Философия. ФИЛЭКЗ. Наука и мировоззрение, наука и картина мира, наука и культура особенности взаимоотношений
Скачать 141.21 Kb.
|
Философия и наука в эпоху Возрождения: общая характеристикаВозрождение, или Ренессанс, пришлось на XV–XVI века и выражалось в возвращении к идеалам античной культуры, оттеснении церкви и религиозной идеологии от главенства в духовной культуре общества, обращении к светским, гражданским доминантам в общественной жизни. Эта тенденция ярче всего выразилась в движении гуманистов. Гуманизм проявился в том, что с потусторонних, божественных сюжетов общественное внимание переключилось на земные, посюсторонние дела и проблемы человека. Человек, как и Господь, прежде всего творец, и эта его способность ярче всего проявляется в искусстве. Именно искусство становится ведущей формой общественного сознания эпохи, а эстетические ценности доминируют в мировоззрении людей того времени. Ренессанс был золотым веком искусства, когда непревзойденные по сей день титаны Возрождения – великие поэты, писатели, художники создавали выдающиеся произведения искусства. Специфика философии в эпоху Возрождения – антропоцентризм (от греч. anthropos – человек), поскольку философы также рефлектируют гуманистическую проблематику. В русле гуманистического направления они создали учения гилозоизма (от греч. hile – целиком, и zoya – жизнь), согласно которому вся природа есть живое существо; панпсихизма (от греч. pan – всё и psiheya – душа), согласно которому природа одушевлена и разумна; наконец, материалистическая философская линия проявилась в пантеизме (от греч. pan – всё и theos – Бог): в этой версии ставится знак равенства между Богом и Природой, когда мир рассматривается по аналогии с человеком в единстве души – Бога и тела – природы. Именно пантеизм был признан церковью еретическим учением, поскольку Бог в этой версии не является персоной, личностью и поэтому не может быть ни создателем-творцом, ни демиургом-управителем мира, и есть лишь безличное ratio – разумное начало всего сущего. Именно за эту ересь в 1600 году был сожжен на костре на Площади Цветов в Риме итальянский мыслитель Джордано Бруно. Представитель пантеистической философии Николай Кузанский (Николас Кребс) применял понятия математики для иллюстрации тождества Бога и природы. Так, при бесконечном радиусе окружности совпадают противоположности, характеризующие ее свойства: кривая линия становится прямой, поскольку кривизна стремится к нулю, а центром окружности может быть любая точка внутри круга. Николай оперирует понятием предела как возможного совершенства и тождества крайностей в бесконечности задолго до появления этих понятий в математическом анализе. Тем самым он использует формы диалектического мышления. Тот же Джордано Бруно впервые в истории философии и науки выдвинул идею о множественности миров, согласно которой звезды на небе суть такие же светила, как наше Солнце, и кажутся нам светящимися точками лишь потому, что находятся очень далеко от нас. В своей принципиально новой космологии Бруно опирался на гелиоцентрическую модель Вселенной, предложенную в качестве гипотезы польским астрономом Николаем Коперником в XV веке, причем система Коперника отличалась от модели Птолемея лишь положением Земли и Солнца: относительно звезд ему ничего, подобного идее Джордано, в голову не приходило. Однако глубоких идей в эпоху Возрождения в науке было немного, зато было множество открытий и изобретений, часть которых оказала огромное влияние на развитие европейской культуры, а часть – далеко опередила свое время. Поскольку главной фигурой в науке Ренессанса был инженер, изобретатель, конструктор, то можно утверждать, что наука эпохи Возрождения имела практический характер. Крупнейшие открытия этой эпохи были сделаны в географии. Благодаря изобретению компаса, астролябии, секстанта стали возможными дальние плавания, а постройка больших морских кораблей позволила плыть в Океан. Так были открыты Америка экспедициями Христофора Колумба, морской путь в Индию плаванием кораблей Васко да Гамы, совершено открытие Тихого океана кругосветной экспедицией Фернана Магеллана. В качестве изобретений, опередивших свое время и реализованных значительно позже, перечислим лишь те, что были найдены в набросках и чертежах великого не только художника, но и ученого – Леонардо да Винчи. Это акваланг, танк, дельтаплан, вертолет, подводная лодка! Значение письменности и книгопечатания для науки: история открытияИстория началась в Шумере 5000 лет тому назад. В Месопотамии, стране «между двух рек», люди придумали письменность. Благодаря клинописи, египетским иероглифам, арабской каллиграфии, китайским идеограммам человечество знает свою историю с древнейших времен. В 14 в. до н.э. финикийцы торговцы и путешественники придумали первый алфавит. С 15 века, когда было изобретено книгопечатание, история письменности переплетается с историей печатного дела. Развитие ремесла и торговли, Великие географические открытия, возникновение университетов — все это способствовало становлению просвещения, росту образованности. Книг требовалось все больше и больше. Рукописные мастерские, расположенные главным образом в монастырях и в замках владетельных особ, не могли удовлетворить увеличивавшуюся из года в год потребность в книгах. Тогда и возникло книгопечатание — целый комплекс производственных процессов, позволявших механическим способом изготовлять книги. Создавая книгопечатание, люди позаботились и о том, чтобы всемерно упростить и облегчить процесс изготовления печатной формы. Ее составляли из металлических брусочков — литер, на торцах которых воспроизведены рельефные зеркальные изображения букв, цифр, знаков препинания... Литеры отливали предварительно с помощью несложной словолитной формы. Первые опыты книгопечатания проводил еще в 1041—1048 гг. китайский кузнец Би Шэн; литеры он изготовлял из глины. В 12—13 вв. в Корее использовались уже металлические литеры. Создателем европейской системы книгопечатания стал великий немецкий новатор Иоганн Гутенберг (ок. 1399—1468). Именно он сумел найти наилучшие технические формы воплощения идей, которые частично высказывались и до него. Иоганн Гутенберг воспроизводил механическим способом один лишь текст; всевозможные украшения и иллюстрации рисовали в готовых оттисках от руки. В 1457 г. ученик изобретателя Петер Шеффер (ок. 1425 — ок. 1503) на страницах «Псалтыри» сумел воспроизвести многокрасочные буквицы — инициалы и свой издательский знак. Книгопечатание было удивительно своевременным изобретением; оно очень быстро распространилось по Европе. В 1465 г. типографский станок заработал в Италии, в 1470 г. — во Франции, в 1473 г. — в Бельгии и Венгрии, около 1473 г. — в Польше, в 1474 г. — в Испании, в 1476 г. — в Чехословакии и Англии. Славянским шрифтом — кириллицей начал печатать впервые Швайпольт Фиоль (ум. 1525) в 1491 г. в Кракове. В истории отечественного книгопечатания первым должно быть названо имя великого белорусского просветителя Франциска Скорины (ок. 1486 — ок. 1541). В 1517 г. он основал славянскую типографию в Праге, где печатал отдельными изданиями ветхозаветные книги Библии. В 1522 г. Скорина создал первую типографию в Вильнюсе и напечатал здесь «Малую подорожную книжку» и «Апостол». В 17 в. на смену типографской ремесленной мастерской приходит полиграфическая мануфактура с широко развитым разделением труда. Таким предприятием был и Московский печатный двор. Реформировал книгопечатание Петр I, который в 1702—1703 гг. начал выпускать первую русскую газету, а в 1708 г. ввел новый гражданский шрифт, бытующий и сегодня. 20 век стал в книгопечатании периодом перехода от машин, механизирующих отдельные производственные операции, к автоматическим системам. Изобретатели выдвинули проекты полностью автоматизированных типографий. В последнее время появились портативные типографии, в основе которых лежит микрокомпьютерная и микропроцессорная техника. Такие типографии называют настольными; они дают возможность всем со сравнительно небольшими затратами выпускать книги. |