Главная страница
Навигация по странице:

  • интуитивно-логическим.

  • 1-8 - жесткие линии. 9-16 - мягкие линии.

  • 9. «мармирование» 10. набрызг по сухому 11. печать 12. тамповка Табл. 2. Основные виды тональных графических форм 1-8 - мягкие тональные формы.

  • Устин учеб. дизайна. Мышленного университета им. С. Г. Строганова


    Скачать 25.57 Mb.
    НазваниеМышленного университета им. С. Г. Строганова
    АнкорУстин учеб. дизайна.pdf
    Дата21.09.2017
    Размер25.57 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаУстин учеб. дизайна.pdf
    ТипДокументы
    #8899
    страница1 из 8
      1   2   3   4   5   6   7   8

    ББК 85.14 У Рецензент - зав. Кафедрой теории и истории декоративного искусства и дизайна МГХПУ им. С. Г. Строганова, профессор, доктор искусствоведения Соловьев Н. К. Все права защищены. Ни одна часть данного издания не может быть воспроизведена или использована в какой-либо форме, включая электронную, фотокопирование, магнитную запись или какие-либо иные способы хранения и воспроизведения информации, без предварительного письменного разрешения правообладателя. Подписано в печать 15.06.2009. Формат 70x100/ 16. Усл. печ. л. 20,8. Тираж 4 000 экз. Заказ № 0566.
    Санитарно-эпидемиологическое заключение Дот г. Общероссийский классификатор продукции
    ОК-005-93, том 2; 953000 - книги и брошюры Устин, В.Б. У Учебник дизайна. Композиция, методика, практика / В. Б. Устин. -М ACT: Астрель, 2009. - 254, [2] сил (ООО Издательство АСТ»)

    ISBN 978-5-271-24199-4 (ООО Издательство Астрель») Пособие посвящено раскрытию особенностей построения формальной композиции, составляющей важнейшую часть дизайнерского творчества. Раскрываются средства, приемы и принципы этого построения. Дается развернутый ряд методических указаний по практическому применению предлагаемого материала в учебном процессе. Текстовой материал иллюстрирован таблицами-схемами, атак же примерами графических и пластических композиций, выполненными студентами. Прилагается расширенный список учебных заданий по решению разных композиционных задач. Работа предназначена в основном для студентов высших учебных заведений и факультетов художественно-промышленного профиля, но может быть полезна и интересно учащимся школ общехудожественной направленности, атак же представителям смежных дизайну профессий архитекторам, художникам, искусствоведами др. Иллюстрации представляют собой курсовые работы студентов Института дизайна и рекламы, факультета дизайна Московского государственной академии легкой промышленности и Московского государственного художественно-про-
    мышленного университета им. С. Г. Строганова.
    УДК 75
    ББК 85.14
    ISBN 978-5-17-060088-5 ООО Издательство АСТ»)

    ISBN 978-5-271-24199-4 © В. Б. Устин, 2009 ООО Издательство Астрель») © ООО Издательство Астрель», 2009 ВВЕДЕНИЕ Если вы, не зная законов владения цветом (как и построения композиции вообще. - Ред, способны создавать шедевры, то ваш путь заключается в этом незнании. Но если вы в своем незнании неспособны создавать нечто высококлассное. вам следует позаботиться о получении соответствующих знаний И. Иттен Основной целью пособия является выработка у учащихся сознательного подхода к дизайнерскому творчеству, получение ими знаний вобла- сти художественного формообразования. Оправдывается эта цель пониманием того, что, по словам известного исследователя и теоретика в области архитектуры Виоле ле Дюка, составляет суть формы как предмета красоты, а именно ее рационально-логическое обоснование. Однако эта цель нив коем случае не исключает развитие у студентов вкуса, опирающегося на интуитивное отношение к творческому процессу вообще и красоте в частности. Ведь, как образно писал выдающийся педагог Баухауса* Иоханнес Иттен: Все заранее конструктивно рассчитанное не является в искусстве решающим. Интеллектуально-конст- руктивное обдумывание замысла - это только повозка, которая Доставляет нас к дверям новой реальности (библиография пс Далее просто номер со стр. В пособии четко выделяется момент развития способностей студентов создавать композиции на основе проявления не только чутья и личного опыта, но и элементов сознания.
    * Б ау хау с - широко известная архитектурно-художественная школа, одна из основоположников современного формообразования в дизайне. Была основана в Германии в 1919 году. Иттен вел в ней вступительный (пропедевтический) курс, основанный на совершенно новой методике преподавания в области восприятия цвета, пространства и композиции вообще.
    УДК 75
    В этом смысле указанная цель предполагает перевод учебной композиционной работы с чисто интуитивного уровня на более высокий подсознательный уровень, который уже самым тесным образом связан с протеканием сознательного творческого процесса, основанного на знании правил композиции. В конечном счете такой процесс представляется двуединым - интуитивно-логическим. Но для художественно-про- фессиональной учебы наиболее продуктивной видится рациональная логико-аналитическая составляющая этого процесса (как для художест- венно-студийной работы - чисто вкусовая, основанная на интуиции. Освоению этой составляющей и посвящено данное пособие. Само понятие композиции (от лат compositio - составление, связывание, связь) рассматривается в двуедином значении и как процесс художественного творчества, и как его результат. В этом результате выделяется грамотное видение цели и целесообразное ведение композиционной работы, а также его эффективная оценка. Причем отмечается более детальная специфика композиционного дизайна и его отличие от «общепространственного» характера построения архитектурной композиции. Принятый в пособии метод построения композиции предполагает решение отдельных композиционных задач За такой постановкой стоит не вообще творчество и создание законченного художественного произведения, а ясный и четкий ответ на заданную композиционную тему. В работе исключаются сложные по содержанию и форме, многоэлементные композиции, отвлекающие внимание учащихся отрешения тех простых, чисто учебных (формальных) задач, которые передними ставятся. Происходит освоение того, что легче и лучше усваивается учащимися. Такая учебная работа отличается от студийного творчества тем, что направлена на решение не сразу всех композиционных задач (в том числе и раскрытие в художественной форме определенного содержания, а только отдельных, простых. Вместе стем она не сводится к элементарному выражению принципов формообразования, построению голых схем, отличающихся сухостью и однообразием. Ей присущ характер живого композиционного творчества выражающего индивидуальный вкуси почерк учащихся. Следует заметить, что у принятой в пособии концепции есть своя альтернатива. Заключается она в отрицании попыток выдать в качестве самостоятельной темы учебного задания проработку отдельных категорий композиции (28, с. 25). Ее обоснование заключается в том, что в желаемых учебно-воспитательных результатах. не предлагается полноценное композиционное творчество сточки зрения структурной организации богатого по своему содержанию материала (там же. По нашему мнению, такому творчеству, собственно, и необходимо учить. Уходить в него полностью с головой, значит, утонуть в нем или создавать лишь то, что определяется вкусом. Это значит учиться, ни на что не опираясь, не чувствуя под собой твердой почвы. Это непрофессиональная учеба, а специфическое студийное творчество. В учебе оно непродуктивно. Кстати, даже тот, кто утверждает необходимость исключительно целостного подхода к композиции, в итоге приходит к пониманию того, что в учебной работе должна иметь место постановка методической цели, формулировка конкретной учебной задачи и содержания, а также определение условий, требований, ограничений и критериев оценки конечного результата (там же, с. 34). Подтверждением правильности такого курса служит весьма продуктивный опыт композиционной работы в знаменитом ВХУТЕМАСЕ*. В принятом методе - своя главная цель. Сводится она к построению частной, формальной композиции с ориентировкой на получение общего художественного результата Этот результат может быть выражен в самом общем виде уже вначале работы над композицией. Таким образом, происходит обращение к отдельным аспектам композиционной работы с обязательной ссылкой на ее конечную целостность. Такая ссылка вполне отвечает известному принципу продуктивного художественного творчества - от общего к частному и обратно. Практически данный принцип выражается методической формулой решай частную задачу, исходя из общего, начинай разработку, видя конечный результат, завершай ее, приводя все элементы к единому знаменателю. Так, учебная работа в полной мере отвечает настоящей, профессиональной, целенаправленной дизайнерской разработке. В процессе учебы задачи умножаются и усложняются. Учащиеся шаг за шагом достигают главной цели — познают многочисленные правила построения композиции, причем не только в плане успешного выполнения конкретных заданий, но и глубокого понимания общих закономерностей композиционного творчества. Тогда и происходит Действительно продуктивное, профессиональное обучение. Подчеркнем, что предметом обсуждения в пособии является компо-
    зиционно-художественное формообразование во всей его сложности, многообразии и целостности одновременно. Главный момент в этом
    * Примечательно, что в Высших художественно-технических мастерских (учебном заведении Советской России, образованном в 1920 г) была устранена предшествующая, академическая система художественного образования, основанная на субъективных методах обучения и чисто вкусовом отношении к творчеству. На ее месте была утверждена совершенно новая система, которая Предполагала выработку и учет неких объективных правил построения композиции. Эта система предусматривала строгое логическое обоснование построения любого композиционного объекта. При постановке конкретных заданий форма подчинялась функции вещи. Учебные задания развивались по двум направлениям конструирование вещи или конструкция и лицевая обработка материала или собственно, композиция (21, с. 258-269).
    предмете — мера или определенные объективные (независящие от индивидуального художественного опыта и вкуса) закономерности построения композиции. В целом такие закономерности определяются как выработанным многовековым опытом художественной деятельности человечества, таки здравым смыслом. Этот смысл заключает в себе сдержанность, умеренность, разумную экономию художественных средств с учетом достижения максимума выразительности композиции. Они постигается учащимися. Специфичен и объект рассмотрения работы. Это — разно- и многообразная предметно-пространственная среда, точнее форма ее составляющих. Это то, что выражается в разнообразных графических и пластических дизайн-композициях. Это, собственно, весь необъятный мир дизайна. Любая выделяемая в пособии композиционная тема относится к этому миру, к любому из его многочисленных и разнообразных объектов. Полный и глубокий охват этого мира дает возможность свободного применения полученных знаний в любой области дизайна. В пособии, однако, нет готовых рецептов (любое художественное творчество их исключает. Выделяются лишь общие правила по решению разных композиционно-художественных задач. Главное, что указываются перспективные пути такого решения. А это гораздо больше по своему педагогическому значению, чем те же рецепты. Раскрытые закономерности могут служить ориентирами на пути создания любой композиции. Предполагается, что в конечном счете освоение представленного теоретического материала будет происходить на уровне анализа примеров бесконечно богатой практики дизайна и практического выполнения предложенных в данной работе заданий. Важно помнить, что решающим в этом освоении является не механическое использование изучаемых формальных средств, приемов и принципов построения композиции, а формирование и развитие творческой личности. Выражаю искреннюю признательность Соловьеву Н. К, сделавшему весьма важные и ценные замечания при рецензировании первого издания пособия. Выражаю самую глубокую благодарность своей супруге Костровой ТА. за помощь в подготовке рукописи, а также дочери Усти- ной ИВ. за огромную дизайнерскую работу по переводу всех таблиц и иллюстраций к ним в компьютерную графику. Глава I Художественные средства построения КОМПОЗИЦИИ Создание любого объекта предметно-пространственной среды, будь то ювелирное изделие, спичечная этикетка, костюм, прибор, машина, интерьер или городская среда с ее дизайнерскими элементами, - это обязательно работа с формой. В своей основе она направлена напои с к того важного и существенного, что в полной и глубокой мере отвечает строгим функциональным (утилитарным, конструктивным, экономическими др) требованиям. Конечная же ее цель - достижение художественной выразительности формы. В целом ход такой работы представляет собой сложный и неразрывный процесс формообразования, из которого можно лишь условно, в чисто учебных (или познавательных) целях выделить стадию исключительно художественного формообразования или построения формальной композиции. Эффективность прохождения этого процесса определяется как достижение сдержанности в построении композиции или логически обоснованный выбор композиционных средств. Эти средства чрезвычайно разнообразны. Каждое из них обладает специфическими композиционными свойствами или художественными возможностями. Разделяются они на два основных вида графические средства, или в целом графика, и пластические средства, или пластика. Обратимся к каждому из этих видов.
    ГРАФИКА Используется как средство передачи на плоскости (!) той или иной смысловой (текстовой или изобразительной) информации, а также чисто художественной (декоративной) разработки формы. Графические средства включают в себя такие компоненты, как точка, линия, пятно или тони цвет. Раскроем художественные свойства каждого графического средства в отдельности. ТОЧКА Выделяется как графический акцент на плоскости. Несмотря на свои относительно малые размеры, обладает весьма широкими возможностями в построении композиции. Очень часто именно она является центром всего ее строя. Рассматриваемая в качестве композиционного средства, точка может фокусировать на себе внимание зрителя. Все зависит от выявленных в композиции ее свойств расположения на плоскости, относительного размера, силуэта, плотности заполнения, яркости и др. В этом смысле она вплотную смыкается с другими графическими средствами построения композиции, их художественными свойствами. Если точка резко отличается по свойствам от этих средств, она выделяется в композиции более всего. Если же приближается к ним, ее доминантное значение снижается. Тогда она включается вряд прочих средств, составляя равнозначную часть общей композиции. Так художественные свойства точки прямо связываются со свойствами линии, пятна и цвета, образуя в целом гармонично организованную, графическую плоскость. Линия По форме характеризуется протяженностью или развитием на плоскости водном координатном направлении (в длину. Характер линейно- графической формы во многом определяется материалом и техникой ее исполнения. Рейсфедер дает тонкую, прямую, четкую (черную) линию. Карандаш — более светлую, свободного начертания. Перо — тонкую с утолщением, живую линию. Соус — жирную, бархатную и т. д. Строя линейно-графическую композицию, важно как можно ярче выявлять специфические свойства линий разного исполнения. При работе с компьютером проблема материала и техники исполнения линий устраняется. Дизайнер просто использует уже готовые линейно-гра­
    фические формы, подбирая их в соответствии с решаемой композиционной задачей. Сама эта задача определяется содержанием композиции. Ее сложность обуславливает самый широкий и глубокий выбор линейно-гра- фических форм. В учейном плане важно почувствовать и осознать необходимость использования той или иной формы, передав их на листе ватмана и построив на их основе разные формальные композиции. При этом важно решать разные композиционно-художественные задачи. Только после этого работа на компьютере может дать свои положительные результаты. В таблице 1 (далее табл) представлены основные виды линейно- графических форм. Они показывают богатый арсенал ком поз и ц ион -Табл 1. Основные виды линейных графических форм
    1-8 - жесткие линии.
    9-16 - мягкие линии.
    но-художественных возможностей линии. Учебная задача заключается в том, чтобы, во-первых, эффективно его использовать с целью наиболее яркого раскрытия характера линий, а во-вторых — достичь максимальной художественной выразительности составленной из них графической композиции. Первая решается с помощью использования выделенных в таблице или созданных учащимся своих линейных форм. Вторая, более сложная, сводится к построению композиции, гармонично сочетающей эти формы. При построении возможно пространственное изображение геометрических фигур при помощи утончения или утолщения линий или их тональной (светотеневой) моделировки. Композиционной задачей может служить также передача при помощи линий эффекта переплетения фигур, их наложения друг на друга, расположения под углом к зрителю, перехода контурной формы в силуэтную форму и т. д. Самые сложные задачи — выявление линиями разного ритмического строя графической композиции, облегчение верха, утяжеление низа, сохранение плоскости и др. Примеры решения подобных задач даны в иллюстрациях 1-2 (далее илл. Более подробно поэтому вопросу см. библ, п. 14, стр. 163. Важно иметь ввиду, что в конечном счете выполнение заданий здесь служит цели построения неформальных (учебных, а содержательных (прикладных) графических композиций. Поэтому для более успешного освоения данной темы следует находить и анализировать конкретные примеры решения отмеченных задач в прикладной и станковой графике. Это, впрочем, относится к освоению всех тех аспектов построения формальной композиции, которые будут рассмотрены нами далее. Пятно В отличие от точки или ни и пятно, как правило заполняет большую часть графической плоскости Си с пользованием пятна значительно расширяется палитра средств построения графической композиции. В эту палитру включаются и темного численные и разнообразные формы тоновой графики, которые получаются при использовании столь же многочисленных и разнообразных приемов ее разработки. Основные виды этих форм представлены в табл. 2. Каждая такая форма обладает своими специфическими композици­
    онно-художественными свойствами. Заливка, например, дает ровную, тоновую поверхность. Отмывка характеризуется плавным переходом от светлого тона к темному и обратно, «размывка» — мягкими затеками и т. д. Задание на построение формальной линейно-графической композиции с решением разных композиционно-художественных задач (методика Волошко В.М.). Исполнение ручным способом.

    9. «мармирование» 10. набрызг по сухому 11. печать 12. тамповка Табл. 2. Основные виды тональных графических форм
    1-8 - мягкие тональные формы.
    9-16 - жесткие тональные формы. Простейшая композиционная задача здесь заключается в том, чтобы при использовании той или иной тонально- графической формы максимально ярко выявить ее художественный характер. Примеры удачного решения этой задачи представлены вилл. Разновидностью этой задачи может служить графически- тоновая Разработка плоскости с передачей текстур разных материалов. Она Предполагает не столько точное повторение материала, сколько передачу его характера — однородности, рисунка и цвета при четкости и легкости графического исполнения. Удачные ее примеры представлены вилл. Более сложная задача - гармоничное сочетание в графической композиции разных тоновых элементов. Такие элементы могут использоваться как при построении плоскостной композиции, таки в изображении объемов и пространства. Тонально-плоскостная разработка достигается в основном за счет применения разного рода заливочных, пастозных и растровых (равномерно заполненных точками или линиями) графических форм. Задание на объемно-пространст­
    венное изображение строится на основе использования разного рода растяжек, отмывок, светотеневых построений, доводок и штрихо­
    вок (илл. 17, 18). В принципе решение любой композиционной задачи требует использования своих приемов тоновой графики. Так, достижение эффекта четкого сочетания силуэтных графических форм основывается напр имен е ни и аппликации черной и белой накладной бумаги. Выразительное сочетание сложных по характеру графических форм достигается, например, за счет применения вырезок из газет, журналов, проспектов и т. п. (коллажа. Важно учитывать, что композиционное коллажирование решает проблему отвлечения учащихся от конкретных по содержанию графических форм (текстов и фотоизображений) и обращения их внимания, собственно, на формальную композицию. Поэтому в коллаже оправдано использование условного текста и изображения, подбор их только в плане композиционного сочетания графических фактур. Этим заданием развивается чувство и понимание выразительности графической формы, вне зависимости оттого, что она изображает. Расчет идет на выявление не содержательных ( информативных, а чисто художественных качеств композиции. Примеры удачного ее выполнения представлены вилл. При сопоставлении тоновых и линейных форм важно добиться гармоничной связи между ними с целью наиболее яркого раскрытия их художественных свойств и сохранения целостности всей графической композиции. Решение подобной композиционной задачи предполагает использование простых геометрических фигур, причем в минимальном количестве. При таком использовании четче выявляется характер формальной графической композиции. Удачные примеры его построения представлены вилл. Задание на построение формальной тонально-графической композиции с решением разных композиционно-художественных задач (методика Волошко В.М.). Исполнение на компьютере.

    Задание на создание тональных форм разного графического характера. техника исполнения - печать. Задание на построение формальной тонально-графической композиции с решением разных композиционно-художественных задач (методика Волошко В.М.). Исполнение на компьютере.
    Задание на создание тональных форм разного графического характера. Техника исполнения - протирка. Задание на создание тональных форм разного графического характера. Техника исполнения - "тамповка".
    Задание на создание тональных форм разного графического характера. Техника исполнения - свободная (методика автора) . Задание на создание тональных форм разного графического характера. Техника исполнения - свободная (методика автора.
      1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта