Главная страница
Навигация по странице:

  • Модель развития науки Т. Куна

  • Понятие "парадигма" в концепции Куна

  • Роль научного сообщества в мире науки

  • Эволюция развития науки

  • Понятие "научная революция"

  • Метод познания

  • Классификация

  • Философия. ФИЛЭКЗ. Наука и мировоззрение, наука и картина мира, наука и культура особенности взаимоотношений


    Скачать 141.21 Kb.
    НазваниеНаука и мировоззрение, наука и картина мира, наука и культура особенности взаимоотношений
    АнкорФилософия
    Дата19.12.2021
    Размер141.21 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФИЛЭКЗ.docx
    ТипДокументы
    #309257
    страница18 из 21
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21

    Основные положения и понятия в работе Т. Куна «структура научных революций»


    Особое место в философии науки XX в. занимает концепция американского философа и историка науки Томаса Сэмюеля Куна (1929-1996). В своей известной книге "Структура научных революций" Кун выразил достаточно оригинальное представление о природе науки, общих закономерностях её функционирования и прогресса, заметив, что "его цель состоит в том, чтобы обрисовать хотя бы схематично совершенно иную концепцию науки, которая вырисовывается из исторического подхода к исследованию самой научной деятельности".

    Модель развития науки Т. Куна В противоположность позитивистской традиции Кун приходит к убеждению, что путь к созданию подлинной теории науки лежит через изучение истории науки, а само её развитие идет не путем плавного наращивания новых знаний на старые, а через коренную трансформацию и смену ведущих представлений, т.е. через периодически происходящие научные революции.

    Понятие "парадигма" в концепции Куна

    Новым в толковании научной революции у Куна является понятие парадигмы, которое он определяет как "признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений". Иначе говоря, парадигма есть совокупность наиболее общих идей и методологических установок в науке, признаваемых всем научным сообществом и в определенный период времени направляющих научные исследования.

    Роль научного сообщества в мире науки

    С понятием парадигмы тесно связано понятие научного сообщества. В некотором смысле эти понятия синонимичны. "Парадигма - это то, что объединяет членов научного сообщества, и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих парадигму". Представители научного сообщества, как правило, имеют определенную научную специальность, получили сходное образование и профессиональные навыки. Каждое научное сообщество имеет свой собственный предмет исследования. Большинство ученых-исследователей, по мнению Куна, сразу решают вопрос о своей принадлежности тому или иному научному сообществу, все члены которого придерживаются определенной парадигмы. Если вы не разделяете веру в парадигму, вы остаетесь за пределами научного сообщества.

    Эволюция развития науки

    Рассматривая историю развития науки, Кун выделяет, прежде всего, допарадигмальный период, который, по его мнению, характерен для зарождения любой науки, прежде чем эта наука выработает свою первую, признанную всеми теорию, иначе говоря, парадигму. На смену допарадигмальной науке приходит зрелая наука, которая характеризуется тем, что в данный момент в ней существует не более одной парадигмы. В своем развитии она проходит последовательно несколько этапов - от "нормальной науки" (когда господствует принятая научным сообществом парадигма) до периода распада парадигмы, получившего название научной революции.

    Понятие "научная революция"

    Период кризиса заканчивается только тогда, когда одна из предложенных гипотез доказывает свою способность справиться с существующими проблемами, объяснить непонятные факты и благодаря этому привлекает на свою сторону большую часть ученых. Эту смену парадигм, переход к новой парадигме Кун называет научной революцией. "Переход от парадигмы в кризисный период к новой парадигме, от которой может родиться новая традиция "нормальной науки", представляет собой процесс далеко не кумулятивный и не такой, который мог бы быть осуществлен посредством более четкой разработки или расширения старой парадигмы. Этот процесс скорее напоминает реконструкцию области на новых основаниях, реконструкцию, которая изменяет некоторые наиболее элементарные теоретические обобщения в данной области, а также многие методы и приложения парадигмы".

    Каждая научная революция изменяет существующую картину мира и открывает новые закономерности, которые не могут быть поняты в рамках прежних предписаний.
    1. Основные представители, положения и понятия синергетики ХХ века


    Синергетика – междисциплинарное направление науки, объясняющее образование и самоорганизацию моделей и структур ив открытых системах, далеких от термодинамического равновесия.
    1. Философия, знание и наука у Ф. Бэкона


    Френсис Бэкон (1561-1626) является родоначальником эмпиризма. Он считал, что истинное знание не могут быть самоцелью, оно является лишь средством для развития человечества.

    Он выдвинул новаторскую идею, в соответствии с которой главным методом познания должна стать индукция. (Индукция — логическое умозаключение, идущее от частного положения к общему). Этот метод противопоставлялся методу дедукции (Декарт) согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с помощью четких логических приемов.

    Метод познания:

    Указывая на плачевное состояние науки, Бэкон говорил, что до сих пор открытия делались случайно, не методически. Их было бы гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод — это путь, главное средство исследования.

    Классификация наук. По его мнению состояние науки ужасно, потому что сохоласты сильно запутали человеческое знание. Но при этом сохоластика не дает человеку знания о мире.

    • По критерию памяти: все виды истории

    • По качеству воображения: искусство, поэзия, литература

    • По способности человека к разуму: естественные науки

    Бэкон выделяет два вида опытов:

    • Плодоносные. Приносят практическую пользу для человека (прикладные науки)

    • Светоносные. Направлены на освещение дороги во тьме.

    Исследовательский метод, разработанный Фрэнсисом Бэконом— ранний предшественник научного метода. Метод был предложен в сочинении Бэкона «Novum Organum» («Новый органон») и был предназначен для замены методов, которые были предложены в сочинении «Organum» («Органон») Аристотеля почти 2 тысячелетия назад. В основе научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и эксперимент.

    Бэкон предлагал три метода познания:

    1) «путь муравья», заключающийся в кропотливом сборе фактов, где игнорируется разум, отсутствует программа поиска и осмысление; /чистый эмпиризм/

    2) «путь паука»: получение знания из «чистого разума», то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности /чистый рационализм/

    3) «путь пчелы», необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему «снаружи») и, используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь» проблемы, понять ее сущность. /эмпиризм+рационализм/

    Бэкон выделяет причины (идолы), которые препятствуют человеку и человечеству получить истинное знание.

    Идолы рода и призраки пещеры — врожденные заблуждения людей, которые заключаются в смешивании природы познания с собственной природой.

    В первом случае (идолы рода) речь идет о преломлении познания через культуру человека (рода) в целом — то есть человек осуществляет познания, находясь в рамках общечеловеческой культуры, и это откладывает отпечаток на итоговый результат, снижает истинность знания.

    Во втором случае (идолы пещеры) речь идет о влиянии личности конкретного человека (познающего субъекта) на процесс познания. В итоге личность человека (его предрассудки, заблуждения — «пещера») отражается в конечном результате познания.

    Идолы рынка и идолы театра — приобретенные заблуждения.

    Идолы рынка возникают из-за неправильного, неточного употребления речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражений.

    Идолы театра возникают из-за влияния существующей философии на процесс познания. Зачастую при познании старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание не всегда в нужное русло.

    Исходя из наличия четырех основных препятствий познания, Бэкон советует максимально абстрагироваться от существующих «идолов» и получать свободное от их влияния «чистое знание».
    1. 1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21


    написать администратору сайта