Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. форма со смещенными от 2. ритмического характера 3. перпендикулярного центра осями расположения элементов 4. параллельного расположения элементов 5. облегченного низа

  • 6. искривленного вида

  • 10. наклонного расположения элементов 11. асимметричного расположения элементов

  • 1 безынтервальный ряд 2. интервальный 3. уплотненный 4. разряженный 1 безпериодный 10. периодный П.переодный 12. периодный равнозлементный разноэлементный J

  • однопериодный частый 14. однопериодный редкий 15. однопериодный 16. разноиериодный Табл. 2 5 . Основные виды метрических построений (рядов)

  • I. Ряд прямоугольных форм с разным отношением сторон. II. Геометрическое построение и буквенно-численное выражение золотой пропорции

  • Устин учеб. дизайна. Мышленного университета им. С. Г. Строганова


    Скачать 25.57 Mb.
    НазваниеМышленного университета им. С. Г. Строганова
    АнкорУстин учеб. дизайна.pdf
    Дата21.09.2017
    Размер25.57 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаУстин учеб. дизайна.pdf
    ТипДокументы
    #8899
    страница5 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    Статика-динамика Данная пара средств гармонизации используется для выражения степени стабильности композиционной формы. Такая стабильность оценивается чисто эмоционально, потому впечатлению, которое форма производит на зрителя. Это впечатление может исходить как из физического состояния формы стабильного или динамичного, связанного сдвижением объекта в целом или его частей, таки чисто композиционного (формального. По степени зрительной и физической стабильности формы можно разделить наследующие четыре вида. К первому виду относятся зрительно и физически статичные формы. По производимому впечатлению они оцениваются как предельно стабильные. К ним можно отнести квадрат, прямоугольник, параллелепипед, положенный на широкое основание, куб, пирамиду и т. п. Композиция, составленная из подобных форм, носит монументальный, предельно статичный характер. Основные их виды представлены в табл. 22. Второй вид представляют физически статичные, но зрительно динамичные формы, оцениваемые так по впечатлению их некоторой неуравновешенности. Эта оценка касается стационарных форм, устремленных, например, водном направлении, с нарушенной симметрией и другими специфичными для динамичных композиций свойствами. Основные их виды раскрыты в табл. 23. Третий вид представляют зрительно статичные, но физически частично динамичные формы. Они имеют устойчивую основу, в которой двигаются отдельные элементы. Часто в практике дизайна такое движение обусловлено особенностями функционирования объектов, реальным движением в них отдельных деталей. При этом их композиция в целом носит статичный характер. Пример из практики дизайна — форма ткацкого станка с движущимся челноком. В формальной композиции — это зрительное движение в статичной форме отдельных элементов. И, наконец, последний вид - зрительно и физически полностью динамичные формы. Они типичны для форм многих современных движущихся дизайн-объектов, прежде всего различных транспортных средств. Часто эти формы в действительности перемещаются в пространстве. Часто изменяется вся их структура. В композиционном плане им присущ предельно динамичный, стремительный характер. В формальной композиции — это так называемые гибкие, открытые, изменяющиеся по структуре, комбинаторные формы (подробнее о них см. главу III, раздел Гибкость. Статика и динамика могут быть выражены в композиции разными средствами расположением элементов, цветом, пластикой и др. При этом они могут придавать композиционной форме неоднозначный характер. Одни элементы могут зрительно выявлять ее стремительность, другие — наоборот, Табл. 2 2 . Основные виды статичных форм останавливать ее. Так, неустойчивые вертикали мотут пересекаться устойчивыми горизонталями, падающие диагонали - подпираться вертикалями или противоположными по направлению диагоналями, яркий цвет может "успокаиваться" сдержанными тонами и т. д.

