Главная страница

Философия. ФИЛЭКЗ. Наука и мировоззрение, наука и картина мира, наука и культура особенности взаимоотношений


Скачать 141.21 Kb.
НазваниеНаука и мировоззрение, наука и картина мира, наука и культура особенности взаимоотношений
АнкорФилософия
Дата19.12.2021
Размер141.21 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФИЛЭКЗ.docx
ТипДокументы
#309257
страница15 из 21
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   21

Кант: взаимоотношение науки и философии


Все нам в опыте не дано.

В философии Канта выделяют докритический период и критический период.

Докритический период – интересы Канта направлены на природу. Прорыв Канта в эволюционизме. До Канта преобладала креоционистская идея возникновения мира. А Кант говорил о том, что солнечная система есть история, до солнца было облако, из которого возникли планеты и солнце. Первый исторический взгляд на природу.

Кант понял недостаток механистического взгляда на мир: нельзя все упрощать.

В критический период. Канта начинает интересовать процесс познания человеком мира. Усомнился в нашей способносте познавать мир.

«Критика чистого разума»

«Критика практического разума»
Все состоит из: феномена и ноумена. «Вещь-в-себе».

Кант считал, что человек должен понять свои границы, которые нельзя переступить. Человек может познать явление (феномен). А «вещь-в-себе» недоступна для познания человеком.

Наука признана упорядочить знания.

Главное для науки – прирост знаний, который происходит априорно. Связь – функция рассудка.

Человек не открывает законы природы, а вписывает в природу, ученый становится активным.

Априорные формы существуют ради опыта, сама по себе форма несодержательна, а опыт ее дополняет.

Кант вводит понятие «антиномия», обозначающее неразрешимое противоречие разума самого с собой.

Человек неминуемо приходит к ситуации, когда наше мнение раздваивается:

1) мир конечен во времени и в пространстве; мир бесконечен во времени и в пространстве;

2) всё в мире просто и неделимо; нет ничего в мире простого, всё сложно и делимо;

3) в мире существует свобода; нет в мире свободы; всё необходимо;

4) существует первопричина мира; не существует первопричины мира.
Он выделил три вида познавательных способности человека – чувственность, рассудок и разум. Термином «рассудок» Кант назвал способность познающего субъекта создавать общие понятия и суждения, то есть, определенным образом «обрабатывать», обобщать чувственное знание. Термином «разум» Кант обозначил способность субъекта размышлять о мире как единстве всех явлений, о Боге как причине всего сущего, о душе как единстве всех психических явлений в человеке. Если разум попытается анализировать понятия «мир», «Бог» и «душа» так, как это стал бы делать рассудок, с реальными природными явлениями, то неизбежно придет к противоречиям – «антиномиям» (греч. antinomia – противоречие).
  1. Основные принципы критической философии И. Канта


«Критики чистого разума», изложены в таких трудах, как «Критика практического разума» (1786), и «Критика способности суждения» (1790)

Критика чистого разума – основание теории познания

Критика пратического разума – этика и мораль

Критика способности суждения – обсуждение прекрасного и этики
Иммануил Кант (1724–1804) – родоначальник немецкого идеализма. Осуществил переворот в философии, рассматривая познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам. Впервые специфика познающего субъекта рассматривается как главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет знания.

В самом субъекте Кант различает два слоя, два уровня:

1) эмпирический (индивидуально-психологические особенности человека);

2) трансцендентальный (всеобщие определения, составляющие принадлежность человека как такового). Объективность знания обусловливается структурой трансцендентального субъекта (надындивидуальное начало в человеке).

Предмет теоретической философии: исследование познавательной деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. В этом смысле Кант называет свою философию трансцендентальной. Он называет свой метод также критическим: критический анализ наших познавательных способностей. Деятельность субъекта впервые выступает как основание, а предмет исследования – как следствие: в этом и состоит «коперниканский» переворот в философии, осуществленный Кантом.

Соотношение рационального и эмпирического моментов в познании. Научное знание – синтез чувственности и рассудка. До Канта общепринятым было считать научно-достоверными аналитические суждения, полученные путем логического анализа понятий. Математику считали самой достоверной из наук – знанием аналитическим. Суждения, в которых даются эмпирические констатации («все лебеди белы») не заключают в себе необходимого и всеобщего знания. Такие синтетические суждения носят характер апостериорный и по своей всеобщности не могут сравниться с суждениями априорными.

По Канту, наша чувственность имеет свои доопытные, априорные формы, в которые с самого начала как бы «укладываются» эти ощущения, с помощью которых они упорядочиваются. Эти формы – пространство (это априорная форма внешнего чувства, или внешнего созерцания) и время (априорная форма чувства внутреннего созерцания). Синтетические суждения могут быть априорными в том случае, если они опираются только на форму чувственности, а не на чувственный материал. А таковы, по Канту, суждения математики, которая конструирует свой предмет, опираясь либо на частое созерцание пространства (геометрия), либо на чистое созерцание времени (арифметика.

Кантовское понимание процесса познания: вещь воздействует на чувственность человека, порождает многообразие ощущений, ощущения упорядочиваются с помощью пространства и времени, предмет восприятия. Восприятие – субъективно. Рассудок подводит многообразие чувственного материала под единство понятия с помощью категорий.

Мы можем познать только то, что сами создали – эта формула лежит в основе теории познания Канта.
  1. 1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   21


написать администратору сайта