Главная страница
Навигация по странице:

  • Табл. 18. Основные виды материалов разного сочетания 1-8 - контрастного сочетания. 9-16 - нюансного сочетания.

  • 1. точечно-световые формы 2. линейно-световые формы 3. плоские световые формы 4. контражурные световые формы 5. объемно-световые формы

  • Устин учеб. дизайна. Мышленного университета им. С. Г. Строганова


    Скачать 25.57 Mb.
    НазваниеМышленного университета им. С. Г. Строганова
    АнкорУстин учеб. дизайна.pdf
    Дата21.09.2017
    Размер25.57 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаУстин учеб. дизайна.pdf
    ТипДокументы
    #8899
    страница4 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    Глубинно-пространственная композиция Характеризуется преимущественным развитием в глубину и восприятием изнутри Последний признак предопределяет ее важное художественное значение в дизайнерском творчестве. Выражается оно в широком включении разных пластических форм в глубинное пространство. Его протяженность определяется отношением глубины пространства к ширине. При отношении менее чем 1:1 пространство характеризуется как относительно неглубокое (поперечное, при отношении более чем
    1 : 1 - как глубокое (продольное. При отношении, равном 1 : 1 , - средней глубины. Важный композиционный признак или художественное свойство глубинного пространства - открытость Степень открытости выражается отношением глубины пространства к высоте ограничивающих его плоскостей. Если отношение больше, чем 2:1, то пространство считается открытым, если меньше — замкнутым. Вполне оправдано уточнение этих данных в связи с обращением к масштабной характеристике пространства и его подразделением на неограниченное (открытое) и ограниченное (замкнутое.
    Табл. Основные приемы зрительной трансформации внутреннего пространства за счет тона
    Задание на построение глубинно-пространственной композиции с включением графики. Задача выявление характера открытого пространства - вверху, выявление характера замкнутого пространства - внизу. Задание на построение глубинно-пространственной композиции с включением графики. Вверху - графика подчеркивает характер пластической организации пространства, внизу - обогащает его.
    Задание на построение пространственной композиции с решением задач выявления цветом ее характера и его обогащения. Задание на построение пространственной композиции с решением задач выявления цветом ее характера и его обогащения.
    значению задач, например понижения и повышения пространства, его расширения и сужения и др. Сложные задачи, естественно, требуют совмещения средств, построения более сложной пространственной композиции. В дополнение рассмотрим такие специфические пластические средства построения композиции, как материал и свет. Материал В разделе Плоскостная форма мы уже говорили о пластических свойствах поверхности, обусловленной ее внутренним строением и обработкой. Здесь уточним этот вопрос, связав его спр имен е ни ем в объектах дизайна материала. Применение материала в дизайн-фор­
    ме обусловлено прежде всего решением функциональных (утилитарных, конструктивных и др) задач. Но подчиняется оно и закономерностям художественного формообразования. Это подчинение предполагает четкое и яркое раскрытие в форме композиционно-ху­
    дожественных свойств используемого материала. Косно в н ы м таким свойствам можно отнести натуральность, декоративность и однородность Принципиальное различие по ним разных материалов представлено в табл. 17. Наиболее ярко композиционно-художественные свойства проявляются в текстуре материала. Как отмечалось выше, текстура, выраженная в рисунке поверхности, отражает его внутреннее строение. Ее можно разделить насильно и слабовыраженную. Первая — это текстура, подобная поверхности таких пород дерева, как орех, карельская береза и т. п. Ее прекрасно передают узоры драгоценных и полудрагоценных отделочных камней. Среди каменных текстур особенно ярко выделяется своей яркостью и декоративностью рисунка текстура мрамора и армянского туфа. К слабовыраженной текстуре можно отнести поверхности относительно мягких и однородных пород дерева ясеня, бука, липы и др, а также срезы однородных каменных структур — гранита, известняка и др. Текстура разных материалов по-разному влияет на построение композиции. В одних случаях она слегка моделирует пластическую форму, в других — четко выявляет рисунок поверхности. Первый случай закономерен в моделировке мелких форм, воспринимаемых вблизи, второй — в крупных формах, воспринимаемых издали. В наше время создаются новые искусственные материалы, обладающие весьма выразительной текстурой. Это касается различного рода мягких и твердых полимеров и полимерных покрытий (ламина-
    Табл. 17. Основные виды материалов противоположных композиционных свойств тов, композитных соединений, сплавов металлов с разного рода напылите ля ми, отделочной керамики и др. На основе применения этих материалов создаются формы, отличающиеся крайним разнообразием декоративных свойств. Отношение кн им разное. Одни вполне допускают их применение в современном дизайну Другие отдают предпочтение только естественным материалам. Наиболее рациональным представляется использование как традиционных таки новых материалов при допущении качественных имитаций согласующихся с четким функциональными художественным их применением. По фактуре материалы можно разделить на выявляющие пластику формы и сглаживающие ее. К первым можно отнести те, которые в силу своих естественных свойств хорошо передают изломы, повороты, изгибы формы. Это твердые материалы с гладкими поверхностями — металлы, стекло и др. Вторые зрительно как бы смягчают пластику формы. К ним можно отнести мягкие материалы, имеющие пористую структуру, матовую или шероховатую поверхность. Это - камни типа туф, известняк, ракушечник и др, шамоты, поролон ы и др. Характер фактурной поверхности материалов выявляется на уровне как ее зрительного восприятия, таки тактильного (физического) ощущения. Фактура четче раскрывается при близком рассмотрении. Поэтому ее целесообразнее всего использовать в качестве композиционного средства в дизайн- формах, непосредственно связанных с человеком. При прикосновении ярче всего передаются такие композиционно- художественные свойства материалов, как мягкость и теплота. Следует учитывать, что палитра фактур в значительной мере расширяется при обработке материалов. С помощью разной обработки часто достигаются зрительные эффекты, противоположные тем, которые производят материалы в своем естественном, необработанном виде. Матовые поверхности, например, становятся блестящими, шероховатые выглядят полированными и т. д. Важно, чтобы обработка отвечала художественным задачам формообразования, велась с учетом достижения выразительности композиции. Несколько слово цвете, присущем тому или иному материалу. В силу своего особого натурального характера такой цвет заключает в себе значительный художественный потенциал, который следует эффективно использовать в композиционной работе. Его применение в принципе подчиняется тем закономерностям достижения цветовой гармонии, о которых говорилось выше, в разделе, посвященном цвету как графическому средству. Специфичным здесь является лишь подбор цветных материалов, отличающихся в основном светлотой, хотя возможно установление между ними и болеет он к их колористических отношений, например теплых и холодных оттенков. Таким образом, выявляется различие материалов по композицион­
    но-художественным свойствам. Оно дает основание для их выразитель-
    Табл. 18. Основные виды материалов разного сочетания
    1-8 - контрастного сочетания.
    9-16 - нюансного сочетания.
    ного сочетания. В табл. 18 представлено такое сочетание (контрастное и
    Нюансное). Удачные примеры его применения в формальных композициях см. илл. 53, 54.
    „ . . „ ^ r . « i r u В заключение главы обратимся к такому специфичному композици­
    онно-пластическому средству, как свет.
    Свет Имеет большое значение в раскрытии пластических свойств формы, освещаемой как естественным, таки искусственным светом. Естественный свет разделяется по степени яркости на повышенный, средний и пониженный. Первый характерен для прямого солнечного освещения, второй — дневного рассеянного света (при облачном небе, третий — сумеречного. Каждый вид по-своему влияет на раскрытие пластики формы. Солнечное освещение В противоположность сложившемуся представлению выделяет в пластике только свети тень (не передает нюансы формы. Так, цилиндрическая форма при таком ярком прямом освещении выглядит в целом плоской, а при освещении сбоку выделяется только своей светлой, освещенной и темной, теневой стороной. Именно поэтому для выявления ее пластического характера (округлости) в этом освещении в ней используются дополнительные пластические средства. Это — переломы формы (грани, углы, контррельефные профили (каннелюры, орнаментальные рельефы и др. Число граней в форме не должно превышать того количества, за которым эта форма в солнечном освещении выглядит плоской (не искривленной. Указанная особенность должна учитываться и при рельефной разработке освещаемой плоскости. Рельефна ней целесообразно делать настолько глубокими крупным, чтобы пластический рисунок воспринимался четко, не как графика с пробелами и темными пятнами. Особенности пластической моделировки формы с учетом ее естественного освещения разной направленности раскрыты в табл. 19. Рассеянный свет хорошо выявляет силуэт формы, которая смотрится на его фоне контражуром. Его формомоделирующие свойства специфичны. При таком свете горизонтальная пластика выглядит контрастнее вертикальной, рельеф лучше всего воспринимается при глубине 3—7 см, более заметны резкие переломы, чем плавные переходы формы, глубина вертикального рельефа мало влияет на его восприятие, контрастнее выглядит более мелкая пластика, чем крупная, цилиндрическая форма четче выглядит на фоне светлых, а не темных плоскостей. Широкие композиционно-художественные свойства естественного Рассеянного света ярче всего проявляются в световой моделировке пространственной формы, особенно внутреннего пространства. В зависимо Каннелюры - вертикальные рельефные членения цилиндрической формы.
    ** Данные по библ, п. 7, стр. 10.
    Важно учитывать, что при рассеянном свете выступающие плоские элементы, имеющие один тон с отступающими элементами, выглядят чуть светлее. При боковом же, ярком солнечном освещении - наоборот, темнее (прямой солнечный свет не дает никакого различия. Этот зрительный эффект, называемый положительными отрицательным контрастом, особенно ярко проявляется в участках сопряжения светлых белых) элементов. Пониженное естественное освещение В условиях такого освещения важно учитывать разность цветовой и тональной передачи формы ярче светлее) выглядят холодные тона, теплые — темнеют. Последние в композиционном плане часто требуют повышения яркости. Наиболее точная передача происходит при рассеянном дневном свете. Прирезком переходе зрителя от яркого солнечного света к тени (пониженному освещению) снижается чувствительность глаза. Такой переход обуславливает использование в форме, расположенной на стыке света и тени, более глубокой рельефной пластики и яркого цвета. Искусственный свет. Имеет важное композиционно-художественное значение в наше время. Выступает не только формомоделирующим, но и формообразующим средством построения композиции. В принципе обладает теми же свойствами, что и естественный свет. Специфика - в крайнем разнообразии образуемых им форм и их самых широких художественных возможностях в построении пластических композиций. Важнейшее композиционное свойство искусственного света - характер распространения или направленность Поэтому свойству его можно разделить натри основных вида прямой, рассеянный и отраженный. Первый характеризуется открытостью источников света, образующих яркое, четкое по очертаниям световое поле. Второй — проходит сквозь полупрозрачные экраны или люверсы*, создавая менее яркое, но, как правило, более значительное по площади, мягкое освещение. Третий - направленный на фоновую плоскость (или плоскости) и отличающийся плавностью перехода отсвета к тени. Разновидностью этого света выступает контражурный свет, который также отражается от фоновой поверхности, но при этом четко выявляет силуэт экранирующей его формы. Искусственно созданная световая форма может иметь разный геометрический вид По нему она может быть разделена на точечную, линейную, плоскостную, объемную и пространственную форму. Первая образуется от свечения отдельных ламп накаливания. Вторая - люминесцентных ламп дневного света и газосветных (неоновых) трубок. Третья — открытых ламп, заполняющих плоскость. Четвертая — за Люверсы — это разного рода формы, рассеивающие свети выполненные чаще всего и виде решеток, отличающихся по рисунку, материалу, цвету и другим композиционным признакам.
    1. точечно-световые формы
    2. линейно-световые формы
    3. плоские световые формы
    4. контражурные световые формы
    5. объемно-световые формы
    6. пространственно-световые формы Табл. 2 1 . Основные виды светопластических форм крытых светящихся объектов. Пространственная световая форма создается источниками, включенными в пространство в виде отдельных световых элементов.
    Световая искусственная форма может различаться также очертаниями, размерами и цветом В совокупности все эти свойства предопределяют ее композиционный характер или так называемую световую пластику. Основные виды этой пластики раскрыты в табл. 21. Сих учетом моле­
    но говорить о самых широких возможностях достижения художественной выразительности световой композиции. Искусственный свет может выявлять пластический характер и дневной формы (плоскостной, объемной и пространственной, выделять в ней акценты. Он может зрительно преображать эту форму, создавая новые, порой негативные по отношению к ней пластические эффекты. Проведенный впервой главе анализ подводит к решению другой важной проблемы композиции — установлению гармонической связи между всеми ее средствами построения. Это установление есть гармонизация формы. Она осуществляется с помощью своих специфических средств. К их рассмотрению мы и переходим. Глава II Средства гармонизации художественной формы Гармония в композиционном плане есть согласованность, соразмерность частей ( элементов) и целого. Это поиски есть выражение того общего характера формы, который обуславливает достижение наиболее целостного иглу бок ого от нее впечатления. Согласованная в частях, гармоничная форма убеждает, выглядит совершенной, собранной, красивой. Гармоничность — важнейший, независящий от вкуса признак выразительной композиции. Каковы же средства ее достижения Обратимся к первому из них — паре нюанс и контраст.
    Нюанс-контраст Эта пара средств гармонизации характеризует степень сходства и различия элементов композиции. Она может быть выявлена только при сравнении элементов по одному композиционному свойству, например размеру или геометрическому виду. Разнородные по свойст-
    • Гармония - от греческого harmonia, что означает стройность, соразмерность.
    УЧЕБНИК ДИЗАЙНА Такая композиция основана на повторе одинаковых элементов - раппортов. меняется и характер композиции при сглаживании различий она становится более спокойной, при их увеличении — острой. В целом нюанс способствует установлению зрительного равновесия между частями композиции, достижению ее цельности. Пример — цветовое сочетание, основанное на сближенных тонах, представляющих собой единую цветовую гамму, воспринимаемую как целостный хроматический ряд. Контраст. Представляет собой резкое отличие элементов композиции, р р и его использовании сильнее выявляются художественные качества каждого элемента. Оно может быть, также как и нюансное различие, сдержанными обостренным. Сдержанный контраст проявляется прирезком различии второстепенных элементов. Скажем, тогда, когда эти элементы выполнены в контррельефе и горельефе или имеют дополнительные цвета. Обостренный контраст имеет место прирезком отличии главного элемента от второстепенных элементов. Он может быть выражен в размерах, расположении, цвете, пластике формы. При нем композиция приобретает динамизм и самую большую активность в плане воздействия на зрителя. Примечательно, что субъективные представления о контрасте бывают весьма обманчивыми. Например, многим кажется, что самый резкий контраст существует между белыми черным цветом. Это не так. В ряду цветов, находящихся в контрастных отношениях, пара белый и черный цвет занимает далеко не первое место. Вот этот ряд 1 — желтый и черный цвета, 2 — зеленый и белый, 3 - красный и белый, 4 - синий и белый, 5 - белый и черный (!), 6 - красный и желтый и т. д. В конце него стоит наименее контрастное яркостное отношение красного и зеленого цвета. Полярность. Характеризуется тем крайним состоянием контраста, при котором наиболее ярко проявляется полное различие элементов по всем их композиционным свойствам. Например, элементы расположены вверти кальном и горизонтальном направлении, выступают из плоскости и утопают и т. д. Типичный случай полярности — сочетание в композиции дополнительных, крайне различных по площади, темных и светлых, теплых и холодных цветов главного и второстепенных элементов. Приполярном их соотношении композиция становится предельно активной, динамичной. Она подходит к черте, за которой начинается ее разрушение. Задача Дизайнера заключается в том, чтобы не допустить этого разрушения, наиболее ярко раскрыв художественные свойства каждого элемента. Решается она на уровне достижения равновесия между элементами по какому-то одному признаку и установления крайнего различия по всем прочим свойствам. Пример — использование в композиции элементов, равных по Размеру, но разных по пластике, расположению, цвету, тону и пр. Абсолютное расхождение элементов по всем признакам ведет к разрушению Композиционной связи между ними, образованию хаоса. Построение по- вам элементы, оцениваемые раздельно, скажем, отличающиеся размером и цветом, несопоставимы. Элементы могут находиться в ню- ансном отношении по одному признаку и контрастном - по другому. Крайними полюсами отношения «нюанс—контраст» являются полное сходство или тождество элементов композиции, с одной стороны, и их полная противоположность - полярность, с другой. Каждый член ряда между этими состояниями формы характеризуется своими композиционными свойствами. Заключаются они в следующем. Тождество. Означает непросто схожесть, а аналогию элементов. Оно может быть полным (абсолютными частичным. Полное сходство выражается в одинаковости элементов по всем их композиционным свойствам, например размеру, цвету, пластике и т. д. На его основе часто строятся так называемые раппортные композиции. В таких композициях элементы повторяются, образуя одинаковые орнаментальные ряды и равномерно заполненные, декоративные плоскости. Характерная черта этих композиций — возможность свободного развития в любом направлении. Их выразительность заключается в рисунке не только самих повторяющихся элементов, но и пробелов, которые образуются между ними. Композиция, составленная из тождественных элементов, носит спокойный, уравновешенный характер. При абсолютном тождестве элементов она может отличаться монотонностью. Устранению монотонности способствует достижение их частичного сходства. Частичное сходство означает отношение в целом одинаковых элементов, имеющих, однако, небольшое различие по какому-то одному признаку. Выражается оно, например, в композиционной связи аналогичных по размеру, расположению, конфигурации, фактуре и несколько отличающихся по цвету элементов. Такая связь позволяет придать композиции некоторую живость, активность в плане ее воздействия на зрителя. Нюанс. Характеризуется слабым различием элементов композиции по основным композиционным признакам. Например, в фактурных поверхностях он представляет крупную и мелкую зернистость, в цвете — оранжево-красные и красные оттенки и т. д. Нюансное отношение может быть сближенными отдаленным. Сближенное отношение предполагает построение композиции с использованием элементов, которые характеризуются так называемым обратным изменением свойств, например увеличением размеров и уплощением рельефа. Отдаленное отношение выражается прямым или параллельным изменением свойств элементов, например возрастанием яркости цвета и увеличением размеров. Соответственно при той или иной нюансировке

    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта