история книга. Моисеев в. В
Скачать 3.71 Mb.
|
Глава 3 Россия в Смутное время. 3.1. Правление Бориса Годунова. Смутное время. На рубеже XVI-XVII веков Московское царство поразил невиданный ранее кризис. Никогда раньше не была столь реальной угроза утраты Россией государственной самостоятельности, разделения ее территории между другими странами. Смута, как скрытая болезнь, задолго до эпохи самозванцев подтачивала силы Русского государства. Это было время упорной и жестокой борьбы боярских партий, группировок духовенства и народа, вовлекаемого в конфликты противоборствующими сторонами, Ливонская война и эксцессы опричников разоряли население; экономический упадок крестьянских хозяйств дополнялся стихийными бедствиями, неурожаями, голодом и массовыми эпидемиями. Одной из причин смуты явилось пресечение рода Рюриковичей. Династия Рюриковичей, представители которой правили Русью с IX в., закончилась на сыне Ивана Грозного. В последние дни жизни Иван Грозный создал регентский совет, в который входили бояре. Совет был создан для того, что бы управлять государством от имени его сына Федора, не способного делать это самостоятельно. Борис Годунов. Ведущая роль в регентском совете стала принадлежать Борису Годунову, который постепенно устраняя своих соперников, стал самой влиятельной фигурой при царском дворе. Быстрое возвышение Бориса Годунова, не очень знатного и нерусского по происхождению (его дальний предок был татарский мурза Чет, принявший христианскую веру), не нравилось большинству бояр. Большую опасность для власти Бориса Годунова представляли бояре Нагие, родственники малолетнего царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Дмитрий был выслан из Москвы в Углич, который был объявлен его уделом. Углич вскоре превратился в оппозиционный центр. Бояре ожидали смерти царя Федора, чтобы оттеснить Годунова от власти и править от имени малолетнего царевича. Однако в 1591 году царевич Дмитрий погибает при загадочных обстоятельствах. Следственная комиссия во главе с боярином Василием Шуйским дала заключение, что это был несчастный случай. Усиление Годунова. Из рук царя Б.Годунов получил чин конюшего и титул «ближнего великого боярина», а также наместника двух царств - Казанского и Астраханского. Личные доходы фактического правителя России были таковы, что он мог на них вооружить и обмундировать не менее 100 тысяч воинов. Усмирив волнения в Казанском царстве, Б. Годунов, завершил покорение Сибири. Это позволило не только оздоровить социально-политическую обстановку в России, но и значительно повысить собираемость налогов. По свидетельству историка Н.М.Карамзина, только Сибирь ежегодно давала в государственную казну до 200000 соболей, 10000 черно-бурых лисиц и 500000 белок, не считая бобров и горностаев. Борис Годунов произвел замену большинства наместников, воевод и судей, назначив на государственные должности лучших людей. Одновременно им было удвоено жалование чиновникам, чтобы они «могли пристойно жить без лихоимства». Царь Федор Иоанович. Царь Федор (1584-1598), сын Ивана Грозного, будучи «росту малого, дрябл телом», по мнению его ближайшего окружения, был не способен к продолжению дела отца. Более склонный к церковной, размеренной жизни, Федор Иванович практически отстранился от государственных дел, передав бразды правления Борису Годунову, брату царицы Ирины. С кончиной царя Федора Ивановича, не оставившего после себя наследника престола (см. схему династии Рюриковичей), кризис верховной власти в России в конце XVI в. ещё более обострился. Схема № 3 Династия Рюриковичей (от Александра Невского до Ивана Грозного) Чтобы не допустить безвластия, чреватого государственным кризисом, конфликтами элиты, на трон была возведена (не без помощи Бориса Годунова) царица Ирина. Но царица Ирина, видимо, считая себя виновной в том, что вместо наследника престола родила дочь, отказалась от царского трона и приняла постриг в монахини Новодевичьего монастыря. Вслед за ней устранился от государственной власти и ее брат, ожидая, что Собор и Дума принесут ему царскую корону, жезл и державный скипетр. Управление страной перешло в руки патриарха Иова, сторонника Боярской думы. Против Б.Годунова выступили боярские кланы Шуйских и Бельских. Борьба за царский престол, не прекращавшаяся почти с самой смерти Ивана Грозного, достигла своего накала. Венчание Б.Годунова на царство. 17 февраля 1598 г. состоялся Земский собор. Выслушав яркую речь патриарха, Собор единогласно постановил: «Бить челом Борису Федоровичу и, кроме него, никого на государство не искать». 21 февраля Борис Годунов дал свое согласие принять царскую корону. Во время венчания на царство у осторожного Бориса вырвалось восклицание, что никто в его царстве не будет беден, что он готов последнюю рубашку разделить со всеми. Царь, ставший, а не родившийся царем, желал действительного счастья своему народу. Первые шаги нового царя. Борис Годунов стремился к позитивным изменениям в стране. Однако в начале своего правления ему пришлось преодолевать сопротивление отдельных представителей политической элиты, недовольных стремительным продвижением его к рычагам государственного управления. Б.Годунову с помощью жестких мер удалось смирить гордыню князей Шуйских, умиротворить духовенство, расставить на ключевые государственные посты своих родственников. После этого Б.Годунов уже не ощущал сколько-нибудь серьезного сопротивления со стороны завистников. Это позволило провести меры по смягчению карательной политики и либерализации режима (амнистии, ограничение казней, уменьшение налогового бремени и т.п.). Свергнув митрополита Дионисия за козни и дерзость, он сделал митрополитом, преданного ему смиренного Иова. Чтобы заручиться поддержкой духовенства, Борис Годунов в 1589 г. организовал возведение московского митрополита в высший сан - патриарха Русской православной церкви. Инициатива Годунова об учреждении Московской Патриархии была благодарно встречена российским духовенством. Укрепив личную власть, Годунов смог приступить к созидательной деятельности. В короткие годы его правления было начато строительство крупных городов: Курска, Нарыма, Самары, Саратова, Тобольска, Тюмени, Царицына. Воздвигнуты впечатляющие соборы и крепостные сооружения: Белый город в Москве, каменная крепость в Астрахани, стены вокруг Смоленска. Характеризуя этот период государственного управления в России, Н.М.Карамзин писал: «Цветёт и воинство, и купечество, и народ. Грады украшаются каменными зданиями без налогов, без работы невольной, от царских избытков, с богатою платою за труд и художество. Земледельцы живут во льготе, не зная даней. Везде правосудие свято: сильный не обидит слабого; бедный сирота идет смело к Борису Федоровичу жаловаться на его брата или племянника, и сей истинный вельможа обвиняет своих ближних даже без суда, ибо пристрастен к беззащитным и слабым!». Росту авторитета царя Бориса способствовала успешная внешняя политика. Он сумел продлить перемирие с Польшей, а после удачной для России войны со Швецией вернул города Ям, Орешек, Иван-город и другие, получив выход к Балтийскому морю. В Западную Сибирь Годуновым были посланы значительные отряды стрельцов, которые закрепили власть царя над сибирскими землями. Россия утвердилась на Северном Кавказе; в устье р. Терек была построена крепость. В 1598 г. Б.Годунов с 40-тысячным дворянским ополчением предпринял поход против хана Казы-Гирея. Недовольство Годуновым. Однако Борис Годунов недооценил силу сопротивления нововведениям со стороны прежней элиты, а также некоторой части аристократии, считавшей сомнительными или вредными реформы правителя. Феодальная знать, потерпевшая поражение в споре за престол, продолжала оставаться в оппозиции, выжидая удобного момента для нового выступления против власти Бориса Годунова. Боярская аристократия, стремившаяся к ограничению власти царя в свою пользу, усилила борьбу против него. Именно в этих оппозиционных кругах была впервые выдвинута и опробована идея самозванства как способа борьбы с царем. Падению Бориса во многом способствовали стихийные бедствия: три года подряд, с 1600 г., весной и летом шли проливные дожди, ранней осенью их меняли заморозки, хлеба не вызревали. Голод в стране достиг чудовищных размеров. По некоторым данным, в 1601-1603 гг. вымерло около трети всего населения России. Народ быстро нашел традиционное объяснение обрушившегося на него бедствия: гнев Божий на царя Бориса за убийство по его приказу 15 мая 1591 г. в Угличе наследника престола царевича Дмитрия. Согласно древнему христианскому представлению, Бог наказывает народ не только за его собственные грехи, но и за грехи правителей. Разумеется, это предположение о божьей каре не имело ничего общего с реальной действительностью. Разрушительные тенденции, порожденные острыми социальными и политическими противоречиями, получили дальнейшее развитие. Царские подати, царево тягло назывались чаще других в качестве причины всех невзгод. Тем самым менялся адрес недовольства крестьянства - им становилась центральная власть. Экономический кризис стимулировал усиление крепостничества, что также вело к росту социальной напряженности в обществе. Все эти и другие проблемы, накопившиеся в обществе, требовали своего решения. Однако Борис Федорович Годунов, правивший страной всего семь лет, не успел провести нужные реформы. Царь внезапно умер 13 апреля 1605 г. 3.2. Притязания на трон Лжедмитрия I. Царь Федор. После смерти Бориса Годунова Москва присягнула его 16-летнему сыну Федору. Государственная власть, оказавшаяся в неокрепших руках, не сумела справиться с растущим экономическим кризисом, с социальными и политическими проблемами, неустойчивостью русского общества. Тяжелый налоговый гнет, интриги католической Речи Посполитой, протестантской Швеции и мусульманского Крымского ханства стали катализатором социального взрыва, великой Смуты. Лжедмитрий I. В этих условиях появление самозванца, выдававшего себя за царевича Дмитрия, чудом спасшегося младшего сына Ивана Грозного, подорвало процесс легитимации (соответствии закону) новой династии. Самозванец Лжедмитрий, в монашестве инок Григорий, появившись в Речи Посполитой, обещал ключевым фигурам то, что они хотели: королю Польши - пограничные области России и активное участие в войне против Швеции, Ю. Мнишеку и его 16-летней дочери Марине - богатства кремлевской казны, папе римскому – благоприятные условия для католической пропаганды, действий в России ордена иезуитов по распространению католицизма и т.д. Для убедительности весной 1604 г. он тайно принимает католичество. В результате столь гибкой политики самозванец получил политическую и моральную поддержку Рима, скрытую политическую и экономическую помощь польского короля и ряда магнатов. Отец Григория Отрепьева, стрелецкий сотник, рано погиб в пьяной драке, оставив сиротой малолетнего сына. Юношей он несколько лет добровольно служил во дворах аристократов, в том числе у одного из Романовых. О его качестве приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, к любой ситуации свидетельствуют следующие факты: ставши послушником, он быстро сменил несколько обителей, оказавшись в результате в кремлевском Чудове монастыре, а вскоре и в ближайшей свите патриарха Иова. В Речи Посполитой он находит пути сближения со знатью и монашеством, а через князя А. Вишневецкого попадает к представителям польских католиков-магнатов, которые ориентировались на короля Сигизмунда III. Появление в русских пограничных районах разношерстного войска самозванца, состоявшего в основном из польских наемников, донских и запорожских казаков, взбудоражило местное население. Самозванцу и его передовым отрядам сдались Чернигов, Путивль, множество других крепостей. Схема захвата малых городов и крепостей повторялась почти повсеместно: появление отряда сторонников «царевича Дмитрия» под стенами города или крепости приводило к антиправительственному восстанию местных жителей и гарнизона. Толпы народа на пути от Путивля до Москвы встречали Лжедмитрия хлебом-солью. Народ связывал с ним надежду на восстановление законной династии и прекращение гнева Божьего. Многие царские воеводы пограничных районов терпели поражение за поражением и под конец сами переходили на сторону самозванца. Его сильным козырем оставалась поддержка народа, по-прежнему верившего в «царевича». Стремясь возвысить свою власть, Отрепьев принял титул императора. Во время пребывания Лжедмитрия в Путивле в феврале-мае 1605 г. при нем функционировали собственная Боярская дума, свой орган представительства от местных сословий, свои приказы и дьяки. Из Путивля Лжедмитрий рассылал воевод по городам с призывом присоединяться к нему для борьбы за восстановление «законной власти» в Москве. Все это свидетельствовало о расколе общества на два лагеря с двумя центрами - Москвой и Путивлем. Налицо вооруженная борьба за верховную власть, параллельные и соперничающие институты государственного управления. Московские войска находились в состоянии растерянности. Их воеводы во главе с князем Ф.И.Милославским пытались массовыми репрессиями, внесудебным террором остановить измену. Но массовое нарушение законов только укрепляло у горожан и крестьян веру в справедливость антигосударственных выступлений Лжедмитрия. Московская элита вместо того, чтобы поддержать законную власть, помочь молодому царю, устраивает заговоры против него. Эмиссары Лжедмитрия в Москве, используя смутную обстановку вокруг престола, смогли низложить, а затем и зверски убить шестнадцатилетнего царя Федора Борисовича Годунова и его мать. 1 июня 1605 г. был свергнут и патриарх Иов. Лжедмитрий I в Москве. 20 июня 1605 г. восторженно встреченный Лжедмитрий вступает в Москву. Позиции самозванца укрепляются признанием Марфы Нагой, матери царевича Дмитрия. Получив «доказательства подлинности», столица присягнула мнимому Дмитрию. 30 июня 1605 г. в Успенском соборе Кремля произошла коронация Лжедмитрия, а после нее состоялась свадьба нового царя с Мариной Мнишек, на которую были приглашены польские шляхтичи. Новый царь, стремясь заручиться поддержкой всех сословий, щедро жаловал деньги, лично принимал жалобы обиженных. Им была произведена массовая раздача денежного жалования служилому дворянству, увеличены поместные оклады. Стимулировались поездки за рубеж купцов. Была начата проверка прав собственности в конфликтах между церковными вотчинами и дворцовыми владениями, а также черносошными землями. Он намеревался собрать выборных представителей от уездных дворянских корпораций с изложением нужд. Царь распорядился составить новый свод общерусских законов, чтобы обобщить в нем всё законодательство, изданное после Судебника Ивана Грозного. Показательно, что при Лжедмитрии I не видно сколько-нибудь массовых репрессий. Суд над Василием Шуйским, который организовал заговор вслед за прибытием самозванца в столицу, происходил на соборном заседании, и его вина была доказана публично. Шуйский, приговоренный к смертной казни, был помилован и отправлен в ссылку. Впрочем, и оттуда он был скоро возвращен. «Царь Дмитрий Иванович» усидел на троне чуть менее года. Его политика носила явно компромиссный характер. Лжедмитрий I, несомненно, стремился к большей открытости страны, к расширению политических, торговых и культурных связей. В его словах и действиях явно заметна тенденция к консолидации общества. Не исключено, что, удержись самозванец у власти, быть может, реализовался бы вариант постепенного преодоления раскола общества путем компромиссов. Впрочем, юный и не слишком опытный царь допустил ошибки. Прежде всего, у него так и не состоялась опора на столичную политическую элиту. Считалось, что царь пренебрежительно относился к русским обычаям, уклонялся от православного русского быта, заключил брак с католичкой Мариной Мнишек, которая не приняла православия. Общее недовольство усилили грабежи и насилие польской шляхты, приехавшей на свадьбу. Они захватывали у купцов понравившиеся товары, приставали к девушкам и молодым женщинам, недостойно вели себя в храмах. Да и поведение самого царя, не отвечавшее русским нравам и обычаям, очень скоро стало раздражать москвичей. Лжедмитрий любил щеголять в иноземном платье, не молился перед обедом. Авторитет самозванца падал, против него зрело недовольство. Этим обстоятельством воспользовалась московская политическая элита во главе с князем В.И. Шуйским. На фоне роста антипольских настроений, при поддержке московских дворян В.И.Шуйскому удалось осуществить новый заговор, в результате которого 17 мая 1606 г. царь-самозванец Лжедмитрий I был убит. Царь Василий Шуйский. 19 мая 1606 г. царем был «выкрикнут» на Красной площади В.И.Шуйский, представитель рода нижегородско-суздальских Рюриковичей. Принимая присягу, он ограничил свою власть в пользу Боярской думы. В тот же день новый царь дал крестоцеловальную запись о том, что не будет применять смертную казнь и конфискацию имущества по отношению к своим врагам без согласия Боярской думы. Тем самым формула власти радикально менялась: вместо императора, «прямого наследника» Ивана Грозного, страна получила диктатуру высшей столичной аристократии, власть Боярской думы. Четырехлетнее правление Шуйского и Боярской думы принесло России лишь новые испытания. Желанная стабильность не была достигнута. Василий Шуйский не обладал способностями правителя, народ прозвал его «полуцарем». 3.3. Восстание Ивана Болотникова. Сторонники «царевича», а вместе с ними и всякого рода «разбойный элемент», поднявшийся со дна взбаламученного русского общества, объединились вокруг беглого холопа Ивана Болотникова, объявившего себя воеводой «царевича Дмитрия», якобы скрывающегося от врагов в надежном месте. В отличие от предыдущего этапа Смуты, который отмечен борьбой за власть в верхах правящего класса, на этот раз в противостояние втягиваются средние и низшие слои общества. Смута приняла характер гражданской войны. Налицо были все ее признаки: насильственное разрешение спорных вопросов, полное или почти полное забвение всякой законности; острейшее социальное противостояние, разрушение всей социальной структуры общества; борьба за власть. Само восстание началось летом 1606 г. под лозунгом восстановления на троне «чудесно спасшегося» от боярского заговора царя Дмитрия. Сам «царевич Дмитрий» на этот раз не явился народу. Но некая личность, выдававшая себя за царя Дмитрия Ивановича, все-таки существовала. По некоторым предположениям, это был Михаил Молчанов, довольно близко стоявший к Лжедмитрию I. Именно он вручил распоряжение о воеводской власти Ивану Болотникову, который возвращался из турецкого плена кружным путем. И. Болотников распоряжается именем царя, его ставка перемещается вместе с ним сначала в Калугу, затем в с. Коломенское под Москвой и, наконец, в Тулу. Следует отметить, что и правительственный, и повстанческий лагеря наглядно демонстрируют рыхлость управленческих рычагов, слабость центральной власти. Иван Болотников показал себя незаурядным военачальником. Он создал многочисленную армию. Суровый и жестокий к врагам, он обладал несомненными военными талантами и был непреклонен в исполнении задуманного. Но его основная ошибка состояла в том, что он не наступал, а оборонялся. Последние его оборонительные бои проходили в укрепленной Туле. Чтобы сломить сопротивление повстанцев, на реке Упе была сооружена плотина, способная затопить город оружейников. В сентябре 1607 г. обессиленные защитники Тулы, поддавшись на обещания царя о помиловании, сдались. Многих из них, в том числе и Болотникова, ждала безжалостная расправа. Примерно через полгода И.Болотников был ослеплен, а затем утоплен. Восстание Болотникова еще раз показало слабость центральной власти и ее невнимание к нуждам народа, продемонстрировало всю глубину кризиса общества и государства. Победить ослабленную царскую власть восставшие не могли по нескольким причинам. Среди них: отсутствие четких планов совместных действий, слабая организация «войска», плохое вооружение и т.д. 3.4. «Тушинский вор» Лжедмитрий II. Подавление восстания И.Болотникова не укрепило положения Василия Шуйского. Речь Посполитая уготовила ему еще одного Лжедмитрия. Главной силой войска Лжедмитрия II были отряды польского дворянства и казачества. В апреле самозванец разбил правительственную армию под командованием царского брата князя Д.И. Шуйского. Не встречая серьезного сопротивления, самозванец быстро подошел к Москве и остановился в селе Тушино. От названия этого населенного пункта произошло прозвище Лжедмитрия II – «тушинский вор». Множественность центров власти в стране была свойственна Смуте на всем ее протяжении. Реальным политическим центром оставался Путивль, где распоряжался князь Г. Шаховской. В Тушине довольно быстро сложились признаки второго реального центра власти. При царе функционировали Боярская дума, государев двор (с почти полным набором чиновных групп дворовых), приказы, Большой дворец, казна и иные учреждения. Зачастую на высоких «государственных» постах оказывались не знатные, а порой и вовсе «беспородные» люди. Но в Думе у второго самозванца заседали Рюриковичи (князья Засекины, Сицкие, Мосальские, Долгоруковы и т.п.), Гедиминовичи (князья Трубецкие), аристократы с Северного Кавказа (князья Черкасские), представители старомосковских боярских фамилий (Салтыковы, Плещеевы). С осени 1608 г. Тушино получило своего патриарха: из Ростова был привезен митрополит Филарет (в миру Федор Романов, получивший эту кафедру в последние недели царствования первого самозванца. С мая по ноябрь 1608 г. успехи тушинцев стремительно нарастали. На исходе лета произошло событие, которое придало самозванцу дополнительную легитимность: «царь Дмитрий Иванович» вновь обрел свою жену, с которой якобы венчался в мае 1606 г. На людях была радостная встреча «насильственно разлученных» супругов, а затем состоялось тайное венчание Марины с новым носителем имени «царя Дмитрия». Лжедмитрий II контролировал огромную территорию, власть тушинского царя признавали все новые и новые земли. Исход войны решали не столько победы на поле брани, сколько финансы и материальное обеспечение. Тушинские власти не располагали эффективными органами управления на местах, поэтому сбором денег, провианта и фуража пришлось заняться самим тушинским отрядам. Они делали это столь профессионально, что от обычных грабежей их поборы отличало лишь наличие «легитимных» полномочий. Власть «тушинского вора» признали Суздаль, Владимир, Ярославль, Вологда и некоторые другие города вблизи Москвы. Сопротивление авантюристам оказали жители Троице-Сергиевской Лавры. Немногих месяцев тушинского «управления» вполне хватило для начала спонтанной борьбы против «тушинского вора». Вскоре многие провинциальные города начинают выступать против грабительского режима и направляют свои ополчения в помощь Москве. Таким центрами сопротивления становятся Нижний Новгород, Галич и др. Если летом-осенью 1608 г. территория, подконтрольная Василию Шуйскому, сжималась наподобие шагреневой кожи, то в конце 1608 - начале 1609 г. процесс пошел в обратном направлении. Между Москвой и Тушином на некоторое время установилось военно-политическое равновесие: московские служилые люди и бояре переходили туда и обратно, преследуя личные цели и корысти. Вмешательство Речи Посполитой. К началу 1609 г. уже не Лжедмитрий II представлял главную опасность. Главный фактор таких изменений - открытое вмешательство Речи Посполитой, а позднее и Швеции во внутренние дела российского государства. Король Речи Посполитой приложил много усилий с целью перетянуть основные силы наемников из Тушина в свой лагерь. Так что уже осенью 1609 г. вполне обозначился кризис Тушинского лагеря. К Сигизмунду III почти полностью перешли польские шляхтичи, многие представители русской аристократии: князья Мосальский и Хворостинин, боярин Салтыков и др. В конце декабря 1609 г. Лжедмитрий бежит сначала в Калугу, а затем в королевский лагерь под Смоленск. Двухполюсная структура гражданской войны превращается в трехполюсную. Появление третьего властного центра весной 1610 г. окончательно расшатывает российскую государственность. Москва, Калуга, королевский лагерь под Смоленском – все они имели определенные права на власть. «Семибоярщина». Авторитет Василия Шуйского в народе был подорван после скоропостижной смерти талантливого полководца Скопина-Шуйского (по очень вероятной версии он был отравлен на пиру у князя Воротынского как один из претендентов на царский трон), который, по мнению современников, был единственным человеком, способным объединить страну. Это привело к смене командования, но русские войска во главе с царским братом, бездарным Дмитрием, все-таки выступили к Смоленску. Поражение при с. Клушине было катастрофическим: правительство Шуйского за несколько часов лишилось почти всей армии. К Москве устремились силы Лжедмитрия II из Калуги и корпус польского шляхтича Жолкевского. Поражение русских войск под Клушиным, быстрое контрнаступление польских королевских войск на Москву привели к новому государственному перевороту. В июле 1610 г. царь Василий Шуйский под давлением Боярской думы был вынужден отказаться от престола, а затем постричься в монахи. Василия Шуйского сменила «Семибоярщина» - правительство, состоявшее из семи бояр во главе с Ф.И.Мстиславским. Узнав о перевороте, «Тушинский вор» снова двинулся со своими сторонниками к Москве. Семибоярщина, не имевшая достаточно крепкой опоры среди населения страны, опасаясь возвращения Лжедмитрия II, пошла на прямую национальную измену: обратилась за поддержкой к польской шляхте. Москва присягает поляку Владиславу. В августе 1610 г. Семибоярщина, несмотря на протесты патриарха Гермогена, заключила договор о призвании на русский престол Владислава, сына польского короля Сигизмунда III. Сепаратистские действия столичной элиты привели польские войска в Москву, в Кремль. 27 августа 1610 г. Москва присягнула поляку Владиславу, провозгласив его русским царем. Этим шагом столичная элита продемонстрировала полное безразличие к государственному суверенитету. В итоге уже к началу следующего года русские институты власти полностью подчинялись полякам, русские послы вместо стола переговоров оказались под арестом и в заключении. Эти факты свидетельствуют о том, что русская столичная элита не сильно беспокоилась о российском суверенитете. Ее главным желанием было как можно дольше удержаться у царского престола, там, где раздают почести, награды и деньги. В период Смуты о национальном патриотизме и суверенитете государства столичная элита вспоминала крайне редко. Отсюда ее визиты к Тушинскому вору, признание Лжедмитриев, присяга польскому отпрыску. После захвата поляками Москвы перед страной встала угроза утраты национальной независимости. Никогда раньше на царский трон не посягало так много претендентов. Здесь и беглый расстрига из заурядной дворянской фамилии, бывший холоп, бедный школьный учитель из Восточной Белоруссии, и иностранцы. Никогда раньше наследственная самодержавная монархия не превращалась в монархию выборную, и никогда раньше в стране не существовало параллельно несколько центров во главе с реальными и мнимыми монархами, претендовавшими на общегосударственную власть. Всё это – безрадостные черты Смутного времени. 3.5. Народное ополчение К.Минина и Д.Пожарского. Патриотический подъем. Иностранное вторжение и связанное с ним «великое разорение» вызвали массовое желание народных масс с оружием в руках бороться за освобождение страны от интервентов. По свидетельству современников, в стране отмечался огромный патриотический подъем русского народа. Оскорбленные в своих патриотических и религиозных чувствах, измученные долгими годами анархии, предательством национальных интересов московской аристократией, простые люди жаждали восстановления утраченного государственного порядка. Многие были готовы на жертвы ради спасения Отечества. Во главе истинных патриотов, еще не разуверившихся в спасении страны, встал патриарх Гермоген, по мнению современников, человек твердой воли и строгих нравственных правил. Вступив в конфликт с польскими властями в Москве, патриарх в декабре 1610 - январе 1611 г. рассылает по городам грамоты, призывая народ не присягать ни польскому королю, ни польскому отпрыску - сыну Марины Мнишек и Лжедмитрия II, но прислать ратных людей для защиты Отечества и православной веры. Власти берут под стражу его резиденцию, а в середине марта вообще отправляют Гермогена в заключение в Чудов монастырь, где его заточили в каменный подвал и там морили голодом. Первое народное ополчение. Однако призыв пастыря не прошел даром. Общее желание к изгнанию захватчиков оказалось сильнее прежних раздоров. Отряды народного ополчения, сформированные почти в двадцати городах, с конца зимы подтягиваются к столице. Там, несколько опережая события, 19 марта вспыхивает восстание москвичей против поляков. Тяжелые бои шли два дня, и только после поджога домов в Китай-городе (пожар выжег почти всю застройку) гарнизону удалось подавить выступление горожан. Именно это событие было обозначено как «конечное разорение Московского царства». Вскоре к Москве подступили отряды народного ополчения. Примечательно, что летом 1611 г. в этих формированиях была создана временная высшая власть - законодательная, судебная, исполнительная. Она принадлежала «Собору всей рати» – органу, созданному по принципу Земского собора. Руководство текущим управлением лежало на трех лицах: воеводах Д.Т. Трубецком и И.М. Заруцком, думном дворянине П.П. Ляпунове. Они отдавали распоряжения через вновь созданные органы управления - приказы. Собор всей рати принял так называемый «Приговор», регламентировавший сословные права служилых людей. В этом документе нашли отражение и корыстные интересы дворян, принявших участие в его разработке. В частности, предлагалось: отобрать поместные земли у тех, кто не служил в войске; отобрать излишки поместных земель, превышающих установленные оклады; дозволялось наделять поместными землями казаков, входивших в войско; оставлялись поместья вдовам и детям служилых людей, погибших в походах. Однако вскоре между руководителями ополчения начались разногласия. Прокопий Ляпунов был зарублен казаками, и дворянские отряды ушли из-под Москвы. Первое ополчение фактически распалось. Между тем положение еще более осложнялось. После очередного штурма польских войск в июне пал Смоленск; шведские войска вошли в Новгород, а затем оккупировали новгородские земли, зафиксировав в договоре право шведского королевича на русский трон или на Новгородскую область. Усиление кризиса власти. Страну раздирали противоречия, кризис центральной власти усиливался. В Московском Кремле в осаде сидела польская администрация, представляя власть королевича Владислава. Причем польский Сенат признал договор о воцарении Владислава необязательным для Речи Посполитой. Таким образом, русская столица оставалась фактически без царя. Второй центр власти перемещался вместе с королем Сигизмундом, захватившим братьев Шуйских. Под Москвой некоторое время сохранялось правительство первого ополчения, авторитет которого реально мало кто признавал на местах. В Новгороде Великом правила шведская администрация. К этому чрезмерному количеству центров с властными полномочиями следует добавить множество региональных властных центров вроде Пскова, Путивля, Казани, Арзамаса и т.д., которые практически не подчинялись никому. Именно в тот год собравшиеся в волостном кабаке мужики избирали своего «мужицкого царя». Ничего удивительного: двумя годами ранее на просторах страны казачьи отряды водили более десятка «царевичей», носивших столь экзотические для царской фамилии имена – Ерошка и Осиновик. Таким образом, процесс территориального распада и политического разложения русского, некогда централизованного, государства достиг той черты, после которой возврат к единству общества и государства был весьма проблематичен. Московская элита, служившая ранее опорой самодержавия, без лидера с такой же, как у Ивана Грозного, харизмой, показала полную неспособность к объединению нации. Однако антигосударственные события в период Смуты расшатали в массовом сознании сакральные, религиозные основы царской власти. Убийства Федора Годунова, Лжедмитрия подрывали веру в непогрешимость и неподсудность монарха человеческому суду, усиливали правовой нигилизм, социальный кризис. Москва утратила свое значение политического центра. Кроме старой столицы появились новые – «воровские»: Путивль, Стародуб, Тушино, Смоленск, Новгород после захвата его шведами. Появление нескольких властных центров наносит еще один сильнейший удар по российской государственности, ставит под сомнение ее незыблемость. Государственная власть оказалась в состоянии паралича. В Москве, как в калейдоскопе, сменялись власти: Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Лжедмитрий II, «Семибоярщина». Авторитет царей рушился. Вчерашних коронованных монархов, которым присягали на верность, убивал восставший народ, возглавляемый самозванцами. Второе народное ополчение. На этом фоне осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде и Троице-Сергиевом монастыре возникает идея реставрировать в стране самостоятельную национальную монархию с помощью второго народного ополчения. Начинается интенсивная агитация, обмен грамотами между городами, организуется сбор денег на новое ополчение. Под воздействием грамот Гермогена и старцев Троице-Сергиева монастыря сформировалась политическая платформа: не брать царем Ивана Дмитриевича (сына Марины), не приглашать на русский престол любого зарубежного претендента. Первая цель - освобождение столицы с последующим созывом Земского собора для избрания нового царя. Минин и Пожарский. Организатором второго народного ополчения стал нижегородский староста Козьма Минин, мелкий торговец мясом и рыбой, который обратился к горожанам с призывом собрать народное ополчение для освобождения Москвы от иноземных захватчиков. Его патриотический призыв нашел горячий отклик у его земляков-нижегородцев, которые на сходе решили отдать на создание ополчения «третью деньгу», то есть третью часть личного имущества. По инициативе К.Минина создается «Совет всея земли», ставший временным правительством. Военным руководителем был приглашен стольник князь Дмитрий Михайлович Пожарский, отличившийся во время московского восстания против поляков. Ядро второго ополчения составили отряды добровольцев Среднего Поволжья, дворяне Смоленской земли, оставшиеся без имений и средств существования, служилые люди других городов и земель центра России. В марте 1612 г. ополчение выступило из Нижнего Новгорода не на Москву, а на Ярославль. Этот шаг был сделан для того, чтобы сплотить ополчение, пополнить его новыми силами, укрепить организационно. Кроме того, именно в Ярославле намечалось место сбора военных сил народного ополчения из других российских городов. Несколько месяцев пребывания в Ярославле окончательно оформили организационное устройство второго ополчения. Новый политический центр страны. В Ярославле по инициативе князя Д.М.Пожарского был сформирован Земский собор с целью привлечения в ополчение как можно больше сторонников. Высшая власть принадлежала Совету ополчения, в котором были представлены: белое духовенство, служилые дворяне, приборные люди, горожане, а также черносошные и дворцовые крестьяне - основные слои русского общества. Опираясь на решения Собора, князь Д.М.Пожарский давал тарханные и жалованные грамоты монастырям и служилым людям. Земским собором высказывались идеи о новом самодержавии на Руси. Работа Земского собора, Совета второго народного ополчения указывало на то, что в Ярославле фактически возник еще один политический центр страны. Постепенно он набирал силу. В Ярославле были восстановлены центральные органы власти - основные приказы. В новый политический центр из Москвы, провинций стекались опытные приказные люди, дьяки и подьячие, умевшие поставить дело управления на добротную основу. Руководители ополчения всерьез занялись дипломатией. Несколько месяцев совместной работы доказали правильность действий руководства ополчения: опытный и удачливый воевода, человек твердых убеждений, Д.Пожарский возложил текущее управление на К.Минина, обеспечившего финансы и снабжение народного ополчения. Освобождение столицы. Угроза прорыва армии во главе с литовским гетманом К. Ходкевичем к польскому гарнизону в Москве вынудила предводителей ополчения ускорить поход к столице. 22-24 августа 1612 г. войско Минина и Пожарского вступило в ожесточенное сражение с королевской армией под командованием гетмана Я.Ходкевича, спешившей на помощь осажденному гарнизону. В критический момент этого сражения на помощь Минину и Пожарскому подоспели отряды под предводительством Д.Т.Трубецкого, оставшиеся от первого ополчения. Благодаря совместным действиям сил двух народных ополчений попытка освободить польский гарнизон в Москве была сорвана. Гарнизон в Кремле остался без продовольствия, припасов и резервов. Его судьба была предрешена: 26 октября (4 ноября) 1612 г. интервенты капитулировали. Москва была освобождена. Попытка Сигизмунда небольшими силами переломить ход событий оказалась запоздавшей: короля остановили под Волоколамском. Узнав о сдаче гарнизона, он повернул в Польшу. Смута начала XVII века привела к полному развалу центральных органов власти и управления, подрыву авторитета боярской и дворцовой знати. Тяжелые последствия для законности и правопорядка имел массовый террор со стороны всех противоборствующих группировок. Смута и массовые неурожаи подорвали экономику России. Смута, кроме того, представляла определенную угрозу независимости России, ее суверенитету, территориальной целостности, православной религии. Все эти и другие факторы не способствовали международному авторитету нашей страны. И все же так называемое «Смутное время» было не просто смутой, как утверждали позднее Романовы. Россия, уставшая от диктатуры Рюриковичей, тянулась к свободе. Курбский не был простым изменником, когда от диктатуры Грозного ушел вслед за многими славными боярами в Литву. Москвичи вовсе не под кнутом целовали крест польскому королю Сигизмунду. Русские люди не были легковерными простаками, когда с восторгом посадили на трон Григория Отрепьева. Лжедмитрий был встречен на ура, как человек из Польши, как возможный реформатор. Народ хотел реформ и перемен к лучшему. К сожалению, ожидания были обмануты. Поляки повели себя не как носители европейской цивилизации и свободы, а как колонизаторы и разбойники. Борьба с иностранными захватчиками, католиками и протестантами привела к негативному восприятию всего того, что в последующем исходило с Запада. Россия на время была лишена возможности встать на путь реформ, усвоения достижений европейской культуры. Последствия Смуты надолго определили основное направление внешней политики России: возвращение утраченных земель, в первую очередь Смоленска, восстановление своих позиций в Восточной Европе. Смута упрочила идею самодержавия. Вопросы для самоконтроля
Праздником |