Главная страница
Навигация по странице:

  • КОМПОЗИЦИОННО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ

  • обоснованным контрастом цветовых сочетаний и сложным (крупными мелким)

  • I формы. |Совоеменная люстра - характеризуется рациональностью решения хорошим рассеиванием яркого света) при остроте нарядной пластической формы.

  • I горизонтальных открытых и закрытых пластических форм, цветных плоскостей I и разных материалов.

  • I объемной формы изысканной графикой. Группа светильников в тротуарной зоне пассажа - образец выразительной пространственной пластики, удачно дополненной ярким цветом.

  • Устин учеб. дизайна. Мышленного университета им. С. Г. Строганова


    Скачать 25.57 Mb.
    НазваниеМышленного университета им. С. Г. Строганова
    АнкорУстин учеб. дизайна.pdf
    Дата21.09.2017
    Размер25.57 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаУстин учеб. дизайна.pdf
    ТипДокументы
    #8899
    страница7 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    во времени В отличие от художественного образа, воспринимаемого, скажем, при восприятии произведения станкового искусства, образ ди­
    зайн-формы постигается не сразу, а во времени ив течение длительной эксплуатации объекта. И чем дольше это постижение, тем глубже человек проникает в образ, в том числе и прежде всего в функциональную его составляющую. При длительном восприятии часто наступает момент, когда форма выглядит морально устаревшей. Тогда требуется ее усовершенствование либо реконструкция, а то и вообще замена на новую форму. При этом происходит углубление старого или раскрытие нового образа. Лучше всего, когда замена или обновление формы заранее запрограммированы и могут производиться по истечении определенного времени безболезненно для новой образной формы. Целостность Это всеохватывающий и объединяющий принцип композиционно- художественного формообразования в дизайне. Он предполагает установление самой тесной связи между всеми средствами и приемами построения композиции. В результате такого установления выявляется общий характер формы, определяющий в конечном счете всю силу ее воздействия на зрителя. При отсутствии такого характера форма выглядит негармоничной, дробной, не целостной. Приемы достижения целостности композиции чрезвычайно разнообразны. Это, в частности, отмеченное выше совмещение пластических и колористических рядов в ритмическом строе формы, соблюдение пропорций, охватывающих форму в целом и ее части, установление со
    УЧЕБНИК ДИЗАЙНА подчиненности элементов и др. При использовании таких приемов важен поиск того гармонического ключа формообразования, который бы открывал путь к объединению композиции. Этим ключом и выступает общий характер формы. Он должен выражаться ив образном строе, ив пропорциях, ив масштабной характеристике, и во всех других внутренних свойствах формы. Раскрытие общего характера особенно затруднено в композициях построенных на контрастном сочетании элементов. Целостность здесь достигается за счет установления единства в многообразии те. такой связи между контрастными элементами, которая бы обеспечивала единство композиции при различии и выявлении специфических композиционных свойств ее элементов. Различие может выражаться, например, в их величине, а сходство, ведущее к единству, — в расположении или цвете. Связь, достигнутая сопоставлением только равных, простых элементов, обеспечивает целостность, граничащую с однообразием, монотонностью, с состоянием, при котором композиция теряет выразительность. Достижению целостности способствует согласованность элементов за счет их группировки вокруг главного центра, уменьшения количества, а также локализации и укрупнения формы. Эти приемы, однако, не должны приводить к упрощению композиции. Недостаток может быть устранен при помощи нюансировки, например, растяжки цвета в пределах одной гаммы, тонкой фактурной обработки поверхностей, их мелкого членения и прочих приемов. Важнейшее свойство целостной композиции — системность Определяется она соответствующим подходом к формообразованию или его системным методом. Внедряется этот метод в дизайн-практику сравнительно недавно, но уже получил достаточно широкое применение в силу своей эффективности. Выражается он в анализе и построении формы с учетом влияния на нее различных функциональных и художественных факторов. Отражение связи между этими факторами в дизайн-форме - залог достижения ее целостности. Системный подходили метод не ограничивается анализом отдельной формы. Он распространяется и на построение комплекса или, говоря языком художественного формообразования, — ансамбля, составленного из нескольких форм, которые в своей совокупности выступают уже в качестве элементов развернутой композиции. Специфика такого построения заключается в его многоплановости. В принципе системное построение подчиняется тем же объективным закономерностям гармонизации, которые определяют разработку отдельной формы и рассмотрены в данном пособии.
    * Попытка теоретического разрешения проблемы системного анализа предпринята, в частности, в работе Кагана Ми Коскова М. (см. библ, п. 10). ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итог всему рассмотрению, можно сделать следующие главные выводы.
    1. Композиция в дизайне есть специфичная творческая деятельность, направленная на создание форм, отличающихся четкой функциональной обусловленностью и вместе стем художественной выразительностью.
    2. Предметом композиционно-художественного образования в дизайне выступает форма, в которой четко и ярко раскрываются художественные свойства составляющих ее элементов, эффективность применяемых в ней разных композиционных средств и приемов гармонизации.
    3. Определяющим моментом в построении композиции в дизайне является ее четкая логическая обоснованность или рациональность, основанная на учете объективных закономерностей компо­
    зиционно-художественного формообразования.
    4. Раскрытие глубокого образного характера и достижение необходимого своеобразия дизайн- формы возможно только при одновременном вкусовом, заинтересованном отношении к ней автора.
    5. Композицию в дизайне следует рассматривать как сложный процесс гармонизации формы, направленный прежде всего на достижение ее целостности или, по-другому, выявление ее художественного характера.
    6. Важнейшей стороной композиционно-художественной разработки дизайн-формы является точное следование раскрытым в пособии принципам ее гармонизации.
    УЧЕБНИК ДИЗАЙНА. Определяющим условием построения гармоничной дизайн- композиции является достижение в ней единства в многообразии.
    8. Итоговым результатом композиционно-художественной дизайнерской разработки выступает рационально обоснованная, соразмерная человеку, производящая яркое впечатление и имеющая четко выраженный образный характер форма. Учебные задания по построению композиции в дизайне ТЕМА - ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ПОСТРОЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ Графика Точка. Линия. Пятно

    1. Выполнить образцы графического заполнения плоскости с выявлением выразительного характера различных форм точечно-ли­
    нейной графики.
    2. Тоже с формами тоновой графики.
    3. Выполнить образцы материалов с раскрытием их характера и использованием разных графических средств (отмывки, покраски, печати, «набрызга», «мармирования» и др.
    4. Используя точечно-линейные графические элементы, составить композицию из простых геометрических фигур с решением задач по сохранению и относительному разрушению плоскости или объема.
    5. Тоже с использованием тоновых графических форм.
    УЧЕБНИК ДИЗАЙНА. Построить целостную композицию, основанную на контрастно сочетании точечно-линейных и тоновых графических форм с использованием простых геометрических фигур.
    7. Тоже при нюансном сочетании графических форм. Цвет

    1. Составить ахроматический и хроматический круги (или ряды) с условием передачи постепенного перехода цветов от одного к другому
    2. Составить хроматические ряды из теплых и холодных цветов с растяжкой от самого светлого тона до самого темного.
    3. Построить целостные, сохраняющие плоскость композиции из простых геометрических фигур с использованием нюансных и контрастных ахроматических цветов при учете различия их площадей и зрительной удаленности.
    4. Тоже с хроматическими цветами. Пластика Плоскостная форма

    1. Выполнить в макете выразительные образцы фактурных поверхностей с использованием различных материалов.
    2. Тоже для рельефных поверхностей.
    3. Составить композицию на основе нюансного и контрастного сочетания фактурных и рельефных форм.
    4. Тоже с использованием элементов линейной и тоновой графики. Объем
    1. Построить и выполнить в макете выразительную по пластике объемную композицию с использованием закрытых форм.
    2. Тоже с открытыми формами.
    3. Построить и выполнить в макете выразительные объемные композиции на основе контрастного и нюансного сочетания закрытых И открытых форм.
    4. Тоже с использованием разных плоскостных форм.
    5. Составить и выполнить в макете объемную композицию из простых по конфигурации закрытых форм (кубов, цилиндров, пирамид, конусов и пр, дополнив ее элементами графики с решением разных композиционных задач на подчеркивание (сохранение) И обогащение (относительное разрушение) характера композиции.
    6. Тоже с подчеркиванием верха и низа объемной формы и выявлением в ней главного элемента. Пространство
    1. Построить и выполнить в макете фронтально-пространственную композицию, используя разные графические и пластические средства с выделением главного элемента.
    2. Тоже с подчеркиванием глубины пространства.
    3. Построить и выполнить в макете объемно-пространственные композиции с подчеркиванием (сохранением) и обогащением (относительным разрушением) ее характера графическими средствами — линией, пятном, цветом.
    4. Построить и выполнить в макете глубинную композицию с выражением ее замкнутого и открытого характера. Материал
    1. Составить композицию из графических образцов материалов, используя их контрастное и нюансное сочетание в соответствии стой или иной областью применения (интерьером, художественным текстилем, костюмом и др.
    2. Тоже из разных натуральных материалов. Свет
    1. Построить и представить графически (на черном фоне) плоскостную композицию, построенную на контрастном сочетании разных световых форм.
    2. Тоже с объемной композицией.
    3. Тоже с пространственной композицией и выражением необычной световой атмосферы. ТЕМА - СРЕДСТВА ГАРМОНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ
    1. Построить и выполнить графически или пластически (в макете) разные композиции на нюансное и контрастное сочетание простых геометрических форм.
    2. Тоже на выражение статики или динамики.
    3. Тоже на раскрытие в композиции симметрии и асимметрии.
    4. Тоже с организацией метрического и ритмического порядка.
    5. Тоже с использованием разных отношений и пропорций (золотого сечения, модульной сетки, подобных фигур.
    6. Тоже на крупный и мелкий масштаб.
    Учебник Дизайна ТЕМА - ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
    КОМПОЗИЦИОННО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ
    1. Построить композицию с использованием разных графических или пластических форм по принципу их структурной соподчиненности с выделением доминанты.
    2. Построить гибкую, открытую композицию из графических или пластических форм на основе использования модульных элементов.
    3. Смоделировать графические или пластические структуры, отвечающие разным закономерностям формообразования в природе.
    4. Построить графические или пластические композиции, четко раскрывающие тот или иной образ (тему.
    5. Организовать сложную композиционную структуру с использованием различных композиционных средств, подчинив ее принципу целостности. Подчеркнем еще раз, что работа над указанными заданиями должна носить поисково-творческий характер. Она не должна сводиться к прямому раскрытию выявленных в пособии типов-схем композиционного решения. Необходимо создание оригинальных композиций. Выполнению такой учебно-творческой работы способствует широкое использование самых разных средств и приемов построения композиций, нов строгих рамках решения отдельных композиционно-художественных задач. Только при таком использовании действительно развивается композиционное мышление и художественный вкус учащихся. Однако формальные композиции не должны быть усложнены настолько, чтобы отвлекать внимание студентов от сути их построения. ИЛЛЮСТРАЦИИ КОМПОЗИЦИОННЫХ ПОСТРОЕНИЙ Приложение 1 Примеры построения композиций в курсовых работах Интерьеры квартир. Вверху - спальня, убеждающая остротой композиционного сочетания пластических форм и целостностью цветового решения. Внизу - жилая комната, композиция которой построена на выделении яркого цвета ограничивающих ее пространство плоскостей.
    Интерьеры одной квартиры - гостиная вверху, кабинет внизу. Композиция отличается целостностью, подчеркнутой сдержанностью, строгостью построения и подкупающей изысканностью. Музеи криминалистики вверху) и головоломок (внизу. Оба проекта отличаются образной выразительностью и острым характером пространственного и цветового решения.
    Выставка парфюмерии (вверху) характеризуется выразительным композиционным сочетанием отдельных крупномасштабных вертикальных цилиндрических форм с горизонтальной шрифтовой плоскостью и воздушной паутиной сетки. Кафе Джаз (внизу) - имеет острый, ярко выраженный образный характер. Выставка Метро (вверху центру объемно-пространственной композиции тоннелям) подчинены все прочие элементы. Внизу - выставочная экспозиция на тему Земля строится с композиционным размахом на полу карта нашей планеты, над которой выразительно возвышаются перистые облака.
    Дизайн среды Витрины магазинов Спорт и Цветы. Отличаются образностью, пластичностью,
    I обоснованным контрастом цветовых сочетаний и сложным (крупными мелким)
    I масштабом решения. Пластическая разработка графических надписей при соблюдении их ритмичности, читаемости и яркость. Композиционные средство - тон, цвет, рельеф.
    Выразительные композиции в решении витрин, отличающиеся разнообразием пластических форм, подчиненных образному раскрытию темы. Проектные предложения по организации зон отдыха в парке с композиционной точки зрения характеризуются выразительной пространственностью решения, пластичностью форм и органичным включением в природное окружение.
    Знаковые вывески. В композиционном плане отличаются выразительным силуэтом масштабностью (при небольших размерах, богатой двухсторонней пластикой отвечающей условиям восприятия в уличном пространстве, необходимой яркостью контрастом цветов) и лаконизмом формы. Детские площадки. Характеризуются остротой пространственной композиции, единством пластики форм и масштабностью решения.
    Курсовая работа - плакат с выразительным в композиционном отношении использованием шрифтовых форм. Тоже- с иной композиционной трактовкой шрифта
    Дизайн рекламы фирменный стиль. Характеризуется яркостью, крупностью и образностью композиционного решения.
    Календарь. Отличается остротой силуэта и единством композиционного построения элементов. Дизайн костюма и текстиля Текстильная композиция с ярко выраженным центром, при гармоничном сочетании цветовых плоскостей и довольно значительном разнообразии линейных и тональных форм.
    Головные уборы. Выразительность достигается за счет пластического разнообразия и силуэта формы. Комплект костюмов по народным мотивам - образ раскрывается за счет силуэта, цвета и декоративных элементов композиций.
    Комплект платков - целостность основывается на единстве рисунка и цветовой гаммы элементов ансамблевой композиции. Стулья вверху - варианты композиционного решения с изменением цвета и материала исполнения сиденья, внизу - формы спинки. Дизайн мебели
    Мебель для зоны отдыха (вверху) - характеризуется контрастным сочетанием пластических форм. Кресло (внизу) - варианты композиционного решения, отличающиеся комфортностью и соответственно формой предмета. Мебель для прихожей - набор функциональных элементов определяет разный композиционный строй комплекта.
    Терминал в метро (вверху) - строгая геометрия формы четко выделяет главные функциональные элементы модели. Комплект туристического снаряжения (внизу) композиция отличается целостностью и своеобразием характера. Модульное оборудование двухуровневого выставочного стенда (вверху) - пример построения выразительной пространственной композиции на основе использования единого конструктивного элемента. Багажный вагон в районах горнолыжных курортов внизу) - пример удачного обогащения простой формы графическо-пластическими элементами, обусловленными спецификой функций модели.
    Приложение 2 Построение композиций в практике дизайна Рекламный плакат - острое, лишенное мелких деталей знаково-образное решение, ярко выражающее силу и мощь продукции фирмы. Рекламный плакат - графическая композиция основывается на выделении главного знакового изображения.
    Современные драпировочные ткани - эффектно раскрываются композиционно-
    художественные свойства материала, фактуры поверхности, цвета в его разнообразных оттенках и рисунка. Современные обои - в композиционном плане отличаются крайним разнообразием фактур, рисунка и цветовых отношении.
    Коллекция аксессуаров одежды - главный композиционный признак необычный отделочный материал (шкура коровы) с ярко выраженным декоративным свойством.

    I Современные часы - варианты противоположного подхода к композиционно-
    художественному решению дизайнерской формы водном случае предельным ее упрощением, в другом - декоративным насыщением. Диван - губы наглядный пример откровенно ассоциативного решения дизайнерской
    I формы.
    |
    Совоеменная люстра - характеризуется рациональностью решения хорошим рассеиванием яркого света) при остроте нарядной пластической формы.
    В Набор кухонной мебели - композиция строится на выразительности сочетании
    I горизонтальных открытых и закрытых пластических форм, цветных плоскостей
    I и разных материалов.

    I Новейшая модель автомобиля - яркое выражение образа стремительности
    I при абсолютной рациональности формы. Предмет садово-парковой мебели - характеризуется органичной пластикой цветочных форм. Детский игровой комплекс - выразительная композиционная структура, отличающаяся разнообразием пластических форм, силуэта, цвета и материалов исполнения.
    Интерьер магазина главный элемент пространственной композиции - панель с крупной надписью, выделенная в размере, цвете и пластике. Современная наружная реклама - пример удачного композиционного сочетания изящной надписи и знака с большой освещенной плоскостью витринного остекления. Знак на двери - отличается уместным расположением, лаконичностью и масштабностью графической формы.
    Урна с надписью - прекрасный пример композиционного обогащения простой
    I объемной формы изысканной графикой. Группа светильников в тротуарной зоне пассажа - образец выразительной пространственной пластики, удачно дополненной ярким цветом.
    Игровая площадка - еще один пример удачного пластического и цветового решения, соответствующего назначению объекта.
    |
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта