Главная страница
Навигация по странице:

  • Рационализм

  • Первая форма (классический позитивизм)

  • Второй позитивизм

  • Третий позитивизм или неопозитивизм

  • Постпозитивизм

  • Философия. ФИЛЭКЗ. Наука и мировоззрение, наука и картина мира, наука и культура особенности взаимоотношений


    Скачать 141.21 Kb.
    НазваниеНаука и мировоззрение, наука и картина мира, наука и культура особенности взаимоотношений
    АнкорФилософия
    Дата19.12.2021
    Размер141.21 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФИЛЭКЗ.docx
    ТипДокументы
    #309257
    страница16 из 21
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21

    Философия и наука новоевропейского рационализма и эмпиризма


    XVII в. ознаменовал наступление нового этапа в эволюции европейской философской мысли. Гносеологическая проблематика (теория познания: изучение взаимоотношений объекта, субъекта и знания в процессе позновательной деятельности) стала преобладающей в новоевропейской философии, а поиск метода научного познания во многом определил философский облик XVII века. При решении проблемы метода в философии Нового времени сложились два метафизических в своей сути подхода, по-разному трактовавшие источник и природу человеческого знания - эмпиризм и рационализм.

    Рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Паскаль)

    Основоположник рационализма – Декарт.

    Рационализмом в теории познания называется стиль мышления, основанный на признании приоритета мышления, интеллекта в познании. Чувственное познание признается вспомогательным, дополняющим к выводам разума. Рационалисты считали, что возможно найти некие интеллектуально очевидные мыслительные положения, аксиомы, на основании которых по правилам формальной логики построить непротиворечивое, совершенное знание о мир.

    Декарт (Рассуждение о методе, правила для руководства ума) установил дуализм в человеке, как мыслящей субстанции и протяженной (телесной) субстанции.признал суверенность разума, поставил метод в основу философии, интеллектуальная интуиция критерий историны и первоначал знания. Определил 4 правила метода: 1) не принимать ничего не веру, 2) расчленять сложное на простое, 3) синтез частей, 4) непрерывность цепи умозаключения.

    Спиноза (Этика, Богословско-политический трактат): субстанция является причиной самого себя, отожествлял природу и бога.

    Лебниц (Монадология, Новые опыты в человеческом разумении): В основании всего сущего лежит субстанция, но, в противоположность Спинозе, число их бесконечно и названы Лейбницем «монадами». Только монады составляют действительность, все остальное только явления монад или то, что исходит из монад. Сформулировал 4 закона логики.

    Паскаль открыл целостность личности не только как познающей субстанции.

    Эмпиризм (Бэкон, Локк, Гоббс)

    Основатель эмпиризма – Фрэнсис Бэкон

    В основе познания стоит чувственный опыт. признания приоритета опыта, чувств в процессе получения верного знания. Это не только источник знаний, но и постоянный ориентир для интеллекта, который должен постоянно соотносить свои результаты с данными чувств. Задача 1 разума не измышлять, не выдумывать-прибавлять, а лишь очищать содержание опыта от второстепенного, наносного.

    Бэкон (Новый Органон): чувственный опыт основа познания, индукция основной метод. Истинность эксперимента подстверждается повторением результатов.

    Локк (Опыт о человеческом разуме): отрицал врожденные идеи, Познание как соединение простых идей в сложные. Локк особо подчеркивал, что интеллект не должен выдумывать, он должен схватывать моменты общности, содержащиеся в самих вещах. Другими словами, он фиксирует и абстрагирует, но ни в коем случае не создает, не созидает. Локк заявил о субъективности части качеств материальных вещей, таких как звук, цвет, вкус; о том, что они есть состояния наших воспринимающих органов. Но Локк не решился на последовательный сенсуализм и считал, что первичные качества (такие, как протяженность, движение и т. п.) присущи самим вещам.
    1. Философия и наука в позитивизме


    Позитивизм —одно из наиболее широко распространенных философских направлений XIX — ХХ веков, заключавшейся в абсолютизации роли науки и научного познания в системе культуры и идейной жизни общества.

    Позитивизм выступил в процессе своей эволюции в четырех формах:

    • «первый позитивизм» (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль);

    • «второй позитивизм» (Э. Мах и Р. Авенариус);

    • «третий позитивизм» — неопозитивизм, включающий в себя различные течения: «логический позитивизм» (Б. Рассел), «лингвистический позитивизм» (Л. Витгенштейн), аналитическая философия (К. Поппер), логическая семантика (Р. Карнап);

    • постпозитивизм (И. Лакатос, Т. Кун) и т. д.

    Единственным источником истинного, действительного знания в позитивизме являются конкретные (эмпирические) науки, при этом отрицается познавательная ценность философского исследования. Выдвигается лозунг: «Наука сама по себе философия». Возникновение философии науки было своеобразной реакцией на неспособность спекулятивной философии (например, немецкой классической философии) решить философские проблемы, выдвигавшиеся с развитием науки и техники.

    Кроме того, для всех форм позитивизма характерно особое понимание предмета и задач философии: подвергается резкой критике понимание философии как метафизики и отстаивается идея «подлинной научной философии», ориентирующаяся на строгие образы естественнонаучного, математического знания. Философия должна быть построена по образу и подобию науки, понимаемой как нейтральная в мировоззренческом отношении, т. е. по отношению к основному вопросу философии. Позитивная философия должна отказаться от попыток постигнуть «первые начала бытия» и познания, ибо такое знание не нужно для практических целей и принципиально не достижимо. В конечном счете позитивная философия была сведена к формальной логике и методологии науки, а ее предмет ограничивался обобщением и систематизированием положительного знания.

    Первая форма (классический позитивизм) возникает в середине XIX века, родоначальником его является Огюст Конт.

    Позитивная философия в противоположность предшествующей метафизике не должна изучать мировоззренческие вопросы и вопросы о причине и сущности явлений, она должна изучать общие научные положения, системы понятий и методы частных наук. Короче говоря, философия должна быть целостной системой общих положений частных наук, представленной дедуктивно. Предметом философии, по Конту, являются: во-первых, изучение общих научных положений, исследование взаимных положений и связей наук друг с другом как противодействие специализации наук; во-вторых, изучение логических законов человеческого разума; и наконец, изучение хода работы человеческого разума по пути исследования.

    Второй позитивизм, получивший название «эмпириокритицизм» (критика опыта) или махизм. Эрнст Мах (1838-1916) и немецкий философ Рихард Авенариус.

    Главную задачу философии видели не в обобщении данных частных наук (Конт), а в создании теории научного познания.

    Третий позитивизм или неопозитивизм. Для всего неопозитивизма характерно еще большее сужение предмета философии и сведение его к анализу языка науки, методологии научного познания, превращение логики в формальную и математическую, нацеленную на совершенствование языка науки.

    Постпозитивизм Эта концепция не имеет одного выраженного целостного течения, включая в себя совокупность идей и направлений, пришедших на место неопозитивизму
    1. 1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21


    написать администратору сайта