Главная страница
Навигация по странице:

  • Права и обязанности сторон договора авторского заказа

  • Служебные произведения

  • Правовые кейсы

  • Пис. Наглядное пособие право интеллектуальной собственности


    Скачать 2.51 Mb.
    НазваниеНаглядное пособие право интеллектуальной собственности
    Дата28.03.2022
    Размер2.51 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла978-5-7996-3042-3_2020.pdf
    ТипНаглядное пособие
    #421833
    страница7 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   15
    Договор авторского заказа
    По договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчи- ка) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на матери- альном носителе или в иной форме (ст. 1288 ГК РФ)
    Субъекты договора: с одной сторон – только автор произведения, который должен создать произведение лично, с другой – заказчик произведения (как правило, индивидуальный пред- приниматель или юридическое лицо)
    Предметом договора являются создание и передача заказчику произведения, которое долж- но быть четко определено в договоре (по жанру, объему, названию, тематике). Материаль- ный носитель произведения передается заказчику в собственность
    Договором авторского заказа может быть предусмотрено отчуждение заказчику исключи- тельного права на произведение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах
    Произведение, создание которого предусмотрено договором авторского заказа, должно быть передано заказчику в срок, установленный договором. Договор, который не предусматрива- ет и не позволяет определить срок его исполнения, не считается заключенным
    При необходимости и при наличии уважительных причин автору для завершения создания произведения предоставляется дополнительный льготный срок продолжительностью в одну четвертую часть срока, установленного для исполнения договора, если соглашением сторон не предусмотрен более длительный льготный срок (п. 2 ст. 1289 ГК РФ). По истечении льготного срока, предоставленного автору, заказчик вправе в одностороннем порядке отка- заться от договора авторского заказа (п. 3 ст. 1289 ГК РФ)
    Возмездный договор должен содержать условия о вознаграждении автора и порядке его выплаты
    В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора авторского заказа, за кото- рое автор несет ответственность, автор обязан возвратить заказчику аванс, а также упла- тить ему неустойку, если она предусмотрена договором. При этом общий размер указанных выплат ограничен суммой реального ущерба, причиненного заказчику

    68
    Права и обязанности сторон договора авторского заказа
    Обязанности автора
    Создать обусловленное произведение согласно заданию заказчика в срок, установленный договором
    Передать заказчику материальный носитель произведения (в собственность или во времен- ное пользование в зависимости от условий договора)
    По требованию заказчика доработать произведение, внести в него исправления (по резуль- татам рецензирования)
    При создании произведения не нарушать авторские и иные права третьих лиц
    Передать заказчику исключительное право на произведение (если договор предусматри- вает отчуждение исключительного права) либо предоставить право использования произ- ведения на основании исключительной или неисключительной лицензии (если договор предусматривает предоставление права)
    Обязанности заказчика
    Выплатить автору вознаграждение (в случае заключения возмездного договора) в размере,
    сроки и способом, предусмотренными условиями договора (разовые или периодические платежи, процентные отчисления от дохода и т. п.)
    Соблюдать неимущественные права автора, не подлежащие передаче по договору (право авторства, право на неприкосновенность произведения и т. п.)
    Не представлять третьим лицам право на использование произведения (сублицензионный договор) без письменного согласия лицензиара (если иное не предусмотрено договором)
    По требованию автора представлять отчеты об использовании произведения (в случае за- ключения лицензионного договора заказа)

    69
    Служебные произведения
    Служебное произведение – это произведение науки, литературы или искусства, созданное в преде- лах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей, которые принадлежат только автору (ст. 1295 ГК РФ)
    Авторские права на служебное произведение,
    а также право на вознаграждение за исполь- зование этого произведения работодателем,
    а также при передаче исключительного пра- ва работодателем другому лицу или сохра- нение произведения в тайне принадлежат автору
    Исключительное право на служебное произве- дение принадлежит работодателю, если трудо- вым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное
    Если работодатель в течение трех лет со дня,
    когда служебное произведение было предо- ставлено в его распоряжение, не начнет исполь- зование этого произведения, не передаст ис- ключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение возвращается автору
    Иные условия использования служебных произведений
    Право на вознаграждение за служебное произведение неотчуждаемо и не переходит по наследству, однако права автора по до- говору, заключенному им с работодателем,
    и не полученные автором доходы перехо- дят к наследникам
    Если в соответствии с п. 2 ст. 1295 ГК РФ
    исключительное право на служебное произ- ведение принадлежит автору, работодатель имеет право использования соответствующе- го служебного произведения на условиях про- стой (неисключительной) лицензии с выплатой правообладателю вознаграждения
    Работодатель может обнародовать служебное произведение, если договором между ним и авто- ром не предусмотрено иное, а также указывать при использовании служебного произведения свое имя или наименование либо требовать такого указания

    70
    Правовые кейсы
    1. Автор обратился в суд с иском к ряду организаций о защите интеллектуальных прав,
    взыскании компенсации за неправомерное использование произведений, компенсации мо- рального вреда, полагая, что ответчики нарушили его интеллектуальные права на созданные им произведения, распространив сборник, содержащий сочинения, в которых частично ко- пируются сочинения истца.
    Вправе ли автор обращаться с такими требованиями?
    2. Организация обратилась в суд с иском к А. о компенсации за нарушение исключи- тельных авторских прав на музыкальные произведения. Иск мотивирован тем, что в торговом помещении А. был реализован компакт-диск с записями шести музыкальных произведений
    (песен), исключительные права на которые принадлежат организации. Организация просила суд взыскать в ее пользу компенсацию в размере 10 000 руб. за использование каждого из шести объектов авторских прав, права на которые принадлежат организации.
    Суд возложил на ответчика обязанность выплатить компенсацию за допущенное нару- шение из расчета 10 000 руб. за каждое музыкальное произведение. Апелляционной инстан- цией размер компенсации был уменьшен, так как ответчиком незаконно распространен только один экземпляр компакт-диска, на котором были записаны шесть музыкальных произведений,
    что образует одно нарушение исключительных прав истца.
    Какой суд прав?
    3. Акционерное общество, являвшееся производителем туристических буклетов и путево- дителей, обратилось в арбитражный суд с иском к музею-заповеднику о взыскании компенса- ции за нарушение авторских прав на картографическое произведение, представляющее собой карту территории заповедника с нанесенными на нее достопримечательностями. По мнению истца, ответчиком издается и распространяется в переработанном виде карта заповедника, права на которую принадлежат истцу; договор о передаче исключительных прав на картографическое произведение не заключался.
    Судом для решения вопроса о том, является ли карта заповедника, созданная ответчиком,
    переработкой творчески созданной карты истца или самостоятельным произведением, наз- начена экспертиза. Из экспертного заключения следует: карта истца и карта ответчика различа- ются внешним оформлением и авторским стилем – оригинальным расположением на листе для наглядного представления, количеством обозначений и подписями к ним; карты истца и ответчика созданы разными авторами независимо друг от друга. При этом допущена веро- ятность использования при создании обеих карт единой исходной информации.
    Является ли картографическое произведение объектом интеллектуальной собственнос- ти? Имелись ли у истца исключительные права на свое картографическое произведение? На- рушил ли эти права ответчик? Решите дело.
    4. Гражданин Г. обратился в суд с иском к гражданам Ш., С. и издательству о защите авторских прав, указывая, что он является автором диссертации, публичная защита которой состоялась в 2007 году, а также статьи, опубликованной в 2009 году в журнале. В 2010 году издательством была издана книга, авторами которой указаны Ш. и С., содержащая фрагменты диссертации Г. и его научной статьи. Истец просил суд взыскать с ответчиков компенсацию за нарушение исключительных прав на произведение, компенсацию морального вреда и изъять из оборота нереализованные экземпляры книги.
    Решением суда, оставленным без изменения апелляционным определением, в удовле- творении иска отказано. Суд исходил из того, что в книге Ш. и С. имеются фразы и форму- лировки, схожие с теми, которые были использованы в диссертации и статье истца, однако

    71
    произведения истца и ответчиков различны по смысловой нагрузке, характеру изложения и ориентированы на различные читательские аудитории. Произведения Г. являются научными произведениями, тогда как произведение Ш. и С. адресовано читателям, не являющимся спе- циалистами в области экономики. Суд пришел к выводу о том, что наличие в книге широко распространенных фраз, явно схожих по содержанию с имеющимися в общедоступных источ- никах, которые использовались Г. при написании его произведений, само по себе не может свидетельствовать о заимствовании Ш. и С. формулировок именно из диссертации и статьи Г.
    Фрагменты произведений истца и выводы, изложенные в его работах, являются, по мнению суда, общеизвестными фактами, которые изложены в той или иной форме в разных источниках.
    Какие обстоятельства являются юридически значимыми для разрешения данного дела?
    Нужны ли специальные знания в области лингвистики и экономики для установления обстоя- тельств дела? Необходимо ли было проводить экспертизу при рассмотрении дела?
    5. Организация по управлению правами на коллективной основе обратилась в суд с ис- ком к индивидуальному предпринимателю о взыскании денежной компенсации за нарушение авторских прав, указав, что в помещении салона красоты, принадлежащего ответчику, было осуществлено бездоговорное публичное исполнение музыкального произведения (с помощью радиоприемника), в связи с чем просила взыскать с ответчика компенсацию за нарушение ис- ключительного права на публичное исполнение произведений, расходы на оплату государ- ственной пошлины, расходы на проведение экспертизы записи исполненных произведений.
    Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения судом второй инстанции,
    в удовлетворении иска отказано. Суды пришли к выводу о том, что индивидуальным пред- принимателем не осуществлялось незаконное публичное исполнение музыкального произве- дения, в помещении салона красоты состоялось сообщение музыкального произведения в эфир,
    то есть для всеобщего сведения, которое предоставляется неограниченному кругу лиц органи- зацией эфирного вещания.
    Правы ли суды?
    6. Гражданка М. обратилась в суд с иском к издательству и полиграфической организации о защите авторских прав и взыскании компенсации морального вреда, указав, что ответчики нарушили ее авторские права, опубликовав в издании – фотоальбоме – 12 фотографий, автором которых она является, однако в качестве автора не указана. М. просила суд взыскать с ответ- чиков авторское вознаграждение и компенсацию морального вреда с каждого ответчика.
    Удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из того, что издательство было не вправе включать в фотоальбом без разрешения М. фотографии. Отменяя решение суда и от- казывая М. в удовлетворении исковых требований, суд второй инстанции исходил из того, что издательство не знало об авторстве М. на спорные фотографии, в связи с чем отсутствовала вина ответчика в нарушении авторских прав истца и не имелось оснований для возложения на него ответственности.
    Чья позиция правильная?
    7. Партнерство обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпри- нимателю о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав на использование персонажей детского мультипликационного сериала в размере 10 000 руб. за каждый из 7 пер- сонажей.
    Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения постанов- лением арбитражного суда апелляционной инстанции, исковые требования удовлетворены,
    с ответчика в пользу истца взыскано 70 000 руб. Суды сочли, что ответчиком допущено наруше- ние исключительного права на все 7 персонажей. Постановлением арбитражного суда касса- ционной инстанции судебные акты изменены. Исковые требования удовлетворены частично.

    72
    С предпринимателя в пользу партнерства взыскано 10 000 руб. – компенсация за нарушение исключительных прав. При этом суд пришел к выводу, что незаконное использование несколь- ких частей (персонажей) одного произведения, даже являющихся самостоятельными объек- тами авторских прав, составляет одно нарушение исключительного права на произведение.
    Кто прав в споре?
    8. Партнерство обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответ- ственностью о взыскании компенсации за нарушение его 16 исключительных прав, выразив- шееся в размещении на реализованной ответчиком футболке персонажей одного детского муль- типликационного сериала.
    Суд первой инстанции взыскал компенсацию на основании ст. 1301 ГК РФ за незаконное размещение на товаре каждого отдельно взятого персонажа мультипликационного сериала.
    Арбитражный суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация за нарушение исключительных прав на произведение как за одно правонарушение.
    Оцените судебные акты.
    9. Гражданка М. является автором и обладателем исключительных прав на отдельные главы книги. В 2008 году издательством университета была опубликована книга, автором ко- торой указан В. Данное издание содержит разделы, в которых частично воспроизведено со- держание глав книги М., при этом В. не получал согласия М. на воспроизведение глав ее книги
    М. подала иск в суд с требованием обязать ответчика опубликовать в СМИ сведения о нару- шении им ее авторских прав с указанием имени действительного правообладателя, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда за нарушение права авторства, компенсацию за нарушение исключительного права на использование произведения, а также запретить пов- торное издание или допечатку, опубликование в электронном виде, распространение в сети
    Интернет, в электронных правовых базах книги В. с включением положений чужого произ- ведения.
    Ответчик ссылался на то, что он частично использовал данное произведение в своей профессиональной (преподавательской) деятельности, а именно для чтения лекций, то есть в целях удовлетворения собственных профессиональных потребностей, что является вос- произведением в личных целях. Эти конспекты лекций были опубликованы в незначительном количестве экземпляров.
    Допускает ли закон такое использование произведения без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения? Можно ли признать такое использование произведения ис- пользованием в личных целях; использованием в целях, не связанных с извлечением дохода?
    Можно ли считать цитированием помещение в книге ответчика библиографического описания книги истца в списке рекомендуемой литературы? Решите дело.
    10. Гражданин Б. является автором каталога проектов дачных домов и бань. На сайте об- щества с ограниченной ответственностью в сети Интернет размещены принадлежащие ему каталоги, в связи с чем Б. обратился в суд за защитой своих авторских прав.
    Суд исследовал авторство истца в отношении графических эскизов и пришел к выводу об исчерпании права, предусмотренном ст. 1272 ГК РФ.
    Является ли перечень результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, которым предоставляется правовая охрана, исчерпываю- щим? Каким объектом могут являться графические эскизы истца? Какую возможность пре- доставляет принцип исчерпания права? Можно ли применять этот принцип в данном слу- чае? Является ли сеть Интернет местом, открытым для свободного посещения по смыслу ст. 1276 ГК РФ?

    73 11. Гражданин Б. работал в филиале ГУП в качестве инженера автоматизированной сис- темы управления, предприятие использовало его программы для ЭВМ и не производило опла- ту за это. Разработка программ осуществлялась Б. в рамках трудового договора и возложенных на него должностной инструкцией обязанностей. Договоры об использовании служебного про- изведения сторонами не заключались. Разработку программ Б. осуществлял для их использо- вания на предприятии с привлечением технических ресурсов предприятия и внедрял разра- ботанные программы в производственную деятельность предприятия, программы исполь- зовались только на предприятии и со времени его увольнения не используются.
    Кому принадлежит исключительное право на программу для ЭВМ? Нарушает ли пред- приятие авторские права Б.? Обязано ли оно выплачивать ему вознаграждение за использова- ние программ?
    12. Гражданин К. обратился в суд с иском к юридическому лицу о взыскании денежных средств за нарушение авторских прав и компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что в июле 2006 года им создан текст песни – гимна этого юридического лица, которая стала обя- зательным атрибутом всех корпоративных мероприятий, проводимых ответчиком, но до нас- тоящего времени ответчик не заключил с истцом договор о передаче прав на использование произведения.
    Решением суда, оставленным без изменения определением суда второй инстанции, в удов- летворении исковых требований отказано. Суд первой инстанции исходил из того, что ответ- чик нарушения авторских прав истца не допустил, созданный гимн юридического лица являет- ся результатом труда нескольких авторов, а не исключительно одного истца, при создании этого произведения истец знал, для какой цели оно создается, и тем самым выразил желание пере- дать результат своего труда юридическому лицу, исполнение гимна на официальных меро- приятиях не образует нарушения авторских прав истца. Юридическое лицо не осуществляло публичного исполнения своего гимна, воспроизведение гимна осуществлялось только на про- водимых ответчиком корпоративных мероприятиях, которые, по мнению суда, являются ме- роприятиями официальными.
    Прав ли суд? Как автор может передать права на использование своего произведения?
    Являются ли корпоративные мероприятия, проводимые юридическим лицом, публичным исполнением музыкального произведения? Являются ли они официальными церемониями?
    Нарушены ли права истца?
    13. Акционерное общество «Институт экспериментального проектирования» обратилось в арбитражный суд с иском к строительной компании о признании за ним исключительных прав на архитектурный проект, а также права на осуществление авторского надзора за строи- тельством архитектурного объекта и запрещение ответчику использовать техническую доку- ментацию, разработанную другой организацией, для реализации проекта.
    При разрешении спора судом установлено, что институт в соответствии с договором, за- ключенным со строительной компанией (заказчиком), создал архитектурный проект шумо- защитного жилого дома. Авторами проекта являются работающие в институте архитекторы.
    Согласно условиям договора институтом была разработана документация для строительства первой очереди объекта. Данные материалы были переданы строительной компании, приня- ты и оплачены ею. Документацию, подготовленную по договоренности для других этапов строительства, строительная компания не приняла со ссылкой на отсутствие надлежащего фи- нансирования. Однако затем, не расторгая договора с институтом, без его согласия и ведома заказала изготовление документации другой проектной организации за меньшую цену и при- ступила к строительству объекта.

    74
    Решите дело. Что из перечисленного является объектом правовой охраны: архитектурный проект, разработанная на его основе документация для строительства или архитектурный объект?
    Вправе ли автор архитектурного проекта требовать от заказчика предоставления права на учас- тие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строи- тельстве здания или сооружения? Вправе ли заказчик заказать разработку документации иной организации?
    14. В ходе проверки компьютерного клуба, проведенной сотрудниками управления внут- ренних дел, было обнаружено, что в нем размещены компьютеры, принадлежащие индиви- дуальному предпринимателю, и на каждом из них установлены игровые программы, права на которые принадлежат акционерному обществу. Компьютеры сдавались в прокат физическим лицам. Акционерное общество (правообладатель) обратилось в арбитражный суд с иском к ин- дивидуальному предпринимателю о взыскании суммы компенсации за нарушение исключи- тельного права на использование программ для ЭВМ. Индивидуальный предприниматель про- тив удовлетворения иска возражал, так как правомерно установил программы на принадлежа- щие ему компьютеры и занимался сдачей в прокат не программ для ЭВМ, а компьютеров.
    Ответчик ссылался на статью 626 ГК РФ, согласно которой предметом проката являются сами компьютеры.
    Решите дело.

    75
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   15


    написать администратору сайта