Главная страница
Навигация по странице:

  • 9в. Экономическая мысль западноевропейского Средневековья.

  • 10. Экономическая мысль феодальной России IX — XVI вв.

  • 11в. Предпосылки возникновения МЕРКАНТИЛИЗМА +(ДОП(2абзац))

  • 12в

  • Теория «торгового баланса»

  • 13в. Западноевропейский меркантилизм

  • Французский меркантилизм

  • 15в. Исторические условия возникновения и общая характеристика классической буржуазной политической экономии

  • 16в. У. Петти- родоначальник английской буржуазной Классичесой Политической Экономии. Особенности экономического развития Франции в ХУП-ХУШ вв., их отражение во взглядах П. Буагильбера.

  • 17в. Экономические взгляды физиократов. Ф. Кенэ. А. Тюрго.

  • Мосвязь экономических категорий, законов, концепций в их исторической эволюции


    Скачать 222.63 Kb.
    НазваниеМосвязь экономических категорий, законов, концепций в их исторической эволюции
    Дата08.02.2022
    Размер222.63 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаISTEK.docx
    ТипДокументы
    #355721
    страница2 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    Коран освятил складывающееся в Аравии социальное неравенство и частную собственность. По Корану одно из пяти «столпов веры» – правильное поведение, которое обязательно включает благотворительность и добровольную милостыню.

    Ибн-Хальдун – видный идеолог арабских государств средневекового периода. Его жизнь и творчество связаны с арабскими странами на севере Африки, где в духе азиатского способа производства государство традиционно сохраняло за собой право владения и распоряжения значительными земельными угодьями, сбора для нужд казны налогов с доходов населения. Ибн-Хальдун выдвинул концепцию некой «социальной физики». Она имеет идеи и историко-экономические обобщения, такие, например, как необходимость возвышенного отношения к труду, порицание скупости, жадности и расточительства, понимание объективного характера прогрессивных структурных изменений в сферах экономики, благодаря которым к давним хозяйственным заботам людей в земледелии и скотоводстве прибавились сравнительно новые занятия в ремесленном производстве и торговле.

    Переход к цивилизации и соответственно избыточному производству материальных благ позволит, по мнению Ибн-Хальдуна, многократно приумножить национальное богатство, и со временем каждый человек сможет обрести больший достаток вплоть до предметов роскоши, но при этом никогда не наступит всеобщее социальное и имущественное равенство и не исчезнет деление общества на «слои» (сословия) по имущественному признаку и принципу «предводительства».

    Развивая тезис о проблеме достатка и недостатка в обществе материальных благ, Ибн-Хальдун указывает на ее обусловленность, прежде всего размерами городов, точнее, степенью их заселенности.
    9в. Экономическая мысль западноевропейского Средневековья.

    Фома Аквинский (Аквинат) (1221/25 – 1274) – великий богослов и философ Средневековья

    Основные идеи Ф. Аквинского:

    – делит богатство на естественное (продукты натурального хозяйства) и искусственное (золото и серебро). Последнее, по мысли Ф.Аквинского, не делает человека счастливым, и приобретение тако-го богатства не может быть целью, так как она должна состоять в «нравственном усовершенствовании»;

    – осуждает ростовщичество, называя его «постыдным ремес-лом». В отношении торговли считал, что она представляет собой за-нятие законное, поскольку различие в природных богатствах разных стран свидетельствует о том, что она предусмотрена Провидением. Торговая прибыль сама по себе не вносит ничего порочного в эконо-мическую жизнь и может быть использована для честной цели;

    – частную собственность считает необходимой: когда добро принадлежит отдельным людям – люди больше работают и меньше спорят. Поэтому необходимо терпеть существование частной собст-венности как уступку человеческой слабости;

    – рассуждает о справедливой цене. В период Средневековья дискуссия о справедливой цене включала две точки зрения:
    1) справедлива та цена, которая обеспечивает эквивалентность обмена;

    2) справедлива та цена, которая обеспечивает людям соответст-вующее их сословию благосостояние. Ф. Аквинский в своей теории о справедливой цене вобрал оба эти положения, различая два вида справедливости в обмене. Один вид справедливости гарантирует це-ну «сообразно вещи», т.е. сообразно затратам труда и расходам (здесь эквивалентность трактуется в терминах издержек). Второй вид справедливости обеспечивает больше благ тому, кто «больше значит для общественной жизни», т.е. процесс ценообразования ставился в зависимость от социального статуса участников обмена.

    10. Экономическая мысль феодальной России IX — XVI вв.

    На развитие русской экономической мысли IX — XVI вв., как и европейской, влияли феодальный уклад хозяйственной жизни и христианство. Первым древнерусским сводом законов служит «Русская Правда»: своеобразный кодекс феодального права.

    Русская Правда — своего рода кодекс гражданского права, содержащий нормы имущественных отношений, принципы возмещения за утраты и преступления. Положения Правды, свод обычаев, судебные установления, терминология помогают представить правовые и хозяйственные основы жизни в Киевской Руси.

    Сохранилось несколько вариантов Русской Правды: первоначальный и более полный вариант, созданный позднее. Правда складывалась при Ярославе (978—1054) и его преемниках, детях, внуке — Владимире Мономахе (1053—1125). «Поучение» Мономаха — яркий литературный памятник, наставления и комментарий к Правде.

    Русская Правда устанавливает нормы права в соответствии с канонами христианской религии. Большинство статей Пространной Правды посвящено — праву собственности, принципам наследования, практике возмещения денежных и натуральных долгов.

    Как письменный свод древнерусского права Русская Правда упорядочивает систему имущественных отношений, долговых обязательств, нормы наказаний, степень ответственности представителей разных социальных групп.

    Русская Правда не только памятник права, но и источник сведений о нормах хозяйственной жизни, экономических отношениях. Из нее мы узнаем о денежной системе, металлических деньгах и мехах, выполняющих роль денег, о торговых отношениях Руси с соседями, о ценах на товары. В списках Правды изложены принципы распределения мостовой повинности, нормы взимания процентов с денежной ссуды, предоставленной в заем.

    Русская Правда позволяет обрисовать основы имущественного и сословного деления. Верхний слой — «княжие люди» (дружина князя); затем идут «люди» (свободные, обязанные платить дань князю); на нижней ступени — «холопы», за которых отвечает их господин. За нанесение увечья или убийство холопа полагается нести возмещение как за истребление или порчу чужого имущества.

    11в. Предпосылки возникновения МЕРКАНТИЛИЗМА +(ДОП(2абзац))

    Меркантилизм возник в эпоху великих географических от-крытий. В этот период происходит процесс перехода от натурально-го к товарному производству. Меркантилистская экономическая по-литика государства отражала интересы торгового капитала и содей-ствовала развитию торговли и промышленности, работающей на экспорт. Его представители практически решали проблему первона-чального накопления капитала. Меркантилизмом называется также экономическое учение, ставящее своей целью обосновать мерканти-листскую экономическую политику. Предметом изучения экономи-стов-меркантилистов была сфера обращения.

    В последней трети XV - сер. XVI вв. возникает меркантилизм, который относится к предыстории экономической науки. Меркантилизм исследует экономическое развитие стран эпохи первоначального накопления капитала, и его концепция базируется на некоторых эмпирических фактах, которые обусловили данный процесс. Развитие первоначального накопления капитала предопределялось, во-первых, максимальным расширением внешней торговли. Во-вторых, развитие первоначального накопления капитала характеризовалось господством абсолютизма. Ранний меркантилизм (конец XV - середина XVI вв.) выступил с монетарной системой (монетаризмом), в основе которой лежала идея "денежного баланса". Для того чтобы привлечь деньги из-за границы, они предлагали: запрет вывоза денег, золота и серебра за границу; накопление сокровищ; ограничение импортных товаров; установление максимально высоких цен на экспортную продукцию; установление высоких таможенных пошлин; понижение процента на ссудный капитал; надзор за иностранными купцами. Поздний меркантилизм (вторая половина XVI - вторая половина XVII вв.) выдвинул меркантильную концепцию, в основе которой лежала идея активного "торгового баланса". Главный принцип для данной экономической политики - побольше продавать и поменьше покупать. Поздние меркантилисты перешли к количественной теории денег и системе монометаллизма, рассматривая деньги как средство обращения. Таким образом, меркантилизм - это эпоха зарождения экономической науки.

    12в

    Монетаризм был ещё примитивной формой собственно меркантилизма, характерной для XVI в. и ориентировавшейся на запрет вывоза денег, ограничение импорта, усиление добычи золота и серебра, установление высоких пошлин на ввоз товаров, снижение ссудного процента. Монетаризм оказался экономически бесплодным. Он был архаической формой экономической политики, отчасти унаследованной от средневековья и приспособленной к условиям абсолютизма. На монетаризме сказывалось ещё влияние натурального хозяйства, городской регламентации торговли и денежного обращения, ориентирующейся на замкнутость экономики каждого города.

    Теория «торгового баланса» допускала широкое развитие внешней торговли, хотя упорно отстаивалось мнение, «будто богатство заключается в золоте и серебре». Прибыльными признавались лишь операции, приносящие стране «наличные деньги».

    Значение теории «торгового баланса» состояло в том, что она давала более зрелое и эффективное решение экономических проблем периода первоначального накопления капитала и мануфактурного капитализма.

    Ранний меркантилизм возник еще до великих географических открытий и был актуален до середины XVI в. На первом этапе проводилась политика денежного баланса. Она ставила своей целью любыми средствами удерживать деньги в стране.

    Практическое осуществление меркантилистской политики на раннем этапе сводилось к следующим мероприятиям:

    – запрещался вывоз денег из страны или только под строгим контролем государства;

    – правительство занималось порчей золотой монеты своей страны, чтобы иностранные купцы не были заинтересованы в ее приобретении;

    – торговать деньгами могло только государство;

    – для торговли иностранными товарами в некоторых странах создавались «складочные места»: вырученные деньги иностранцы обязаны были тратить на покупку местных товаров;

    – государство поощряло экспорт и сдерживало импорт готовой продукции с помощью тарифов и пошлин.

    Поздний меркантилизм охватывает период со второй половины XVI в. по вторую половину XVII в., хотя отдельные его элементы продолжали проявлять себя и в XVIII в. Основная идея позднего меркантилизма: система активного торгового баланса. Сущность данной системы заключалась в увеличении благородных металлов в стране не административными, а экономическими средствами. Государство богатеет за счет разницы между стоимостью экспорта и импорта. Для обеспечения максимальной величины этой разницы необходимо:

    – вывозить готовые изделия и ввозить дешевое сырье;

    – запретить ввоз предметов роскоши;

    – заниматься посреднической торговлей: покупать дешевые товары в одной стране, продавать дороже в другой.

    13в. Западноевропейский меркантилизм

    Английский меркантилизм. в XVI —XVII вв. значительно продвинулась вперёд в экономическом развитии и два столетия (1651—1849) меркантилизм был официальной политикой государства (действовал Навигационный акт Кромвеля. Монетаризм нашёл отражение и в литературе, как показывает памфлет У. Стаффорда (1554—1612) «Краткое изложение некоторых обычных жалоб различных наших соотечественников. В этом сочинении доказывался вред вывоза монеты за границу, ибо в итоге растут цены и ухудшается положение народа. Посему предлагалось запретить ввоз предметов роскоши и некоторых других товаров, регламентировать торговлю, ограничить вывоз монеты, расширить суконное производство. В XVII в. появилось много памфлетов, излагавших доктрину меркантилизма. Яркий пример дают сочинения Томаса Мена (1571—1641), одного из директоров Ост-Индской компании. Это весьма символично, ибо обоснование меркантилизма сочеталось с апологией колониализма. В 1621 г. Мен опубликовал памфлет «Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией», опровергая в нем монетаризм и обосновывая теорию «торгового баланса». Мен заявлял, что «нет иных способов получить деньги, кроме торговли», а когда стоимость экспортных товаров будет «превышать стоимость ежегодного ввоза товаров, денежный фонд страны будет увеличиваться»'". Его второе сочинение носило весьма характерное название —«Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внешней торговли, как регулятор нашего богатства» (1630). Автор рекомендовал иностранцам «продавать... ежегодно на большую сумму, чем мы покупаем у них», расширять сырьевую базу промышленности в сельском хозяйстве (распахивая пустыри), сокращать потребление иностранных товаров, активизировать конкуренцию с иностранными купцами (не останавливаясь даже перед снижением цен, «лишь бы не терять сбыта»), улучшать качество английской продукции. По его мнению, и Англия могла обогатиться, используя судоходство, внешнюю торговлю, приток денег, взимая пошлины и превратившись в склад иностранных товаров. Регулирование стоимости денег Мен объявлял бесполезным, так как в торговом обороте учитывается лишь «истинная ценность нашей монеты», а не её название. Он осуждал порчу монеты и вмешательство государства в торговлю. Т. Мен ярко выразил грабительские устремления английской буржуазии XVII в.

    Французский меркантилизм. Во Франции меркантилизм тоже сыграл очень важную роль в экономической политике абсолютизма, особенно в XVII в. Но буржуазия здесь была слабее, чем в Англии, а абсолютизм являлся дворянской диктатурой.

    Политику меркантилизма взял на вооружение уже Генрих IV, всячески поощряя торговлю. Он заключил в 1606—1607 гг. ряд договоров с иностранными государствами. В стране с помощью привилегий и субсидий насаждалось мануфактурное производство, особенно предметов роскоши (в чем сказывалась ограниченность дворянского меркантилизма).

    Ришелье продолжил эту политику в 1624—1642 гг. Огромный размах политике меркантилизма придал министр Людовика XIV Ж.-Б.Кольбер в 1661—1683 гг. Он полагал, что могущество государства определяется количеством денег в его распоряжении, а их может дать только торговля, которую нельзя увеличить, не сокрушив голландцев. Экономическая программа французского меркантилизма была подробно изложена лишь позднее Антуаном де Монкретьеном (ок.1575-1621) в сочинении «Трактат политической экономии» (1615), давшем название целой науке. Но политическая экономия излагалась им как совокупность правил хозяйственной деятельности, Монкретьен утверждал, что «счастье людей — в богатстве, а богатство — в труде», роскошь правомерна лишь при потреблении местной продукции, когда её производители получают работу и «прибыль остаётся внутри страны». Купцы «более чем полезны». Торговля - «главная цель различных ремёсел»; торговая прибыль правомерна, она компенсирует риск; «золото оказалось могущественнее железа».

    15в. Исторические условия возникновения и общая характеристика классической буржуазной политической экономии

    Классическая политическая экономия возникла в Англии в XVII в. Ее основатель — У. Петти. В XVIII в. она развивалась А. Смитом, а затем в первой четверти XIX в. была завершена Д. Рикардо.

    Исторические условия, подготовившие возникновение классической школы, сложились прежде всего в Англии. Здесь быстрее, чем в других странах Европы, завершался процесс первоначального накопления капитала. Были заложены основы мануфактурного производства, получившего большое развитие уже в XVII в. В результате обострения социальных противоречий в 1640 г. в Англии началась буржуазная революция, покончившая с феодально-абсолютистским строем и ускорившая развитие капиталистических отношений. Вместе с ростом мануфактурного производства, развёртыванием внешнеторговой экспансии, Англия в капиталистическом развитии значительно обогнала другие страны Европы.

    Во Франции, где до последней трети XVIII в. сохранялся феодальный строй, капитализм с большим трудом пробивал себе дорогу.

    Классическая политэкономия, в отличие от меркантилизма, ориентировалась прежде всего на развитие производства и представляла интересы той части предпринимателей, которая вкладывала свои капиталы в мануфактуры.

    Классики политэкономии создали учение о "естественных" законах экономики. Эти законы они отождествляли с законами природы.

    Английские и французские ученые исследовали производство, положив начало экономическому анализу. Классики политэкономии впервые применили абстрактный метод исследования. Все это имело большое значение для решения методологических проблем политэкономии, в чем одна из научных заслуг классической школы.

    В ее рамках началась разработка трудовой теории стоимости. Было провозглашено, что богатство нации создается в производстве, а его источником является затрачиваемый на производство товаров труд. Это явилось выдающимся научным приобретением, сыгравшим громадную роль в дальнейшем развитии политэкономии.

    Одно из важных достижений классиков политэкономии связано с разработкой научных элементов теории прибавочного продукта.

    Классической данную школу называют прежде всего за научный характер многих ее методологических положений, лежащих и в основе современной экономической науки. Именно благодаря представителям классической политической экономии экономическая теория обрела статус научной дисциплины.

    Следует отметить, что впервые термин «классическая политическая экономия» употребил один из ее завершителей К.Маркс для того, чтобы показать ее специфическое место в «буржуазной политической экономии».

    В современной зарубежной экономической литературе, отдавая должное достижениям классической политической экономии, не идеализируют их (т.е. не считают ее абсолютной истиной, хотя некоторые ее положения логичны).

    Характеристика КПЭ:

    Главный принцип экономической политики: Экономический либерализм

    Предмет экономического анализа: Преимущественное изучение проблем сферы пр-ва в отрыве от сферы обращения

    Метод экономического анализа: Каузальный, дед/инд-ый методы анализа, метод логич абстракции

    Трактовка происхождения стоимости товаров и услуг: По однофакторной - затратной хар-ке с учетом либо издержек пр-ва, либо кол-ва затраченного труда.

    Приоритетные принципы экономического анализа: Принцип каузального анализа с последующим построением «генеалогического древа», в основе которого лежит категория «стоимость»

    Концепция экономического роста: Посредством увеличения национального богатства, создаваемого производительным трудом в сфере мат. пр-ва.

    Принцип достижения макроэкономического равновесия: Самоуравновешивание совокупно спроса и совокупного предложения благодаря «закону рынков»

    Позиция в области теории денег: Деньги – стихийно выделившийся в товарном мире товар; техническое орудие, вещь, облегчающая процесс обмена.

    16в. У. Петти- родоначальник английской буржуазной Классичесой Политической Экономии. Особенности экономического развития Франции в ХУП-ХУШ вв., их отражение во взглядах П. Буагильбера.

    Экономическое учение У. Петти в истории английской политэкономии представляло переходную эпоху от меркантилизма к классической школе. У. Петти во многом еще стоял на позициях меркантилизма, постепенно преодолевая его догмы.

    Основные идеи У. Петти:

    – золото и серебро считал преимущественной формой богатства, а заботу о пополнении денег – одной из важнейших забот государства. Категорию «деньги» рассматривал как сторонник количественной теории денег;

    – поддерживал идею торгового баланса, считал, что промышленность доставляет больше прибыли, чем сельское хозяйство, а торговля больше, чем промышленность. У. Петти ратовал за торговую экспансию. Вместе с тем укреплялось его убеждение в том, что основная часть населения должна заниматься производством, а не торговлей. В процессе эволюции своих взглядов У. Петти преодолел влияние меркантилизма;

    – основу богатства и благосостояния государства он видел не в сфере обращения, а в сфере производства. У. Петти – автор популярного изречения: «Труд есть отец и активный принцип богатства, а земля его мать». Для увеличения богатства страны он полагал, что вместо наказания тюремным заключением необходимо ввести денежные штрафы, а «несостоятельных воров» отдавать «в рабство», заставлять трудиться;

    – различал рыночную (политическую) цену, которая зависит от соотношения спроса и предложения. Вместе с тем У. Петти приходит к выводу, что основу рыночной цены составляет «естественная цена», или стоимость. Он определял ее затраченным на производство товара трудом. Такая цена, по его мнению, выражается определенным количеством серебра;

    – он высказал догадку о природе прибавочного продукта, указал, что рента как выражение совокупной сельскохозяйственной стоимости выводится не из земли, а из труда, и определяется как созданный трудом избыток над тем, что необходимо для поддержания жизни работника;

    – характеризуя заработную плату, У. Петти исходил из того, что она имеет объективную основу, установил ее зависимость от стоимости средств существования рабочего. У. Петти сводил заработную плату к минимуму средств существования. Он был сторонником низкой заработной платы, считая, что только в этом случае рабочий будет трудиться с достаточным напряжением сил

    Во Франции зарождение классической политэкономии связано с именем Пьера Буагильбера.

    Основные идеи П. Буагильбера:

    – выступал с критикой меркантилизма, считая его главным виновником бедственного экономического положения страны, в осо-бенности доведенного до нищеты французского крестьянства. Для этого он считал необходимым проведение покровительственных мер по отношению к сельскому хозяйству, которые уменьшили бы гнет крестьянства и облегчили его положение;

    – считал, что богатство нации заключается не в деньгах, а в полезных вещах, прежде всего в продуктах земледелия. Он рас-сматривал богатство в противоположность меркантилистам как сум-му потребительных стоимостей, а его основу видел в сельском хозяйстве;

    – деньги, по его мнению, должны находиться в постоянном движении, их роль сводится к средству обмена. Он выступал против денег, которые назвал «всеобщим палачом». Они «объявляют войну всему роду человеческому». В деньгах – причина нарушения правиль-ных пропорций между обмениваемыми товарами, основное зло и ис-точник бедствий народа; считал возможным и необходимым упраздне-ние денег .

    17в. Экономические взгляды физиократов. Ф. Кенэ. А. Тюрго.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта