Главная страница

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского


Скачать 258.6 Kb.
НазваниеНациональный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского
АнкорDiplom
Дата24.10.2022
Размер258.6 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаVlad_Tsepesh_VKR.docx
ТипРеферат
#752529
страница2 из 12
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Глава I. Формирование бюрократического аппарата в России в первой четверти ХVIII века

    1. Идеологическое оформление абсолютизма в России в ХVII – первой. четверти ХVIII века



Эволюция государственного строя России, становление здесь абсолютизма, происходили под влиянием развития всех сторон жизни общества, то сопровождалось появлением и развитием в недрах феодализма

буржуазных отношений, а также обострением как классовой, так и внутриклассовой борьбы среди феодалов.

Основные политические институты абсолютной монархии в России получили свое юридическое закрепление в достаточно короткие исторические сроки. Это процесс стимулировало экономическое, социальное, политическое развитие страны в ХVII веке. Исходя из этого, можно говорить о том, что в России возникла идеологическая концепция, благодаря которой абсолютизм в стране был оформлен юридически.

Монархия в России имеет тысячелетнюю историю. При этом монархия, как и любая другая форма правления, не может обходиться без идеологических оснований своего существования. Идея самодержавной власти в России на протяжении веков изменялась в соответствии с теми этапами развития, через которые проходило государство.

Первым, кто обосновал законность и необходимость центральной власти (в виде власти великого князя киевского), стал митрополит Илларион.

В своем произведении «Слове о законе и благодати» (приблизительно 1037 год) он высказал мысль о том, что сущность государства определяется тем, что оно реализует Божественную волю: носитель верховной власти – «причастник» и «наследник» Царствия небесного1.

Именно Илларион сформулировал основополагающие идеи необходимости в стране сильной централизованной власти в лице единоличного монарха:

  • божественное происхождение власти монарха;

  • ответственность монарха как перед Богом, так и перед подданными за свои деяния;

  • в основе власти монарха лежит высокая духовность и нравственность;

  • монарх, совершая дела во имя государства, стоит над сиюминутными интересами общества 1.

В ХVI столетии монах Филофей разработал теорию, получившую названия «Москва - Третий Рим». Он высказал мысль о том, что в государстве все обязаны безоговорочно выказывать послушание монарху, чья власть восходит к Константину Великому, а освободившаяся Москва – единственная хранительница православной веры – становится Третьим Римом.2

С обоснованием власти самодержавия выступил и Иван IV Грозный. Он наиболее полно сформулировал идею неограниченной верховной власти, о безусловном самовластии ее носителя: только монарх вправе определять политику государства, воля царя отожествляется с государственной необходимостью.3

Избрание Михаила Романова на престол породило необходимость подтвердить легитимность его власти. Появляется идея Всенародного избрания царя, его власть приобретает легитимность в связи со всенародным избранием на Земском соборе, единственном органе власти, который может поставить правителя во главе страны 4.

В ХVII веке было продолжено развитие идей о необходимости самодержавия в Московском государстве, о богоизбранности государя, о его духовно-нравственном отношении к подданным. Однако именно в ХVII веке во взглядах на власть самодержца появляются новые черты. Так, например, достойны внимания высказывания Симеона Полоцкого о монархе и необходимости его просвещения. Важнейшей идеей Симеона Полоцкого представляется мысль о том, что деятельность монарха должна основываться на законах. Именно в этом, по мнению автора, состоит основная задача любого самодержца, который не должен быть деспотом, а должен править своим народом на основании законности и поддержания правопорядка 1.

Сторонником самодержавия выступал и идеолог купечества и протекционизма И.Т. Посошков, автор книги «О скудости и богатстве», противопоставивший неограниченную монархию в России политическому строю некоторых других государств.2

Идеи С.Полоцкого, И.Т.Посошкова легли в основу формирования взглядов Петра I на само государство и государственную власть в нем. Неуклонное стремление Петра I к возвышению Отечества проявляется, прежде всего, в поднятии на недосягаемую высоту авторитета главы государства – монарха, сосредоточению в его руках всей полноты власти.

В 1716 году Петр I изложил свои взгляды на характер царской власти в Воинском уставе: царь «… никому на свете о своих делах ответа дать не должен, но и силу, и власть имеет сои государства и земли, яко христианский государь по своей воле и благо… управлять.3

В 1721 году Россия становится империей, а Петр I принимает титул «Отца Отечества, императора Всероссийского, Петра Великого». Необходимо отметить, что данный титул был дан ему в соответствии с прошением Сената и при согласии на это Святейшего Синода. Изменение титула государя свидетельствовало о том, что престиж власти монарха в России существенно возрос 1.

В Духовном регламенте подчеркнуто, что подданные должны подчиняться власти монарха, так как как это не противоречит воле Божьей 2.

Особое место среди законов, посвященных статусу российского монарха, занимают акты, определяющие его титул. Титул монарха - визитная карточка государства. Признание соседними странами титула монарха означает признание территориальных границ, а также «ранга» самого государства.

Петр I, по сути дела, сам ввел титул «императора». Оформлено это было как соответствующее прошение российских сенаторов. Полный титул Российского императора в грамотах, направляемых в иностранные государства, должен был быть записан следующим образом: «Петр Первый, Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, царь Казанский, царь Астраханский, царь Сибирский, Государь Псковский и Великий князь Смоленский, князь Эстляндский, Лифляндский, Карельский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных, Государь и Великий князь Новгорода Низовская земли, Черниговский, Рязанский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кандийский и Всея Северные страны, повелитель и государь Иверская земли, Картамыских и Грузинских царей и Кабардинская земли, Черкасских и Горских князей и иных наследный государь и обладатель».3

Петр I широко использовал нормы «естественного права», нашедшие отражение в сочинениях европейских идеологов абсолютизма – Д. Локка, Т.Гоббса, Х. Вольфа. Данные мыслители развивали тезис о том, что абсолютная монархия является одной из лучших форм государственного правления, с которой связаны положительные моменты в развитии государств. При этом ученые проводили мысль о том, что для того, чтобы государство было справедливым, монарху необходимо проявлять заботу по отношению ко всем подданным, действовать так чтобы создавать в государстве «общее благо» 1.

Европейские мыслители считали, что монарх должен действовать через государственные учреждения, которые должны работать над мероприятиями, проводимыми в государстве, направленными на то, чтобы оно развивалось, а граждане получали от этого пользу. В этом случае понятие государство в своей деятельности будет опираться на закон, а монарх будет и главным «слугой государства» и гарантом соблюдения правовых норм в нем 2.

Однако заметим, что теоретики абсолютизма, как правило, считали, что создание государства «общего блага» не возможно, что это - утопия.

С другой стороны, всякая теория претерпевает заметные изменения при претворении ее в действительность, иначе - теория в чистом виде осуществляться на практике не может. Кроме того, абсолютизм в отдельной стране имеет свои отличительные черты и формы, зависит от сложившихся исторических, экономических, социальных, политических традиций. Петр I, по сути, сам определил, что он понимает под «общим благом», приняв в 1720 году «Генеральный регламент», регулирующий государственную и гражданскую службу в России 3. Основными направлениями деятельности государства, которые закрепил данный документ, были: сохранение порядка в обществе, обеспечения справедливого суда, создание сухопутной армии и флота (как военного, так и торгового). Н.И. Павленко отмечает, что любое действие Петра I рассматривалось как направленное на достижение цели по созданию в стране «общего блага» 4.

Наиболее полное обоснование идеология абсолютизма в России в начале ХVIII века нашла в произведении теоретика монархии архиепископа Феофана Прокоповича «Правда воли монаршей», который выдвинул концепцию «образцовой, высшей обязанности» царя на его «службу». Прокопович отмечал, что монарх является высшим из чинов, как бы поставлен над всеми остальными Божественным провидением. Мыслитель считал, что сам Бог «поручил» монарху нелегкую миссию - управлять своими подданными 1.

Феофан Прокопович был хорошо знаком с договорной теорией права, заимствовал из нее многие идеи и понятия. Так, например, он считал, что люди, чтобы жить мирно, развивать свое общество, должны передать власть над собой повелителю, который за это обязан их защищать, взамен получая над ними власть. Благодаря взглядам Ф.Прокоповича в русской политической мысли сформировался образ отца Отечества, то есть, монарха, который принимает разумные решения, способствующие развитию страны 2.

Таким образом, анализ идеологического оформления абсолютизма в России в первой четверти ХVIII века позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, идеологические концепции абсолютизма в России были синтезированы из идей западноевропейских философов и опыта других европейских абсолютных монархий с учетом исторических предпосылок в самой России. Для обоснования власти абсолютного монарха и его политики использовались известные еще в ХI веке аргументы - идея Божественного происхождения власти и Божественного промысла государя.

Во-вторых, абсолютизм предполагал создание системы законов, устанавливающих правовой порядок, который, в свою очередь, детально регулирует все стороны жизни подданных.

В-третьих, правительство Петра I ввело и определило понятие «общего блага», являвшегося целью законов и государства и фиксировавшего необходимость служить Отечеству для каждого жителя государства, причем характер службы государству определяется служебной принадлежностью.

Таким образом, эти отдельные аспекты и составили в совокупности своей ту идеологическую концепцию, которая оформила социальные, экономические, политические, культурные преобразования, которые вели к укреплению в России абсолютизма.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


написать администратору сайта