10. вафельная 11. гофрированная плитняк 13.гонтовая 14. камень грубой кладки 15. бугристая 16. приближенная к рельефу ну поверхность. В дизайне, как ив скульптуре, широко распространено деление рельефа на контр (заглубленный, низкий, высокий и горельеф. В таком делении четко проявляется разный пластический характер рельефа поверхности. Важный признак рельефной формы - ее плотность или закрытость. Типичный пример плотного рельефа — пластическая разработка внеш н и поверхности монолитной плоскостной формы. Она характеризуется формированием сплошной рельефной массы. Второй вид — открытая рельефная пластика - представляет собой тонкую, листовую пластическую форму, включающую различные отогнутые, вогнутые, изогнутые и тому подобные элементы, наложенные на плоскость или вырезанные в ней. Такая форма выглядит легкой, изящной. Ее яркие примеры, выполненные из бумаги, представлены вилл. На основе применения открытых рельефных форм можно решать самые разные композиционные задачи, например построения пластических композиций острого, динамического характера. Особую остроту таким композициям придают включенные в них разные графические элементы тон, буквы, надписи и др. — илл. 27, 29. При значительном относе рельефных элементов от фоновой плоскости эти композиции могут приобретать объемно-плоскостной характер — илл. 30. Еще несколько слово плоскостной форме вообще. Ее важным композиционным признаком или свойством является расположение в пространстве по отношению к фоновой плоскости, с которой она связана физически и зрительно. Эта форма может располагаться к ней фронтально и профильно. При фронтальном расположении она смотрится с одной стороны. При профильном — с двух сторон. То или иное расположение определяется нахождением главных точек зрения на форму. Если зритель смотрит на фоновую плоскость прямо, то целесообразна форма первого вида (фронтальная, если сбоку — второго профильная. При профильном расположении плоскостная форма приближается по виду к объемной форме. Большую композиционную Роль в ней играет силуэт При движении зрителя предпочтительно использование в такой форме горельефа или даже объема. Необходимо отметить большое значение в выявлении характера плоскостной формы имеет цвет, точнее, ее цветовая моделировка. За счет такой моделировки могут выделяться главные элементы рельефной композиции. В тоже время цвет может подчеркивать характер или обогащать эту композицию, зрительно нарушая принятый в ней пластический строй. Для решения первой композиционной задачи рационально Использование в рельефе близких (родственных) цветов, второй — далеких. Выразительные примеры построения подобных композиций представлены вилл. Табл 8. Основные виды рельефных форм Первый горизонтальный ряд - контрельефные и горельефтные формы второй ряд - профильные формы третий ряд - изогнуто - прорезные формы четвертый ряд - формы с накладными. точек фактура может выглядеть просто гладкой поверхностью. При разнодалеких точках зрения целесообразно применение в плоскостных формах как мелкой, таки крупной фактуры, близкой к рельефу Рельеф. Характеризуется еще более крупным чем фактура, пластическим строением плоское гной формы. Его основные виды показаны в табл. 8. Порядок их представления обусловлен укрупнением рельефной формы вплоть до той, которая приближается к объемной форме за счет использования отдельных накладных (выступающих) элементов. Различие видов рельефов, также как и фактур, выражается в крупности - количестве и величине элементов, образующих релье- Задание на выявление пластического характера рельефных форм. Материал исполнения - бумага. Техника - макетирование. Задание на выявление пластического характера рельефных форм, Материал исполнения - бумага. Техника - макетирование. Задание на построение рельефной композиции с использованием графических форм. 1 Динамика. Задание на построение рельефной композиции с использованием графических форм. | Динамика Задание на построение образной рельефной композиции с использованием | графических - шрифтовых и полихромных средств (методика автора. Задание на построение рельефной композиции с использованием полихромных | средств. Объемная форма По общему виду объем отличается от плоскостной формы относительно равным развитием в трех координатных направлениях по горизонтали, вертикали ив глубину. Такое развитие предопределяет его скульптурный характер. При этом объемная форма как бы замыкается вокруг своего композиционного центра (или оси, отличаясь компактностью В таком виде она лучше всего воспринимается с разных точек пространства. Поэтому использование объемной формы наиболее рационально в открытой пространственной среде а не в условиях замкнутого пространства, например рядом с ограничивающей его плоскостью. Важный композиционный признак объемной формы ее геометрический вид Поэтому признаку можно выделить (аналогично простым плоским геометрическим фигурам — квадрату, прямоугольнику, треугольнику, шару и т. до снов н ы е виды объемных форм. Это - куб, параллелепипед, конус, пирамида, шарит. д. Каждый из этих видов имеет свой пластический характер, обусловленный пространственным соотношением образующих объемную форму плоскостей. Сохраняя один геометрический вид, объемная форма может менять свой пластический характер в зависимости от степени открытости Эта степень зависит от заполнения объемной формы пространством. В зависимости от нее объем разделяется натри основных вида закрытый, полуоткрытый и открытый. Первый характеризуется отсутствием в нем пространства, замыканием формообразующих плоскостей и предельной плотностью массы. Второй — частичным ограничением формы и разным, в том числе и профильным, расположением в ней плоскостей относительно друг друга. Третий — формообразованием за счет использования исключительно линейно-пластических элементов. Каждый вид выделяется специфическим композиционно-пластическим характером. Закрытая форма монументальна, полуоткрытая - легкая, открытая — совсем воздушная, пронизанная пространством. Таким образом, строится развернутая система различных видов объемных форм, отличающихся геометрическим видом и открытостью. Наглядно она представлена в табл. 9. Этой системой выявляется большое Разнообразие объемов при определенной схожести и различии их пластических свойств. На ее основе можно строить объемные композиции, Подбирая в соответствии с решаемой задачей схожие или резко отличающиеся пластические элементы. Наиболее удачные примеры таких построений представлены вилл кубические формы 2 . цилиндрические формы. пирамидальные формы. 4 . шаровидные формы купольные формы. складчатые формы Табл. 9. Основные виды объемных форм Первый вертикальный ряд - закрытые формы второй ряд - полуоткрытые формы третий вертикальный ряд - открытые формы. УЧЕБНИК ДИЗАЙНА Задание на пластическое решение объемных форм, отличающихся разной степенью открытости. Открытые шаровидные формы - левый вертикальный ряд, открытые структурно-решетчатые формы - правый вертикальный ряд. K сказанному следует добавить, что композиционный характер объемной формы во многом проявляется в ее внутреннем строении — структуре Выражается эта структура в количестве и относительном расположении основных ее элементов. Ее крайние состояния — моност- руктура и полиструктура или форма, собранная из нескольких разнохарактерных по пластике элементов. Когда последние измельчены и их так много, что они теряются, растворяются в общей массе объемной формы, которая по своему структурному состоянию переходит в свою противоположность - в монообъем. Четкость и ясность внутреннего строения объемной формы предопределяет ее композиционную выразительность. В монообъеме, или сплошном массиве, многое зависит от конфигурации и фактур норе лье ф ной обработки внешних поверхностей. Композиционный характер объемной полиструктуры определяет выразительное расположение в форме пластических элементов. Их случайное нагромождение, особенно в случае большого количества, ведет кн иве лир о в к е этого характера, образованию бесформенного объема. И наоборот, четкое выявление структурных частей, составляющих объемную композицию, обеспечивает ей необходимую художественную выразительность. Такое решение особенно значимо при включении в объем разных по пластическим свойствам элементов — линейных, плоскостных и, собственно, объемных. Следует учитывать, что композиционный характер закрытой объемной формы во многом проявляется в том, насколько отчетливо выделяются ее грани. В этом смысле закрытая кубическая форма более выразительна, нежели, скажем, цилиндрическая. Однако плавность переходов внешних плоскостей, формирующих объем, в иных случаях, например, при ее ярком боковом освещении, может сыграть на руку тому, кто строит объемную композицию. Это может придать изящество объемной форме. Большое значение в выявлении пластического характера объемной Формы имеет ее пластическая моделировка. Основные приемы такой моделировки показаны в табл. 10. Они чрезвычайно разнообразны и Подчиняются решению разных композиционных задач. Например, выявлению характера формообразующих плоскостей, силуэта или конфигурации объема. В Дополнение к ним выступают приемы графической моделировки обьемной формы. Основные ее виды представлены в табл. 11. Такая мо- делировка может быть направлена также на решение разных композиционных задач, например, подчеркивание верха или низа объема, выделение его граней и др. В принципе каждая композиционная задача представлены вилл. Своя моделировка требуется в решении простых объемных геометрических фигур, например кубов и параллелепипедов (илл. 37-42). требует поиска своего приема графическо - пластической моделировки объемной формы. В частности, пластическая разработка шрифтовых и знаковых форм подразумевает использование приема, сохраняющего хорошую читаемость букв и знаков (наиболее удачные ее примере. выделение ооъема 2. низа верха 4. вершины 5. грани 6. лицевой плоскости 7. оси 8. ребер 9. главного элемента 10. среза 11. соединительного узла 12. каркаса 13. выступа 14. выемки 15. контррельефа 16. разрушение объема Табл. 1 1 . Основные приемы графической моделировки объемной формы Приемы представлены в порядке решения графикой композиционных задач, начиная от выделения всего объема и заканчивая его зрительным разрушением. Задание на пластическую и графическую моделировку объемной формы -куба. Задание на включение графики (линии и тона) в объемную композицию. Задачи -сохранение (вверху, разрушение графикой объема (внизу. Задание на включение графики (линии и тона) в объемную композицию. | Задачи - сохранение (вверху, разрушение графикой объема (внизу. Задание на включение графики (линии и тона) в объемную композицию. I Задачи - сохранение (вверху, разрушение графикой объема (внизу. I Задание на включение графики (линии и тона) в объемную композицию. I Задачи - сохранение (вверху, разрушение графикой объема (внизу. Задание на включение графики (линии и тона) в объемную композицию. | Задачи » (вверху, разрушение графикой объема (внизу. Пространственная форма Пространственную форму, или просто пространство, как ив целом пространственную композицию, отличает преимущественное движение в глубину при наличии прочих координатных направлений развития. Строится такая композиция на основе сопоставления в пространстве разных пластических (линейных, плоскостных или объемных) форм. Эти формы могут по-разному восприниматься зрителем. Восприятие может быть с одного главного направления, при относительно статичном положении зрителя в пространстве, с разных точек при движении зрителя вокруг композиционно-про странственного центра или внутри него, при движении зрителя вглубь пространства. В первом случае пространственная композиция воспринимается зрителем фронтально по отношению к главной, формирующей ее плоскости. В теории архитектурной композиции она получила название фронтальной. Во втором случае она носит концентрированный, объем но-пространственный характер, который и определяет ее название. В третьем — раскрываются черты глубинно-пространственной композиции. Рассмотрим эти виды пространственной композиции каждый в отдельности. Фронтально-пространственная композиция Отличается небольшой глубиной и преимущественным фронтальным расположением элементов. Воспринимается спереди Таким образом, она приближается по своему пластическому характеру к плоскостной композиции. Нов отличие от нее составляется непросто из фактурных или рельефных плоскостей, а из глубинных или разделенных в плане элементов. Эти элементы отделяются от задней фронтальной плоскости, выдвигаются вперед, располагаясь на расстоянии друг от друга. Они рассматриваются уже не как рельефные, а как пространственные формы. В архитектурной композиции этим формам придается значение объемов, обращенных своей главной фронтальной плоскостью к зрителю. В дизайнерских разработках они становятся пространственно-пло скостными формами. Основные их виды представлены в табл. 12. При построении фронтально-пространственной композиции следует учитывать ряд важных условий. Первое — это конфигурация форм Она выражается в сопоставлении разных по геометрическому виду и расположению элементов. Чем четче это сопоставление, тем характер фрон тально-пространственной композиции выразительнее. 10. 11. решетчатые. линейные крупно-перфорированные мелко перфорированные. закрытые призмы 14. открытые призмы 15. стеллажные 16. структур решетчатые Табл. 12. Основные виды пространственно-плоскостных форм Первый горизонтальный ряд - формы прямоугольного профиля второй - криволинейного профиля третий - открытого характера четвертый - сложной структуры. Второе важное условие — ритмическое построение композиции (подробнее об этом построении см. вторую главу, раздел «метр-ритм»). Специфичным здесь является использование в качестве композиционного средства порядка смещения пространственно-плоскостных элементов относительно друг друга и образование нескольких ритмических Задание на построение пластической композиции в неглубоком пространстве использованием разных графических средств. Задачи выявление характера пластики - вверху, выделение главного элемента композиции - внизу. Задание на построение пластической композиции в неглубоком пространстве с использованием разных графических средств. Композиционные задачи раскрытие образа (архитектуры) - вверху, выделение главного элемента композиции - внизу. Задание на построение пластической композиции в неглубоком пространстве с использованием разных графических средств. Задача зрительное углубление пространства. Задание на построение пластической композиции в неглубоком пространстве с использованием разных графических средств. Задачи раскрытие образа (мебели) -вверху, выделение главного элемента композиции - внизу. | Задание на построение острой пластической композиции в неглубоком пространстве с использованием полихромно-графических средств. Задание на построение пластической композиции в неглубоком пространстве с использованием полихромно - графических средств и выделением главного элемента. Большая протяженность и полная открытость присуща внешнему пространству. Ограниченное по протяженности и открытости, в том числе и по вертикали, пространство выступает как внутреннее При ло минировании высоты над шириной и глубиной пространственная композиция носит вертикальный характер. При относительно небольшой высоте она приобретает черты горизонтального пространства. При равных значениях основных координатных параметров ограничивающих плоскостей - кубического. Частичное повышение или понижение высоты ведет к обогащению пространственной композиции. В построении глубинно-пространственной, как и объемно-прост ранственной композиции, большую роль играет планировка Это построение основывается на разном расположении элементов в горизонтальной плоскости. Глубинно-пространственная композиция отличается развернутостью. Можно выделить три основных ее вида осевая, лучевая и центрическая. Виды планировок могут быть совмещены, образуя сложную планировочную систему расположения пространственных элементов. Важной стороной планировочной организации глубинного пространства является формирование его композиционного центра Этот центр выявляется своим главенствующим положением относительно второстепенных элементов пространственной композиции. Такое положение может выражаться в трех основных видах центр выделяется как вертикальная ось, вокруг которой располагаются второстепенные элементы, центр замыкает горизонтальную ось, по сторонам которой располагаются второстепенные элементы, формирование центра происходит на основе асимметричного расположения вокруг него подчиненных элементов. Планировочный характер глубинного пространства выявляется также за счет его разного членения по горизонтальной плоскости. Выделяются три основных вида такого членения по глубине, ширине и свободное членение — в разных координатных направлениях. Каждый такой вид определяет свой характер построения глубинно-прост ранственной композиции. Первый — раскрытие в ней перспективных планов (кулис, их различное расположение по глубине (приближение или удаление. Второй — образование продольных осей — нефов. Третий — формирование так называемого перетекающего пространства, в котором отдельные зоны располагаются свободно, Проникая друг в друга. Часто планировка основывается на совмещении разных видов. ности, в ней четко раскрываются доминирующие свойства разных пространственных элементов — их конфигурация, расположение силуэт и членение. При этом решаются следующие композиционные задачи выявляется общий вид геометрических пространственных форм кубических, цилиндрических, пирамидальных и пр, расположением подчеркивается статичный или динамичный характер композиции (подробнее см. далее вторую главу, раздел «ста тика-динамика»), остро сочетаются в пространстве разные пластические формы (объемные, плоскостные и линейные. При успешном решении этих и подобных им задач достигается предельная выразительность построения объемно-пространственной композиции. Большое значение в этом построении имеет широкое использование разных графическо-пластических средств, в частности цвета, фактуры и рельефа. В связи с таким использованием, однако, возникает трудность упорядочения в объемно-пространственной композиции значительного количества разных по свойствам элементов. Ее преодолению способствуют четкая планировочная организация пространства, а также единый характер включаемых в него пластических элементов. |