Главная страница

Новикова С.С. История развития социологии в России, учебное пособие. Новикова С.С. История развития социологии в России, учебное посо. Московский психологосоциальный институт С. С. Новикова история развития социологии в россии (учебное пособие)


Скачать 2.73 Mb.
НазваниеМосковский психологосоциальный институт С. С. Новикова история развития социологии в россии (учебное пособие)
АнкорНовикова С.С. История развития социологии в России, учебное пособие.doc
Дата02.03.2017
Размер2.73 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаНовикова С.С. История развития социологии в России, учебное посо.doc
ТипДокументы
#3295
КатегорияСоциология. Политология
страница21 из 23
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23
Интеллигенция (от лат. intelligcnta, intcllegentia — понима­ние, познавательная сила, знание и от лат. intellegens — умный, понимающий, мыслящий, разумный) — обществен­ный слой людей, профессионально занимающихся умствен­ным (преимущественно сложным, творческим) трудом, развитием и распространением культуры, обычно имеющих соответствующее, как правило, высшее образование.

Интерпретация (от лат. interpretatio — посредничество) — истолкование, объяснение, разъяснение смысла, значения чего-либо.

Интроспекция (от лат. introspecto — смотрю внутрь) — психологическое самонаблюдение; изучение психических про­цессов (сознания, мышления) самим переживающим эти процессы.

Институт (от лат. institutum — установление, учреждение). 1..Название научно-исследовательских учреждений, а также многих высших спец. учебных заведений. 2. В дореволюци­онной России — название привилегированных закрытых жен­ских средних учебных заведений. Социальный институт определенная совокупность учреждений, соответствующих социальной структуре общества; совокупность социальных норм и культурных образцов, определяющих устойчивые формы социального поведения в соответствии с этими правилами.

Институциональный — связанный с социальными институ­тами, имеющий отношение к ним.

Институционализация — учреждение каких-либо новых со­циальных институтов; правовое и организационное закрепле­ние тех или иных общественных отношений.

Историзм (от греч. historia — рассказ о прошедшем, об узнанном) — один из ведущих методологических принципов научного социологического мышления, обществознания в целом. И. предполагает изучение социальных явлений, инс­титутов в процессе их возникновения, становления и развития, проникновение в специфику соответствующих исторических ситуаций, понимание как общих закономерно­стей истории, так и своеобразия конкретных обстоятельств. Принцип И. означает, что любое социальное явление может быть правильно понято и оценено лишь при рассмотрении его в конкретных исторических условиях.

Исторический материализм (материалистическое понима­ние истории) — составная часть марксистско-ленинской фи­лософии и одновременно общая социологическая теория, наука об общих и специфических законах функционирования и развития общественно-экономических формаций. И.м.— распространение принципов диалектического материализма на область общественных явлений.

Канонизация (от греч. kanonizo — узаконяю). 1. В католиче­ской и православной церквах причисление к числу святых. 2. Превращение в незыблемое, обязательное правило; узако­нение.

Касты (португ. casta — род, поколение, происхождение, от лат. castus — чистый). 1. Замкнутые, эндогамные наследст­венные группы людей, занимающие определенное место в социальной иерархии, связанные с традиционными заняти­ями и ограниченные в общении друг с другом. 2. Обществен­ная группа, ревниво оберегающая свою замкнутость, обособленность и свои сословные или групповые привилегии.

Каузальность (от лат. causalis — причинный) — причин­ность, действенность, закономерная связь причины и дейст­вия. Как принцип каузальность выражает следующее: каждое явление имеет причину и одновременно есть причина другого явления; или, наоборот, без причины ничто не появляется. Причина и действие образуют цепь, проходящую из прошлого, пронизывающую настоящее и исчезающую в будущем.

Консерватизм (франц. conservatisme, от лат. conserve — ох­раняю, сохраняю) — приверженность ко всему устоявшемуся, старому, отжившему и противодействие новому, передовому.

Коммуна (франц. commune, от лат. communis — общий) — количество лиц, объединившихся для совместной жизни на началах общности имущества и труда.

Концепция (от лат. conceptio—понимание, система). 1. Си­стема взглядов, определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, процессов, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения. 2. Единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого—либо произведения, научного труда и т.д.

Кооперация (от лат. cooperatio — сотрудничество). 1. Форма организации труда, при которой значительное число людей совместно участвуют в одном или разных, но связанных между собой процессах труда. 2. Совокупность организационно оформленных добровольных объединений взаимопомощи рабочих, служащих, мелких производителей, в т.ч. крестьян, для достижения общих целей в различных областях экономической деятельности. Основанная на паевом участии.

Количественные методы — совокупность приемов, процедур и методов описания, преобразования и получения нового социологического знания, формализованного на основе достижений и методов современной математики и вычислительной техники.

Коррелятивный (лат. correlativus) — соотносительный.

Креационизм (от лат. creatio — созидание, сотворение). 1. Религиозное учение о сотворении мира богом из ничего; к. характерен для иудаизма, христианства и ислама. 2. В Зообиологии — концепция постоянства видов, рассматрива­ющая многообразие органического мира как результат его творения богом.

Критерий (от греч. kriterion — средство для суждения) — мерило оценки, суждения.

Легальный — признанный, допускаемый законом.

«Легальный марксизм» — идейно-политическое течение российской буржуазной интеллигенции в 1890-х гг., подменяв­шее марксистское учение о пролетарской революции и диктатуре пролетариата утверждениями о необходимости буржуазно-либеральных реформ. Его сторонники использо­вали отдельные положения марксистской экономической теории для обоснования развития капитализма в России, критиковали народничество, выступали за буржуазно-демок­ратические свободы. С конца 1900-х гг. перешли к буржу­азному либерализму:

Либерал (от лат. liberalis — касающийся свободы, свободный). 1. Свободомыслящий, вольнодумец. 2. Человек, склонный к излишней снисходительности, занимающийся попустительст­вом. 3. Последователь и сторонник либерализма; в более узком смысле, член либеральной партии.

Либеральный. 1. Относящийся к либерализму, свойственен ему. 2. Проявляющий либерализм.

Либерализм. 1. Буржуазное идеологическое и общественно-политическое течение, объединяющее сторонников парламен­тского строя, буржуазных свобод и свободы капиталистического предпринимательства. 2. Совокупность экономических воззрений, в основе которых лежит принцип максимального ограничения вмешательства государства в экономическую деятельность. 3. Свободомыслие, вольнодум­ство (уст.). 4. Излишняя терпимость к различным позициям и точкам зрения; вредное попустительство, снисходитель­ность.

Личность. 1. Человек как субъект отношений и сознательной деятельности. 2. Устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие Л. следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивиду­альность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других).

Марксистская социология — наука об обществе как целост­ной системе и об отдельных социальных институтах, про­цессах и общественных группах. Марксистская социология изучала закономерности и движущие силы их развития и функционирования в рамках общественных формаций и исторического процесса в целом. Противостоящая буржуазной социологии марксистско-ленинская социология была создана К. Марксом и Ф. Энгельсом и развита В.И. Лениным.

Материализм (от лат. materialis — вещественный) — философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, суще­ствует вечно, что сознание, мышление — свойство материи, мир и его закономерности познаваемы. М. противоположен идеализму.

Материя (от лат. materia — вещество) — «...философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, суще­ствуя независимо от них» (Ленин В.И. ПСС. Т.18. с. 131); субстанция; субстрат (основа) всех реально существующих в мире свойств, связей и форм движения; бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем. Марксистско-ленинское понимание М. исходит из принципа материального единства мира, первичности М. по отношению к сознанию. М. несотворима и неуничтожима, вечна и бесконечна. Неотъемлемый атрибут М.— движение; М. при­сущи саморазвитие, превращение одних состояний в другие. Всеобщие объективные формы бытия М.— пространство и время. Универсальное свойство М.— отражение.

Метафизика [от греч. «Meta ta physika» — после физики (так были названы философские сочинения Аристотеля, помещен­ные после его трактатов по физике)]. 1. Философское учение, о наиболее общих основаниях бытия, в том числе существо­вания человека, выраженных в отвлеченных, непосредственно не выводимых из опыта, понятий. 2. В марксизме — метод познания, противоположный диалектике, рассматривающий явления вне их взаимной связи и развития. 3. В некоторых философских школах — то же, что онтология. 4. Что-либо отвлеченное, умозрительное и потому малопонятное, туманное.

Методология (от греч. methodos — путь исследования, теория
учение и logos). 1. Учение о научном методе познания принципы и способы организации теоретической и практической деятельности. 2. Совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.

Махизм — см. Эмпириокритицизм.

Механицизм — иначе механистический материализм. Фило­софский метод, получивший наибольшее развитие в XVII—XVIII вв., который сводит все качественное многообразие форм движения материи к механическому движению, а все сложные закономерности развития — к законам механики. Для М. характерно отрицание качественной специфики более сложных материальных образований, сведение сложного к простым элементам, целого — к сумме его частей. Выдвигая на первый план механистические формы движения, М. переносит понятия механики в область физики, химии и биологии, в результате чего в духе механики трактует такие философские категории, как причинность, взаимосвязь и др.

Механицизм в социологии — направление, возникшее в XIX в. и являющееся, в сущности, одной из крайних форм позитивизма. К нему относятся концепции, которые под влиянием классической механики (и физики вообще), а также механистического миропонимания, бывшего весьма влиятельным в течение нескольких веков, стремились свести закономерности функционирования и развития общества к механистическим закономерностям, широко используя при этом физическую терминологию и фразеологию. Социальная структура сводилась к сумме ее элементов, общество, в отличие от органицистских представлений, понималось как механический агрегат.

Мобильность (от лат. mobilis — подвижный) — способность к быстрому передвижению, действию.

Миссионер — в буржуазных странах: духовное лицо, посыла­емое церковью для распространения христианской религии среди инаковерующих.

Мировоззрение — система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

Монизм (от греч. monas — один, единственный) — способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы (субстанции) всего существующего. Противо­положность М.— дуализм (признающий два независимых начала) и плюрализм (исходящий из множественности на­чал).

Надстройка — см. Базис и надстройка.

Народничество — идеология и движение разночинной интеллигенции, господствовавшие на буржуажно-демократическом этапе освободительного движения в России (1861—95). Выражало интересы крестьян, выступало одновременно про­тив крепостничества и против буржуазного развития России, за свержение самодержавия путем крестьянской революции. Центральным звеном социального учения Н. была теории некапиталистического развития России, идея перехода к социализму через использование и трансформацию коллек­тивистских традиций докапиталистических институтов (об­щина, артель). С нач. 60-х гг. два течения: революционное и буржуазное, которые, сходясь в основных теоретических принципах, расходились в методах их практического вопло­щения в общественной борьбе. Родоначальники — А.И. Гер­цен, Н.Г. Чернышевский, идеологи — М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, Н.К. Михайловский и др. В 1980-х гг. русские марксисты идейно разгромили Н.

Натурализм (натуралистическое направление) (франц. naturalisme, от лат. naturalis — природный, естественный, natura — природа) — в философии, взгляд на мир, согласно которому природа выступает как единый, исключающий «сверхестественное», универсальный принцип всего сущего. В социологии Н. присущ теориям, объясняющим развитие общества различными природными факторами — климатическими условиями, географической средой (географическая школа в социологии), биологическими и расовыми особенно­стями людей и т.д. (биологическое направление в социоло­гии).

Неокантианство — влиятельное течение философской и общественной мысли последней трети XIX— первой трети XX вв., пытавшееся решать основные философские проблемы исходя из односторонне идеалистического толкования И. Канта (т.е. пытались возродить философию И. Канта, пере­работав ее в духе последовательного идеализма). Возникло под лозунгом «Назад к Канту», его расцвет относится к 1890—1920-м гг., когда оно господствовало в ряде немецких; университетов и распространилось во Франции, России и др. странах. Общие посылки Н.: преодоление кантовского дуализма, утверждение об априорном (внеопытном) характере познания.

Неопозитивизмодно из основных философских направлений XX в. Н. возник и развивался как течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проб, выдвинутых развитием современной науки,— роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки,природы и функции математизации и формализации знания и пр. Являясь современной формой позитивизма, Н. разделяет исходные принципы последнего, отрицая возможность философии как теоретического познания, рассматривающего коренные проблемы миропонимания и выполняющего в системе знания особые функции, которые не осуществляются специально-научным знанием. Н. продолжает в новых формахтрадиции субъективно-идеалистического эмпиризма и феноменализма, восходящие к философии Беркли и Юма. Вместе с тем Н. является своеобразным этапом в эволюции позитивизма. Так, он сводит задачи философии не к суммированию или систематизации специально-научного знания, как это делал «классический» позитивизм XIX в., а к деятельности по анализу языковых форм знания. Впервые идеи Н. получили четкое выражение в деятельности Венского кружка, на основе которого сложилось течение логического позитивизма.

Неопозитивизм в социологии — теоретико-методологическая ориентация в немарксистской социологии, опирающаяся, осознанно или неосознанно, на философские положения логического позитивизма. Н.с. появляется в 20—30-х гг. XXI в. в связи с распространением эмпирической социологии. Основные принципы Н.с.: 1. Социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности — природ­ной исоциально-исторической (натурализм). 2. Методы социального исследования должны быть такими же точными, строгими и объективными, как и методы естествознания (сциентизм). 3. «Субъективные аспекты» человеческого по­ведения можно исследовать только через «открытое», т.е. доступное для наблюдения, поведение (бихевиоризм). 4. Истинность научных понятий и утверждений должна уста­навливаться на основе эмпирических процедур исследования (верификационизм). 5. Все социальные явления должны быть описаны и выражены количественно (квантификация). 6. Социология как наука должна быть свободна от ценностных суждений и связи с идеологией (методологический объекти­визм). Н.с. не представляет собой единой школы, это, скорее, некоторая общая и весьма влиятельная ориентация, сторон­ники которой называют себя представителями «научной социологии» или «естественнонаучного» направления в соц­иологии.

Нигилизм (от лат. nihil — ничто) — отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм обще­ственной жизни, полный скептицизм.

Номотетический метод (от греч. nomo-teteo— издавать за­коны, устанавливать законы) — способ познания, целью которого является установление общего, имеющего форму закона. В противоположность идиографической исторической науке, лишь описывающей неповторяющиеся факты, естест­вознание понимает под законом природы «повторяющиеся явления, способ действия которых всегда одинаков». Этот метод абсолютизирует формально-логический закон обратного отношения объема и содержания понятия, упрощенно изо­бражая процедуры научного мышления.

Общесоциологическая (общая социологическая) теория — высший уровень достоверного, проверенного, обобщенного знания о социальных объектах, процессах и системе соци­альных отношений, о законах, закономерностях и тенденциях их становления, функционирования и развития, включающий также множество исходных утверждений, выводов и доказа­тельств, подчиненных особым логическим принципам соци­ального познания. О.т. в системе социологической науки является ее основной частью в совокупности со специальными социологическими науками и эмпирическими социологиче­скими исследованиями. Для тех и других она выступает внутринаучным методологическим базисом, фундаментом кон­кретных концептуальных построений, интерпретации и экс­траполяции эмпирических знаний, приобретаемых в ходе конкретных социологических исследований, основой для выведения эмпирических закономерностей, моделирования и прогнозирования социальных процессов и отношений.

Общественно-экономическая формация см. Формация об­щественно-экономическая.

Община форма объединения людей, свойственная главным образом первобытнообщинному строю. Для нее характерно коллективное владение средствами производства, совместное ведение хозяйства, полное или частичное самоуправление. Известны общины: родовая, семейная или домовая, сельская или соседская. В дореволюционной России община была замкнутой сословной единице, используемой как аппарат для сбора податей (после крестьянской реформы 1961 —собственником земли). В широком смысле — общество, организа­ция (напр., баптистская община, негритянская община в США).

1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23


написать администратору сайта