    1. форма со смещенными от 2. ритмического характера 3. перпендикулярного центра осями расположения элементов
    4. параллельного расположения элементов
    5. облегченного низа
    6. искривленного вида
    7. диагонального членения 8. свободного расположения 9. вытянутых элементов элементов Задание на построение острой графической композиции с соблюдением принципов статики динамики. Техника исполнения - аппликация (методика Борисовой Т.И.).
    10. наклонного расположения элементов
    11. асимметричного расположения элементов
    12. включенные в открытое пространство Табл. 2 3 . Основные виды динамичных форм сложных композиционных задач нужна предельная четкость в установлении зрительного равновесия между элементами сложной композиции. Примеры построения выразительных статичных и динамичных графических композиций представлены вилл УЧЕБНИК ДИЗАЙНА
    Симметрия-асимметрия Эта пара средств определяет расположение элементов композиции относительно главной оси Если оно одинаково, то композиция выступает как симметричная, если в нем есть небольшое отклонение в ту или иную сторону — как дисимметричная. При значительном таком отклонении она становится асимметричной. Существуют три основных вида симметричной композиции зеркальная, осевая и винтовая Зеркальная симметрия образуется при одинаковом расположении элементов относительно главной оси, проходящей по центру горизонтальной или вертикальной композиционной плоскости (графической или пластической. Пример- квадрат с перекрестием посередине Осевая симметрия типична для объемной формы, имеющей центральную, как правило, вертикальную ось симметрии и равномерное расположение элементов вокруг этой оси. Характерная симметрично-осевая форма - цилиндр Винтовая симметрия характерна для объемной формы, имеющей туже центральную ось и неравномерное развитие элементов в продольном направлении, их сокращение и смещение относительно этой оси. Типичный ее пример — форма, подобная форме раковины. Симметрия обеспечивает предельно четкое зрительное равновесие композиционной формы. Всякое ее нарушение ведет к тому, что эта форма приобретает неуравновешенный характер. Однако дисиммет­
    ричная, как и асимметричная композиции сохраняют целостность в том случае, когда фактическая их неуравновешенность устраняется общим зрительным равновесием формы. При этом ось в форме проходит не через ее физический центр (посередине, а через композиционный центр. Заметим, что очень часто симметрия, как и асимметрия, выражается в сопоставлении нескольких композиционных осей Самый простой случай — соотношение главной оси и подчиненных ей осей, определяющих положение второстепенных частей композиции. При значительном расхождении второстепенных осей с главной осью композиция может разрушиться. Для достижения ее целостности используются разные приемы сближение осей, их слияние, принятие общего направления и др. В табл. 24 представлены формальные композиции (схемы, построенные на их основе. Композиция может включать в себя симметрию и асимметрию одновременно Тогда она строится на основе соподчинения второстепенных, асимметричных частей и главной симметричной формы. При таком соподчинении устанавливается зрительное равновесие ГЛАВА II СРЕДСТВА ГАРМОНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ Табл. 24. Композиции с разными осями симметрии всей композиции. Оно может быть достигнуто при положении, в котором главный элемент асимметричен относительно общей формы, ас части — симметричны, и наоборот.
    Наиболее трудный случай — установление композиционного равновесия между элементами, имеющими оси симметрии, расположенные в разных координатных направлениях Он типичен для построения сложных объемно-пространственных композиций. Нужно иметь глубокое чувство гармоничной формы и понимание закономерностей симметричного формообразования, чтобы придать этим композициям уравновешенность. В частности, важно учитывать особенности восприятия пластической формы с разных точек зрения пространства ив разных ракурсах. При таком восприятии даже фактически симметричная композиция может зрительно восприниматься асимметричной, и задача ее гармонического построения приобретает в таком случае дополнительную сложность. Решение этой задачи требует повышенного внимания и глубокого чувства гармоничной композиции.
    Метр-ритм Гармонизация на основе использования метра и ритма предполагает установление закономерного порядка в расположении частей композиции. Чтобы такой порядок состоялся, в форме должно быть не менее трех элементов, хотя начало ему могут положить и два элемента. Каковы же объективные закономерности его установления Метр - простейший порядок, основанный на повторении равных элементов. Он подобен чередованию тактов в музыке. Повтор облегчает восприятие формы, делает ее четкой и ясной. Однако при большой протяженности метрическая композиция может выглядеть монотонной. Устранению монотонности способствует сочетание в композиции нескольких метрических рядов разного построения, выделение в метрическом ряду групп элементов, установление разрядок между группами, оживление метрического ряда за счет включения в него акцентов, изменение отдельных свойств повторяющихся элементов. Основные виды построения метрических рядов представлены в табл. 25. Добавим, что наиболее активным средством устранения монотонности в метрическом строе является его сочетание с ритмом или просто — ритмизация формы. В чем ее специфика Ритм — более сложный, чем метр, порядок чередования элементов композиции. Он основан на неравномерном изменении их свойств. Это изменение может касаться как самих элементов, таки интервалов между ними. При постоянном их изменении образуется непрерыв-
    1 безынтервальный ряд 2. интервальный 3. уплотненный 4. разряженный
    1
    безпериодный 10. периодный П.переодный 12. периодный
    равнозлементный разноэлементный
    J
    'однопериодный частый 14. однопериодный редкий 15. однопериодный 16. разноиериодный Табл. 2 5 . Основные виды метрических построений (рядов)
    Ное множество, которое может носить разный характер — резко или плавно изменяющийся Резкое изменение типично для простых жестких геометрических форм. Это — квадраты, треугольники, ромбы и т. п. Плавное изменение характерно для более сложных и мягких форм — Парабол, овалов, спиралей и т. п. Окружность вряд вторых не включается она образуется на основе формирования метрического, те. равномерно изменяющегося множества.
    УЧЕБНИК ДИЗАЙНА Если одним из полюсов ритмического построения является приближающийся к равномерному строю строгий ритмический порядок, то другим — порядок, основанный на свободном расположении элементов. Второй полюс граничит с аритмией или хаотичным расположением разных по своим свойствам композиционных элементов, ноне сводится к нему. Он остается средством гармонизации при условии создания крайне динамичной, но все же собранной композиции. Элементы в нем, при кажущейся случайности расположения, определенным образом упорядочены. Если порядок вовсе отсутствует, композиция распадается. Наиболее характерный прием построения ритма — изменение величины элементов. На таком изменении строятся нарастающие и убывающие ритмические ряды. Плавное нарастание ведет к построению спокойной ритмической композиции, резкое - напряженной. За чрезмерно резким изменением величины элементов кроется разрушение композиционно-ритмического строя. Другой распространенный прием — изменение интервалов между элементами. Сего использованием связано построение сужающихся и расширяющихся ритмических рядов. Первые ряды образуются за счет сокращения расстояний между элементами, вторые — за счет их увеличения. Степень изменения в данном случае будет определять замедление или ускорение ритма. Постепенное увеличение размеров интервалов ведет к зрительному утяжелению формы в направлении этого увеличения, и наоборот, уменьшение к ее облегчению. Ритму могут подчиняться такие средства построения композиции, как линия, цвет, геометрический вид, рельеф и др. Они в еще большей степени, чем величины и интервалы, подвержены эмоционально-зри­
    тельной оценке. Их восприятие основывается на ощущении постепенного нарастания или резкого убывания тех или иных свойств элементов композиции, например насыщенности цвета. Как и метр, ритм может быть составлен из одного или нескольких рядов, те. быть простым или сложным (многорядным. Сложные ритмические ряды могут быть образованы сочетанием разных метрических, метрических и ритмических или одних ритмических рядов. Ритмическая направленность сочетающихся рядов относительно друг друга может быть разной параллельной направленностью — когда свойства элементов в рядах одинаково изменяются, например возрастает яркость, увеличивается величина и т. д встречной — когда свойства изменяются неодинаково, например яркость возрастает, а величина уменьшается.
    Важно учитывать, что ритм, как и асимметрия, может развиваться в разных координатных направлениях — по вертикали, горизонтали ив глубину. При совмещении рядов разной координатной направленности образуется чрезвычайно сложный ритмический строй композиции. Он особенно ярко проявляется при использовании ритмических элементов в линейной форме. Важным средством его раскрытия служит так называемая ритмическая партитура композиции. Это графическое изображение формы, фиксирующее ритмическое расположение главных ее элементов. Такая схема в принципе должна сопровождать всякую дизайнерскую разработку.
    Отношения-пропорции Если метр и ритм определяют порядок расположения элементов композиции, то отношения и пропорции - их соразмерную связь между собой и с формой в целом. Отношения Характеризуют собой наиболее простой вид соразмерной связи элементов композиции. Определяются связью между двумя величинами формы, например длиной и высотой прямоугольника . С ком­
    позиционно-художественной точки зрения оцениваются численно и чисто зрительно. Могут быть сближенными и отдаленными К сближенным отношениям можно отнести те, которые находятся в пределах от 1:1 до 1:0,5. К отдаленным - от 1:0,5 до 1:0 (условно. Первые типичны для форм, приближающихся к квадрату и отличающихся монументальным, статичным характером. Вторые — для форм, приближающихся клине й ной форме и отличающихся в определенном
    ( вертикальном) положении неустойчивостью иле г костью (см. табл. 27, п. I). К сближенным отношениям можно причислить так называемое золотое сечение, или просто золото. Оно равно 1:0,62. Это отношение образуется на основе несложного геометрического построения с разделением стороны квадрата на соответствующие части (см. табл. 27, п. II). Особенность золота состоит в том, что оно включает в себя такие величины, которые соотносятся между собой также, как одна из них относится к составленному из них целому. По-другому это отношение выражается формулой, где большая величина так относится к меньшей величине, каких сумма — к большему отрезку. Оно характерно для уравновешенной формы и выражает так называемую золотую середину в построении композиции. К нему приближаются отношение, называемое функцией золота (1:0,89), и отношение сторон живого квадрата (1:0,94). Их особенность состоит в том, что они соразмерны золотому сечению, вытекают из него и гармонично сочетаются с ним. Пропорции Выражают соразмерность двух и более отношений Характеризуют гармоничную связь не одной, а нескольких форм. Главным их элементом часто служит так называемый пропорциональный модуль Он дает возможность производить композиционное построение на основе использования кратных величин, те. простого их умножения или сокращения в определенное число раз. Как правило, для модуля используются натуральные (целые) числа, позволяющие получить в результате их деления или умножения также целые, кратные ему числа. Модулем может быть не только число, но и любая величина, несвязанная с метрической или другой системой измерения. Им может быть любой элемент композиции, например ширина или высота прямоугольника. Сего помощью можно построить так называемую модульную сетку, в которую легко вписываются любые пропорциональные величины (см. табл. 27, п. III). На основе такой сетки легко строятся самые разные пропорци­
    онально-композиционные системы. С давних пор предпринимались попытки связать модульную систему с размерами человеческой фигуры. За основу их построения принимался размер кисти руки, стопы, предплечья с кистью, рост человека. Известны попытки построения композиционных систем на основе модульных сеток с использованием золотого сечения. Однако они не получили своего широкого распространения в силу сложности их перевода в общепринятую метрическую систему мер. В композиционном плане весьма эффективен и метод пропорциональной гармонизации форм на основе геометрического построения форм - прямоугольников. Он дает возможность наглядно установить пропорциональную связь элементов композиции друг с другом и с целым. Основным признаком установления такой связи является подобие геометрических фигур, составляющих композицию. Выражается оно в параллельности или перпендикулярности их диагоналей. Наличие параллельных диагоналей передает прямую пропорцию основных величин элементов композиции. Эта пропорция выражается формулой А : В = а : в. При перпендикулярном расположении диагоналей получается обратная пропорция — А В = в : а (см. табл. 27, п. IV). В зависимости от изменения пропорций
    * Подробнее о золотых отношениях см. библ. п. 9, часть 1, гл. 5.
    * Подробнее о «Модулоре» см. библ, пс УЧЕБНИК ДИЗАЙНА Табл. 2 7 . Основные виды отношений и пропорций

    I. Ряд прямоугольных форм с разным отношением сторон.
    II. Геометрическое построение и буквенно-численное выражение золотой пропорции
    III. Геометрическое построение и буквенно-численное выражение модульной сетки.
    IV. Построение и буквенное выражение прямоугольников на основе выявления прямой и обратной пропорции. зрительно меняется и характер композиции. Она отличается либо однонаправленным, либо разнонаправленным расположением пропорциональных форм. Важно отметить, что точное математическое нахождение тех или иных отношений и пропорций само по себе не является рецептом гармонического построения композиции. Даже применение золота не гарантирует ей остроты и выразительности. Если принятая соразмерность не отвечает содержанию формы, то она вовсе теряет свое художественное значение. В конечном счете только выраженное этой соразмерностью содержание дизайн-объекта определяет эффективность ее использования и выразительность построения композиции.
    размер-масштаб Эта пара средств гармонизации в отличие от предыдущей пары характеризует собой не внутреннее, а внешнее состояние или величину формы. Размер выражает абсолютную величину формы. Эта величина ни с чем не сравнивается. Она оценивается просто как большая или малая. Исходной для него является некая абстрактная единица, включаемая в ту или иную систему мер — метр, дюйм и т. д. В зависимости от размера форма характеризуется в композиционном плане как высокая или низкая, длинная или короткая и т. д. Масштаб же выражает относительную величину формы, соразмерную в той или иной степени с другой исходной величиной или, в композиционном плане, стем впечатлением, которое производит эта форма на человека. В распространенном значении такая величина заключает отношение натурального размера к изображаемому размеру. В этом смысле о такой величине можно говорить как о размерном масштабе. Он может быть выражен как в числах (численный масштаб) — 1:2,
    1:5, 1:10 и т. д, таки в линии —
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта