Главная страница
Навигация по странице:

  • «потоком и разграблением»

  • 1.3. Принятие христианства. Появление христианской религии.

  • Во-вторых

  • 1.4. Феодальная раздробленность Руси.

  • «каждый да держит вотчину свою»

  • история книга. Моисеев в. В


    Скачать 3.71 Mb.
    НазваниеМоисеев в. В
    Анкористория книга.doc
    Дата05.09.2017
    Размер3.71 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаистория книга.doc
    ТипУчебник
    #8464
    страница3 из 44
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44

    Налоги. Рюриковичам принадлежит заслуга собирания дани, установление постоянных налогов с завоеванных ими племен. Население этих племён уплачивало киевскому князю определённую контрибуцию в виде полюдья - натуральной или денежной дани. Постепенно сборы дани превратилась в инструмент подчинения зависимых племен, члены которых становились подданными Великого киевского князя. На наш взгляд слово «подданный» образовалось от слов «под данью», то есть, обложенный данью, обязанный платить дань (налог).

    Введение дани сопровождалось массовыми возмущениями населения. Были случаи, когда из-за несправедливого сбора налогов восточные славяне убивали князей и их наместников. Как известно, за превышение установленных размеров дани киевский князь Игорь был казнён древлянами в 945 году. Поэтому в Х веке, по повелению киевской княгини Ольги, вдовы князя Игоря, были регламентированы размеры этой дани, установлены особые места сбора дани, так называемые «погосты», определены конкретные сроки сбора дани, так называемые «уроки». Налоговая реформа позволила сбить волну недовольства племён, вовлечённых в сферу влияния Древнерусского государства.

    Киевский князь Ярослав Мудрый (годы правления 1019-1054), стремясь установить порядок и законность в русских землях, издал свод юридических норм, обязательных для всех его подданных. Он известен как кодекс «Русская Правда».

    В «Русской Правде» содержался целый ряд юридических норм, закреплявших или устанавливавших правовое положение восточных славян, населявших Киевскую Русь, их ответственность за убийство, а также причинение морального либо материального ущерба. В ней были установлены нормы, защищавшие частную собственность. В «Русской Правде» не было норм, относящихся к преступлениям против государства, отсутствовали многие юридические понятия.

    Примечательно, что законодательством того времени были предусмотрены правовые привилегии некоторых категорий людей. Чем выше был социальный статус человека, подвергавшегося, например, насилию, тем выше была степень уголовной ответственности за преступление.

    Привилегии, сформулированные в первых статьях «Русской Правды», заключались в повышенной мере ответственности за преступления, совершенные в отношении «княжьего мужа», боярина или тиуна. «Если человек убьет человека.., то положить за убийство 80 гривен, если (убитый) будет княжим мужем или княжеским тиуном; если (он) будет русин, гридин (младший дружинник – прим. авт.), купец, боярский тиун, мечник, изгой или словенин, то положить за него 40 гривен» (ст.1). А за убийство пашенного холопа штраф был равен всего 5 гривнам, за рабу – 6 гривнам» (ст.15).

    Государство, чтобы не уподобляться языческим обычаям и не отвечать убийством на убийство, заменяет смертную казнь весьма необычной мерой наказания – «потоком и разграблением», то есть изгнанием из общины с полной конфискацией имущества. Церковь еще при этом налагала епитимью. Кроме того, убийцу можно было по закону продать в рабство.

    Для бояр, наместников, княжеских дружинников в «Русской Правде» был установлен особый порядок перехода имущества в собственность по наследству. Сущность государственного регулирования земельных отношений в этот период заключается, прежде всего, в юридическом оформлении вотчины, то есть крупной феодальной собственности на землю. Ярослав Мудрый, его сыновья и последующие князья издавали уставы, в которых определяли порядок выделения земельных наделов своим вассалам.

    Главным собственником земли был киевский князь. Летопись тех времён фиксировала княжеские сёла и княжеские охотничьи угодья. Княжеская вотчина («домен») также стала юридически оформляться. Таким образом, формирование новых земельных отношений впервые получает юридическое закрепление. Так в Киевской Руси законодательно закреплялась феодальная собственность на землю.

    Главой правосудия в Киевской Руси был великий князь. Княжеский двор служил обычно местом судопроизводства. Князь мог судить сам, но чаще всего он поручал отправление правосудия тиунам или отрокам. Чиновники, вершившие уголовный суд, назывались на Руси вирниками. Судья имел помощника (отрока), а также метельника, то есть писца. Впервые был введен суд, состоявший из 12 судей, который рассматривал в Древнерусском государстве более сложные дела.

    Ярослав Мудрый, автор «Русской Правды», установил новый порядок передачи власти в государстве. Не от отца к сыну, а к старшему в княжеском роду (дяде, брату и т.д.).

    Таким образом, в период становления и развития Древнерусского государства закладывались основы государственности:

    - централизованное управление,

    - установление территориальной целостности,

    - закрепление феодальной собственности,

    - создание государственного аппарата,

    - создание правовой системы и введение правосудия,

    - введение регламентированного налогообложения.

    Всё это укрепляло Киевскую Русь, делало ее похожей на европейские государства. Значительную роль в этом сыграл отказ от язычества и принятие христианства.

    1.3. Принятие христианства.

    Появление христианской религии. На характер Древнерусского государства влияли не только социально-экономическое и культурное развитие, взаимоотношения с другими государствами, народами и племенами, но и религиозное мировоззрение.

    Главной религией в Древнерусском государстве первоначально было язычество. Оно предполагало поклонение множеству богов: Сварогу (владыке Вселенной), Даждьбогу (богу Солнца), Перуну (богу грома и молний), Моране (богине ночи, зимы и смерти), Велесу (покровителю скотоводства), Стрибогу (богу ветра) и другим. Истоки язычества восточных славян восходят, по мнению большинства историков, к индоевропейским древним верованиям и еще дальше, к временам палеолита. Именно там, в глубинах древности, за тысячи лет до появления на планете христианской религии зарождались представления первобытного человека о сверхъестественных силах, которые управляют его судьбой, о его отношении к природе и влиянии небесных сил на людей. Многие поклонения языческим богам объясняются невежеством славян, их страхом перед громом и молниями, другими предрассудками. Это невежество и предрассудки существовали в наших предках многие тысячелетия.

    По длительности существования языческая религия превосходит христианство. Более того, по мнению ученых, христианство своими корнями уходит в славянское язычество. Например, Сварог – бог Вселенной вполне мог стать прообразом всемогущего христианского Бога. Его сын Даждьбог очень напоминает сына Божьего, Иисуса Христа, которому при определенных условиях стали поклоняться христиане. Да и некоторые обряды поклонения очень схожи. И на христианскую Пасху, и на языческую масленицу люди празднуют окончание зимы и наступление весны, и там и там проходят массовые гуляния, разные потехи и т.д. Другими общими по смыслу и почти одинаковыми по времени проведения праздниками, когда и те и другие пользовались для убранства ветками березы, являются языческий праздник Купалы и христианская Троица.

    Христианство как единая государственная религия пришла на смену языческой религии на Руси почти так же, как она пришла в Византию и другие христианские государства. И везде государство поддерживало церковь, а христианская религия – государство.

    Летопись свидетельствует, что не только христиане, но и магометане, иудеи, мусульмане присылали в Киев своих проповедников, чтобы склонить князя Владимира к принятию именно их веры. Первыми послами были болгары, которые исповедовали в тот период магометанство. Но когда князь узнал об особенностях этой религии, которая предполагала обряд обрезания и запрещала употребление спиртных напитков, Владимир дал болгарам отказ: «Руси есть веселье питие, не можем без того быть». Послы папы римского также потерпели неудачу. Но будь они настойчивее и речистее, как знать, может, Русь стала бы католической страной. Иудеи тоже не смогли склонить языческого князя к принятию их религии. Как свидетельствует летописец, князь Владимир, выслушав иудеев, поинтересовался, где находится их Отечество. Послы честно ответили: «В Иерусалиме. Но Бог, разгневавшись на нас, расселил нас по чужим землям». Разумеется, князь не хотел бы по воле иудейского бога лишиться Отечества.

    И только греческий посланец смог прельстить своей религией правителя Киевской Руси. Если верить летописцу, то князь Владимир посылал своих верных людей в разные концы света, чтобы убедиться в истинности рассказов иноземных послов. Получив подтверждение, князь утвердился в своем решении принять все-таки христианство, а не католицизм или мусульманство.

    Субъективную роль в этом ответственном шаге, каким является переход от язычества к христианству, сыграло также желание молодого русского князя жениться на византийской красавице, принцессе Анне. Одним из условий такого брака было принятие религии, как у невесты. Эти и другие исторические факты свидетельствуют о том, что Русская православная церковь, утверждая о вечности и незыблемости христианства на Руси, мягко говоря, искажает факты. Если бы Киевскому князю по душе пришлась католическая или иная конфессия, то едва ли русские попы смогли бы настроить столько церквей и монастырей на нашей земле. Исторический выбор был сделан не ими и даже не русским народом, а главой Древнерусского государства князем Владимиром I Святославичем (980-1015 гг.).

    В 988 г. князем Владимиром I было насильно осуществлено массовое крещение киевлян, обращение их в христианство. Тогда же была учреждена русская метрополия с центром в Киеве, подчинявшаяся константинопольскому патриарху. В крупных городах, таких как Новгород, Ростов, Чернигов, Полоцк создаются епископства. Древняя летопись свидетельствует, что новгородцы взбунтовались против присланного в их город епископа Иоакима.

    Для осуществления религиозной реформы, то есть для отказа населения от традиционного язычества в пользу христианства потребовался военный поход киевлян во главе с Добрыней, дядей великого князя. Только силой оружия смогли навязать новгородцам новую веру. Жители Мурома также категорически возражали против навязанной им религиозной реформы. Они отказались впускать князя Глеба, сына киевского правителя, заявив о своем желании сохранить религию предков. По этой же причине в ряде городов Древней Руси длительное время сохранялось «двоеверие», когда одна часть населения поклонялась прежним богам, а другая часть совершала христианские обряды. Потребовалось большие усилия христианских иерархов и священнослужителей, чтобы склонить все-таки россиян к христианству.

    Государство и религия. В связи с принятием христианства возник вопрос о разграничении прав государственной и церковной властей. Правовое положение церкви характеризует Устав князя Владимира I Святославича. Статья 4 Устава выводит из княжеской и боярской подсудности нормы семейного права. В статьях 5 и 6 князь запрещает впредь вмешиваться в церковные дела, а в ст.7 перечисляет те дела, которые должны передаваться церковному суду: нарушение христианского брачного права, развод супругов, прелюбодеяние, изнасилование, сквернословие, отправление языческого культа и т.п. Особой подсудностью церковного суда митрополита были церковные люди: игумен с игуменью, поп с попадьей и поповичами, чернец, дьякон, пономарь и др. Характерно, что Устав князя Владимира предусматривал норму финансовой и материальной поддержки христианской церкви. Статья 3 Устава вводила так называемую «церковную десятину» - десятую часть от доходов (налогов) государства в пользу церкви. Такая же плата за услуги религии была установлена «Уставной и жалованной грамотой смоленского князя Ростислава Мстиславича церкви Богородицы и епископу». Датированная 1150 г., она вводила право церковной десятины на села и погосты, принадлежавшие князю, что составляло 300 гривен в год. Грамота Юрьеву монастырю закрепляла право монастыря на землю, что свидетельствует о о том, что при поддержке государства православная церковь становилась феодалом и наравне с другими эксплуататорами пользовалась дешевым крестьянским трудом. Кроме того, государство освободило от налогов всех священнослужителей, а также церкви и монастыри. Все это значительно укрепило их материальное положение. Разумеется, церковь не осталась в долгу перед государством и всемерно способствовала повышению авторитета верховной власти, призывала прихожан к смирению.

    Церковь, ее иерархи имели большое влияние на руководителей государства, на принятие ими решений, в том числе по государственному управлению. «Хотя духовенство российское никогда сильно не изъявляло мирского властолюбия, - писал Н.М.Карамзин,- всегда более угождая, нежели противясь воле государей… однако ж, присутствуя в Думах земских, сзываемых для важных государственных постановлений – не законодательствуя, но одобряя или утверждая законы гражданские, - имея право советовать царю и боярам, толковать им уставы царя небесного для земного блага людей, - сии иерархи участвовали в делах правления соответственно их личным способностям и характеру государей».

    Митрополит киевский и другие церковные иерархи входили в состав княжеских советов, обсуждавших проблемы государственного управления. К церковнослужителям князья обращались в трудные моменты, ища у них поддержку и советы. Иерей Сильвестр, духовник царя, заклинал Ивана Грозного быть ревностным исполнителем Святого Писания. Более того, по словам Н.М.Карамзина, «смиренный иерей, не требуя высокого имени, ни чести, ни богатства, стал у трона, чтобы утверждать, ободрять юного венценосца». Митрополит Филипп открыто выступал против опричнины Ивана Грозного, наносящей, по его мнению, великий вред государству Российскому, за что поплатился жизнью. После смерти Ивана Грозного в период правления Бориса Годунова митрополит московский Дионисий взялся быть миротворцем в политической элите того времени. Он приложил немало сил, чтобы примирить Б.Годунова с князем И.П.Шуйским, прекратить начавшиеся в Кремле раздоры.

    Борис Годунов, понимая значение церкви в христианском государстве, не только опирался в своих решениях на мнение иерархов, но и всячески возвышал их, осыпая почестями и богатством. По инициативе Б.Годунова в январе 1589 г. в России был введен высокий христианский пост – патриарха всея Руси. Не без его влияния первым патриархом стал митрополит Иов. В уставной грамоте об учреждении Московской Патриархии говорилось: чтобы «утвердить достоинство и права российского священноначалия», Российский патриарх «избираем и посвящаем в Москве», независимо от Византийской церкви. Знаками отличия Российского патриарха уставная грамота объявляла «клобук с серафимами и крестами обнизными, мантии объяринные и всякие иные с полосами». Ходить патриарх должен был с крестом и жезлом. Для выезда ему полагалась упряжка из шести коней.

    В период Смуты митрополит Филарет многое сделал для того, чтобы восстановить пошатнувшиеся устои государства. Он словом и делом помогал первому царю династии Романовых восстанавливать систему государственного управления, фактически утраченную в Смутное время. Немалый вклад внесло российское духовенство в усиление государства в период правления Алексея Михайловича, Петра I, Екатерины II и другие исторические эпохи.

    Значение христианства. Анализ показывает, что практически во все времена государство помогало церкви, а церковь всегда поддерживала государство. Введение христианства на Руси имело прогрессивное значение как для укрепления государства, так и для развития культуры русской нации.

    Во-первых, церковь своими постулатами («да убоится раб господина своего», «нет власти не от бога» и др.) укрепляла основы государственности, способствовала развитию феодальных отношений в бывших племенах. В более позднее время духовенство призывало свою паству: «Воззри… и вдумайся: кто противится власти – противится божескому повелению». Известно, что в угоду русскому царю малороссийское духовенство совершило обряд предания анафеме украинского гетмана Мазепы и его сторонников, перешедших накануне Полтавской битвы в стан противников, к шведскому королю Карлу XII.

    В России власть до Октябрьской революции считала себя властью религиозной. Цари, императоры, придворные и вся политическая элита в целом верили в бога, строго соблюдали церковные праздники, посты и обряды. В Кремле, во всех городах и сёлах было достаточное количество церквей, в которых совершались богослужения.

    Во-вторых, христианство насаждало в людях общечеловеческие гуманистические ценности благодаря своим заповедям «не укради», « не убий», «возлюби ближнего своего» и т. п.

    В-третьих, вчерашние языческие племена с принятием христианства по-другому стали восприниматься европейскими христианскими государствами. Это способствовало укреплению внешних политических и экономических связей Киевской Руси с другими государствами.

    В-четвертых, благодаря христианству в этот период мощный импульс получила культура Древнерусского государства: стали появляться богослужебные и иные книги на славянском языке, делаются первые шаги в искусстве: иконопись, фресковая живопись на церковные темы, стали открываться первые церковноприходские школы (при князе Владимире Мономахе). «Предки наши,- пишет историк Н.М.Карамзин,- были обязаны христианству не только лучшим понятием о творце мира, лучшими правилами жизни, лучшею, без сомнения, нравственностью, но и пользою самого благодетельного, самого чудесного изобретения людей: мудрой живописи мыслей, изобретения, которое, подобно утренней заре, в веках мрачных предвестило уже науки и просвещение».

    1.4. Феодальная раздробленность Руси.
    Одним из самых сложных периодов развития Древнерусского государства, осуществления государственного управления является период феодальной раздробленности - середина ХI - начало ХII в. Он наполнен междуусобными войнами, в основе которых лежала военная борьба за киевский престол, за главную власть. Междуусобицы ослабляли государство и, в конечном счёте, привели к его распаду, периоду феодальной раздробленности. Ослабление Древнерусского государства, несомненно, привело к захвату его территории татаро-монголами и другими интервентами. Всего за период после смерти Ярослава Мудрого до вторжения татаро-монгольских войск историки зафиксировали почти 150 битв и военных столкновений за право владения княжествами и их богатствами.

    Каковы же причины распада Киевской Руси, некогда сильного государства, с которым вынуждены были считаться могучая Византия, Хазарский каганат, Волжская Булгария и другие государства древности?

    1. Изменение порядка наследования княжеской власти и связанных с ней богатств. Ярослав Мудрый, умирая, разделил территорию державы между пятью своими сыновьями и старшим племянником. Он завещал наследникам жить в мире и любви, во всем слушаться своего старшего брата Изяслава, который на тот момент был старшим в роду, и ему передавалась власть в Древнерусском государстве.

    Сыновья умершего правителя, мечтавшие занять киевский престол, стать во главе огромной державы, получили в наследство только маленькие княжества. Они теряли власть и очень большие деньги, которые приносила эта власть. Не смирившись с такими порядками после смерти Ярослава Мудрого, когда престол занял их дядя, сыновья Я.Мудрого повели междуусобную тяжбу. Вскоре эти недовольства переросли в открытую вооруженную борьбу против их двоюродного племянника, а затем против внуков Ярослава Мудрого.

    2. Местные князья и бояре стали более независимыми экономически от киевского князя; их мощные дружины и ополчения были надёжной защитой от редких набегов кочевников. Государство было призвано защищать интересы прежде всего появившейся знати (князей, бояр), держать в страхе и повиновении низшие слои раннефеодального общества. К такой функции первоначально пришли почти все племена Восточной Европы, а не только славяне.

    3. Развитие производительных сил (появление плуга, бороны) привело к тому, что каждое княжество полностью обеспечивало себя натуральным хозяйством и в помощи центральной власти не нуждалось.

    4. Феодальная верхушка отдельных княжеств (Ростово-Суздальского, Галицко-Волынского, Черниговского, Новгородской земли) стремилась к политической самостоятельности.

    5. Ослабление централизованной власти в результате непродуманных реформ. Киевский князь посредством «Жалованных грамот» передал своим вассалам (местным князьям) целый ряд прав и полномочий:

    = на исполнение судебной власти (судебная самостоятельность);

    = на сбор налогов и пошлин (экономическая самостоятельность);

    = на проведение местных съездов князей.

    На съезде в Любече в 1097 г. князья провозгласили вполне легально принцип: «каждый да держит вотчину свою», что означало: теперь власть на местах полностью принадлежала удельным (вотчинным) князьям, а киевский князь признавался первым, но среди равных.

    6. Феодальной раздробленности способствовало юридическое закрепление частной собственности на землю в форме вотчины. Вотчину можно было продать, передать по наследству, разделить, заложить и т.д. Таким образом, землевладелец получал юридическую независимость от центральной власти. Владея основным земельным фондом, крупные феодалы обогащались за счёт эксплуатации крестьян. Они могли содержать собственные дружины и жить вне зависимости от киевского князя.

    7. Причиной распада Киевской Руси является отсутствие внешней военной угрозы со стороны общего врага. Как известно, в ХII в. угроза нападения на Русь кочевников значительно ослабла. «Неразумных хазар» в этот период уже не стало (Хазария прекратила по существу свое существование как сильное государство после ее разгрома князем Святославом в Х в.), а монголо-татар у границ Руси ещё не было видно.

    Другими словами, не было внешней угрозы военного нападения, способной затормозить процессы распада единого государства.

    8. Из-за участившихся междуусобиц, борьбы за власть, за владение киевским престолом, из-за неспособности центральной власти повлиять на негативный ход развития страны стремительно падал авторитет киевских князей, авторитет государственной власти.

    Местные князья, получив юридическую самостоятельность, устанавливали свои законы, вводили по своему усмотрению новую систему управления подданными, чеканили собственную монету, проводили самостоятельную внешнюю политику. Это означало де-факто распад централизованного, единого государства.

    Киевское княжество, сильно пострадавшее от монголо-татарского нашествия, утратило в XIII в. свое значение государственного центра Руси. Но еще в предыдущем веке образовались Смоленское, Муромское, Рязанское, Черниговское, Галицко-Волынское, Ростово-Суздальское (ранее это было Владимиро-Суздальское) и другие княжества. Причем внутри этих княжеств складывались более мелкие государственные образования. Шел процесс измельчения уделов, число которых зачастую зависело от количества прямых наследников князей, ранее принадлежавших к династии Рюриковичей.

    В результате распада Древнерусского государства в ХII веке образовалось 15 мелких самостоятельных государств. В начале ХIII века их стало 50, а в ХIV веке государственных образований насчитывалось в 5 раз больше - 250! Это почти в 4 раза больше, чем сейчас в России регионов. Получается, что некоторые государственные образования по территории не превышали границы современного муниципального района. Иногда государство было в границах одного города, например Новгородская республика, Псковская республика.

    Для феодальных удельных княжеств, образовавшихся после распада Древнерусского государства, характерен ряд общих черт:

    = раздробленность верховной власти и утрата государственного управления из единого центра;

    = тесное слияние княжеской власти и землевладения;

    = образование собственных аппаратов государственного управления.

    Удельные князья руководили своими землями через бояр и наместников, которым они передавали в управление города, волости, села с правом осуществлять там административные, судебные, налоговые функции. Основным способом вознаграждения за государственную службу при господствовавшем натуральном хозяйстве становится «кормление», то есть разрешение забирать себе определенную часть налогов и сборов (чаще в натуральном выражении) для прокорма. Наряду с этим было распространено в тот период пожалование доходных административно-судебных должностей, на которых пышным цветом расцветали коррупция и взятки. Так что бюрократический аппарат со своими родимыми пятнами оказался неистребим и после распада Древнерусского государства.

    Владимирские, суздальские, ростовские и другие князья отказывались от Великого киевского княжения вдали от родных мест. Князь Ростово-Суздальский Андрей Боголюбский, например, неоднократно отказывался принять киевский престол. Он не хотел менять свое собственное землевладение, свою вотчину на проблемы, связанные с киевским престолом в то время.

    Заметим интересный факт: почти все 250 княжеств и республик жили по кодексу «Русская Правда», то есть ни одно из новых государственных образований не отменило этот первый свод законов. Княжества только дополнили этот кодекс некоторыми новыми нормами.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44


    написать администратору сайта