Главная страница
Навигация по странице:

  • 4.4. Воссоединение Украины с Россией. Задачи внешней политики.

  • Переяславская рада (1654).

  • Украина была принята в состав Российского госу­ дарства.

  • 4.5. Восстание Степана Разина. Медный бунт 1662 г.

  • Степан Тимофеевич Разин.

  • Первый поход Степана Разина.

  • Восстание 1670-1671 гг.

  • 4.6. Русская культура в допетровский период. Летописание.

  • Вопросы для самоконтроля.

  • история книга. Моисеев в. В


    Скачать 3.71 Mb.
    НазваниеМоисеев в. В
    Анкористория книга.doc
    Дата05.09.2017
    Размер3.71 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаистория книга.doc
    ТипУчебник
    #8464
    страница9 из 44
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   44
    Глава XIII Уложения целиком посвящена вотчинному землевладению как основе феодального строя. Законодательство подразделяло вотчины на родовые, выслуженные и купленные, регламентировало порядок их наследования и залога, а также устанавливало право выкупа родовой вотчины в течение 40 лет. В особых случаях, с разрешения государства законодательство того времени допускало обмен поместий на вотчины.

    В Соборном уложении 1649 года вводился впервые институт сервитутов, то есть юридическое ограничение прав собственности субъекта в интересах права пользования другого. В основном это касалось вотчинного землепользования. С введением сервитута на землю, ее нельзя было продать, передать по наследству и т.д. Новым в законодательстве было и введение понятия о сроке давности. Оно было введено в связи с обоснованностью права на землю, т.е. связано с землевладением.

    Гражданское право различало и регламентировало семь видов договорных обязательств: купли-продажи, мены, займа, найма, подряда, поклажи и залога. Обязательное право регулировало выполнение этих договоров, устанавливало порядок взыскания по невыполненным обязательствам. Оно гарантировало права граждан, имущественный интерес кредиторов, способствуя тем самым развитию гражданско-правовых отношений, повышению ответственности за исполнение договоров.

    Таким образом, Соборное уложение 1649 г. представляло собой кодекс разнообразных правовых норм, которые регулировали как гражданские отношения, так и уголовные дела Русского централтзованного государства. В Соборном уложении содержались основные отрасли права того времени: государственное, гражданское, уголовное, процессуальное. Оно обобщило и подытожило основные тенденции в развитии русского права средних веков. Вместе с тем оно внесло новые нормы и принципы, отвечавшие духу нового времени, новым отношениям, сложившимся в русском обществе в XV-XVII вв.

    Соборное уложение 1649 г. можно отнести к успешной правовой реформе в России того времени. Оно сыграло важную роль в укреплении самодержавия, правовых основ государственной власти и управления, совершенствовании судебной власти, гражданско-правовых отношений. Соборное уложение расширило права среднего сословия – дворянства и посадского населения и одновременно ограничила права и привилегии боярства и церкви. Монастырский приказ, введенный Уложением, получил право не только управлять монастырскими землями, но и привлекать к суду духовное сословие. Оно дополняло и расширяло Судебник Ивана Грозного, разграничивало сферу государственной и церковной юрисдикции, кодифицировало правовые нормы. Соборное уложение 1649 г. было издано тиражом в 2400 экземпляров и служило настольной книгой для чиновников и судей того времени. По существу Уложение стало первым печатным законом в истории отечественного права. Текст Соборного уложения был настолько юридически выверен, что попытки улучшить его во времена Петра I и Екатерины II не увенчались успехом.


    4.4. Воссоединение Украины с Россией.

    Задачи внешней политики. К середине XVII в. Россия, восста­новив экономику, могла сосредоточить внимание на решении задач внешней политики. Во-первых, необходимо было добиться выхода к Балтийскому морю. Во-вторых, возвратить потерянные в период Смуты Смоленские, Черниговские и Новгородско-Северские земли. Решение этой проблемы обострилось в связи с борьбой украинского и белорусского народов за воссоединение с Россией. В-третьих, на юге России нужно было добиться прекращения набегов крымского хана - вассала могуществен­ной Турции. Только за первую половину XVII в. крымчаки пленили и продали в рабство 150-200 тыс. человек.

    По Люблинской унии 1569 г. против воли России в Речь Посполитую были включены Белоруссия, большая часть Украины. Население Ук­раины и Белоруссии испытывало тройной гнет: крепостнический, на­циональный и религиозный. Польские паны именовали крепостных крестьян не иначе как быдло (скот). Социальные и национальные противоречия, усиленные религиоз­ным гнетом, вызвали массовые выступления населения Украины.

    Запорожская Сечь. Центром борьбы против иноземных порабо­тителей стала в 40-50-е годы XVII в. Запорожская Сечь. Для защиты от набегов крымских татар за днепровскими по­рогами казаки соорудили систему укреплений из сруб­ленных деревьев — «засеки» (отсюда и название этой территории). На Днепре сложилась своеобразная казацкая республика, свободное военное братство во главе с выборными кошевым и куренными атаманами.

    Речь Посполитая, желая привлечь казачество на свою сторону, стала составлять особые списки - реестры. Казак, записанный в ре­естр, назывался реестровым, считался на службе у польского короля и получал жалованье. В соответствии с установившимся порядком во главе Запорожского войска стоял гетман.

    Богдан Хмельницкий. В 1648 г. гетманом Запорожской Сечи был избран Богдан Хмельницкий, получивший традиционные знаки власти: булаву, бунчук и войсковую печать. В 1647 г. Б. Хмель­ницкий открыто выступил против польского правительства. Хмельницкий понимал, что борьба против Речи Посполитой потребует огромного напряжения сил, и поэтому с первых шагов своей деятельности выступил за союз с Россией, видя в ней верного союзника Украины. Однако в России тогда бушевали городские вос­стания, и, кроме того, она еще была недостаточно сильна, чтобы вступить в противоборство с Речью Посполитой. Поэтому на первых порах Россия ограничилась оказанием Украине экономической по­мощи и дипломатической поддержки. В этих условиях Б. Хмельниц­кий пошел на союз с крымским ханом Менгли-Гиреем, обезопасив себя с юга и лишив польского короля возможного союзника.

    Зборовский мир (1649). Весной 1648 г. многочисленное войско Богдана Хмельницкого выступило из Запорожской Сечи. В битве при Желтых Водах его от­ряды уничтожили авангард польских войск. Вскоре в генеральном сражении у Корсуня были наголову разбиты и их основные силы. Летом 1649 г. под Зборовом (Прикарпатье) Б. Хмельницкий победил польскую армию, которая спаслась от окончательной гибели лишь благодаря измене крымского хана. Польское правительство вынуждено было заключить Зборовский мир. По этому договору Речь Посполитая признала Б. Хмельницкого гетманом Украины.

    Переяславская рада (1654). Весной 1652 г. война возобновилась. Хмельницкий одержал важную победунад поляками на реке Южный Буг. Однако требовалась помощь России, чтобы окончательно освободить Украину из-под власти Речи Поспо­литой. Решение об оказании помощи Украине было принято Земским собором России в 1653 г.

    1 октября 1653 г. Польше была объявлена война. На Украину выехало русское посольство во главе с боярином Бутурлиным. Оно участвовало в Раде (Совете), которая состоя­лась 8 января 1654 г. в г. Переяславле. Украина была принята в состав Российского госу­дарства.

    Россия признала выборность гетмана, местный суд и другие органы власти, сложившиеся во время освободительной войны. Цар­ское правительство подтвердило сословные права украинского дво­рянства. Украина получила право устанавливать дипломатические от­ношения со всеми странами, кроме Польши и Турции, и иметь рее­стровые войска до 60 тыс. человек. Налоги должны были поступать уже в царскую казну.

    Воссоединение Украины с Россией имело огромное историческое значение. Оно освободило народ Украины от национального и рели­гиозного гнета, спасло его от опасности порабощения Польшей и Турцией, способствовало формированию украинской нации, приве­ло к временному ослаблению крепостнических отношений на Лево­бережье (крепостное право юридически введено на Украине во вто­рой половине XVIII в.).

    Воссоединение с Левобережной Украиной усилило Российское государство. Благодаря ему России удалось вернуть Смоленские и Черниговские земли, что давало возможность начать борьбу за Балтийское побережье. Кроме того, открывалась благоприятная перспектива расширения связей России с другими славянскими народами и государствами Запада.

    Речь Посполитая не признала воссоединения Ук­раины с Россией. Русско-польская война стала неизбежной.

    Изнурительная, затяжная русско-польская война завершилась в 1667 г. заключением Андрусовского (близ Смоленска) перемирия на 13 с половиной лет. Россия отказывалась от Белоруссии, но оставляла за собой Смоленск и Левобережную Украину. Киев, расположенный на правом берегу Днепра, был передан России на два года (после завершения этого срока он так и не был возвращен). За­порожье переходило под совместный контроль Украины и Польши.
    4.5. Восстание Степана Разина.
    Медный бунт 1662 г. Изнурительные войны, которые вела Россия в се­редине XVII в., истощили казну. Болезненно ударила по эко­номике страны моровая язва 1654-1655 гг., унесшая десятки тысяч жизней. В поисках выхода из тяжелого финансового положения рус­ское правительство в 1654 г. взамен серебряной монеты стало чеканить медную по той же цене. За восемь лет было выпущено так много медных денег, что они совершенно обесценились. Летом 1662 г. за один серебряный рубль давали восемь медных рублей. Правительство собирало налоги серебром, тогда как населе­ние должно было продавать и покупать продукты на медные деньги. Жалованье также платили медными деньгами. Возникшая в этих ус­ловиях дороговизна хлеба и других продуктов привела к голоду. Московский люд, до­веденный до отчаяния, поднялся на восстание.

    Летом 1662 г. несколько тысяч москвичей двинулись в загород­ную резиденцию царя - село Коломенское. Царь Алексей Михайло­вич попытался успокоить толпу, потребовавшую выдать на расправу наиболее ненавистных бояр. Как пишет современник событий, восставшие «били с царем по рукам» и «держали его за платье, за пуговицы».

    Пока шли переговоры, посланный царем боярин И. Н. Хованский тайно привел в Коломенское верные правительству стрелецкие пол­ки, которые жестоко расправились с восставшими: по­гибло более 7 тыс. москвичей. Однако медный бунт не прошел бесследно: чеканка медных денег была прекращена, они повсеместно заменялись серебряными. Восстание в Москве 1662 г. было одним из предвестников крестьянской войны под руководством Степана Разина.

    Степан Тимофеевич Разин. Степан Разин происходил из домови­того казачества: к казацкой верхушке принадлежали его предки в первом поколении. Как сообщает один из современников, «вид его был величественный, осанка благородная, выражение лица гордое, роста он был высокого, лицо имел рябова­тое. Он обладал способностью внушать страх и любовь». Ра­зин хорошо знал положение и нужды народа. С казацким посольст­вом он бывал в Москве. Дважды прошел через всю Россию от Дона до Соловецких островов в Белом море. Возглавлял отдельные казац­кие походы. Не случайно о личности Степана Разина были сложены многочисленные легенды, песни, сказания.

    Первый поход Степана Разина. В 1667 г. неиму­щие казаки под руководством Степана Разина, отправившись в «поход за зипунами», захватили Яицкий городок (современный Уральск) и сделали его своим опорным пунк­том. В 1668—1669 гг. они подвергли опустошительному набегу Кас­пийское побережье от Дербента до Баку, разбив флот иранского шаха. С богатой добычей через Астрахань и Царицын Разин и его войско вернулись на Дон, обосновавшись в Кагальницком го­родке. Этот поход не выходил еще за рамки обычного казацкого по­хода за добычей.

    Восстание 1670-1671 гг. Весной 1670 г. Стапан Разин начал но­вый поход, уже имел открытый антиправительствен­ный характер. В нем приняли участие крепостные крестьяне, казаче­ство, посадское население, мелкие служилые люди, бурлаки, работ­ные люди. Наряду с русскими и украинцами в походе участвовали многие представители народов Поволжья: чуваши, марийцы, татары, мордва и др. Среди народа распространились «прелестные письма» Степана Разина, в которых излагались требования восставших: истреблять воевод, бояр, дворян, приказных людей. С. Т. Разин «повсюду обещал уничтожение рабства».

    Восставшие верили в доброго царя, поэтому среди них распространялся слух, что вместе с Разиным на Москву идут сын царя Алексея Михайловича - Алексей, (умерший в 1670 г.) и опальный патриарх Никон. Следует отметить, что разинцы в духе того времени не щадили своих противников - пытки, жестокие казни, насилие «сопровождали» их во время походов.

    Весной 1670 г. Степан Разин овладел Царицыном. Чтобы обеспе­чить свой тыл, летом того же года восставшие заняли Астрахань, чер­ный люд которой открыл восставшим ворота города. Затем разинцы двинулась вверх по Волге. Без боя сдались Саратов и Самара. Восстание охватило громадную территорию - от низовьев Волги до Нижнего Новгорода и от Слободской Украины до Заволжья.

    Такой размах восстания вызвал ответные действия царского правительства. Осенью 1670 г. царь Алексей Михайлович произвел смотр дворянского ополчения и 30-тысячная армия двинулась на подавление
    восстания. В октябре 1670 г. осада Симбирска была снята, 20-тысячное войско Степана Разина разбито. Руководитель восстания, тя­желораненый, был вывезен в Кагальницкий городок. Зажиточные казаки обманом захватили Разина и выдали его правительству. Летом 1671 г. мужественно державшийся во время пыток С. Т. Разин был казнен на Красной площади в Москве. Отдельные отряды
    повстанцев сражались с царскими войсками до осени 1671 г.

    Царское правительство, подавив восстание, принудило казаков Дона принять присягу в том, что они не будут давать приют беглым крестьянам. В 1667 г. казаки впервые принесли общую для всех подданных присягу на верность царю. Восстанее Степана Разина заставило правительство искать пути укрепления существующего строя. Была усилена власть воевод на местах, проведена реформа податной (налоговой) системы. С 1679 г. Россия перешла к подворному обложению, что в некоторой степени снизило налоговое бремя на население. Однако царское правительство усилило процесс распространения крепостничества на южные окраины страны, где проживало казачество.

    4.6. Русская культура в допетровский период.

    Летописание. В период складывания единого государства с центром в Москве возросла роль летописания. В 1408 г. был составлен общерусский летописный свод, так называемая Троицкая летопись, в 1479 г. создается Московский летописный свод. В основе –летописей лежала идея общерусского единства, исторической роли Москвы в государственном объединении всех русских земель.

    Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов - сочинений по всемирной истории. Первый русский хронограф был составлен в 1442 г. Пахомием Логофетом.

    В XV-XVI вв. русское летописание продолжало развиваться. К сочинениям этого жанра относится «Летописец начала царства», в котором описаны первые годы правления Ивана Грозного и доказывается необходимость установления царской власти на Руси. Иван Грозный, исходя из своего родства с Мономахом, с гордостью писал шведскому королю: «Мы родством от Августа кесаря ведемся». Российское государство, по мнению Грозного, продолжало традиции Рима, Византии и Киевской державы. Рассуждения о необходимости создания сильной самодержавной власти, опирающейся на дворянство, содержатся в сочинениях И. С. Пересветова. Вопросы, касающиеся роли и места знати в управлении феодальным государством, нашли отражение в переписке Ивана IV и князя Андрея Курбского.

    В середине XVI в. московские летописцы подготовили огромный летописный свод, своеобразную историческую энциклопедию XVI в.- так называемую Никоновскую летопись. Один из списков Никоновской летописи содержит около 16 тыс. миниатюр - цветных иллюстраций, за что получил название Лицевого свода («лицо» - изображение).

    В XVII в. созданы последние официальные летописные сочинения. «Новый летописец» (30-е годы) излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени. В нем доказывались права новой династии Романовых на царский престол.

    Исторические повести. Блистательной победе Дмитрия Донского на Куликове поле посвящен цикл исторических повестей, в том числе знаменитое «Сказание о Мамаевом побоище». Софоний Рязанец создал знаменитую патетическую поэму «Задонщина», которая прославляла победу русских в 1380 г.

    Талантливые писатели Пахомий Логофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, Сергия Радонежского - основателя Троице-Сергиева монастыря.

    «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина - первое в европейской литературе (1466-1472) описание Индии. Примечательно, что свое путешествие Афанасий Никитин совершил за 30 лет до открытия пути в Индию португальцем Васко да Гамой.

    Дальнейшее развитие исторические повести получили в период правления Ивана Грозного. Появляются «Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град Псков», в которых рассказывалось о событиях того времени.

    Начало книгопечатания. Началом русского книгопечатания принято считать 1564 г., когда была издана первая русская датированная книга «Апостол». Созданием типографии занимался один из талантливейших русских людей XVI в.- Иван Федоров. Кроме религиозных книг Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец в 1574 г. во Львове выпустили первый русский букварь - «Азбуку». За весь XVI в. в России типографским способом было издано всего 20 книг. Рукописная книга занимала ведущее место и в XVI, и в XVII вв.

    Проникновение светских начал в литературу связано с появлением в XVII в. жанра сатирической повести, где действуют уже вымышленные герои. В «Службе кабаку», «Повести о куре и лисе», «Калязинской челобитной» содержалась пародия на церковную службу, высмеивались обжорство и пьянство монахов, в «Повести о Ерше Ершовиче» - судебная волокита и взяточничество. Новыми жанрами были мемуары («Житие протопопа Аввакума») и любовная лирика (Симеон Полоцкий).

    Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первого русского печатного сочинения по истории. Киевский монах Иннокентий Гизель составил «Синопсис» (обозрение), где в популярной; форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России, которая начиналась с момента образования Киевской Руси. В XVII - первой половине XVIII в. «Синопсис» использовался как учебник русской истории.

    Театр. В русских городах и селах широкое распространение со времен Киевской Руси получил бродячий театр - театр скоморохов и Петрушки (главный герой народных кукольных представлений). Правительство и церковные власти преследовали скоморошество за веселый и смелый юмор, обличавший пороки властей предержащих.

    В 1672 г. был создан придворный театр в Москве, просуществовавший лишь четыре года. В нем играли немецкие актеры. Мужские и женские роли исполняли мужчины. В репертуаре театра были пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. Придворный театр не оставил сколько-нибудь заметного следа в русской культуре.

    Архитектура. Используя предшествующие традиции, новгородцы и псковичи возводили десятки небольших по размеру храмов. Обилие декоративных украшений на стенах, общая нарядность, праздничность характерны для этих построек. Первые каменные постройки в Московском княжестве относятся к XIV-XV столетиям. Дошедшие до нас храмы: Успенский собор (1400) и собор Саввино-Сторожевского монастыря (1405) в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422) и некоторые другие архитектурные строения продолжали традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества. Накопленный опыт позволил успешно выполнить важнейший заказ великого московского князя - создать Московский Кремль. Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены еще при Дмитрии Донском, в 1367 г. Однако после нашествия Тохтамыша в 1382 г. кремлевские укрепления сильно пострадали. Столетие спустя грандиозное строительство в Москве с участием итальянских мастеров, занимавших тогда ведущее место в Европе, завершилось созданием в конце XV - начале XVI в. ансамбля Московского Кремля, сохранившегося до наших дней.

    Поражает воображение толщина кремлевских стен: от 3,5 до 6,5 метров при высоте от 5 до 19 метров. Тогда же, в XV в., были возведены 18 башен из ныне существующих 20. Башни имели четырехскатные крыши. Со стороны Красной площади был сооружен ров,делавший Кремль еще более неприступным. Под укрытием мощных стен были возведены дворцы великого князя и митрополита, здания государственных учреждений, монастыри. Колокольня Ивана Великого, окончательно достроенная при Борисе Годунове, достигает в высоту 81 метр.

    В 1475-1479 гг. был сооружен Успенский собор Московского Кремля. Величественный пятиглавый Успенский собор являлся крупнейшим общественным зданием того времени. Здесь цари венчались на царство, здесь собирались Земские соборы, объявлялись важнейшие государственные решения.

    В 1481 - 1489 гг. псковские мастера возвели Благовещенский собор - домовую церковь московских государей. Тогда же была построена Грановитая палата (1487-1491). Она получила свое название от граней, украсивших наружные стены. Грановитая палата являлась частью царского дворца, его тронным залом. Почти квадратный зал, стены которого опираются на возведенный в центре массивный четырехгранный столб, занимает площадь около 500 кв. м и имеет высоту 9 м. Здесь представляли царю иностранных послов, проводили приемы, принимались важные решения.

    По образцу Успенского собора в Москве были сооружены храмы во многих русских монастырях и как главные соборы - в крупнейших русских городах. Наиболее известны Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, соборы в Туле, Вологде, Суздале, Дмитрове и других городах.

    Каменные крепости-сторожи были возведены в Поволжье (Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани), в городах южнее (Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове) и западнее Москвы (Смоленске), на северо-западе России (Новгороде, Пскове, Изборске, Печорах) и даже на далеком Севере (Соловецких островах).

    Одним из выдающихся проявлений расцвета русской архитектуры было строительство шатровых храмов. Шатровые храмы не имеют внутри столбов, и вся масса здания держится на фундаменте. Наиболее известными памятниками этого стиля являются церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в честь рождения Ивана Грозного, Покровский собор (Василия Блаженного), сооруженный в честь взятия Казани.

    Широкое распространение в XVII в. получили многоцветные «солнечные плитки» - изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений, расположенных на стенах одного здания, называли каменным узорочьем, дивным узорочьем.

    Эти особенности хорошо прослеживаются в Теремном дворце царя Алексея Михайловича в Кремле, в дошедших до нас каменных палатах московских, псковских, костромских бояр XVII в., в Новоиерусалимском монастыре, выстроенном на берегу р.Истры под Москвой патриархом Никоном.

    Для московского барокко характерно сочетание красного и белою цветов в убранстве зданий. Четко прослеживаются этажность построек, применение в качестве декоративных украшений колонн, капителей и т. п. Наконец, почти во всех зданиях нарышкинского барокко можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины, которые впервые были возведены еще в XVI в. итальянскими мастерами при украшении Архангельского собора Московского Кремля. Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Запада, свидетельствовало о том, что русская архитектура, несмотря на своеобразие, развивалась в рамках общеевропейской культуры.

    В XVII столетии переживает расцвет деревянное зодчество. «Восьмым чудом света» назвали современники знаменитый дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское. Этот дворец имел 270 комнат и около 3 тыс. окон и оконцев. Он был построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым и просуществовал до середины XVIII в., когда был разобран при Екатерине II из-за ветхости.

    Живопись. В XIV в. в Новгороде и Москве работал замечательный художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Дошедшие до нас фресковые росписи Феофана Грека в новгородской церкви Спаса на Ильине улице отличаются необычайной выразительной силой, возвышенностью человеческого духа.

    Высший подъем русского иконописного искусства связан с творчеством русского художника Андрея Рублева. Его творчество было вдохновлено замечательной победой на Куликовом поле, экономическим подъемом Руси, ростом самосознания русского народа. Кисти Андрея Рублева принадлежат также дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина, знаменитая «Троица», которые украшают Третьяковскую галерею.

    Крупнейшим русским живописцем, жившим в конце XV - начале XVI в., был Дионисий. К произведениям, принадлежащим его кисти, относятся фресковая роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря под Вологдой, икона с изображением сцен из жизни московского митрополита Алексея и др. Живописи Дионисия присущи необычайная яркость, праздничность, изысканность, которых он достигал, применяя такие приемы, как удлинение пропорций человеческого тела, утонченность в отделке каждой детали иконы или фрески.

    Тенденция к реалистическому изображению тесно связана с распространением в России портретной живописи - парсуны (персоны), изображавшей реальных персонажей, например царя Федора Ивановича, М. В. Скопина-Шуйского и др. Однако техника художников была еще аналогична иконописной, т. е. писали на досках яичными красками. Первые парсуны, написанные маслом на холсте, предвосхитили развитие портретного искусства в XVIII в.

    Просвещение. Во второй половине XVII в. было создано несколько государственных школ. Работала школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекарского приказа и др. Печатный станок дал возможность издавать массовым тиражом единообразные пособия для обучения грамоте и арифметике. Об интересе русских людей к грамоте свидетельствует распродажа в Москве (1651) в течение одного дня «Букваря» В Ф. Бурцева, изданного тиражом 2400 экземпляров. Были опубликованы «Грамматика» Мелетия Смотрицкого (1648) и таблица умножения (1682).

    В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия, где учили «от грамматики, риторики, пиитики, диалектики, философии ... до богословия». Возглавили Академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды, ученые-греки, окончившие университет в Падуе (Италия). Здесь готовили священников и чиновников. В этой академии учился и М. В. Ломоносов.

    В XVII в., как и раньше, шел процесс накопления знаний. Большие успехи были достигнуты в области медицины, в решении практических задач по математике (многие умели с большой точностью измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т. п.), в наблюдении за природой.

    Землепроходцы. Значительный вклад в развитие географических знаний внесли русские землепроходцы. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Северной Америкой. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас имя Дежнева. Е. П. Хабаров в 1649 г. составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович. В самом конце XVII в. сибирский казак В. В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова.

    Вопросы для самоконтроля.


    1. Когда начала править Россией династия Романовых?

    2. В чем состоит значение Соборного Уложения?

    3. Какова роль Земских Соборов в государственном управлении?

    4. Как начиналось крепостничество в России?

    5. Какие заслуги у российской внешней политики в этот период?

    6. Как проходило воссоединение Украины с Россией?

    7. Каковы причины восстания Степана Разина?

    8. Как развивалась российская культура в допетровский период?


    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   44


    написать администратору сайта