Устин учеб. дизайна. Мышленного университета им. С. Г. Строганова
Скачать 25.57 Mb.
|
21 Задание на выявление характера тонально - графических форм, передающих композиционно-художественные свойства разных материалов. Материал - ткань. Техника исполнения - покраска, печать, «процарапывание» и пр. Задание на выявление характера тонально - графических форм, передающих композиционно-художественные свойства разных материалов. Материал - дерево. Техника исполнения - протирка, печать, дорисовка и пр. Задание на выявление характера тонально-графических форм, передающих композиционно-художественные свойства разных материалов. Материал - мех. Техника исполнения - покраска, «набрызг по сырому, протирка и пр. Задание на выявление характера тонально-графических форм, передающих композиционные - художественные свойства разных материалов. Материал - стекло. Техника исполнения - заливка, печать и пр. Задание на выявление характера тонально-графических форм, передающих композиционно-художественные свойства разных материалов. Материал - мрамор. Техника исполнения - заливка, печать по стеклу и пр. Задание на выявление характера тонально-графических форм, передающих композиционно-художественные свойства материалов. Материал - мрамор. Техника исполнения - « заливка, « набрызг по сырому, «мармирование», печать и пр. Задание на нюансное и контрастное сочетание графических форм. Техника исполнения - коллаж. Задание на контрастное сочетание графических форм. Техника исполнения - коллаж. Задание на выявление острого характера графической композиции методика Борисовой Т.И.). Задание на контрастное сочетание графических форм. Техника исполнения - коллаж, «тамповка кистью, фломастер. Задание на выявление острого характера графической композиции методика Борисовой Т.И.). Задание на выявление острого характера графической композиции методика Борисовой Т.И.). ЦВЕТ С композиционной точки зрения цвет представляет собой специфическое средство, вызывающее у зрителя дополнительные эмоциональные ощущения по поводу графической формы. Он способствует достижению ее большей выразительности. По физическому состоянию цвет - составная часть света. Его физические свойства раскрываются в зависимости от двух факторов спектрального излучения или испускания (словарный термин) света, а точнее, прохождения его сквозь призму или прозрачную поверхность и отражения от предметной поверхности. Эти факторы (излучение и отражение) предопределяют образование двухосновных видов цветов. Первый вид представляют излучаемые (назовем их условно так) или световые, невещественные (по Иттену — 16, си отражаемые, вещественные (там же) или красочные цвета. Первые характерны для цветов, передаваемых компьютерной графикой, вторые — для используемых в традиционном графическом дизайне и современной полиграфии. Излучаемые цвета носят специфический характер. Среди них основными являются красный, синий и зеленый цвет. В смешении они дают белый цвет (табл. 3, п. 1). Их физические свойства подробно разобраны в специальной литературе, посвященной световой колориметрии, в частности исследованиям вопросов цветовой коррекции в компьютерных программах (19). Среди отражаемых цветов выделяются три основных цвета желтый, красный и синий. В гармоническом построении они образуют триаду цветов, которые при смешении дают черный цвет, занимающий ее центр (табл. 3, п. 2). Мы подробнее остановимся на компо- зиционно-художественных свойствах именно этих цветов. Прежде всего отражаемые цвета характеризуются разным хроматическим составом Они разделяются на ахроматические и хроматические. К ахроматическим цветам относятся белый и черный цвета, а также серые оттенки, получаемые от их смешения. В своем гармоническом построении они образуют основной ахроматический круг, в котором верхнее положение занимает белый цвет, нижнее — черный, а серые оттенки (среднесерые, светлые и темные) располагаются в промежутке Между ними (табл. 3, п. 3). При таком построении четко определяются отношения между основными и дополнительными или смежными ахроматическими цветами. Более тонкая градация черно-белых цветов * По современным компьютерным данным эти цвета образуют триаду желтого, пурпурною розового) и голубого цветов. Для учебной композиционной практики, однако, ее целесообразно рассматривать как сочетание желто-красно-синих цветов. Задание на выявление острого характера графической композиции методика Борисовой Т.И.). 3. основной ахроматический крут 4. полный ахроматический круг основной цветовой круг 6. полный цветовой круг ( композиционный) Табл. 3. Основные виды цветовых гармонических построений позволяет построить полный ахроматический круг, в котором оттенки черного и белого цвета плавно переходят друг в друга (табл. 3, п. 4). Четко видеть этот переход — важнейшее требование, предъявляемое к дизайнеру, строящему ахроматическую композицию. Оно успешно выполняется, когда дизайнер сознательно подходит к подбору тональных отношений элементов композиции в связи с решением тех или иных композиционных задач. Например, задачи целостной организации цветового графического поля с использованием одних светлых или одних темных черно-белых оттенков. К хроматическим цветам относятся чистые цвета спектра, получаемые при разложении дневного света, проходящего сквозь светопрелом- ляющую призму. В первую очередь они различаются по цветовому тону. При своем упрощенном гармоническом построении эти цвета образуют основной хроматический круг, в котором цвета располагаются в порядке, соответствующем их физическому расположению в спектральном ряде как, например, в радуге. В целях более четкого композиционно-графи- ческого представления этого круга вряд спектральных цветов нами введен промежуточный цвет, занимающий место между зелеными желтым цветами, который образуется от их смешения. Это желто-зеленый цветовой тон. При его введении основные цвета — желтый, красный, синий и зеленый занимают противоположные места на диаметрах круга — табл. 3, п. 5 (в точном компьютерном построении желтый, пурпурный и голубой цвета располагаются в круге под углом в 120 градусов. Между ними располагаются смежные оттенки — оранжевый, фиолетовый и тот же желто- зеленый цвета. При таком расположении четко образуются пары противоположных, так называемых дополнительных цветов, которые при сопоставлении дополняют, усиливают звучание друг друга. При более тщательном смешении хроматических цветов образуются оттенки, которые в том же гармоническом порядке образуют так называемый полный цветовой круг (табл. 3, п. 6). В его построении сохраняется принцип противоположного расположения основных и смежных цветов. Объективные закономерности построения этого круга важно Учитывать при построении графических композиций, наполненных Разнообразными хроматическими оттенками. Второе важное композиционное свойство хроматического, как и ахроматического, цвета — светлота Она означает степень присутствия в нем белого или черного цвета. При разном количестве отраженного све- * Тем же программы уточняют эти данные. Желтый цвет пота к им программам дополняет фиолетовый ан е синий, пурпурный- зеленый, голубой- оранжево- красный В целях облегчения работы формальными цветовыми композициями целесообразным представляется все же составление представленного нами цветового условно композиционного) круга. 1. триада основных излучаемых. триада основных отражаемых световых) цветов красочных) цветов Разрез наглядно представляет отношение насыщенных цветов разной степени яркости к серому цвету, расположенному в центре цветового шара. Табл. 4. Гармонические отношения цветов по яркости и насыщенности. Цветовой шар та хроматический цвет выглядит светлым или темным. Его крайние состояния собственно белый и черный цвета. Переход к ним спектральных цветов показан в табл. 4, пп. 1, 2. Третье основное свойство цвета — насыщенность Она определяется как отношение хроматического (спектрального) цвета к серому цвету Чем чище, заметнее хроматический цвет на фоне серого, тем он насы- шеннее — табл. 4, п. 3. В композициях в целях достижения большего единства используются, как правило, цвета одной степени насыщенности. При этом общая цветовая композиция оценивается как мягкая сдержанная, спокойная. Если применяют резко отличающиеся цвета, причем по нескольким свойствам, например светлоте и насыщенности, то она оценивается как активная, контрастная. Резкое отличие цветов по светлоте и насыщенности выражается понятием цветовой контрастности. Яркость цвета связана сего цветовым тоном, насыщенностью и светлотой и вызывает ощущение повышенной силы света и повышенном освещенности поверхности. Так, ярко-красный или ярко-синий цвет создает впечатление поверхности, освещенной лучами от сильного источника света. Уточним, что совокупность оттенков в цветовой композиции опредеЯ ляется как тональность или цветовая гамма Сочетание многих цветов, составляющих не одну, а несколько гамм, рассматривается как полихромия, или палитра цветов (колорит. Следует заметить, что в практике графического дизайна довольно редко используются чистые спектральные цвета. Большей частью им придается разная яркость. К тому же они смешиваются. В связи с этим встает проблема гармоничного сочетания таких сложных цветов. Теоретически она решается путем гармонического построения так называемого цветового тела. Это тело или наиболее полная и наглядная модель сочетающихся цветов представляется в различных видах — кубе, цилиндре, двухвершинном конусе (юле) или шаре. Цветовой шар наиболее полно и наглядно дает представление о гармонических отношениях цветов по светлоте и насыщенности. На концах его вертикального диаметра располагаются основные ахроматические цвета белый вверху и черный внизу. Центр занимает серый цвет. По экватору располагаются насыщенные цвета спектра. При приближении к полюсам они вы- светляются или утемняются, а при приближении к центру теряют насыщенность табл. 4. Цветовой шар дает возможность легкого прочтения взаимоотношений и свободного подбора в графических композициях самых разных цветов. Специфичны родственные отношения цветов, образующих полные ахроматический и хроматический круги. В целом они сводятся к соче- Табл. 5. Цвета разных родственных отношений Левый вертикальный ряд - близкие (нюансные) цвета. Правый вертикальный ряд - далекие (контрастные) цвета. таниям близких и далеких цветов. Их характер определяется расположением оттенков в разных частях полного цветового круга. По родственным отношениям в этом круге можно выделить следующие цвета ахроматические — построенные на сочетании ахроматических оттенков, монохроматические — отмеченные сочетанием оттенков одного хроматического цвета, • бихроматические — тоже рядом расположенных цветов, • дихроматические — тоже дополнительных цветов, полихроматические — тоже разных цветов. Все указанные виды родственных цветов, их отношения и расположения в полном цветовом круге наглядно представлены в табл. 5. Следует уточнить, что они носят условный ив тоже время принципиальный характер. Естественно, в композиции могут использоваться и более сложные (тонкие) связи, устанавливаемые при решении конкретных композиционных задачи нахождении своеобразных колористических сочетаний. В отношении площадей цветовых полей (или пятен) обнаруживается следующая закономерность чем тон светлее, тем его площадь по сравнению с темным тоном выглядит больше. При учете этой закономерности обеспечивается зрительная равновеликость разных по светлоте цветовых полей, включаемых в композицию. Здесь, видимо, действуем закон зрительного удаления и соответственно уменьшения темных цветных полей и приближения (увеличения) светлых. Для создания равномерно заполненной плоскости в ахроматической композиции при максимальном размере черных пятен минимальная площадь отводится белым пятнам. При использовании близких (серых) ахроматических пятен отношения между их площадями принимаются в среднем от 1:10 до 1:1. Аналогичным образом при построении целостной графическом композиции устанавливаются взаимоотношения яркостных площадей хроматических цветовых пятен. При этом исходным принимается условие, что равносветлые теплые и холодные цвета, например оранжевые и зеленые или красные и фиолетовые, выглядят по-разному: первые светлее и соответственно кажутся большими по площади, чем вторые. Как можно заметить, отношения цветов по занимаемой площади напрямую связаны сих отношениями но зрительной удаленности. Наибольшую такую удаленность имеет черный цвет, наименьшую — белый цвет. Изменяя светлоту и площадь цветовых пятен, можно добиться зрительного сохранения или разрушения графической плоскости. Однако следует учитывать, что при крайне большой цветовой площади эффект его удаленности имеет обратную силу светлая площадь зрительно раздвигает пространство, темная — сдвигает, зрительно подавляя человека. 1. ахроматические цвета 2. монохноматические цвета 3.. бихроматические цвета 4. дихроматические цвета 5. полихроматические цвета Цвет Вызываемые чувства черный горечи, одиночества, страха темно-серый усталости, вялости, безысходности 1 средне-серый безмятежности, неопределенности светлый зеленый легкости, нежности темный зеленый удрученности, подавленности * Исследования показали, что привоз действии активного красного цвета пульс человека повышается до ударов в минуту, ас и него- снижается прите х же условиях восприятия цвета до. легкие и холодные цвета 4. выступающие и отступающие цвета 5. жесткие и мягкие цвета Цвета представлены По полному цветовому кругу. Табл. 6. Основные виды цветов, различающиеся композиционно-художественными свойствами Можно выделить также различие цветов по той же зрительной теплоте, легкости и мягкости (Эти свойства цвета определяются чисто эмоциональной реакцией зрителя, связывающего его с ощущениями разных по цвету природных материалов и форм, например льда, снега воды, зелени, песка, солнца, огня и т. д) В целом оно наглядно проявляется в построении полного цветового круга. Характер этого различия представлен в табл. 6. Необходимо признать, что ион относителен, ибо вытекает из субъективных впечатлений, производимых цветом. Однако схожесть его оценки многими людьми дает основание считать такое различие также принципиальным. Чрезвычайно важен для построения цветовой графической композиции учет такого художественного свойства цвета, как активность Определяется она разной степенью чисто зрительного его возя действия на человека. По такому воздействию различают более активные цвета - ярко- красно- оранжевые и менее активные- фио- летово-синие*. Нейтральными по воздействию считаются желто-зе- леные оттенки. В колористике выделяется и такое важное композиционно-художе- ственное свойство цвета, как его эмоциональное воздействие на человека. Оно также носит субъективный характер. Однако выявлены и некие общие закономерности его проявления. Данные, приведенные в учебниках по цвету, представляют следующий, довольно развернутый ряд отношений между цветом и чувствами человека 2. теплые и холодные цвета I. светлые и темные цвета Указанные отношения могут служить отправной точкой для построения образной цветовой графической композиции (подробнее об образе см. ниже — глава III, раздел Образность. В дополнение к сказанному можно выделить психологические и образ но-эстетические свойства разных цветов. Они сводятся к следующему Цвета Психологические свойства Цвета Образно-эстетические свойства или выражение характера темно- коричневые подавление розовые изысканности, утонченности светло- охристые успокоение красно- золотистые роскоши и богатства фиолетовые сосредоточение пурпурно- золотистые достоинства и власти карминные стимулирование красный и белый торжества и парадности красно-желтые возбуждение черный и белый деловитости и строгости ярко- оранжевые раздражение розовые и голубые мягкости, интимности Цвет Вызываемые чувства красный тревоги, беспокойства оранжевый энергии, энтузиазма, подъема желтый радости, бодрости, восторга ярко-зеленый уравновешенности, надежды голубой возвышенности, устремленности ввысь синий тишины, покоя Задание на построение цветовой графической композиции с выражением определенного художественного образа. Вверху - образ нежности, внизу -спокойствия. УЧЕБНИК ДИЗАЙНА Задание на построение цветовой графической композиции с выражением I определенного художественного образа. Вверху - образ напряженности, I внизу - тревоги. Знание вышеперечисленных свойств цвета позволяет более осмысленно подходить к решению тех или иных колористических задач в построении графических композиций. После всего сказанного о графике перейдем к рассмотрению пластических средств построения композиции, объединенных понятием пластика. ПЛАСТИКА Пластические композиционные средства отличаются от графических средств тем, что выражаются в формах, развитых не в двух, как на плоскости, а в трех основных координатных направлениях по горизонтали, вертикали и глубине. Разное развитие формы в томили ином направлении обуславливает разный его пластический характер — линейный, плоскостной, объемный и пространственный. Остановимся на каждом из этих видов пластических форм. Линейно-пластическая форма В отличие от графической линии она характеризуется развитием водном направлении — в длину, в ширину или в высоту, имея при этом хотя и слабовыраженную, но все же определенную толщину. Воплощенная в томили ином материале, она, таким образом, обладает некой массой При такой развитости эта форма выявляет свой легкий, открытый пластический характер. Уточним, что открытость линейной формы имеет свои пределы, которые определяются плотностью заполнения пространства ее элементами. Приз нач и тельном количестве таких элементов и их приближенности друг к другу линейно- пластическая форма как бы смыкается, приобретая черты плоскостной, объемной или даже пространственной формы (см. далее в этой главе. Характерный пример — плотная по массе, мелко ячеистая решетка или объемно- пространственная структура, составленная из линейных форм. Другое крайнее состояние линейно- пластической формы вытянутый массивна пример, колонна, приближающийся к закрытому объему. Композиционный характер линейно-пластической формы во многом раскрывается в связи с ее расположением по координатным осям. Расположение по горизонтали обеспечивает этой форме устойчивость, а по вертикали (как и наклон) — динамичность (см. далее главу "Средства гармонизации художественной формы, раздел «Статика- Динамика»)- первой, либо ко второй. В табл. 7 представлены основные виды фактурных поверхностей в порядке их перехода от менее выраженных к более выраженным, приближенным к рельефу. Как видно из таблицы, фактурная поверхность может отличаться большим разнообразием. Важно учитывать, что ее пластический характер выявляется тем сильнее, чем она сильнее выступает и ближе к зрителю. С дальних Табл. 7. Основные виды фактурных поверхностей. Образцы представлены в порядке увеличения фактуры. |